Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
04.12.2016
23:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [81]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Разрушенные храмы города Мурома

Христорождественская церковь

Стояла на месте современного здания администрации г. Мурома.


Церковь во имя Рождество Христово

Церковь во имя Рождество Христово упоминается уже в сотной книге г. Мурома 1574 г. В описи Бартенева 1637 г. мы находим следующее ее описание: "Да за осыпью по конец Кузнецкой улицы у сенной площади церковь Рождества Христова древяна клетцки с приделы великой мученицы Варвары, другой придел святой мученицы Ирины. А в церкви и в приделах Божией милосердия образ местный Рождества Христово обложен серебром, венец резной. Да пред местным образом свеча поставная в полпуда. Да образ Пречистой Богородицы на празелени. Дворе Царские и сень и столбцы и в тябле деисус на празелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы на празелени запрестольный. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные.
Да в приделе образ местный великой мученицы Варвары на празелени, венец и гривны басменые позолочены, да образ Пречистой Богородицы запрестольный. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да в другом приделе образ местный великой мученицы Христовой Ирины, венец да гривна басмены позолочены. Двери Царскиеи сень и столбцы на празелени. Да возле той церкви другая теплая (церковь) великой мученицы Екатерины ... на празелени, венец резной, да образ Пречистой Богородицы на празелени. Двери Царскиеи сень и столбцы и деисус на празелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени. Крест воздвизальный древян, обложен серебром. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные да кадило медное.
Да в церкви книг: Евангелие письменное, евангелисты медные; Апостол печатный; две Триоди обе печатные; два Охтая печатных; Минея; Служебник да Псалтырь письменные. Да на колокольнице два колокола невеликих. А в церкви и церквах образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение государево.
Да на церковной же земле двор попа Ивана да кельи бобыльские: келья вдовы Марьицы Елисеевчкой жены Кузьмина, келья Онашки Григорьева с сыном с Митькою, келья Ортюшки с зятем Ивашкою, келья Пятунки плотника. И все четыре кельи бобыльские бродящих людей, кормятся по миру. А оброку они платят попу Ивану с кельи на год по две гривны, итого 26 алтын, 4 денги. А земли под теми церквами и что кладбище и под поповым двором и под бобыльскими кельями в длину 50 сажен, поперек 15 сажен. Да на той же земле двор бобыльский пуст, а приезжая в нем кабацкие головы. А по сказке земского старосты Василия Зотикова и выборных людей тот двор стоит на церковной земле. В длину того двора 12 сажен, поперек 8 сажен».
По окладной книге 1676 г. в приходе при церкви Рождество Христово значится 20 дворов посадских.
Дальнейших сведений о судьбе деревянной церкви не имеется.

«В настоящее время (в XIX веке) существует каменная церковь в честь Рождества Христова. Время построения ее не известно, но судя по архитектуре холодной церкви постройку ее следует отнести к кон. XVIII в. В конце этого века (т.е. XIX века) к Христорождественской церкви приписан приход упраздненной Спасо - Преображенской церкви.
Первоначальный вид церкви в настоящее время уже изменен: к холодному храму построена теплая церковь, но в каком году, не известно. Не однажды обновлялись и внутренние церковные украшения. Престолов в церкви в настоящее время три: главный в честь Рождества Христово, в трапезе во имя святой великомученицы Екатерины и св. Алексея Человека Божьего»
«Церковь богата украшена св. иконами, вполне достаточно снабжена утварью и ризницей.
Причта в настоящее время при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание его получается: процентов с причтового капитала (4928 руб.) до 200 руб. и от служб и требоисправлений до 800 руб. в год. Для жительства причта имеется с 1875 г. особый церковный дом.
В приходе по клировым ведомостям числится 412 душ мужского пола и 504 женского; все православные и живут в городе».

[Историко - статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып.4. - Владимир, 1897. - С.182-184]

31 мая 1929 г. пленум горсовета возбудил ходатайство о закрытии церкви. Закрыта постановлением ВЦИК 30 января 1930 г.
Разобрана на кирпич в августе 1930 г. Колокольня взорвана.

Церковь Ивана Милостиваго

В описи г. Мурома, составленной в 1637 г. Бартеневым говорится: «Да на посаде жъ у Оки реки на берегу Спасского звозу въ переулке въ Подокстовье место церквовное, а бывала церковь Ивана Милостиваго древяна и та церковь развалилась тому летъ съ тридцать и больши».

Церковь Симеона Столпника

«Да въ осыпи жъ за харчевнымъ рядомъ позадъ Земские избы место церковное, что бывало церковь Симеона Столпника запустело отъ Лисовскаго раззоренья, места церквонаго и съ кладбищемъ въ длину шестнадцать саженъ, поперегъ двенадцать саженъ, да товожъ церквонаго места придано къ Государевымъ житницамъ».
«Да противъ города за торгомъ, подле пустова церковного места, что была церковь Семиона Столпника 9 житницъ Государевыхъ а въ нихъ сыплютъ хлебъ привозятъ зимою изъ Арзамаза изъ дворцовыхъ селъ, а летомъ изъ техъ житницъ хлебъ привозятъ къ Москве Окою а иной хлебъ отдаютъ ружникамъ а земли подъ теми житницы въ длину 21 саж. поперегъ 7 саж.»

Церковь Архистратига Михаила

«Да въ городе жъ церковь приходная Архистратига Михаила древяна клетцки, а въ церкви Божия милосердия образъ местной Архистратига Михаила на празелени венецъ серебряный чеканный, да другой образъ Архистратигажъ Михаила на золоте, да образъ Пречистые Богородицы Воплощение, да образъ Пречистые жъ Богородицы Одигитрия оба на празелени. Двери царские и сень и столбцы и въ тябле Деисусъ на празелени жъ, да образъ Пречистые Богородицы напрестольной на празелени жъ. Да въ церкве жъ книгъ: Евангелие запрестольное письменное Евангелисты медные, треодь цветная письменная, пять миней месячныхъ, апостолъ полууставье письменное въ десть, служебникъ писменной же. Да въ алтаре на жертвеннике сосуды церковные потиръ и блюдца медные, кадило медное жъ. А церковь и въ церкве образы и книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строенье Спасского монастыря что въ Муроме на посаде. А земли подъ тою церковию и около церкви кладбища въ длину четырнадцать саженъ съ полусаженью, а въ широкомъ месте поперегъ одинадцать саженъ. Да на церковной же земле попа Емельяна да невестки его вдовой попадьи Федоры Михайловской жены Семенова въ длину того двора и съ огородомъ двенадцать саженъ поперегъ шесть саженъ съ получетью. Да къ той церкве къ Архистратигу Михаилу по Государеве Цареве и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея русии грамоте изъ Костромской чети за приписью Дьяка Ондрея Степанова 122 году по челобитью Спасского монастыря архимандрита Левкея съ братьею дано къ той церкве руги место бани что на берегу у Оки реки и тое баню отдаетъ въ откупъ Спаского монастыря архимандритъ збратьею, а откупу емлетъ на годъ по пять рублевъ а что подъ тою банею земли и то писано въ сихъ же книгахъ, въ оброчныхъ статьяхъ после лавокъ».

Церковь Ильи Пророка/Пятницкая церковь

Стояла Пятницкая церковь в начале современной улицы Пролетарской.


Церковь в честь святой мученицы Параскевы Пятницы

Время первоначального основания церкви в честь святой мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы, не известно. В сотной книге г. Мурома 1574 г. она не упоминается.
«Въ осыпи жъ церковь Ильи Пророка что въ Ильинской улице на берегу реки Оки древяна клетцки съ папертью о трехъ верхахъ, а у ней два придела: приделъ великаго мученика Христова Диомида, другой приделъ великие мученицы Христовы Парасковеи парицаемыя Пятницы, а въ церкве Божия милосердия: образъ местной великого Пророка Илии на празелени, передъ нимъ свеча поставная весомъ пудъ безъ чети да местный образъ пречистые Богородицы Одигитрия на празелени. Двери царские и сень и столбцы и въ тябле Деисусъ на празелени; да образъ Пречистые Богородицы запрстольный на празелени. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные. Да въ церкве жъ книгъ: Евангелие напрстольное письменное, Евангелисты серебряные, два Охтая печать Литовская полууставье, трефоловой письменной, девять миней месячныхъ, псалтирь письменная. Да въ приделе Божия милосердия образъ местный Святаго мученика Диомида, да образъ Благовещения Пречистые Богородицы, оба на празелени, да въ другомъ приделе образъ святые мученицы Парасковеи нарицаемыя Пятницы да образъ Соборъ пресвятой Богородицы оба на празелени. Двери царские и сень и столбцы и въ тябле Деисусъ въ обеихъ приделахъ на празелени жъ».
/Владимирский сборникъ. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. Н. Тихонравовъ/

Сведения о церкви великой мученицы Христовой Параскевы мы находим в описи Бартенева в 1637 г. «Да по конец посаду церковь великой мученицы Христовой Параскевы, нарицаемой Пятницой древяна клетцки и с трапезой. А в церкви Божией милосердия образ местный великой мученицы Христовой Парасковеи, нарицаемой Пятницой. А тот образ и венец обложен серебром басменым, позолочен, да четыре гривны серебреных позолочены басменые ж, да гривна серебреная чеканная золочена, да 4 серги каменье червцы, да 4 креста серебреных позолочены, да 10 копеек позолочены. Да образ местный Пречистой Богородицы Одигитрии на празелени, венцы да две гривны серебреные позолочены, басмены, камень червец, двои серги, да две же серги камень серовик, да 9 копеек позолочены. Да перед местными образами две свечи. Двери Царские и сень и столбцы и в тябле деисус на празелени. Да в алтаре образ пречистой Богородицы запрестольный на празелени, венец и гривна серебреные позолочены, басменые. Крест воздвизальный серебреный. Да на жертвеннике сосуды церковные древяны.
Да в церкви ж книг: Евангелие напрестольное, евангелисты серебреные позолочены, да Апостол письменный; Шестодневец; Триодь постная; Трефоль; Минея; Святцы; Тропари; да Псалтырь; да Часовник - все письменные. Да на колокольнице 4 колокола невелики, а по смете в них весу полтрети пуда. А церковь и в церкви Божия милосердия образы, свечи, книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение мирское приходных людей.
А земли под тою церковью и что около церкви кладбища в длину 30 сажен, поперек 22 сажени. Да на церковной же земле двор попа Ивана. В длину его двора и с огородом 30 сажен, поперек 24 сажени. Да на церковной земле бобыльских дворов: дворишко вдовы Ульянки Васильевской жены Березова, двор вдовы Ненилки Кузминой жены сапожника, двор Власки Федорова сына. Да на Курпилке дворе двор Гаврилки сына Крупенникова, двор вдовы Фотиньицы Левкинской жены Парамонова. И всего 6 дворишек бобыльских, людей в них тож. А оброку они платят пятницкому попу Ивану со дворишка на год по две гривны, итого рубль, 6 алтын 4 денги. А земли под теми бобыльскими дворами 86 сажен, поперек 56 сажен.
Да пятницкий же поп Иван пашет за своим двором и бобыльскими дворишками церковную землю, что дана к той же церкви прежним попам в руги, место в поле 4 чети без полутретника, а в дву потому ж. А владеет он, поп Иван, той землей по старине как прежние попы владели. А по приправочным книгам Григория Кириевского 132 г. платил он с той пашни с сошными людьми с живущего по полутретника пашни. А ныне ему, попу Ивану, платить с той пашни с сошными людьми с живущего по прежнему с полутретника так же, что и Воздвиженскому дьякону Леонтию».

В окладных книгах 1676 г. о Пятницкой церкви сообщается следующее: «При церкви двор попа Андрея; в приходе 9 дворов посадских и 1 бобыльский да 5 мест бобыльских пустых; земли полтретника в поле». Дальнейших сведений об этой церкви до нач. XIX в. не имеется.

В 1818 г. тщанием купца Суздальцева вместо деревянной церкви устроен каменный кладбищенский храм. В новом храме главный престол был устроен в честь Сошествия Св. Духа на апостолов; в честь же великомученицы Параскевы, именуемой Пятницы, освящен был теплый придел.

«Утварью и ризницей церковь довольно богата, но замечательного древностью и ценностью не имеется. До 1798 г. Пятницкая церковь имела отдельный причт, а с 1798 г. до 1876 г. была приписной к Крестовоздвиженской. В настоящее время причт состоит из священника и псаломщика. На содержание причта получается от служб и требоисправлений до 420 руб., процентов с причтового капитала 360 руб., от земли церковной до 50 руб. Церковных домов для причта нет.
Земли при церкви, приложенной вместо руги Московскими государями, 17 десятин 124 кв. сажен, в том числе 6 десятин пустопорожней и 2 десятины под кладбищем; остальная же под садами и огородами. План и межевая книга на землю имеются.
В приходе по клировым ведомостям числится: в городе Муроме 134 души мужского пола и 132 женского и в сельце Орлове (2 версты от города) 335 душ мужского пола и 338 женского; все православные».
[Историко - статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып.4. - Владимир, 1897. - С.176-177]

Вокруг храма находилось одно из четырех городских кладбищ.
Разрушена в 1939 год.

Церковь Богородицы Казанской

«Да на той же церковной земле другая теплая церковь пречистые Богородицы Казанские да въ приделе Иванъ Златоустъ древяна жъ клетцки, а въ церкви Божия милосердия: образъ местный пречистые Богородицы Казанские на празелени венецъ да две цаты серебряныя басменныя, да местный же образъ Успения Пресвятыя Богородицы на празелени, да образъ Ивана Златоустаго на золоте. Двери царские и сень и столбцы на празелени, да на колокольнице четыре колокола, а въ нихъ весу семь пудъ, а въ церквахъ образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение мирское приходныхъ людей, да на церковной же земле кельи бобыльские. а земли подъ теми церквами и что около церкви кладбища и подъ бобыльскими кельями въ длину 32 сажени съ полусаженью, поперегъ 20 саженъ.

Предтеченская церковь

Стояла Предтеченская церковь на месте современной средней школы № 3.


Храм Иоанна Предтечи

Первоначальное основание Предтеченской церкви нужно относить к глубокой древности. Она упоминается в сотной книге г. Мурома 1574 г. В описи же Бартенева 1637 г. мы находим следующее: «На старом церковном месте, где стоял прежде сего храм Ивана Предтечи за осыпью, пять келий. А в них живут нищие, питаются от церкви Божией».
Таким образом, Предтеченская церковь в нач. XVII в. Стояла на новом месте. Когда случилось это перенесение с точностью не известно, но, очевидно, позднее 1574 г., ибо в это время Предтеченская церковь значится на посаде за осыпью.
Бартенев дает о ней следующее описание:
«Да близко тоежъ Троицкие церкви у осыпи церковь Великого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна древяна клетцки съ папертью, да въ приделе Петра Митрополита Московского и всея русии чудотворца, а въ церкве Божия милосердия образъ местный Великого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна на золоте съ деяньемъ венецъ серебряной сканный съ финифтомъ, да три гривны серебряны позолочены, да пятнадцать витыхъ серебряныхъ же, да три креста серебряны же да 150 копеекъ серебряныхъ позолоченыя, да местный же образъ Пречистые Богородицы Одигитрия обложенъ серебромъ басменнымъ позолоченъ венецъ басменный золоченъ, цата серебряная золочена; да у Пречистые Богородицы прикладу деветеры серьги серебряны позолочены съ жемчуги, да передъ местными образы две свечи поставные невелики. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да в тябле деисус образ Всемилостивого Спаса на золоте, а Богородица и Предтеча и Архангел и Апостолы все писаны напразелени. А пред деисусом паникадило медное невелико. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени, крест Воздвизальный древян. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные.
Да в приделе образ местный Петра митрополита на празелени, да образ местный же преподобного Феодосия общему житию начальника напразелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный напразелени.
Да на той же церковной земле другая теплая церковь Василия Кесарийского древяна клецки. А в церкви Божией милосердия образ местный Василия Кесарийского с деянием на золоте, да образ местный Пречистой Богородицы на празелени. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени ж. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные, кадило медное. Да в церкви же книг: Евангелие напрестольное печатное, евангелисты серебреные; два Охтая письменных; Пролог; Триодь постная печатная; Триодь цветная печатная; Апостол печатный же; Соборник да два Трефоля; Псалтырь письменный же. Да на колокольнице 4 колокола невеликих, а весу в них по смете 5 пуд. А церкви и в церквях Божия милосердия образы и книгии ризы и колокола и все церковные строения мирское, приходных людей. Да на церковной же земле двор попа Михаила Гурьева. У него же на дворе келья бобыльская Якунки Малафеева сына Бутылы. Оброку платит попу Михаилу с кельи по гривне на год. А земли под теми церквами и под кладбищами и под поповым двором и под бобыльскою келью в длину 21 сажень, поперек 20 сажен.
Да на старом церковном месте, где стоял пред сего храм Иоанна Предтечи за осыпью, пять келий. А в них живут нищие, питаются от церкви Божией. Келья Андрюшки Иванова,келья Афоньки Володимерова, келья Осипки Васильева, келья Петрушки Иванова. Поперек того двора 4 сажени. Келья нищей Матренки. А земли под теми кельями в длину 15 сажен, поперек тож. Да против той же церкви Ивана Предтечи в осыпе место порожнее на кургане в длину 15 сажен, поперек 10 сажен. А по приправочным книгам было на том месте 10 келий нищих, а ныне на том месте тех келий нет».

Дальнейших сведений о судьбе этих деревянных церквей не имеется. В окладных книгах 1676 г. упоминается церковь Иоанна Предтечи; при ней в приходе 20 дворов посадских и 1 двор, в котором живет дворник. В 1806 г. вместо деревянных церквей был построен каменный храм с такой же колокольней, но в 1866 г. этот храм был разобран до основания и вместо него к 1874 г. построен новый, более обширных размеров. На время постройки каменного храма была построена деревянная церковь, которая по освящению нового храма в 1875 г. была разобрана.
В новом храме устроено три престола: средний в память Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, по бокам его в честь Собора Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил и во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Церковь богата украшена св. иконами и богата утварью и ризницей. Богатством украшений особенно отличаются местные старинные иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Крестителя, Трех святителей и Архистратига Михаила; напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, серебряные вызолоченные сосуды. По правую сторону амвона на бронзовом аналогии положен образ Воскресения Христова и двунадесятых праздников; в середине его врезан восьмиконечный серебряный вызолоченный крест, на обратной стороне коего написано: «части св. мощей - древо креста Господня, ризы Господни, Петра митрополита, Леонтия Ростовского, Василия Великого, Ефрема, мученика Христофора, Тихона чудотворца, Ефимия Суздальского, Муромских чудотворцев князя Константина с чады, Ярославских чудотворцев - князя Федора с чады, мученика Артемия, Лукияна, св. Дамиана, мученицы Ирины, камень горы Фаворской, камень, с него же вознесся Господь, Гроба Владычицы, жезл Моисеев, гроба Сергия чудотворца, Иакова Перского, мученицы Татианы, Пантелеимона и Ефимии Прехвальныя». Кроме этого, есть 4 небольших сребропозлащенных креста, вставленных в икону Воскресения Христова, с частицами св. мощей Муромских чудотворцев, и крест, употребляемый при водоосвящении, с частицами святых мощей с надписью: «сей Св. Животворящий крест в церковь св. Иоанна Предтечи приложил Данил Железников год 73 (?) здравия и спасения и поминовения душ наших».
Ризница церковная весьма богата.
Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (9113 руб.) - 354 руб., арендной платы за землю, пожертвованную в пользу причта и церкви и находящуюся при с. Урванове Меленковского уезда 100 руб. и от служб и требоисправлений до 1000 руб., а всего до 1500 руб. в год. Церковных домов для причта нет. В приходе по клировым ведомостям числится 508 душ мужского пола и 554 женского; все православные и живут в городе».
[Историко - статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып.4. - Владимир, 1897. - С.173-176]
В 1913 г. священником П. Трелиным был открыт приходской кружок ревнителей религиозно-нравственного просвещения при Предтеченской гор. Мурома церкви.

Закрыта церковь была в 1920-е гг. Снесена во второй пол. 30-х гг.

29-го августа 1913-го года в Муроме торжественно открыто общество трезвости, председателем которого был избран учредитель общества, священник Предтеченской города Мурома церкви Петр Ф. Трелин.

Напольная церковь

Стояла на городском Напольном кладбище.


Напольная церковь

«Церковь на напольном кладбище, приписанная к Муромскому Благовещенскому монастырю, построена в 1860 г. по желанию граждан города Мурома. Главное участие в построении этой церкви принимал муромский купец Д.С. Жадин. В 1872 г. к церкви была пристроена теплая трапеза.
Престолов при церкви три: главный во имя Муромских чудотворцев бл. Кн. Константина и чад его Михаила и Феодора, в трапезе во имя преподобного Даниила Столпника и Всех Святых.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Богослужение совершается монахами Благовещенского монастыря по очереди. Прихода при церкви нет».
[Историко - статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып.4. - Владимир, 1897. - С.185]

Снесена в 1930-е гг.

Николо-Можайская (Казанская) церковь

Стояла на пересечении современных улиц Первомайской и Комсомольской (пл. Белякова).


Николо-можайская (Казанская) церковь

Казанская церковь в старинных актах известна под именем «Николы Можайского». Первое упоминание об этой церкви мы находим в сотной выписи г. Мурома 1574 г., а первое описание ее есть в писцовых книгах г. Мурома 132 (1624) г.
По описи Бартенева:
«Да за городом же на посаде в Никольской улице церковь великого чудотворца Николы Можайского каменная. А по сказке Никольских попов попа Ивана да попа Василия и по допросу муромских земских старост Василия Зотикова да Оникия Колбина и выборных людей Самойлы Михайлова с товарищи в прошлом 138 г. декабря в 5 день в ночи та церковь и что в оной было по приправочным книгам Григория Кириевского 132 г. Божия милосердия местных образов и прикладов золотых и серебреных и книг и риз и колоколов и всякого строения церковного блаженной памяти царя и государя и великого князя Ивана Васильевича всея Росии, а иное мирское приходных людей, а то все волей Божией сгорело, а церковь с жару расселась до подошвы и глава сверху провалилась. А что осталось горелых слитков золота и серебра и то де в съезжей избе у воеводы Федора Лызлова. И о том к воеводе Федору Лызлову да к подъячему к Владимиру Толстому послана память, чтобы они прислали с писцом роспись сколько фунтов и золотников осталось горелых слитков золота и серебра веса. А воевода (и) подъячей росписи не прислали и сказали, что они о том писали к Государю в Москву.

Да на той же церковной земле церковь теплая Нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделами: придел Григория старстотерпца, да придел Макария Желтоводского чудотворца, древяна на клетцы, глава и крест обиты жестью. А в церкви Божией милосердия образ местный Нерукотворного Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на золоте, венец серебрян позолочен, да образ местный Георгия страстотерпца, да образ местный Воскресения Христово, образ местный Пречистой Богородицы, образ Макария Желтоводского чудотворца, образ Николы чудотворца с чудесами. Деисус и праздники и пророки и праотцы все на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на золоте ж.
Да в приделе Георгия страстотерпца образ местный Георгия страстотерпца с чудесами. Двери Царские и сень и столбцы все на золоте. Другой придел Макария Желтоводского чудотворца. В приделе образ местный Макария Желтоводского чудотворца на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на золоте ж. Да на жертвеннике сосуды церковные блюдца и потир и лжица оловянные. Да книг: Евангелие напрестольное печатное евангелисты серебреные позолочены, да в двух приделах Евангелия письменные; Устав печатный; 12 миней месячных; два Пролога письменные; Служебник печатный; Потребник печатный; Псалтырь печатный; Апостол; Часовник - печатные; Псалтырь печатная.
Да в ризнице ризы камчатые белые, стихарь дорогильный, пояс шелковый, поручни, епатрахили. Да на колокольнице 7 колоколов, весу в них по смете 50 пуд. И церковь с приделы и в церквии в приделах Божии милосердия образы и книги и ризы и всякое церковное строение и на колокольнице колокола строение гостиной сотни тогового человека Федора Лукьянова Веневитинова.
А земли под теми церквами и под кладбищами в длину 26 сажен, поперек 24 сажени. Да на церковной же земле дворы поповы: двор попа Федосия, в длину двора его и с огородом 36 сажен с четью, поперек 25 сажен. Двор попа Василия, в длину двора его и с огородом 35 сажен с четью, поперек 14 сажен. Да на церковной же земле кельи бобыльские: келья Якушки Смольнина, келья Олешки Федорова отпущенника Веневитинова, келья Олешки плотника, келья Ивашки Осипова, келья Васьки Шабардина, келья Кондрашки портного мастера, келья Микитки пастуха, келья Елисейки Иванова. И всего на церковной земле 8 келий бобыльских, а людей в них тож, кормятся работою своею, люди бродящи, а иные нанимаются на судах в ярыжные. А оброку они платят попу Федосею да попу Василию на год с кельи по две гривны, итого рубль 12 алтын. А земли под теми бобыльскими кельями в длину 47 сажен, поперек 23 сажени. Да на церковной же земле по другой стороне улицы двор бобыльский Андронки Федосеева. В длину двора его и с огородом 22 сажени. Оброку он попам платит по десяти алтын».

Данные этой описи заставляют думать, что в пожар 1630 г. сгорела не только каменная церковь Николы Можайского, но и бывшая при ней теплая Георгиевская церковь. Описываемая Бартеневым церковь уже новой постройки; в память же о прежней церкви новый храмоздатель устроил только придел того же имени. Этой описью заканчиваются также и письменные свидетельства о Никольской церкви. Дальнейшая ее история восстанавливается уже только преданием.
По преданию, каменная церковь Николы Можайского после пожара 1630 г. была восстановлена храмоздателем купцом Веневитиновым. Каком году было это восстановление, не известно. При этом, надо думать, первоначальный вид церкви изменен и она перестроена по типу каменных церквей г. Мурома, появившихся около того же времени, например, Вознесенской, Георгиевской.
Новопростроенная церковь была впоследствии освящена уже в честь Казанской иконы Божией Матери. (Примечание: Это переименование Никольской церкви в Казанскую произошло не ранее кон. XVIII в. Основанием для такого мнения служит отметка в окладных книгах 1676 г.: «Церковь Нерукотвореннаго Спаса да церковь Николая Чудотворца Можайского. А тое церкви Николая Чудотворца приход приписан к церкви Спаса Нерукотвореннаго образа потому, что та церковь построена близ тое церкви». Очевидно, в это время церковь не была еще переименована. Не именуется церковь Казанской и в описи г. Мурома 1760 г. С южной стороны к Казанской церкви примыкает придел в честь Николая Чудотворца Можайского. По преданию, он стоит на месте храма того же имени, построенного царем Иваном Васильевичем. О времени постройки того храма также не сохранилось сведений. Известно только, что в 1820-1825 гг. этот храм был распространен на средства помещика А.И. Гейциг.
С северной стороны к Казанской церкви примыкает холодный Спасский придел, сообщающийся с ней тремя арками. Придел этот устроен в последней четв. XVIII в. на средства помещика Ив. Ник. Гейциг, отца вышеупомянутого храмоздателя.
К западной стене Казанской церкви примыкает колокольня с шатровым верхом. Время постройки ее не известно, но над входом в колокольню высечен 1788 г. Может быть, это год ее построения, хотя, судя по своей архитектуре она скорее подходит к XVII в.
В восьмидесятых годах текущего столетия и в Казанском храме и в колокольне стали заметны следы обветшания и разрушения, а потому стены храма и колокольни были ремонтированы и покрыты цементом. В девяностых годах ремонтирован был храм с приделами и внутри.
Престолов в храме в настоящее время три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, а приделах во имя св. Николая Чудотворца и Нерукотворенного образа Иисуса Христа.
Что касается внутренних церковных украшений, то они большей частью принадлежат позднейшему времени. Сохранилось только несколько древних икон и то, частью обновленных. Древние иконы: св. великомученика Георгия, свв. Гурия, Симона и Авива с изображением чудес (эта икона особенно чтима прихожанами, на ней устроена в 1889 г. дорогая - 1200 руб. - серебряная вызолоченная риза), Нерукотворенного образа (в клеймах по сторонам иконы изображены в лицах сказания, связанные я ним), другая икона Нерукотворенного образа, возобновленная в 1875 г., Николая чудотворца, Владимирской Божией матери. Надписей, свидетельствующих о времени происхождения этих икон, нет.
Современная утварь и ризница церковная не отличаются особенным богатством. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (3830 руб.) - 153 руб. и от служб и требоисправлений до 580 руб. в год. Домов церковных для членов причта нет.
Земли при церкви по плану генерального межевания значится под церковью и кладбищем (ныне упраздненным) 753 кв. сажен и под домами горожан 1155 кв. сажен.
В приходе по клировым ведомостям числится 431 душа мужского пола и 482 женского; все православные и живут в городе.
[Историко - статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып.4. - Владимир, 1897. - С.153-157]

31 мая 1929 г. пленум горсовета возбудил ходатайство о закрытии церкви. Закрыта постановлением ВЦИК 20 января 1930 г. Снесена в конце 30-х гг.

Николо - зарядная церковь

Церковь во имя Николая Чудотворца «Зарядного» называется так искони вследствие своего положения за торговыми рядами.


Церковь во имя Николая Чудотворца «Зарядного»

Время первоначального основания этой церкви не известно. Первое описание ее мы находим в описи Бартенева 1637 г.: «В осыпи за хлебным рядом церковь великого чудотворца Николы древяна клетцки с папертью. А в церкви Божией милосердия образ местный великого чудотворца Николы в киоте на празеени, венец серебреный позолочен, да четыре гривны серебреные басменые, да очки серебреные, да 10 копеек серебреных позолочены, да две ефимки позолочены посеребрены, да крест серебреный. Да образ местный Пречистой Богородицы Одигитрии в киоте, а прикдаду венцы серебреные позолочены, да гривна серебреная позолоченая басменая, да серги серебреные, суровики (?) да копейка позолочена, да копейка серебреная. Да пред теми образами две свечи поставных с красками. Да образ местный Николы чудотворца напразелени, пред ним свеча невелика. Да образ местный всех святых, да образ местный святой мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницой - оба на празелени. У ней прикладу трои очки серебреные. Двери Царские и сень и столбцы и деисус на празелени. Да на престоле образ Пречистой Богородицы на празелени, да крест Воздвизальный обложен серебром позолочен. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные.
Да книг: Евангелие печатное, евангелисты серебреные позолочены; Шестодневец; Минея общая; Апостол; Служебник; Потребник все печатные; два Трефоля полууставныхс трапарями и кондаки - письменные ж. Ризы миткалинные, белые; оплечье у стихаря и у риз выбойчатые. Паникадило медное. Да на колокольнице 6 колоколов невеликих, весу в них по смете по 6 пуд. А церковь и в церкви Божией милосердия образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола, всякое церковное строение мирское приходных людей. Да на церковной земле двор попа Ефимия. Да у него живут на церковной земле бобыли Келья вдовы Лукерьицы петровской жены Шевелева с сыном с Ваською, келья Гаврилки хлебника, келья вдовы Марфы яковлевской жены Ярышкова, келья Сеньки Петрова сына баньщика, келья Трофимки шерстобита, келья Ярушки Деева. И всего 6 келий бобыльских бродящих люей. Они платят с тех своих келий попу Ефиму с кельи по две гривны, итого рубль, шесть алтын, 4 денги. А земли под тою церковью и под кладбищеми под бобыльскими кельями 23 сажени с полусаженью, поперек 23 сажени».

Вместо этой деревянной церкви в 1783 - 1785 (1675 - 1677) гг. построен каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом в честь св. Леонтия Ростовского Чудотворца, как это видно из надписи на церковной стене: «Лета 7183 начата сия церковь созидатеся во имя Чудотворца Николая и придел Леонтия Ростовскаго при державе Государя царя ... Алексея Михайловича, а совершена сия церковь ... в лето 7185».
Холодная церковь до настоящего времени сохранила свои архитектурные особенности. Церковь эта с одной главой, утвержденной на глухом фонаре, алтарь одночастный, крыша на четыре ската с подзором, окна в два яруса с теремками, крест на главе с короной в верху.
Что касается теплой церкви - трапезы, то она благодаря перестройке утратила свой первоначальный вид. Расширение трапезы, вероятно, произошло в начале настоящего столетия, когда к ней устроены были приделы в память упраздненной Ильинской церкви, приход коей был приписан к Николе – Зарядному.
/Владимирские Епархиальные Ведомости, 1886 г., часть неофициальная, с.211/

Из сохранившейся в церковном архиве грамоты, данной в 7195 (1687) г. (?) Митрополитом Рязанским и Муромским Павлом по просьбе посадского человека Авдея Крюкова, видно, что обе вышеименованные церкви к тому времени «обветшали, стены и углы и на них кровля все сгнило и служить в них не мочно». Митрополит разрешил вместо этих двух церквей построить новую в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь св. пророка Илии. В 1772 г. с благословения Преосвященного Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, эта церковь была вновь перестроена и освящена в тоже наименование. По духовным росписям 1771 г. при ней значится прихожан 24 двора. В 1811 г. церковь была упразднена, а приход приписан к Николаевскому храму.) По Благословению Преосвященного Ксенофонта в трапезе Никольского храма устроены приделы в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и св. пророка Илии; придел же в честь Леонтия Ростовского был упразднен.


Плита с рельефным изображением двуглавого орла. Украшала южную стену колокольни церкви Николы Зарядного в Муроме. XVII в. Белый камень, резьба; следы золочения.
В Муромский музей поступила при разрушении храма в 1929 г. Реставрирована в 2006-2007 гг. в мастерских Суздальского художественно-реставрационного училища (СХРУ, г. Суздаль).

У западной стены трапезы стоит небольшая каменная колокольня с шатровым верхом; на стене колокольни с наружной стороны изображены в двух местах двуглавые орлы. Крест на колокольне с короной вверху и полумесяцем внизу. Время построения колокольни, а также и то, почему на стенах ее изображен Государственный герб, не известно.
Что касается внутренних церковных украшений, то они принадлежат уже новому времени. От древнего времени сохранилось только несколько икон:
1) икона Спасителя с надписью внизу: «писал сей образ Христов в лето 7191 (1683) в церковь св. прор. Илии, что в Муроме на посаде, тоя церкви при попе Михаиле Иванове, а писал сей образ многогрешный раб Божий изограф Александр Иванов по рождению Казанцев».
2) Подобная же икона Спасителя с надписью: «писал сей святый образ муромец свидетельный иконописец Михаил Лукин Смольянинов; совершися лета 7287 (1779) июля 19 дня».
Кроме того сохранились старинные иконы св. Иоанна Златоустого, св. Леонтия Ростовского, Николая Чудотворца в житии, св. прор. Илии в житии и некоторые другие.


Великомученица Параскева Пятница. Середина XVII в. Дерево, темпера.
Происходит из церкви Николы Зарядного в Муроме. В музей поступила в 1930-е гг. Реставрирована в 1996 г. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (ВХНРЦ, Москва) Ю.В. Черновой.
Великомученица Параскева Иконийская (память 14/27 октября), пострадавшая в III в. во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане, на Руси была наиболее чтимой из трех мучениц с этим именем. Согласно житийным текстам, она родилась в пятницу и потому была названа Параскевой (в переводе с греческого – Пятница). Особое почитание святой связано с ее именем, которое ассоциировалось со Страстной пятницей и крестной Жертвой Христа. Параскеву называли «общницей страстей Христовых», а ее образ связывался с образом Богородицы, скорбящей у подножия креста. Параскева Пятница почиталась в Древней Руси как целительница человеческой души. В левой руке святой на муромской иконе – развернутый свиток с начальными словами Символа веры. В народной традиции Параскева покровительствовала невестам и торговле, а также была надежной охранительницей водных источников.

Из напрестольных Евангелий сохранилось Евангелие печати 1671 г. Приложено это Евангелие строителем каменного Никольского храма Иваном Леонтьевым Смолиным.
Из напрестольных крестов обращает на себя внимание старинный сребропозлащенный крест с частицами св. мощей: апостола Андрея Первозданного, преподобного Александра Свирского, свят. Иакова, Феодора Стратилата, Архидиакона Стефана, муч. Елевферия, Иоанна Милостивого, Анастасия Перского, Евстафия Плакиды, Меркурия Смоленского. На рукояти креста надпись: «си крест города Мурома церкви Чудотворца Николая, что в Зарядье». Кем и когда приложен этот крест, не известно.
Сохранилось старинное серебряное кадило с надписью: «сие кадило города Мурома церкви Великаго Святителя Николая, что в Зарядье, в лето 7187 построил гостиныя сотни Иван Леонтьев по своих родителях в вечный помин».
Современная утварь и ризница церковная довольно богаты. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений до 650 руб. в год, процентов с причтового капитала (3900 руб.) - 156 руб. и арендной платы за землю и за два подвала 65 руб., а всего около 870 руб. в год. Церковных домов для причта нет.
В приходе по клировым ведомостям числится 192 души мужского пола и 174 женского; все православные и живут в городе.
220 лет тому назад, в 1676 г. в приходе при церкви Николая Чудотворца в Зарядье числилось 2 двора подьячих, двор гостиной сотни Ивана Смолина, 37 дворов посадских и 7 дворов, в которых жили дворники.
[Историко - статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып.4. - Владимир, 1897. - С.164-168]

Закрыта в январе 1930 г. и передана под склады Муромскому объединению льняных фабрик. Снесена во второй половине 30-е гг.


Зарядье. Панорама. Вид с юго-востока. Фотокопия со снимка 1890 – 1900 гг. 15,6 х 22,7 см. Инв. № НВ-4730.


Георгиевская церковь


Георгиевская церковь

Георгиевская церковь находится на северо - восточной окраине города Мурома на берегу р. Оки, в «в Кожевниках», как значится в старинных актах. Упоминается в первый раз эта церковь в сотной выписи г. Мурома 1574 г. Описание этой церкви находим в описи Бартенева 1637 г. «За осыпью в Кожевниках на берегу под горою церковь великого страстотерпца Георгия с приделом св. страстотерпцев Бориса и Глеба древяна клетцки с папертью. А в церкви Божией милосердия образ местный великомученника Христова Георгия на празелени, венец и гривна серебреные, басменные, позолочены. Да образ Пречистой Богородицы Одигитрии, да образ великого чудотворца Николы - оба на празелени. У них венцы и гривны серебреные, оба на басменые, позолочены. Да образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени ж. Крест Воздвизальный обложен серебром. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да в тябле деисус да девять образов - все писаны на празелени.
Да в алтаре на жертвеннике сосуды церковные оловянные. Да в приделе Божия милосердия образ местный великих страстотерпцев Бориса и Глеба. Да на той же доске писан благоверный князь Владимир. А был тот образ обложен серебром и тот ободрали литовские люди как приходил Лисовский. А у святых страстотерпцев Бориса и Глеба венцы и гривны серебреные позолочены, басменые. Да образ местный же Покров св.
Богородицы на празелени, да образ преподобных отцов Сергия и Никона радонежских чюдотворцев на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени ж. Да в церкве книг: Евангелие напрестольное письменное, а евангелисты медные, Триодь цветная, другая Триодь постная обе письменные. Шестодневник да охтай письменные же. Два Пролога да сборник да Апостол, да Трифоль письменная ж. Евангелие толковое печатное, Псалтырь печатный же, печать московская, служебник печатный ж. Да в церкви кадило медное да на колокольнице четыре колокола, а в них весу пуд с полтритьяцать.
А церковь и в церкви образы и книги и ризы и на колокольнице колокола и всякое церковное строение приходных людей муромских посадских. А земли под тою церковью и что около той церкви кладбища в длину 20 сажен, поперек 12. Да на церковной же земле двор попа Федора. Да на его же поповском дворе кельи бобыльские: келья Федьки Федотова, келья Карпунки Васильева. А земли под тем поповским двором и под бобыльскими кельями в длину 18 без трети, поперек 17 сажен. Да на церковной же земле кельи бобыльские: келья Дорофейки Давыдова, келья Федьки Евлантьева, келья Антонки Андреева, келья Андрюшки Прокофьева. А земли под теми бобыльскими кельями в длину 20 сажен, поперек 6 сажен. И всего на церковной земле 6 келий бобыльских, людей в них тож, кормятся по миру, а иные нанимаются на суда в ярыжках. А оброку они дают Егорьевскому попу Федору с кельи на год по две гривны, итого рубль, шесть алтын, четыре денги». В дополнение к этой описи следует прибавить, что рядом с Георгиевской была другая деревянная церковь Святого мученика Никиты, но эта церковь сгорела во время Литовского разорения. Эта церковь была строение муромца посадского человека Сидора Лопатина и дяди его схимника Иосифа. Сведения об этой церкви находятся в храмозданной грамоте, данной Рязанским епископом Мисаилом в 159 (1651) г. Этой грамотой преосвященный Мисаил благословил Сидора Лопатина вместо деревянной церкви построить каменную церковь во имя великомученика Георгия с приделами св. мученика Никиты и св. мученика Бориса и Глеба. Придел во имя мученика Никиты предполагался теплый.
В каком году построена церковь, сведений о том не сохранилось, но наружный вид ее сохранился до настоящего времени без существенных изменений, так что и эта церковь является хорошо сохранившимся памятником церковного зодчества XVII в.

Церковный фундамент выложен из крупного голыша и песчаника; цоколь из крупных плит известняка, а стены и своды из тяжеловесного крупного кирпича. Связи в начале были деревянные, но потом неизвестно когда заменены железными, которые пропущены сквозь стены и снаружи укреплены болтами. Церковь имеет вид куба, к которому с востока примыкает алтарный выступ, а с запада так называемая трапеза; над кубом на глухих фонарях возвышается пять глав.
Внутри церковь разделялась в направлении от восточной стены к западной сплошной глухой стеной. В южной половине была холодная, а в северной теплая церковь. Но внутри теплой церкви под сводом собственно храма устроен другой соответственно высоте свода трапезы, так что между сводами пустое темное пространство. В это пространство в западной стене храма устроен вход, куда можно проникнуть с крыши трапезы.

В 1865 г. в стене, отделяющей холодную церковь от теплой, проделаны арки и таким образом вся церковь обращена в теплую. К западной стене теплой церкви примыкает колокольня. Так как кирпич, из коего построена колокольня, мельче, чем кирпич церкви, то можно думать, что колокольня позднее перестраивалась, что она отодвинута к северу.

К западному ходу в 1887 г. пристроена кирпичная паперть.
Первоначально в церкви было три престола: в холодной во имя великомученика Георгия и св. мученик Бориса и Глеба, а в теплой во имя св. мученика Никиты, но в 1820-1825 гг. Борисоглебский придел, за теснотой алтаря, упразднен и ныне остаются только 2 престола.

Иконостасы в церкви нового устройства. В них находятся старинные иконы: Спасителя в новой серебряной ризе, великомученика Георгия Победоносца в житии; у св. Георгия правая рука сложена для крестного знамения двуперстно, икона Нерукотворенного Образа в новой серебряной ризе и св. мученика Никиты. Эта икона особенно чтима не только прихожанами, но и жителями окрестных селений; великомученику молятся о даровании больным младенцам здравия. Кроме этих местных икон сохранились и другие древние иконы. Сохранились два напрестольных Евангелия: первое печатано при патриархе Филарете в 7136 (1628) г., а другое при Петре I в 1701 г., и небольшой наперсный крест с частицей св. мощей, как видно из надписи: Григория Богослова, благоверного кн. Константина и чад его - Муромских чудотворцев. Современная утварь и ризница церковная довольно богаты.

В церковном архиве сохранилась грамота, данная в 169 (1651) г. архиепископом Рязанским Мисаилом на построение каменной церкви во имя великомученика Георгия.
Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается процентов с причтового капитала (2906 руб.) и от служб и требоисправлений до 450 руб. в год. Дома для членов причта церковные. Земли при церкви до 1245 саж.
В приходе по клировым ведомостям числится 102 души мужского пола и 104 женского; все православные и живут в городе.
При церкви имеется церковно - приходская школа; учащихся в 1896 г. было 53».
[Историко - статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып.4. - Владимир, 1897. - С.150-153]

Закрыта и снесена в 30-е гг.


Воскресение – сошествие во ад, с праздниками и страстями и евангельскими сценами. 1669 г. Дерево, темпера. Происходит из муромской Георгиевской церкви. Реставрировалась И.И. Тюлиным в 1936 г. в Муромском музее.
«Сошествие во ад» - икона Воскресения Господа или Пасха. Православная иконография, за исключением позднейшего времени, отказывалась от непосредственного изображения непостижимой тайны Воскресения. Эта тема могла быть раскрыта только символически или в форме свидетельства. Поэтому вместо Воскресения в византийском и древнерусском искусстве изображали либо Явление ангела женам Мироносицам, либо Сошествие во ад. В канонических евангелиях отсутствует рассказ о том, как Христос сошел во ад, связал сатану и вывел из ада ветхозаветных праведников и пророков во главе с Адамом и Евой. Библейские тексты обнаруживают отдельные упоминания и намеки на это событие (Пс. XV, 10; Пс. XXIII, 7-8; Пс. XXIX, 4; Пс.LXXXV, 13; Пс.CI, 20-22; Мф. XXVII, 51-52; I Петр III, 18-19; Еф. IV, 9-10). Его подробное описание содержится в апокрифическом Евангелие никодима (II в.).


Великомученик Никита, с житием. 1669 г. Дерево, темпера. Происходит из муромской Георгиевской церкви. Вклад «муромца – посадского человека» Сидора Матвеевича Лопатина. Реставрировалась в Муромском музее И.И. Тюлиным в 1936 г.
Святой великомученик Никита принадлежал к числу святых мучеников-воинов, широко почитавшихся в Византии и на Руси. Согласно Житию, он происходил из готских племен и был обращен в христианство епископом Феофилом, участником первого вселенского собора 325 г. Когда в результате междоусобных войн среди готов к власти пришли язычники, святой Никита был схвачен, предан пыткам и принял смерть на костре в 372 г. На русской почве наряду с каноническим житием святого Никиты Готского с XIV-XV вв было распространено переводное апокрифическое «Мучение Никиты», содержавшее ряд чудесных подробностей, которые нашли отражение в данной иконе. Память 15/28 сентября.


Муромские чудотворцы, с житием святых благоверных князя Петра и княгини Феврониии. 1669 г. Дерево, темпера. Происходит из муромской Георгиевской церкви.


Часовня в честь кн. Михаила в Муроме

На месте, где лежало «извергнутое из города» тело убиенного князя Михаила, существовала деревянная часовня, «рубленая в клетку», с шатровым верхом, возобновляемая время от времени в прежнем виде, позже была заменена каменной.



Памятный крест на месте убиения князя Михаила около Благовещенского монастыря

См. Князь Константин.



Крест запрестольный выносной «Сретенский». Живопись – XVII-XVIII вв.; оклад – 1848 г. Дерево, темпера; серебро, медь чеканка, резьба, золочение. Реставрирован в 1993 г. в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. Живопись – реставратор Е.И. Бучило. Руководитель – Н.В. Дунаева. Оклад – В.Е. Петров. Происходит из часовни, стоявшей на древней Выползовой улице в Муроме (примерно на углу ул. Артема и К. Маркса). По преданию название это связано с тем, что по ней «болящие» ползли за исцелением к «Животворящему Кресту». Считается, что он был обнаружен среди «древностей» городского собора Рождества Богородицы. Крест был установлен в специально сооруженной для него часовне. Видимо в первой пол. XVIII в. священнослужители перенесли «Крест Господень» в деревянную церковь Димитрия Солунского. В 1795 г. Его установили в построенном вместо нее новом кирпичном Сретенском храме. После закрытия прихода в 1929 г., крест поступил в Муромский музей. «Сретенский крест» является одним из известных чудотворных крестов в России. Ряд эпидемий XVIII-XIX вв. не получили в Муроме значительного распространения, по мнению жителей, благодаря чудодейственной силе Сретенского креста.




«На сем месте стояла Надкладезная часовня Святых Благоверных князей Петра и Февронии Муромских».
Пересечение ул. Советской и ул. Куликова


Тюремный храм во имя Божией Матери, Утоления печали.

История города Мурома

Муромская епархия.
Собор Рождества Богородицы.
Смоленская церковь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (22.05.2015)
Просмотров: 701 | Теги: Церковь, Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика