Главная
Регистрация
Вход
Четверг
17.01.2019
15:01
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 569

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [998]
Суздаль [321]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [340]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [7]
Собинка [54]
Юрьев [127]
Судогда [50]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [108]
Вязники [214]
Камешково [57]
Ковров [283]
Гороховец [81]
Александров [166]
Переславль [96]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [43]
Шуя [87]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [17]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [32]
Писатели и поэты [11]
Промышленность [63]
Учебные заведения [28]
Владимирская губерния [26]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [23]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 24
Пользователей: 1
kazankovamarina

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Иван Львович Никологорский

Иван Львович Никологорский

Предки о. Иоанна издавна служили в Христорождественской церкви погоста Никологоры Вязниковского уезда, откуда и получили свою фамилию.
Родившийся в семье дьячка Льва Яковлевича, Иван Никологорский после окончания в 1872 году Владимирской духовной семинарии 7 лет прослужил учителем и законоучителем при сельской школе питомцев Императорского Московского воспитательного дома.
С 1874 года Иван Львович состоял учителем-наблюдателем над девятью школами «на правах помощника инспектора сельских школ». Всё это время он исправно почти каждый год получал так называемые именные награды, и последняя выражалась пожалованием ста рублей. Словом, водились деньжата у молодого священника. К примеру, тот же псаломщик за службу в храме такие деньги получал за год, да и то не всегда и не везде.

В январе 1855 года в вязниковское село Пировы Городищи к церкви преподобного Сергия Радонежского из числа послушников Флорищевой пустыни, что в Гороховецком уезде, был определён пономарём Алексей Тимофеевич Сперанский. Появление его в селе не было случайным. Его отец служил здесь дьячком, и Пировы Городищи были малой родиной для вчерашнего послушника, исключённого из высшего отделения Владимирского духовного училища. Возможно, в своё время и строились прожекты о получении священнического сана, но со временем они улетучились – для сына бедного сельского причетника сии планы были практически неосуществимы. Впрочем, определённый карьерный рост всё же предвиделся и спустя 9 лет 31-летний пономарь Сперанский достиг папиных высот – епископом Владимирским и Суздальским Иустином (Михайловым) он был рукоположен в дьякона. Служение в храме никогда не было обременительным для Алексея Тимофеевича. С малых лет он прислуживал в Сергиевской церкви и сейчас не тяготился своей должностью, перемежая хлопоты по службе с делами домашними. Поведения был хорошего, взысканий не имел, как, впрочем, и наградами епархиальным начальством не удостаивался. В 1872 году Алексей Сперанский Вязниковским земством был назначен волостным оспопрививателем, что в какой-то степени выделяло его среди собратьев-причетников. Реформа духовенства 1873 года переименовала Алексея Тимофеевича во псаломщика, но ничем не изменила его обязанностей. Он по-прежнему участвовал во всех богослужениях – исправно читал и пел на клиросе, да и ведение церковных и приходских ведомостей также оставалось на нём. Даже вменявшаяся ранее и недавно упразднённая забота о чистоте храма оставалась на плечах его.

В конце декабря 1879 года – в самый праздник Рождества Христова – епископом Владимирским и Суздальским Феогностом (Лебедевым) к церкви Пировых Городищ был рукоположен во священника Иван Львович Никологорский.
К моменту назначения в Пировы Городищи 28-летнего Ивана Никологорского Алексею Сперанскому было уже 56 лет. Без малого четверть века прослужил здесь… Он очень любил место своего служения, стал неотъемлемой частью каменной сельской церквушки, сроднился с ней, не без основания считал своей и, по большому счёту, так оно и было на самом деле.
С появлением нового священника – молодого, резвого, деятельного, но и спесивого, местами заносчивого, не терпящего возражений – сразу всё нарушилось. Устанавливая какие-то свои новые порядки, постоянно делая замечания псаломщику Сперанскому, невзирая на его уже приличные годы, о. Иоанн Никологорский возбудил неприязнь в сердце Алексея Тимофеевича, которая вскорости переросла в горячую нелюбовь. И если поначалу все замечания и заносы иерея Алексей Тимофеевич принимал как и положено – со смирением, то в дальнейшем на придирки отца Иоанна Сперанский всё чаще одаривал того колючим взглядом исподлобья.
А между тем, Иван Львович был на хорошем счету у епархиального начальства. «Поведения хорошего» – так значилось в послужном списке. Усердно проповедует Слово Божие у себя в приходе и даже ходит в Вязники (6 вёрст в один конец!) участвовать в публичных народных чтениях, за что регулярно получает благодарности от братства святого Александра Невского.
Однако была, что называется, и обратная сторона медали. Стал замечать псаломщик Сперанский, что при разделе священником причтовых доходов на его долю приходится гораздо меньше, нежели в прошлые годы. И под хмельком отец Иоанн не брезговал появляться посередь бела дня!.. И вот уже осмелел причетника, нет-нет, да и скажет в ответ грубость какую своему священнику. Поначалу тихо, под нос себе прошепчет, а потом и громче, отчётливее стал перечить, а то и поругивать Ивана Львовича.

Почти пять лет минуло за придирками и препирательствами, пока, наконец, не столкнулись эти две критические массы. В один из летних дней 1885 года на очередное замечание о. Ивана псаломщика Сперанского будто прорвало. Вполне недвусмысленно он дал понять, что не желает более терпеть выпады нахального настоятеля, при этом обильно пересыпая своё изъяснение не вполне приличными эпитетами в адрес оппонента. Реакция Ивана Львовича была незамедлительной: схватив за волосы причетника, он начал таскать бунтаря по полу, словно куклу, передразнивая его недавние слова. И, может, быть бы Алексею Тимофеевичу битым, да разняли служителей Божиих прихожане, ведь произошло всё это не где-нибудь, а в сельской церкви белым днём!
Не мудрено, что об инциденте в храме стало известно в консистории с епископом Феогностом во главе. Последовавшее расследование показало, что ни правых, ни виноватых в сём конфликте нет и оба заслуживают наказания. В августе того же 1885 года Владимирская консистория своим указом псаломщика Алексея Сперанского «за то, что в обращении со Священником бывал груб, дерзок и не уступчив, и обзывал Священника ругательными словами» был определён на месяц в труды в Никольский монастырь Гороховца. Тем же указом священник Иван Никологорский «за то, что глумился над причетником, передразнивая его в церкви, таскал за волосы, поощрял к тому же крестьян, и часть доходов обращал не справедливо в свою пользу» был выслан в вязниковский Благовещенский монастырь на три недели. При этом обоим было «строго внушено», что будут удалены от места своего служения, если впредь будут жить «не мирно».
На том противостояние священника и псаломщика прекратилось. По крайней мере, внешне. Ещё долгих 14 лет они бок о бок стояли у алтаря Сергиевского храма в Пировых Городищах. В конце 1891 года пировский настоятель ещё раз побывал в вязниковском монастыре – теперь его отправили в обитель уже на месяц «за нетрезвость и неисправность по службе».
А в 1899 году оба служителя были определены «в заштат». Впрочем, почти сразу они снова были назначены к новым местам служения в разные концы губернии. Псаломщик – в Гороховецкий уезд, а священник – в Юрьевский.
Спустя год Алексей Сперанский вернулся в родное село, окончательно уйдя на покой.

20 лет продолжалась служба о. Иоанна Никологорского на вязниковской земле, после чего он был переведен в село Иналово Юрьевского уезда.
В 1908 году после выхода за штат священника погоста Нередичи Иосифа Одоранского настоятелем Никольского храма был назначен 58-летний иерей Иван Львович Никологорский.
И.Л. Никологорский стал последним нередичским священником до «великих потрясений». В начале 1918 года о. Иоанн ушел за штат, а на его место епархиальное начальство назначило священника Александра Язвицкого.
Иерей Александр не имел полного среднего духовного образования. По всей видимости, служба о. Александра в Нередичах продолжалась недолго, и можно предположить, что священник вскоре после назначения подвергся репрессиям со стороны новой власти.
В 1927 году настоятелем Никольской церкви в Нередичах вновь упоминается престарелый священник Иван Львович Никологорский. Сколько еще прослужил о. Иоанн и при нем ли был закрыт храм в погосте – неизвестно. Но на сегодняшний день священник Никологорский – последний из известных нам его настоятелей.

Двое сыновей И.Л. Никологорского пошли по стопам отца и стали священниками. Старший сын Николай, окончив в 1898 году семинарию, некоторое время служил там же надзирателем, а затем был рукоположен во священника к Богоявленской церкви слободы Мстера. Скончался о. Николай в 1905 году в возрасте 28-ми лет. Второй сын Сергей Иванович, получив духовное образование, в 1907 году был определен настоятелем церкви села Булатниково Муромского уезда. Пастырская служба о. Сергия Никологорского продолжалась до 1937 года. Будучи священником села Старые Котлицы Муромского района, он 22 октября 1937 года был арестован и осужден к расстрелу.
Владимирскую семинарию закончили и два младших сына нередичского священника. Петр Иванович Никологорский, получив духовное образование, продолжил учебу в Юрьевском университете - сначала на юридическом, а затем на медицинском факультетах. Карьера врача Никологорского завершилась в 1919 году. Он скончался в разгар Гражданской войны. Неизвестной остается судьба последнего из братьев Никологорских Алексея. В 1906 году он стал выпускником семинарии во Владимире. Никологорский А.И. - с июля по ноябрь 1950 г. священник с. Большие Всегодичи, до этого был священником в селе Николополье Гусь-Хрустального района и селе Старые Котлицы Муромского района, переведен в село Второво Камешковского района.
В настоящее время потомки священника погоста Нередичи Ивана Львовича Никологорского проживают в Сибири — в далеком от ковровских мест Иркутске.
Пос. Никологоры
Святители, священство, служители Владимирской Епархии
Владимирская епархия.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (08.01.2019)
Просмотров: 15 | Теги: Вязниковский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика