Главная
Регистрация
Вход
Четверг
18.04.2024
09:54
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » История

Полтавкинская археологическая культура

МИГРАЦИИ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ на восток

III тыс. до н. э. дает начало мас¬совым переселениям племен ямной культуры и боевых топоров (германо-балто-славяне). Река Ра становится осью расселения ямной культуры.

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА
индоиранцы
3200 - 2300 - 1900 гг. до н.э.
↓↓↓

ПОЛТАВКИНСКАЯ КУЛЬТУРА

2700 - 2100 гг. до н.э.
празападноиранцы
Нижнее Поволжье, Среднее Поволжье, Приуралье, Каспий.

Отход 2-х групп праиранцев не Среднее Поволжье и к Южному Уралу.
Формирование на Среднем Поволжье Полтавкинской культуры ("празападноиранцы").

В настоящее время полтавкинская культура рассматривается в рамках выделенных Н.К. Качаловой средневолжского и нижневолжского (заволжского) вариантов в тех же территориальных границах.
Эталоном полтавкинской культуры, открытой П.Д. Рау и впервые охарактеризованной Н.К. Качаловой ранее считались именно нижневолжские левобережные памятники Нижнего Поволжья. Однако в результате исследований последних лет на территории Волго-Донского междуречья выделилась целая группа погребений с яркими полтавкинскими признаками, введение которых в научный оборот позволило говорить о возможности выделения в рамках изучаемого региона двух локальных вариантов внутри полтавкинской культуры: нижневолжского (по традиции с введенным Н.К. Качаловой и утвердившимся в историографии названием), и волго-донского, ограничив их рубежом Волги – левобережьем и правобережьем (вернее, междуречьем Волги и Дона) соответственно. При сохранении общих специфичных полтавкинских черт (в частности, архаичного обряда (положение умерших в могиле на спине с разворотом на левый бок, или же на левом боку) с ориентировкой костяков в восточный сектор, керамики с орнаментацией в стиле шагающей гребенки и т.д.) по ряду признаков (преобладающей формой могильного устройства выступает подбой, в который умерший, как правило, помещался отвернуто от входа, наличие в могиле тушки барана) волго-донские погребения отличаются от классических заволжских памятников этой культуры. Кроме того, наиболее яркие полтавкинские черты иллюстрируют именно правобережные комплексы, что свидетельствует об особой роли этого региона в развитии данного культурного образования, и вероятно, о формировании здесь центра развитой полтавкинской общности. К финалу развитого этапа средней бронзы полтавкинская культура в своем волго-донском варианте стала компонентом в сложении волго-донской катакомбной культуры. Об этом свидетельствует сохранение на данном этапе характерных могильных конструкций – подбоев, заплечиковых ям, связанных единой семантической составляющей (подбой – «яма с стенке ямы», заплечиковая конструкция – «яма с дне ямы» (Кияшко А.В., 2002. С. 75), ориентировки в восточный сектор, стиля орнаментации керамики (всей поверхности сосудов зубчатым штампом).

- Единственными значимыми отличиями полтавкинской культуры от ямной культуры являются изменения в гончарных изделиях и увеличение количества металлических вещей. Ямные захоронения продолжаются, но с меньшим использованием охры.

- М.А. Турецкий писал, что полтавкинская культура в заволжских степях (к ней он относил лишь те материалы, которые Н.К. Качалова считала позднеполтавкинскими, а ранние включал в финальный этап ямной культуры) явилась результатом процесса смешения местных ямных и пришлых катакомбных групп населения, который впоследствии и привел к появлению «специфической катакомбной культуры» (Турецкий, 1992. С. 25). По металлическому инвентарю полтавкинская культура относится к северокавказской провинции эпохи средней бронзы, а по общему типу погребального обряда - к культурам катакомбного круга (катакомбной культурно-исторической общности).

- Некоторые исследователи рассматривают Полтавкинскую культуру, как раннее проявление срубной культуры.

- Существуют свидетельства влияния майкопской культуры на её южные территории.

Погребения


Мужчина полтавкинской культуры. Самарская обл.

Ранний этап полтавкинской культуры представлен, по нашему мнению, серией погребений в ямах, содержащих высокие слабопрофилированные и баночные сосуды, сплошь покрытые орнаментом (Светлое озеро 3/1; Ямамюндунг С 17/2; Фриденберг Е 6/2; Новоникольский I 7/17; Верхнее Погромное I 2/ 12). Эта керамика имеет аналогии на Востоке, в памятниках бронзового века Казахстана и Южной Сибири, и, очевидно, фиксирует восточный импульс в сложении полтавкинской культуры. Раннеполтавкинские погребения по ряду признаков синхронны памятникам III группы ямной культуры Волго-Уральского междуречья, оставившие их племена, судя по всему, сосуществовали на одной территории как пришлое и местное население.
Ритуал исследуемых подбойных захоронений характеризуется следующими признаками: преимущественно основное положение в кургане (14 случаев); ориентировка головой на восток с незначительными отклонениями; поза умерших: на спине с разворотом на бок, реже на боку; умершие повернуты спиной ко входу в подбой. В составе инвентаря, как правило, имеется глиняный сосуд; находки других предметов единичны - это бронзовые подвески с прямым или перевитым стерженьком и шариком на конце, височное кольцо с так называемым обратным разворотом, бронзовые ножи и шило, костяные бусы, дисковидные подвески, рубчатые пронизки, сигаровидная булава с фигурным навершием из рога, каменные терочники, кремневый наконечник стрелы с глубокой выемкой в основании. Устойчивым элементом ритуала подбойных могил являются кости мелкого рогатого скота, брошенные.
У подбоев камера служит подземным продолжением входной ямы (аналогичные пропорции, характер обработки стенок). Поэтому вход в нее устроен вдоль всей стенки ямы и никак не оформлен, кроме крутой ступеньки между ними (иногда и она отсутствует). Кроме конструктивных деталей существовало, по всей вероятности, и семантическое отличие подбоев от катакомб. Подбойные могилы периода ранних катакомб, как правило, основные в курганах, для них характерна устойчивая широтная ориентация сооружения и, соответственно, погребенного. Отсутствие в этих подбоях таких существенных элементов раннекатакомбного ритуала, как дополнительных подзахоронений, смещений черепов умерших, обычая ставить в могилу жаровню с углями и класть шкуру животного, свидетельствует о совершенно иной идеологической подоснове этого обряда. В отличие от катакомбы, подбой не является склеповой конструкцией. В погребальном обряде признаками полтавкинской культуры являются: традиция сооружения над могилами индивидуальных насыпей (преимущественно основные погребения); устройство могил в подбоях и ямах; ориентировка костяков в восточный сектор; архаичная для этого периода поза умерших - скорченно на спине, и т.д.

Керамика

Особенностями керамики полтавкинской культуры является преобладание бесшейных яйцевидных сосудов, украшенных композицией орнамента, сочетающей горизонтальный пояс узора на плечике и сплошную орнаментацию тулова, иногда переходящую на днище сосуда. Характерным мотивом орнамента служат оттиски шагающей гребенки. - К финалу развитого этапа средней бронзы полтавкинская культура в своем волго-донском варианте стала компонентом в сложении волго-донской катакомбной культуры. Об этом свидетельствует сохранение на данном этапе характерных могильных конструкций – подбоев, заплечиковых ям, связанных единой семантической составляющей (подбой – «яма с стенке ямы», заплечиковая конструкция – «яма с дне ямы», ориентировки в восточный сектор, стиля орнаментации керамики (всей поверхности сосудов зубчатым штампом).

Полтавкинская культура стала основой для более поздних срубной и потаповской культур.
Ямная культура. 3200 - 2300 - 1900 гг. до н.э. индоиранцы.
Культура Шнуровой керамики. 3200/2900 гг. до н. э. - 2300/1800 гг. до н. э.
Культура Боевых топоров.
Полтавкинская культура. 2700 - 2100 гг. до н.э. празападноиранцы.
Катакомбная культура. 2300 - 1900 - 1250 гг. до н. э. Индо-арии.

ИСТОРИЯ

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: История | Добавил: Николай (28.11.2015)
Просмотров: 2448 | Теги: археология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru