20:10
Мстёра и её мастера. Часть 2

Мстёра и её мастера

Начало » » » Мстёра и её мастера. Часть 1

Одна из самых лучших его миниатюр — созданная в 1934 году «Вольга и Микула». Она особенно отражает такую отличительную черту манеры художника, как динамичность действия героев. В этой миниатюре запечатлены смелые движения людей, неожиданные повороты, острые цветовые сочетания, столь типичные для Брягина. «Брал одною рукой сошеньку, из земли ее вытаскивал» — гласит надпись на этой шкатулке. Микула Селянинович изображен могучим богатырем земли. Композиция очень цельная, четкая, довольно скупая, лаконичная, с нежными переходами от локальных цветов (ярко-красного и синего) и изумрудной зелени к светло-коричневым тонам.
Брягин в этой работе очень удачно использовал черный фон шкатулки. Он отграничил живопись золотой линейкой, а орнамент нанес по краям шкатулки, оставив между орнаментом и живописью черное пространство. Ему удалось достигнуть большой выразительности.
А.И. Брягин известен как отличный декоратор. В этом смысле он не имел себе равных во Мстёре. Кроме того, Брягин являлся знатоком и крупным реставратором произведений древнерусской живописи. В Троице-Сергиевской лавре он расчищал и реставрировал один из шедевров мирового искусства — знаменитую «Троицу» Андрея Рублева. Реставрировал многие старинные фрески. Он хорошо знал живопись древнего Новгорода, Старой Ладоги, спасо-нередицкие (в окрестностях Великого Новгорода) росписи.
Интересно, что страстная преданность искусству передается из поколения в поколение. А.И. Брягин — сын живописца, живописцем являлся и его брат, последний передал свое обновленное мастерство сыновьям. Они работают ныне в Москве, в Центральной художественно-реставрационной мастерской. Здесь же трудятся вместе со своими дочерьми, вместе с ученым реставратором М.Н. Тихомировым художники Иван Андреевич и Николай Андреевич Барановы — потомственные мстёрские мастера. Они реставрировали художественные ценности в бывшей вотчине Ивана Грозного в Александрове, а также в Киеве, Новгороде, Пскове, Калуге. Эти люди восстанавливали уникальные росписи в старинных грузинских храмах, реставрировали «Никоновскую парсуну» — единственное, что удалось спасти из-под развалин Ново-Иерусалимского монастыря, уничтоженного фашистами в Истре. В искусстве Мстёры А.И. Брягину принадлежит большое место. Он представитель направления в мстёрской живописи, во многом отличающегося от направления, возглавленного Н.П. Клыковым. На работах Брягина и поныне учатся молодые миниатюристы, идущие на смену старшим.


Александр Фёдорович Котягин (1882-1943)

Живописец Александр Федорович Котягин тесно связан с Мстёрой в течение всей своей жизни. Здесь он в 1882 году родился, здесь и умер. Выезжая до революции в Москву для работы по писанию и реставрации икон, росписи фресок к предпринимателям Дикареву, Силину, Богатенко, он не порывал связи со своей Мстёрой, где проходили его детские и юношеские годы. Он известен во Мстёре как один из крупных мастеров русской иконописи, знаток старинной фресковой живописи и реставратор. Но не эта деятельность Александра Федоровича, относящаяся к прошлому, принесла ему широкое признание и славу. В течение двадцати лет, с 1923 года до последних дней своей жизни, он работал в объединении талантливых художников Мстёры, являлся одним из основателей артели, бессменным членом правления, активным общественником, ее выдающимся художником и преподавателем искусства мстёрской живописи. Художник, вышедший из народа, один из создателей мстёрского стиля, он вместе с другими товарищами поставил свое мастерство на службу народу.
Искусствоведы, знатоки мстёрского стиля в живописи на папье-маше, отмечали у Котягина любовь к очень сильному, раскрытому цвету, ярким контрастам. В качестве особенностей его стиля работы отмечалось, что он предпочитает определенность локальных красок, четкое окрашивание предметов в основные и дополнительные цвета поискам колорита и дробных переходов из одного тона в другой. Указывалось также на плоскостность и некоторую графичность его живописи. Котягин часто подчеркивает контуром, нередко золотым, формы предметов, раскидистые кроны небывалых деревьев и трав, похожих на орнамент. Сюжеты его работ проще и определённее, чем у другого ведущего художника Мстёры А.И. Брягина. Котягин избегает как тематической сложности, так и бездумности, бессюжетности чисто декоративных мотивов.
Эта оценка искусствоведов относилась к первоначальному периоду творчества художника. В последующие годы значение творчества Котягина сильно возросло. Его по праву считали во Мстёре одним из ведущих мастеров, самостоятельных в своей технике, создавших выдающиеся творческие произведения, на которых учились и еще будут учиться молодые художники.
А.Ф. Котягин начал свою работу с иллюстраций народных сказок, брал все лучшее из русского фольклора, рисовал миниатюры по мотивам произведений известных писателей и поэтов. Он иллюстрировал «Слово о полку Игореве», произведения Шота Руставели, Пушкина, Крылова, Некрасова, Ершова, Кольцова. Его композиции более, чем работы других мастеров, серьезны и строги по содержанию и оформлению. Они отличаются повествовательностью, ясной и монументальной композицией. Он менее поэтичен и лиричен, чем Клыков. Мысль творца сквозит во всех произведениях этого художника. До конца дней своих Котягин жил искусством, поисками нового, неутомимой жадностью к работе над миниатюрой.
Котягин любил книги, приобретал их всюду, где представлялась возможность. Он по-детски радовался каждой приобретенной новинке, любил читать и рассматривать книги по нескольку раз, обращая внимание на их оформление — переплет, заставки, иллюстрации. Когда в издательстве «Академия» вышла книга «Слово о полку Игореве» с иллюстрациями художника-палешанина И.И. Голикова, Котягин приобрел её и сказал тогда о Голикове: «Это лучший художник Палеха. Нам надо многому у него учиться».
У Котягина были книги многих классиков русской и мировой литературы, но более других он ценил Пушкина. Он неоднократно иллюстрировал: «Руслана и Людмилу», «Братьев-разбойников», «Сказку о царе Салтане», «Русалку» и некоторые другие.
Котягин был человеком культурным, начитанным, с цельным, прочно сложившимся мировоззрением. Он много учился, упорно работал над собой, изучал историю искусств, любил читать и политическую литературу.
В Мстёре то и дело слышишь: Котягин... У Котягина... От Котягина...
Художник Ф.Г. Шилов вспоминает:
- Я учился искусству миниатюры у Котягина.
У Александра Федоровича учились также художники Старков, Громов, Корсаков и многие другие.
Показывая посетителям коллекцию произведений художников Мстёры, экскурсовод особенно обращает внимание на работу Котягина «Выезд князя Игоря в поход на половцев». Он рассказывает с гордостью:
- Из всех известных нам иллюстраций к «Слову о полку Игореве» только произведения знаменитого палешанина Ивана Голикова могут соперничать с этой работой. Котягин дал своеобразную, оригинальную вещь в нашем мстёрском стиле, что особенно ценно. Смотрите, как величественен князь на коне! А этот старик слева — как живой!
Молодая художница К.И. Соколова говорила:
- Мастерству мстёрской миниатюры я училась у Александра Федоровича Котягина, а потом, после смерти своего учителя, жила в его доме и пользовалась его личной библиотекой.
В местном краеведческом музее хранится большой, выполненный в красках эскиз пластины Котягина «Встреча Пушкина с Кюхельбекером».
Художник передал сцену встречи двух поэтов сильно, сурово, доходчиво. Коллектив работников музея очень гордится тем, что имеет у себя этот редкий оригинал.
Но не только маленький Мстёрский музей знает об этой работе художника. Ее подлинник выполнен Котягиным в 1937 году к Пушкинскому юбилею, экспонировался в Москве на выставке, посвященной столетию со дня смерти великого поэта, в здании Исторического музея. Этот музей и приобрел его в собственность.
Государственный музей Революции в Ленинграде просил Котягина прислать фотоснимок с его картины «Встреча Пушкина с Кюхельбекером», представлявшей большой интерес для музея.
- Сообщите, — писали ему, — можете ли вы повторить для нас эту картину?
Работы Котягина были на международных выставках в Париже, Нью-Йорке.
Одной из характерных особенностей Котягина как художника является злободневность, актуальность его творчества. Вернувшись в 1920 году в Мстёру, на деревянной шкатулке он пишет работу «Долой капитал!». В самые первые годы работы Мстёры на папье-маше Котягин создает также произведения, как «Хлебозаготовки», «Зажиточная жизнь колхозников», «Дорожное благоустройство» и «Сбор плодов», впоследствии многократно копировавшиеся молодыми мастерами.
Следить за важнейшими событиями жизни по газетам и радио и отображать их в своем творчестве стало для Котягина непременным правилом.
К Пушкинскому юбилею он пишет две работы, уже упомянутую «Встречу Пушкина с Кюхельбекером» и «У лукоморья дуб зеленый». В 1938 году он нарисовал новую миниатюру «Дворец Советов», отражающую важную стройку, проекты которой в то время обсуждались общественностью столицы. В том же году он создает «Последние минуты лагеря полярников на дрейфующей льдине» и «Партизаны» для выставки XX лет РККА.
Так год за годом создает он живописную летопись важных событий своего времени, откликаясь на них оригинальными миниатюрами. Никто другой из художников Мстёры не обладал этим ценным качеством летописца и никто не дал столько произведений на современные темы, как Котягин.
В 1943 году Котягин, по совету председателя артели И. Суслова, приступил к выполнению серьезной, ответственной работы. Он хотел создать серию миниатюр, объединенных общей темой, сделал для этой серии десятки карандашных эскизов. В своей новой работе художник задумал отразить наиболее важные этапы из истории Коммунистической партии Советского Союза. Преждевременная смерть помешала Котягину осуществить творческий замысел. Художник умер 29 сентября 1943 года.
В Мстёрском музее хранится миниатюрный портрет Котягина, замечательно выполненный на пластине из папье-маше мстёрским мастером-портретистом Венедиктом Дмитриевичем Бороздиным.
Молодые художники Мстёры с любовью смотрят на портрет своего учителя и расположенные тут же его чудесные шкатулки. Они учатся у Котягина любить Родину, познавать прелесть русского пейзажа, отражать великие дела советского человека-творца.

Заслуженный деятель искусств РСФСР И.Н. Морозов тридцать шесть лет плодотворно трудился в коллективе народных мастеров Мстёры. Как и другие, он свою работу начал с росписи деревянных игрушек, красочной отделки самых обыденных предметов домашнего обихода. Лишь несколько лет спустя Морозов начал создавать замечательные образцы народного искусства — уникальные шкатулки из папье-маше. Его работами по праву гордится коллектив. Многие из них вошли в фонд лучших изделий Мстёры, достойно пополнили ценнейшую коллекцию советских художественных лаков.
Среди многочисленных произведений этого мастера особенно выделяется шкатулка, расписанная на тему «Воссоединение Украины и России в 1654 году». В центре композиции мы видим всадника. Это Богдан Хмельницкий. Как и во всех работах Морозова — героический образ человека здесь на первом плане. Фигуры, пейзаж все умело скомпоновано, тщательно прописано художником. Тонкость росписи в этой работе изумительна. Цветовая насыщенность, звучная тональность, единство колорита — вот те наиболее характерные для искусства Мстёры черты, которыми особенно отличаются работы Морозова.


Иван Николаевич Морозов (1884-1962)

Шкатулки, расписанные Морозовым, на темы: «Сказка о золотом петушке», «За Родину!», «Партизаны», «Социалистическое строительство» и многие другие являются образцами, на которых учатся молодые миниатюристы.
Трудно перечислить все созданное Морозовым за многие годы его работы в содружестве мстёрских художников. В скупой автобиографии, написанной на половине странички из школьной тетради, Иван Николаевич отмечал работу для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (роспись павильонов), оформительские работы в санатории имени Орджоникидзе в Сочи (фресковая роспись вестибюля), оформление центрального магазина «Главхлеб» в Москве, создание декораций для спектакля Владимирского областного драмтеатра «Сказка об Иване-царевиче, о земле родимой и о матушке любимой».
Иван Николаевич написал чудесные декорации к сцене «Кащеево царство». Художник проявил незаурядную фантазию, он дополнил сказку-спектакль запоминающимися деталями красочного пейзажа, сказочными деревьями, фигурами необычных птиц и животных, полными народного юмора изображениями Кащея Бессмертного, его черных слуг, лесных ручьев и избушек.
Из работ, сделанных на папье-маше, сам Иван Николаевич упоминает только одну: «Сказку о золотом петушке», выполненную в 1945 году. Эта работа была отправлена в Сан-Франциско, и, чтобы сохранить ее для Родины, позднее Морозов создал дубликат — второй ее вариант, по изумительной красоте своей не уступающий первому.
На этой шкатулке изображен момент возвращения в столицу царя Дадона с войсками и с Шамаханской царицей:
Под столицей, близ ворот
С шумом встретил их народ.
Золотой петушок взвился на спице, увидев злодейскую расправу царя с мудрецом-звездочетом «в сарачинской шапке белой». «Царь хватил его жезлом» и петушок сейчас спорхнет со спицы, клюнет в темя царя Дадона и исчезнет все — колесница, город, войско, Шамаханская царица... Эту заключительную сцену сказки художник передал необычайно ярко, живописно, содержательно. Он словно сам создал новый вариант чудесной сказки.
Известны еще около пятидесяти творческих работ Морозова, из которых в самой Мстёре сохранились в подлиннике лишь немногие. По ним сейчас учатся технике миниатюрной живописи молодые энтузиасты тонкой кисти. Но всего созданного Морозовым сейчас восстановить невозможно, так же, как невозможно восстановить, к сожалению и сделанное другими мастерами, потому что полный учет творческих произведений мстёрских мастеров до сих пор как следует не организован. Удалось установить только одно: за тридцать шесть лет своей работы Морозов сделал более восьми тысяч миниатюр. Это — достойный вклад народного художника в сокровищницу русского национального искусства, оригинальное и сильное проявление художественного гения русского народа.
Работы Морозова разошлись по всей стране, по музеям, по выставкам, частным коллекциям.
Миниатюры Морозова олицетворяют мстёрский стиль. Он — один из создателей этого стиля и тот, кто хочет видеть миниатюры, писанные мстёрским стилем, должен смотреть шкатулки Морозова. Он ни у кого не учился этому стилю — сам творил его вместе с другими художниками. Это — законченный мастер, виртуоз своего дела. Морозов не мог плохо писать, делал ли творческую вещь или обычную копию для дешевого портсигара.
Сохраняя все особенности мстёрского стиля, работы Морозова отличаются от работ других художников исключительной тщательностью отделки. Мельчайшие детали рисунка сделаны им так добротно, что если даже смотреть на шкатулку в самую сильную лупу, в ней не найдешь изъянов и лишь дивишься красоте и стройности созданных им образов.
Колорит его миниатюр цветистый, жизнерадостный, с преобладанием ярких, сильных тонов — красного, синего, зеленого. В то же время для Морозова характерны, как и для всей Мстёры, изящные цветовые переходы из тона в тон. Композиция всегда уравновешена, повествовательна, она читается как увлекательная сказка, занимательный рассказ. Морозов очень хорошо передает фактуру материала — то, что не всегда удается другим миниатюристам.
В его декоративных рисунках есть глубоко народный примитив, с характерной для него яркостью и силой цвета, всегда наличиствует самобытность, присущая фольклору. Мысль мастера, вложенная в произведение, предельно проста и понятна. Его работам наиболее свойственны лучшие черты социалистического реализма.
Любимые темы произведений Морозова — героическое прошлое, воинская доблесть русского народа — «Емельян Пугачев», «Куликовская битва», «Димитрий Донской защищает Москву», «Воссоединение Украины и России в 1654 году», сказочные сюжеты и иллюстрации произведений Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Дубровский», «Сказка о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне», а также битвы, народные гулянья, хороводы.
Тому, кто не видел, трудно поверить, что на «полотне» размером со спичечную коробку Морозов ухитрялся поместить войско в добрую сотню воинов, половина которых сражается на конях, да тут же помещает шатры военачальников, реку, лес, горы, облака («Слово о полку Игореве»). Смотреть эту изумительную вещь можно только в очень сильную лупу, рисовал же ее Иван Николаевич не пользуясь никакими приборами.
В 1949 году за большие заслуги в области развития народного прикладного искусства И.Н. Морозову было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В связи с семидесятилетием со дня рождения Президиум Верховного Совета СССР в 1954 году наградил И.Н. Морозова орденом Трудового Красного Знамени.
И.Н. Морозов скончался во Мстёре 2 февраля 1962 года. Имя его как народного художника принадлежит не только родной Мстёре, но всей стране. Творчество замечательного мастера-самородка является нашей национальной гордостью.


Иван Александрович Фомичёв (1890-1972)

Одним из лучших мастеров старшего поколения, работающих сейчас во Мстёре, является Заслуженный деятель искусств РСФСР художник-миниатюрист И.А. Фомичёв. Характерная особенность его произведений состоит в глубине их идейного содержания. В своих лучших работах этот народный мастер утверждает и неустанно пропагандирует в художественной форме животворные идеи советского патриотизма. Его произведения помогают воспитывать в наших людях чувство беззаветной преданности и любви к Родине, сознание общественного долга.
Фомичёв создал такие ценнейшие миниатюры, как «Призыв», «Выступление Орджоникидзе на собрании рабочих в Сухуми в 1907 году», «Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам», «Оборона Владимира от войск хана Батыя в 1238 году» и многие другие. Уже сам выбор тем красноречиво свидетельствует о высоких патриотических помыслах художника. Значение этих работ еще более повышается отличной техникой исполнения.
Эти произведения Фомичёва как бы подводили итог первого периода его работы. Они по праву вошли в фонд отличных изделий Мстёры. Иван Александрович показал свое умение справиться с серьезной темой, доказал ее правомерность в миниатюре. Он выработал свои приемы, применив все лучшее, что знал сам и чему научился у товарищей. Миниатюры его превосходно выполнены как по общей композиции, так и по тонкости колорита, четкости миниатюрного письма. Очень выразительно дан типаж.
Уже давно ни одна выставка советских художественных лаков не обходилась без работ художника Фомичёва.
Ивана Александровича часто можно видеть в музее народных художественных промыслов Мстёры. Он приводит в музей своих воспитанников — учащихся художественной профтехшколы. Юноши и девушки внимательно осматривают шкатулки, расписанные лучшими мастерами миниатюры. У одного стенда они задерживаются особенно долго: там выставлена работа их учителя — большая шкатулка «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Могучей русской силой и удалью веет от фигуры богатыря. Вот сейчас настигнет проклятого Соловья-разбойника метко пущенная стрела, упадет он со старого дуба под ноги богатыреву коню и навсегда освободится дорога человеку, хозяину этой земли.
Были в Нью-Йорке на международной выставке 1939 года работы Фомичёва «Руслан и Людмила» и новый вариант шкатулки «Песнь о вещем Олеге».
И.А. Фомичёва волнуют не только «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», но и темы самые современные. Недавно ему была заказана работа «Борцы за мир». Он взялся за ее выполнение со всем жаром художника-патриота и отлично справился с ответственной темой. Вот шкатулка «Праздник в колхозе». Мастера земли справляют праздник урожая, богаты плоды их коллективного труда, радостны их лица, веселы их песни, пляски.
Иван Александрович любит писать пейзаж, делает его необычным, сказочным. Однако в этом фантастическом пейзаже всегда можно найти черты родной природы, ее прелестные уголки. Но Фомичёв не пейзажист. Он баталист, непревзойденный мастер многофигурной, сложной по сюжету композиции. В его миниатюрах всегда много людей. Он любит мирный труд, но рисует и битвы, повествует об исторических событиях. Все его произведения содержательны. Они рассчитаны на внимательного, вдумчивого зрителя, любителя истории, они учат человека жизненной мудрости, рассказывают ему о том, что будет изучаться, интересовать людей многие сотни лет.
ИЛ. Фомичёв после Котягина - единственный во Мстёре живописец, хорошо умеющий в меру пользоваться золотом и серебром для отделки фигур и пейзажа. По четким золотым и серебряным штрихам, по тонкости росписи работы Фомичёва всегда отличишь от произведений других мастеров. Особенно большую работу художник проделал над созданием человеческих фигур, выписываемых с любовью и тщательностью, отображаемых в характерных энергических позах, всегда предельно ясных и динамичных.
Фомичёв показал себя также очень способным анималистом.
Прежде чем создать произведение на ту или иную тему, художник много читает, внимательно изучает историю. Именно поэтому на его миниатюрах правдиво и точно запечатлены образы наших великих предков, битвы Александра Невского, крестьянское восстание в дореволюционной деревне, герои любимых произведений, исторические события самых различных времен.
Суровые битвы возникают на прямоугольных Фомичёвских шкатулках, обрамленных золотым орнаментом. Русские воины поражают огнем и мечом черные полчища врагов родной земли. Мчится вихревая красная конница. Сомкнутым строем идут полки Димитрия Пожарского на защиту столицы. В голубых шатрах военачальники совещаются о предстоящем сражении. Чеканенные золотом и серебром доспехи воинов грозно сверкают на солнце. Священные штандарты реют над полем Куликовым. Пушки Севастополя гремят на Малаховом кургане. Идут величайшие сражения, прославившие непревзойденную доблесть наших воинов, могучую силу русского оружия.
Фомичёв тонко и красочно иллюстрирует бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя.
- Какую бы работу я ни делал, — говорит своим товарищам Фомичёв, — я думаю о великом счастье жить и творить в нашей великой стране, работать для народа...


Рис. И. Балакина. «И.А. Фомичёв на занятиях композиции в Мстёрской художественной профшколе»

Фомичёв выполнил превосходную миниатюру по мотивам поэмы гениального грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Коллектив художников высоко оценил труд Фомичёва и решил послать шкатулку, украшенную дивной росписью, в музей. Теперь она находится в Москве.
Первой премии на областном смотре художественных изделий в марте 1951 года была удостоена другая работа Фомичёва — иллюстрация на тему пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Она выполнена в стиле народного лубка. Много тонкого юмора в изображенной художником сценке, когда слуги, по приказу старухи-царицы «старика взашею затолкали». Здесь мастерство художника получило новое, яркое выражение. Четкость, простота, тонкость росписи, безупречная композиция, высокие декоративные качества отличают эту новую работу Фомичёва. Она по праву может быть названа образцом такого рода миниатюры, которому должны следовать другие живописцы.
За большие заслуги в области развития народного прикладного искусства Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил Ивану Александровичу Фомичёву в октябре 1949 года почетное звание Заслуженного деятеля искусств. Одновременно такое же звание было присвоено и старейшему художнику Ивану Николаевичу Морозову. Во Мстёре восприняли указ Президиума Верховного Совета не только как награду, венчающую многолетний труд ее лучших мастеров, но и как новое, заслуженное признание всего прекрасного искусства Мстёры.
В короткой заметке «В ногу с жизнью», опубликованной в те дни в вязниковской районной газете «Знамя», Иван Александрович писал: «Приятно и радостно творить, когда источником художественного вдохновения является сама жизнь — яркая, прекрасная». Эти простые слова хорошо выражают основную, характерную черту творчества народного художника, идущего в ногу со временем.
Интересным, своеобразным мастером, виртуозом своего дела является художник Е.В. Юрин. Он избрал своей специальностью в миниатюрной живописи орнамент. Фантазия этого художника неистощима. Цветочный, геометрический, линейный и другие виды орнамента на шкатулках этого художника выполнены с редким мастерством.
Умело распоряжаясь цветом, Юрин часто в меру добавляет к краскам золото, и тогда его пудреницы, ларцы, чайницы, пластины, броши, бисерницы сверкают как драгоценности. Иногда он выполняет работу одним только золотом, дает его в тонах и полутонах. Он пользуется золотом, как краской, в совершенстве.
Юрин — мастер-новатор. Этот художник обогатил орнамент многими новыми элементами. Он ввел в него советскую эмблематику — пятиконечные звезды, изображения серпа и молота, гербы, знамена, ордена. Им выполнен замечательный пятипредметный гарнитур на тему «Знамя Победы», в котором он увековечил Знамя Победы, водруженное советскими воинами в Берлине над рейхстагом. В состав этого гарнитура входит пластина «Гимн Советского Союза», орденские шкатулки с изображением ордена Ленина и ордена Победы, эмблема Москвы — Спасская башня Кремля, с негаснущей рубиновой звездой.
Как другие художники в сюжетной живописи, так Юрин в своем самобытном, ювелирно-тонком орнаменте дает блестящий образец творческого овладения методом социалистического реализма.

Среди других художников Мстёры Евгению Васильевичу Юрину принадлежит особое место. Е.В. Юрин — единственный во Мстёре признанный и непревзойденный мастер орнаментальной живописи. Подкупает в нем то особое постоянство, выдающаяся, верная любовь к избранному раз и на всю жизнь направлению в искусстве.
Юрин органически входит своим творчеством в искусство Мстёры. Он вносит в него нечто новое, оригинальное. Он дополняет своими орнаментами произведения художников Мстёры, как и они, в свою очередь, как будто расшифровывают зрителю богатые сказочные замыслы Юрина, его неутомимые по своей фантазии и чудесные своей красотой и свежестью орнаменты в своих колоритных сюжетных произведениях.
Евгений Васильевич заполняет орнаментом всю верхнюю плоскость шкатулки так же, как и другие мастера заполняют ее пейзажной или сюжетной живописью. Можно сказать, что Юрин искусно применяет различные виды орнамента: геометрический, звериный, растительный, линейный, цветочный, ленточный. Описать его работы, как сюжетные вещи, нельзя, их нужно смотреть, чтобы убедиться в том, насколько может быть талантлив русский человек.
Юрин — мастер-виртуоз. Его заслугой является и то, что он не сбился в своем искусстве на формалистические выкрутасы, что в орнаменте, казалось бы, особенно легко, доказал, что даже в орнаменте можно с успехом творчески пользоваться методом социалистического реализма. Он постепенно изживает излишнюю усложненность орнаментальных мотивов, присущую его ранним работам. Появилась новая, свежая струя, лучшее понимание природы.
Вообще рождение искусства мстёрской миниатюрной живописи на папье-маше очень тесно связано с именем Юрина. Первые успешные шаги в сторону освоения живописи на папье-маше были предприняты артелью в 1930 году.
Юрина послали тогда на курсы в Москву, где он сделал первые самостоятельные росписи на папье-маше. Это были, разумеется, робкие, неудачные опыты, на которых Юрин учился, но они важны тем, что положили начало Юрину-миниатюристу. Им были сделаны четыре миниатюры, три сюжетные: «Мцыри» (по Лермонтову), «На бахчах», «Беседа» и четвертая орнаментальная.
Эти маленькие шкатулки, сделанные на федоскинском полуфабрикате более тридцати лет назад, были так далеки от работ, написанных Юриным в последние годы, что трудно поверить в то, что он является их автором.
До приезда в Москву на курсы Юрин так же, как и другие мстёрцы, имел самое отдаленное представление о миниатюре и технике росписи на папье-маше. Освоение ее было делом новым и оно увлекло Юрина.
Из других мастеров росписью живописи тогда занимались А. Брягин, А. Котягин, А. Меркурьев, И. Морозов, В. Савин, И. Серебряков, Н. Клыков, Г. Дмитриев, Ф. Антоновский. Это и были десять мастеров—основоположников мстёрской миниатюры. Из них трое: Е. Юрин, И. Серебряков и А. Меркурьев работают во Мстёре и поныне (впервые данный очерк С.В. Ларина увидел свет в 1963 году).
Евгений Васильевич Юрин родился в 1898 году. Он коренной житель Мстёры. Он, его отец, дед и прадед родились, жили и работали во Мстёре. Отец Юрина — Василий Степанович — был живописцем. В 1913 году — пятнадцатилетним мальчиком — Евгений поступил в иконописную мастерскую. Три года осваивал иконописное дело. В начале двадцатых годов художники расписывали решета, подносы, «матрешек», деревянные шкатулки, точеные пудреницы, грибки. В местном музее хранится скатерть из грубого сурового полотна, расписанная фиолетово-голубым замысловатым орнаментом. Эту скатерть разрисовывал Юрин.
Не прекращая работы над орнаментом, народный мастер рисует сейчас на пластинах портреты, иногда пишет натюрморты.
Орнаменты на его шкатулках отличаются красотой, сложной гармонией линий, умелым подбором гаммы цветов. Е.В. Юрин имеет во Мстёре способных учеников. Две художницы — В.С. Корсакова и Е.В. Громова работают сейчас в манере Юрина, как преемницы и продолжательницы его творческих, новаторских начинаний. Они создали уже немало орнаментальных произведений и успешно работают над жанром натюрморта в миниатюре, в том его своеобразном виде, начало которому положил Юрин.
Ученица одного из старейших мастеров Мстёры - покойного А.Ф. Котягина — молодая художница Клавдия Соколова является автором интересных работ. Она создала такие произведения, как «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» и «Широка страна моя родная». Они проникнуты духом революционной романтики, являющейся неотъемлемой чертой социалистического реализма.
В многогранном искусстве Мстёры романтические темы получили широкое отражение. Художник коммунист Ф. Шилов, автор миниатюр «Буревестник», «Буря», «Бородино», «Бесы», «Снегурочка» дал удачные образцы произведений с революционной романтикой.
Хороши в этом плане миниатюры художников Н. Медведева «Юные геологи», А. Синигиной «Вот они, родные края», И. Семина и В. Юкина «Рассказ о революции», Е. Зониной «Далеко от Москвы», большой цикл миниатюр художников, запечатлевших подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. В этих миниатюрах даны образы советского человека, человека-борца, строителя новой жизни и патриота.
Смотреть на настоящее с высоты будущего — таков девиз социалистического романтизма. В последнее время народные мастера Мстёры сделали немало удачных, новаторских работ, проникнутых революционной романтикой. Кроме выше названных, к ним относятся работы, в которых отражено строительство гидроэлектростанций на Волге, новое в жизни колхозной деревни.
Колхозная тема очень любима художниками Мстёры, как одна из наиболее близких им. Они живут в поселке, раскинувшемся среди просторных, плодородных полей, непосредственно наблюдают жизнь колхозников, сами личным трудом участвуют в ней. Отражая радостный, свободный труд колхозников, механизацию сельского хозяйства, художники стремятся развернуть повествование, действие героев, изображенных на миниатюре на фоне горячо любимого ими русского пейзажа. Они отлично умеют передать всю прелесть и очарование окружающей их родной природы. В этом — одна из характерных особенностей искусства Мстёры, важная заслуга ее художников.
После Н.П. Клыкова лучшим знатоком и признанным мастером пейзажа во Мстёре был один из старейших ее художников В.Н. Овчинников. За свою работу «Праздник урожая» в 1937 году на Парижской международной выставке Василий Никифорович Овчинников был награжден Золотой медалью. На этой миниатюре изображен М.И. Калинин с группой колхозников на сельском празднике изобилия.
Теме колхозного труда посвящены выдающиеся работы Овчинникова «За семь миллиардов пудов хлеба», «Мария Демченко», «На покосе», «Сбор плодов». Во всех этих работах, не заслоняя главную тему, а сопутствуя ей, служа ей органическим, красочным фоном, присутствует великолепный своей первозданной прелестью русский пейзаж. Сочные, яркие краски, богатая цветовая гамма, с множеством переходов и переливов, заставляют любоваться деревьями, травами, цветами, голубыми реками, лесными далями, изображенными на миниатюрах Овчинникова.
Художник не усложняет своих правильно построенных композиций большим количеством деталей, атрибутов, не допускает излишней перегруженности, надуманности в их построении. Живопись Овчинникова напоминает акварель; колорит ее легок, прозрачен. Наличие условной, не глубокой цветовой и линейной перспективы, соответствующей характеру декоративной миниатюры, ее плоскостности, тщательная техническая проработка деталей, архитектурных форм свидетельствует о высоком мастерстве.
Его миниатюры радуют глаз, украшают и облагораживают быт советского человека, заставляют любить правильно понятую и хорошо переданную красоту русской природы, любить Родину.


Рис. И. Балакина. «Мстёра наших дней. Базарная площадь»

Рис. И. Балакина. «Мстёра электрофицированная»

Игорь Кузьмич Балакин (1919-1968) — один из талантливейших представителей второй волны мстёрских художников. Родом из Барнаула. В 1935-1937 гг. учился в Мстёрской профшколе, ученик известного мастера лаковой миниатюры И.А. Серебрякова. Будучи прекрасным рисовальщиком, прославился и как график

Рис. Балакина. «Уголок на выставке в Мстёрском художественном музее»

На рисунке И. Балакина слева изображён C.В. Ларин, не раз бывавший в мастерской художников-металлистов (будущей Мстёрской ювелирной фабрике). В центре: мастер К. Шепуров расписывает эмалевые вставыши для чеканных подстаканников

Превосходные портреты в стиле мстёрской миниатюры на пластинках из папье-маше умел создавать лучший портретист Мстёры В.Д. Бороздин. Одной из лучших его работ является портрет В.И. Ленина.
Венедикту Дмитриевичу Бороздину, как никому другому, удавалось передать в портретах индивидуальность характера человека, отразить его высокие духовные помыслы. Заслугой Бороздина является создание миниатюрных портретов старейших мастеров-миниатюристов Мстёры, основоположников мстёрского стиля — Клыкова, Котягина, Овчинникова и других.

Художники Мстёры много раз участвовали на различных отечественных и международных выставках и всегда работы ее мастеров имели успех, по достоинству отмечались высокими наградами. Например, на Всемирной выставке в Брюсселе коллективу художников Мстёры за отличную живопись на папье-маше была присуждена Большая золотая медаль.
На Брюссельской выставке за ларец «Садко» Большую серебряную медаль получила одна из опытных мастериц тонкой росписи художница Екатерина Николаевна Зонина. Это отнюдь не случайный, а вполне заслуженный успех, итог многолетнего упорного труда талантливой миниатюристки. Не прекращая ни на один день работы в коллективе художников, она в то же время является одним из преподавателей мстёрской живописи в местной профтехшколе, трудолюбиво готовит кадры молодых художников, предусмотрительно кует смену ветеранам труднейшего искусства русской лаковой миниатюры.
В ходе подготовки к Всероссийской выставке 1960 года особенно ярко раскрылось богатство души Зониной. Художница поработала плодотворно. Она представила четыре новых творческих работы: «Праздник юности, дружбы и мира», «Комсомольская путевка», «Черемуха» и «Жених». Эти работы вместе с другими мстёрскими шкатулками были отправлены в Москву. Выполнены они с различным уровнем мастерства, но есть нечто общее, что роднит их. Екатерина Николаевна в своих рисунках отразила современную жизнь, горячее дыхание нашей эпохи. Этим она ясно высказала свое отношение к тому важному вопросу, который в последнее время занимает умы не только умельцев Мстёры и других миниатюристов, но и всей общественности, глубоко заинтересованной в развитии народного искусства. Таким является вопрос о связях традиций с современностью.
Яблоком раздора издавна является проблема отражения темы современности в лаковой миниатюре. Тут существует два противоположных мнения. Одни считают современность совершенно неприемлемой для миниатюры, называют стремление воплотить ее в живописи абсурдом, вредной тенденцией, ненужной затеей. Под эту консервативную точку зрения подводится якобы научный базис, смысл которого сводится к тому, что всякая реакция на живые запросы жизни будто бы чревата угрозой столкнуть народное искусство с его традицией. Другие отстаивают право миниатюристов широко и многогранно отражать на своих шкатулках кипучую сегодняшнюю жизнь, смело показывать человека — нашего современника, активного строителя коммунизма.
Художники Мстёры давно и совершенно определенно решили для себя этот вопрос. Они стоят за самое широкое отражение современности в своем искусстве и практически убедительно показали, каких успехов можно достигнуть в этом направлении, если подходить к делу серьезно, творчески, умело сочетать особенности стиля, традиционной формы с современным содержанием. Дело это, разумеется, тонкое и очень сложное. Упрощение, вульгаризаторство тут совершенно недопустимы. Но нельзя отводить Мстёре, Палеху, Холую роль антикварных лавок, расположенных в подвале с заплесневелыми стенами, лавок со старинным товаром, рассчитанным на вкусы узкого круга знатоков, эстетствующих любителей древностей.
Мстёра не желает ограничивать себя только пейзажами, без конца разрабатывать такие извечные темы, как «Свидание», «Гулянье, «Грибники», «Сенокос», «Рыболовы», «Сбор плодов», «Сказка о золотом петушке» и т. п.
Даже краткий перечень некоторых работ, представленных художниками Мстёры на Всероссийскую выставку 1960 года (помимо упомянутых выше работ Е.Н. Зониной), красноречиво говорит, как изменились темы мстёрской живописи, как властно стучится в их сердца современность. Заслуженный деятель искусств РСФСР И.А. Фомичёв подготовил шкатулку «Выступление В.И. Ленина 3 апреля 1917 года». Н.И. Шишаков экспонирует работу «Комсомольская свадьба», молодой миниатюрист А.М. Крылов — «Дайте в руки мне гармонь», В.И. Корсаков — «Юные туристы», Ф.Г. Шилов — иллюстрацию к роману Шолохова «Тихий Дон» (встреча Аксиньи и Григория на берегу Дона).
Заслуженный деятель искусств РСФСР, основоположник орнаментального жанра в миниатюре Е.В. Юрин говорит:
- Мстёра никогда не отставала от жизни. Наоборот, мы всегда стремились вносить в искусство нечто новое, развивать его и, конечно, отражать в живописи события современности. Это — наш важнейший долг перед покупателем.
Из работ Е.В. Юрина на выставку была отобрана сюжетная пластина «Пионеры», с отличным, ювелирно-тонким орнаментальным обрамлением, исполненным в традиционной юринской манере, с применением твореного золота и серебра, с красочной подцветкой.
Совершенно оригинальны и, на наш взгляд, представляют собой очень удачные и ценные опыты наиболее верного сочетания традиционной формы и мстёрского стиля с современным содержанием работы молодого талантливого художника Льва Александровича Фомичёва — «Мастер Чохов», «Эстафета», «В космос», «Маяковский да даче», «Переписка Курбского с Иваном Грозным». На их примере предстоит многому учиться другим художникам Мстёры.
Большой знаток мстёрской живописи, недавно скончавшийся Иван Степанович Суслов, который двадцать три года был бессменным руководителем коллектива художников, всегда активно отстаивал право миниатюристов на отражение темы современности. Мстёра ему обязана многим.
Он умел чутко поддерживать художника, написавшего хорошую работу, подбодрить, похвалить его. Вместе с тем он не мирился с плохими работами. Любил приводить поговорку: «Кривой стог и собака облает», подчеркивая этим, что все неудачное в живописи, посредственное и серое не нужно народу, не имеет права на существование.
Живописцы Мстёры всегда помнят об этом.
Мы кратко рассказали о творчестве мастеров — наиболее типичных представителях искусства советской Мстёры. Это искусство, как видно из всего вышесказанного, принципиально отличается от дореволюционного искусства иконописцев Мстёры и во многом не похоже на то, каким оно было в начальный послереволюционный период. Далеко вперед шагнули в своем творчестве народные мастера. Произошли коренные изменения в их жизни и быту, в тематике творчества, в технологии производства лаковых изделий, в технике декоративной росписи, в самом стиле мстёрской миниатюрной живописи на папье-маше. Эти изменения в творчество мстёрцев внесла сама жизнь, её всеобъемлющее развитие.

Из отзыва редактора «Нового мира» Александра Твардовского на очерк С.В. Ларина «Мстёрские мастера»:


Краткое резюме на очерк «Мстёрские мастера» - известного поэта-песенника Алексея Фатьянова, долгие годы дружившего с С.В. Лариным


Пос. Мстёра
Иконописный промысел во Владимирской губернии
Школы иконописи в сл. Холуе и Мстёре
Мстёрский институт лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова - филиал ФГБОУ высшего образования "Высшая школа народных искусств (академия)"
Владимирское региональное отделение Союза Писателей России

Категория: Сергей Ларин | Просмотров: 717 | Добавил: Николай | Теги: Мстёра | Рейтинг: 0.0/0