Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
05.12.2016
05:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [82]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Основание Переславля-Залесского

Основание Переславля-Залесского

В 1152 г. Юрий Долгорукий, поселив жителей у Клещина озера (Плещеево озеро), нашёл на одном из возвышений иноческую обитель и близ неё городок Клещино, обнесённый высоким земляным валом. Он заложил в нём каменную церковь во славу Преображения Господня.


Памятник Юрию Долгорукому в Переславле-Залесском

Потом Юрий повелел перенести городок и, заложенную в нём церковь, на берег небольшой речушки, названной Трубежом. Внезапная смерть князя приостановила устройство города и окончательное возведение белокаменной Преображенской церкви.

В 1920-х гг. серебряный потир XI в., вклад князя Юрия Долгорукого, увезён в Оружейную палату Московского Кремля.


Земляной вал

Земляной вал ХII в. служил границей старого города. Он прекрасно сохранился до наших дней и имеет форму кольца. Сейчас окружность земляного вала составляет 2,5 км., его высота достигает 10 м, а ширина - 6 м.


Спасо-Преображенский собор

В центре валового кольца расположена соборная площадь, ныне носящая название Красной. Главное место в её архитектурном ансамбле принадлежит Спасо-Преображенскому собору (1152-1157 гг.), с которого начинается история Владимиро-Суздальской школы архитектурного зодчества. Собор построен из белого камня мастерами, привезёнными Юрием Долгоруким из Юго-Западной Руси. Он представляет собой классический образец одноглавого, четырёхстенного храма княжеского типа.

При Андрее Боголюбском храм был расписан фресками. Композиции «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» обнаружил в 1862 г. краевед и архитектор Н.А. Артлебен.
Во время реставрации собора в 1893-1894 гг. древние фрески были сняты мелкими кусками, уложены в ящики и укрыты в холодном сарае в беспорядке. В 1895 г. Археологическая комиссия признала фрески не заслуживающими дальнейшего сохранения. Сохранившийся фрагмент росписей (поясное изображение апостола Симона) сейчас находится в Историческом музее Москвы. Не представлявшие значительной художественной ценности фрески XIX в. счищены. Сейчас внутри собора белые стены.


Фреска с изображением апостола из Спасо-Преображенского собора. ГИМ, Москва

Стены собора выложены в полубутовой технике из прекрасно отесанных и положенных почти насухо белокаменных блоков. Толщина стен - от 1 м 30 см до 1 м. Высота храма в древности составляла около 22 м.

Фундамент храма - ленточный (проходящий к столпам от стен), для своего времени уже архаичный. Фундамент сложен из крупного булыжника на извести. Глубина - 1,2 м, доведен до слоя плотной глины. Он значительно шире стен - выступает на 1 м с севера и 1,5 м с востока. До глубины 0,8 м фундамент опускается отвесно, а затем сужается.
Здание по сравнению с домонгольским временем «вросло в землю» примерно на 90 см.: ниже отлива идут ещё 2 ряда кладки белокаменного цоколя.
Декор храма очень строг. Барабан украшен поребриком и городчатым поясом, по верху апсид проходят аркатурный пояс, поребрик и резной полувал.


Барабан и апсиды собора

А.Г. Чиняков, обследовавший и реставрироваший собор в 1940-х гг., предполагал, что барабан завершался цепочкой резных арочек, подобных завершениям барабанов владимирского Успенского собора.
Никаких каменных папертей и иных пристроек к собору не сохранилось, никаких их следов археологические исследования не открыли. Вероятно, к заложенному ныне входу на хоры во втором ярусе западного прясла северной стены собора примыкала не каменная (как в большинстве домонгольских храмов Северо-Восточной Руси), а деревянная лестничная башня.
Во время раскопок в храме в конце 1930-х гг. были обнаружены майоликовые плитки жёлтого, зелёного и коричневого цвета, устилавшие пол. Более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом, вероятно, украшали хоры.

В Преображенском соборе в 1191 г. крещён великий князь Ярослав II Всеволодович, при котором собор особенно украшался, поддерживалось благолепие…

Рядом со Спасо-Преображенским собором в ХIII в. стоял деревянный дворец переславских удельных князей. Именно в нем, по преданию, 30 мая 1220 года родился Александр Ярославович Невский. Об этом сообщает мраморная мемориальная доска, установленная на стене Спасо-Преображенского собора в апреле 1964 года.


Памятник Александру Невскому в Переславле-Залесском

В память о Александре Невском на Красной площади перед Спасо-Преображенским собором в 1958 году был установлен бронзовый бюст А.Я. Невского (скульптор – С. Орлов, архитектор – Л. Капица).
В качестве воспитателей Александра и старшего брата его упоминаются Феодора боярин Феодор Данилович и судья Иоаким. По третьему ли по четвёртому году справлялись постриги. Обряд пострижения в древней Руси имел важное значение и в семейном кругу, и в гражданском быту. Он вытекал из понятий и взглядов наших предков на мужчину как на главу семьи, на его обязанности и отношения к обществу как самостоятельного члена этого общества. Пострижение было как бы символом признания прав личности: с этого момента мальчик становился мужем. Княжеский постриг отрока Александра совершал в Преображенском соборе Святитель Симон, епископ Суздальский (ум. 1226 г., один из составителей Киево-Печерского патерика).
В 1241 г. переславская дружина во главе во главе с Александром Невским отправилась отсюда на битву с немецкими рыцарями.

В XIII – нач. XIV вв. собор служил усыпальницей князей переславской династии.
Здесь похоронены, в частности, сын Александра Невского Василий князь Владимирский и Переславский Дмитрий Александрович и внук великого полководца Иван Дмитриевич.
При раскопках в 1939 г. под руководством Н.Н. Воронина была обнаружена редкая декорированная треугольно-выемчатым орнаментом крышка саркофага с могилы Ивана Дмитриевича.

До нашего времени дошли лишь немногие сокровища из храма:
- Потир Юрия Долгорукого XII в. (Оружейная палата Московского Кремля),
- икона «Преображение» (ГТГ),
- лицевое Евангелие дьякона Зиновия XIV в. (ОР РНБ), дающие представление о первоначальном интерьере древнего храма.


Феофан Грек. Преображение. Икона из Спасо-Преображенского собора

В соборе находилась икона «Преображение» нач. XV в., приписываемая кисти Феофана Грека (ныне - в Третьяковской галерее).

Н.А. Макаров, П.Г. Гайдуков, Вл. В. Седов, В.В. Бейлекчи.
Печать константинопольского патриарха Афанасия из переяславского Спасо-Преображенского собора

В июле 2014 г. Институт археологии РАН провел археологические исследования Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском, одного из древнейших белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, возведенного в княжение Юрия Долгорукого. Археологические работы связаны с подготовкой проекта реставрации собора. Для исследования стратиграфии отложений у храма и состояния фундаментов было заложено восемь шурфов, семь у стен постройки с внешней стороны, один – внутри храма, в дьяконнике, на участке, где ранее уже производились вскрытия пола и строительных напластований. Из этого шурфа происходит уникальная находка – свинцовая подвесная печать с изображением Богоматери и восьмистрочной греческой надписью.


Печать патриарха Афанасия

В шурфе в дьяконнике выявлены средневековые строительные отложения, в том числе проливки извести и прослойки белокаменной крошки, перекрывающие лежащую на материке прослойку черного гумуса и древесного тлена – горизонт начала строительства. В центре шурфа расчищена яма от строительных лесов, с востока и запада обнаружены ленточные валунные фундаменты. Вдоль южной стены в шурфе открыты основания и часть стенок белокаменного саркофага с практически полностью сохранившимся изголовьем. Печать обнаружена в юго-западном углу шурфа, она залегала в переотложенном слое на глубине 44 см. от пола, ниже изголовья расколотого саркофага, вероятно, она попала сюда в результате ранее производившихся земляных работ.
Печать заметно выделяется в кругу подобных древностей большой величиной и массивностью. Ее размеры 41–45 мм., толщина 47-48 мм., вес 64 г. Заготовка печати на несколько миллиметров превышает диаметр матриц. На лицевой стороне печати в точечном ободке помещено изображение сидящей на престоле с богато украшенной спинкой Богоматери. Она держит перед собой на коленях обеими руками младенца Иисуса Христа. По сторонам под титлами надпись: ΜΡ–ΘV. На обороте, также в точечном ободке, помещена восьмистрочная греческая надпись. Правая треть надписи немного оплавлена, вероятно, печать побывала в пожаре.
Предлагаем следующий вариант прочтения легенды на булле:
+ΑΘΑNA|CIΟCΕΛΕWΘV|ΑPXΙΕΠΙCΚΟΠΟC|ΚWNCΤΑNΤΙNΟV| ΠΟΛΕWCNΕΑCΡW|ΜΗCΚΑΙΟΙΚΟVΜΕ|NΙΚΟCΠΡΙΑΡ|XΗC (Афанасий, милостью Божьей архиепископ Константинополя, Нового Рима и вселенский патриарх).

Тип печатей с изображением Богоматери и многострочной надписью на другой стороне хорошо известен в византийской и русской средневековой сфрагистике. Так оформлялись печати высших церковных иерархов: патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов. Печать, найденная в Переяславле, отличается своими крупными размерами и высоким художественным качеством исполнения изображения и начертания надписи. Благодаря сохранившейся надписи ее персональная атрибуция может быть надежно установлена.
Известно четыре константинопольских патриарха, носивших имя Афанасий. Два из них занимали престол в период существования Византийской империи: в кон. XIII – нач. XIV в. и в сер. XV в. Два других – в период Константинополя под властью Османской империи: в 1634 и 1679 гг. Найденную печать с большой долей вероятности можно связывать с деятельностью лишь первого патриарха – Афанасия I, поскольку существование Афанасия II, последнего патриарха Византийской империи (1450-1453), подвергается историками сомнению. Относить печать к патриархам XVII в. невозможно по многим причинам и в первую очередь из-за непродолжительности их служения, У Афанасия III оно длилось лишь с конца февраля по начало апреля 1634 г., а у Афанасия IV – вообще всего неделю в 1679 г. Таким образом, в атрибуции печати мы склоняемся к патриарху Афанасию I, хорошо известному по письменным источникам. Он занимал патриарший престол дважды: в 1289-1293 и 1303-1310 гг.
Афанасий I, в миру Алексий, родившийся ок. 1235 г. в Адрианополе и умерший в глубокой старости в константинопольском монастыре Ксиролоф, – одна из ярких фигур в истории палеологовской Византии. Монах, долгое время подвизавшийся в монастырях на Афоне и во Фракии, известный своим аскетизмом и отшельнической жизнью, был приглашен на патриарший престол по инициативе императора Андроника II Палеолога и оказывал большое влияние на василевса и политику империи. Известно, что Афанасий был противником сближения Византии с латинским Западом, сторонником усиления императорской власти, как имеющей божественное происхождения, идеологом «очищения нравов» византийского общества, часто вмешивавшимся в дела светского управления. Его общественные и религиозно-философские взгляды получили отражение в обширном эпистолярном наследии, в том числе переписке с императором. Патриарх дважды был вынужден оставлять константинопольский престол под давлением своих противников среди епископата. Почитание Афанасия как святого началось вскоре после его смерти.


Святитель Петр, Митрополит Владимирский.

Патриарх Афанасий сыграл немаловажную роль в истории русской церкви – в 1308 г. он поставил на русскую киевскую митрополию Петра, Ратского игумена, настоятеля одного из галицких монастырей, с именем которого связан последующий перенос митрополичьей кафедры в Москву и строительство в Московском Кремле первого каменного Успенского собора. Утвердив на русской митрополии Петра, высший церковный иерарх Византии отказал в поставлении другому претенденту – тверскому игумену Геронтию. Колоритные подробности этих событий – передачу патриархом Петру святительских риз, пастырского жезла и иконы, принадлежавших умершему тремя годами раньше митрополиту Максиму и привезенных в Константинополь Геронтием, – изложены в Житии митрополита Петра, составленном в конце XIV в. митрополитом Киприаном. Но участие патриарха Афанасия в делах русской церкви этим не ограничилось. В 1309 г. Афанасий послал своего представителя – «единого от клирик» – к Петру после поступивших в Константинополь от тверского епископа Андрея обвинений митрополита в симонии – «ложных и хульных словес» – и предложил рассмотреть эти обвинения на церковном соборе. Собор состоялся в Переяславле-Залесском в 1310 или в нач. 1311 г. Участники собора, в конечном счете, отвергли выдвинутые против Петра обвинения как «облъгания» и «ложные словеса». Согласно тому же житию, решающее значение при этом имела позиция представителя константинопольского патриарха. «Тогда посланный патриархом клирик писаниа и словеса преподобному святителю Петру пред всеми являет». «Клирик», таким образом, не только выступил в защиту Петра, но и предъявил привезенные от патриарха «писаниа». Можно полагать, что именно этот документ был скреплен печатью с именем патриарха, найденной в дьяконнике переяславского собора.

Находки булл высших церковных иерархов Византии на Руси исключительно редки. Изданы лишь две: печать константинопольского патриарха Евстратия Гарида (1081–1084), обнаруженная в 1935 г. при раскопках в северо-западной башне Софийского собора в Киеве (Каргер, 1945) (Каргер М.К. К истории византийской сфрагистики // Византийский сборник. М.; Л., 1945. С.260-264; Самойловский I.М. З археологiчного лiтопису Киiвськоi Софii // Середнi вiки на Украiнi. Киiв, 1973. Вип. 2. С.103.), и печать патриарха Матфея I (1397–1410) происходящая со средневекового поселения на р. Воже, притоке Оки, на территории современной Рязанской области. Эта булла, по характеру своего оформления (крупные размеры, иконография Богоматери) аналогична с печатью из Переяславля. В.Л. Янин и П.Г. Гайдуков, издавшие рязанскую находку, убедительно связали ее с обращением патриарха Матфея к митрополиту Киприану и русским князьям за материальной помощью – «милостью» – для борьбы против турок и последовавшей затем присылкой благодарственных грамот на Русь (Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Новая печать константинопольского патриарха Матфея I // Skripta Gregoriana: Сборник в честь 70-летия академика Г.М. Бонгард-Левина. М.: «Восточная литература» РАН, 2003. С.416-418.). Одна из таких грамот могла быть отправлена великому князю Олегу Ивановичу Рязанскому (1350–1402). Как и в случае с переяславской печатью, находка патриаршей буллы может быть, таким образом, соотнесена с конкретными историческими событиями.
Церковный собор 1310 г. в Переяславле – один из драматических моментов московско-тверского противостояния и столь же важная веха в истории русской митрополичьей кафедры. Решения собора укрепили положение Петра на русской митрополии и позиции московских князей, выступавших в его поддержку. Печать патриарха Афанасия – не только яркое материальное отражение византийско-русских церковных связей в нач. XIV в., но и уникальное археологическое свидетельство этого события, известного нам лишь по «Житию митрополита Петра» и сообщениям В.Н. Татищева.

Осенью 1374 г. в Переяславль приехал великий князь Дмитрий Иванович, в будущем Донской, вместе с супругой великой княгиней Евдокией. Здесь 26 ноября у них родился сын Юрий. В Переяславль съехались отец Евдокии, великий князь Дмитрий Константинович Суздальский с женой, братьями, детьми, другие князья и бояре. В их присутствии в Преображенском соборе произошло крещение новорождённого княжича, восприемником был преподобный Сергий Радонежский.

Здесь перед образом Спасителя молилась жена московского великого князя Василия Васильевича II Мария об избавлении супруга из татарского плена, Иоанн III Васильевич благодарил за исцеление от тяжёлой болезни, Елена Глинская, супруга великого князя Василия Иоанновича, молилась о даровании ей чада, а государю наследника престола; плодом этой молитвы было рождение в 1530 г. Иоанна IV.
Переписная книга 1677 г. сообщает: «церковь соборная Преображения Спасова, да двор великого государя, где живут воеводы. У соборной церкви двор протопопа Феофана Филатьева, да поповы дворы: двор соборного попа Тимофея Семенова, двор соборного попа Артемья Данилова...» В XIX в. в соборе установлен ныне существующий мраморный иконостас. В соборе были гробницы князей переяславских Димитрия Александровича и Ивана Дмитриевича.
По сведениям на 1895 г., в приходе при соборе состояло 57 душ мужского пола и 67 женского. Михаил Алексеевич Флоринский после окончания богословского отделения Владимирской семинарии в 1804 г. был диаконом Владимирского кафедрального собора, с 1809 г. - священник Переславского собора, протоиерей, скончался 10 июня 1824 г.
В 1824 г. назначен протоиереем старого Преображенского собора Переславля инспектор Переславского Духовного училища Никита Ильич Безсонов. В 1802 г. из Богословского отделения Владимирской Духовной семинарии он был назначен учителем Суздальского Духовного училища, в 1805 г. переведен учителем в Переславское училище, и назначен настоятелем церкви Сорока мучеников г. Переславля, скончался 11 февраля 1865 г.
Андрей Павлович Казанский, по окончании в 1822 г. Владимирской семинарии, был оставлен в ней лектором греческого и немецкого языков, с 1824 г. - священник Переславского собора и учитель Переславского духовного училища. С1848 г. - протоиерей - настоятель Судогодского собора. В 1875 г. вышел за штат. Протоиерей Андрей Казанский скончался 14 сентября 1883 г.
В 1826 г. к Переславскому собору был рукоположен во священника Иосиф Иродионович Горский, окончивший Владимирскую семинарию в 1824 г. Потом служил в храме погоста Воскресенского что в Хмельниках. Скончался 4 апреля 1865 г.
В 1853 г. переведен в Переславский собор священник Владимир Иванович Свирелин, окончивший Владимирскую семинарию в 1846 г., в 1848 г. он был назначен к Владимирской церкви Переславля, с 1875 г. – священник Троицкой церкви, с 1885г. - протоиерей. В 1901 г. вышел за штат. В 1898 г. праздновался его юбилей, 50-летие служения во священном сане. Михаил Федорович Успенский в 1852 г. окончил Владимирскую семинарию, с 1853 г. - учитель Переславского духовного училища, с 1854 г. - священник Переславского Преображенского собора, с 1881 г. - священник Преображенской церкви г. Александрова, с 1886 г. - протоиерей.
В 1881 г. в соборный причт был назначен священник Петр Дмитриевич Делекторский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1873 г. Скончался 27 сентября 1889 г.
В 1889 г. к Преображенскому собору переведен из с. Старникова Юрьевского уезда священник Никита Иванович Соколов. В 1899 г. он вышел за штат. Он печатался во Владимирских епархиальных ведомостях.
С 1883 г. в соборе служил священник Алексей Александрович Дилигенский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1870 г. С 1873 г. учитель приготовительного класса Переславского духовного училища, с 1876 г. преподавал в училище латинский язык. В 1891 г. возведен в сан протоиерея. В 1916 г. в соборе служили настоятель, благочинный градских церквей протоиерей Алексий Дилигенский, священники Василий Виноградов и Владимир Побединский.

В нач. 1920-х гг. собор был захвачен обновленцами. После ареста в 1920 г. епископа Дамиана, переславское священство хотело прибрать к рукам Высшее церковное управление (обновленческое). Два живоцерковника - священник городского собора Иоанн Виноградов, которого горожане называли за недалекость «Ваня-каша», назначенный ВЦУ уполномоченным по уезду, и священник Никольского монастыря о. Алексей Чижов, назначенный ВЦУ городским благочинным, собрали городское духовенство с уполномоченными от приходов мирянами в городской собор, чтобы познакомить с программой «живой церкви». Отец Иоанн был выбран председателем собрания, о. Алексей - секретарем.
После провала собрания, по указке ВЦУ обновленцы провели общеуездный съезд духовенства в Знаменской церкви Переславля. На собрании председательствовал Д.А. Шепелевич, он по пунктам рассказал о программе «живой церкви». Все с интересом слушали, по когда с вопросом по какому-то пункту обратились к представителю «живой церкви» о. Иоанну Виноградову, дескать, как по этому вопросу смотрит сама «живая церковь». По свидетельству присутствовавшего на собрании о. Евгения Елховского о. Иоанн сказал: «Нас неправильно учили в Духовной семинарии; нужно понимать так, что Иисус Христос был такой же человек, как мы, и что Он родился с такими же слабостями и недостатками, как и все». Все остолбенели, Никто не мог сдерживать себя, у многих текли слезы. В публике послышались голоса: «Что это такое? Ересь! Вон еретика!»
Собрание на этом прекратилось. В собор к о. Иоанну люди стали ходить всё меньше и меньше. Отец Иоанн, отказал верующим, просившим его покинуть собор, тогда его вывели Насильно.
Вскоре он снял рясу на одном из диспутов, устраеваемых безбожниками, заявив, что он не желает более обманывать народ. С апреля 1924 г. в Переславском Преображенском соборе служил будущий священномученик Евгений (Елховский). О служении в соборе он оставил воспоминания: «Здесь после живоцерковников иереев отца Иоанна и Алексия настоятелем храма был избран безместный священник, после ликвидации Феодоровского женского монастыря, протоиерей, благочинный города о. Николай Иванович Охотин. С ним-то вот мы, да ещё с диаконом Павлычем из Феодоровского же, и составили совместный причт... чередуясь в службах церковных. В материальном отношении этот новый приход, можно сказать, что ничего не улучшил моё обеспечение. Только с приездом владыки Дамиана и когда он служил в соборе, правда, стало как будто бы лучше. Прихожан, хоть и значится в списках впятеро больше Никольского, да они так разбросаны по всем улицам города, что вот до сих пор всех в лицо мы и не знаем. С требами редкий кто обращается к нам, после того как живоцерковники отогнали их от себя; они предпочитают отправлять религиозные требы в ближайших к себе храмах, куда временно тогда приписались. Дал мне хорошего этот новый приход лишь то, что здесь всегда служба отправляется с певчими и бывает частое архиерейское Богослужение, торжественность которого мне как привилась в учебные годы во Владимире, так до сих пор и теперь я люблю. Но зато здесь староста церковный (Александр Васильевич Хухлаев), ох, как тяжёл и несносен! Всё у него рассчитано и сводится к одному лишь рублю; любит внешнюю пышность и блеск, а что касается любви и усердия к Богу, то ни на грош. У самого дома так много - на всю жизнь не прожить, а стонет так, как бедняк не стонал... Архиерейская служба здесь совершаться стала недавно. Всего только с голодного 1918 года восстановилась здесь епископская кафедра, упразднённая пред тем более ста лет тому назад. Благодарение Богу!

Назначением сюда епископа Дамиана Переcлавль был очень счастлив. За его приветливый взгляд, правдивую, добрую и неустрашимую душу, обходительность, доступность и ласковость, уменье служить и проповедовать слово, - и станом своим он был представительный, - его скоро здесь полюбили. Но не посчастливилось только житьё ему здесь. Первый раз он был арестован и посажен во Владимирскую тюрьму на год с лишним, заподозренный будто бы в политике, по произносимым в храме проповедям. Из Владимира тогда приходили трогательные картины рассказов, как его часто по улице города в арестантских опорках сопровождали под винтовками красноармейцы. Другой раз он был сослан на два года в город Хеджей в Туркестане, благодаря нажиму «живой церкви»... Он и третий раз был арестован, значась переславским епископом, но только уже домашним арестом, который был у него в Москве шесть месяцев. В этот раз он был выпровожен из города Александрова, куда он временно переселился пожить для удобства управления всей Владимирской епархией, которая ему была вверена. Вместо ссылки куда-нибудь далеко, ему, по просьбе его, дозволено было (в почётной ссылке) жить в Москве, без права выезда куда-либо во Владимирскую губернию. А перед тем выбытием его из Переславля в Александров вот что ещё было связано, я хочу рассказать, с именем епископа Дамиана... В одно время запьянствовали человек пять-шесть, соборные певчие.
Имевшиеся деньги в карманах давно уже пропиты, хмель же в их отуманенных головах всё ещё бродит. «Ребята! Пойдём к архиерею просить себе денег на водку», - предлагает один. «Идём, идём, конечно!» - ему отвечают. И вот вступают в оградку собора, где в сторожке жил Дамиан.
Видят, владыка сидит возле квартиры, гуляет. Честь честью подошли гуляки под благословение и сели с ним рядом, обращаясь сначала на «вы». На обращенную просьбу пьяных визитёров, владыка дал два рубля им на водку. Один из них тотчас же тогда и побежал покупать, а остальные свободно сидят и гуторят с архиереем разные речи во что кто горазд. Здесь они с ним уже сблизились на «ты». И говорят ему так: «Ты вот что, архиерей! Не уходи от нас в Александров. Тебе с нами неплохо, нигде не найти тебе лучшего. У нас так хорошо, а там жить будет хуже». В это время прибежал человек с водкой. «Вот ты, архиерей, пока здесь посиди, а мы вон там за храмом у стенки за твоё Здоровье и выпьем; потом мы тебе песни споём, а ты нас послушай!» И вот после сего выпили и пели. Архиерей же в это время продолжал сидеть на своём месте и слушал... Всего он значился епископом Переславским 9 лет. Ныне (1927 г.) в начале лета, к сожалению переславцев, он был отозван на новое место службы в город Полтаву в архиепископском сане. Проводы его были очень чувствительны: многие при прощании с ним и при речах духовенства плакали; плакал немало и он, Уезжая. В числе первых, как сослуживцу по собору, мне пришлось тогда сказать ему прощальное слово, перед молебном, за последней его литургией. Храм был полон молящимися; пришло почти и всё духовенство, как никогда». Лидия Владимировна Еховская писала: «... в 1931 г. были арестованы о. Николай Дунаев, о. Николай Охотин, о. Николай Чижев - больше о них не было ни слуху, ни духу».

Собор был закрыт.
В 1958 г. на Красной площади князю Александру Невскому поставлен памятник (скульптор С. Орлов, архитектор Л. Капица).
В настоящее время Преображенский собор в Переславле приписан к Свято-Никольскому женскому монастырю.

ПУТЬ ГИПЕРБОРЕЕВ – «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»

СИНЕОЗЕРЬЕ ЗАЛЕССКОЕ и СЕМИХОЛМЬЕ МОСКОВСКОЕ

Следующая остановка асградских волхвов была в урочище Белый градец, которое располагалось близ современного городка на Волге в Тверской области. Отсюда по притоку Волги, речке Нерль, и Вексе (участок реки между Плещеевом и озером Сомино называется Вексой, и только по выходе из Сомина река называется Нерль) волхвы делали паломнический визит ко святым местам Плещеева озера, называемого также Синим озером.

Они плыли на ладьях по речке Нерли, текущей в глухих лесах мимо Холма Тарха Дажьбога. Это современная гора Тархов Холм (высота 292 метра) близ деревни Рахманово в десяти верстах от левого берега реки Нерли.

Этот путь описан в «Сказании и Битве цветов»: «И вот корабль… свернул в устье лесной речки Нерли. И почудилось, что он вошёл под высокие зелёные своды… Нерль была тиха и узка, и берега её обросли не только ивою, но и ольхою с черёмухой, кроны коих чуть не смыкались над головами странников. Вон там… за лесом святой Тархов холм. Каждую весну является там Тарх Дажьбог, и поит его живою водою Жива, а он ударяет по холму посохом и так призывает весну…»

Речка Нерль вытекает из Плещеева озера у села Купанское. Рядом с устьем ныне есть почитаемый, особенно накануне Купалы, целебный родник св. Варвары (образ мученицы Варвары, заточённой в башне, на Руси встал на место Рады, также заточённой в башне, откуда её выручил Крышний).

Плещеево озеро, куда прибывали волхвы, в древности также именовалось и Клещеевым (от «клескать», что в древнерусском и в говорах значит «плескать»). Есть также версия, что оно именовано так и по имени владельца, некоего боярина Плещеева или по имени старого городища Клещина.

Однако имя городища «Клещин» означает буквально «крепость». Учитывая богатую «купальскую» символику у местных топонимов, можно вспомнить и о слове «крес», что значит «солнцеворот», который бывает в дни Купалы, в древний месяц кресень (июнь), когда происходит «крещение» святой водою. Поскольку «л» и «р» чередуются в старых словах, слово «крес» может также иметь отношение к древнему имени Плещеева озера - Клещеево (иначе Крещеево).

Волхвы, явившиеся на берегах Плещеева озера, устраивали Ярилины и Купальские мистерии, обходили или проплывали озеро «по коло», почитали богов и духов священных мест, гор, речек и родников.

Почитался здесь Синий камень, что явился на берегу озера с незапамятных времён. В древности он лежал на Боровской горе, где ныне Борисоглебская слобода.
«Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нём же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе из Переславля людей: мужей и жён и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и стекахуся из году в год и творяху ему почесть». (Житие преподобного Иринарха. XVII в.).
В сер. XIX в. этот камень был потоплен посреди Плещеева озера на глубине пяти метров, но потом, в начале века ХХ, он вновь явился на берегу озера, у основания горы Ярилиной.

Гора Ярилина - ныне называется гора Александрова. Второе название она получила в честь св. Александра Ярославича Невского, который родился в Переславле. В народе же она и поныне именуется горою Ярилина Плешь. Недалеко от горы и Синь-камня в овраге есть целебный источник преподобного Никиты Столпника (древний источник Томины Купалича), где также проходили священные омовения, дававшие силу и долголетие.
См. Священные камни.

С тех пор вокруг Плещеева озера и Переславля-Залесского осталось немало ведических названий рек и гор.
К примеру: речка Воргуша в устье Трубежа, втекающего в Плещеево озеро. Имя у реки Трубеж берендеевское: есть река Трубеж и у Переслав-Хмельницкого на Украине, и у Рязани (бывший Переславль Рязанский). Переносили имя реки во времена Владимира Мономаха, а ранее вся река именовалась Сваргушей. Это имя сохранилось у притока Трубежа.
В Переславле-Залесском есть и гора Ушвивая, на которой стоит Горицкий Успенский монастырь и храм Пречистой на Горице. Вокруг этой горы роща и овраг называются Шутовыми, одна из башен монастыря также Шутова (Шут - одно из имён Велеса). Есть здесь и гора Гремячая с целебным Гремячим ключом (на ней ныне находится музей «Ботик Петра»).


Ключ «Гремяч»

Недалеко от реки Трубеж близ села Берендеево, что в десяти верстах от Переславля-Залесского, есть Волчья гора (высота 252 м), здесь в эти дни почитали Велеса в образе бога Огненного Волка, просили его покровительства и защиты от оборотней. На вершине этой горы и ныне стоит старый священный клён.
После проведения мистерий на Плещеевом озере волхвы возвращались к Волге. Эта часть реки именуется также Ламой-рекой, теперь же так называют только приток Волги в Московской области, что берёт исток близ города Волоколамска. Название же это идёт от имени драконицы и девы реки - Ламии.
Эта дева река Ламия, или Лама, у балтов почитается под именем Лайма. Она была богинею любви, но потом Дива из ревности к Перуну обратила её драконом, чудовищем с телом змеи и собачьей головой. Более всего ныне известно греческое переложение этой легенды. В античных мифах Ламия - возлюбленная Зевса (Перуна), а его супруга Гера (у славян Дива) из ревности к неверному мужу преследовала Ламию и убила её детей, затем обратила её в дракона с телом змеи и грудью женщины.
Известна также Лама и по песням «Веды славян», как дракон, с которым сражается князь Орь (Яр) при переселении арийских родов с Край-земли. Очевидно, что эти битвы и происходили на древнем волоке у истоков реки Ламы близ Волоколамска.

См. Путь гипербореев - «Из варяг в греки».
Городище Клещино.
Никитский мужской монастырь.
Переяславско-Залесское княжество.
«Красная Площадь» Переславля-Залесского

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Jupiter (23.06.2015)
Просмотров: 780 | Теги: Переславль-Залесский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика