Главная
Регистрация
Вход
Суббота
28.12.2024
21:51
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1624]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Боголюбский мужской монастырь

ЗАГОРОДНАЯ КРЕПОСТЬ-ДВОРЕЦ БОГОЛЮБОВО

Боголюбская загородная крепость строилась князем Андреем Боголюбским с 1157 по 1165 гг. См. Загородная крепость-дворец Боголюбово, Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Свято-Боголюбский мужской монастырь


Князь Андрей был зверски убит в своем замке. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н.Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в нач. XIII в., однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.
По другой версии монастырь был учрежден самим князем Андреем Боголюбским. Во время своего учреждения, монастырь управлялся игуменами, и первым его игуменом был Сергий, избранный самим великим князем в 1158 г.

В 1213 г. скончался живший на покое в Боголюбском монастыре свт. Иоанн I, еп. Ростовский и Суздальский, который был погребен у стен Богородице-Рождественского храма Суздаля вместе с прочей братиею.

23 ноября 1263 г. в Городце на обратном пути из Орды скончался вел. кн. Александр Невский (принял перед смертью иноческое пострижение с именем Алексий). Тело его было привезено и положено в Боголюбском монастыре. Сюда же прибыли из Владимира извещенные о его кончине митрополит Владимирский Кирилл со множеством духовенства и народ. Взяв гроб с телом благоверного князя, они с честью понесли его во Владимир, где отпели и погребли останки князя в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Богородице-Рождественском мужском монастыре Владимира.

В 1360 г. Боголюбский монастырь посетил Московский митрополит свт. Алексий, основавший тогда же в соседнем с. Добром Константино-Еленинский монастырь.

В 1-й трети XVI в. монастырь получил права на рыбные ловли в р. Клязьме.
В 1506 г. умер Феодосий – игумен Боголюбского монастыря.
1506-1515 гг. – игумен Иосиф. 1515-1530 гг. – игумен Варлаам. 1530 - сентябрь 1538 гг. – игумен Симеон. 1538-1548 гг. – игумен Геласий. 1548-1550 гг. (посвящен в архимандрита и переведен в другой монастырь) – игумен Гурий. 1550-1554 гг. - игумен Феодосий.
1554-1566 гг. – игумен Александр.
В 1550-х гг. в обитель приезжал царь Иван Грозный: в 1554 г. по челобитию Боголюбского игумена Александра царь Иоанн Васильевич Грозный своей рукой подписал и утвердил все прежде данные монастырю великими князьями жалованные грамоты и кроме этого дал еще свою царскую жалованную грамоту, чтоб монастырских слуг и крестьян во Владимире никому ни по каким делам не судить. Для этого был даже назначен от Его Величества опекун - певчей дьяк Василий Парфеньев.
1566-1578 гг. – игумен Максим. 1578-1585 гг. – игумен Тихон. 1585-1591 гг. – игумен Мисаил (или Михаил). 1591-1594 гг. – игумен Трифон. 1594-1598 гг. – игумен Прохор. 1598-1599 гг. – игумен Нифонт. 1599-1605 гг. – игумен Иов (Кайсаров). 1605-1615 гг. – игумен Савватий. 1615-1622 гг. – игумен Евфимий. 1622-1631 гг. – игумен Пафнутий. 1631 г. – игумен Иосиф. 1631-1635 гг. – игумен Елисей.

Жалованной грамотой царя Михаила Федоровича от 28 июля 1619 г. монастырю предоставлялось право собирать деньги за перевоз через р. Нерль близ с. Добрынского. В 1622 г. село Ославское по жалованной вотчинной грамоте царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета записано за Боголюбовым монастырем. В 1634 г. монастырь был пожалован посадным двором во Владимире. Одним из важнейших источников обеспечения монастыря была руга (гос. жалованье духовенству, выдававшееся хлебом, иногда деньгами).
1635-1638 гг. – игумен Савватий. 1638-1644 гг. – игумен Евфимий.
В январе 1643 г. по пути на богомолье во Владимир Боголюбский монастырь посетил патриарх Иосиф.
1644-1648 гг. – игумен Кирилл. 1648-1654 гг. – игумен Филарет.
В январе 1653 г. Боголюбский монастырь посетил патриарх Никон. Он присутствовал на богослужении и одарил братию милостыней.
1654-1660 гг. – игумен Левкий. 1660-1665 гг. – игумен Петр.

Викентий - монах и уставщик (т. е. знатоком и блюстителем порядка и образа совершения церковных служб по всем дням целого года, а также порядка и образа монастырской жизни, знатоком богослужебных книг и пения) Рождественского монастыря в 1661 г. создал синодик Боголюбова монастыря. В 1672 г. он известен уже как архимандрит Викентий, исправивший жития св. Александра Невского; в 1675 г. он был переведен в Троице-Сергиеву Лавру, а в 1676 г. присутствовал при поставлении на царство царя Федора Алексеевича. Имя этого человека многократно фигурирует во Вкладной книге Рождественского монастыря кон. XVII в., как архимандрита Викентия "дому Пресвятыя Живоначальныя Троицы и преподобных отец наших Сергия и Никона радонежских чудотворцов", который с 1678 по 1694 гг. давал в монастырь почти ежегодные щедрые пожертвования (иногда по обещанию) крупными суммами в сто, сто двадцать пять, двести, триста рублей - на каменное строение, связное к нему железо и другие нужды, дарил иконы, деисусы и целые иконостасы, драгоценные книги, облачения, украшения для ризницы и т.д., а в 1695 г. "ноемврия в 20 день по нем же архимандрите Викентии дано в казну 80 рублев денег, в вечное поминовение души его". Такая щедрость и привязанность к Рождественскому монастырю архимандрита из Троице-Сергиева монастыря может объяснятся лишь его происхождением отсюда.
Миниатюры синодика представляют собой довольно крупные, в размер листа, оконтуренные рисунки, тонированные неплотными красками трех - четырех цветов: красновато-коричневой, оранжевой (алой), зеленой, серой. Наиболее интенсивным оранжевым тоном раскрашена одежда, отделка на одеждах и детали мебели другого цвета. Зеленый цвет преобладает в одежде и архитектуре. Серым тоном окрашены предметы интерьера, оконные и дверные проемы, архитектурные детали. Миниатюры исполнены умелой рукой: рисунок четкий и правильный, красивых линий и пропорций, в тактичной и сдержанной колористической манере.
Архитектура в миниатюрах только служит благодатным фоном, позволяющим придать убедительность и универсальность или, напротив, конкретность сюжету. Архитектурный стаффаж древнерусских миниатюр не является в прямом смысле документальным изображением. Архитектурный фон составлялся из набора нескольких условных схем, пришедших из византийской и эллинистической миниатюры. Однако в более позднее время рисовальщик часто видел и знал то, что рисует, и стремился более или менее узнаваемо передать натуру, как это нередко встречается в Лицевом летописном своде XVI в. В миниатюрах Боголюбовского синодика этот опыт вполне усвоен монахом Викентием - искусным книжником и опытным рисовальщиком, хотя текст и рисунки и не называют определенного места. Будучи монахом и уставщиком Рождественского монастыря, он, конечно, должен был неоднократно бывать в Боголюбовском монастыре, и в рисунках могли вполне естественно передаться его живые впечатления. Осторожно обозначим их как архитектурные реминисценции.

1665-1667 гг. – игумен Нектарий. 1667-1673 гг. – игумен Филарет. 1673-1678 гг. – игумен Никон (произведен в архимандриты в Жураховский монастырь). 1678-1684 гг. – игумен Игнатий.
В 1678 г. или 1680 г. по пути во Флорищеву пустынь к благочестивому настоятелю Иллариону (будущий Суздальский митрополит) в монастыре останавливался царь Федор Алексеевич, пожертвовавший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест.

Церковь мученика Леонтия построена была в 1683 г. на месте древней церкви мученика Леонтия, возведенной еще князем Андреем в 1158 г. (явление Богоматери князю Андрею произошло 18-го июня 1155 года в день памяти св. мученика Леонтия). В 1804 г. она была сильно перестроена, отчего утратила свой первоначальный вид. Тогда же она была переименована из Леонтьевского в Благовещенскую (Благовещенская трапезная церковь), а в честь св. мученика Леонтия по левую сторону оставлен придел. В верхнем этаже храма помещался сам храм, а в нижнем этаже были устроены монастырские братские кельи и просфорня, в 1890 году заново отделанные.
Иконостас столярный, выкрашен голубой краской. На нем капители, карнизы с резными золочеными рамами для икон. Над царскими вратами в сиянии образ Владимирской и Боголюбивой Божией Матери в серебряной ризе, дар Спиридонова в 1820 г. В середине этого образа, в футляре, за стеклом врезана патриаршая панагия с резным изображением Успения Богоматери; в панагии находится часть Животворящего Древа Господня; весу в серебре 1 ф. 2 зол.


Благовещенская трапезная церковь

Иконостас Благовещенской церкви. Фотооткрытка. 1916–1923 гг.
В центре светлый одноярусный иконостас «ампирного» стиля, с профилированным карнизом и высоким цоколем, который украшен резным орнаментом в виде крупных овальных медальонов со свисающими кистями. В середине иконостаса арочный проем раскрытых царских врат (их не видно), по сторонам лопатки с накладными плоскими каннелированными и тонированными колоннами ионического ордера.
Слева икона Благовещения и открытый проем, в который видна арка с ободранной штукатуркой, справа Вседержитель на престоле; иконы в окладах и рамах. Над ними резные овальные медальоны темного цвета. Над карнизом широкий фриз: гладкий средник с угловыми розетками и боковыми вазонами, крупные полурозетки с радиальными лучами и темные овальные медальоны по краям. В проеме царских врат виден напольный семисвечник, за ним вертикально поднятый дощатый настил, в глубине алтаря «Благовещение»: фигура Марии перед раскрытой книгой на аналое, вазон с цветами, простертая рука Гавриила.
Справа перед иконостасом аналой, напольный подсвечник и сооружение в виде киота, слева аналой и резной киот с пышным резным навесом, в киоте очень темная икона. На переднем плане слева стена или простенок с изображением двух князей в рост. Пол в алтаре и церкви дощатый, круглая солея каменная. На полу заметен сор, в плафоне на потолке крюк от светильника. Фотография могла быть сделана вскоре после закрытия монастыря в 1923 г. Открытки на фотобумаге бытовали с 1916 г.

1684-1695 гг. – игумен Ипполит.
В 1690 г. в монастырь приезжал император Петр I, приславший затем в дар обители часы с боем, сделанные шведским мастером. Часы были установлены на небольшой колокольне над палатами святого князя Андрея, а царь Петр тем временем построил в Москве храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери в Высоко-Петровском монастыре над могилами своих родственников Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта.
1695-1696 гг. – игумен Дионисий. 1696-1697 гг. – игумен Иосаф (Картычевский), переведен в Московский Знаменский монастырь. 1697-1699 гг. – игумен Иоасаф (сослан на Белоозеро).
В 1697 г. Боголюбов монастырь именовался Патриаршим домовым монастырем.
1699-1702 гг. – игумен Гедеон (переведен в др. монастрыь, в 1712 г. посвящен в архимандрита во Владимирский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы).
В 1701 г. по ружной книге монастырь числился 20-м из монастырей степенных, которых по всей России в то время было только 37.
1703-1704 гг. – игумен Иосиф. 1705-1711 гг. – игумен Иоаким (Печерский). 1711-1712 гг. – игумен Сергий. 1712-1717 гг. – игумен Арсений.
В августе 1717 г. в Боголюбской обители на богомолье была опальная царица Евдокия Федоровна (Лопухина). Она пожертвовала на украшение древней Боголюбской иконы свои золотые серьги с подвесками из жемчуга и драгоценных камней.
1717-1720 гг. – игумен Аверкий. В 1720 г. Боголюбский игумен Аверкий взят под стражу и увезен в Петербург в Тайную канцелярию за возношение имени Евдокии Федоровны царицею и за принятие Ея Величества по Царскому достоинству с благовестом и звоном. По тому же делу были взяты в Петербург из Боголюбского монастыря 8 иеромонахов и монахов и 7 человек монастырской прислуги. В застенках Тайной канцелярии игумен Аверкий провел 7 лет, после чего был возвращен в Боголюбский монастырь.
1720-1725 гг. – игумен Иоанникий также взят в Тайную канцелярию.
В 1723 г. царем Петром I в Боголюбов монастырь присылались лифляндцы, для обучения крестьян монастырских косить рожь небольшими рижскими косами.
1725-1728 гг. – игумен Авраамий (Любецкий игумен; возвращен в свой Любецкий Успенский монастырь.).
В 1728 г. Аверкий был освобожден из заточения. 1728-1739 гг. – игумен Аверкий.
1740-1749 гг. – игумен Михаил (из Флорищевой пустыни).
В 1749 г. монастырь поступил в ведение епархиальных архиереев.
1749 г. – игумен Иннокентий (тайно уехал в Киев). 1749-1750 гг. – игумен Матфей (из Волосова монастыря). 1750-1753 гг. – игумен Иннокентий (вновь возвращен, но в 1753 г. выслан из монастыря в Синодальную контору). 1753 г. – игумен Варлаам. В том же году снят и переведен во Владимирский Богородице-Рождественский монастырь «в клиросное послушание». 1754 г. – из иеромонахов в игумены назначен Симон, в том же году снят с должности. 1754 г. – игуменом из иеромонахов Архиерейского дома назначен Симеон. В 1758 г. по прошению уволен в Киев, т.к. родом был из Малороссии. 1758-1762 гг. – игумен Михаил (по прошению уволен в Грузию, т.к. родом был из Грузии). 1762-1767 гг. – игумен Аристарх (составитель монастырской летописи).
В 1764 г. при учреждении штатов монастырь сделан третьеклассным.
14.02-18.02.1767 г. – игумен Мефодий (из иеромонахов Цареконстантиновского монастыря, уволен). 18.02.-26.02.1767 г. – игумен Исаакий (уволен). 1767-1773 гг. – игумен Иринарх.
В 1772 г. учрежден крестный ход из монастыря с чудотворной Боголюбовской иконой Божией Матери во Владимир в мае, по случаю моровой язвы, бывшей в 1771 г.
1773-1775 гг. – игумен Киприан. 1775-1776 гг. – игумен Феофилакт. 1777-1786 гг. – игумен Парфений.
Евгений (Емельян Романов, будущий епископ Евгений) игумен Боголюбова монастыря в 1786-1789 гг. В 1785 г. переведен учителем Владимирской духовной семинарии. В 1786 г. назначен префектом Владимирской семинарии и игуменом 3-классного Боголюбовского м-ря. Вместе с занятиями по должности префекта преподавал философию. С 1788 г. префект объединенной Суздальско-Владимирско-Переславской духовной семинарии. 6 марта 1789 г. назначен настоятелем 2-классного Царе-Константиновского монастыря, в том же году занял пост ректора Суздальской семинарии.
1789-1793 гг. – игумен Митрофан. 1793-1795 гг. – игумен Иосиф (переведен в Кириллов Новгородский монастырь). 1795-1802 гг. – игумен Филарет. В 1797 г. в монастыре учреждена архимандрия. В 1799 г. Филарет произведен в архимандрита, а в 1802 г. переведен в Спасо-Евфимиев монастырь Суздаля.

В 1798 г. по пути в Казань монастырь посетил император Павел Петрович с сыновьями Александром и Константином.
1802-1803 гг. – архимандрит Вениамин (переведен в Переяславского Никитского монастыря). 1804-1809 гг. – архимандрит Анатолий. 1809-1818 гг. –архимандрит Августин (переведен в Спасо-Евфимиев монастырь). 1818-1823 гг. – архимандрит Аркадий (переведен из Солбинской пустыни; в июне 1823 г. переведен в Оршанский Кутинский монастырь).
В 1820 г. был учрежден крестный ход в г. Ковров, куда чудотворная Боголюбовская икона Божией Матери приносилась ежегодно в августе месяце.
1823-1824 гг. – архимандрит Иероним (переведен из Псковского Спасо-Елеазарова монастыря). 1825-1827 гг. – архимандрит Никодим (переведен в Московский Златоустов монастырь). 1827-1829 гг. – архимандрит Феоктист (переведен из Заиконоспасского монастыря).
Архимандрит Агапит (в миру Петр Иванович Введенский) управлял Боголюбским монастырем с 1830 по 1834 гг. для отправления богослужений в монастыре в воскресные и праздничные дни о. Агапит в теплое время года часто ходил туда пешком из города. в бытность его настоятельства в 1823 г. в монастыре был отстроен большой двухэтажный каменный братский корпус.
Архимадрит Анастасий (в миру Анастасий Григорьевич Воскресенский), магистр Московской духовной академии, ректор Пензенской духовной семинарии, настоятель Высокопетровского монастыря в Москве (1828-1830 гг.), уволен на покой в Боголюбовский монастырь в 1830 г., где и скончался.
1835-1856 гг. – архимандрит Феофил (переведен из Дмитровского Борисоглебского м-ря).
10 августа 1837 г. монастырь посетил наследник цесаревич Александр Николаевич в сопровождении генерал-адъютанта Кавелина. Он прикладывался к чудотворной Боголюбской иконе, осматривал древнюю часть великокняжеского замка.


Башня 2-я пол. XIX в.

До 1800 г. вокруг монастыря ограда была деревянная. Часть каменной ограды с юго-восточной стороны, при скотном дворе, вместо ветхой деревянной, построена в 1890 году. В том же году прежняя ограда с южной стороны значительно поднята через новую кладку, и верхи пяти башен, находящихся в разных частях ограды, переделаны из четырехугольных деревянных на конусообразные и покрыты железом в шахмат, а шестая башня, находящаяся на углу скотного двора,- возобновлена в 1889 г.

1851 год был ознаменован чрезвычайно печальным происшествием. 20 мая, в 4 часа дня, во время прохождения крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери через мост над оврагом, отделяющим с. Боголюбово от монастыря, мост внезапно обрушился и множество людей упало в овраг с высоты 12.5 метра. При падении погибло около 160 человек. Все они были отпеты Боголюбовским архимадритом Феофилом с братией и погребены в юго-восточной части монастыря, в конце монастырского сада, у стены.
Ко кресту с той и другой стороны могилы были прибиты иконки Боголюбивой Божией Матери, и перед ними повешены лампадки, зажигаемые под воскресные и праздничные дни. Пониже иконок находились списки погребенных.

Внутри решетки посажены по углам четыре пахучих тополя. Против этой могилы с восточной стороны сада в каменной ограде была устроена из железных прутьев дверь, чтобы проходящие мимо этого места видели могилу и возносили молитвы о упокоении в ней почивающих. Дверь отпиралась каждый раз при обхождении монастыря с крестным ходом, через нее заходили монахи и священнослужители, и тут совершалась лития по усопшим. См. Историко-статистический очерк Московско-Нижегородского шоссе 1845-1869 гг.

1851-61 гг. в монастыре пребывал монах-историк иеромонах Иосаф (Гапонов).
1857-1865 гг. – Архимандрит Иероним.
1866-1882 гг. – архимандрит Даниил.
В 1872 г. монастырь из 3-го класса переименован во 2-й класс.
В 1882 г. монастырь перешел в ведение Владимирских викариев и в течение 10 лет, вплоть до 1892 г., на месте им управляли сами епископы.
См. Епископы Муромские и Юрьевские, управлявшие Боголюбским монастырем и имевшие там постоянное пребывание.

В 1889 г. при Боголюбовском монастыре были утверждены ярмарки: 19-20 мая и 17-18 июня.
В 1891 г. монастырь из второклассного переименован в первоклассный.


План монастыря 1891 г.
1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы; 2. Великокняжеские палаты и сени; 3. Место, где лежало тело св. кн. Андрея Боголюбвского, выброшенное по убиении его; 4. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя св. мученика Леонтия; 5. Св. шатер с каменной чашей; 6. Собор Боголюбивой Божией Матери; 7. Св. ворота, колокольня; 8. Монастырские кельи и корпус «Иустиновский»; 9. Настоятельский корпус; 10. Сторожка и кладовая; 11. Баня; 12. Сарай; 13. Скотный двор и при нем странноприимный дом; 14. Монастырская гостиница; 15. Общая могила убиенных мостом 20 мая 1851 года; 16. Кузница и помещение для рабочих; 17. Конюшни, погреба, сараи для экипажей и дров; 18. Тепличка; 19. Старая дорога на Суздаль; 20. Пруд и речка; 21. Монастырский фруктовый сад; 22. Дорога к вокзалу Нижегородской жел. дор.; 23. Шоссейная дорога; 24. Башни.

Монастырь имел подворье в городе Владимире (см. Боголюбовские подворья в XVII-XIX вв.). Один деревянный одноэтажный дом с мезонином, построенный в 1870 г., в 1881 г. был отделан под помещение приюта для престарелых и безродных лиц духовного звания. Второй дом (стоял рядом с первым), выстроенный в 1877 г. (заменил деревянный дом), был двухэтажный, и при нем находилась часовня Боголюбивой Божией Матери. Верхний этаж отдавался под квартиру за 710 руб., а нижний за 360 руб. в год (1891 г.).


Дом Боголюбова монастыря. Мейер Н.Г. Кон. 1870-х гг.
Вид с юго-запада. Двухэтажное красно-кирпичное здание с часовней в честь иконы Боголюбской Божией Матери (1876 г., архит. Н.А. Артлебен), симметрично развернутое на две улицы. Южный фасад выходит на Б. Нижегородскую (ныне Б. Московскую), западный – на Троицкую (ныне Музейную).

Улица Б. Московская, д. 43

У обители было два приписных монастыря: Покровский (см. Усть-Нерлинский монастрь) и Николо-Волосов в 27 верстах от Боголюбова.
В храм Покрова на Нерли Покровского монастыря, ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители.
Подворье при Боголюбовом монастыре находилось за шоссейной дорогой. Это – деревянный флигель, покрытые железом. Он отдавался под частные квартиры.
Близ монастыря за шоссейной дорогой в 1907 г. был выстроен деревянный дом на каменном фундаменте для монастырской больницы. В нем находилось 7 комнат: квартира для фельдшера, аптека, приемный покой, две палаты для больных и две для престарелых монашествующих. В 1915 г. монастырская больница была расширена, и в ней устроен лазарет для раненых воинов. 30 июля 1914 года открыт в селе Боголюбове, Владимирского уезда, на средства Боголюбовского Волостного Попечительства, лазарет на 5 коек. По определению Епархиального Комитета, присоединен, в качестве филиального отделения, к лазарету Владимирского Епархиального духовенства, согласно ходатайству о том Боголюбовского Волостного Попечительства.
Из представленного отчета усматривается, что со времени открытия Боголюбовского Лазарета, на излечении в одном находилось 58 человек больных и раненых воинов. Больные и раненые, по выходе из Лазарета, снабжаются бельем, одеждой и частью обувью. На содержание Лазарета израсходовано 2075 рублей 11 коп.»
Недалеко от этого здания находилась монастырская школа, выстроенная из кирпича, в которой обучалось 38 детей.


Монастырская гостиница

Гостиный каменный трехэтажный корпус окончательно устроен в 1888 г. Верхние два этажа составляли номера для временного постоя (20-ть номеров), а нижний этаж по условию с 14 декабря 1890 г. отдан в аренду под булочное заведение крестьянину Семену Алексееву Козлову на три года, по 300 руб. в год. В 1889 г. на дворе гостиницы устроен каменный отъямник для погреба с деревянным над ним холодным помещением, а в 1890 г. амбары, навесы для сараев и помещения для дров. Гостиный корпус с трех сторон (северной, восточной и южной) был обнесен палисадником, огороженным деревянной решетчатой оградой и в 1890 г. засаженным разными дикими деревьями, с устройством куртин для цветов с северной стороны. За палисадником в 1890 г. насажены вишневые прививки число до 300 и огорожены деревянным забором.
Рядом с гостиницей в 1889 г. был построен каменный скотный двор. вверху его устроено помещение для сена. В 1890 г. большая часть скотного двора отделена от прочих его частей и засажена фруктовыми яблонными деревьями, числом до 163, и 31 кустами смородины и крыжовника. По саду проложены две крестообразные дорожки из кирпича и щебня. В восточной стороне сада располагалась, обложенная земляным дерном, могила погибших в 1851 г. от разрушения моста.
Каменный одноэтажный дом при скотном дворе разделялся на две половины: передняя половина назначена для временного помещения странников и богомольцев, задняя – для жительства скотниц и временного пребывания странниц и богомолок. Странникам и богомолам, как мужчинам, так и женщинам кроме покоя давалась от монастыря пища. В 1889 г. этот дом внутри и снаружи отремонтирован и над ним, посредине его, устроен мезонин.
У скотного двора стоял каменный одноэтажный дом для монастырских рабочих. К нему в 1890 г. была пристроена каменная кузница.
Каменная баня построена в 1888 г. Состояла из четырех отделений.
Дровяной сарай построен в 1888 г. и покрыт железом. С трех сторон он обгорожен деревянными, бревенчатыми стенами, заложенными в кирпичные столбы, а с одной примыкает к каменной монастырской ограде.
Каменная кладовая со сторожкой, каменный погреб с двум ледниками, каменный сарай для экипажей и каменная конюшня, три деревянных сарая, из них один назначен для рабочих телег, а другие два для склада разных хозяйственных вещей.
Каменный небольшой сарай с другими постройками и каменная теплица для цветов устроены в 1890 г.
21 декабря 1916 г. состоялось освящение Лазарета для душевно-больных воинов, устроенного под сению Боголюбовского мужского монастыря. Для лазарета отведена обширная монастырская гостиница. Освящение совершил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Шуйский в сослужении Епископа Евгения Юрьевского. Пел архиерейский хор. Пред освящением Высокопреосвященным Архипастырем сказано слово о долге русских людей, оставшихся в тылу, заботиться о раненых и заболевших защитниках Отечества. Во время освящения госпиталь был уже наполнен больными (на молебне присутствовало около 60 чел). После освящения госпиталя Его Высокопреосвященство обстоятельно осмотрел все палаты больных. Хор архиерейских певчих исполнил пред болящими несколько песнопений.

Монастырская колокольня

Воздвигнутая благоверным князем надвратная церковь в честь св.апостола Андрея Первозванного была разобрана в кон. XVIII в., а на ее месте в 1842 г. построена колокольня, в первом ярусе которой помещались святые ворота, во втором - храм Успения Божией Матери, а в третьем - звонница с колоколами.

Самый тяжелый из колоколов весил 498 пудов 35 фунтов, т.е. около 8 тонн. Высота всего здания - 58 метров. Внизу, в восточной части святых врат, была устроена усыпальница, украшенная внутри живописью. На решетчатых створах святых врат были расположены образы св. блгв. князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба, а над ними - образ Спасителя. В 1884 г. на колокольне было установлены куранты с четырьмя циферблатами. По свидетельству старожилов каждые 15 минут они вызванивали мелодию гимна Боже, царя храни.


Куранты с циферблатом
«Было, кажется, решение горсовета, чтобы часы, находящиеся на колокольне бывшего боголюбовского монастыря, переправить для нужд военного городка. Решение это до сих пор не выполнено. Часы сейчас разбираются живущими в монастыре по частям и распродаются» («Призыв», 19 октября 1930).


Монастырская колокольня

СОБОР БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В 1855 г. исполнилось 700 лет со дня явления Божией Матери св. блгв. кн. Андрею Боголюбскому. В память этого события 19 мая 1855 г. в монастыре состоялась торжественная закладка нового соборного храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери. За год до этого, в феврале 1854 г., московская почетная гражданка купчиха Анна Герасимовна Алексеева со своими сыновьями Симеоном и Димитрием Петровичами обратилась во Владимирскую Духовную консисторию с просьбой о разрешении им на свои средства (было выделено 30 тысяч рублей серебром) соорудить в монастыре собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами: правый в честь святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866 г.); левый свв. первоверховных апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867 г.). Проект был составлен Владимирским губернским архитектором Я.М. Никифоровым, взявшим за основу образцовые проекты известного архитектора К.А. Тона, проектировавшего храмы в византийско-русском стиле. В основании престолов были вложены доски с надписями, в среднем основании.
Денежных средств купцов Алексеевых не хватило, и с 1860 г. братия обители ездили в окрестные губернии, ища благотворительной помощи для завершения строительства. Благодаря пожертвованиям благодетей А.В. Алексеева, В.М. Бостингтон, сыновей П.Г. Боткина, П.П. Воронина, М.Л. Королева, братьев П. и Ф. Правоторовых и многих других безвестных благотворителей постройка собора была завершена. Строительство собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1866 г.
20 мая 1866 г. состоялось торжественное освящение престола во имя Боголюбивой Божией Матери, которое совершил, будучи тогда правящим архиереем Владимирской епархии, Святитель Феофан Затворник (причислен к лику святых в 1988 г.). 18 июня 1866 г. был освящен второй придел – во имя св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. 20 мая 1867 г. был освящен третий престол – во имя св. апостолов Петра и Павла.
Основную работу по возведению собора производил монах Серафим под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 г. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях.
Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление.
В 70-е гг. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями П. и С. Шороховыми (род Шороховых к тому времени занимался иконописанием уже более 100 лет и был известен не только во Владимирской, но и в Рязанской, Тамбовской, Вятской, Московских губерниях, куда их приглашали для росписи храмов).
Осенью 1870 г. были расписаны священными изображениями алтари, купол и своды собора. Колонны были расписаны позднее, т.к. в описи Боголюбского собора за 1875 год о столбах храма сказано: На северо-западной стороне первого правого столпа образ святого благоверного великого князя Александра Невского, на полотне, в вызолоченной раме. На втором правом столпе с северной стороны образ Владимирской Божией Матери, на полотне, в вызолоченной раме. На третьем правом столпе с северной стороны, образ Печерския Божией Матери, на полотне, в вызолоченной раме. На юго-западной стороне первого левого столпа образ святого благоверного князя Андрея Боголюбского на полотне, в вызолоченной раме и т.д.
Как указывает К. Тихонравов, многие из этих икон были написаны самим И.И. Шороховым.
В 1907-1908 гг. А.И. Шороховым была обновлена и дополнена настенная роспись собора. Тогда же им был сделан в главном приделе новый резной иконостас с колоннами, вызолоченный червонным золотом.


Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Главки собора Боголюбской иконы Божией Матери

Вскоре после возрождения Свято-Боголюбского монастыря все приходящие в храм оказывались свидетелями чуда: в центральной части свода главного алтаря, на месте забеленной известью фрески, изображающей Господа Иисуса Христа Царя Небесного, проступили контуры лика царя.


Алтарный свод. Отреставрированная живопись



Образ «Рождество Богоматери» последней трети XVI века. Являлся храмовым образом главного собора Боголюбского монастыря. Икона была поновлена в конце XVIII века, о чем сообщает надпись на нижнем поле: «1791 года июля месяца починен сей святой образ иеромонахом Арсением». Поступила в музей в 1927 году. В 1986–1987 годах икона была реставрирована в МСНРПМ «Росреставрация» Г.С. Батхелем.

Келейный корпус построен в 1840 г. в строгих формах классицизма. В 1890 г. он внутри и снаружи возобновлен: трапеза вновь расписана, и в ней полы устроены из соснового паркета. В верхнем этаже корпуса помещались приемный зал, казначейские комнаты и 9 братских келий; в нижнем 11 братских келий, две кухни и украшенная росписью братская трапезная с полом из соснового паркета. Между ним и соборным храмом разделаны аллеи, обсаженные разными дикими деревьями, а ближе к корпусу устроены куртины для цветов. Аллеи и куртины обнесены железными решетками в деревянных столбах и окрашены масляной дикой краской. После закрытия монастыря в этом здании размещалась средняя школа. Затем некоторое время дом стоял в запустении, роспись и паркет не сохранились. Сейчас этот корпус отреставрирован, в нем живут сестры обители и размещается монастырская трапезная.


Двухэтажный келейный корпус

Дом архимандрита

К западу от собора расположен небольшой двухэтажный корпус дом архимандрита (настоятельский корпус), построенный в 1786 г. Верхний этаж занимали настоятельские покои, в нижнем помещались две келии и настоятельская кухня. Между настоятельским корпусом и соборным храмом, с восточной стороны корпуса, находились куртины для цветов, отделенные от других частей двора железной в каменных столбах решеткой с двумя створчатыми такими же воротами. С южной и западной сторон корпус был окружен фруктовым садом и густой аллеей из кленовых деревьев, с северно стороны корпуса устроены ворота и ледник. Вплоть до конца 1999 г. в нем располагалась местная телефонная станция. Сейчас в этом здании на первом этаже находится монастырский медпункт, а на втором жилые помещения.


Дом архимандрита

Двухэтажный Иустиновский келейный корпус

К югу от собора стоит еще один двухэтажный келейный корпус. Нижний каменный этаж был построен во второй пол. XVII ве., второй деревянный этаж был построен спустя 100 лет. Одно время в этом доме жил на покое епископ Иустин, и в верхнем этаже была устроена небольшая домовая церковь в честь св. мученика Иустина, но после того, как преосвященный уехал из обители, в 1883 г. церковь была упразднена. Корпус этот долго оставался в запустении и неустройстве. В 1889 г. он был реставрирован. В нижнем этаже помещалась братская монастырская больница, устроенная в 1890 г., а в верхний этаж и часть нижнего этажа предназначены для временного пребывания приезжавших архиереев. Перед ним с северной стороны были расположены куртины для цветов и между ними проложены дорожки. Восточная и западная стороны корпуса окружены были дикими и фруктовыми деревьями. В советское время в этом корпусе было сначала общежитие, а затем здание принадлежало райотделу милиции. Летом 1999 г. этот дом полностью отреставрирован, и сейчас в нем проживают паломники монастыря, находятся приемные покои для гостей-архиереев.


Иустиновский келейный корпус

В восточной стороне за келейным корпусом располагалась хозяйственная часть со множеством различных построек, баня, скотный двор и, за оградой монастыря, трехэтажная гостиница для приезжающих богомольцев, выстроенная в 1866 г. Сейчас там размещается поселковая больница. А находившийся рядом странноприимный дом перестроен под поликлинику. В настоящее время эти два здания обители не принадлежат.


Новая часовня на месте, где, по преданию, лежало брошенное убийцами тело св. кн. Андрея Боголюбского

По сказанию Киевской летописи, мученическая кончина князя Андрея последовала под сенями его великокняжеской ложницы, отсюда тело его вынесено было в огород и затем перенесено в притвор храма, где лежало на ковре двое суток, прикрытое эпанчею. Место это находилось в огороде против юго-восточного угла Рождественского храма. Тут, по сказанию местного предания, на верху ограды, возвышается тонкая, устроенная из кирпичей шейка с небольшой главой над ней, увенчанная железным крестом; в нижней части ограды, при самом основании ее, вставлен древний, известкового свойства, четырехугольный камень, длиной и шириной в аршин; цвет его, от давнего нахождения на воздухе, голубовато-серый; на этом камне рельефно высечено было изображение лика Спасителя, какое видим на нерукотворенном Его образе, но часть лика, борода и буквы вокруг главы – сбиты, может быть, во время вражеских нашествий; осталась только в целости вокруг камня насечка, состоящая из полос с кольцами внутри их. Над местом, где лежало тело князя, устроена была деревянная часовня. Внутри на стене часовни было нарисовано изображение лежащего тела князя Андрея, возле которого стоит Косьма Киевлянин и просит у убийцы Анбала ковер для прикрытия останков своего господина. Внизу часовни сделан из камня уступ. Перед изображением лежащего тела князя висела лампада, зажигаемая самые праздники и воскресные дни. К часовне вела дорожка, усыпанная песком. По обеим сторонам дорожки расположены могилки разных погребенных здесь лиц, покрытые земляным дерном.
В сентябре 1918 г. наместник монастыря архимандрит Александр сообщил в епархию, что Боголюбский волостной совет самочинно захватил корпус в монастыре, проломив при этом каменную стену. В ответ на жалобу в отдел юстиции 28 ноября волостной совет предложил наместнику приготовить к сдаче советской власти все монастырское имущество, а особенно золотые, серебряные и бриллиантовые вещи.
Летом 1919 г. по указу властей была предпринята попытка незаконного вывоза мебели и различных ценных предметов из монастыря. Но местные жители, предупрежденные заранее насельниками обители, взяв иконы и хоругви, преградили крестным ходом путь грабителям, и те, убоявшись большого стечения народа, вернули вещи на место.

18.03.1892-06.09.1905 гг. – архимандрит Варлаам.
1905-1912 гг. – архимандрит Паисий.
18-го июня 1907 г. - 750-летие основания Боголюбовской обители. Церковное торжество 18-го июня в Боголюбовом монастыре.
Как для г. Владимира 21-е мая остается священно-историческим днем, так и для Боголюбивой обители таковым днем бывает 18-е июня, ибо в этот день из глубины веков предопределилась будущая судьба, будущая слава и значение Боголюбова монастыря, а вместе с этим и нашего губернского города. По преданию, занесенному на скрижали истории, сама Матерь Божия своим чудесным явлением в этот день Благоверному князю Андрею указала место для постройки Боголюбовой обители и для пребывания ее чудотворного образа в г. Владимире. Таким образом, семь сот с половиною лет тому назад, 18-е июня было намечено праздником для Боголюбивой обители и всегда, в продолжении веков, было отмечаемо особенным церковным торжеством. Затем с тех пор, как чудотворный образ Боголюбивой в течении всего года стал носиться по всей Владимирской Епархии, к 18-му июня обыкновенно заканчивается обычный круг хождения, св. образ всегда на это число приносится в место своего постоянного пребывания, в Боголюбивую обитель. После проводов из г. Владимира, чудотворная икона Боголюбовой в течение суток пребывает в с. Красном, и затем 17-го с крестным ходом через село Доброе относится в Боголюбов монастырь на торжественное всенощное бдение. В 1907 году настоятель св. обители, Преосвященнейший Александр, выходил с крестным ходом на встречу чудотворного образа и затем совершил всенощное, выходя на литию и величание. На другой день 18-го на церковное торжество в Боголюбове из Владимира с утра отправился Высокопреосвященнейший Николай и многие из Владимирского духовенства. Литургию совершали оба Архипастыря в сослужении духовенства обители и Владимирского, прибывшего в Боголюбове. Вместо причастного был исполнен концерт: „Сей день его же сотвори Господь"... После литургии перед молебном, Высокопреосвященный Архипастырь вышел из алтаря, остановился на амвоне, и обратив свой взор первоначально к стоявшему на средине храма чудотворному образу Богоматери, произнес следующее поучение-экспромт: „Не умолчим никогда, Богородице, силы твоя глаголати:… Действительно, возлюбленные, никогда не следует умолкать о проявлениях знамений силы Божией, являемых покровительством и заступлением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Я недавний пришелец в здешней богоспасаемой стране уже имел утешение видеть, как воистину силы деются принесением этого честного образа. Я уже был свидетелем того, как град, близкий отсюда расстоянием, со всею душевною радостию и восторгом встречал эту чудотворную икону Боголюбивой, с каким великим усердием днем и ночью принимал в свои жилища эту святыню и с какою, наконец, великою скорбию провожал ее от себя... Теперь также весьма и весьма многие, движимые теми же святыми чувствами любви и почтением к чудотворному образу Богоматери, снова притекли в эту святую обитель на поклонение ей. Подлинно, возлюбленные, силы деются при этом чудотворном образе Божией Матери... Я не раз был свидетелем и того, как многие коленопреклоненно, с великим умилением и горькими слезами молились пред этим чудотворным Боголюбивым образом... И если в настоящие минуты также размягчается, умиляется загрубелое сердце наше и теплее становятся молитвы наши, то все это и подобное есть ничто иное, как проявление знамений милости Божией по молитвам пред этим чудотворным образом Царицы Небесной. Притекайте же сюда и впредь, возлюбленные, на поклонение сему чудотворному образу Царицы Небесной и на будущее время с таким же усердием выражайте ей свои моления... Сейчас мы воспоем здесь молебное пение в честь Боголюбивого образа Богоматери и веруем, что наше, приносимое в настоящие моменты от чистого сердца и просветленного чувства моление, дойдет до Богоматери и она, Владычица, не оставит нас своею милостию. Будем же сообща молиться Царице Небесной; вы все, возлюбленные, свои молитвы присоединяйте к нашим молитвам, а мы своим служением будем возогревать ваши молитвы, так чтобы Богослужение церковное проникало не только во ушию вашу но и в сердца ваши. Помолимся же, усердно помолимся Заступнице рода человеческого, Пресвятой Владычице нашей Богородице и не умолчим никогда силы Ея глаголати.
На молебное пение в честь Боголюбивой иконы вышли оба Архипастыря, все служившие позднюю литургию и вновь прибывшие из Владимира. Молебствие окончилось в 1 ч. 10 м. дня. Разоблачившись после молебна в алтаре, Высокопреосвященнейший Архипастырь еще продолжительное время оставался в храме, преподавая благословение каждому в отдельности паломнику и особенно многочисленным собравшимся из соседних сел крестьянам.
Паломничество учеников Владимирского духовного училища в Боголюбов монастырь в 1911 году.
18.05.1912-1916 гг. – архимандрит Вениамин. 28.05.1916 - июль 1920 – архимандрит Александр (Григорьев).



Боголюбовский монастырь. 1905-1917 гг.

Лестничная башня замка Андрея Боголюбского. 1958 г.

Лестничная башня замка Андрея Боголюбского. 1967 г.
$


«Палаты» Андрея Боголюбского. Мелехов Я.Я. 1890-е гг.

Сводчатое помещение галереи-перехода между собором Рождества Богородицы и лестничной башней (1158–1165 гг.), вид с севера на южную и восточную стены. На южной стене арочный проем бывшего хода на хоры; в проеме металлическая решетка: тонкие вертикальные прутья и несколько поперечных полос из кругов и ромбов. Роспись (1891, Л.И. Парилов): на своде орнамент «крины», стилизованный под XII в., и сюжетные изображения в овальных медальонах; на южной (фронтальной) стене, слева от проема, собор Рождества Богородицы после перестройки XVIII в. и фигура Богоматери (видна голова), на восточной (левой) стене – сцена погребения князя Андрея Боголюбского, окно и частично сцена убиения князя. В левом углу расписанный аналой, на нем большая икона с изображением молящегося Андрея Боголюбского, без полей и рамы. Пол паркетный, в виде больших плит. Кроме аналоя с иконой, интерьер сохранился в том же виде.


Композиция «Погребение князя Андрея Юрьевича Боголюбского». Настенная живопись XIX-XX веков собора Рождества Богородицы, лестничной башни и перехода».

Композиция «Явление Богоматери князю Андрею Юрьевичу».

Композиция «Погребение князя Андрея Юрьевича Боголюбского».

Тройное окно лестничной башни. 1965 г.

Далее »» Закрытие Боголюбского монастыря.

В 1991 г. часть монастырских зданий была передана Православной Церкви, и здесь организован мужской монастырь, первым настоятелем которого назначен архимандрит Иероним (Деркач). 1991-1997 гг. – настоятель обители Иероним (Деркач).

В кон. июля 1991 г. во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, а затем и сам патриарх Алексий II служил перед ними молебен в благословение новоустрояющейся обители. Тогда же, в память этого события, Святейший патриарх вручил наместнику монастыря архимандриту Иерониму настоятельский посох, а в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь прп.Серафима Саровского.
С 1995 года возрождена прерванная в советское время традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери.



Продолжение »»»» Свято-БОГОЛЮБСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (08.05.2015)
Просмотров: 16048 | Комментарии: 2 | Теги: монастыри, суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 Николай • 18:52, 22.10.2021
Приложение 1

Монахи Боголюбского монастыря. Разбойник Чуркин (кон. 19 века)
Коровин К.А. "То было давно... там... в России...": Воспоминания, рассказы, письма: В двух кн. Кн. 1. "Моя жизнь": Мемуары; Рассказы (1929-1935)

Устали мы, идя с охоты из поймы. Наловили рыбы на Клязьме, настреляли уток полные ягдташи. Была жара, и, войдя в сосновый бор, мы прилегли на сухом мху.
Вдруг видим, идут по дорожке двое в подрясниках-молодые послушники. С корзинами, грибы собирают. Остановились и смотрят на нас с испугом.
Мы дали им папирос. Они присели против нас, конфузливо сказали:
- Курим, конечно, потихоньку, а в монастыре нельзя. А вы, господа, откелева будете?
- Мы нездешние. По охоте пришли.
- Да, прогулка прекрасная. От делов отдохнуть, много удовольствия в этом есть.
- У нас и делов-то никаких нет, мы люди вольные,- сказал Абрам Барашев. Оба послушника впились в него глазами:
- Да-с...- сказал один из них.- Это ведь чего же... Только как без дела-то пропитаться можно? Это вот ежели Чуркину-то - вольно. Берет силком, грабит, значит. А то как же?
- А ты видал Чуркина-то? - спросил его строго Барашев.
- Не, не,- ответили послушники,- и не приведи Господи увидать... Говорят, страшенный, ни за што погубит.
- За что он губить тебя будет? Что у тебя подрясник рваный, опорки, эка дура! А вот ежели б казначей встретился... Ну, пойдемте в сторожку к лесничему, чаю выпьете. Там и бутылочка найдется.
Мы зашли в сторожку лесника, приветливого и молодого. Жена его поставила самовар. Подали лепешки, яйца, молоко, оказалось и вино. Я в сенях сказал хозяину:
- Послушай, скажи послушникам про Барашева, что этот, мол, человек, кажется, Чуркин и есть... Попугаем послушников.
- Ладно,- рассмеявшись, ответил лесник.
Выпили по рюмочке, и я заметил, как лесник что-то шепнул послушнику. Смотрю, он выпил еще рюмку и ласково посмотрел на Барашева. Тот выпил рюмку, стукнул по столу кулаком и громко сказал в пространство:
- Да, покажем еще им...
- Вот-вот,- обрадовался послушник.- У нас трапезник прямо наживало, и казначей... Вот их бы поучить. Чисто как звери. Придешь с села, сейчас подойдет прямо к рылу: "Дыхни",- говорит, ну, и без ужина оставит, на всю ночь на колени, молись. Гриба белого и не увидишь, сами едят с маслом, квас у них и у нас разный: у нас кислота... И что это. Вот бы их...
Лесник и жена смеялись до упаду.
- Ну, а у Сергея, монаха,- сказал другой послушник,- в келье шкаф заделан, а там и колбаса, закуска разная, и коньяк, и денежки... Эх, ежели б господин Чуркин знал...
В это время отворилась дверь, вошел урядник.
Огромного роста, рыжий, с косматой, комом, бородой. Ситцевым платком у него была завязана щека: болели зубы. Он мрачно оглядел нас и хрипло сказал леснику:
- Сказывают, пикеты ставят, облавой пойдут, приказано Чуркина изловить... Да как его поймать? То он купец, то барин, то вот послушник...
Послушники растерялись.
- Вот вы шляетесь здесь,- сказал строго урядник,- а паспорта у вас есть?
- Где же... нету...- робко ответили они.- Ведь мы боголюбские... Урядник подошел к столу, подал руку Барашеву и мне, выпил рюмку водки, закусил лепешкой, посмотрел еще раз на послушников и вышел вон.
- Владимирский урядник, а наезжает сюда по службе,- сказал лесник.- Иной раз ночует. Лошадь у него верховая хороша. Как зверь. Он богатый.
А послушники сидели, вытянув рожи, и глядели то на Барашева, то на лесничего. Молодая жена лесничего заливалась смехом, закрывая фартуком лицо.
- Вот узнает ваше начальство, что вы их так обсаживаете, и выгонят из монастыря... К Чуркину на службу пойдете,- сказал Барашев строго.
Лесничиха залилась смехом и выбежала в сени.
Душно было в доме Гаврилы Ивановича. Я и Барашев спали в омшайнике, на чердачке, на сене.
Внизу большие лари с овсом и хлебом. Приятно было слышать далекий звон колокола старинного Боголюбского монастыря. В звоне было что-то надежное, родное, неизъяснимо прекрасное. Рано утром, слышим, стучат в запертую дверь. Я говорю:
- Сейчас встанем, что надо?
- Выходите скорей, начальство приехало,- сказали снизу.
Мы оделись и вышли. У крыльца дома Гаврилы Ивановича стоят три верховых лошади, и военный держит их за уздцы. Мы вошли в дом. Двое в коротких кителях и рейтузах с желтыми шнурами разглядывали карту, разложенную на столе. Один, гладко причесанный, с карими глазами, с улыбкой и ямками на щеках, положив руки в карманы и дымя папироской, поднял голову и остро посмотрел на нас.
avatar
0
2 Николай • 18:53, 22.10.2021
- Ваши документы,- сказал он.
Я полез в чемодан, а Барашев сказал:
- У меня нет, я из Добрынского, вот только...
Он полез в карман, там было свидетельство из Школы живописи в Москве. Я достал паспорт и свидетельство на право писать с натуры, где Школа обращалась к начальствующим лицам с просьбой оказывать мне содействие.
- А что вы здесь делаете? - строго спросил жандарм.
- Живем здесь, пишем с натуры этюды. Вот,- показал я. На стене висели этюды.
Я говорю, а он все на Барашева смотрит.
- Скажите,- сказал жандарм.- Ваша фамилия Барашев. Вы говорите, что вы из села Добрынского. А скажите, кто у вас сосед?
- Николай Савинов, Сергей Горбачев,- ответил Барашев.
- Вот вы, Барашев, пошутили на днях у лесника, а губернатору был донос, что полиция пьянствует вместе с Чуркиным, и уговаривали послушника побить казначея и трапезника...
Жандармы попеняли Барашеву, а потом сели на лошадей и, сделав под козырек, щеголевато ускакали.
* * *
В пойме по лугам мчался на серой лошади урядник, без шапки. Черные кудри вздымались от быстроты бега, отклеенная рыжая борода висела клочьями.
За ним лихо гналась врассыпную кавалерия. Из лесу наперерез спускались, скача, на тяжелых лошадях конные жандармы.
Урядник держал путь к Клязьме.
Подскакав к крутому берегу, он мигом соскочил с лошади и бросился с бугра в воду.
"Утопился, значит",- подумали подъехавшие. Долго объезжая то место, лодки с сетями искали труп, на берегу был крик. Стояли толпы крестьян.
Вечерело, наступала ночь.
А тот лихой урядник сидел в воде и дышал в высунутый тростник, в пустой стебель зеленой череды. Ночью он вылез, ползком выбрался в кусты и стрелой побежал в лес...
В ночном у пастуха горит тепленка.
Пастух и подпасок мирно лежат, освещенные огнем. Ходят лошади в ночи, щиплют траву. Подошел черноволосый урядник:
- Пастух,- сказал он.- Вот лошадь меня в воду сбросила, смотри - весь мокрый. Разожги-ка теплицу поболе, я скину одежду высушить, озяб. Ну-ка, а ты дай мне свою, скидавай, как подсохнет, мою наденешь, да надо лошадь найти... я возьму из табуна, съезжу на часок.
Молодой здоровый парень, пастух, получив еще рубль на чай, живо разделся. Урядник бросил свое мокрое платье, прыгнул на коня, крикнул: "Скоро вернусь!" и ускакал.
Утром рано в деревне Гаврила Иванович сказал:
- А Чуркина-то поймали, эге, брат... Сейчас вот тут, недалече, в Лемешки повезут, на шоссе. Там в трактире начальство все. Поймали. Вот ведь, не ушел...
По проселку ехали конные жандармы, в телегах сидели солдаты, и в одной из них со связанными руками сидел здоровый, молодой, белобрысый урядник, заливаясь слезами...
- Да ведь это курбатовский пастух...- шепнул мне Гаврила Иванович.- Кой леший в урядники-то его нарядил!
...Право слово - пастух. Вот так Чуркин.
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru