Главная
Регистрация
Вход
Суббота
20.04.2024
01:30
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » История

Тихомиров Димитрий Иванович

Димитрий Иванович Тихомиров и его педагогическая деятельность

Дмитрий Иванович Тихомиров (1844—1915) — педагог, деятель народного образования, издатель и редактор.


Димитрий Иванович Тихомиров

(Речь, произнесенная на акте Владимирского женского епархиального училища 21 ноября 1915 г.)
«В сороковой день по кончине выдающегося русского педагога Димитрия Ивановича Тихомирова нахожу благовременным вспомнить о нем, тем более, что вспоминать о почивших, которые трудились при своей жизни для общей пользы, и справедливо, и поучительно. Справедливо потому, что оставшиеся в живых пользуются трудами их. Поучительно потому, что жизнь лучших людей, трудившихся для общественной пользы, может служить примером лучшей жизни и деятельности.


Димитрий Иванович Тихомиров

Сын небогатого многосемейного сельского священника Нерехетского уезда Костромской губернии, Димитрий Иванович Тихомиров до десятилетнего возраста прожил в родной семье, под непосредственным влиянием благочестивых и трудолюбивых отца и матери. Родители его жили в близком общении с крестьянами, прихожанами церкви, и, по своим материальным средствам, не могли жить роскошнее жизни крестьян среднего достатка. Товарищами Димитрия Ивановича были крестьянские ребята. Он часто бывал в крестьянских избах, — сам и с отцом, при совершении последним треб. И полюбил Д. И. крестьян и крестьянских детей. И эта любовь сохранилась в нем во всю его жизнь и особенно живо проявлялась, когда ему приходилось обучать учеников — крестьян.
Видя добрые примеры трудолюбия и в своей семье, и в семьях крестьян, Д. И. и сам с детства привык к труду, и трудолюбие осталось навсегда одною из преобладающих черт его характера.
Первым учителем Димитрия Ивановича был его отец. От него он воспринял начатки Закона Божия и научился читать, писать и начальному счету. Подготовившись таким образом к поступлению в духовное училище, он десяти лет отвезен был в Костромское училище, где и окончил курс. Отец не имел средств для содержания сына в духовной семинарии и вынужден был отдать его на казенное содержание в Ярославскую низшую военную школу. По окончании этой школы, Димитрий Иванович, как лучший ученик, послан был в Московскую военную учительскую семинарию, подготовлявшую учителей в низшие военные школы.
Пребывание в этой семинарии оказало очень благотворное влияние на Димитрия Ивановича. Он сам говорит, что в ней заставляли учеников трудиться и тем приучали их к труду. Мало того, последовательно вырабатывали в них такие качества, какие необходимы начальному учителю. Состав преподающих в семинарии был особенно удачен. В то время преподавали в ней такие педагоги, как Гедике, Шуф, Басистов, профессор Юркевич, Шереметевский, математик Егоров. Вспоминая о своих наставниках, Д. И. говорит: «Можно без преувеличения сказать, что все они отличались горячею преданностью своему делу и идеально — добросовестным отношением к своим обязанностям. Это были не «служаки» — чиновники, а как бы священно-служители, ставившие высоко звание учителя и внушавшие нам, молодым людям, святую обязанность ставить интересы дела выше своих личных интересов, относиться к учительству и воспитательству, как к высокой миссии, а к детям с гуманной заботливостью». Понятно, что при таких обстоятельствах выработался и поддерживался в семинарии добрый дух, которым проникались ученики ее, переносившие его впоследствии в свои школы. Этим духом проникся и Димитрий Иванович, как особенно чуткий во всему хорошему, возвышенному.
В 1866 году Димитрий Иванович окончил курс семинарии и, как лучший ее воспитанник, назначен был учителем начальной образцовой школы при семинарии. На уроки в образцовую школу приходили как воспитанники семинарии, так и преподаватели ее. Сознавая, какое огромное значение для подготовки к учительской деятельности имеют наблюдательные уроки в школе, Д. И. старательно подготовлялся к своим урокам. Он составлял подробные конспекты всех своих уроков. Об этом он сам говорит так: «Имея в виду, что на образцовых или наблюдательных уроках семинаристы учатся искусству преподавания, я с первых же дней моей учительской деятельности приучался тщательно обдумывать и заранее письменно разрабатывать каждый свой урок, взвешивать каждое свое слово в классе и со вниманием относиться к каждому своему шагу».
После каждого своего урока Димитрий Иванович прочитывал составленный ранее конспект и исправлял то, что на уроке вышло не вполне удачно. Таким образом к концу учебного года у него состоялась методическая проработка учебного материала всего года. В последующие годы он пополнял составленные им конспекты, и таким образом у него накоплялся методический материал, тем более ценный, что разрабатывался путем самодеятельности. Материал этот вошел впоследствии в состав его методических трудов по обучению отечественному языку.
Кроме внимательной подготовки к урокам, важным средством к педагогическому усовершенствованию Димитрия Ивановича служило деятельное участие в педагогических конференциях при учительской семинарии. Для подготовки к учительской и воспитательской деятельности учеников педагогической семинарии, велись как теоретические, так и практические занятия. Для обсуждения последних и ведения бесед по поводу их и собирались еженедельно педагогические конференции, на которых присутствовали, кроме учащихся, преподаватели — руководители. Димитрию Ивановичу, как учителю образцовой школы, приходилось принимать в конференциях особенно деятельное участие, что, по признанию его самого, значительно способствовало его педагогическому усовершенствованию.
Третьим средством к педагогическому усовершенствованию Димитрия Ивановича служило вдумчивое чтение существовавших тогда педагогических сочинений и выходивших педагогических журналов: «Семья и школа», «Народная школа», «Педагогический вестник» и др.
После освобождения крестьян начали устраиваться безвозмездные воскресные и вечерние школы для взрослых. Такую школу устроил при одной из фабрик Д. И. совместно с несколькими другими учителями. Таким образом, Димитрий Иванович днем работал в начальной школе при семинарии, а по вечерам трудился в вечерней школе. Успешностью своих занятий в этой школе он обратил внимание лиц, интересовавшихся делом народного образования, и его избрали действительным членом Московского комитета грамотности.
Состоя членом этого комитета, он разрабатывал вопросы по народному образованию (о содержании курса народных школ, о методе и приемах обучения в этих школах, о школе для взрослых, о постановке занятий на краткосрочных курсах для начальных учителей и т. п.). Вдумчивое отношение к решению этих вопросов служило тоже средством к педагогическому самоусовершенствованию Димитрия Ивановича.
О Димитрии Ивановиче заговорили, как о выдающемся педагоге. И его стали приглашать для руководительства краткосрочными педагогическими курсами для начальных учителей и учительниц. Много лет он принимал на себя обязанность руководителя по русскому языку и методике его. И всякий раз он вносил на курсы живое, бодрящее начало. Будучи сам глубоко убежден в верности тех педагогических и методических положений, которые он выработал путем опыта и усердного изучения, он и на своих слушателей имел неотразимое и благотворное влияние. Они, так сказать, проникались его духом. По окончании курсов они чувствовали особый подъем духа и, разъехавшись по своим школам, с пользою применяли в них те советы и указания, которые им приходилось услышать от Димитрия Ивановича, умевшего с удивительным искусством приноровиться к пониманию своих слушателей и слушательниц. Речь его была ясна, звучна, раздельна и всегда одухотворена внутренним настроением говорившего. Уроки его в образцовой школы при педагогических курсах обыкновенно производили чарующее впечатление на слушательниц и слушателей. Ученики начальной школы у него работали так, что нельзя было не любоваться ими, а работали они так потому, что работа для них была посильна и доставляла подходящее содержание для их душевной деятельности. Особенно увлекательны у Димитрия Ивановича были уроки по объяснительному чтению. Учителя и учительницы, бывшие на педагогических курсах, руководителем на которых был Димитрий Иванович, навсегда сохраняли образ своего уважаемого наставника. Мало того, они придерживались заимствованного у Димитрия Ивановича приема обучения, который и называли «тихомировским».
В виде отчета о некоторых педагогических курсах, Димитрий Иванович составлял «Записки» о них. В эти «Записки» вошли как конспекты сообщений и бесед, веденных Димитрием Ивановичем, так и записи некоторых практических и наблюдательных уроков, а равно изложение тех общих ответов, которые даны были учителями и учительницами на поставленные Димитрием Ивановичем вопросы.
Владельцы некоторых богатых фабрик, напр., фабрики в Орехове, Владимирской губернии, фабрики Товарищества Тверской мануфактуры и др. просили Димитрия Ивановича поставить на должную степень обучение и воспитание в их школах. Димитрий Иванович принимал на себя этот труд и в скором времени школы становились неузнаваемы, так что учебное начальство посылало учителей других школ поучиться, как ведется обучение и воспитание в школах, преобразованных Тихомировым.
В 1872 году, при деятельном участии Димитрия Ивановича, учреждены были в Москве высшие педагогические курсы воспитательниц и учительниц. Димитрий Иванович принял на себя преподавание на этих курсах методики русского языка и руководительство практическими занятиями слушательниц по русскому языку. И сорок три года он с успехом вел эти занятия, а общим ходом занятий на курсах он интересовался до своей кончины. Он обеспечил существование курсов солидным капиталом, внесенным им еще при жизни, а огромное прекрасное здание для курсов выстроено почти исключительно на средства Димитрия Ивановича. Не напрасно это здание и самые курсы названы «Тихомировским» и сам Димитрий Иванович избран был почетным попечителем курсов.
В 1874 году Димитрий Иванович был, избран инспектором начальных школ Московского патриотического общества, а вскоре затем ему предложено было принять на себя и деятельность наблюдателя за учебною частью в школах Дамского попечительства о бедных. Много пришлось потрудиться Димитрию Ивановичу для устройства и ведения учебной и воспитательной части школ названных обществ. И глубокое содержание вложено в надпись на венке от учащих и воспитывающих в школах этих обществ: «Почетному члену от осиротевших и удрученных скорбью учащих и надзирательниц школ Московского благотворительного общества».
Труды и в начальной школе при семинарии, и высших женских педагогических курсах, и по устройству и заведыванию школами фабричными и названных обществ требовали далеко больше того времени, каким располагал Димитрий Иванович. Это побудило его отказаться от обучения в начальной школе при семинарии, в которой он работал в течение десяти лет — с большою пользою как для учеников школы и семинарии, так и для собственного педагогического самоусовершенствования.
В связи с практической деятельностью Димитрий Иванович составлял свои труды. Первым по времени явилась «Азбука правописания, руководство для ведения диктовок». Автор последовательно знакомит учащихся с орфографическими правилами, при чем закрепляет их подобранными примерами.
Ознакомившись с звуковым способом обучения грамоте, Димитрий Иванович составил для начальных школ «Букварь для совместного обучения чтению и письму по звуковому способу». «Букварь» этот разошелся во многих изданиях и несомненно оказал значительное влияние на распространение у нас звукового способа обучения грамоте.
В последующих изданиях «Букваря» Димитрий Иванович внес в него статьи для чтения, рассказы о двунадесятых праздниках, материал для церковно-славянского чтения и для первоначальных занятий по арифметике, одним словом, все содержание первого года учения, чем избавил учеников от необходимости приобретать, кроме «Букваря», другие книги.
К «Букварю» составлено Димитрием Ивановичем «Руководство для учителей», в котором автор в общедоступной форме изложил практические советы и указания относительно ведения занятий по «Букварю».
Напечатавши «Букварь», Димитрий Иванович принялся за составление «Грамматики для начальных школ». К концу года этот труд был закончен. Грамматический материал расположен в нем в дидактической последовательности: от простого и легкого к сложному и более трудному. Кроме того, грамматические знания выводятся в нем из примеров речи. Синтаксические, этимологическая и орфографические знания усваиваются учениками попутно и закрепляются подходящими упражнениями.
Как методическое руководство, «Грамматика» Тихомирова признавалась и до сих пор признается одним из лучших. Она выдержала многие десятки изданий. С каждым новым изданием автор делал в ней изменения и дополнения и наконец сам заметил, что она более подходит для городских училищ, чем для одноклассных сельских школ с трехгодичным курсом. Для этих последних школ он составил «Начатки грамматики».
С целью установления возможного однообразия в программе и способах обучения русскому языку в начальных школах г. Москвы, Московская городская управа поручила Димитрию Ивановичу составить программу и план занятий по этому предмету. Тихомиров принял на себя этот труд и через несколько месяцев явился в печати «Опыт плана и конспектов занятий по русскому языку в начальных школах». Этим трудом Димитрий Иванович оказал значительную услугу не только учителям и учительницам Москвы, но и учащим в начальных школах всей России. В нем содержатся не только мотивированная программа всего курса, но также и конспекты уроков по всем видам занятий по русскому языку, а также практические работы, которые могут быть предлагаемы ученикам школы.
Для обучения учеников школы церковно-славянскому чтению, Димитрий Иванович составил «Книгу для церковно-славянского чтения», в двух частях. При составлении этой книги Димитрий Иванович стремился не только к тому, чтобы подобрать доступный ученикам материал и расположить его по трудности, но также и к тому, чтобы подбираемый материал был поучителен и назидателен для учеников.
К «Книге для церковно-славянского чтения» составлено автором «Руководство для учителей», в котором указаны методы и приемы обучения славянскому языку и приведены методические указания для разработки каждой статьи, помещенной в «Книге для чтения». Руководство это очень полезно, особенно в начальных школах.
Выяснивши себе, благодаря вдумчивому решению различных методических вопросов, предмет и цель начального обучения отечественному языку и средства к достижению цели, Димитрий Иванович принялся за составление капитального труда по методике русского языка. Такой труд и явился в 1887 году, под заглавием: «Чему и как учить на уроках родного языка». Труд этот, по признанию самого автора, слагался в течение всей предшествовавшей педагогической его практики и является как бы ее итогом. В книге «Чему и как учить» учитель находит не только решение общих вопросов о цели, значении и содержании обучения отечественному языку, но также и основательное изложение метода и приемов обучения грамоте, чтению, устному и письменному изложению мыслей начальной грамматике и правописанию. Этою своею книгой Димитрий Иванович внес значительный вклад в русскую педагогическую литературу и каждый учитель почерпнет из нее много для себя полезного и поучительного.
К началу 90-х годов XIX столетия стала сознаваться неудовлетворительность существовавших тогда книг для классного чтения в начальных школах. И Тихомиров принялся за составление такой книги, которая удовлетворяла бы назревшим в то время воззрениям. Он был того мнения, что книга для чтения должна служить, с одной стороны, целям обучения учеников отечественному языку, а с другой — обогащать их такими знаниями и впечатлениями, которые служили бы их духовному усовершенствованию. Сообразно этому воззрению, он и составил «Вешние всходы», в 3-х частях, применительно к трем годам обучения. Подобравши подходящий материал, Димитрий Иванович сгруппировал его по сходству содержания и внутренней связи и расположил по трудности для учеников. Сначала в книге помещены статьи и стихотворения, касающиеся семейной жизни; затем помещены статьи, вводящие учеников в жизнь с другими людьми — чужими, при чем выясняется желательный характер отношений в этой сфере. Чтение этих статей обогащает учеников впечатлениями о необходимости взаимной уступчивости, о долге, о любви, о готовности жертвовать на пользу других своими личными интересами. Далее помещен в книге материал, направленный к выяснению ученикам, что честный труд есть долг каждого человека по отношению к себе и другим. Затем из круга личных отношений чтение ведет учеников в круг общественных отношений и дает понятие об общественной жизни и потребностях общественных, государственных, и средствах к их удовлетворению, об обязанностях каждого гражданина по отношению к обществу и целому народу, о долге служить на пользу общества, внушает, наконец, чувство уважения к чужому народу, человеку вообще, без различия племени и веры. После этого ученики читают статьи, знакомящие их с жизнью природы и с теми из ее явлений, с которыми необходимо познакомиться каждому человеку. Чтение этих статей внушает ученикам, что человек для своего же блага должен относиться разумно не только к подобному себе, но и ко всему его окружающему.
В конце второй и третьей книги «Вешних всходов» Димитрий Иванович поместил церковно-славянский текст для обучения учеников церковно-славянскому чтению. Текст этот взят из Евангелия и других славянских книг и своим содержанием знакомит учеников с основами христианской религии и нравственности. Таким образом текст этот авторитетно подкрепляет и освещает те мысли и впечатления о взаимных отношениях людей между собою, какие вынесены учениками из чтения статей, напечатанных по-русски.
Попутно с чтением и изучением статей и стихотворений, по «Вешним всходам» ведутся и другие работы по русскому языку, направленные к развитию устной и письменной речи учеников и к развитию их душевных сил, чему материал «Вешних всходов» представляет значительную возможность.
Так как учащему в начальной школе нередко приходится вести обучение трех отделений, при чем сам он занимается с одним отделением, другие же отделения втихомолку исполняют предложенные им работы, то автором «Вешних всходов» помещено достаточное количество вопросов и задач для самостоятельных работ учеников, что в значительной мере облегчает учащего при подборе им таких работ.
«Вешние всходы» составлены по образцу «Родного слова» Ушинского, что и служит достоинством их.
Педагогическая критика и учителя и учительницы в свое время нашли «Вешние всходы» лучшей книгой для занятий по русскому языку в начальной школе, что и служило причиной их значительного распространения.
К книгам «Вешние всходы» составлено автором «Руководство для учащих», в котором приведены конспекты объяснительного чтения почти всех статей и стихотворений, помещенных в книгах, и практические упражнения, которые могут быть выполняемы учениками в связи с этими статьями и стихотворениями. Этим «Руководством» Димитрий Иванович оказал очень большую услугу начальным учителям и учительницам, облегчивши им труд подготовки к урокам.
Издавши «Вешние всходы», Димитрий Иванович составил и напечатал элементарное руководство: «Правописание до грамматики». В нем автор практически знакомит учащихся с главнейшими правилами правописания, не сообщая грамматических терминов и определений. «Правописание до грамматики» подготовляет учащихся к уразумению грамматических знаний, когда эти знания придется им усваивать. Кроме того, упражнения, приводимые в этом руководстве, подготовляют учащихся к наблюдению за речью и к выводу путем такого наблюдения грамматических правил.
Само собою разумеется, что «Правописание до грамматики» является полезным пособием не столько для учеников, сколько для учителей, которые и пользуются им при обучении учеников правописанию и к приучению их наблюдать за живою речью — для вывода общих правил.
Нельзя не упомянуть также, что Тихомировым составлены «Начатки географии», «Из истории родной земли» и «Биографические очерки русских поэтов», с общедоступным рассмотрением их произведений. Первые два труда предназначены для школ, а третий для начальных учителей и вообще для лиц, интересующихся русской литературой.
Указанными сочинениями далеко не исчерпываются литературно-педагогические труды Димитрия Ивановича. До 1895 года он печатал свои педагогические сочинения в «Семье и Школе», «Народной Школе», «Педагогическом Сборнике» и других журналах. Принявши на себя издание и редактирование «Детского Чтения» (переименованного впоследствии в «Юную Россию») и «Педагогического Листка», он стал печатать свои сочинения в этих журналах и много приложил труда и уменья для успешного ведения этих журналов. Он привлек в свои журналы лучшие литературные и педагогические силы. И все они дорожили своим участием в его журналах. Ученые и Учебные Комитеты Министерства Народного Просвещения и других ведомств одобрили журналы Тихомирова и они заняли видное место среди педагогических и детских журналов. Двадцать лет Димитрий Иванович трудился для поддержания на должной высоте своих журналов и стойко вел это дело.
Из приведенных педагогической деятельности и педагогических трудов Димитрия Ивановича Тихомирова видно, что он полстолетия трудился для народной школы и учащих в начальных школах. Посмотрим же, какие основные воззрения выработал себе Димитрий Иванович на народную школу и учащих в ней.
Народная русская школа, по его воззрению, должна быть построена на началах православия, народности и преданности Церкви, Престолу и Отечеству.
Необходимо дать естественный выход и беспрепятственное осуществление стремлениям народа к справедливости, добру и свету и всеми мерами содействовать духовному росту как всей нации, так и отдельных ее представителей. Наиболее действительным средством к тому может служить, после Церкви с ее благотворным влиянием, хорошо поставленная школа, долженствующая являться источником добра и света. «Чтобы иметь такое воспитывающее значение, народная школа должна быть общеобразовательной школой, доступной равно для всех и каждого. Специальное и профессиональное образование должно быть построено на основе общего».
«Расширяя и увеличивая свое образовательное содержание в зависимости от духовного роста самого народа, народная школа должна находиться в непосредственной связи, как первый концентр, с следующими ступенями образования — средней и высшей школами, как общеобразовательными, так и профессиональными. Вообще народная школа должна быть первой, хотя и законченной по содержанию, ступенью той лестницы просвещения, по которой каждый может подниматься, насколько он имеет сил и средств».
«Обладание духовными благами не должно быть привилегией избранников, а неоспоримым правом всех и каждого, как право на воздух, свет и тепло. Минимум образования должен быть для кажоаго осуществим и обязателен».
«Начальная школа должна быть школой бессословной; в ней могут обучаться дети разных сословий, как дети одной матери — родины, как граждане одного государства».
«Душою школы должен быть учитель или учительница, служащие делу по призванию, горячо любящие школу и глубоко верующие в ее просветительную силу, обладающие общим и специальным образованием и непременно стремящиеся к самостоятельному его расширению».
«Народная школа в деревне должна служить культурным центром, вокруг которого сплачиваются и все другие общественно-образовательные учреждения».
Таковы были основные воззрения Димитрия Ивановича на народную школу и ее учителя.
Заканчивая свое изложение, приведу следующие сопоставления, которые естественно возникают в сознании:
Детство свое Димитрий Иванович провел в селе, а отрочество и юность в четырех стенах сначала духовного училища, а потом низшей военной школы и военной семинарии; в зрелом же возрасте он стал известен всей России. И этим он обязан своему труду и духовному самоусовершенствованию.
Начавши свою педагогическую деятельность скромным учителем начальной школы, он впоследствии стал выдающимся педагогом. И этим он обязан тоже только своему труду и самоусовершенствованию.
Не получивши в школе даже общего среднего образования (учительская семинария — профессиональное средне-учебное заведение), он в возмужалом возрасте признавался авторитетом в решении педагогических вопросов, и к его мнению прислушивались преподающие даже в высших учебных заведениях. И этим он обязан тоже только своему труду и духовному самоусовершенствованию.
Будучи в юности лишен возможности пройти какую-либо высшую школу, он в возмужалом возрасте избран был членом, и даже почетным, нескольких научных обществ и учреждений. И этим он обязан тоже своему труду и духовному самоусовершенствованию.
Не имея возможности по недостатку средств поступить в духовную семинарию и будучи вынужден, по той же причине, поступить на казенное содержание в Ярославскую низшую военную школу, он к концу своей жизни имел возможность своими средствами обеспечить существование высших женских педагогических курсов и соорудить дом для этих курсов, а равно устроить и обеспечить на юге Крыма санаторий и приют для больных народных учителей и учительниц, народный дом, начальную школу и некоторые другие благотворительные заведения. И этим он также обязан своему неусыпному труду и самоусовершенствованию.
С очевидностью оправдались великие слова поэта: «Добрая воля и честный труд человека дивные дивы творят».
Несомненно многие тысячи начальных учителей и учительниц, а равно все те лица, которым не чужды интересы нашего Отечества, вспомнив с признательностью о почившем педагоге Тихомирове, вознесут свой молитвенный вздох к Творцу миров и произнесут: упокой Господи, раба своего Димитрия за труды, понесенные им для блага начальной школы и учительниц и для пользы нашего Отечества.
К. Ельницкий».

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Часть неофициальная. № 28-29. 16-го июля 1916 года).
Категория: История | Добавил: Николай (10.06.2017)
Просмотров: 1612 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru