Привет Здравствуй, Муром,— город славный! Здравствуй, матушка — Ока!.. На твой берег стародавний Прихожу издалека На поклон твоим былинам. Ниц склоняются челом Пред твоим крестьянским сыном, — Карачаровом— селом... Здесь земли святая сила, Незаметно и в тиши, В Илье Муромце копила Силу крепкую душа... И Никитичи Добрыни, И попович Алексей — По тебе живут доныне Под шатром богатырей,— Но из всех чинов и званий Русь всегда почтить тебя,— Богатырь седых cказаний, Карачаровец Илья! А. Козлов
В 1778 г. Владимирское наместничество переименовано во Владимирскую губернию с 13 уездами. Главным городом был избран Владимир, уездами сделаны старинные города Суздаль, Переславль, Юрьев-Польский, Шуя, Гороховец и Муром (Муромский уезд образован в 1778 г. в составе Владимирской губернии). Лем Иван Михайлович (1738-1810) – автор генплана города Мурома.
Алебастровые копи во Владимирской губернии.
Среди первых распоряжений Воронцова Р.И. было назначение 2 января 1779 г. во Владимир подлекаря Василия Чупинского, в Муром - лекаря Петра Липгольта, в Александров - лекаря Михаила Семчевского. С каждым заключался контракт о службе. По контракту годовая зарплата муромского лекаря Петра Липгольта составляла 140 рублей в год. При этом он должен был лечить бесплатно «канцелярских и других служителей» и военную команду, находящуюся в городе, а в случае неисполнения своих обязанностей мог подвергнуться штрафу.
В 1779 г. в Муроме открыто всенародное, или уездное училище (преобразовано в Городское трехклассное училище). 11 января 1791 года в городе Муроме открылось Муромское духовное училище для детей духовенства Муромского и Меленковского уездов. С 1796 г. г. Муром в составе Владимирской губернии.
Пребывание Императора Павла 1-го в городе Муроме, в 1798 году. 18 мая 1798 г. в Муром проездом в Казань, прибыл Император Павел Петрович с великими князьями: Александром и Константином Павловичами. В 1799 в Муроме открыта Городская Полиция, вместо бывшей Управы Благочиния.
В 1805 году в Муроме случился большой пожар, истребивший почти треть города. Губернатор Долгоруков Иван Михайлович ходатайствовал перед правительством о денежной ссуде жителям города для восстановления сгоревших домов, промышленных заведений, построек. Правительство представило городу ссуду в 50 тысяч рублей на двадцать лет без уплаты процентов. Губернские власти помогли сплавить по Оке к Мурому большое количество строевого леса. Зимой 1806 года по приказу губернатора в городе построили восемнадцать казарм для оставшихся без крова солдат-инвалидов. Солдаты не знали, как и благодарить губернатора. Но нашлись и недоброжелатели, Они написали на него донос в Петербург, что губернатор истратил деньги на себя. «Пришлось снова ехать в Муром, — пишет Иван Михайлович,— собирать промышленников, считать, писать, выкладывать, объяснять, отсылать все сметы в Петербург. Министр внутренних дел граф Кочубей принял эти объяснения и по этому обстоятельству меня более не тревожил».
В 1805 году учреждена муромская городская пожарная команда.
10 сентября 1812 г. из Владимира в Муром отправился преосвященный Августин, викарий Московской Митрополии, с драгоценностями соборов и св. иконами: Владимирской Божией Матери и Иверской Божией Матери. Прибыв в Муром, остановился в монастыре Благовещенском. Воспоминания о пребывании Московских Святынь в г. Муроме в 1812 году.
В 1823 г. в Муроме открыта городская аптека.
В 1827 г. выстроено здание для Муромской тюрьмы. 1830-1833 гг. градский голова - Алексей Алексеевич Титов
В 1830 г. была открыта Богадельня для призрения бедных граждан обоего пола, учрежденная купцом Суздальцевым. С 1 июня 1907 г. перешла, согласно постановлению Городской Думы, в заведывание Муромского Городского Попечительства о бедных. Содержалась на %% с капитала, пожертвованного разными лицами и на городские средства. Город Муром в XIX веке. В 1833 г. в Муроме при Воскресенской церкви открылась богадельня для бедных лиц духовного звания. Она просуществовала до 1917 г.
1836-1839 гг. градский голова – Зворыкин Егор Иванович В 1837 г. государь наследник цесаревич Александр Николаевич 14 августа цесаревич выехал из Нижнего-Новгорода, сопутствуемый генерал-адъютантом А.А. Кавелиным, В.А. Жуковским, К.И. Арсеньевым, князьями – братьями Барятинскими и Одоевским, графом Адлербергом и Н.И. Крузенштерном, по пути следовал через торговые села Богородское и Ворсму (Нижегородской губ.), домами своими обратившие внимание его Высочества, который прибыл во Владимирской губернии уездный город Муром в 7 ч. пополудни. Посетил, как древний Рождество-Богородицкий собор, приложился к святым иконам Нерукотворенному Спасу, Муромской Божией Матери и мощам Святых Преподобных Петра и Февронии, осмотрел его ризницу, так и древний Благовещенский второклассный мужской монастырь, где так же прикладывался к святым иконам и мощам Святых Благоверных Князей, Константина и чад его Феодора и Михаила, а также обозревал его древний храм и ризницу, после чего отбыл в дом почётного гражданина и 1 гильдии купца Андриана Ивановича Мяздрикова, где изволил иметь обеденный стол, к которому были приглашены уездный предводитель А.И. Бурцов и городничий К.С. Маков; в 8 ч. вечера выехал в путь далее и прибыл в уездный город Меленки в 11 часов ночи.
1842-1844 гг. градский голова – Гундобин Иван Васильевич (1805-1844)
1844-1845 гг. градский голова – Перлов Иван Яковлевич (дослуживал срок из-за смерти И.В. Гундобина)
В 1845 г. на Оке появился первый буксирный пароход «Касимов» Баркова.
1848-1851 гг. градский голова – Зворыкин Григорий Дмитриевич История голода и продовольственного обеспечения в Муромском крае до сер. XIX в. Коллежский регистратор Азбукин держал в 1851 г. театр в г. Муроме.
Записки севастопольца, 21-го пехотного Муромского полка, капитана Дещинского Формирование Муромской дружины Подвижного Владимирского ополчения 1855 г. В 1856 г. на Оке появился первый пароход, назывался он «Скороход» (см. Пароходство на Оке). 30 июля 1858 г. утром к г. Мурому прибыл с Выксунских заводов первый пароход «Илья Муромец», устроенный в 80 сил Торгов. Домом муромских купцов Зворыкиных. На другой день пароход начал рейсы по Оке.
1860-1863 гг. градский голова – Гундобин Владимир Васильевич В 1860 г. Ермаковым А.В. было основано заведение для девочек - «женское училище» (см. Муромская женская гимназия). Город Муром в 1861 году 1863-1869 гг. градский голова – Ермаков Алексей Васильевич В июне 1865 года городским головой Ермаковым А.В. построен был на Троицкой площади на месте бывшей сборно-инвалидной команды деревянный театр, в котором 25 июня состоялся первый спектакль.
В 1863 г. в г. Муроме открыт Городской приют для детей неизвестного происхождения им. Ермаковых по инициативе А.В. Ермакова.
26 августа 1864 года в Муроме состоялось торжественное открытие Муромского водопровода.
В 1866 году открыта Муромская библиотека.
О торговле и промышленности Мурома и Муромского уезда в 1868 году.
В конце июня 1869 года, когда губернатор В.Н. Струков был в Муроме для ревизии присутственных мест, по предложению его превосходительства А.В. Ермаков изъявил готовность на свой счет устроить новое тюремное помещение и тогда же сделана была закладка здания.
Первое заседание Муромской городской думы состоялось 29 октября 1871 г.
1 октября 1875 г. было открыто Муромское Реальное училище.
В 1871 г. в Муроме открыт Городской Общественный Банк. Празднование тысячелетия свв. Мефодию и Кириллу в гор. Муроме 6 и 7 апреля 1885 г.
1888-1891 гг. градский голова – Русаков Василий Михайлович (1798-1891)
1892-1898 гг. градский голова – Владимир Макарович Емельянов 25 декабря 1898 г. в Муроме родился Константинов Пётр Александрович - будущий Народный артист СССР, Лауреат Сталинской премии.
Город Муром в 1900 году.
Преосвященный Евгений, Епископ Муромский 17 января 1910 г. в 12 ½ час., при участии протоиерея Космодам. ц. И. Чижова и причта Христорождественской церкви, совершил молебен в новом здании Отделения Государственного Банка. Перед началом молебна Владыка, обратившись к собравшимся в большом числе представителям городской и уездной администрации, произнес речь, положив в основание ее слова Псалмопевца: „аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий". Владыка выяснил, что все операции Государственного Банка имеют целью — созидание благополучия — как частных лиц, так и всего Государства, но цели эти могут быть достигнуты только тогда, когда обладающие богатством материальным будут обладать и богатством духовным — смирением, милосердием, взаимной любовию, — только богатые „евангельскою нищетою" получат благословение Божие в деле созидания благополучия земного...
25-го апреля 1912 г. была забастовка рабочих на стройке моста через Оку. 2 сентября 1912 г. состоялось торжественное открытие железнодорожного моста через Оку.
В 1912 — 1913 гг. построены „Центральные паровозные мастерские", Московско-Казанской жел. дороги.
29-го августа 1913-го года в Муроме торжественно открыто Общество трезвости, председателем которого был избран учредитель общества, священник Предтеченской города Мурома церкви Петр Ф. Трелин. 21 декабря 1913 года купечеством Мурома основана газета «Муромский край». Газета выходила под редакцией Берсенева. В 1915 году газета была закрыта за «неправильную», «антипатриотичную» статью о Первой мировой войне.
В марте 1913 г. открылось городское взаимное страховое от огня общество.
22 февраля 1914 г. в Муроме живописец Курдиновский Борис Николаевич проводил лекцию.
С 23 июня по 3 июля 1914 г. в Муроме прошла Муромская выставка-ярмарка. Экспонатами для выставки послужили изделия всех земских мастерских и одного кооператива (Богородской трудовой артели).
Муром в период первой мировой войны К устройству электрической станции в г. Муроме 11 октября 1915 г. в Муромском городском соборе, по окончании литургии о. диаконом был прочитан манифест, которым объявлена война Болгарии.
В 1915 г. Берманом основывается механическая спичечная фабрика.
17-го апреля 1916 года в г. Муроме состоялось присоединение к православию 40-ка военнопленных Чехов.
В декабре 1916 г. в городе было образовано Муромское научное общество, возрожденное в 1924 году.
В мае 1918 г. штаб ВВС (Высший Военный Совет) во главе с Бонч-Бруевичем переехал из Москвы в Муром. «Главная квартира высшего военного Совета перебирается в Муром. Получена из Москвы телеграмма от Бонч-Бруевича и Потапова об освобождении квартир занятых «лесостроем». Исполком Муромского Совдепа предложил «лесострою» и представителям В.В. Сов. Организовать смешанную комиссию по выселению «лесостроя» и подысканию квартир жилищному отделу Совдепа поручено немедленно подыскать помещения для груза В.В. Сов. И путем применения к владельцам лошадей трудовой повинности перевезти его. Поручено так же подыскать помещения для артиллерийского склада…»
Уже две недели как работает приемная радиостанция. На днях наладится передаточный аппарат. Автомобили местного Совдепа и складов В Сов. Нар. Хоз. пугают любопытных обывателей» (Известия Мур. сов. р. и кр. депутатов. 15 мая 1918).
Муромское восстание белогвардейцев 9-го июля 1918 года Муром 9 июля 1918 года Муром 16 июля 1918 года
В 1918 г. в Муроме открыта музыкальная школа («Народная консерватория»).
2-го февраля 1919 г. организована Муромская организация Р.К.С.М. 30 августа 1919 года выходит первый номер газеты «Луч».
В 1920 году в Муроме открыт «Дом Юных Коммунаров».
Суд над должностными лицами Муромской уездно-городской милиции (1921 год)
В 1921 г. из членов Р.К.С.М. Райкомола организована детская милиция, цель которой бороться с преступностью молодежи, как-то: карточной мгрой, спекуляцией и проч.
В ноябре 1921 г. в Муроме организовано с. х. общество.
Муромский Ц.Р.К. открыл свою деятельность в 1922-м году.
«День юношеского движения» был отмечен по уездам всеобщим празднеством и смотром юношеских сил. Вот что пишут из Мурома.
17 сентября для участия в Международном празднике «Дня юношеского движения» были привлечены все свободные от нарядов красноармейские части, допризывники города рожд. 1902—3—4 год. в количестве 200 человек и при стечении граждан до 1000 человек. На площади перед клубом спорта в 12 часов дня был открыт митинг, на котором выступали ораторы от различных организаций на тему дня, с приветствием выступали также и подростки. По окончании митинга красноармейские части и допризывники стройными рядами и под звуки духовой музыки демонстрировали совместно с гражданами по городу, после чего вышли в футбольное поле, где было проведено:
1) Показательная снарядная гимнастика. 2) Разыгран футбольный матч при участии команд «Муром», состоящий из членов Спортклуба и допризывников, «команда Казанского Райвоендора» и «Сокол» (команда 4 членов РКСМ.). Этим и был закончен праздник, оставивший очень хорошее впечатление у присутствующих» («Призыв», 3 октября 1922).
Промышленность гор. Мурома и Муромского уезда в 1920-х годах.
1-е Мая 1923 г. в Муроме
Вечером 22 января 1924 г., в траурный день «кровавого воскресенья» в Муром телеграф принес скорбную весть – умер вождь всемирной революции, председатель всесоюзного совнаркома – Владимир Ильич Ульянов-Ленин.
«16 февраля 1924 г. в г. Муром прибывают части конных и пеших разведчиков № стр. дивизии (17-я стрелковая дивизия), совершающие лыжный пробег Владимир—Нижний. Начальник гарнизона СУББОТИН» («Луч», 16 февраля 1924).
«Ежедневное автомобильное сообщение. Муромский Моптран встал на верный путь, открыв автомобильное сообщение между Meленками и Муромом. Его мероприятие вполне прививается, без пассажиров автомобили не пробегают ни одного рейса, оказываются пассажиры и на промежуточных пунктах. Не лишне было бы установить ежедневное сообщение вместо практикующихся 3-х рейсов в неделю, а за одно и использовать автомобили в области обмена Мурома и Меленок (по договоренности Моптрана с почтотделениями) простой корреспонденцией, а главное - доставки газет. Последние поступают в Меленки с опозданием в 2-3 суток. Хоть в летнее время надо установить быстрое и удобное сообщение» («Красный луч», 6 авг. 1924).
В Муроме квартировался 19 Муромский полк 7 Владимирской дивизии. Конференция муромских текстильщиков в 1924 г. В 1924 году в Муроме прошла Выставка стенных газет. В сентябре 1924 г. - Празднование 10-го Международного Юношеского Дня в Муромском и Меленковском уездах. В сентябре 1924 г. в Муроме выступал Владимир Николаевич Львов (2 апреля 1872 — 20 сентября 1930) – бывший Обер-прокурор Святейшего синода (1917; в составе Временного правительства).
25 ноября 1924 г. организован Муромлессоюз. 28 июня 1925 г. в гор. Муроме была открыта первая советская Ярмарка. «МУРОМ. 19 июля сюда прилетел гидросамолет. На организованном митинге присутствовало более 5000 человек. Вчера происходили полеты над городом» («Призыв», 21 июля 1927). Пустующее здание бывшей угарно-прядильной фабрики – «Пролетарий» в 1927 году оборудовано под Губернскую заводскую конюшню. «Губернская заводская конюшня (МУРОМ). Заканчивается оборудование помещения под губернскую заводскую конюшню, вновь открываемую в этом году. Племенные лошади уже подвозятся. Открытие конюшни будет приурочено к празднику 10-летия Октябрьской революции. На первое время в конюшне будет около 20 породистых жеребцов. Остальные будут находиться на ленинградском ипподроме» («Призыв», 14 окт. 1927).
14 января 1929 г. упразднение Владимирской губернии, а ее территория разделена между Ивановской Промышленной областью и Нижегородской областью.
Нижегородская область существовала с 14 января по 15 июля 1929 года. Административный центр — Нижний Новгород.
В соответствии с решениями Правительства от 14 января, был образован Муромский округ в составе Нижегородской области.
По постановлению ВЦИК от 10 июня 1929 года часть Муромского уезда образовала Меленковский и Селивановский районы Владимирского округа, а большая часть — Ляховский, Муромский и Фоминский районы Муромского округа Нижегородской области.
Нижегородский край образован 15 июля 1929 года в результате объединения Нижегородской области, Марийской автономной области, Вотской АО и Чувашской АССР.
Муромский округ с 15 июля 1929 года в составе Нижегородского края. С 15 июля 1929 г. по 5 декабря 1930 г. Муромский район в составе Муромского округа Нижегородского края.
В состав Муромского округа вошли 9 районов (Ардатовский, Вачский, Вознесенский, Выксунский, Кулебанский, Ляховской, Муромский, Павловский, Фоминский). Природа Муромского округа Территория и население Муромского округа Торговля и потребительская кооперация Муромского округа Пути сообщения и народная связь Муромского округа Нижегородского края Лесное хозяйство Муромского округа Нижегородского края Сельское и лесное хозяйство Муромского округа Нижегородского края Промышленность Муромского округа Социально-культурное обслуживание населения Кустарная промышленность и промкооперация Муромского округа
9 декабря 1929 г. в Муроме состоялся первый окружной съезд воинствующих безбожников. Съезд обсудил вопрос о состоянии антирелигиозной пропаганды и наметил практические мероприятия по усилению антирелигиозной пропаганды.
30 июля 1930 года Муромский округ, как и большинство остальных округов СССР, был упразднён, его районы отошли в прямое подчинение Нижегородского края.
Спасо-Преображенский мужской монастырь. г. Муром. - Спасо-Преображенский собор. - домовая церковь в честь св. Василия Рязанского. - Трапезная церковь Покрова Богородицы. - Надвратная церковь Кирилла Белоезерского. - Храм Преподобного Сергия Радонежского. - Часовня Божией Матери Спорительницы хлебов. - Часовня Божией Матери «Живоносный источник» с купелью. - Часовня святого великомученника и Победоносца Георгия. - Часовня св. Ксении Петербургской. - Николо-Ильинская часовня. - Часовня-Костница. Некрополь Спасо-Преображенского монастыря.
- Никольский Родник у церкви Николы Набережного. - Родник Константина, Ирины, Михаила и Феодора и сына Федора - под Фруктовой горой, на дне на северной части Успенского (Мытовского) оврага. - Родник под Красной Горкой. - Родник Ильи Муромца в Бучихе. - Родник Петра и Февронии в Бучихе. - Родник Ильи Муромца (родник «Капля») - в с. Карачарове на берегу Оки, перед улицей Овражной. - Родник Ильи Муромца (Ильинский родник) в с. Карачарове. - Святой родник в микрорайоне Вербовский (перед рекой Илевной слева от дороги).
- В пригороде Мурома, в селе Лазарево, пять веков назад жила муромская святая Иулиания Лазаревская. В этом селе бьют четыре природных источника, которые названы в честь Иулиании и Георгия Лазаревских.
Муромский аэропорт (1970 г.) «На границе города, как раз напротив указателя «Муром», стоит небольшой деревянный домик. На крыше его вращается на вертикальном стержне флажок флюгера, рядом несколько антенн, паутина проводов. Ветер надувает полосатый конус, укрепленный на столбе и служащий, подобно флюгеру, для измерения направления и скорости ветра. Из одноэтажного домика, окрашенного в голубой цвет и напоминающего жилое, а не служебное помещение, то и дело выходили люди. Это здание Муромского аэропорта. — Конечно, нам далеко до Внукова или Домодедова, — говорит мне начальник аэропорта Николай Федорович Волков. — Но и мы делаем большое дело. Посудите сами: ежедневно самолеты совершают рейсы в Москву, Горький, Владимир, Иваново и по местным воздушным линиям. Три-четыре тысячи пассажиров перевозим ежемесячно. Кроме того, принимаем и отправляем грузы во все направления Советского Союза. Слыша, с какой любовью рассказывает Н.Ф. Волков о работе аэропорта, о его тружениках, о перспективах, мне почему-то показалось, что он летчик. Пусть сейчас годы немолодые, да и здоровье уже не то, чтобы взять в руки штурвал самолета, но он, наверное, был летчиком и навсегда связал себя с авиацией. — Да, — подтвердил мою догадку Николай Федорович, — я двадцать два года летал, прошел всю войну, имею шестнадцать боевых наград. Демобилизовался из армии летчиком первого класса, в звании капитана. Вот теперь тружусь здесь... Иду к одному из самолетов, подготовку к полету которого ведет технический состав. На летном поле лежит плотно укатанный, отдающий синевой снег. Нежным ажуром строчек струится он по оголенным ветвям березок, растущих вокруг. То нарастающий, то затихающий рев мотора издает двухкрылый АН-2. Вдруг все стихло, и в чистом, морозном воздухе, терпко насыщенном каким-то своеобразным авиационным ароматом, звонко раздался голос: — Товарищ командир самолета! Двигатели прогреты, опробованы, самолет к полету готов. Докладывает механик Шестеряков. Летчик Николай Кондратьев, который уже более семи тысяч часов провел в воздухе за десять лет своей работы в гражданском воздушном флоте, принял рапорт и вместе со своим помощником поднимается в кабину. В это время в маленьком зале ожидания аэропорта диспетчер объявил посадку на рейс по маршруту Муром—Иваново. Двенадцать пассажиров в сопровождении одного из работников порта направились к самолету. Связь с летчиками ведет дежурный радист Виктор Гераськин. — Сокол, Сокол, — донесся через головные телефоны голос летчика. — Я тридцать два четыреста двадцать. Разрешите выруливать. — Выруливать разрешаю, взлет с курсом триста градусов. И вот уже, пробежав по взлетной полосе, самолет оторвался от снежной глади и стал набирать высоту. К остановке «Аэропорт» подошел автобус, из него вышли несколько человек и направились в зал ожидания. Через несколько минут будет объявлена посадка на Москву. Виктор Гераськин склонился над многочисленными приборами. Связь с аэродромом и самолетами в воздухе должна быть бесперебойной. Но Виктор, несмотря на молодость, — опытный радист, имеет первый класс. Радистом он был, служа в Военно-Морском Флоте, и вот уже семь лет юноша трудится здесь — тоже во флоте, но только в воздушном... Прибыл самолет из областного центра, а затем после осмотра техника-механика отправился в столицу. А вскоре радист принял сообщение о том, что благополучно произвел посадку аэроплан в Иванове. Жизнь в аэропорту кипит. Правда, иногда коварная погода диктует свои условия и авиаторам, но тем не менее труженики Муромского аэропорта — это дружный, опытный, трудолюбивый коллектив, успешно выполняющий все возложенные на него задачи. Г. АЛЕКСАНДРОВ» («Муромский рабочий», 10 января 1970).
«АВТОКОЛОННА ИЗ МУРОМА В один из недавних выходных дней внимание многих муромцев привлекло необычное зрелище. По улицам города с остановками в самых людных местах прошла растянувшаяся не на одну сотню метров колонна легковых автомобилей, в ней были представлены почти все образцы отечественных легковушек, начиная от первых моделей «Москвича» и кончая многочисленным «семейством» элегантных «Жигулей». А наибольшего интереса были удостоены самые почетные участники парада: «Мерседес-Бенц» модели 1939 года, «Виллис» выпуска 1942 года, ставший редкостью на дорогах «ЗИМ», самоделка с ласковым названием «Чебурашка» и другие машины, ради показа которых, собственно, и было затеяно мероприятие. Проведение парада в Муроме стало возможным благодаря начинанию газеты «Призыв», которое встретило инициативную поддержку муромской госавтоинспекции. Только ли владимирцам быть свидетелями показа старых и редких марок автомашин? Таким вопросом задался начальник межрайонного регистрационно-экзаменационного отделения А.М. Тарасов. Дал задание сотрудникам просмотреть картотеку. И оказалось, что только в Муроме насчитывается не один уникальный экземпляр автомототехники: «Мерседес», БМВ, «Харлей», «Опель», КИМ- 10, ГАЗ-67 и так далее. Каждому из владельцев названных машин было направлено приглашение явиться в ГАИ к назначенному часу. Увы, не все смогли на него откликнуться: как ни крути, старая техника подвержена различным неполадкам все-таки больше, чем новые машины. И когда стало ясно, что полноценного парада автомобилей ветеранов может не получиться, решили устроить вот такой, ретроспективный показ истории автомобилестроения. — Совсем даже неплохо, что у нас так все повернулось, — сказал старший лейтенант ГАИ Александр Данилов. Он на служебной машине с «мигалкой» вел колонну автомобилей по городу. — Пусть посмотрят горе-автомобилисты, сумевшие запустить до невозможности свою технику за три—четыре года эксплуатации, как надо в идеале содержать автомобиль: и нового «Жигуленка», и «Москвича-401», и старую «Волгу», сошедшую с конвейера 25—30 лет назад... Примечательно, что в парадной колонне оказались автомобили, имеющие интересную историю не только в силу своих возрастных «заслуг». По праву, например, участвовал в показе совсем «юный» (1984 года выпуска) ВАЗ-2102 Л.И. Апраксина. Леонид Иванович — шофер Муромского пассажирского автотранспортного предприятия — получил право на внеочередную покупку этого автомобиля за ударный труд, одновременно с удостоверением о присвоении звания «Лучший водитель министерства». Он, а также водитель автобазы облпотребсоюза владелец «Москвича-401» выпуска 1953 года Владимир Чумазим и другие высказались за дальнейшее проведение подобных парадов, предложили, чтобы за организацию их взялись городские комитет ДОСААФ и совет ВДОАМ — с тем, чтобы расширить программу: кроме показа, включили бы в нее конкурсы на лучшее техническое состояние, водительские умения, оказали бы содействие обладателям снятых с производства автомобилей в приобретении запчастей, техническом совете, можно подумать и о формировании городского объединения по интересам под условным названием «Авто-ретро». Не опережая события, не станем подробно представлять «Мерседес» шофера центральной районной больницы С.Н. Горбунова, самоделку начальника лаборатории испытаний завода имени Дзержинского Ю.Д. Добротина, «ЗИМ» слесаря Муромского производственного объединения автотранспорта М.М. Гимазетдинова и другие автомобили, владельцы которых изъявили желание участвовать в областном параде во Владимире 19 июля, посвященном 70-летию газеты «Призыв». Ожидается, что Муром на нем будет представлен целой автоколонной. Это станет продолжением парада, прошедшего в городе на Оке. А. СТАРКОВ, соб. корр. «Призыва» («Призыв», 2 июля 1987).