В описи г. Мурома, составленной в 1637 г. Бартеневым говорится: «Да на посаде жъ у Оки реки на берегу Спасского звозу въ переулке въ Подокстовье место церквовное, а бывала церковь Ивана Милостиваго древяна и та церковь развалилась тому летъ съ тридцать и больши».
Церковь Симеона Столпника
«Да въ осыпи жъ за харчевнымъ рядомъ позадъ Земские избы место церковное, что бывало церковь Симеона Столпника запустело отъ Лисовскаго раззоренья, места церквонаго и съ кладбищемъ въ длину шестнадцать саженъ, поперегъ двенадцать саженъ, да товожъ церквонаго места придано къ Государевымъ житницамъ».
«Да противъ города за торгомъ, подле пустова церковного места, что была церковь Семиона Столпника 9 житницъ Государевыхъ а въ нихъ сыплютъ хлебъ привозятъ зимою изъ Арзамаза изъ дворцовыхъ селъ, а летомъ изъ техъ житницъ хлебъ привозятъ къ Москве Окою а иной хлебъ отдаютъ ружникамъ а земли подъ теми житницы въ длину 21 саж. поперегъ 7 саж.»
Церковь Архистратига Михаила
«Да в городе ж церковь приходная Архистратига Михаила древяна клетцки, а в церкви Божия милосердия образ местной Архистратига Михаила на празелени венец серебряный чеканный, да другой образ Архистратигаж Михаила на золоте, да образ Пречистые Богородицы Воплощение, да образ Пречистые ж Богородицы Одигитрия оба на празелени. Двери царские и сень и столбцы и в тябле Деисус на празелени ж, да образ Пречистые Богородицы напрестольной на празелени ж. Да в церкве ж книг: Евангелие запрестольное письменное Евангелисты медные, треодь цветная письменная, пять миней месячных, апостол полууставье письменное в дест, служебник писменной же. Да в алтаре на жертвеннике сосуды церковные потир и блюдца медные, кадило медное ж. А церковь и в церкве образы и книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строенье Спасского монастыря что в Муроме на посаде. А земли под тою церковию и около церкви кладбища в длину четырнадцать сажен с полусаженью, а в широком месте поперег одинадцать саженъ. Да на церковной же земле попа Емельяна да невестки его вдовой попадьи Федоры Михайловской жены Семенова в длину того двора и с огородом двенадцать саженъ поперег шесть саженъ с получетью. Да к той церкве к Архистратигу Михаилу по Государеве Цареве и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея русии грамоте из Костромской чети за приписью Дьяка Ондрея Степанова 122 году по челобитью Спасского монастыря архимандрита Левкея с братьею дано к той церкве руги место бани что на берегу у Оки реки и тое баню отдает в откуп Спаского монастыря архимандрит збратьею, а откупу емлет на год по пять рублев а что под тою банею земли и то писано в сих же книгах, в оброчных статьях после лавок».
Пятницкая церковь
Стояла Пятницкая церковь в начале современной улицы Пролетарской.
См. Пятницкая церковь.
Церковь Богородицы Казанской
«Да на той же церковной земле другая теплая церковь пречистые Богородицы Казанские да въ приделе Иванъ Златоустъ древяна жъ клетцки, а въ церкви Божия милосердия: образъ местный пречистые Богородицы Казанские на празелени венецъ да две цаты серебряныя басменныя, да местный же образъ Успения Пресвятыя Богородицы на празелени, да образъ Ивана Златоустаго на золоте. Двери царские и сень и столбцы на празелени, да на колокольнице четыре колокола, а въ нихъ весу семь пудъ, а въ церквахъ образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение мирское приходныхъ людей, да на церковной же земле кельи бобыльские. а земли подъ теми церквами и что около церкви кладбища и подъ бобыльскими кельями въ длину 32 сажени съ полусаженью, поперегъ 20 саженъ».
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи гор. Мурома
Церковь во имя Николая Чудотворца «Зарядного» называется так искони вследствие своего положения за торговыми рядами.
См. Николо-зарядная церковь.
Крест запрестольный выносной «Сретенский». Живопись – XVII-XVIII вв.; оклад – 1848 г. Дерево, темпера; серебро, медь чеканка, резьба, золочение. Реставрирован в 1993 г. в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. Живопись – реставратор Е.И. Бучило. Руководитель – Н.В. Дунаева. Оклад – В.Е. Петров. Происходит из часовни, стоявшей на древней Выползовой улице в Муроме (примерно на углу ул. Артема и К. Маркса). По преданию название это связано с тем, что по ней «болящие» ползли за исцелением к «Животворящему Кресту». Считается, что он был обнаружен среди «древностей» городского собора Рождества Богородицы. Крест был установлен в специально сооруженной для него часовне. Видимо в первой пол. XVIII в. священнослужители перенесли «Крест Господень» в деревянную церковь Димитрия Солунского. В 1795 г. Его установили в построенном вместо нее новом кирпичном Сретенском храме. После закрытия прихода в 1929 г., крест поступил в Муромский музей. «Сретенский крест» является одним из известных чудотворных крестов в России. Ряд эпидемий XVIII-XIX вв. не получили в Муроме значительного распространения, по мнению жителей, благодаря чудодейственной силе Сретенского креста.
«На сем месте стояла Надкладезная часовня Святых Благоверных князей Петра и Февронии Муромских». Пересечение ул. Советской и ул. Куликова