Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
13:52
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Муромский тюремный замок

Муромский тюремный замок
Тюремный храм во имя Божией Матери, Утоления печали


Муромская тюрьма


Муромский тюремный замок и Церковь Иконы Божией Матери Утоли моя печали. 1913 г.

«В городе ж тюрьма от базарных ворот огорожена тыном стоячим, лес дубовой, в тыну две избы, а земли под тою тюрьмою в длину девять саженъ с четью, поререг шесть саженъ с четью. А по приправочным книгам Григорья Киреевскаго, да подьячаго Петра Горемыкины 132 году был на том месте двор осадной Живоначальной Троицы Сергиева монастыря и у Троицких властей то место по Государеву указу взято, а дано в то место двор Боярина Князя Ивана Васильевича Голицына».
Главное здание Муромского тюремного замка (так до революции в официальных документах именовалось это место) было построено в 1838 г. на средства местного купца М.Т. Киселева. Первоначально оно было одноэтажным. В августе 1842 г. штабс-капитан строительного отряда путей сообщения Шац составил объяснительную записку о необходимости перестройки тюрьмы. Он писал: "... каменное здание тюрьмы, ныне существующее в г. Муроме, весьма неудобно для помещения в нем арестантов, во-первых, по недостатку помещений и, во-вторых, за неимением ... отделения для больных". Планировалось увеличить помещение надстройкой второго этажа. Стоимость работ оценивалась около двух тысяч рублей. Подрядчиком выступил владимирский купец первой гильдии Александр Андреевич Никитин. 1 мая 1844 г. он приступил к работам. К первому октября кладка стен была завершена. Однако строительство затянулось еще на год. И лишь в октябре 1845 г. губернский архитектор Никифоров докладывал во Владимирскую строительную комиссию об успешном завершении строительства. 26 ноября 1845 г. член строительного комитета штабс-капитан Шац рапортовал вышестоящему начальству: "... имею честь донести, что я свидетельствовал надстройку второго этажа в тюремном здании в г. Муроме и нашел произведенную ... из материала хорошего качества..."

В конце июня месяца 1869 года, когда губернатор В.Н. Струков был в Муроме для ревизии присутственных мест, по предложению его превосходительства А.В. Ермаков изъявил готовность на свой счет устроить новое тюремное помещение (корпус для арестантов) и тогда же сделана была закладка и к моменту его смерти (8 сентября 1869 г.), при средствах и заботливости А.В., обширное это здание доведено уже до второго этажа. Корпус для арестантов построили в 1870 г.
Как выглядела Муромская тюрьма в кон. XIX в. видно из архивного плана 1898 г. На первом этаже тюремного корпуса находилась квартира надзирателя, больница, камера пересыльных, срочная комната и женское помещение. На втором этаже размещалась ротская, следственная комната, срочное помещение и контора. В северном корпусе тюремного замка располагались полицейская арестантская и баня.


Тюремная церковь

Тюремная колокольня. Фото Тарасова Н.П. 1910-е гг.

Имелась при тюрьме и церковь. Она была заложена 17 июня 1860 г. в южном корпусе Тюремного замка купцом Алексеем Васильевичем Киселевым в честь иконы "Утоли моя печали". Рядом с храмом стояла небольшая колоколенка.
«Сегодня было здесь освящение вновь выстроенного при тюремном замке храма во имя Божией Матери, Утоления печали. Храм этот сооружен иждивением купца Алексея Васильевича Киселева, и сколько хорош он в наглядном отношении, то более того замечателен в духовно-нравственном» (Владимирские губернские ведомости, 1861, № 32).

Во второй пол. XIX – нач. ХХ вв. в церкви служили священники Александр Нардов, Василий Степанович Харизоменов и Петр Покровский. В тюремной церкви для арестантов действовала начальная школа.
Согласно плану 1898 г. первый этаж южного корпуса, кроме церкви, занимала и квартира начальника тюрьмы. На втором этаже размещалась арестантская кухня.

Что касается количества заключенных, известно, что в 1838 г. в тюремном замке содержалось 79 человек. Из них 70 сидело за воровство, мошенничество и побеги, 9 человек - за уголовные правонарушения (причем, из девяти уголовников горожан было только двое). В нач. ХХ в. начальником Муромской тюрьмы состоял А. Орфанов. В 1910 г. в тюрьме насчитывалось 167 заключенных. Иногда число арестантов доходило до двухсот человек. Условия содержания были достаточно суровыми, так как первоначально тюрьма строилась на 86 человек. Кроме основных помещений тюремного замка имелось еще четыре дополнительных камеры на шестнадцать человек. Они находились в полицейском корпусе с северной стороны.
Архивные документы сохранили сведения о количестве полицейских служителей Муромского тюремного замка. Согласно циркуляру Владимирского губернского правления от 7 декабря 1887 г. вводились новые штатные единицы: пять старших городовых с окладом по 170 рублей в год и двадцать три младших - с окладом по 144 рубля. Причем, каждый из них получал по 25 рублей на обмундирование. Городские власти обязывались предоставить полицейским квартиры. В декабре 1905 г. штат нижних полицейских чинов был увеличен на двенадцать человек. Вероятно, это связано с революционными событиями в столице. Число полицейских в Муроме росло год от года.

«О ремонте арестного дома в гор. Муроме.
В расходную смету 1905 года было внесено управой 3800 руб. на ремонт земского арестного дома в г. Муроме. Проект управы редакционной комиссией был изменен, почему стоимость ремонта по исчислению техника определилась в 4829 руб. 79 коп.
Так как ремонт земского арестного дома управой было предположено произвести на штрафные суммы, специально для сего по закону назначенные, то за недостатком их в распоряжении управы, ею был в докладе 1904 года возбужден вопрос о возврате Муромскому земству недостающей сумм из взятых главным тюремным управлением в 1900 году штрафных сумм. Это ходатайство по существующим законоположениям пошло через губернское земское собрание, но до сего времени не получило разрешения, и потому управа не могла приступить к ремонту арестного дома в 1905 году.
Вследствие сего и в силу правил по составлению смет, которые дают управе право действовать только в течение отчетного года, она не находит возможным в 1905 году произвести ремонт арестного дома за окончанием летнего строительного сезона, хотя бы и было получено от правительства распоряжение о возврате земству штрафных сумм и потому она внесла в расходную смету на будущий 1906 год на ремонт арестного дома 4829 руб. 79 коп.».

Светлый день у заключенных (1908 год)

Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, своим частым, почти ежедневным за дни св. Пасхи, торжественным богослужением в разных церквах города Мурома, доставляя гражданам высокое религиозное утешение, пожелал такое же утешение доставить и людям, лишенным свободы — заключенным в местной тюрьме, избрав для этого один из пасхальных дней — 16 апреля 1908 года.
В назначенный день к 8 ½ часам утра Его Преосвященство прибыл в тюремную церковь, где тотчас же и начал совершение божественной литургии в сослужении с местным о. протоиереем А. Нардовым и священником собора А. Алякринским. К этому времени были уже собраны и все заключенные, занявшие места на хорах за решетками, где они обычно находятся во время совершаемых в тюремном храме богослужений. Внимание к ним Владыки, видимо, тронуло заключенных. По выражению их лиц можно было судить, что они испытывают почти забытое ими чувство — чувство единения со всем остальным миром и чувство особого религиозного удовлетворения и высокого духовного утешения. Особенно было заметно это, когда Владыка после „Буди имя Господне" обратился к ним приблизительно с таким словом.
„Христос воскресе! Каждому христианину должно быть известно, братия, какое, значение для нас грешных людей имеет событие воскресения из мертвых Господа Нашего Иисуса Христа. Воскресением Своим Господь, поправ смерть и силу диавола, даровал нам жизнь вечную, отверз двери царства небесного; поэтому-то мы и ликуем за эти св. дни — дни торжества жизни над смертию, поэтому-то среди нас и слышатся теперь всюду столько восторгов христианской радости и взаимных братских лобзаний. Эти проявления высокорелигиозного христианского чувства, чувства радости, всепрощения и любви, должны быть общими для всех христиан, в каком бы положении каждый из нас ни находился и где бы ни был. Той же духовной радости от души желаю и вам и снова всех вас приветствую: Христос воскресе! (С хор заключенные дружно и восторженно ответили: воистину воскресе!). Радуйтесь и паки реку радуйтесь! Не говорите мне, можно ли ликовать и радоваться вам, когда вы лишены свободы и лишены против воли, и когда совесть ваша омрачена, быть может, тяжкими греховными деяниями. Прежде всего, человеколюбие и милосердие Божие беспредельны: Господь прощает каждого искренно кающегося грешника, как бы ни были велики и тяжки его грехи. Припомните благоразумного разбойника, распятого с Господом: достаточно было одного его искреннего покаянного вздоха, и Господь сказал ему: „днесь со мною будеши в раю". И узы ваши не должны мешать вашей радости, омрачать ее. В „достопамятных сказаниях" или житиях святых, точно сейчас не припомню, вот что повествуется: „Один преступник из язычников в кандалах посажен был в тюрьму, где в узах находился уже один христианин. Последний рассказал язычнику о Христе Спасителе, Который прощает грехи людям и дарует им царство небесное. И обратившийся ко Христу узник этот со слезами радости целовал потом кандалы свои, и свой, по-видимому, странный поступок объяснял тем, что кандалы эти привели ко Христу. И ваше заключение может способствовать вам к достижению духовной радости и спасения, это — если вы терпеливо будете переносить свое заключение здесь, памятовать о Боге, Его долготерпении и милосердии, и размышляя о своих деяниях, принесете чистосердечное раскаяние. Да будет же отрадой и утешением для вас сам Христос Спаситель, Который, когда жил на земле, никому не делал зла, а делал одно добро и однако приговорен был к позорной крестной смерти неблагодарными людьми, а когда Его пригвождали ко кресту, молился за своих распинателей, говоря: „Отче! отпусти им, не ведят бо, что творят". Припоминайте и св. апостолов и мучеников Христовых. Когда заключали их в узах в темницу, они молились здесь Господу, и Господь спасал их, выводил даже чудесно иногда из темницы. И вы уделяйте время молитве, и Господь не оставит вас своею милостию... Христос воскресе!"
Проповедь была произнесена с большим воодушевлением; по всему видно было, что Владыка исполнен был чувством не только сострадания к несчастным, но и христианской любви к ним. Приподнятость религиозного настроения заметна была и на лицах посторонних слушателей, не говоря уже о самих заключенных.
По окончании литургии Преосвященный Евгений в сопровождении всех сослуживших с ним лиц, а также певчих, смотрителя тюрьмы И.Ф. Никольского, церковного старосты В.В. Киселева и помощника пристава Троицкого проследовал в самое здание тюремного замка. Как только вошли все в коридор, сам Владыка запел: „Да воскреснет Бог и расточатся врази Его". Все священнослужители вместе с певчими тотчас- же присоединились к пению Владыки, и мрачные своды здания тюрьмы, едва- ли не в первый раз со времени своего основания, огласились такими радостно-торжественными и мощными звуками победной священной песни. Эти священные песни раздавались в коридорах и на лестницах все время, пока Преосвященный переходил из одной камеры в другую. Предоставляем самим читателям судить о том впечатлении, какое производило это пение на заключенных. Но это впечатление, несомненно, еще более усиливалось и, вероятно, никогда не изгладится из памяти заключенных, когда при входе в каждую камеру, Владыка, после общего приветствия: „Христос воскресе" предлагал заключенным спеть с ним трижды „Христос воскресе из мертвых...", и нужно было видеть, как охотно они пели и как некоторые из них высоко оценили ту светлую радость, которую принес им с собою Архипастырь. Один из заключенных, уже украшенный сединами старец, даже прослезился. После троекратного пения тропаря каждого заключенного Владыка благословлял и каждому при этом говорил: „Христос воскресе!" Во всех камерах Преосвященный вел ласково с заключенными общий разговор, а с некоторыми из них разговаривал особо, а там, где не находил св. иконы (в 2-х одиночных камерах политических), просил помолиться за себя. Выходя же из каждой камеры, призывал на живущих благословение Божие. Достойно внимания, что из всех заключенных только один (политический) не пожелал принять благословения. Спрашивал Владыка заключенных и о некоторых условиях их жизни в тюрьме; напр., в одной из камер, где помещаются около 25 человек мужчин, он заботливо поинтересовался, — читают ли они книжки религиозно-нравственного характера и когда получил ответ, что почти не читают, так как в их библиотеке книг очень мало, то просил церковного старосту, вышеупомянутого Киселева, пополнить тюремную библиотеку книгами вышеназванного характера. Обойдя все мужские камеры, Его Преосвященство проследовал в общую женскую камеру, в которой в то время было около 10 лиц. После троекратного пения тропаря „Христос воскресе...", Владыка каждую благословлял и, ласково разговаривая с ними, похвалил их за опрятность, так как у них были и полы и все остальное чище, чем в камерах мужчин. Женщину с младенцем на руках спросил, — приобщала ли она малютку, на что получил ответ: приобщала. Из женской камеры Преосвященный Евгений сошел в нижний этаж — в кухонное помещение, где трудящимися состоят тоже арестанты. С каждым из них Владыка побеседовал и, призвавши на них благословение Божие, вышел из тюремного помещения.
После посещения заключенных Его Преосвященство навестил начальника тюрьмы, вышеупомянутого Никольского, где изволил выпить чашку чаю; а потом, по приглашению старосты тюремной церкви купца Киселева, отправился к сему последнему со всеми сослужившими ему лицами в дом, где любезным хозяином предложена была трапеза.
Так совершено было Преосвященным Епископом Евгением одно из великих христианских дел: посещение заключенных в темнице.
Свящ. А. Алякринский. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 18-й. 1908).

Протоиерей тюремной, города Мурома, церкви Александр Николаевич Нардов

8 сентября 1912 года в 6 часов утра тихо скончался 72-х летний заслуженный старец протоиерей тюремной, города Мурома, церкви Александр Николаевич Нардов.
А.Н. был сын священника, окончил курс образования во Владимирской духовной семинарии в 1858 году по первому разряду. Служебную деятельность начал в Муромском духовном училище, поступив в 1860 году на должность учителя по предметам географии и арифметики. В 1864 году 19 января рукоположен во священника к тюремной церкви и 48 лет 7 месяцев — до дня последнего заболевания — возносил пред престолом Судии Господа молитвы за несчастных обитателей мрачного дома заключения. Как настоятель бесприходного храма, почивший с необыкновенной любовью относился к нему, заботясь об его благоустройстве и благоукрашении. Он умел располагать и привлекать добрых людей к пожертвованиям, и храм за полувековые почти период служения о. протоиерея постепенно благоукрашался я обогащался ризницей, утварью и капиталом на содержание причта. К своим временным, постоянно меняющимся прихожанам почивший относился с истинно-отеческой любовью и пастырским словом утешал их в постигшей скорби, приводил к раскаянию в совершенных злодеяниях и к сознанию необходимости терпеливо переносить назначаемые наказания, заботился он об их внешнем положении, жертвуя нередко значительные суммы на улучшение их быта.
Указом Св. Синода от 17 марта 1911 года за № 3637 дано знать, что протоиерей Тюремной церкви города Мурома Александр Нардов за 50 летнюю службу его церкви Божией награжден палицей.
Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, 18 марта 1911 г. —возвратился из Владимира. 20 марта — совершил литургию в соборе в сослужении соборного причта и протоиерея Тюремной церкви А. Нардова, на которого при малом входе возложена палица, с Высочайшего соизволения Св. Синодом дарованная ему за пятидесятилетнее служение при духовном училище в должности преподавателя и члена правления; перед возложением палицы Владыка в кратких, но глубокопрочувствованных словах выразил значение полувековых трудов о. протоиерея для духовного юношества.
Как учитель духовного училища, был строг и требователен, но с отеческой снисходительностью,— и дети-ученики любили его и с любовью занимались преподаваемыми им предметами. Более 27 лет трудился в деле образования и обучения малых питомцев духовной школы. 15 августа 1887 года он оставил учебную деятельность, но не оставил духовного училища, с которым за четверть века сжился, сроднился. Следующую четверть столетия он служил членом Правления училища и принес немало пользы. Как опытный, экономный хозяин, он был дорог училищу, особенно в периоды построек. При его деятельном участии воздвигнуты — здание больницы, каменная пристройка к училищному корпусу, в котором помещается теперь (1913 год) общежитие, и св. храм; дело его инициативы, а частью и рук — сад перед лицевым фасадом училищного здания, служащий местом отдыха и развлечений для детей в часы досуга. Кроме обязанностей настоятеля тюремной церкви, учителя и члена Правления духовного училища, почивший проходил и другие должности, возлагаемые на него Епархиальным начальством и окружным духовенством. Он состоял 17 лет смотрителем Муромского епархиального свечного склада и был очень деятельным смотрителем, заботящимся об интересах епархии. При вступлении его в означенную должность в Муроме была развита незаконная торговля свечами большею частью недоброкачественного материала. Много положил труда и достиг прекращения этой незаконной торговли, вследствие чего обороты склада увеличились почти вдвое. Склад помещался в здании, принадлежащем Николозарядской церкви и арендуемом за 100 руб. в год; помещение было крайне неудобное: тесное и холодное. О. протоиерей нашел возможность приобрести в собственность епархии за недорогую цену, всего только за 2000 руб., на бойком месте каменное, двухэтажное помещение с прекрасным подвалом, удобным для хранения церковного вина в большом количестве. 16 лет состоял членом Совета Отделения Братства св. Благоверн. В. Кн. Александра Невского и неуклонно являлся в назначенные по расписаниям дни и предлагал назидательные чтения в городских храмах, в тюремном замке, принимал участие и в „Богословских чтениях", предложив вниманию слушателей трактаты на темы: 1) „Почему иудеи не узнали Христа", 2) ,,О посте, 3) „О молитве" и 4) „Христианское учение о любви к человечеству".
Начальство высоко ценило труды о. протоиерея. За свою многолетнюю и полезную службу он последовательно был награжден — набедренником, скуфьей, камилавкой, наперсным крестом, орденами св. Анны 3 и 2 ст., св. Владимира 4 ст. и палицей. Кроме того он имел множество свидетельств о внимании и благодарности за свои труды как от духовной, так и от светской власти.
Не отличаясь вообще крепким здоровьем, о. протоиерей нередко чувствовал недомогание и слабость. В последние 25 лет он жаловался часто на сердечные боли, которые под влиянием горестей семейной жизни и неприятностей но службе постепенно увеличивались. Особенно тяжело он себя чувствовал, в сырое — холодное, осеннее и зимнее время. Весной он, можно сказать, оживал вместе с своими любимцами-цветами, и с утра до вечера, свободные от служебных занятий часы,— проводил в весенние и летние дни в саду, работая около плодовых деревьев и цветов, которых у него было множество. Но в последний год и весенние лучи солнца не оказались благодетельными для о. протоиерея. Вследствие недобросовестного поступка людей, облагодетельствованных им, болезнь сердца усилилась, он слабел более и более и часто говорил: «этот год я не переживу». Так и случилось. 15 августа (совпадение: 15 августа оставил учебную службу, 15 августа 1911 г. служил и последнюю литургию) с ним сделался легкий паралич, парализовавший всю правую сторону. Затем вскоре открылось кровоизлияние в легкие, которое и привело его к кончине.
Скончался о. протоиерей вовремя совершения ранней литургии и потому собрать его в последний путь могли только свободные от службы соборные — протоиерей А. Бобров и священник А. Алякринский; они первые, по облачении почившего в священные одежды, и вознесли за него заупокойное моление. Затем в течение трех дней в доме почившего перебывали все городские священнослужители и совершали панихиды. 9-го числа в 12 часов дня совершил панихиду Преосвященный Епископ Митрофан (Загорский) при участии соборного причта; перед началом панихиды почивший был положен во гроб. 11-го числа Архиерейским служением совершено погребение. В 8 часов утра в дом почившего собралось градское духовенство с Архипастырем во главе. По совершении литии, гроб взят на рамена священниками и осеняемый хоругвями несён был по тому пути, по которому почивший более 48 лет ходил в свой любимый храм — дома заключения. Близ папертей тюремного храма встретили печальную процессию арестанты тюрьмы и стройно исполнили священные песнопения при совершении панихиды. Затем процессия направилась к городскому собору, где было назначено совершение отпевания в виду тесноты тюремного храма. При входе в собор процессию встретил Преосвященный Владыка, раньше прибывший в собор и уже облачившийся в святительские одежды. В совершении Божественной литургии принимали участие соборный причт, священник Пятницкой кладбищенской церкви о. И. Орлов и проживающий в Муроме заштатный священник о. Н. Валединский. Вместо запричастна священник о. И. Никольский произнес приличествующее случаю поучение. По окончании литургии совершен торжественный, умилительный чин погребения великим сонмом градского духовенства, к которому присоединился родственник усопшего протоиерей с. Денятина, Меленковского уезда, о. Н. Кантов. По 6-й песне канона преподаватель духовного училища И.М. Богословский произнес следующую речь:
„Дорогой отец протоиерейАлександр Николаевич.
Я имею сказать тебе последнее „прости" от лица всех собравшихся к твоему гробу признательных учеников твоих, а равно и от сослуживцев твоих по любимому тобою духовному училищу.
Духовное училище, в котором свыше 27 лет ты служил преподавателем, кроме целей общеобразовательных, имеет своею задачею развить, поставить на правильный путь и укрепить нравственные силы своих питомцев в целях будущего великого служения этих питомцев Церкви Христовой. Задача столько же трудная, сколько и высокая. Но ты с неослабным усердием содействовал осуществлению и решению этой трудной задачи духовной школы, а за продолжительный период своей службы в училище имел высокое нравственное утешение видеть и плоды трудов твоих в лице многих как духовных, так и светских общественных деятелей.
Четверть века тому назад, оставляя преподавательскую службу в училище и прощаясь с учениками, которые при этом почтили тебя, как своего любимого преподавателя, поднесением тебе св. иконы, ты говорил им приблизительно так: „Отныне, мои милые ученики, я уже не учитель ваш. Я не знаю, встретимся ли мы еще где-либо на жизненном пути; но в одном я уверен, что как бы далеко друг от друга ни разбросала нас жизнь, мы не забудем друг друга. Я не забуду вас потому, что 27 лет моей учительской службы достаточно сроднили меня с вами; но и вы, надеюсь, не забудете меня: я любил и люблю вас и никому из вас никогда не хотел причинять огорчений....". И вот все мы, бывшие ученики твои, которым суждено теперь лично отдать тебе последний христианский долг, приносим тебе нашу сердечную, искреннюю благодарность за эту именно твою любовь к нам и отеческое отношение и обещаем за любовь твою платить тебе такою же любовью: мы обещаем теперь молиться об упокоении души твоей, как ранее сего молились о твоем здравии.
Но вокруг гроба твоего собрались не одни только признательные твои ученики, дорогой о. протоиерей. Здесь и сослуживцы твои по любимому тобою духовному училищу, с которыми ты трудился на благо этого училища вторые 27 лет уже в должности члена Правления от духовенства. Они собрались вокруг гроба твоего тоже не по одной только христианской обязанности отдать тебе последний долг, как уже в Боге почившему своему сослуживцу. Нет, они также одушевлены чувствами глубокой, искренней признательности тебе за твои долголетние труды именно как члена Правления училища. Опытный в вопросах училищного хозяйства и экономии, ты был как бы непременным членом всяких, создававшихся при училище, хозяйственных комиссий, строительных комитетов и т. д., и в этом отношении был действительно незаменимым сотрудником Правления. При твоем участии воздвигнуто здание больницы при училище; при твоем участии воздвигнута, каменный пристрой к училищному зданию, который теперь обслуживает нужды ученического общежития и в котором помещается, так сказать, сама душа духовного училища — св. храм; дело рук твоих, наконец, и те древонасаждения перед лицевым фасадом училищного здания, которые к настоящему времени разрослись уже в целую рощу.
Сослуживцы твои, поэтому, живо чувствуют утрату в твоем лице одного из деятельнейших членов Правления училища и, благодарные за понесенные тобою для училища труды, так же просят Господа, призвавшего ныне тебя в вечные Свои обители, да упокоит Он тебя в селениях праведных, где свет лица Его и где все праведные упокоеваются.
Мир праху твоему, добрый учитель и незаменимый сослуживец. Ты сделал все от тебя возможное, чтобы история любимого тобою Муромского духовного училища не забыла тебя и помянула тебя добрым словом».

По совершенном окончании богослужения, Владыка прочел последнюю молитву и гроб усопшего на раменах священнических изнесен из собора на Пятницкое кладбище, земля которого приняла в недра свои бренные останки полувекового труженика на ниве Христовой.
Многолетняя и многотрудная была жизнь почившего, много прожито и много пережито им!... Наш долг, пастыри — бывшие ученики почившего, возносить свои молитвы пред престолом бесконечно милосердного Судии Господа, да простит Он новопреставленному протоиерею Александру все согрешения — вольныя и невольныя и да упокоит душу его в месте злачне, где нет ни труда, ни болезни, ни печали, ни воздыхания.
Свящ. Л. Белоцветов («Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 11, 16 марта 1913 года)

В 1910 г. насчитывалось 40 полицейских стражников. В 1913 г. на содержание и обмундирование личного состава городской полиции было израсходовано 7275 рублей.
«Высочайшая награда.
Младший надзиратель муромской тюрьмы К. Фоногенов получил золотую, на Владимирской ленте, медаль с надписью: «за усердие» (Газета «Муромский край», 5-го февраля 1914).

В 1922 году в Арестном доме произведен полный и капитальный ремонт собственными силами Милиции. Ремонт продолжался 2 месяца и закончился 13 октября.

Муромский тюремный замок просуществовал до 1957 г., после чего был упразднен. В 1960-1980-е гг. в нем находилась детская больница. В 1990-е гг. здания пустовали. Ныне - это развлекательный комплекс "Капитан-крюк".
Источник: Историческая справка составлена к.и.н. В.Я. Чернышевым в мае 2010 г.

История города Мурома

Разрушенные храмы города Мурома.
Владимирский тюремный замок
Категория: Муром | Добавил: Николай (05.10.2016)
Просмотров: 2999 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru