Главная
Регистрация
Вход
Вторник
06.12.2016
19:02
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Епископы Муромские и Юрьевские

Епископ Муромский Андрей (Поспелов)
(07.04.1868 - 30.05.1868)

23 января 1868 г. при Владимирской епархии учрежден Муромский викариат. Викариат был учрежден Синодом по просьбе архиепископа Владимирского и Суздальского Антония II (Павлинского), указывавшего на необходимость иметь в обширной и населенной епархии помощника-викария. Владыка Андрей и стал первым викарным архиереем во Владимиро-Суздальской епархии.
См. Епископ Муромский Андрей (Поспелов)

Епископ Муромский Иаков
(18.01.1870 - 28.01.1884)

Епископ Муромский Иаков (Кротков) (18.01.1870 - 28.01.1884).

Епископ Муромский Аркадий (Филонов)
(22.12.1885 - 30.09.1887)

В миру Алексей Филонов, уроженец Смоленской епархии, сын причетника. Окончил курс Смоленской духовной семинарии в 1847 г., а 31 января 1848 г. по желанию поступил в Пореченскую Ордынскую пустынь Смоленской епархии. 19 октября 1849 г. Алексей был переведен в Смоленский архиерейский дом, где 20 декабря 1849 г. принял монашеский постриг с именем Аркадия. 2 февраля 1850 г. инок Аркадий был рукоположен в иеродиакона. В 1851 г. о. Аркадий поступил в Петербургскую духовную академию. 16 мая 1855 г. он был рукоположен в иеромонаха, а 23 сентября того же года окончил академический курс со званием кандидата богословия. 6 ноября 1855 г. определением Св. Синода иеромонах Аркадий был назначен смотрителем Рославльского духовного училища и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Рославле. 17 июня 1859 г. он был произведен в сан игумена, а 18 февраля 1863 г. переведен инспектором и учителем высшего 3-го отделения во Владимирскую духовную семинарию. Эту должность о. Аркадий занимал чуть более трех лет. 6 января 1868 г. он получил сан архимандрита, а 25 мая 1869 г. по болезни был уволен от училищной службы и назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря. Оттуда 16 января 1873 г. архимандрита Аркадия перевели на пост настоятеля первоклассного Витебского Маркова Свято-Троицкого монастыря. Состоя в этой должности, о. Аркадий к 1876 г. занимал пост члена Полоцкой духовной семинарии.
16 ноября 1885 г. он был назначен епископом Муромским викарием Владимирской епархии, с тем, чтобы наречение и посвящение во епископский сан произведено было в Санкт-Петербурге. 22 декабря 1885 г. состоялась хиротония.
30 сентября 1887 г. Преосвященный Аркадий был определен епископом Аккерманским, четвертым викарием Кишиневской епархии. Назначения на самостоятельную кафедру владыка Аркадий так и не получил, прослужив викарным архиереем в Кишиневской епархии 20 лет. 12 октября 1907 г. он ушел на покой, но по преклонности лет не мог выехать в назначенный ему для пребывания Курковский монастырь. Скончался 11 сентября 1908 г. в Кишиневе и был погребен в Кишиневском кафедральном соборе в Никольском приделе.
Памятником 20-летнего епископства на Аккерманском викариатстве остался заботливо им устроенный дом для псаломщических классов.

Епископ Муромский Александр I (Богданов)
(12.02.1889 - 23.03.1892)

В миру Александр Васильевич Богданов. Родился 5 сентября 1830 г. Его отец Василий Иванович Богданов был священником в селе Жабинской пустыни Белевского уезда Тульской губернии.
В семье батюшки было 4 сына и две дочери. О. Василий сам занимался воспитанием своих детей и подготовил их к поступлению в духовное училище. Когда сыну Саше исполнилось 6 лет, его отец был переведен из Жабинской пустыни в село Михайлово, Мансурово тож, Новосильского уезда, где священствовал до конца жизни. Александр Богданов до самой смерти оставался при родителях, причем отец так хорошо его подготовил, что в 1842 г., вскоре после смерти батюшки будущий владыка поступил сразу в 4-й класс Новосельского духовного училища. В 1844 г. А. Богданов поступил в Тульскую духовную семинарию и там во всех классах оказывал блистательные успехи и постоянно занимал первые места. В 1849 г. еще за год до окончания полного курса учения Александр Богданов как лучший воспитанник Тульской семинарии был послан в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1853 г. со степенью магистра.
30 октября 1853 г. Михаил Васильевич был назначен в Орловскую духовную семинарию преподавателем на кафедре русской словесности, позже на кафедре логики и психологии, а затем был назначен ректором 1-го Орловского духовного училища. В 1855 г. Александр Васильевич женился на Марии Алексеевне Высоцкой, дочери священника города Ливны, и в 1856 г. был рукоположен во священника к кафедральному собору города Орла, оставаясь преподавателем семинарии. В 1866 г. он был возведен в сан протоиерея, а в 1869 г. награжден наперсным крестом.
В кон. 1869 г. протоиерей А.В. Богданов был избран на должность ректора этого учебного заведения, которую занимал 19 лет, оставаясь до 1872 г. и священником Покровского храма. Орловская семинария в течение нескольких лет превратилась в одну из благоустроенных семинарий. Отеческое отношение к ученикам и доброжелательные отношения с сослуживцами ценилось и понималось всеми, в том числе и вышестоящим начальством. В 1873 г. отец ректор был награжден орденом св. Анны II ст., в 1877 г. - орденом св. Владимира IV ст., а в 1884 г. - орденом св. Владимира III ст., причем в 1885 г. по статусу ордена св. Владимира возведен в звание потомственного дворянина. Высшей наградой стала палица, которую о. Александр получил в 1887 г.
В 1883 г. о. Александр лишился жены, что стало для него большим ударом. Через пять лет, когда дети повзрослели, о. Александр принял монашество. 23 октября 1888 г. он был пострижен с сохранением прежнего имени. 8 ноября того же года инок Александр был возведен в сан архимандрита. 12 февраля 1889 г. в Троицкой Александро-Невской Лавре в Петербурге состоялась его хиротония во епископа Муромского. После этого владыка прибыл во Владимир. В звании викария епископ Александр стал деятельным помощником архиепископа Владимирского и Суздальского Феогноста (Лебедева). Преосвященный Александр неустанно трудился в Епархиальном училищном совете, в Епархиальном цензурном комитете по рассмотрению проповедей, в братстве св. Александра Невского. В 1891 г. во время постигшего Россию голода, епископ Муромский Александр был назначен председателем владимирского комитета по оказанию помощи голодающим. С 7 октября 1889 г. владыка также управлял Боголюбовским монастырем и немало сделал для пользы обители в экономическом и административном отношении. В мае 1891 г. епископ Александр был награжден орденом св. Анны I ст.
28 марта 1892 г. владыка Александр был назначен епископом Енисейским и Красноярским. 19 апреля он последний раз служил во владимирском кафедральном Успенском соборе и простился с владимирской паствой. При этом он произнес прощальное слово: «Перенесу ли взор свой на Боголюбивую обитель, основанную святым благоверным князем Андреем, устроившим и сей самый храм, в которой по милости Божией я три года состоял настоятелем, - душа моя снова восторгается от того, что по молитвам святого благоверного князя Андрея и при любви ко мне монастырской братии, мне пришлось не мало положить старания и забот на приведение ее в более благолепный вид, и не только ее, но и приписных к ней двух упраздненных монастырей, Покровского и Волосова...
Итак, первое прощальное слово к вам, отцы и братия, есть слово благодарения. И, прежде всего, благодарю Бога моего, что он по своей милости благоволил поставить меня на служение церкви Владимирской в звании викария... Благодарю владимирского архипастыря, что он имел ко мне добрые отношения и давал мне возможность с ревностию трудиться на пользу Владимирской паствы. Благодарю, наконец, жителей града Владимира и всей Владимирской епархии, духовенство и мирян, что они во все время трехлетнего моего служения, являли ко мне любовь, внимание и уважение...».
В Енисейской епархии он устроил духовную семинарию и просветительское братство. Неустанная деятельность владыки в сочетании с суровым сибирским климатом подорвали здоровье Преосвященного. 30 апреля 1894 г. он был определен епископом Тамбовским и Шацким. Там владыка прослужил последние четыре года своей жизни. Почти ни одного номера «Тамбовских епархиальных ведомостей» не обходился без назидательных поучений владыки. Епископ Тамбовский и Шацкий Александр скончался 12 сентября 1898 г. в возрасте 68-ми лет и был погребен в церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Тамбовском архиерейском доме - бывшем Казанском монастыре.

Епископ Муромский Тихон (Клитин)
(26.04.1892 - 30.11.1895)

В миру Павел Клитин, сын священника. Родился в 1835 г. в селе Язвено Юхновского уезда Смоленской епархии. В 1849 г. он поступил в Смоленскую Поречскую духовную семинарию, которую окончил в 1855 г. со званием студента. 15 июля 1860 г. был определен в число братии Ордынской Поречской пустыни и был назначен учителем и регентом певчих Смоленского архиерейского дома. Эту должность он занимал до 1861 г. 13 августа 1862 г. Павел Клитин принял иноческий постриг с именем Тихон. 26 сентября он был рукоположен во иеродиакона, а 22 октября - во иеромонаха.
В 1863 г. иеромонах Тихон поступил в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1867 г. 11 сентября 1867 г. иеромонах Тихон был назначен бакалавром Казанской духовной академии на кафедру Св. Писания. 19 апреля 1875 г. о. Тихон был возведен в сан архимандрита, а 9 июля того же года был утвержден ректором Самарской духовной семинарии. Пост ректора архимандрит Тихон занимал до 1882 г., когда оставил духовную службу и из Самары 28 сентября был перемещен настоятелем Черниговского Елецкого первоклассного монастыря.
Весь 1883 год архимандрит Тихон провел в Петербурге, вызванный туда на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 27 мая 1885 г. о. Тихона назначили настоятелем Домницкого Рождественско-Богородицкого второклассного монастыря Черниговской епархии с сохранением за ним лично степени архимандрита первоклассного монастыря.
В 1886 г. архимандрит Тихон был награжден орденом св. Анны II ст., а 21 марта 1888 г. назначен настоятелем Новгород-Северского Преображенского первоклассного монастыря. Оттуда 21 февраля 1891 г. архимандрит Тихон был перемещен на должность старшего члена Петербургского духовно-цензурного комитета и тогда же награжден орденом св. Владимира IV ст.
18 апреля 1892 г. архимандрит Тихон был назначен епископом Муромским, викарием Владимирской епархии. Наречение и посвящение во епископский сан было произведено в Петербурге 22 апреля того же года. Во Владимирской епархии Преосвященный Тихон завоевал такое же расположение своей паствы, как и его предшественник епископ Александр (Богданов).
30 ноября 1895 г. Преосвященный Тихон был назначен епископом Прилуцким, викарием Полтавской епархии. 15 ноября 1896 г. он получил самостоятельную кафедру, будучи назначен епископом Оренбургским и Уральским. Но по своему болезненному состоянию епископ Тихон не смог выехать к месту своего нового служения. Он скончался в Полтаве 5 декабря 1896 г. в возрасте 61-го года. Погребение состоялось в холодном соборе Полтавского Крестовоздвиженского монастыря.

Епископ Муромский Платон (Грузов)
(21.01.1896 - 27.02.1904)

В миру Петр Сергеевич Грузов, свш сельского священника Ильинской церкви г. Дмитрова Московской епархии. Родился в 1843 г. После окончания Вифанской духовной семинарии в 1864 г. со званием студента (ректором которой тогда был архимандрит Сергий, позже архиепископ Владимирский и Суздальский, у которого епископ Платон состоял викарием), 1 мая 1865 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) был посвящен во диакона к Московской Николаевской, что в Пыжах, церкви. 24 сентября 1879 г. о. Петр по своему желанию перевелся на ту же должность к Московской Николаевской, что в Кошелях, церкви. Еще через два года диакон Петр Грузов перешел к Варваринской, что на Варварке, церкви. После того, как о. Петр прослужил диаконом 17 лет, он овдовел и в сентябре 1882 г. поступил в число студентов МДА. Проучившись год в Московской академии, он в 1883 г. перешел в Петербургскую духовную академию. Там 14 января 1884 г. о. Петр Грузов принял монашество с именем Платона и 22 января того же года был рукоположен в иеромонаха.
После перехода на 4-й курс о. Платон изъявил желание посвятить свои силы миссионерской деятельности в Китае, где тогда ощущался недостаток в миссионерах. С 1 сентября 1886 г. по 1892 г. о. Платон занимался в мужской и женской школах миссии. Там он преподавал Закон Божий и русский язык. В Пекине о. Платон проходил службу 7 лет, и за усердие был награжден набедренником, палицей, золотым наперсным крестом с драгоценными камнями и орденом св. Анны III ст. Многочисленные трудности и опасности, которым подвергался в Китае о. Платон, серьезно повлияли на его здоровье.
23 января 1893 г. иеромонах Платон определением Синода был назначен настоятелем Саратовского Спасо-Преображенского второклассного монастыря с возведением в сан архимандрита. При монастыре архимандрит Платон устроил двухклассную церковно-приходскую школу, в которой сам состоял наблюдателем и законоучителем. За столь полезные труды о. Платон в 1895 г. был награжден орденом св. Анны II ст.
19 января 1895 г. архимандрит Платон был вызван для исполнения чреды священнослужения и проповеди слова Божия в Петербург, а 30 декабря того же 1895 г. вышел указ о его назначении епископом Муромским, викарием Владимирской епархии. Хиротония Преосвященного Платона состоялась в Петербурге 21 января 1896 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры собором архипастырей во главе с митрополитом Петербургским Палладием.4 февраля 1896 г. в 5 часов вечера епископ Платон прибыл во Владимир. С этого дня вплоть до самой кончины он все время и силы посвятил на благо Владимирской епархии. За усердную и отличную службу Преосвященный Платон в 1900 г. был награжден орденом св. Владимира III ст. В отношениях с подчиненными владыка был прост и ласков. Его скромность, доступность и душевность были известны всей его пастве, которая успела оценить и полюбить своего архипастыря.
В 1903 г. епископ Платон занемог тяжелой болезнью. Врачи признали у него рак желудка. 27 февраля 1904 г. он скончался. В 6 часов вечера 27 февраля у гроба почившего архиерея была отслужена первая панихида наместником Боголюбова монастыря архимандритом Варлаамом в сослужении с ключарем кафедрального Успенского собора г. Владимира протоиереем П. Евгеновым и игуменом Архиерейского дома Владимиром.
Погребен 29 февраля в западной стороне Георгиевского придела Успенского кафедрального собора.

Епископ Муромский Никон (Рождественский)
(14.03.1904 - 08.11.1904)

Владыка Никон (в миру Николай Иванович Рождественский) родился 4 апреля 1851 г. в семье причетника церкви села Чашникова Верейского уезда Московской губернии. У отца его сельского дьячка Ивана Андреевича было 22 ребенка. Мать свою, Ольгу Ивановну, урожденную Грузову, будущий владыка называл Христовой крестоносицей. В возрасте 5-6 лет юный Николай перенес тяжелую болезнь, вследствие которой ослеп на один глаз. Но все же под руководством отца он выучился читать и к 8 годам прочитал Библию (3 раза) и многие духовные книги. Начальное образование будущий владыка Никон получил в Заиконоспасском, а затем в Перервинском духовных училищах. В 1868-1874 гг. он обучался в Московской духовной семинарии. Будучи семинаристом, Николай Рождественский увлекался иконописанием и посещал живописные классы Строгановского училища. Там же в семинарии он издавал рукописные «Памятные записки ученика семинарии» с периодичностью 50 номеров в год (ныне они хранятся в РГБ).
После окончания Московской семинарии Н.И. Рождественский выполнил свое заветное намерение - оставить мир, он стал послушником Ново-Иерусалимского монастыря. Там Николай жил в келье своего духовного отца, настоятеля монастыря архимандрита Леонида (Кавелина). 18 октября 1877 г. Николай Рождественский был определен в послушники Троице-Сергиевой Лавры, куда последовал за архимандритом Леонидом, назначенным ее настоятелем. В этом звании он проходил послушание помощника Лаврского библиотекаря. В 1880 г., находясь на излечении в монастырской больнице, Николай принимает монашеский постриг с именем Никона. 16 мая 1882 г. о. Никон был посвящен в иеродиакона, а 23 мая того же года - в иеромонаха. Многогранная издательская деятельность Никона началась в 1879 г., когда он стал издавать специально для простого народа «Троицкие листки» - маленькие по объему, не более 10 страниц, и ценой в одну копейку проповедническо-просветительские брошюры, которые пользовались большой популярностью среди богомольцев и в немалом количестве рассылались по всей России. В 1879 - 1899 гг. тираж этого издания доходил до 90 миллионов. Проект данной публикации был одобрен и получил благословение епископа Феофана Затворника. В 1900 г. Никону за издание «Троицких листков» была присуждена премия митрополита Макария. Деятельностью иеромонаха Никона в роли редактора «Троицких листков» был очень доволен К.П. Победоносцев. Просуществовало это издание до конца 1917 г.
22 января 1885 г. о. Никона возвели в звание соборного иеромонаха ставропигиального Московского Донского монастыря. 15 июля того же года он был награжден набедренником. 27 ноября 1885 г. император Александр III «во внимание к издаваемым им «Троицкими листками» пожаловал 500 руб. к капиталу, употребляемому на издание. В том же году была издана книга о. Никона «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца» (выдержала пять изданий; последнее - в 1989 г.). В 1885 г. книга будущего владыки Никона была удостоена Св. Синодом премии митрополита Макария. 17 марта 1887 г. о. Никон был награжден наперсным крестом. 8 апреля 1891 г. за полезные труды по изданию «Троицких листков» ему было преподано благословение Св. Синода с выдачею грамоты. В 1892 г. иеромонах Никон был утвержден действительным членом учрежденного Собора Лавры с исключением из Донского монастыря.
25 сентября 1892 г. иеромонах Никон был возведен в сан архимандрита, а 15 июня 1893 г. - утвержден в должности казначея Лавры. 14 мая 1896 г. в честь коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны архимандрит Никон был награжден орденом св. Анны III ст. При посещении Лавры в июле 1898 г. королем Румынии Карлом I архимандрит Никон был пожалован орденом Румынской короны III степени. 6 мая 1899 г. о. Никон получил орден св. Анны II ст. «За особые труды, усердие и ревность по благоустройству Чашниковской им. Императора Александра III второклассной школы Московской губернии» архимандрит Никон был награжден Библией, выдаваемой от Св. Синода.
В 1890-х гг. о. Никон сотрудничал с несколькими периодическими изданиями, в том числе с «Русским обозрением» и «Русским словом». 9 июля 1901 г. архимандрита Никона назначили председателем Совета училища иконописания. 1 февраля 1904 г. за 25-летнюю выдающуюся деятельность по изданию «Троицких листков» (они вышли общим тиражом свыше 114,5 млн. экземпляров) и усердное проповедание в храме слова Божия о. Никон был награжден орденом св. Владимира III ст. В 1902 г. им же стал издаваться школьный журнал «Божия Нива», который выходил до 1917 г. Книжно-издательская деятельность о. Никона дала возможность Троице-Сергиевской лавре приобрести собственную типографию, обеспеченную значительным капиталом, скопившимся от продажи его изданий.
6 марта 1904 г. архимандрит Никон был назначен епископом Муромским, викарием Владимирской епархии. Хиротония владыки Никона состоялась 14 марта в Александро-Невской Лавре. Но уже 8 ноября 1904 г. он перемещается на кафедру епископа Серпуховского, викария Московской епархии и утверждается настоятелем Московского Свято-Данилова монастыря. События революционной смуты 1905 г. повлияли на дальнейшее служение владыки в Москве. Он неоднократно в своих проповедях высказывал свое неприятие происходящего, владыка резко обличал «подпольных крамольников», мечтающих «весь мир поработить себе». Деятельностью епископа Никона была раздражена революционно настроенная часть общества, назвавшая проповедь архиерея «погромной». К тому же Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) давно уже желал «освободить» Москву от владыки Никона за то, что он вносит «и в проповедь, и в печатные статьи политику». Все это стало причиной нового перемещения владыки.
С 22 августа 1906 г. Преосвященный Никон - епископ Вологодский и Тотемский. Являясь почетным членом МДА, епископ Никон в 1909 г. стал организатором и председателем Съезда монашествующих в Троице-Сергиевой лавре. С 1910 г. владыка Никон стал издавать еще один журнал - «Троицкое слово». В статьях Преосвященного Никона воссоздается картина церковно-общественной жизни России первых десятилетий XX столетия. Истоки современной «смуты», которая «как ядовитый туман окутала нас со всех сторон», епископ Никон видит как в «происках мирового иудео-масонства», так и в отступлении русского народа от веры отцов - Православия. Вина за это отступление лежит, по мнению владыки, прежде всего, на внесословной интеллигенции, преклонившейся перед «современным ваалом безбожия и безначалия», перед идолом «прогресса». Архиепископ Николай Японский, уподобляя обличительные статьи владыки Никона ветхозаветным пророчествам Иеремии, называл их иеремиадами.
29 мая 1912 г. Преосвященный Никон, согласно собственному прошению, был уволен от управления Вологодской епархией. Тогда же владыка Никон по настоянию старца Григория Распутина стал членом Св. Синода. Вскоре он был возведен в сан архиепископа и назначен председателем издательского совета при Синоде. В 1906— 1915 гг. владыка Никон - член Государственного Совета. В 1913 г. архиепископ Никон был командирован Св. Синодом на Афон для расследования возникшей среди русских монахов смуты по вопросу о имени Божием. Миссия архиерея закончилась принудительным выселением имябожников с Афона.
В 1916 г. 6 июля Никон был уволен по болезни, согласно прошению, от должности председателя Издательского совета при Синоде и поселился на покое в Троице-Сергиевой Лавре. Известно одно из его писем Патриарху Тихону о «гнусном» времени, наступившем после революции 1917 г. Преосвященный Никон отмечает, что в такие дни верные чада Православной Церкви призываются не только к подвигу исповедничества, но и «к несению крестных страданий подобно мученикам первых веков христианства». В своем послании от 15 августа 1917 г. Всероссийскому Церковному Собору владыка Никон утверждал, что если не спасет Россию «особенное чудо Божия Милосердия, то она в качестве великой державы должна сойти в могилу всеобщей истории опозоренная клеймом измены Божию призванию...»
Скончался архиепископ Никон (Рождественский) 30 декабря 1918 г. (12 января 1919 г.) и похоронен у восточной стены Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры.

Епископ Муромский Александр II (Трапицын)
(12.12.1904 - 23.11.1907)

В миру - Александр Иванович Трапицын, родился 29 августа 1862 г. в семье священника села Волма Вятского уезда Вятской губернии. По окончании в 1888 г. Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия получил назначение в родную епархию на должность надзирателя в Вятское духовное училище. 23 февраля 1889 г. в кафедральном Всехсвятском соборе города Вятки был рукоположен во диакона, а 26 февраля - во священника этого же собора. В 1892— 1897 гг. А.И. Трапицын состоял депутатом от Духовного ведомства в Вятской городской думе, одновременно с 1893 г. служил законоучителем вятского Александровского реального училища. 27 мая 1896 г. о. Александр был введен в состав епархиального училищного совета. В сентябре 1896 г. он переведен инспектором в Вятскую духовную семинарию.
В 1892 г. через три года совместной жизни скончалась супруга А.И. Трапицына. 26 февраля 1900 г. епископом Вятским и Слободским о. Александр был пострижен в монашество. 28 июля 1901 г. указом Св. Синода назначен ректором Калужской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, в 1903 г. он был награжден орденом св. Анны II ст.
12 декабря 1904 г. архимандрит Александр хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии, а 23 ноября 1907 г. определен во епископа Юрьевского, первого викария Владимирской епархии. Будучи викарным архиереем, владыка Александр сотрудничал с епископом Никоном (Рождественским) во Владимирском отделе Палестинского православного общества и в Миссионерском обществе.
29 мая 1912 г. владыка Александр был назначен епископом Вологодским и Тотемским.18 июня во время храмового праздника в Боголюбовском монастыре, которым управлял Преосвященный Евгений, он простился с духовенством епархии и монастырской братией.
В годы I Мировой войны он в своей епархии организовал сбор пожертвований на военные нужды, помощь вдовам и сиротам, отряды братьев милосердия, действовавшие на передовой. В 1917—1918 гг. епископ Александр участвовал во Всероссийском съезде представителей от монастырей, который проходил в стенах МДА под председательством архиепископа Тихона, и в Поместном Соборе РПЦ.
В 1923 г. владыка Александр был арестован и приговорен к 6 месяцам принудительных работ. После освобождения он был назначен епископом Ульяновским, а в 1928 г. - епископом Крымским. Летом того же года владыка Александр был возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру. В 1933 г. архиепископ Александр вместе с 10 священнослужителями и мирянами Самары был арестован, обвинен в антисоветской агитации и приговорен к 3 годам ссылки на Урал. Вернувшись в 1936 г. из заключения, он уже 29 ноября 1937 г. вновь был арестован в Куйбышеве. 21 декабря 1937 г. тройкой УН-КВД по Куйбышевской области архиепископ Александр был приговорен к расстрелу. Расстрелян 14 января 1938 г. вместе с 12 священниками Куйбышевской епархии, похоронен в общей могиле в Куйбышеве.
В 2000 г. Архиерейским Собором РПЦ архиепископ Александр (Трапицын) канонизирован и причислен к лику святых (память 1 января). Архиепископ Александр был известен также как духовный писатель.

Епископ Юрьевский Евгений (Мерцалов)
(14.06.1912 - 1919)

Владыка Евгений, уроженец Тульской губернии, выходец из духовного сословия, родился 6 марта 1858 г. После окончания Тульской семинарии он был назначен надзирателем Ефремовского духовного училища, а в 1883 г. рукоположен во священника Введенской церкви села Березовец Новосильского уезда Тульской губернии.
В 1889 г. будущий архипастырь поступил в МДА. После ее окончания в 1895 г. со степенью кандидата богословия, он был определен в 1896 г. преподавателем Олонецкой духовной семинарии, а в 1901 г. назначен там же инспектором.
22 декабря 1901 г. - принял монашество, а в 1902 г. занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
В 1903 г. архимандрит Евгений был перемещен ректором Тверской духовной семинарии.
23 ноября 1907 г. император Николай II утвердил доклад Св. Синода «Об учреждении во Владимирской епархии на местные средства кафедры второго викарного епископа, с присвоением ему именования Муромским и с переименованием первого викария в епископа Юрьевского и о бытии ректору Тверской духовной семинарии архимандриту Евгению епископом Муромским».
Постоянным пребыванием епископу Евгению был назначен Муромский Спасский монастырь «с возложением на него и управления сим монастырем на правах настоятеля». Прежде епископы Муромские жительствовали в Боголюбовском монастыре, являясь Муромскими лишь титулярно. С учреждением же Юрьевского викариатства Боголюбовская обитель уже предназначалась епископам Юрьевским, а епископы Муромские отныне должны были находиться в Муроме.
Хиротония епископа Евгения состоялась 16 декабря 1907 г. в Петербурге. За 4,5 года служения владыки муромляне успели его искренне полюбить, т.к. он не жалел своих сил и здоровья для укрепления благочестия в Муроме, Муромском, Меленковском, Судогодском и Гороховецком уездах, которые были отданы ему епархиальным архиереем для наблюдения и руководства. Его хорошо узнало духовенство и иных уездов епархии, так как епископ Евгений занимал должность Председателя Владимирского епархиального училищного совета.
15 мая 1911 г. Преосвященный Муромский был награжден орденом св. Владимира III ст.
14 июня 1912 г. Преосвященный Евгений был перемещен епископом Юрьевским, первым викарием Владимирской епархии.
6 мая 1915 г. он был награжден орденом св. Анны I ст.
3 мая 1917 г. состоялся духовный съезд, на котором было выражено недоверие архиепископу Владимирскому и Суздальскому Алексию III (Дородницыну) и принято решение о передаче епархии старшему викарию, которым являлся епископ Юрьевский. С этого дня владыка Евгений фактически и принял на себя управления Владимиро-Суздальской епархией, официально это было подтверждено Св. Синодом 18 мая 1917 г.
В 1919 г. владыка Евгений Святейшим Патриархом Тихоном был назначен епископом Олонецким и Петрозаводским, т.к. в 1918 г. эта епархия осталась без архиерея: прежний епископ Иоанникий самовольно оставил место служения. Положение в этой северной епархии осложнялось тем, что в ее пределах шла гражданская война.
В 1920 г. епископ Евгений (Мерцалов), занимавший кафедру всего около полугода, скончался. Относительно кончины епископа Евгения ходили слухи, что он был убит красными, когда белая армия генерала Миллера стала отступать, и ее остатки покинули пределы России. Точно судьба епископа Евгения до сих пор остается неизвестной.
История Мурома.
Святитель Епископ Василий Рязанский.
Свято-Боголюбский женский монастырь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (10.05.2015)
Просмотров: 474 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика