Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
01:47
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
12 ступеней [77]
Тела человека [41]
Добродетели [40]
Чувства [53]
Женственность [58]
Привязанность [11]
Освобождение [16]
Трансфизика [72]
Энергетические каналы [0]
Единство [28]
Мужественность [15]
Сознание [4]
Карма [11]
Целительство [73]
Медитации [9]
Притчи [52]
Сновидения [10]
Проповеди [25]
подвижничество [41]
Зороостризм [15]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Самопознание » Проповеди

Слово на 19-е февраля. «О нравственной свободе».

Слово на 19-е февраля
О нравственной свободе

С 19-м февраля связывается воспоминание о светлом событии в истории русского народа — освобождении крестьян от крепостной зависимости самодержавной волей Государя Императора Александра II-го. Высочайшим манифестом от 19 февраля 1861 г. сняты цепи крепостничества почти с 23 миллионов русских крестьян. Этим актом милости царской дарованы бывшим крепостным права личной свободы, крестьяне наделены землей, освобождены от произвола и притеснений со стороны помещиков, им дарованы права на свободный труд и собственность, права на пользование благами просвещения и культуры, — даровано то, что составляет необходимое условие процветания народа, развития его экономических сил и духовных, что составляет необходимую основу благоденствия всякого народа. Нам, выросшим и воспитавшимся после светлого дня освобождения крестьян, более чем трудно вполне ясно представить и по достоинству оценить те блага, которые получили крестьяне — рабы, со введением великой, благодетельной для них и для всего русского государства реформы. «Никому не знать и счесть, — заявил Госуд. Совет в своем адресе, сколько крестных знамений положено за Государя миллионами освобожденных людей, сколько теплых молитв вознесено, сколько горячих радостных слез оросило русскую землю». Вечная память и слава Царю-Освободителю, Царю-Мученику, Александру II-му, приявшему смерть за любовь к своему народу!... Вечная память и Его славным просвещенным сподвижникам, подготовившим эту реформу и ее вместе с Ним совершившим!...

Да, несомненно, велика по своему значению для благосостояния народа русского, несомненно, благодетельна для него возвещенная 19 февраля, за 52 года пред сим, свобода! Но для человека, как нравственно-разумного существа, есть еще более великая свобода, более высокая и благодетельная — свобода нравственная. И насколько небо выше земли, вечная жизнь выше кратковременной земной жизни, настолько эта нравственная свобода дороже и выше всех свобод земных! И эту свободу, этот залог вечного блаженства, может дать человеку никто другой, а только сам он. Нравственная свобода человека не зависит ни от благодетельных законов царских, ни от усовершенствованных форм правления государственного, ни от богатств земных, ни от знаний научных, а исключительно от него самого — человека, от усилий его воли, от личных его подвигов, при всесильной к нему помощи Божией.
Что-же такое — свобода нравственная?
Это не та свобода, в силу которой человек делает, что захочет, — когда, например, сильный притесняет слабого, богатый — бедного, — или когда человек предается порокам, потому что это ему нравится, не задумываясь над тем, хорошо он делает, или плохо в нравственном отношении. Когда человек сознательно и добровольно грешит, или делает зло и насилие ближним, то он этим проявляет произвол, можно сказать, звериную свободу, а не ту истинную свободу, которая должна бы украшать его бессмертную душу. Ведь и у зверей есть такая свобода; и они делают своей добычей более слабых и беззащитных животных; и они живут по влечению инстинктов. Предаваясь страстям и порокам, человек теряет свободу действий, делается рабом страстей, и наоборот, побеждая свои страсти, он сохраняет свободу духа и может направлять свою волю так, как того требует его разум, сознание долга и веление совести. «Всяк, делающий грех, есть раб греха», сказал Спаситель (Иоан. VIII, 34).

Истинная, нравственная свобода проявляется в добровольном подчинении себя всем требованиям нравственного закона, в добровольном подавлении в себе греховных пожеланий и самолюбивых стремлений во имя любви к Богу и ближним; нравственная свобода проявляется в добровольных цепях, которые человек сам налагает на себя, на свои инстинкты, желания и чувствования, когда того требуют любовь и уважение к ближним и слава имени Божия. Нравственная свобода это — свобода от уз греха, от цепей страстей и пороков, свобода от привязанностей к тому, что противно святости Божией, закону нравственному, написанному в сердцах людей и изложенному в заповедях евангельских. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. VIII, 31, 22). «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоан. VIII, 36), сказал Господь.

Человек, созданный по образу Божию, всегда должен сознавать, что его Творец, Законодатель, верховный и ближайший повелитель — Господь Бог. От Него он получил бытие, свои способности и силы и все блага. Господь указал ему и назначение его к вечному блаженству, дал и средства к достижению этой цели. Господь дал закон для его деятельности, дает и благодатную помощь для исполнения закона. Господь вложил в его бессмертную свободную душу ум с бесконечным стремлением к Себе, как Истине. «Я есмь путь и ретина и жизнь» (Иоан. XIV, 6), говорил Он. Господь дал ему сердце любящее с бесконечным стремлением к блаженству, которое также в Боге. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан. IV, 16). Господь дал ему и волю с бесконечным стремлением к совершенству. „Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный“ (Мф. V, 48), говорил Господь в нагорной проповеди. Но человек, в силу дарованной ему свободы воли, уклонился от пути своего, добровольно взял и надел на себя цепи греха, зла и смерти, — и под бременем этих цепей окончательно погиб бы, если бы бесконечная Любовь не преклонила небес и не сошла для его спасения на землю, и распростертыми со креста дланями не влекла его к Себе и не изливала на него живительных, освящающих, обновляющих и воссозидающих лучей Божественного света, любви, милости и всепрощения. И доселе Господь продолжает звать к Себе, Источнику жизни, света и радости, заблудшего человека и словом евангелия, и благодатным озарением сердца грешника, и радостями земными, и несчастьями, ударами житейскими. „Се, стою у двери, и стучу. Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною“ (Апок. III, 20), говорит Он доселе сердцу каждого человека. А мы, погруженные в тину греха, ослепленные блеском призрачного греховного счастья, заглушаемые шумом страстей, в безостановочной погоне за суетным тщеславием и обманчивыми наслаждениями и радостями жизни, мы не сознаем своего ослепления духовного, не замечаем своего опасного положения на краю пропасти, не видим простертых к нам рук Любви Божественной, не слышим стука их в двери нашего сердца, не слышим голоса бесконечно — нежного, сострадательного, зовущего нас, но оставленного нами Спасителя... А если иногда и слышим Его Божественный зов, то мало останавливаемся своим вниманием на нем, не идем на него, потому что не хотим порвать греховных связей, боимся потерять из вида обманчивый, влекущий нас к погибели, блуждающий болотный огонек утех земных, манящего нас счастья, — как будто нам дороже Света Вечного кратковременный минутный блеск земного счастья, как будто мы готовы уступить за миг греховных наслаждений блаженство вечное, за чечевичную похлебку — продать права первородства!...

Несчастные и жалкие рабы страстей, в погоне за земным мы можем потерять, лишиться окончательно способности ценить небесное и вечное. Присмотримся внимательно, проверим, не приложимы-ли и к нам слова Исаии пророка, которые Христос привел для обличения слепых вождей еврейского народа. «Народ сей ослепил глаза свои, и окаменил сердце свое, да не видит глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их» (Иоан. XII, 40). Не потеряли-ли и мы и зрения и слуха ко всему духовному, святому? Способны-ли мы понимать духовное и восхищаться великим нравственно, святым и идеальным? Не слишком-ли высоким для сил естественных, не превышающим-ли наше разумение, является все то, что совершали, как подвизались, чем побеждали требования греховной плоти святые Божии в стремлении достигнуть нравственной свободы? Пусть перед нами мысленно пройдет ряд лиц, которые при помощи Божией сами дали себе высшую свободу, свободу нравственную, — эти, можно сказать, свободные теперь граждане небесного царства, которые раньше находились в одинаковых с нами условиях земного странствования. Вот, великий из рожденных женами, Иоанн Креститель с юных лет оставляет мир с его прелестями, обрекает себя на решительную борьбу с греховной плотью, и в подвигах молитвы и поста приобретает такую силу и мощь духовную, что создает вокруг себя необычайное движение народное, привлекает к себе в пустыню толпы народа, и своею огненною проповедью заставляет всех каяться в грехах и креститься во Иордане. Вот апостолы по зову Учителя Божественного оставляют все, — и семьи и дома, и вслед Его идут, чтоб, по вознесении Его на небо, разойтись по разным направлениям к далеким диким племенам с огнем учения небесного, согревающим сердца, и просвещающим умы и совесть в людях. Что ожидало этих просветителей духовных, устроителей царства Божия на земле, истинно величайших благодетелей человечества, что ожидало их в краю чужом, среди фанатиков евреев или язычников, защитников отеческой религии, среди представителей безверия, нечестья, разврата и озлобления? — Лишения, болезни, великие труды, темничные заключения, биения и мученическая смерть! Что их манило, что влекло к себе на их пути тернистом? — Желание просветить „седящих во тьме и сени смертней", желание дать истинную свободу всем народам. — Вот исповедники и мученики за веру во Христа, за любовь к Сладчайшему Иисусу, во времена гонений, с величавым спокойствием, небесной радостью на лицах идут на страшные мучения, на верную смерть. В рядах их видим мы людей всех возрастов — и слабых женщин и еще более нежных и слабых силами отроковиц. Вот тысячи иноков, преподобных отшельников, в искании нравственной свободы, свободы от греховных уз, добровольно подвергают себя всем лишениям и страданиям земным, и приобретают себе, можно сказать, впитывают в себя лучи Божественной славы. Одни из них возвращают себе потерянную Адамом чрез грехопадение царственную власть над животными и природой, когда, например, повелевают медведям, львам и др. зверям, или переходят реки по воде, как по суше и т. п.; другие приобретают дар рассуждения, дар прозорливости, иные — дар исцелений, дар молитвы и т. п. Одни из них несут подвиг юродства Христа ради, добровольно кажутся потерявшими разум, чтоб перенесением обид и побоев незаслуженных, несправедливых сломить в себе начало греха, гордость; другие десятки лет под открытым небом стоят на столпах, чтоб изнурить и обессилить плоть свою и в ней гнездящуюся похоть. Всем близкий нам, недавно прославленный св. Церковью, преподобный Серафим Саровский путем борьбы со грехом и жизнью для Бога достиг столь великого смирения и столь сильной любви к ближним и Богу, что каждому человеку, как бы он ни был низок по своему общественному положению, делал земной поклон при встрече, лобызал его и говорил: «радость моя, Христос воскресе!».

О чем говорит нам вся жизнь бесчисленных святых, жизнь полная подвигов великих, борьбы и страданий добровольных, и вместе — богатая столь разнообразными дарованиями духовными? Что заставляло их бежать утех и радостей земных, славы людской, богатства и всего, к чему с такой настойчивостью и горячностью стремимся мы? Что заставляло их искать страданий и лишений, с которыми встречаться страшимся мы? Ответ быть может дан один: стремление к свободе от греха и от всего, что вызывает, что приносит грех его рабу, — стремление к святости, к свободе нравственной. Святые, верою познав, увидев вечный Свет Божественный, всю жизнь шли к Свету этому и сами просвещались Им; ощутив Любовь Божественную бесконечную, сами Ею воодушевлялись и жили. Они познали всю обманчивость и гибельность греха, познали силу искушений врага спасения и навсегда решили вести ожесточенную — без перемирий с ним — борьбу, пока не разобьют цепей его, цепей греха и зла. В победе над врагом, в победе над грехом и злом, они нашли свободу нравственную, свободу высшую всех благ и всех свобод земных.

К свободе этой, возлюбленные, и мы все призваны. В этот светлый день освобождения крестьян, дадим обет и мы — всю жизнь свою стремиться к освобождению себя от гибельных оков пороков и страстей! Пусть предстоит для нас тяжелая и трудная борьба; пусть тесен, скорбен путь, ведущий к светлой цели; пусть на этом пути нас ждут лишения, страдания и унижения! Но этому всему и должно быть. Другого нет пути для очищения души от зла, для достижения свободы от греха! Загрязненное золото не может заблестеть, если не оттирать, не очищать его; — от примесей неблагородных оно не может быть освобождено без расплавления в горниле. К тому-же, награды и венцы за подвиги даются и то лишь победителям.

Возлюбленные! Премилосердный Искупитель Своею помощью благодатною, и ангелы и все святые своим сорадованием нам и непрестанным о нас ходатайством пред Богом подкрепят, утешат нас, поддержат немощные наши силы, помогут нам в борьбе с врагом, помогут разорвать страстей оковы, позорящие нас. При столь надежной помощи, как помощь Победителя смерти и ада, мы не можем не победить врага своего, — не можем не достигнуть свободы нравственной, свободы от греха, страстей и зла. Аминь.
Свящ. В. Богословский.

/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел Неофициальный. 9-го марта 1913 года, № 10/
Владимиро-Суздальская епархия
Владимирская губерния.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Проповеди | Добавил: Николай (11.01.2017)
Просмотров: 1066 | Теги: Владимирская епархия, Проповеди | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru