Главная
Регистрация
Вход
Среда
08.04.2020
19:13
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1212]
Суздаль [373]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [401]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [6]
Судогда [10]
Собинка [98]
Юрьев [213]
Судогда [94]
Москва [42]
Покров [125]
Гусь [148]
Вязники [267]
Камешково [83]
Ковров [321]
Гороховец [115]
Александров [233]
Переславль [102]
Кольчугино [70]
История [39]
Киржач [80]
Шуя [95]
Религия [4]
Иваново [49]
Селиваново [35]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [89]
Писатели и поэты [95]
Промышленность [88]
Учебные заведения [80]
Владимирская губерния [36]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [43]
Муромские поэты [5]
художники [20]
Лесное хозяйство [12]
священники [6]
архитекторы [4]
краеведение [39]
Отечественная война [218]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Селиваново

Архангельский Николай Николаевич

Архангельский Николай Николаевич


Архангельский Николай Николаевич у памятника Неизвестному солдату (д. Надеждино)

Архангельский Николай Николаевич родился в 1905 г. в деревне Малое Юрьево.

Осень еще только вплетала золотистые пряди в зеленые косы берез. Утро было ясным, и прямо со двора дома Архангельских, стоящего на взгорке, четко открывалась перспектива недалекого леса. Я вглядывалась туда, пытаясь увидеть хозяина дома, который, по словам жены его Зинаиды Тихоновны, «вот-вот должен возвратиться».
Николай Николаевич действительно появился через несколько минут, поздоровался, снял с плеча холщовую сумку с грибами и, извинившись, ушел переодеться.
Я люблю бывать в этой семье. Не потому, что Архангельские очень радушны и хлебосольны. Главное, что влечет к ним, — какая-то их особая простота, доброжелательность, неиссякаемый интерес к людям. И чувствуется, что это не наносное, не выработанная долголетним учительством программа поведения, а суть их естества, человеческой натуры.
Когда пообщаешься с такими людьми, больше узнаешь о них, невольно подумаешь о том, как рано взрослели наши отцы, как осознанно они брали на себя ответственность, активно вторгались в жизнь. И все это без брюзжания, спора, с полным пониманием своей личной сопричастности ко всему.
Николай Николаевич — из семьи потомственных учителей. И родители, и их дети стали тоже педагогами. Эту профессию все Архангельские чтут особо. Учитель, тем более в сельской местности, всегда на виду. По его словам и поступкам у окружающих создается представление о человеческой порядочности, честности, трудолюбии. Поэтому и тринадцатилетний Николай, оставшись в 1918 году без родителей, знал твердо: его место среди тех, кто, как его мать, отец, братья и сестры, «сеют разумное, доброе, вечное». А цели этой добиться было нелегко. Сначала нужно было окончить девятилетку в Муроме. От деревни Малое Юрьево — несколько километров. Ничего, бегал. А когда наступала зима, снимали для него угол в каком-нибудь доме. И он один, без родных, упорно учился, постигал азы учительского труда: обучение в школе было с педагогическим уклоном.
Много ли мы знаем сейчас в 18 лет? Если иметь в виду кругозор, то, конечно, знаем больше своих отцов. Но, надо честно признаться, проигрываем им в самостоятельности, в принципиальности, в жадном интересе к окружающему.
Имея за плечами 18 лет от роду, документ на право преподавания в начальных классах, появился Николай в Игнатьеве. Много забот взвалил он на себя. Организует клуб «Безбожник» и часами в избе-читальне рассказывает бородатым мужикам о происхождении религии. В открытую, до хрипоты спорит с верующими, выпускает стенгазету. Участвует в инсценировках, разъясняет политику нэпа, участвует в коллективизации. Кулаки предупреждают: «Не такие были, и то без шапок убегали. Смотри остерегайся...» Куда там! Молодость презирает страх. Он бывал везде, где собираются люди. Радостно приветствовал тех, кто добровольно сдавал в колхоз инвентарь, корову, лошадь. Страстно призывал колеблющихся понять новые веяния жизни.
Преданность делу, незаурядные пропагандистские и организаторские способности человека не остаются незамеченными. Архангельского посылают на курсы для подготовки к преподаванию более сложной программы. А затем в 1932 году переводят в Гостинино, где он учит детей физике и математике, заведует учебной частью.
Николай взрослел. С юностью отошла его шумливость, горячность. Он настойчиво занимается самообразованием, много читает, думает. В 1930 году школа из начальной преобразуется в семилетнюю. Архангельский становится ее директором. Он вникает во все, не спеша формирует коллектив учителей-единомышленников. Требует от них хорошо знать своих учеников, быть для них добрыми, а когда надо — и строгими наставниками. Ребята приходили и школу из 20 населенных пунктов. Естественно, из семей с разным достатком, многие с невысокими начальными знаниями. И Николай Николаевич сам не жалел времени и требовал того же от своих коллег: пробуждать жажду знаний во всех учениках, прививать им любовь к школе. Они все вместе закладывают сад около школы. С ранней весны и до зимы проводят опыты на пришкольном участке. Так ребята постигают великую радость от совместного труда. Учились с любовью относиться к земле и людям, работающим на ней. Понимали не отвлеченно, а на практике преимущества социалистического строя, учились быть верными, отзывчивыми, умелыми в каждом деле. Эти нравственные критерии навсегда закладывал в ребячьи души директор Архангельский.
О школе заговорили в районе, ее успехи отмечались на учительских семинарах, конференциях, ее опыт изучали. Казалось, ничто не сможет заставить Николая Николаевича оставить школу.
Но настал день, когда в школе директор не появился. В конце 1941-го его направили на краткосрочные курсы минометчиков. И уже в феврале следующего года он принял первый бой.
Это было на подступах к Москве. Состав остановился. Быстро выгрузились. Впереди глухо ухали взрывы. На морозе не все было слышно, о чем говорил командир. Но поняли все: идут сильные бои, там ждут их, надеются на них.
— Будем стоять насмерть! — заверили солдаты.
Трудно представить, как Николай Николаевич, в общем-то невысокий, не очень сильный человек, чуть ли не бегом по снегу тащил тяжелую плиту миномета.
— Откуда силы взялись? — переспрашивает он. — Не знаю. Помню только, что все очень спешили туда, в нарастающий гул боя. А потом все делалось также стремительно: команда, установка исходных данных, огонь. Грохот соседних орудий, разрывы вражеских снарядов и мин, комья вздыбленной мерзлой земли со снегом, стоны и крики раненых замечал только вначале. В динамике боя, стрельбе и перемещениях время летело незаметно. Когда бой поутих — выяснилось, что он длился 18 часов.
Солдаты засыпали тут же, не отходя от минометов и пушек. Не было сил прилечь поудобнее или перекусить. Зато сон вернул силы, способность думать, чувствовать ушибы, обморожения. У некоторых, особенно новичков, навертывались слезы на глазах от пережитого, появлялся запоздалый испуг за жизнь, которая могла оборваться уже сегодня. Но рядом были командиры, политруки. Они не давали раскисать, четко и коротко оценивали действия: каждого, отмечали храбрых. Подшучивали над теми, кто в какой-то момент растерялся, подбадривали раненых.
Действия политработников напоминали Архангельскому педагогические приемы в школе. Только здесь был не класс, а искромсанная железом родная земля. И не расшалившиеся на уроке мальчишки, а солдаты, призванные своим народом на защиту священной земли. За этот бой Николай Николаевич получил первую свою награду — медаль «За отвагу».
Как-то в разговоре он произнес такую фразу: «Я всю жизнь на передовой». В этом не было бравады. Он просто хотел подчеркнуть свою ответственность, готовность взять на себя одним из первых самое сложное дело, самое трудное. Поэтому так логично его заявление с просьбой принять в члены ВКП (б) в трудном сорок втором, так понятно доверие, оказанное ему при назначении его парторгом батальона. Так естественно, что он трижды в критические минуты боев, когда погибали командиры, принимал на себя командование батальоном. Девять раз получал Архангельский благодарности от Верховного Командования. Но самая дорогая для него характеристика — написанная наспех на клочке бумаги: «В рукопашной схватке старшина Архангельский, показывая образец мужества и геройства, прикладом уничтожил трех вражеских солдат».
Есть у Николая Николаевича простенький альбом для рисования. На его плотных листках — фотографии фронтовых друзей, карта боевого пути части, в которой он служил и сражался. Что ни название, то целая страница истории войны. Красный Лиман, Запорожье, Яссы, Сандомир, Бреслау...
А закончил войну он, старший лейтенант Архангельский, 9 мая 1945 года в Праге, имея орден Отечественной войны II степени, два ордена Красной Звезды и девять медалей.
В марте сорок шестого демобилизовался. Вернулся в Гостинино, и уже через неделю по-хозяйски обходил школу, сад, подолгу сидел в учительской, прикидывая, как и что сделать, чтобы в школе зазвенели веселые голоса ребят. И закипела работа. Постепенно повысилась успеваемость.
1949 г. «Первый звонок
Еще задолго до занятий к школе собрались учащиеся. Они с нетерпением ждут открытия дверей школы.
Первый звонок. Не теряя ни минуты, учителя приступают к занятиям. В первом классе учительница Ерохина М.В. поздравила учащихся с началом учебного года и пожелала им успехов в учебе, поставила перед ними задачи. Она уже знает своих питомцев.
После короткой беседы учительница переходит к уроку. Дети рассматривают первую картину букваря, дают ответ на поставленные учителем вопросы. В работу втягивается весь класс, умело исправляется речь учащихся. Дети активны.
В 4—м классе, учительница Борисова Н.В., изучают «Гимн Советского Союза». С большим вниманием слушают объяснение учительницы о содержании гимна. Выразительно читает ученица Малютина М. слова гимна:
«Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин Великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин - на верность народу,
На труд и на подвиги нас Вдохновил».
В 5-м классе учительница Говорова З. Т. с большим подъемом говорит о значении русского языка, о трудах товарища Сталина по языкознанию.
Большие требования она предъявляет к учащимся, все предусматривает: как подписать тетрадь, какую иметь ручку, перо и т. д.
После краткой беседы переходят к повторению темы: «Понятие о предложении».
В другом 5 —м классе учитель Борисов В.П. после ознакомления учащихся с примерами по арифметике приступил к изучению темы: «Устная и письменная нумерация многозначных чисел». Как и в других классах, дети внимательны.
Можно быть уверенным, что та же деловитость, серьезность будет иметь место в течение всего учебного года.
Н. Архангельский, директор Гостининской семилетней школы».
«В Гостининской школе
Воспитание волевого трудолюбивого человека, человека коммунистического завтра, безгранично-преданного нашей Родине, коммунистической партии, первому другу и учителю трудящихся товарищу Сталину — основная задача нашей школы.
Этому почетному и ответственному делу коллектив Гостининcкoй семилетней школы отдает все силы, знания и способности.
Плоды этой работы налицо. Школа по успеваемости учащихся, по выполнению закона о всеобуче в числе самых передовых школ района.
К следующему новому учебному году все готово. Дров запасено уже на 1949 - 1950 учебный год, как для школы, так и для учителей.
Безукоризненная чистота, вежливость и скромность учащихся - все это бросается в глаза с первого взгляда.
Сейчас школа деятельно готовится к предстоящим экзаменам.
При Гостининской школе организована и вечерняя школа сельской молодежи. Большинство учащихся ее связаны с работой в колхозе. Но занятия проходят успешно.
Все эти успехи школа имеет благодаря теской связи с родителями, общественностью, партийной и комсомольской организациями.
На днях в школе проходило собрание родителей с вопросим об итогах 3 четверти работы школы и предстоящих испытаниях.
На собрании выступил бывший воспитанник этой школы, ныне старший лейтенант, начальник офицерского клуба одной из воинских частей, П.С. Грунин.
Родительское собрание закончилось художественной частью.
В. Губернаторов» (Колхозная газета. 1949. 21 апр. С.2).
Школа была участницей ВДНХ, награждалась медалями и дипломами за проведение по заданию селекционеров опытов по выращиванию яблонь отводкой и черенкованию вишни.
«За год до Великой Отечественной войны силами учащихся Гостининской семилетней школы под руководством её директора тов. Архангельского Н.Н. был заложен плодовый сад. За истекшие годы сад значительно расширен. Теперь в нём насчитывается до пяти десятков яблонь, посажены груша, смородина, малина и виктория. В этом году часть яблонь начали плодоносить. Работу в саду Гостининские учителя используют в тесной связи с изучением школьниками естественных наук». (Школьный сад // Колхозная газета. – 1947. – 4 сент. (No36). – С. 2).


Уход за саженцами

«Мы учащиеся Гостининской семилетней школы по примеру пионеров и школьников юных садоводов нашей Родины в последние два года широко развернули работу по развитию садоводства при своей школе.
В районе нашей школы нет садов, все фрукты, в том числе и яблоки завозятся из других мест и стоят очень дорого. Учитывая это, школа решила организовать садоводство.
В нашем школьном саду посажено 35 яблонь, 30 кустов терновника, 5 вишен, 28 кустов смородины, 25 кустов малины, 300 кустов клубники.
Весной этого года будет вновь посажено 20 кустов смородины, 20 кустов малины, 20 штук яблонь-саженцев, 500 кустов клубники.
Заложен будет свой питомник по выращиванию яблонь, для чего в настоящее время подготовлены семена. Это позволит в дальнейшем не только расширить школьный сад, но выпускать продукцию для колхозов. Школьный сад у нас будет служить не только для получения продуктов садоводства, но в нём мы будем получать знания по выращиванию и уходу за культурными деревьями, проводить опыты. В прошлом году нами впервые проведён опыт по прививке яблонь глазками, в настоящем году данный опыт будет расширен.
В прошлом году наш сад дал первые плоды и фрукты. Мы теперь на опыте убедились, что труд не пропадёт даром. В этом году перенесём полученный опыт в свои хозяйства и каждый учащийся посадит по пяти культурных деревьев у себя на приусадебном участке.
Призываем пионеров и школьников района последовать нашему примеру и этой же весной заложить сады при каждой школе и организовать посадку культурных деревьев на своих приусадебных участках. По поручению общего собрания учащихся подписали: Н Архангельский, директор школы; В. Борисов, завуч; председатель учкома – Гришина, пионервожатый – Перфилова, учащиеся – В. Архангельский, А. Соколов. (Архангельский, Н. Украсим родину садами//Колхозная газета. – 1948. – 15 апр. (No15).- С. 1)



Работа в саду

«Не опаздывайте с прививкой
27 июля учащиеся Гостининской семилетней школы производили прививку дичков-яблонь. Прививку делали способом окулировки, т. е. глазком.
Прививать дички нужно в конце июля и в начале августа, потому что в это время идет второе сокодвижение и отрождение будет лучше.
В колхозных, школьных и собственных садах с прививкой дичков не опаздывайте.
Наряду с прививкой уничтожайте вредителей садовых деревьев — тлю, которая поедает листья. Если парижской зелени нет, то тля хорошо уничтожается мыльным раствором.
Н.Н. Архангельский» (Колхозная газета. 1949. 7 авг. С. 2).
«С 3 октября в нашей области началась «Неделя сада». Это большое и нужное мероприятие. Сады украшают нашу жизнь, дают дополнительное количество вкусовых продуктов питания трудящимся. Хорошее начинание в вопросе садоводства сделала Гостининская школа. Здесь несколько лет назад заложен пришкольный сад. Он ежегодно расширяется. Сейчас учащиеся под руководством учителей проводят осенние работы в саду.
Садом обзавелся колхоз имени Кирова Новлянского сельсовета. Хороший сад заложили в годы войны селищинские колхозники. В прошлом году в Малышеве заложен сад, а сегодня в «Неделю сада» площадь его увеличивается. Колхоз приобрёл саженцев яблонь и смородины в Муромском питомнике. Малышевцы заложат 0,10 гектара ягодников.
На площади 1,5 гектара закладывают сад в Неклюдовском колхозе. Садом обзавёлся и Игнатьевский колхоз.
В Высокове, Делове имеются так же сады, однако они запущены. Почти никакой работы в саду не проводится. Правления этих колхозов забыли о том, что плодовые деревья требуют постоянного ухода и внимания.
В «Неделю сада» включились многие колхозники, рабочие и служащие района. На своих приусадебных участках они садят яблони, груши, сливы, терновник, вишню, малину и смородину.
«Неделя сада» уже кончается, а сделано пока ещё очень мало. Ремонт старых садов, посадка новых, прикопка приствольных кругов и другие работы должны проводиться с нарастающими темпами». («Неделя сада»//Колхозная газета. – 1948. – 9 окт. (No40).– С. 1)


Обработка междурядий в питомнике

«Летние работы в саду
Весной настоящего года, большинство школ района заложили сады. Первое дело сделано, но для того чтобы фруктовые деревья хорошо развивались необходимо рыхлить землю вокруг дерева, не допускать роста молодых побегов от корня, а в засушливое время производить поливку молодых саженцев. С 20 июля по 10 августа производится прививка «глазками» дичков яблонь. Способ этот очень прост, а поэтому каждый может прививку произвести сам, после совета с агрономом опытником-садоводом или прочтя справочник по садоводству. Там где нет дичков яблонь, советую прививку произвести на небольших кустах рябины. Прививка глазком яблони к рябине проводилась, опыт оказался удачным.
Н.Н. Архангельский, директор Гостининской школы» (Колхозная газета. 1948. 31 июля. С. 2).


У парника. Выращивание вишни черенком

«Пионеры—в поле!
Пионеры и школьники Гостининской семилетней школы организованно вышли в поле собирать колосья. Хотя колхозники Гостининского и Мокеевского колхозов работают чисто, но мы все же сумели кое-что собрать. Участвовало в сборе колосьев 70 человек. Со 120 гектаров собрали около 40 килограммов зерна. Сбор колосьев продолжается.
Валерий Архангельский» (Колхозная газета. 1950. 7 авг. С.2).
«Озеленяют дороги
Учащиеся Гостининской школы приняли участие в озеленении дороги. 23 и 24 апреля силами учеников школы проведена двухсторонняя посадка на участке между двух деревень Гостинино—Мокрово, протяженностью 1500 метров. Высажено 700 корней березы.
Кроме этого сделали посадку около жилых домов.
Н.Н. Архангельский» (Колхозная газета. 1950. 5 мая. С.2).
«Пионеры и школьники! Выходите все на сбор колосьев
В ответ на письмо пионеров и школьников Мало-Удольской школы Вязниковского района, комсомольцы, пионеры и школьники Гостининской семилетней школы решили также помогать колхозу в создании прочной кормовой базы. Они уже заготовили и сдали колхозу 6 тонн веточного корма.
Сейчас все учащиеся вышли в поле на подбор колосьев. Они решили помочь колхозникам убрать урожай полностью и без потерь, досрочно выполнить свои обязательства перед государством.
Помогают в заготовке кормов и сборе колосьев пионеры и школьники Драчевской семилетней, Барановской начальной школ.
Н. Архангельский, директор школы» (Колхозная газета. 1950. 12 авг.С.1).

Очень активно Николай Николаевич занимался общественной работой, был сельским корреспондентом районной газеты.
«В колхоз пришел агитатор
В колхоз имени Куйбышева пришел директор Гостининской школы агитатор Николаи Николаевич Архангельский. Он принес с собой газету, в которой было опубликовано постановление Совета Министров Союза ССР и ЦК ВКП(б) «О ходе подготовки колхозов, МТС и совхозов к весеннему севу».
Колхозники дружно собрались на собрание, чтобы обсудить постановление партии и правительства.
Члены сельхозартели имени Куйбышева долго обсуждали программу борьбы за высокий урожай, посмотрели да по прикинули, что они сделали в подготовке к весне, чего нехватает.
Их колхоз полностью обеспечен семенами, все они просортированны и хранятся хорошо. Инвентарь у них на ходу, кони в теле.
Справедливо колхозники подметили, то что мало они завезли минеральных удобрений. Этот пробел решили восполнить.
Т. Пушков» (Колхозная газета. 1947. 22 августа. С.1). «ДУША АГИТКОЛЛЕКТИВА
К зданию избы-читальни спорой походкой спешит человек средних лет. В руках у него свежие газеты, книги. Если вы спросите, кто этот человек, то вам неизменно ответят:
— Этo наш учитель, директор семилетней школы Николай Николаевич Архангельский.
Другой также с уважением добавит — это наш руководитель агитколлектива. Большой и многогранной жизнью живет этот скромный труженик. За плечами его лежит славный боевой путь, путь, пройденный в дни Отечественной войны. Не менее славен и трудовой его путь.
Николай Николаевич Архангельский награжден орденом Отечественной войны, орденом «Красной звезды» и другими правительственными наградами. Нет ни одного полезного начинания, нет ни одной общественной работы в Гостининском сельской совете, в которых не принимал бы участия тов. Архангельский. Он руководитель кружка по изучению Истории ВКП(б), председатель ревизионных комиссий сельпо и колхоза, депутат районного Совета. Коммунист Архангельский много выполняет и других поручений.
Школа, которую возглавляет тов. Архангельский является одной из лучших в районе.
Сейчас в эти предвыборные, предпраздничные дни Николай Николаевич руководит агитколлективом при Гостининской сельской партийной организации. Своим энтузиазмом он заражает в труде и других, являясь душой всего агитколлектива.
В агитколлективе насчитывается 21 агитатор. Коллектив стремится достойно встретить всенародный праздник — день выборов в Верховный Совет СССР и проводит большую работу среди избирателей.
Агитпункт занимает помещение избы-читальни. Здесь имеются книги, журналы, газеты, вывешены плакаты, диаграммы, отражающие рост общественного животноводства в колхозах сельсовета, диаграммы роста числа учащихся и другие. Дежурные агитаторы приветливо встречают посетителей. Красочно оформлен и фасад избы-читальни.
В агитпункте проводится читка газет, художественной литературы, слушание патефона. С избирателями проведено уже несколько бесед и докладов. Пожилые и молодые колхозники внимательно прослушали доклад «О международном положении», который сопровождался демонстрацией картин проекционного фонаря. Доклад прочитал Н.Н. Архангельский. Учительница Л.С. Рогожина сделала доклад на тему «Сталинская Конституция - самая демократическая Конституция в мире».
Учителями семилетней школы и другими агитаторами проведены также беседы «О правах и обязанностях граждан СССР», «Наша Родина».
В своих беседах и докладах они используют материалы из прошлой жизни своих мест, живые примеры роста культуры и благосостояния колхозников после Великого Октября. Регулярно проводятся также семинары с агитаторами.
Агитаторы держат тесную связь с избирателями своих десятидворок. Каждый из них несколько раз бывал в домах колхозников. Агитатор учитель В.П. Борисов постоянный гость из своем участке. Умело несет в массы слово агитатора и рядовая колхозница А.М. Пелевина. Она посетила дома избирателей ее участка 4 раза.
Горячее участие в предвыборной работе принимают и учащиеся семилетней школы.
5-го февраля учащиеся 6—7 классов провели лыжную вылазку. Учащиеся провели с избирателями беседы о дне выборов в верховный Совет СССР. Колхозники тепло встретили юных агитаторов.
Учащиеся школы нарисовали для каждого дома красочные лозунги и художественные плакаты, извещающие о дне выборов.
Много и других маленьких и больших дел проводит партийная организация и общественность колхозов сельсовета с тем, чтобы достойно встретить великий всенародный праздник – день выборов. И во всех их ощущается участие руководителя агитколлектива Н.Н. Архангельского.
В. Губернаторов» (Колхозная газета. 1950. 16 февраля. С.1).
«С первых дней перевыполняют нормы
В артели «Красная заря», Гостининского сельсовета широко развернулось жнитво ржи. Ежедневно на работу выходит 280 жней.
Первые дни уборки хлебов показали, что многие колхозницы не только с честью выполняют установленные нормы, но и перевыполняют их. Колхозницы из первой, второй, четвертой и пятой бригад Зуева, Лапина, Евланова, Терехина, Александрова, Морозова, Вальганова и другие сжинают ежедневно по 15—17 соток при норме в 12.
Пожилые колхозницы также не отстают в работе. Колхозница Пушкова, которой 50 лет, при норме 12 соток, сжинает по 15. Также хорошо работает 65-летняя колхозница Фомина.
При обсуждении рабочего плана колхозники заявили, что уберут новый урожай в сжатые сроки и без потерь, тем самым внесут вклад в дело укрепления всеобщего мира.
Своей задачей на ближайшие дни они поставили — не допускать разрыва между жнитвом, скирдованием, молотьбой и сдачей хлеба государству.
Н. Архангельский» (Колхозная газета. 1950. 4 авг. С.1).
«ВЕРНЫЙ СЫН РОДИНЫ
Николай Николаевич Архангельский много лет работает в Гостининской семилетней школе. Он отдает все свои силы и знания на благо воспитания подрастающего поколения.
Товарищ Архангельский является примерным учителем, заботливым директором школы. Он не ограничивает свою деятельность работой в школе. Николай Николаевич постоянно выступает с докладами, беседами в колхозе.
Сейчас, в предвыборные дни в местные Советы депутатов трудящихся этот неутомимый труженик руководит агитколлективом. С агитаторами регулярно проводятся семинары. Все без исключения агитаторы постоянно бывают у избирателей, где проводят с ними беседы о предстоящих выборах в местные Советы, изучают «положение о выборах».
Николай Николаевич второй год руководит кружком по изучению истории ВКП(б). При его активном участии кадры села овладевают марксизмом—ленинизмом.
Для общественных дел товарищ Архангельский находит время, вкладывает немала сил и энергии. Своим личным примером в общественную работу он вовлекает учителей своей школы.
По инициативе Николая Николаевича при школе выращен сад. Здесь ребята практически познают мичуринскую науку. Любовь к садоводству школа привила и у населения.
Коллектив Гостининской школы тесно увязывает свою воспитательную работу в школе с родителями и общественностью села. Вот почему колхозники ежегодно принимают живейшее участие в подготовке школы к новому учебному году.
Много воспитанников школы находятся на командных должностях в рядах Советской Армии: Кисарин В.Г., Белов, Наумов и другие. Некоторые ученики стали инженерами, учителями. Вывшие воспитанники держат тесную связь со школой. Во время приезда в родные места они считают своим долгом посетить школу. Мы были в тот момент в Гостинине, когда в школе побывали два ее бывших воспитанника — старшина Головесов и старший лейтенант Грунин. Товарищ Грунин провел с ребятами беседу в школе о 33 годовщине Октября.
Тесная связь населения со школой, как со своей родной и близкой, есть результат кропотливого труда ее директора Николая Николаевича Архангельского. Вот почему он пользуется всеобщей любовью и уважением в Гостинине, да и не только там.
В годы Великой Отечественной войны Николай Николаевич верно служил Родине и, не щадя своих сил, грудью защищал ее от немецких захватчиков. На фронте он вступил в ряды большевистской партии. За участие в борьбе против иноземных захватчиков тов. Архангельский награжден правительством.
Когда в сельскохозяйственной артели «Красная заря» встал вопрос о выдвижении кандидата в депутаты в районный Совет, то было вновь названо имя Николая Николаевича. В прошлые выборы его избрали в райсовет и сейчас, ему, верному сыну большевистской партии, снова гостининцы оказали большое доверие. Как и раньше этот почетный долг, он оправдает с честью.
И. Малышевский» (Колхозная газета. 1950. 19 ноября (No51). С. 1).
В 1953 году сельский совет был переведён в д. Надеждино. Причиной тому якобы стала ссора между председателем сельского совета и председателем колхоза Чалаевым Никифором Ионовичем. Постепенно центральной деревней становилось Надеждино.

И еще раз пришлось Н.Н. Архангельскому оставить директорство. В 1959 году он стал во главе колхоза «Красное знамя».


21 октября 1961 года группа селивановцев посетила г. Москву ВДНХ и сфотографировалась у фонтана «Дружба».
Среди них: Председатель райисполкома Большов Н.И., секретарь отдела строительства Никитин И.В., председатели колхозов Потапов В.В., Соков С.Н., Захаров И.Н., Архангельский Н.Н., техник-строитель Прусов В.Н.

Колхоз объединял две деревни: Головино и Вихрево. Хоть и знаком был ему сельскохозяйственный труд, председательские заботы отнимали большую часть суток, оставляя несколько часов на сон. Поэтому в родном доме появлялся не часто. Время было трудным. Техники в колхозе мало, да и та все больше в ремонте. Скотные дворы старые — о новых только мечтали. Но нужно было пахать, сеять, собирать урожай, производить молоко, мясо. Архангельский старался побольше внимания уделять людям. Был с теми, кто работал на полях и фермах. Подбадривал словом, становился рядом, когда приходилось трудно. Одним своим видом, энергичными распоряжениями, шуткой вселял в людей уверенность, учил радоваться самому малому успеху, не раскисать от неудач. Наверное, из-за этого вот его умения обращаться с людьми, знать их настроение, запросы, направлять их усилия на достижение, как мы сейчас говорим, высоких конечных результатов, его преемник на председательском посту уговаривал Архангельского остаться еще хоть на годик парторгом.
Однако здоровье больше не позволяло так напряженно работать. Спустя шесть лет вернулся Николай Николаевич в родную школу, которую уже не покидал до выхода на пенсию.
Его имя в 1967 году занесено в Книгу Почёта Владимирской области.

Учительская его деятельность отмечена орденом «Знак Почета». И он по-особому дорог педагогу.
— Дорог потому, что он — признание моего мирного труда... — говорит Архангельский.
— А что, есть какая-то разница в признании ратного и мирного труда? — снова спрашиваю я.
— По-моему, да! На войне прорыв обороны противника, наступление, атаки вызывают такой общий настрой на победу, что он невольно захлестывает тебя и мгновенно как бы просыпаются все твои лучшие черты: любовь к Родине, ответственность за судьбу своего народа и своих близких, жажда мщения за лишения, принесенные войной. И награды, хоть они добыты кровью и потом, потерей товарищей, для меня означали одно: не подкачал, действовал, как требовала обстановка, — Николай Николаевич помедлил, словно формируя дальше свою мысль, и продолжил:
— А что такое работа педагога? Кропотливый и не бросающийся в глаза труд. Ведь каждый из нас пользуется одними и теми же методическими пособиями, старается, досконально знать свой предмет и хорошо учить детей, воспитать из них настоящих людей. Поэтому «Знак Почета» для меня — признание главной работы моей жизни.
...Ему скоро восемьдесят. Но глядя на его поджарую фигуру, энергичное лицо, на то, как он быстро ходит и ездит на велосипеде, как легок на подъем в райцентр, Муром или во Владимир, как внимательно и заинтересованно слушает, шутит и смеется, как-то не поворачивается язык назвать его пенсионером. Он по-прежнему очень деятелен: встречается с будущими воинами и пионерами. Как член первичной организации общества «Знание» и пропагандист в совхозе «Новый путь» часто выступает перед трудящимися. Является активным селькором районной газеты. А еще он — счастливый отец и дедушка. Супруги Архангельские воспитали трех дочерей и двух сыновей, имеют восемь внуков, ждут правнука.
Говорят, что человек может считать свою жизнь прожитой не зря, если он посадил дерево, построил дом, воспитал ребенка. Николай Николаевич не только построил дом, он защитил его и благоустроил. Мы с вами живем в этом доме!

Говорова Зинаида Тихоновна

Говорова Зинаида Тихоновна родилась в 1908 году в с. Глотово Измалковского района Орловской области. В г. Ельце закончила Елецкий педагогический техникум.

$IMAGE1$

После окончания техникума закончила Муромский заочный педагогический институт. Начала работу в качестве учителя русского языка и литературы в старших классах Игнатьевской школы Муромского района. Там познакомилась с Архангельским Николаем Николаевичем и после 5 дней знакомства вышла замуж.
В 1932 году вместе с мужем уехала в д. Гостинино, где проработала 40 лет учителем русского языка и литературы. Стремительная, энергичная, читающая наизусть стихи – такой она запомнилась своим ученикам.
Супруги Архангельские воспитали 3-х дочерей: Альбину Николаевну, Раису Николаевну, Галину Николаевну и 2-х сыновей: Валерия Николаевича, Николая Николаевича. С огромной любовью и благодарностью дети говорят о своих родителях. Они научили их трудолюбию, чувству патриотизма, уважению к взрослым, оптимизму, состраданию, человеколюбию, любви к природе, неиссякаемой бодрости, самостоятельности, принципиальности. В их памяти сохранились яркие воспоминания детства. По словам Альбины Николаевны: «Вспоминается бесконечный нелёгкий труд, который давал возможность жить и вызывал чувство удовлетворения, самоуважения. Постоянное общение с природой вырабатывает черты человеколюбия, уважения, сострадания и, безусловно, патриотизма. Папа и мама умели организовывать новогодние ёлки. Это были настоящие театрализованные представления: шили маскарадные костюмы разных животных, пели песни, водили хороводы, дарили подарки. На новогодние вечера приходили не только дети, но и жители близлежащих деревень. Запах ёлочной хвои и вся атмосфера праздника очень долго оставалась в наших сердцах. Мы, будучи школьниками, участвовали в посадке саженцев леса, собирали шишки, колоски. Сажали аллею Гостинино-Мокрово, садовые деревья и кустарники на территории школьного и колхозного сада». Об этих замечательных людях помнят не только их дети, но и их ученики».


Закон Владимирской области от 02.02.1999 № 4-ОЗ «Об исключении населённых пунктов Гостинино Надеждинского сельского округа и Рогово Копнинского сельского округа Селивановского района из учётных данных административно-территориального деления района» принят Решением ЗС от 20.01.1999 № 14.
Дер. Гостинино, Надеждинского сельского округа (Селивановский район) признана, как фактически не существующей.

Источники:
Г. НИКОЛАЕВА. ПРИЗВАНИЕ. 1985 г.
Деревня Гостинино. МУК «ЦБС Селивановского района» 2013 год: [Электронный ресурс] // МУК «ЦБС Селивановского района»: [сайт]. – 2018. – URL: https://selivlib.ru/q-q/794-2018-05-14-07-38-12
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Селиваново | Добавил: Николай (03.03.2020)
Просмотров: 21 | Теги: вов, Седивановский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика