Главная
Регистрация
Вход
Четверг
08.12.2016
14:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [17]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 18
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Русь

Каменные шатровые храмы

КАМЕННЫЕ ШАТРОВЫЕ ХРАМЫ

Каменные шатровые храмы - уникальное явление древнерусской архитектуры. Время возникновения этого архитектурного типа – нач. XVI в.


Церковь Евфимия Великого. г. Псков.

Архитектурный памятник XVI-XVII вв. - церковь св. Евфимия Великого в застройке подворья Снетогорского монастыря - была обнаружена при археологических раскопках, предваряющих прокладку магистрального водопровода в старом центре Пскова летом 2003 года.
Важное качество шатровых храмов - столпообразность - встречалось в русской архитектуре и ранее. Существовал особый тип храма «под колоколы», так как колокольни в виде отдельной башни не существовало. Чаще всего это были многогранные маленькие храмы без опорных столпов внутри (бесстолпные), имеющие несколько ярусов. Таким был предшественник колокольни Ивана Великого в Московском Кремле построенный в 1329 г. Но первые шатровые храмы никак не были функционально связаны со звоном. Идея увенчать небольшой центричный храм не куполом, а вытянутым шатром была принципиально нова.

В настоящее время было установлено, что самым первым шатровым храмом была Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами, но исследования В.В. Кавельмахера, а затем С.В. Заграевского отнесли её постройку к первому этапу строительства Александровой слободы - к 1510-м гг.


Храм Троицы на Государевом дворе в Александровой слободе - первый каменный шатровый храм.

Ранее первым шатровым храмом считалась Вознесенская церковь в Коломенском, возведенная несколько позднее по заказу того же князя в 1532 г. Новые научные сведения не умаляют значение церкви Вознесения в истории русской архитектуры. Она является непревзойденным шедевром шатрового зодчества, хотя и не самой первой постройкой этого типа.


Вознесенская церковь в Коломенском

Обе церкви были задуманы как небольшие придворные храмы в усадьбах московского государя. В результате новых исследований, создателем ансамбля Александровой слободы следует считать итальянца Алевиза Нового. Авторство церкви Вознесения приписывается итальянцу Петроку Малому.
Троицкая церковь как первая постройка принципиально нового типа получилась несколько неловкой. Нижний её ярус (не считая подклета) - четверик, имеющий вполне традиционные формы, не связанные со столпообразными церквями. С востока к нему примыкают три алтарные апсиды. Шатер церкви поставлен на невысокий восьмерик, украшенный кокошниками. Формы четверика говорят о переходном характере архитектуры храма, новый тип здесь ещё не вполне сложился. Храм входил в комплекс деревянного дворца Василия III. С этим могла быть связана идея архитектора использовать в каменной архитектуре формы деревянного зодчества. Шатёр Троицкой церкви уникален так же тем, что внутри него сохранилась фресковая роспись того времени. О других расписанных фреской шатровых храмов неизвестно.
Церковь Вознесения в Коломенском существенно отличается от Троицкого храма. Она поставлена свободно, отдельно от дворца и является своеобразным храмом-монументом. Благодаря особой конструкции с пристенными пилонами Петроку Малому удалось придать храму необыкновенно вытянутые пропорции, в результате получилось здание с необычной «летящей» архитектурой. Употребив привычные для себя ренессансные элементы в отделке храма архитектор стилизовал некоторые детали в духе готики. Вероятно, таким образом он хотел придать храму больше связи с традиционной русской архитектурой, в которой итальянцы примечали сходные с готикой черты. Ренессансные пилястры и карнизы сочетаются здесь с готическими вымпергами и килевидными московскими кокошниками. Формы церкви Вознесения совершенно законченны, тонко продуманы. Четверик храма имеет правильную квадратную форму с выступами по всем сторонам, придающими ему крестообразность. У храма нет алтарной апсиды. Кокошники создают красивый ступенчатый переход к восьмерику. Вознесенская церковь производит неизгладимое впечатление своим внешним видом, при этом интерьер её чрезвычайно мал, так как не предназначался для многолюдного богослужения. Как и во всех храмах XVI века шатер здесь открыт в интерьер, придавая узкому пространству храма невероятную высоту.


1530-е гг. Воскресенская церковь в Городне.

В писцовых книгах от 1538-го года записано: «Село Городня, а в селе каменная шатровая церковь Воскресения Христова, построена по проекту зодчего Аливиза, да другая деревянная церковь Иоанна Милостивого».


Храм Василия Блаженного

Другим шедевром шатрового зодчества является центральный придел собора Покрова на рву (храма Василия Блаженного) на Красной Площади.
Здесь величественный образ шатрового храма послужил памятником победе над Казанским ханством. Вознесенская церковь в Коломенском так же играла роль монумента в память рождения у Василия III наследника - Ивана Грозного. Таким образом, новый архитектурный тип получил определённые функции. Торжественная архитектура, рассчитанная прежде всего на внешнее восприятие, служила мемориальным целям.
Изначально все девять приделов Покровского собора были поставлены как отдельные церкви, лишь позднее соединенные крытыми галереями. Здесь совместились три разные типологии церквей: центральный придел - шатровый (с восьмериком на четверике), четыре средних - столпообразные (восьмигранные многоярусные) и четыре малых, четверики которых завершены пирамидами кокошников. Все приделы, кроме центрального, завершены куполами. Стройный шатёр принял на себя ведущую роль в композиции. Снаружи он богато декорирован разнообразных форм кокошниками, а до кон. XVIII в. имел ещё 8 декоративных главок, стоявших на расположенном посередине высоты шатра уступе.

В завершении всех шатровых церквей сохранился купол. Он приобрел миниатюрные формы, но имеет свой барабан и покрыт снаружи луковичной главой. В некоторых случаях внутренность купола открыта в интерьер шатра (как в Покровском соборе) или отделена куполообразным сводом, завершающим шатёр внутри (как в Коломенском). Позднее (в XVII веке) шатры будут завершаться глухими декоративными главками, так как сами станут лишь декоративной надстройкой над сводом храма.
Во второй пол. XVI в. шатровые храмы получили широкое распространение. Среди них можно выделить разные типологические варианты:
- Восьмерик на четверике (крестообразной или кубической формы).
- Шатёр на четверике без восьмерика.
- Восьмигранный храм без четверика.
- Композиция из нескольких шатровых приделов.
Шатровые храмы возводились по указам царей, строились в царских селах и в имениях знатных людей.
- Примером решения, восходящего к храму в Коломенском, служит церковь Преображения конца XVI века в подмосковном царском селе Остров.


Шатровый храм Преображения Господня (XVI в.) в селе Остров Московской обл. (колокольня достроена в XVIII в.)

Крестообразное основание храма, переходящее в восьмерик, восходит к Вознесенской церкви. Однако храм в Острове имеет алтарную апсиду (что делает здание более традиционным, более удобным для богослужения) и два небольших придела с восточных углов. Приделы имеют форму, схожую с малыми приделами Покровского собора на рву. Приделы соединены окружающей храм галереей. В отделке храма необычен аркатурный пояс под карнизом четверика и круглые окна-розетки на фасадах приделов. Эти европейские по происхождению детали сочетаются с псковскими бегунцом и поребриком в оформлении апсид и барабанов. Над карнизом главного придела сейчас восстановлены декоративные главки, алогичные утраченным на шатре Покровского собора.


Церковь Петра митрополита (Переславль-Залесский)

В Переславле-Залесском на средства Ивана Грозного в 1585 году была построена церковь митрополита Петра, так же восходящая к типологии храма в Коломенском. Её нижний объём имеет четкую форму равноконечного креста с фасадами завершенными кокошниками. Восьмерик и шатёр сделаны меньшей высоты и скромнее оформлены. В целом здание получилось более приземистым. Как и в Вознесенской церкви храм окружен галереей-гульбищем.


Церковь Никиты в селе Елизарово. 1556 год.

В селе Елизарово Переславского района Ярославской области есть небольшая Никитская церковь 1556 года, возведенная в своем имеении Алексеем Басмановым в память казанского похода. Храм так же имеет конструкцию «восьмерик на четверике» с тем отличием от предыдущих церквей, что четверик имеет простую кубическую форму. Фасады четверика оформлены наподобие обычного купольного храма со столпами внутри (фасады разделены пилястрами на три прясла, законченные кокошниками). С востока к храму примыкают объемные апсиды.


Церковь Успения в Брусенском монастыре в Коломне. 1552 год.

Церковь Успения в Брусенском монастыре Коломны, основанном Иваном Грозным так же после взятия Казани - пример храма без восьмерика. Её шатёр поставлен непосредственно на четверик, так же как в Никитской церкви походящий на четверики крестово-купольных храмов. Церковь имеет алтарные апсиды.


Церковь Илии Пророка в Прусах

Схожую архитектуру имеет церковь Илии Пророка в Прусах (Коломенский район Московской области).


Шатровый храм Косьмы и Дамиана в Муроме

Храм Косьмы и Дамиана относился к этому же типу. Верх храма обрушился в XIX веке.


Церковь Воскресения Христова в селе Городня

Редким примером храма без четверика является церковь Воскресения Христова в подмосковном селе Городня (упоминание о каменном храме - 1578 год).
Воскресенский храм имеет восьмигранную форму без апсиды (при недавнем ремонте храма его архитектура была существенно искажена, в частности пристроена апсида). С боков к храму примыкают приделы, соединенные окружающей восьмерик галереей. Декоративное убранство церкви сохранилось плохо и при ремонте не было восстановлено.


Богоявленский собор Свято-Авраамиева монастыря

Иногда, шатровые храмы служили не центром композиции многопрестольного храма, а могли играть роль приделов к большим соборам. Самый ранний пример этого - придел над мощами преподобного Авраамия Ростовского в Ростовском Авраамиевом Богоявленском монастыре.
Собор монастыря был построен в 1554-1555 гг. В нём нашла отражение тенденция XVI века к устройству многопридельных храмов, в совершенном виде воплотившаяся в Покровском соборе на рву. Шатровый придел (один из трёх), асимметрично примыкает к юго-восточному углу собора. Его вытянутый силуэт, сочетаясь с мощным объёмом собора, выделяется из всей композиции как сень над местом погребения святого. Храм относится к типу восьмерик на четверике, но не имеет апсиды.

В XVI в. почти никогда не совмещали несколько шатров в композиции одного храма, что станет обыкновенным в следующем столетии. Но было исключение. Уникальной постройкой, подражающей Прокровскому собору в Москве, был не сохранившийся пятишатровый собор Бориса и Глеба в Старице (1550-е гг.). Храм построен князем Владимиром Андреевичем Старицким в столице своего удела. Возведение храма также связано с окончанием казанского похода, в котором Владимир Старицкий сыграл важную роль. Именно поэтому собор подражает главному памятнику взятию Казани - Покровскому собору. Храм Бориса и Глеба состоял из примыкающих друг к другу восьмериков, увенчанных пятью шатрами, центральный из которых выделялся своей высотой. Храм окружала закрытая галерея, собор был богато украшен изразцами. Он был разобран «по ветхости» в 1802 году.
Последние шатровые церкви перед смутным временем были построены по заказу царя Бориса Годунова.


Богоявленская церковь в селе Красное

Богоявленская церковь в селе Красное близ Костромы была построена в 1592 году.
Красное было родовой вотчиной Годуновых. Богоявленская церковь следует сложившемуся типу, но её восьмерик столь богато декорирован рядами уменьшающихся кокошников, что зрительно сливается с шатром, в основании которого сделаны завершающие «горки» из маленьких кокошников.

Редчайшим, несохранившимся памятником шатрового зодчества была Борисоглебская церковь в Борисов-Городке под Можайском (1603 год.) Здесь в 1600 году царем Борисом Годуновым была сооружена крепость, ставшая царской резиденцией. Борисоглебская церковь была однопрестольной и имела стройные вытянутые пропорции четверика и восьмерика. Сохранилась опись храма, сделанная в 1664 году. Согласно ей высота храма была 35 саженей (74,55 м)! В смутное время крепость была заброшена. В XVIII веке церковь обвалилась.


Успенская церковь в Спасо-Евфимиевом монастыре. Суздаль. 1570-е гг.


Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода

Церковное строительство было прервано в России смутным временем и возрождалось медленно. Активные работы начались только с 1620-х гг. Патриарх Филарет (отец царя Михаила Федоровича) в 1619 году вернулся из польского плена. Он взял инициативу в свои руки. По его указу в Нижнем Новгороде в память освободительного восстания против интервентов отстраивается заново обветшавший Архангельский собор. Архангельский собор Нижнего Новгорода до перестройки был крестово-купольным.
Но в 1628-1631 гг. присланными из Москвы Лаврентием Семеновичем Возоулиным и его пасынком Антипой строится величественный шатровый храм. Архангельский собор повторяет самый распространённый тип шатрового храма - восьмерик на четверике, но имеет свои особенности. Четверик его красиво оформлен пилястрами с карнизом, поверх которого стоят кокошники (повторяющие закомары крестово-купольного храма). Собор имеет апсиды и крыльцо с западной стороны. С боку к храму примыкает колокольня, с которой через специальное окно можно было смотреть за службой в храме.
В XX веке храм потерял придел, устроенный в 1672 году.


Церковь Покрова в Медведкове

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский в 1640 году строит церковь Покрова в своем имении Медведкове (Москва).
Покровский храм так же следует традиции предыдущего столетия, но при этом оригинальным образом подражает многопридельному Покровскому собору на рву. Зодчий уменьшил ширину восьмерика, сделав так, чтобы его стены не опирались прямо на стены четверика. Для этого он прибегнул к сложной конструкции из двух рядов свисающих арок, несущих восьмерик. По углам от восьмерика разместились дополнительные главы, придающие небольшому храму характер многоглавого. Кроме того, храм имеет два небольших симметричных придела. При несколько приземистых пропорциях четверика и восьмерика шатер приобретает особую стройность, подчеркивая взлет здания. Его высота равна высоте нижней части здания. В декоре шатра использованы живописно разбросанные изразцы.


Церковь в Троицком-Голенищеве (Москва)

Церковь в Троицком-Голенищеве построена в летней резиденции московских патриархов, близка по плану к церкви в Медведкове (1644-1645 гг).
К её центральному объёму так же примыкают два симметричных придела, на этот раз завершеные не главами а меньшими шатрами. Все три придела - восьмерики на четверике, но центральный выделяется своими размерами и большей высотой шатра.


Успенская «дивная» церковь в Алексеевском монастыре Углича

Постепенно архитектура XVII века изменяет типологию шатровых храмов. Некоторые более ранние постройки сохраняют ещё прежнюю выразительность столпообразных храмов, но содержат при этом важные новшества.
Особое место среди них занимает Успенская «дивная» церковь в Алексеевском монастыре Углича, построенная в 1628 году (или в 1630-е гг.).
Три её стройные шатра поставлены на три выстроенные в ряд придела. Композиция из трех выстроенных в ряд поперек храма шатров сыграет чуть позже важную роль в сложившемся вскоре стиле «русского узорочья». Внешний вид Успенской церкви красив благодаря сочетанию нескольких заостренных шатров, центральный из которых выделен большим размером. Но интерьер храма перекрыт сводами, его шатры представляют собой только глухие декоративные надстройки.


Церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах

В 1635-1638 гг. в Троице-Сергиевом монастыре была построена небольшая церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах.
Внешне храм очень строен и красив, но его высокий шатёр имеет чисто декоративный характер. Он не открывается в интерьер храма. Небольшое внутреннее пространство церкви перекрыто сводом на уровне пят закомар (кокошников).


Евфимиевская церковь в Кирилло-Белозерском монастыре

Репликой этого храма стала больничная церковь святого Евфимия в Кирилло-Белозерском монастыре (1946 г.).
Евфимиевская церковь отличается гораздо более приземистыми формами, а её восьмерик столь низок, что даже не проявляется в экстерьере здания.

В архитектуре русского узорочья прежняя конструктивная роль шатра утрачивается полностью. Шатер становится одним из многих элементов декора. Как купола храмов чаще стали заменяться глухими декоративными главами, так же декоративными надстройками над глухими восьмигранными барабанами стали и шатры. В небольших храмах, перекрытых сводом, стали использовать завершение из двух или трех небольших шатров. Такие храмы утратили связь с прежним типом центрического столпообразного храма.


Надвратная церковь Богоявления в Ферапонтовом монастыре

Примером завершения храма двумя шатрами может служить надвратная церковь Богоявления в Ферапонтовом монастыре (1649-1650 гг.).


Церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве

Ярчайший пример роли шатра в русском узорочье - церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649-1652 гг.).
Храм имеет асимметричную композицию, состоящую из центрального придела, стоящего с северо-западного угла придела Богоматери Неопалимой купины, поставленной между ними колокольни и обширной трапезной, соединяющей входы во все части храма. Центральный придел имеет прямоугольную, вытянутую поперек оси храма форму. Это позволяло большему числу прихожан стоять в храме ближе к иконостасу. Храм увенчан тремя выстроенными в линию тонкими декоративными шатрами на граненых барабанах-восьмериках. Шатрами завершены колокольня и крыльцо церкви. Даже световой барабан придела Неопалимой купины завершен не главой, а надстроенным поверх купола крошечным шатром. Небольшой размер шатров сочетается с резкостью деталей декора.


Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна Предтечи в Вязьме

Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна Предтечи в Вязьме (1650-е гг.) дает яркий пример стиля «узорочье».
Как и в церкви Рождества Богородицы в Путинках её четверик имеет вытянутую поперек прямоугольну форму. Свод церкви снаруже украшен горой кокошников, на которых возвышаются три небольших барабана (граненых как восьмерики) с маленькими декоративными шатрами. Любопытно, что средний восьмерик все же открыт в интерьер храма и имеет окна. Композицию церкви завершают два небольших придела.

Помимо измельченных декоративных по форме церквей родившегося в Москве узорочья, шатры продолжали более традиционно использоваться в многочисленных церквях Ярославля. Здесь шатрами любили завершать приделы, примыкавшие к большим пятиглавым храмам. Этот прием восходит к собору Богоявленского-Авраамиева монастыря в Ростове Великом.


Церковь Ильи Пророка в Ярославле

В церкви Ильи Пророка (1647-1650 гг.) стройный шатровый придел примыкает к юго-западному углу храма, уравновешивая стоящую с другой стороны шатровую колокольню.


Храм Иоанна Златоуста в Коровниках (г. Ярославль)

Два симметричных придела с высокими острыми шатрами пристроены с восточных углов к храму Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654 гг.).


Церковь Успения Божией Матери в Вешняках. 1646 год

В сер. XVII в. развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона, считавшего шатровое завершение неприемлемым для храма и предпочитавшего традиционные купола. Так в одной из храмозданных грамот патриарх Никон повелевал строить храмы: «По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить...». Когда в 1655 году было решено построить два придела у шатровой церкви Успения в Вешняках, то патриарх повелел завершить их круглыми, а не островерхими главами.

Шатры перестали употребляться для завершения самих церквей, сменившись декоративным пятиглавием. До XIX века известны только немногие шатровые храмы, построенные уже после запрета патриарха Никона. Это одношатровые храмы в Аннине, Петровском (оба - 1690 г.) и Талице (1-я половина XVIII в.), трёхшатровые в Ярославле и в Александровой пустыни под Рыбинском (оба - 1678 г.), храмы-колокольни в Киржаче (1656), Тейкове (1699), Китайгороде Днепропетровской области (1756). Шатры сохранились в храмовой архитектуре, распространившись в роли завершения колоколен.


Церковь Спаса Всемилостливого. г. Киржач

Теории возникновения каменных шатровых храмов

На протяжении более чем столетия учёные высказывают предположения о происхождении шатровых храмов. Многократно высказывалась мысль о связи шатрового зодчества с западноевропейской готикой (Н.М. Карамзин, И.М. Снегирев, Л.В. Даль, Е.Е. Голубинский, А.И. Некрасов, Г.К. Вагнер). С.В. Заграевский утверждает, что прямой связи здесь не могло быть, так как в европейской архитектуре шатры использовались преимущественно для башен, а также кухонь и пивоварен (в чисто утилитарных целях). Неизвестно ни одного храма перекрытого каменным шатром. В редких случаях над средокрестием базилики мог ставиться деревянный шатер как в церкви Богоматери в Брюгге. В соборе Падуи над центральным куполом поставлен декоративный деревянный шатёр. Тем не менее, Заграевский отмечает, что древнерусская архитектура имела схожие с готикой тенденции развития вертикализма зданий.
Н.И. Брунов считал, что шатровые церкви развивают конструкцию храмов с повышенными подпружными арками. Как отмечает С. В. Заграевский, конструкция повышенных арок, несущих купол, и шатра, купол собой заменившего - это разные вещи. Но стремление древнерусской архитектуры к вертикализму храма прекрасно реализовалось в шатровом зодчестве. Появление шатровых церквей стало результатом той же тенденции в развитии русской архитектуры, что и появившееся ранее повышение подпружных арок.
Кроме того, в стремлении русских храмов с XIII века к динамичному, устремленному вверх объёму действительно есть родство с развитием готики. Поэтому опосредованное влияние образов готических храмов могло иметь место при создании нового типа храма в России. С.В. Заграевский считает, что итальянские архитекторы, работавшие на Руси, стилизовали свои постройки в готическом духе, желая больше связать их с местной традицией. В ней они видели ряд готических черт и в решении своих построек отступали от привычных им ренесансных форм. Но это объясняет образные черты шатрового зодчества и характер использованного декора. Типология же шатровых церквей не имеет точек соприкосновения с готикой, между готическими шпилями на башнях и шатрами над центром храма нет промежуточных звеньев.
Ряд исследователей (М.А. Ильин, П.Н. Максимов, М.Н. Тихомиров и Г.К. Вагнер) связывали шатровые храмы со старой традицией столпообразных церквей и с архитектурой башен. Столпообразные церкви с несколькими многогранными ярусами и завершенные куполом действительно предшествовали шатровым храмам, но их функция как храмов «под колоколы» не соответствует назначению первых придворных шатровых церквей.
Серьёзные основания имеет мысль о происхождении шатрового каменного зодчества от аналогичного по форме шатрового деревянного, столь распространённого на Руси с древности до настоящего времени. «Летописец вкратце Русской земли» под 1532 годом говорит: «Князь великий Василей постави церковь камену Взнесение Господа нашего Исуса Христа вверх на деревяное дело». Это летописное сообщение прямо связывает происхождение шатра с деревянным зодчеством. Выше приводились доказательства раннего происхождения деревянных шатровых храмов и их распространённости. Но если в деревянных церквях шатёр вынужденно сменил купол по конструктивным причинам, то замена купола шатром в каменном строительстве не связана с проблемой конструкции. Причину возникновения каменных шатров следует видеть в желании придать храму определённый образ. С.В. Заграевский отмечает, что и в Москве, и тем более в провинции вытянутые силуэты деревянных шатровых церквей играли ведущую роль. Итальянские архитекторы должны были учитывать окружавшую их архитектурную среду. Отсюда вероятность заимствования шатра именно из деревянных построек.
Например, Троицкая (Покровская) церковь Александровой слободы примыкала к деревянному великокняжескому дворцу. В ней первой, ещё очень неуклюже, был использован элемент деревянной архитектуры - шатёр. Четверик Троицкой церкви сходен ещё с четвериками обычных купольных храмов, в частности он имеет три апсиды. В следующей же постройке - церкви Вознесения в Коломенском - были найдены новые конструктивные решения и переработана форма четверика. Конструкция церкви позволила придать зданию необходимые вытянутые пропорции, а четверик приобрел форму равноконечного креста, лишённого апсиды, но прекрасно переходящего в восьмерик и шатёр.
Вопрос о происхождении шатровых церквей остается спорным. В научной литературе можно встретить различные, полемизирущие одна с другой, точки зрения.
ХРАМ - ДОМ БОЖИЙ.
Кижи
Музей деревянного зодчества Суздаля.
Музей народного деревянного зодчества «Витославицы». Великий Новгород.
Каменные шатровые храмы
Каменные шатровые колокольни.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Русь | Добавил: Jupiter (20.07.2015)
Просмотров: 741 | Теги: история, Церковь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика