Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
05.12.2016
03:25
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [82]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » История

Катакомбная археологическая культура

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА
Волга, Дон
индоиранцы
3200 - 2300 - 1900 гг. до н.э.
↓↓↓
КАТАКОМБНАЯ КУЛЬТУРА


КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ
↓↓↓

КАТАКОМБНАЯ КУЛЬТУРА

Восточный Каспий, Нижний Дон, Северо-Восточное Приазовье, С. Кавказ
2300 – 1900 – 1250 гг. до н. э.
Индо-арии

- К финалу развитого этапа средней бронзы полтавкинская культура в своем волго-донском варианте стала компонентом в сложении волго-донской катакомбной культуры.

- Глиняная посуда с орнаментом, нанесённым верёвочными штампами, характер узоров которого позволяет включить катакомбную культуру в более широкий круг шнуровой керамики культуры.

- В Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье (Астраханская, Волгоградская и Саратовская обл.) носителями катакомбной культуры была группа родственных племён, генетически связанных с жившими в 3-м тыс. до н. э. на этой же территории племенами ямной культуры.

Сопоставление позднеямного и раннекатакомбного времени фиксирует в одних случаях полное типологическое соответствие (например, в инвентаре-металлических орудий; в обряде - поз и ориентировок умерших, элементов ритуала), в других случаях это аналогии на уровне категорий, но при типологических отличиях: общие костяные молоточковидные булавы (Булава-атрибут Бога Вишну), но "ямные" - стержневидные с горизонтальным поясом орнамента, а "катакомбные" - веретенообразные с вертикальным узором; идентичная по форме посуда, но, соответственно, кругло - и плоскодонная, и т. д. Лишь катакомба является безусловной новацией, которая не имеет и повидимому, не может иметь генетических корней в ямном ритуале. Но ее появлению предшествует формирование таких важных элементов катакомбного обряда, как характерная поза и ориентировка умерших, микродетали ритуала и т. д.
Таким образом, начало раннекатакомбного этапа отмечено только появлением катакомбы. Другие же элементы культуры ранних катакомб зародились на позднеямном этапе. Позднеямное-раннекатакомбное время представляется единым в культурном отношении, когда начинается формирование традиций развитых культур средней бронзы Предкавказья (донецкой, манычской, батуринской и т.д.).

В XXII-XIX вв. до н.э. с юга Восточной Европы создатели ямной культуры были вытеснены, либо поглощены, представителями катакомбной культуры, продвинувшимися в низовья Волги и Дона с восточных берегов Каспия, страдавших от засухи.
Занятие катакомбниками (древнейшими индо-ариями) территории поздней ямной культуры. Аcсимиляция ими значительной части тогдашних праиранцев (полтавкинская культура).

Основным критерием выделения катакомбных культур оказались особенности их керамики. В сильно упрощенном виде они таковы: донецкая культура - кубок; манычская - реповидный сосуд; среднедонская - раструбошейный сосуд; калмыцкая - чугунок; батуринская - высокошейный сосуд с ручками и прочерченным орнаментом; ингульская - чаши со специфическим узором.

- Позднеполтавкинские памятники считаются как местный, волго-донской вариант катакомбной культуры, а с другой стороны, специфическая елочная керамика «позднеполтавкинских» комплексов была воспринята исследователями катакомбной культуры как чуждое, восточное явление.
Донецкая катакомбные культуры (2300–1700 гг. до н.э.) занимали территорию рек Северский Донец и Бахмут, Северо-Восточного Приазовья и даже Нижнего Подонья.
На Дону катакомбная культура представлена культурным слоем Ливенцовского поселения на Нижнем Дону. В катакомбном погребении Ростовской области найдена большая четырехколесная повозка.
Погребальные сооружения традиционно начинаются с входных колодцев-шахт прямоугольной или квадратной формы со ступеньками, так как они порой достигали глубины 1,8-2 м. Входы в камеры закрывались деревянными плахами. Их обычно ставили одним краем на дно колодца, другим - к его стенке над входом в камеру. Иногда применяли каменные стелы.
Формы погребальных камер прямоугольные и округло-овальные. Верх арочный, высота сводов 0,8-1 м. На стенках прослеживаются следы орудий, с помощью которых вырубывали грунт суглинка.
На дне камер - остатки подстилок в виде белого порошкообразного мела и коричневого тлена шкуры животного. Умерших укладывали в скорченном виде на правый бок, ставили посуду.
Для сосудов этой культуры характерны высокое качество, за-глаженность стенок, изящная орнаментация, многообразие форм. Среди других предметов заслуживают внимания изделия из бронзы: вилки-крючья, ножи, шилья, долота, бронзовые бусы - и рядом же с ними кремневые орудия и оружие в виде крупных наконечников копий.

- Памятники бахмутского типа. Региональное развитие донецкой культуры связано с памятниками бахмутского типа, распространившимися на территориях у Северского Донца в 2300-2000 гг. до н.э.
Внешне "бахмутовские" захоронения почти те же, что и "донецкие", но в них ярче прослеживаются обряды окуривания, изгнания злых духов из могилы и тела умершего. Инвентарем такому обряду служили "жаровни" из днищ, из обломков стенок больших горшков, либо курильницы. Они обычно заполнены оставшейся после обряда золой. Жаровню ставили у изголовья или у ног. В могилах попадаются зольные пятна от очажков, так же связанных с обрядовой практикой.
Погребальное "приданое" умершим бедное, оно ограничено небольшим набором предметов: посуда, орудия из камня, кости, металла (бронзы). Формы сосудов разнообразны, по-разному они и орнаментированы.
Иногда в погребениях бахмутского типа обнаруживают расчлененные костяки взрослых умерших мужчин. Например, в захоронении у с. Пионерское они были уложены компактно в одной из камер, вторая камера из общего для них колодца предназначалась для инвентаря и под кенотаф.

На позднем этапе катакомбной культуры в Подонцовье обозначились новые культурные образования под названиями: манычский тип и ингульский тип памятников. Причины перемен в культуре региона кроются в систематических миграциях населения из смежных с Подонцовьем территорий.

- Ингульский тип памятников. Примером влияния на Подонцовье может служить факт присутствия признаков захоронений и вещей из очень отдаленной, так называемой ингульской культуры, известной на реках Ингул и Южный Буг. Это было очень пестрое государство. И по языку (кавказские, семитские, индоевропейские, древнебулгарские диалекты, и проч.), по антропологии, по обрядам - культуре. Они жестко держались в рамках кастовой системы.
Погребения ингульского типа выполнены в катакомбах, входные шахты к которым круглые, диаметром 1 м, камеры овальные. Одни из них глубокие, другие мелкие. Умерших укладывали на спину в вытянутом положении, подстилали растительную циновку, которую посыпали мелом, а погребаемого покрывали шкурой крупного животного. Одной из устойчивых составляющих обрядов следует считать применение охры. Ее много на дне камеры около лица, рук и ног, ею же иногда "расписывали" камеры.
Уникальным открытием, связанным с применением охры, следует назвать обряд моделировки на лице умерших так называемых охристых масок. Ее, в виде смеси охры, древесного угля и мелко толченой ракушки, наносили на лица, замазывали глазницы, нос, уши и посмертные трепанационные участки черепа. Встречаются случаи, когда глазницы умерших накрывали фрагментами керамики или мела, обточенными в виде кружков. Все эти обряды, видимо, связаны с религиозными воззрениями.
Инвентаря в захоронениях немного, почти половина вообще безынвентарные. Керамика характеризуется хорошим качеством, заглаженностью стенок, умеренной орнаментацией и сравнительно приземистыми формами сосудов. В могилы кладут топоры-молотки, наконечники стрел, металлические изделия.

- Манычская катакомбная культура. Дальнейший путь катакомбной культуры Северского Донца связан с памятниками манычского типа. К захоронениям манычского типа относят прежде всего те, которые сопровождаются специфическими по форме реповидными и высокими, цилиндрошейными горшками. Происходят такие горшки из Предкавказья, Нижнего Поволжья, но больше всего они известны на р. Маныч в Калмыкии. Там они сосредоточены наиболее компактно, поэтому и названы "манычскими". Отсюда они распространяются по Северскому Донцу.

- Среднедонская катакомбная культура (2100–1800 гг. до н.э.). Получивший самое широкое распространение на развитом этапе развития культуры плоскодонный горшок с выпуклыми боками и высоким раструбовидным горлом почти неизвестен в других катакомбных и тем более синхронных некатакомбных культурах. Территория распространения памятников с такого рода керамикой и иными специфичными элементами весьма обширна: на востоке это правобережье Волги от Саратова до Волгограда, на западе - правобережье р. Оскол, на юге - левобережье Северного Донца. Северная граница проходит примерно по линии Курск-Мичуринск-Саратов.

- Днепро-азовская раннекатакомбная культура в Северо-Восточном Приазовье (2100–1900 гг. до н.э.).
Единственными памятниками катакомбной культуры Северо-Восточного Приазовья на сегодня являются погребения, так как поселений на данной территории пока не обнаружено. Для исследования привлечено 70 погребений, происходящих из 71 кургана. Погребения занимали преимущественно восточную и южную полу кургана. Инвентарь катакомбных погребений данного района отличается немногочисленностью и небольшим разнообразием. Особенностью является почти полное отсутствие изделий из металла.
В керамике преобладают две основные формы: круглодонная и плоскодонная. Инвентарь типичен для катакомбной культуры. Это каменное оружие, орудия труда и костяные украшения. Среди последних выделяются типы, характерные для ямной культуры - молоточковидные булавы (встречаются в днепро-донецкой культуре, культуре боевых топоров, ямной культуре), нарезанные пронизи, уплощенные бусы, клыки, ракушки.

- Днепро-азовская позднекатакомбная культура в Северо-Восточном Приазовье (1900–1600 гг. до н.э.).

Погребения второй группы хронологически стоят между погребениями первой обрядовой хронологической группы и погребениями многоваликовой керамики.

- Предкавказская (манычская) катакомбная культура. Выделяются локальные варианты катакомбной культуры. Один из них - Волго-Манычский - захватывает низовья Дона, весь Маныч и астраханские степи до нижнего течения Волги. В этом районе погребения катакомбной культуры оказались впускными в курганы, насыпанные в древнеямное время. Все погребения совершены в катакомбах, вырытых в одной из стен входной ямы, чаще всего дно входной ямы выше пола катакомбы. Погребенные лежали в скорченном положении на левом боку, головой на восток, юго-восток, юг. В могилах найдена охра, кости баранов и лошадей.
У племен катакомбной культуры прослеживается связь с культурой ранних манычских племен и с памятниками Кавказа. Металлические изделия изготавливались на месте, но из кавказской мышьяковистой бронзы. В конце среднебронзового века некоторые скотоводческие племена перешли к разным формам оседлости, свидетельством чего явились немногочисленные степные поселения. Многие из них, такие, как Ливенцовское, испытывали постоянное давление со стороны своих соседей-кочевников. Обладая более совершенными металлическими орудиями, они проникали из степей Предкавказья в район Приазовья, вплоть до нижнего течения Дона. Подобными пришельцами на месте Ливенцовского поселения, у хутора Каратаево на правом берегу Мертвого Донца, была построена мощная крепость из неотесанных камней, окруженная рвом. Она защищала жителей и их стада от нападений врага.
Вели обмен через племена Кавказа с Передней Азией, Ираном, Египтом.

Применение охры

Основными культурами, использовавшими в погребальном обряде охру, были ямная и катакомбная. Но и в самих ямных и катакомбных захоронениях ее применяли не одинаково, да и цвет был различным. В ямных погребениях использовали различные цвета, от оранжевых до желтых и коричневатых оттенков, в катакомбных - яркого алого цвета. Цветовые различия - это результат различных технологий и источников получения минерала. Разноцветие - также не случайность, и оно определяло разные символы. Например, красная краска и угли, встречаемые в захоронениях,- символы огня, а мел (известь) - символ очищения (чистоты), следовательно, эти материалы несли идею очистительной силы.
Такая трактовка сближает погребальные обряды ямно-катакомбной культуры с древними арийскими традициями; одинаковым является то, что в охре арийцы воплощали идею крови. Отсюда брал начало древний обычай приносить в жертвы животных или людей, а их кровью опрыскивать умершего или могилу перед захоронением.
При раскопках следы охры обычно фиксируют в нескольких разновидностях: в виде охристой подсыпки по дну всей камеры или только под скелетом, а также под отдельными его частями (ногами, руками, головой), в виде так называемого "окрашивания" костей, что означает посыпку охристым порошком всего тела умершего, в виде ограниченных пятен охры вокруг умершего, в виде комков (кусков) охры, причем здесь присутствуют как бесформенные, так и обработанные формы. Редко, но все же практиковалась даже роспись охрой плит - стел, которыми закрывали вход в катакомбу, наконец, ею окрашивали стены катакомб. Художественное оформление" погребальных камер осуществляли несколькими приемами. Первый прием - частичная окраска стен, сводов камеры. Второй прием - нанесение полос-линий на дне камер порошковидным составом охры, мела, золы. Третий прием - декорирование камер посредством изображения ступней ног человека. Стопы могли находиться у входа в камеру или ближе к изголовью погребенного. Как правило, катакомбы, в которых обнаружены следы стоп, не стандартные, их площади колеблются от 4 до 9 кв. м. В катакомбах с меньшей площадью обычно изображена одна стопа, а в самых больших - их бывает даже четыре. В этих же могилах замечено увеличение количества погребальной тризны и инвентаря.
Порошковая живопись происходит из практики ямной культуры. Порошок для устойчивости соединения с каменной фактурой скульптуры могли разводить на жировой основе. Художественный прием с применением порошка называется "техника ранголи", и ее можно наблюдать в изображении полос на дне могил. Этнографы отмечают, что даже теперь индо-арийцы украшения и знаки исполняют в технике ранголи: наносят символы возле порога, при входе в жилище. Погребальная камера была своеобразным "вечным жилищем" умершего, поэтому неслучайно стопы изображены у входа в нее.
Самой уникальной и пока что единственной находкой, имеющей отношение к декоративному оформлению камеры, считаем ту, что обнаружена в 1974 г. в кургане у пос. Тошковка Славяносербского района. Внутри погребальной камеры, в специально вырезанной нише, сохранился барельефный портретный образ пожилого бородатого мужчины с драматическим изображением лица, с широко открытым, будто "кричащим" ртом.

- Катакомбные погребения Астраханского региона (Нижнее поволжье, Астраханский край) отличает обилие керамики разных форм, часто покрытой красным ангобом. Все сосуды лепные, плоскодонные, широкогорлые, в большинстве случаев с округлым туловом, некоторые сосуды украшены пышным орнаментом. Встречаются также орнаментированные курильницы на крестовидных ножках, сердоликовые, пастовые, костяные бусы, височные подвески в полтора оборота, бронзовые крюки, листовидные наконечники копий и другие предметы. В мотивах орнамента на керамике часты круги, спирали, четырехугольники, ромбы и другие геометрические фигуры, перекрещивающиеся линии, обозначавшие в первобытном искусстве солнце, жизнь, свет и воскресение. В составе керамического материала особое место занимают сосуды, известные среди исследователей под названием курильниц, которые считаются ритуальными, так как в них находят угли, золу, следы красок. Они представляют собой невысокие чаши на крестовидных ножках, с широкими бортами, на одном из краев расположено отделение, предназначенное для ароматических веществ, часто в нем находят их сгоревшие остатки. У большинства курильниц вся поверхность покрыта орнаментацией.
Для катакомбного общества характерно намеренное подчеркивание профессии умершего, известны захоронения разного ранга знати, оружейников, литейщиков, колесников, кожевников, воинов, художников, служителей культа и т.д. В богатых могилах присутствует напутственная пища и следы огненного ритуала. В катакомбном обществе уделялось большое внимание подчеркиванию социальной и профессиональной принадлежности.
Мерилом богатства считался скот, дававший скотоводу молоко, мясо, кожи и служивший тягловой силой при передвижениях по бескрайним степным просторам. На основании анализа остеологического материала исследователи пришли к заключению о наличии у племен катакомбной культуры развитого скотоводства. Приручение домашних животных в эпоху катакомбной культуры завершается.
Сосредоточение главного богатства - скота в руках отдельных семей привело к появлению богатых и бедных, о чем свидетельствуют курганы, каждый из которых служил кладбищем отдельной семьи. В родовых могильниках, в каждом кургане этого времени основным является мужское погребение главы патриархальной семьи. Основное погребение мужчины иногда сопровождается булавой, видимо, подобные захоронения принадлежат вождям, которые становятся во главе рода или племени.
Большой интерес археологов вызвало парное погребение в повозке в кургане 4 первой группы Лолинского могильника Калмыкии. Погребение было совершено в четырехколесной повозке с арочно-плетеным перекрытием кузова. В ней находились костяки женщины и мужчины. Рядом с этим погребением оказалась катакомба с совместным погребением мужчины, женщины и ребенка, над могилой во входной яме стояла такая же четырехколесная повозка. Обряд хоронить умерших в повозках или вместе с повозками получил широкое распространение в степях от Волги до Дона в катакомбное время. Лишь в районе поселка Лола, в Элистинском могильнике и в зоне Чограйского водохранилища найдено 13 повозок: две глиняные модели кибитки, поставленные на повозке (фургоны) и одна глиняная модель колеса. В повозки впрягались быки. Бычья упряжка распространилась задолго до того, как в колесницы и телеги стали запрягать лошадей, свидетельства чему появляются лишь во второй половине II тысячелетия до нашей эры. В эпоху катакомбной культуры на Нижней Волге попрежнему одним из основных богатств считались овцы - регулярные поставщики высокосортного мяса, шерсти, молока. В детских погребениях находят от нескольких десятков до сотен овечьих астрагалов, которые служили игральными костями. Кроме овец разводились козы, о чем свидетельствуют астрагалы более мелкого размера. В погребениях встречаются также кости крупного рогатого скота.
Не потеряли значения в хозяйстве охота и рыболовство. Поселения располагались обычно по берегам рек или озер, на их территории находят каменные, сверленые или просто округлые глиняные грузила для сетей, что говорит о наличии сетей для рыбной ловли. Берега рек были удобны также для подсобного земледелия. Племена жили большими родовыми поселками, которым соответствовали и родовые курганные могильники, где каждый курган принадлежал отдельной семье.

Расцвет катакомбной культуры пришелся на 1800-1600 гг. до н.э. В это время ареал распространения катакомбной культуры был наиболее широким и достигал на Северном Кавказе районов Чечни и Дагестана. Тесно связанные с населением Центрального Кавказа, носители катакомбной культуры выступали распространителями важных достижений передовых древневосточных цивилизаций. Огромную роль в этом сыграл колесный транспорт, широкое распространение которого относится к этому времени.
Погребения этих племен представляли собой особые подкурганные сооружения - катакомбы. Катакомба состояла из входной ямы, в одной из стенок которой вырывалась камера, куда помещались умерший и сопровождающий его инвентарь. Отверстие в камеру закладывалось деревом или камнем, а входная яма засыпалась. Важной характерной чертой для определения катакомбной культуры являются сосуды, предназначенные для сжигания ароматических веществ (курильницы).

К концу 3-й четверти 2-го тыс. до н.э. племена катакомбной культуры были вытеснены продвинувшимися из района Средней Волги племенами срубной культуры (сформированной племенами ямной культуры).

Усиление доно-волжской абашевской культуры, племена которой в конечном счете вытеснили носителей катакомбной культуры на юго-запад.

КАТАКОМБНАЯ КУЛЬТУРА
↓↓↓
Государтсво Митанни
Ближний Восток, Месопотамия


Еще одна волна представителей рода R1a1 отправилась на юг и достигла Аравийского полуострова, Оманского залива, где сейчас находятся Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, и тамошние арабы, получив результаты тестирования ДНК, с изумлением смотрят на сертификат тестирования с гаплотипом и гаплогруппой R1a1. Арийской, праславянской, «индоевропейской» - назовите как хотите, но суть та же. И эти сертификаты определяют границы ареала походов древних ариев. Времена этих походов в Аравию – 4 тысячи лет назад.
Ямная культура. 3200 - 2300 - 1900 гг. до н.э. индоиранцы.
Культура Шнуровой керамики. 3200/2900 гг. до н. э. - 2300/1800 гг. до н. э.
Культура Боевых топоров.
Полтавкинская культура. 2700 - 2100 гг. до н.э. празападноиранцы.
Катакомбная культура. 2300 - 1900 - 1250 гг. до н. э. Индо-арии.

ИСТОРИЯ

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: История | Добавил: Jupiter (28.11.2015)
Просмотров: 541 | Теги: археология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика