Главная
Регистрация
Вход
Суббота
10.12.2016
08:02
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [24]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Загородная крепость Андрея Боголюбского - "Боголюбов-Город"
ИСТОРИЯ Владимирской области.

ЗАГОРОДНАЯ КРЕПОСТЬ – БОГОЛЮБОВО

На месте городища существовало мерянское поселение 9-10 в., возможно, укреплённого.

Строительство загородной крепости продолжалось с 1157 по 1165 гг. По замыслу Андрея Боголюбского это был небольшой, но хорошо укреплённый замок по примеру западноевропейского, окружённый мощными земляными валами, имевшими в основании до 20 м. и высоту до 6 м. Периметр их достигал 800 м. Поверх валов были воздвигнуты каменные стены с боевыми белокаменными башнями. Во время раскопок 1934-1954 гг. были обнаружены остатки основания прекрасно сложенной из белого тесаного камня стены или башни, а на гребне западного вала - подошва мощного фундамента стены, сложенного из булыжника на известковом растворе.
За валами располагались рвы, наполненные водой.
Сейчас шоссе входит в бывшую загородную крепость там же, где входила дорога в XII в., и в месте разрыва валов тогда стояла воротная башня замка.
В плане крепость представляла собою четырёхугольник правильной формы, самая протяжённая сторона которого выходила к крутому берегу Клязьмы. С тех пор русло реки, образовавшее большую пойму, отошло к югу от боголюбских высот - в древности же оно пролегало у самого их подножия, оставив здесь заболоченное озеро, носившее название Старой Клязьмы.

Площадка подчетырехугольной в плане формы размерами ок. 380х280 м. Была ограничена по периметру укрепленной линией, общая длина которой составляла свыше 900 м.


Северное укрепление. Слева ров, в центре ровная площадка, справа крепостной вал

Ров северного укрепления

Северный вал Боголюбовской крепости

Западный вал крепости. Вид с городища.

Вершина западного вала. Вид на башню монастыря

Срез Западного вала

Западный вал и ров, заполненный водой

В северо-западной части памятника сохранился небольшой (ок. 80 м.) участок укрепленной линии, состоящей из вала высотой 2.5-5.0 м. при ширине в основании 16-20 м. и рва перед ним глубиной 3-4 м. шириной до 30 м., с крутизной переднего склона до 30 градусов.


Западный вал городища

В системе укреплений западного вала наблюдается разрыв шириной до 7 м. - возможно, от древних ворот.


Южная оконечность западного склона крепости

Южный склон и старичное озеро (старое русло Клязьмы)

Вид с юго-запада

Прорезка вала показала, что насыпь его была сооружена из глины, без внутривальных деревянных конструкций, на погребенной почве. По гребню вала шла каменная стена, от которой сохранился фундамент из туфа на известковом растворе шириной 2.55 м. при глубине заложения 0.50 м. На южном участке оборонительной линии зафиксированы остатки белокаменной башни. Возможно существование в укрепленной линии трех ворот, по которым проходили дороги на Владимир, Суздаль и Муром.

В Новгородской летописи под 1158 г. читаем: «князь Андрей… градъ заложи Боголюбивое». В Киевской летописи: «Великий Князь Андрей Суждальский… созда себе городъ каменъ, именемъ Боголюбый, толь далече, Якоже Вышегородъ отъ Киева, также и Боголюбый отъ Володимеря…» В рукописном житии св. кн. Андрея, замечено, что он «велми место оно любяше и живяше ту».
Боголюбов-город замкнул цепь укреплений левого берега Клязьмы: Владимир, Константино-Еленинский монастырь, крепость над Сунгирем. Как и эти крепости, замок занял территорию более раннего дорусского сельского поселения IX-XI вв.
Княжеская часть города с дворцом и собором занимала юго-западный участок крепости.
Для постройки дворца и храма князь Андрей пригласил мастеров из разных стран: из Царьграда, с дальнего Кавказа и даже от германского императора Фридриха I Барбароссы.



Центральная часть дворцового комплекса Андрея Боголюбского. Реконструкция Н.Н. Воронина.

Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII в. Реконструкция С.А. Шарова-Делоне.

Церковь Рождества Богородицы и северный комплекс пристроек в XII в. Реконструкция В.К. Емелина.

В 1158 г., на указанном Царицей Небесной месте кольце земляных валов, рвов и каменных стен водрузился белокаменный собор во имя Рождества Богородицы, «украшенный золотом и драгоценными каменьями и блистающий благолепием, аки храм царя Соломона во Иерусалиме» и княжеский дворец.


Постройка храмов в Боголюбове. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI века.

Храм был украшен золотом, полы покрыты позолоченной медью. Иконы, а особенно икона Боголюбивой Божией Матери, украшены драгоценными камнями и жемчугом. Сквозь узкие щелевидные окна падали лучи света, отражаясь от начищенного до блеска пола, сверкая на шитых серебром и золотом парчовых одеяниях алтаря, переливаясь блеском драгоценных камней на дорогих окладах иконостаса. На золотых подсвечниках мерцали восковые свечи, и по храму струился благоуханный кадильный дым византийского ладана. Высокие круглые колонны, вытесанные из белого камня, в нижней части расписанные под мрамор, уходили ввысь, заканчиваясь как бы коронами, вызолоченными пышными лиственными капителями. Пол на хорах, откуда приезжие гости созерцали храмовое великолепие, был выложен разноцветными плитками с изображениями узоров или диковинных зверей. На стенах помещались фигуры святых тонкого письма, сдержанного и изысканного, выполненные охристой, зелёной и синей красками. Фигуры святых выступали в арочных обрамлениях, украшенных витиеватым орнаментом.


Первоначальный вид церкви Рождества Богородицы. Реконструкция Н.Н. Воронина.

Князь приказывал водить на соборные хоры гостей и послов с киевского юга, из византийского и западного зарубежья, чтобы они видели богатство и красоту Божиего храма и выраженное в них могущество Владимирского князя. И как пишет летописец: «и бояре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение духовное, крестились».
Снаружи храм был украшен не менее богато: купол был вызолочен, аркатурный пояс, охватывающий собор со всех сторон, и церковные своды также были позолочены и расцвечены. Стены были покрыты белокаменной резьбой - резными были порталы, обрамлявшие входы в храм, резные маски в виде женских и львиных голов украшали стены.
Перед западным входом в храм был открытый притвор в виде балдахина, арки которого опирались на две опоры. Камни цоколя выдавались вперёд карнизами и прихотливыми выступами с соколиными когтями.


Фрагмент белокаменной водосвятной чаши из Боголюбова

Перед входом в храм находилась белокаменная водосвятная чаша под шатром, священный столп с четырьмя Богородичными ликами.
Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками.
Галереями и башнями храм обобщался с жилыми покоями князя и с крепостью.

Над резным убранством Боголюбского собора трудилось около 20 мастеров.
В кон. XVII в. еще был цел древний дворцовый собор Рождества Богородицы, описанный местным монастырским летописцем игуменом Аристархом. Он же рассказывает и о гибели этого памятника. Невежественный игумен Ипполит, пожелавший видеть в храме «большую светлость», распорядился проломить в его стенах огромные окна, и древний собор в 1722 г. рухнул. По счастливой случайности уцелела часть его северной стены, удержанная примыкающим к ней древним переходом, связанным с лестничной башней. Последние были сохранены, так как это было чтимое место - здесь был убит князь Андрей.
Собор же был разобран, и на основании его стен в 1751 г. была построена существующая церковь.
В 1772 году в соборе были сделаны следующие наружные улучшения и украшения: фонарь (трибуна, барабан) сделан каменный восьмиугольный; на главе выведено восемь дуг с восьмью звездами из жести; подзоры вверху и внизу устроены жестяные; дуги, яблоко, подзоры и звезды вызолочены под гольдфарбу; глава выкрашена ярью медянкой; крест вызолочен червонным золотом и весь собор покрыт черным листовым железом. На все эти поправки и украшения храма, по указу коллегии экономии, выдано было 488 руб. 40 коп. После всех изменений вид Рождественского храма стал такой: «внутри он простирается в длину, начиная от западной стены до конца среднего алтарного притвора (горнее место), на 7 сажен и 2 вершка; в том числе в самом алтаре от царских дверей до горнего места 3 саж. и 4 вершка; следовательно сам храм простирается на 3 саж. 2 ¾ арш.; ширина церкви 4 саж. 2 ¼ арш.; толщина алтарных стен до 2 ½ арш., а толщина трапезных 1 ½ арш.; алтарные притворы снаружи по полукругам имеют пространства: средний 10 аршин, а боковые по 6 ½ арш. Все окна этой церкви не в древнем уэе виде, не щелеобразные, а широкие. В алтаре находится шесть окон, из коих два (одно над другим) помещаются в среднем притворе, да в боковых притворах по одному окну; в алтарных стенах, с южной и северной сторон, также по окну. В стенах храма: с южной стороны четыре окна, из коих два вверху и два внизу; но с северной стороны только два окна вверху, и там же, близ северо-западного угла, находится, в виде окна, просторный, бывший в храм из княжеских покоев, выход; вверху западной стены три окна. В нем четыре столба: два из них отделяют алтарь от храма, и они до половины алтаря, в вышину его, сходятся аркой, над коею сделан небольшой и полукруглый вверху пролет, а другие два, украшенные карнизами и пилястрами, стоят в трапезе. К этим то столбам примыкали хоры, разобранные в другой раз в 1802 году, где, в древности, во время богослужения помещалось великокняжеское семейство. Над церковью, покрытой ныне плоской кровлей, устроен восьмиугольный фонарь с семью в нем окнами, над коим находится шейка с позлащенною главою. Крест на главе восьмиконечный, увенчанный вызолоченною короною. Вся церковь при архимандрите Антонии (1804-1809 гг.) устлана белым известковым камнем и на стенах ее нет никаких украшений. На западной стене и по столбам было стенное писание, но оно, как сказано в церковной описи, за ветхостью уничтожено в том же 1802 году. Ныне только в алтаре, в четырех клеймах, изображены живописью некоторые Евангельские события, как то: Рождество Богородицы, Успение Ее, Введение во храм и Сретение Господне; сверх сего по бокам среднего притвора изображены Пресвятая Дева Мария и архангел Гавриил. Алтарный иконостас гладкий, в три яруса, с резным над ним изображением Воскресения Христова, устроен в 1803 году и тогда же написаны для него св. иконы, отделяющиеся одна от другой вызолоченными колонками, перевитыми разными цветочными ветками.
В 1809 г. к Рождественскому храму с западной стороны, во всю ширину его, и прилегающей к нему, нижней части ложницы благоверного князя Андрея и сеней, относящихся к ней, пристроена трапеза и устроен в ней придел во имя св. благоверного князя Андрея. Таким образом, в храме два престола: главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы и придельный во имя св. благоверного князя Андрея» (Боголюбов монастырь и приписные к нему монастыри Покровский и Николаевский-Волосов. 1891 г.).
В нач. ХХ века «в Рождественской церкви престол деревянный с кипарисною дскою, освящен преосвященным Платонов, епископом Владимирским и Яропольским, в 1756 г. Иконостас храма того же времени, пятиярусный с иконами; иконы в нем все переписаны вновь».


Лестничная башня (слева) и храм рождества Богородицы (справа)

Современная белая монастырская ограда, идущая вдоль шоссе, видимо, проходит по линии древней внутренней стены замка, отграничивавшей его собственно дворцовую часть. В северной половине, вероятно, жила дворцовая челядь, княжеские слуги и ремесленники.
Во времена князя Андрея Боголюбского замок был вторым после Владимира центром политической жизни. Сюда, в княжескую резиденцию, шли послы из соседних земель и зарубежья, здесь решались вопросы войны и мира, судьбы Владимирской земли и Руси.

Лестничная башня

Сохранилась лестничная башня - свидетельница трагедии, разыгравшейся в Боголюбове в июньскую ночь 1174 г. Каменные ступени винтовой, перекрытой ползучим сводом и освещённой узкими, похожими на бойницы оконцами лестницы выводят на второй этаж.


Тройное окно

Великолепное тройное окно с массивными колонками и резными капителями смотрит через замковую стену вдаль нерльской поймы, где белеет церковь Покрова на Нерли. Стена с дверью на переход к хорам украшена колончатым поясом - это пояс северного фасада перехода, справа он прикрыт аркой примкнувшей к нему лестничной башни. Снова мы видим систему, характерную для строительства того времени, - отделывать каждую часть ансамбля целиком, даже с той стороны, где заведомо примкнет новое звено. Возможно, что новая роспись пояса, изображающая князя Андрея перед Богоматерью и за ним епископа ростовского Леонтия, которого Андрей прочил в святые, повторяет древнюю роспись, аналогичную росписи пояса Успенского собора во Владимире.


Место, где был убит св. князь Андрей находится с северной стороны Рождественского храма. Это была великокняжеская моленная комната; к ней примыкали сени, внизу которых и кончил жизнь свою вел. князь. Это – та самая моленная, из которой устроено окно в Рождественский храм и из которой князь слушал Божественную службу. Моленная эта была соединена с дворцом. Длина этой комнаты «6 аршин и 10 ½ вершков, а ширина 5 аршин». Вся середина древнего свода пробита для входа на устроенную в последующие уже времена шатровую колокольню. Спуск вниз (из комнаты в сени) устроен вокруг каменного столба толщиной в диаметре «1 арш. и 4 вершка». Лестница состоит из 32 ступеней, выстланных белым камнем. Эта лестница, «простирающаяся в ширину на 1 ½ арш.», освещалась четырьмя узкими, полукруглыми окнами, но они, кроме одного, что с восточной стороны, были заложены кирпичами. Внизу лестницы против входной двери находится углубление или ниша, простирающаяся и за восходный лестничный столб. Сюда-то каждый благочестивый христианин и любитель родной старины должен заглянуть с благоговением. Здесь скрылся было от зложеев израненный князь Андрей: здесь он, пораженный копьями и мечами, произнес последние слова: «Господи! Въ руце Твои предаю духъ мой!» и скончался. Место это было огорожено железной решеткой. А на стене изображен лежащим израненный святой князь Андрей. Под моленной комнатой находилась «довольно обширная, вышиной в 7 ½ арш. сквозная арка, сверху более чем до половины заделанная кирпичом.


Место убиения великого князя Андрея Боголюбского

Стены перехода украшены ремесленной росписью монастырских живописцев, изображающей сцены убийства князя Андрея: монахи уверяли, что эта комната и была княжеской «ложницей» - опочивальней. Но в северной стене второго этажа башни сохранился теперь заложенный древний арочный проем. Он и вел во дворец. Белокаменный переход ко дворцу возвышался над белокаменной мостовой с проложенными меж её плит белокаменными желобами для отвода осадков с дворцовой площади. Около башни был узкий арочный проём. Далее, в продолговатом пилоне, было помещение для дворцовой стражи.
Князь и его приближённые могли, не спускаясь вниз, прямо из верхних покоев дворца пройти анфиладой переходов на хоры собора. Но хоры ещё не замыкали дворцового комплекса. К югу от собора находилось симметричное северному южное крыло переходов со второй лестничной башней. Эти переходы вели на замковую боевую стену и в случае тревоги связывали дворец и крепость.
Здания не располагались в одну линию, но у северной башни делали излом, отвечавший излому южного склона замкового холма.
Восточный фасад смотрел в сторону речной пристани. Сюда был обращён алтарь собора, тройное окно лестничной башни и вход в неё. На главную площадь выходил лучший западный фасад ансамбля, связанный в единое целое лентой колончатого пояса и аркадами переходов. В центре приковывал внимание златоглавый собор с как бы сохранявшими его лестничными башнями, образующими симметричный и торжественный центр композиции. Он напоминал двухбашенную Киевскую Софию и явно имел цель этого сопоставления.


Палаты и сени (над которыми возведена колокольня) вел. князя Андрея Боголюбского

Над выходным или крылечным столбом, рядом с великокняжеской моленною, с северной стороны построена шатровая колокольня, на которой устроены часы, по преданию, голландским мастером, присланным для этого императором Петром I в 1701 году.

Против юго-западного угла собора на площади стояла особо примечательная постройка - резной киворий в виде восьмиколонной аркады, поставленный на месте шатра, в котором во время ночной молитвы князю Андрею явилась Божия Матерь.


Часовня над водосвятной чашей

Сейчас на его месте стоит кирпичная часовня XVII в. с четырьмя грушевидными столбами, первоначально завершавшаяся шатровым верхом. Под ней стояла белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. Легенда рассказывала, что из этой чаши князь Андрей якобы оделял наградами строителей замка. Раскопки открыли остатки трехступенного круглого подножия чаши, по краю которого шли круглые базы с угловыми рогами-грифами от восьми стройных колонн. Найденные фрагменты и аналогии позволили восстановить облик этой изящной ажурной постройки, столь неожиданной в условиях сурового русского климата. Киворий образовал сень над чашей, в которой содержалась освященная вода, и здесь путник мог утолить жажду и освежить лицо «святой водой». Видимо, киворий был последней постройкой ансамбля, созданной около 1165 г. На одном из камней ступеней кивория мастер вырезал княжеский знак, свидетельствующий об участии в строительстве княжеских владимирских зодчих.

18 июня, в день празднования Боголюбивой Божией Матери, совершалось торжественное освящение воды в этой чаше, в воспоминание того. Что в этот день в лучезарном сиянии явилась благоверному князю Андрею Богоматерь, завещавшая ему остановиться здесь и устроить храм во имя Ее Рождества с обителью. Вверху столбов на восточной стороне изображено событие явления Пречистой Богоматери святому благоверному князю Андрею, а на западной стороне текст, изъясняющий это событие.

Сама площадь перед дворцом была вымощена белым камнем. Кроме кивория на ней стояла белокаменная колонна - Богородничный столп - окованная золочёной медью и увенчанная четырёхликой капителью с изображением Богоматери. Предположительно, что их было две и они служили опорами для сени церковного крыльца.
Каменный блок с ликами Богородицы в XII в. мог стоять не на высоком столпе, а на более низком постаменте, чтобы верующие могли к нему «прикладываться» (именно так изображён «Богородичный столп» на реконструкции). Это объясняет плохую сохранность ликов, вырезанных из высококачественного камня, способного эффективно противостоять «обычному» выветриванию. В XIX в. блок был заложен в ограду, и «прикладываться» к нему могли только с одной стороны, а поскольку плохо сохранились все четыре лика, значит, в течение нескольких предыдущих столетий к блоку «прикладывались» со всех сторон.


Богородичный столп в XII в. Реконструкция Г.К. Вагнера.

Возле южной стены монастыря, замыкая соборную площадь юга, расположена Благовещенская трапезная церковь. Она была построена в 1683 г. на месте древней церкви мученика Леонтия, возведённой ещё при Андрее в 1158 г. (явление Богоматери князю Андрею произошло 18-го июня 1155 года в день памяти св. мученика Леонтия). В 1804 г. она была сильно перестроена, отчего утратила свой первоначальный вид.


Благовещенская трапезная церковь

Великокняжеский замок в Боголюбове. Реконструкция

В районе ул. Северная исследованы остатки стеклоделательной мастерской и полуземляночное жилище 12-13 вв.

С кончиной князя в 1174 г. Боголюбов-город потерял своё политическое значение. Город и его окрестности тотчас же были разграблены и опустошены: «горожане же Боголюбскыи и дворяне разграбиша домъ княжъ и делатели, иже бяху пришли къ делу, злато и сребро и порты и новолокы, и именье, ему же не бъ числа; и много зла створися въ волости его, посадникъ его и тиуновъ домы пограбиша, а самехъ избиша». В 1177 г. Боголюбов не мало потерпел от нашествия Рязанского князя Глеба.
В 1238 г. Боголюбов был частично разрушен и разграблен татаро-монголами. Сведения о существовании Боголюбова, как города в 14-15 вв. отсутствуют.
Слои 16-17 вв. можно связывать с деятельностью существовавшего здесь монастыря и слобод при нём.
См. Свято-Боголюбский женский монастырь.

После уничтожения города вблизи монастыря, вероятно, продолжала существовать небольшая слободка, из которой к XVII в. выросло село Боголюбово, которое в 130 (1622) г. по жалованной грамоте царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета записано за Боголюбовым монастырем. В период смутного времени оно было разорено Литовцами вместе с Боголюбским монастырем. По переписным книгам 1645-46 и 47 гг. в Боголюбове считалось «крестьянъ съ ихъ детьми и родственниками 75 человекъ, да бобылей 26 человекъ. Пашни паханые добрые земли 192 четверти да перелогомъ 8 четвертей да лесомъ поросло 51 четверть сосминою въ поле, а вдву потому жъ, лесу рощи осиновой круглецъ две десятины да къ селу жъ Боголюбову сенныхъ покосовъ 600 копенъ».
Музеи Владимирской области.

Экспозиция «Город камен именем Боголюбый»

Владимиро-Суздальский музей-заповедник

В ансамбле Боголюбова монастыря в Рождественском соборе в 2007 году открылась выставка «Город камен именем Боголюбый», посвященная белокаменной архитектуре Боголюбова.


Рождественский собор

Сохранившаяся часть лестничной башни

Модоров Н.Н. Триптих «Древний Боголюбов».

Древняя кладка ниже современного уровня пола.

«Князь Андрей уподобися царю Соломану».

Бюст Андрея Боголюбского

Настенная живопись храма выполнена в 1891 г. живописцем из с. Палех Львом Ивановичем Париловым в технике, близкой к древней фреске. Образцом для росписи боголюбовского храма послужил владимирский Успенский собор.
На западной стене написана композиция «Страшный суд»
На южной стене размещены сюжеты: Сретение Господне, Рождество Христово, Благоразумный разбойник, Райские врата, Шествие в рай;
на северной стене: Введение Богородицы во храм, Рождество Богородицы, Троица, Земля и море отдают мертвых;
на сводах: Вседержитель, Ангелы сворачивают небо, Лоно Авраамово, св. Андрей Боголюбский, Отечество, Богоматерь Боголюбская, евангелисты Лука, Матфей, Иоанн, Марк.













Богоматерь Боголюбская. XII в. Копия.
Образ написан по заказу князя Андрея Боголюбского. Согласно преданию, Богоматерь явилась князю в ночном видении, молилась за него и повелела построить «на месте сем» город и обитель. На свитке – молитва Богоматери за Владимирскую землю.
Апостол Андрей Первозванный и святой князь Андрей Боголюбский. XVII в. Копия. Апостол Андрей Первозванный считался небесным покровителем князя Андрея Боголюбского.


«Четырехликая капитель». Современный вид.

История Владимирского музея
Князь Андрей Боголюбский.
Городищи развитого средневековья Владимиро-Суздальского княжества.
Свято Боголюбский монастырь

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (29.04.2015)
Просмотров: 1393 | Теги: суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика