Из глубокой старины до нас дошли предания о валунах. Так, само слово «валун» происходит от имени бога Вала (Валу), который упоминается и в «Книге Велеса», и в индийских гимнах, в Ригведе.
В «Книге Велеса» (Троян I, 2:4) сказано: «И там мы сложили песни наши об Индре и Вала. И стали мы верующими, и были вместе с Богами…» В гимнах Ригведы (I 32, I 56, I 80 и др.) и в «Книге Коляды» (III а) даны эти песни. Там рассказано, что бог Валу обратился в великий валун и укрыл в себе небесные тучи-коровы, отчего прекратились дожди. Потому Индрик вместе с богом Огня Семарглом и Бармою по велению Вышня ударили по валуну и раскрыли его. И тогда из камня вышли тучи-коровы, явился бог хмеля и мудрости Квасура. Также в камне разверзлась крыница, струившая волшебный мёд. Это были и солнечный мёд поэзии, и святая вода, и пламя, очищающее мир, и само ведическое знание.
Эта история повторялась и в иные эпохи. Тогда Синей Звездой, обернувшейся на земле Синим Камнем, упал Велес, иное воплощение Валу. Велес также родился из Синего Камня. Из бел-горюч камня Алатыря родился Дажьбог и Коляда. И каждый раз после удара по камню бога огня, Дажьбога либо Перуна, в этом камне раскрывалась крыница, струившая волшебный мёд. То есть каждый раз речь шла о воплощении на Земле одного из ликов Всевышнего, о даровании людям ведического знания.
В христианское время сей бог-камень стал отождествляться с апостолом Петром, ибо имя его по-гречески значит «камень»: «Ты - Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Именно поэтому люди почитали святые камни в Петров день (12 июля, он же древний Велесов день), а также в день Иоанна Крестителя (Иван Купала., 7 июля).
С богом Купалою Велеса связывает не только близость сроков древних праздников (дня Купалы и дня Велеса-камня), но и содержание их. Так, по ведическому видению, в день Купалы и в Велесов день боги купала и Велес - младенцы. Их, согласно песням, поющимся в эти дни, крадут в люлечке-лодочке и уносят в дальние страны: Купалу уносят гуси-лебеди, а Велеса - бог Пан («Книга Коляды» III г; Х а) и Купала, и Велес плывут в эти дни по речке в Навь, в загробный мир.
Таково содержание и самого праздника Купалы, который справляется кое-где и поныне. Верующие пускают куклу Купалы-Велеса (либо его матери Ночи-Купальницы) по речке на плоту либо в лодочке, отправляют её в Навь.
В местных сказаниях о святых камнях всегда говорится о том, что эти камни «плавают».
Так, Шутов камень «приплыл» по реке Кимекше «на Купалу, на Ивана-хорошие-травы, когда траву первый раз закашивают».
Переславский Синь-камень также «приплыл» к Ярилиной горе по Плещееву озеру.
Возможно, что и Кремлёвский камень некогда «приплыл» по Москва-реке к Боровицкому холму, после чего и явилось там святилище бога Велеса.
Источник:
Священные прародины славян Александр Асов.- М.: Вече, 2008. - 384 с.
Синий камень (Синь-камень) - часть языческого святилища близ Плещеева озера, Переславля-Залесского, Александровой горы и древнего городища Клещин. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси.
Название свое камень получил оттого, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность). Камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца. Синий цвет образуется от преломления и отражения света поверхностью чешуек биотита и зёрен кварца.
Толщина камня - 0,6 м, длина - 3,1 м, ширина - 2,6 м. Камень испещрен мелкими бугорками. Согласно последним исследованиям, вес камня - около 12 тонн.
На Александровой горе (Ярилина плешь, Ярилина Гора) когда-то находилось языческое святилище.
Синий камень был объектом поклонения народа меря.
В IХ-XI вв. у камня обосновались язычники из новгородских и приднепровских земель. Поклонение продолжилось. Именно тогда глыбу назвали Синь-камнем, а гору, у подножия которой он лежал, Ярилиной Горой. Камень считался сердцем Ярилы - бога Солнца, его украшали цветами, кусты подле него - ленточками, вокруг водили хороводы. Академик РАЕН В. Чудинов с коллегами обнаружил на камне следы славянских рун. Некоторые удалось расшифровать, и одна из них гласила: «Перунов камень».
По другой версии, валун являлся святилищем покровителя скотоводов, землепашцев и целителей, бога Велеса. Согласно славянской языческой вере, души умерших поднимались по лунному лучу к вратам «нави», где их встречал сам Велес. Название Синь-камень могло произойти и отсюда, ведь синий цвет - это цвет «нави». Если душа умершего оказывалась чиста, она отражалась от Луны и шла по солнечному лучу к обители Всевышнего - Солнцу.
Переславцы нередко собирались у камня и устраивали буйное веселье, пляски и костры. Некоторое время монахи и священники ограничивались увещеваниями, пугая местных жителей тем, что в идоле живёт нечистая сила. Однако внимание к языческой святыне не ослабевало.
Согласно легенде, в 1152-м году камень был сброшен с этой горы.
Всё изменилось в начале XVII века. В житии святого Иринарха Ростовского говорится о том, что преподобный посоветовал своему другу дьякону Онуфрию зарыть камень. Тот и зарыл «идола», отчего потом сильно болел. По другому варианту, наоборот, дьякон зарыл камень и за это выздоровел от лихорадки.
В земле камень пролежал некоторое время, а потом снова очутился снаружи. Водяная эрозия размыла склон, а замерзающий грунт понемногу выталкивал камень из земли.
В 1788 г. его хотели использовать под фундамент строившейся Духовской церкви (она находилась на берегу Мурмажа, притока речки Трубеж, которая впадает в Плещеево озеро южнее Борисоглебского монастыря). Синий камень водрузили на большие сани и повезли по льду Плещеева озера. Но лёд не выдержал огромной тяжести, треснул, и камень утонул на глубине 2 аршин (1,4 метра).
Через 70 лет Синий камень снова «выплыл» на берег озера, причём севернее его прежнего местонахождения. Дискуссия о причинах этого явления шла в газете «Владимирские губернские ведомости» и завершилась выводом о том, что камень выдавили весенние торосы, ураганный ветер и движение льдов.
Сегодня Синий камень по неясным геологическим причинам уходит в землю. Сорок лет назад он выдавался на поверхность чуть ли не в рост человека, а теперь его высота менее чем до колена.
Поверхность Синь-камня усеяна денежной мелочью, цветами. На кустах поблизости можно увидеть множество развешенных ленточек и лоскутков. Все это - результат деятельности нео-язычников, приносящих камню дары и загадывающих под завязывание ленточек сокровенные желания. Синь-камень даже пытаются кормить - нередко на нем можно увидеть нарезанную колбаску, хлеб, дольки фруктов. К синему камню привозят различные предметы и «заряжают» их в энергетическом поле этого монумента, чтобы впоследствии использовать в качестве оберегов.
Кому же показано посещение Синь-камня - этой древней святыни?
Ну, во-первых, бесплодным парам.
Боги, которым поклонялись у камня славянские язычники, Ярила и Велес, покровительствовали в т.ч. и плодородию, причем плодородию в широком смысле, т.е. и человеческому. Вот и припадают к Синь-камню женщины, чтобы вымолить у высших сил ребенка. Мужчины же приходят сюда для обретения мужской силы. Иногда от камня откалывают мелкие кусочки, чтобы носить их рядом с гениталиями. А некоторые, размельчив осколок в ступке, съедают его.
Но сразу предупредим, что это скорее всего даст противоположный ожидаемому результат - какому божеству понравится то, что оболочку, в которую облечен его дух, расковыривают и едят. Синь-камень отомстит!
Около Синь-камня человек заряжается энергией, становится активным и жизнерадостным.
Здесь приходит в норму давление, проходят головные и сердечные боли. По непроверенным и клинически неподтвержденным данным, камень помогает при бронхиальной астме, болезнях опорно-двигательного аппарата, псориазе, дерматозах и пр.
На Ивана-Купалу (Духов день) у Синь-камня, как и в древности, собираются молодые девушки с парнями, т.к. считается, что в этот день, после ритуальных процедур можно унаследовать от него долговечность, прочность и твердость. А некоторые девушки привораживают тут своих избранников.
С точки зрения метафизики, все, что вытворяет Синь-камень у Плещеева озера, объясняется элементарно. Просто, в этом месте пересеклись энергетические силовые каналы (т.н. «лей-линии»). Оказывается, наши предки ощущали эти точки и тут же обустраивали там свои святилища. В таких аномальных зонах случается всякое - летают огненные шары, пропадают люди, ходят камни.
Ассоциация «Экология непознанного» не могла обойти своим вниманием магический валун и в 1996 г. снарядила туда экспедицию. Полученные результаты шокировали всех. Энергетическая структура Александровой Горы, совершенно не примечательной внешне, поразила даже видавших виды лозоходцев ассоциации. Эта структура состояла из пяти концентрических колец. Два наружных кольца значительного диаметра опоясывали гору и были заряжены отрицательно. Внутри них располагались еще три небольших, с положительным зарядом. Радиометрические исследования подтвердили исследования лозометрические. Не менее сложное устройство имело и поле вокруг синего камня. Вот почему Синь-камень временами флюоресцирует, а зимой всегда свободен от снежного покрова.
Воплощения в жизнь пожеланий, загаданных у камня
В процессе загадывания, человек мысленно-эмоциональной энергией транслирует желание в камень, а есть мнение, что у минералов кристаллическая решетка способна аккумулировать и затем отдавать информационные посылы. Таким образом, терафим «заряжается», причем сила заряда варьирует в зависимости от ритмического рисунка и искренности посыла, а также от того, вслух ли он произносится, или «про себя». А не является ли Синь-камень у Переславля таким терафимом, чей заряд проявляет себя в исцелении недугов и исполнении желаний?
И все же почему?
«Восстание камня из могилы», возможно, происходило из-за того, что пучение грунта зимой выталкивало камень на поверхность, а вешние воды подразмывали почву подле него.
«Закапывание» камня происходит, скорее всего, из-за топких (особенно в весенний паводок) берегов Плещеева озера.
Для полноты картины приведем еще несколько существующих теорий движения камней.
1. Днем нагретые солнцем камни удлиняются в южную сторону. Ночью, остывая (причем быстрее с северной стороны, где днем меньше нагревались), начинают уменьшаться. В результате таких деформаций камни передвигаются в южную сторону.
2. На камень определенного удельного веса в плотном грунте может действовать «архимедова сила», выталкивающая и перемещающая его.
3. Вибрационные воздействия, флюктуации гравитационного поля, различные деформации почвы также могут провоцировать перемещения камней.
На Переславщине было много таких камней: Лось-камень и Петух-камень на реке Нерли Волжской, легендарная каменная баба на Берендеевском болоте. Наконец, ещё один синий камень, найденный Иваном Борисовичем Пуришевым при земляных работах, теперь лежит на Красной площади Переславского кремля возле Спасо-Преображенского собора.