Название терпения на греческом языке — ύπομονή — по своему филологическому смыслу означает «стойкость» при действии (давлении) извне. У латинских церковных писателей, например у преподобного Иоанна Кассиана, понятие о терпении связывается с предметом терпения. Терпение — patientia — получает название от страданий и перенесения их. Святитель Иоанн Златоуст определяет терпение как «навык все переносить».
Терпение происходит от перенесения скорбей (Рим 5, 3).
«Терпение скорбей и оскорблений уподобляет Христу».
«Кто намеревается сделаться подобным Христу, тому преимущественно нужно благодушно и терпеливо переносить скорби: телесные болезни или обиды, укоры людей или козни невидимых врагов».
«Когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших благ для тебя».
«Стяжавший долготерпение не допустит лукавого помышления о ближнем» (Преподобный авва Исаия).
«Вас оскорбляют? Оскорбляют и Бога. Вас поносят? Поносят и Бога. Вас подвергают оплеванию? То же терпел и Господь наш. В этом Он имеет общее с нами, а в противном – нет. Он никогда не оскорблял, да и не будет, не поносил, не обижал. Следовательно, мы (оскорбляемые) имеем общее с Ним, а не вы (оскорбляющие). Переносить оскорбления свойственно Богу, а оскорблять, напротив, – диаволу. Вот две противоположные стороны».
«Ты не должен ожидать терпения от добродетели других, то есть не жди, что ты приобретешь его, если никто не будет огорчать тебя (что, впрочем, не в твоей власти). Лучше приобретай его своим смирением и великодушием, которые в твоей власти» (Авва Пинуфий).
Если Вам ниспосланы испытания, то Вы должны со смирением их пережить, зная, что всё в конце концов будет вознаграждено. Каждому из нас нужно очиститься в Душе, не выходить из себя, не завидовать никому, не злиться на окружающих, и за это нам воздастся. Если Бог дал Вам подарок и Вы его оценили, то Бог захочет одарить вас ещё больше. Надо радоваться каждому прожитому дню и никуда не спешить.
«… от больного Бог не требует поста или подвига телесного, требует от него только терпения, благодарения и умной молитвы, состоящей в том, чтобы ум всегда был направлен к Богу. Пост и телесные труды совершаются человеком для обуздания нечистых страстей, а телесная болезнь выше и крепче поста, подвига и телесного труда. Поэтому с немощного не спросится пост и труд телесный, нужно только непрестанно благодарить Бога и молить, чтобы Он даровал терпение».
«Если будешь одержим телесной болезнью, не малодушествуй. Если Господу Богу угодно, чтобы ты был немощен по телу, кто ты, чтобы тебе огорчаться этим? Не Бог ли промышляет о тебе во всем? Неужели ты
живешь без Него? И потому переноси болезнь терпеливо и проси Бога, чтобы Он даровал тебе полезное, то есть чтобы совершалась над тобою воля Его, а ты безмолвствуй в терпении, питаясь тем, что принесут по любви».
«Долготерпеливый всегда в радости, в веселии и в восхищении, потому что надеется на Господа».
«Терпеливого не легко обмануть, он не склонен к раздражению, радуется в скорбях, свыкается со всяким добрым делом, людям, ничем не довольным, во всем угождает».
По словам преподобного Серафима Саровского, христианское «подвижничество требует терпения и великодушия... Терпение есть трудолюбие души, а трудолюбие состоит и в добровольных трудах и в перенесении невольных (скорбных) искушений. Законом терпения служит любовь к трудам; опираясь на них, ум надеется получить обетование будущих благ».
В трудные моменты жизни мы просим Бога о помощи, но помощь эта приходит как нам кажется не вовремя, и многие начинают злиться, нервничать, некоторые начинают предъявлять претензии к Богу: «Где же он, ваш Бог, почему Он допускает войны и нищету, бедствия и катастрофы?»
Почему Бог нас не слышит? А что мы сделали для того, чтобы Он нас слышал? Если мы не можем услышать порой близкого нам человека. Как же Господь может нас услышать, если мы не ощущаем себя Его частичкой? Обращаться нужно к Богу который в душе каждого из нас, там же в душе вы и услышите ответ от Бога.
«Обижала мачеха нелюбимую падчерицу, злобной старухе было невозможно угодить – бедная девушка была во всём виновата, то повернулась не так, то села не эдак, то сказала невпопад. А вот свою родную дочку старуха, наоборот, холит и лелеет, пылинки с неё сдувает, нарадоваться не может. В конце концов старуха настолько ожесточилась против Настеньки, что поручила деду отвезти свою любимую дочку в зимний лес. Покручинился старик, но против бабки не пойдёшь, оседлал лошадку и вывез девушку в глухой лес. И вот сидит бедняжка под ёлкой, замерзает, а мимо проходил Морозко – Дед Мороз. Заметил девушку и спрашивает: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли, красная? - Тепло, дедушка,- ласково отвечает та. А у самой уже и губы посинели, и ресницы инеем покрылись. Прибавил Морозко холода и вновь обратился с вопросом: - А теперь как, тепло? - Тепло, дедушка. Увидев такое терпение, Морозко щедро отблагодарил девушку. И жениха ей послал молодого и красивого, и злата-серебра целый ларец. Узнав об этом, злобная мачеха, позавидовав, поручила деду отвезти на то же самое место свою родную любимую дочь. И всё повторилось. Подошёл к девушке Морозко и спросил: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли, красная? Дочь старухи разозлилась: - Да ты что, старый, не видишь: замерзаю я. И, схватив Морозко за грудки, стала трясти его и требовать подарков. Морозко и отблагодарил её. Получила девушка обещанный ларец, приехала домой, открыла его – а там вместо злата-серебра стая воронья. Взмахнули вороны крыльями и улетели, и осталась злая мачеха со своей жадной дочерью без подарков». Морозко – это сам Бог, который посылает нам подарки Свыше за наше терпение. Кто умеет ждать, тот получает щедрые дары, а тот, кому не терпится получить всё сразу и побыстрее, кто готов трясти Бога или ближнего за грудки, требуя свои подарки, тот в итоге получает от Него пустой ларец.
"Терпением вашим спасайте души ваши" (Лк. 21, 19).
"Терпением мы приобретаем души наши, ибо когда мы сами учимся обладать собой, то начинаем приобретать то, что в нас самих" (Беседа 35 на Евангелие от Луки).
Терпение есть та плодородная земля, на которой произрастает всякая добродетель. Вспомните евангельскую притчу о сеявшем семя на поле своем: "...иное упало при дороге... иное упало на камень... иное упало между тернием... а иное упало на добрую землю" (Лк. 8, 5-8). Те семена, которые упали при пути, на камнях и в тернии, погибли, и только одно из них, упавшее на хорошую землю, принесло обильный плод. Что же это за добрая, хорошая земля? Послушаем, как объясняет это Христос: семя, "упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это. Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!" (Лк. 8, 15). Послушаем эти слова: "приносят плод в терпении". Терпение есть та добрая земля, та плодовитая нива, на которой упавшее семя Божие прорастает и приносит обильный плод добрых дел.
Здесь, в этом мире, если хочешь иметь покой, нигде не сможешь найти его, если не будешь иметь терпения. Предайся терпению - и будешь иметь покой внутри себя!
Только тот может увидеть плод Духа - пробуждение в любви на древе своей души, кто взрастит этот святой, нежный плод многим и мужественным терпением.
"Любовь долготерпит" (1 Кор. 13:4). «От плача и терпения рождается надежда и бесстрастие, от них – умерщвление себя для мира. И если человек будет пребывать в терпении, не отчаиваясь оттого, что отовсюду видит утеснение и смерть, но, понимая, что это источник просвещения, если он будет дерзновенным, как достигший возраста духовного, то через многие слезы и скорби он придет в состояние ясно видеть святые страдания Господни, и утешается ими, и считает себя поистине ниже всех, видя, сколько благ изливается на него от благодати Божией».
«Удостоиться претерпеть что-либо ради Христа – величайшая благодать, совершенный венец и награда, не меньше будущего воздаяния. Это знают те, которые умеют искренне и пламенно любить Христа».
«Кто намеревается сделаться подобным Христу, тому преимущественно нужно благодушно и терпеливо переносить скорби: телесные болезни или обиды, укоры людей или козни невидимых врагов».
«Но если христианин забудет о благодати и подумает, что сам, своею силой, вынес бремя испытания и терпения, а не силой благодати Божией, тогда он теряет благодать и остается обнаженным, и диавол помыкает им как хочет».
Молитвы о даровании терпения
Молитва 1-я, ко Господу Хвала Тебе, Отче милосердия и Боже всякаго утешения, что Ты никогда не оставляешь страдальцев Твоих без посещения и утешения. Наказывать – наказываешь Ты их, но смерти не предаешь их; хотя Ты часто бываешь для них Богом сокровенным, но Ты – всех их Спаситель. Это утешение запечатлей, о Господи, в сердце моем и яви его истинным надо мною, когда бедствие близко, а помощника нет. Будь светом моим, когда я сижу во тьме; соделай, чтобы познание грехов моих и того, чего они заслуживают, производило во мне истинное смирение и терпение. Укрепи, когда наступит беда, веру во мне, как в Иакове, чтобы я боролся и не отпускал Тебя, пока Ты не благословишь меня. Соделай, чтобы я в страдании не бежал от Тебя, о Пастырь мой, но чтобы бодрость моя увеличивалась и я делался ревностнее к молитве и хвале Твоей. Отверзи мне ум, чтобы я разумел Писание, научился из него путям Твоим, и в истинном безмолвии сердца вполне и совершенно предавался Тебе, чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего! Аминь.
Молитва 2-я, ко Господу Отче милосердия и Боже всякаго утешения! К тебе взываю я во имя Иисуса Христа о даровании мне истиннаго христианскаго терпения. Вооружи меня им против всякой скорби, дабы я в ней был терпелив, ибо это весьма драгоценно. Соделай меня готовым к поднятию на себя креста Христова, терпеливому несению его и твердому пребыванию под ним до конца. Отжени от меня всякий ропот и всякую досаду плоти на тяжесть креста и продолжительность времени его. Предстань, о возлюбленный Иисусе, с Твоим терпением под крестом и на кресте, предстань очам моим и сердцу моему, дабы созерцанием Тебя я ободрялся и укреплялся к постоянному перенесению всего. Соделай, о терпеливый Спаситель, да не утомляюсь в духе моем, но в терпении да вниду чрез страдание и скорбь в Царствие Божие. Мне нужно иметь терпение, дабы, исполнив волю Божию, получить обещанное. Я прошу его у Тебя, благоволи исполнить прошение мое!
Молитва 3-я, ко Пресвятой Богородице Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всякую слезу от лица земли: Ты бо человеков болезни отгоняеши и грешных скорби разрешаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево! Всем предстательствуеши, Благая, прибегающим с верою в державный Твой покров: инаго бо не имамы грешнии к Богу в бедах и скорбех присно избавления, обременени грехи многими, Мати Бога Вышняго! Темже Ти припадаем: избави от всякаго обстояния рабы Твоя! Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, пречистая Богородице Дево: но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению. Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия Рождшая Виновнаго! Радости мое сердце исполни, Дево, иже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи!
Псалом 142 Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой; не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.
«Нужно без ропота и охотно терпеть всякое презрение и бесчестие: смирения без терпения быть не может, и где истинное терпение, там и смирение. Ибо кто не терпит презрения, тот любит почитание и похвалу, что есть знак гордости. Добровольно и усердно повиноваться и слушать не только высших, но и равных, и меньших в их нуждах и требованиях; смирение ко всем склоняется, как и любовь».
Виды подвижничества в Русской Земле (Оглавление)
Рецепт Единства - Терпимость.