Главная
Регистрация
Вход
Четверг
28.03.2024
13:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Успенский Димитрий Иванович («апостол Китая»)

Протоиерей Димитрий Иванович Успенский

В центре Гонконга – огромного мегаполиса на юго-востоке Китая – на крошечном старом кладбище можно видеть скромный могильный памятник, на котором ясно читаются русские буквы.
Это место последнего упокоения протоиерея Димитрия Успенского, которого судьба забросила за тысячи верст из родной Владимирской губернии. В течение почти 40 лет пастырь – выпускник Владимирской духовной семинарии – был настоятелем одного из самых удаленных православных приходов, сочетая работу иерея и миссионера, политика и дипломата на китайской земле под красно синим полосатым британским флагом…

Предки Успенского на протяжении нескольких столетий служили на духовном поприще в различных селах Владимиро-Суздальской епархии. Его дед Константин Николаевич Успенский был настоятелем храма в селе Богородское Чечкиных Шуйского уезда, отец Иван Константинович учительствовал, а потом также священствовал в селах Вязниковского, Ковровского и Меленковского уездов.
Он был женат на Клавдии Ивановне Тихонравовой – двоюродной сестре известного владимирского историка и краеведа К.Н. Тихонравова. От этого брака у Тихонравовых в 1886 году в Вязниках родился сын, окрещенный Димитрием. Он пошел по стопам отца и в 1907 году окончил духовную семинарию во Владимире.
Уже тогда среди семинаристов было сильно брожение, многие молодые люди учились лишь по инерции, не желая связывать дальнейшую жизнь с церковным служением. Однако Димитрий Успенский был примерным студентом, причем особый талант обнаружил в изучении иностранных языков. В семинарии серьезно учили латынь, греческий и древнееврейский, а также французский и немецкий. Юный вязниковец показал себя настоящим полиглотом, что в сочетании с глубокой религиозностью и истовой приверженностью к православию предопределило его дальнейшую карьеру.
В то время Русской Православной Церкви требовались миссионеры на Дальнем Востоке, и Димитрий решил отправляться туда. Однако для трудов по обращению населения Маньчжурии требовалось в совершенстве знать китайский, монгольский и корейский языки. Поэтому студент Успенский был командирован в Китайско-монгольское отделение Лазаревского института восточных языков во Владивостоке. После успешного окончания учебы, освоив еще как минимум 3 новых языка, Успенский в 1913 году вернулся в родной Владимир. Там архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Налимов), прежде благословивший отъезд семинариста на учебу во Владивосток, рукоположил Димитрия Успенского во иерея. Случилось это 14 января 1913-го года в кафедральном Успенском соборе.


Вскоре, простившись с родными, молодой священник отправился обратно на Дальний Восток. Как оказалось, он покинул свою малую родину навсегда, и никого из близких более никогда уже не видел. Священник Успенский был назначен настоятелем храма в селе Николо-Александровское близ Хабаровска. Одновременно он преподавал в Хабаровской женской гимназии. В 1917 году иерей Успенский стал служить священником на острове Русский в заливе Петра Великого в Японском море в так называемой Владивостокской крепости. В приходе отца Димитрия – 6 фортов и 27 береговых батарей, пороховые погреба и патронные склады, пристань, минно-торпедная станция и 4 телефонные станции. В разгар Гражданской войны в 1920 м г. священник Димитрий Успенский духовным начальством был переведен в китайский город Тяньцзин, где занялся пастырско-миссионерскими трудами и дальнейшим изучением китайского языка. За 7 с лишним лет, проведенных в Тяньцзине, отец Димитрий овладел китайским языком – одним из труднейших в мире – в совершенстве. Он даже составил учебник китайского и огромный русско-китайский словарь – фундаментальный труд, который сам по себе уже мог бы принести известность его автору. В шутку коллеги по миссии называли его «Апостолом Китая».



Епископ Иннокентий II (Фигуровский) – начальник российской духовной миссии в Китае

В марте 1927 года иерей Успенский был официально причислен к Российской духовной миссии, которую возглавлял титулярный епископ Переславль Залесский Иннокентий II Фигуровский, чьи предки были родом из Владимирской епархии. После разгрома белых в Китай хлынул поток русских, бежавших через Дальний Восток и Среднюю Азию, причем число беженцев, по оценкам исследователей, достигало полумиллиона человек. Поэтому первоочередной заботой православных миссионеров в Китае стало духовное окормление соотечественников.

После 7 лет службы в Пекине в 1934 году Димитрий Успенский, возведенный в сан протоиерея, был направлен в города Южного Китая для совершения там регулярных богослужений. Священников в огромной стране катастрофически недоставало. В Гонконг, Кантон, Аомынь и другие города лишь изредка наезжал батюшка из Шанхая. Скромный, высокообразованный и отличавшийся неутомимой энергией протоиерей Успенский развил кипучую деятельность, быстро снискал всеобщее уважение и поддержку со стороны православного населения, полюбившего пастыря за его доброту и отзывчивость. Для многих эмигрантов на чужбине, оставшихся без средств к существованию и впадающих в отчаяние, материальная и моральная поддержка батюшки значила очень многое, нередко отец протоиерей просто спасал жизнь своим соотечественникам.

Вскоре благодаря стараниям Димитрия Успенского были открыты 3 новых молитвенных дома – Петропавловский в Гонконге, во имя иконы Богородицы «Нечаянная Радость» в Кантоне и Троицкий в Макао. Осенью того же 1934-го г. батюшка организовал православную общину в Маниле – столице Филиппинских островов. В 1937 м г. протоиерей Успенский открыл молитвенный дом в Аомыне. Центром служения отца Димитрия стал Гонконг, где батюшка организовал прекрасный церковный хор и воскресную школу для детей и взрослых. Гонконг в то время являлся английской колонией.
Высокообразованного священника полиглота уважали и китайские власти, и представители британской колониальной администрации. Порой протоиерей Успенский служил посредником между своей паствой и местными чиновниками, отстаивая права прихожан.

В годы Великой Отечественной войны не принявший победу большевиков протоиерей Успенский в своих проповедях высказывался в поддержку Красной Армии, желая победы Советской России над гитлеровцами. Он также выступал против японцев, которые, в частности, разрушили православный собор в Маниле. Говорят, что, имея в виду успешные действия советских войск, батюшка заканчивал свои проповеди тех лет, словно отважный советский киноразведчик, призывом «За нашу Победу!», чем шокировал наиболее «упертых» в своей непримиримости белоэмигрантов. В 1945 м приход протоиерея Успенского принял юрисдикцию Московского Патриархата. Однако революция 1949 года в Китае создала перед старым батюшкой множество новых проблем. Страшась репрессий новой власти, эмигранты первой волны стали покидать Поднебесную, отправляясь в основном в Австралию, Бразилию, Канаду. Правительство Мао Цзэдуна преследовало представителей разных религий, не делая исключения и для православных. Правда, сам Д. Успенский оставался на британской территории, но ему тоже не раз предлагали покинуть революционный Китай. Но протоиерей остался со своей сильно поредевшей паствой.
Связь с начальником Миссии и правящим архиереем прервалась. Последний православный епископ в Пекине Виктор уехал в Москву. Протоиерей Успенский остался в духовной блокаде. Такое положение из за издержек большой политики затянулось почти на 20 лет. Только в 1968 м г. епископ Зарайский Ювеналий (Поярков) – будущий митрополит Крутицкий, руководитель отдела внешних церковных сношений РПЦ – посетил Гонконг проездом из Токио. Владыка наградил протоиерея Димитрия наперсным крестом – наградой от Патриарха Московского и всея Руси Алексия I за многолетние самоотверженные труды на благо православия. 28 ноября 1968-го г. владыка Ювеналий совершил в Петропавловском храме Гонконга Божественную Литургию – это было первое архиерейское служение в этом городе, начиная с 1945 года.

К тому времени здоровье Д. Успенского уже было сильно подорвано.
В 1969 году дочь Димитрия Успенского Аделаида по его просьбе в качестве туриста посетила Советский Союз. По преданию, именно тогда, 45 лет назад, она посетила Вязники (оборонных секретов там не было, и иностранных туристов, хотя и неохотно, все-таки пускали) и привезла оттуда горсть родной земли.
Утром 17 января 1970 года протоиерей Димитрий Успенский скончался в Гонконге, одного дня не дожив до своего 84-летия. Погребение заслуженного пастыря и миссионера состоялось 25 января после Божественной Литургии на иностранном кладбище Colonial Cemetery. Задержка в погребении была вызвана ожиданием епископа Подольского Германа, который был специально прислан из Москвы для проведения похорон. На могилу протоиерея Успенского была брошена горсть земли из далеких Вязников.


Протоиерей Димитрий Успенский в последние годы жизни

Однако 9 лет спустя территория кладбища оказалась в зоне строительства новой автодороги, и английские власти решили его сравнять с землей. Последние, остававшиеся в живых почитатели протоиерея Успенского обратились к генерал губернатору Эдварду Ричарду Шрейеру с просьбой перенести прах отца Димитрия на не попадающее под застройку место близ старой кладбищенской церкви. Э. Р. Шрейер, как оказалось, по матери был потомком православных эмигрантов из Украины, поэтому просьбу дочери Успенского и его прихожан с готовностью удовлетворил. Так почти три с половиной десятилетия назад окончательно завершилось земное странствование пастыря, начавшееся за 93 года до того в наших Вязниках.

Главная святыня православного храма в Гонконге, закрытого вскоре после кончины Д. Успенского, особо почитаемая икона первоверховных апостолов Петра и Павла была передана новообразованному приходу Святой Троицы в австралийском городе Мельбурне. Только в 2004 году в Гонконге вновь открылся православный приход. Его настоятелем был назначен сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Дионисий Поздняев, до того совершавший богослужения в странах Юго-Восточной Азии.
А в 2008-м г. прихожане Троицкого храма в Мельбурне передали единоверцам в специальном административном районе Китайской Народной Республики Сянган (так теперь официально именуется в КНР бывший Гонконг) Петропавловский образ отцу Дионисию и его пастве. При этом в краткой церемонии были особо подчеркнуты заслуги протоиерея Успенского, миссия которого продолжается.

Николай ФРОЛОВ
«Районка, 21 век», №47 (214) от 04 декабря 2014 г.

Журнал Московской Патриархии 1970 №5

Протоиерей Димитрий Иванович Успенский, настоятель Петропавловского храма в Гонконге, скончался 17 января 1970 года. Родился он 18 января 1886 года в г. Вязники, Владимирской губернии. Окончил Владимирскую духовную семинарию в 1907 году, а затем — Институт восточных языков во Владивостоке по китайско-монгольскому отделению. Оттуда был командирован в Китай для практического изучения китайского языка.
14 января 1913 года был рукоположен во пресвитера в г. Владимире. Проходил пастырское служение в с. Николо-Александровском, около Хабаровска, исполняя одновременно обязанности законоучителя женской гимназии в г. Хабаровске. С 1917 по 1920 год, будучи студентом, во Владивостоке исполнял обязанности священника на Русском острове. С 1920 по 1927 год, проживая в Тяньцзине, посвятил себя изучению китайского языка. В этот период им были составлены учебники китайского языка и русско-китайский словарь. 10 марта 1927 года он поступил на службу в Российскую Духовную Миссию в Китае, где прослужил до 1934 года. Весной того же года о. Димитрий был командирован в Гонконг, Кантон и другие города Южного Китая для совершения богослужений. До того времени православные жители прибрежных городов Южного Китая не имели постоянных храмов и причта и для отправления церковных служб туда наезжал священник из Шанхая.
Скромный, высокообразованный и отличавшийся неутомимой энергией, протоиерей Димитрий Успенский по прибытии к месту назначения развил кипучую деятельность, быстро снискал всеобщее уважение к себе и поддержку со стороны православного населения, полюбившего доброго пастыря за его отзывчивое и любвеобильное отношение. Вскоре благодаря стараниям о. Димитрия были открыты три молитвенных дома: в Гонконге — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в Кантоне — в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и в Макао — во имя Святой Троицы. Осенью того же года он организовал православную церковную общину на Филиппинах, в Маниле. В апреле 1937 года о. Димитрий открыл молитвенный дом в Амое — во имя Святителя и Чудотворца Николая. Имея постоянное пребывание в Гонконге, он организовал там прекрасный церковный хор и воскресную школу для детей и взрослых. Епископ Пекинский Виктор неоднократно отмечал в высшей степени полезную и ревностную пастырскую деятельность о. Димитрия. Всю свою долголетнюю жизнь о. протоиерей беззаветно служил Богу и Его Святой Церкви. 54 года он учил истинам веры Христовой вверенных его пастырскому попечению духовных чад, сохраняя верность Матери — Русской Православной Церкви. Не имея возможности — по состоянию здоровья — совершить путешествие в Москву поклониться святыням Русской Церкви, он говорил о том счастье и радости, когда в 1968 году посланец Матери-Церкви епископ Зарайский Ювеналий посетил Гонконг, совершил там Божественную литургию и причастил о. Димитрия Святых Таин. Последние два года о. Димитрий был прикован болезнью к постели, и в это время он особенно ощущал тоску по Родине. «Тяжело умирать на чужой земле»,— говорил о. протоиерей. В 1969 году в числе паломников из Гонконга, посетивших Советский Союз и бывших гостями Русской Православной Церкви, была дочь о. Димитрия, которая привезла ему горсточку родной земли.
17 января печальная весть о смерти о. протоиерея донеслась до Московского Патриархата. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, и его заместитель епископ Тульский и Белевский Ювеналий направили в Гонконг телеграммы сочувствия, разделив скорбь утраты с близкими, родными и осиротевшей паствой и вознося молитвы о упокоении души усопшего о. Димитрия в «селениих праведных». По благословению Святейшего Патриарха Алексия в Гонконг для совершения погребения протоиерея Димитрия Успенского были направлены епископ Подольский Гермоген и протоиерей А. Тыщук из Токио, которые по прибытии в Гонконг вместе с близкими родными и осиротевшей паствой 25 января горячей и усердной молитвой проводили о. протоиерея в «путь всея земли». Перед началом отпевания прот. А. Тыщук огласил телеграммы с соболезнованиями, полученные из Москвы, и произнес слово в утешение пастве. В конце погребения епископ Гермоген произнес надгробное слово. Гроб с телом усопшего был обнесен вокруг храма при пении покаянного канона «Помощник и Покровитель...» Затем епископ Гермоген, прот. А. Тыщук и все верующие православные и некоторые из инославных проводили тело усопшего на христианское кладбище, где епископ Гермоген совершил заупокойную литию и предал земле тело усопшего. При жизни о. Димитрий называл это кладбище «долиной счастья». Там будет покоиться его прах до страшного Дня Судного, и мы верим, что за его праведную жизнь Господь удостоит его душу вечной, блаженной жизни вместе с теми, кому Он скажет: «Мне последовавшие верою, приидите, насладитеся, имже уготовах вам почестей и венцев небесных».
Город Вязники
Вязниковский уезд

Категория: Вязники | Добавил: Николай (10.01.2018)
Просмотров: 961 | Теги: Вязники, Вязниковский уезд, Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru