КИТЕЖ-ЯР Село Кидекша - древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму. Битва русколан с гуннами под Семивежьем на Москва-реке (15 мая 316 года). Также в то время сильно умножилось племя гуннов. И начали они беспокоить на Великой Ра-реке земли русколанские. И вновь восстав во главе гуннов, Морияр - князь многие народы на Востоке попленил. И так потом от Ра-реки дошел с ратями бесчисленными до Москвы-реки и Семивежья, и все крепости на пути сокрушил и пожег. Но нисколько не обеспокоился тем Дажень-яр, ибо в львиной природе князя было с пущей храбростью сражаться с большими силами, нежели с малыми. И так прошествовал Дажень-яр с сыном своим Бусом Белояром и в силе великой к Беловежью Залесскому. И там сам Бус обратился в Вышнему Свету и силам Сварожьим. И видел он в небе, как верхом на крылатых конях впереди ратей Сварожьих выступили небесные заступники Земли Русской братья Святибор и Мось, сыны Велеса. И слышал он, как Святибор рек брату своему Мосю праведному: «Да поможем мы родичам нашим Даженю и Бусу!» И вот в тот год, когда созвал Константин-царь первый собор в Ромее, а на Руси чтили праотцев Святибора и Мося, сошлись на поле под Семивежьем рати. И тогда и в Ромее, и на Руси одержали верх арияне, следующей Стезей Буса. И был слышен треск от ломления копий и от ударов мечей. И видели все рати Сварожьи в облаках, что явились на помощь князю Дажень-яру. А на земле впереди ратей русских выехали сами светлые братья Ягорий и Сурияр, а в облаках над ними в вихрях - братья Велесичи. И дали они сражение войску змееву Морияру. И в сражении том под Семью вежами они яростными ударами истребили многих тысячников и сотников Морияра вместе с их отрядами. И затем, спустя седьмицу, во второй битве под стенами Китеж-яра (Кидекша, что на Нерли недалеко от Суздаля) на реке Нерли вновь одержали верх рати Дажень-яра и Буса. И так заняли они крепость Китежа Суждальского. Дажень-яр вновь встречается с Навной.
Морияр и Навна похищают Милиду на Купале близ Китежа Залесского (современный Владимир). Бус, Златогор и Сурияр освобождают Милиду (июнь - июль 316 года). Дракон же лютый, князь Морияр, видя свое тяжелое поражение, решил с изворотливостью змеиной снискать для себя мир и братскую любовь. И он из стольного Моргуль-града обратился к Дажень-яру с посланием, отправив его через супругу свою Навну. И явилась Навна в Китеже-граде (небесный город) на яре высоком, на горе Студенце. И сошлась там с Дажень-яром (демиург), и говорила о мире и любви. И так вновь вспыхнула в сердце ее прежняя приязнь сердечная к князю великому, и напомнила она ему о сыне их Буримире, коему, и роду его, судьбою предназначено царствовать в Русколани, в то время как Бусу предстояло занять трон небесный. Но остудил ее пыл Дажень-яр, сердце коего было занято лишь Милидой. И вновь взревновала Навна к супруге его Милиде, и затаила обиду в сердце своем. Много труда стоило ей установить тогда мир между Дажень-яром и Морияром, и то лишь на время от сева и до сбора урожая, ведь по всей Руси не воевали в страдную пору. И в знак заключения мира Морияр отдал тогда дочь свою Заремиру в супруги Сурияру Яранаковичу. Сам же Дажень-яр в то время отправился к Белым горам, ибо настало время молений и очищений. Как заведено было по обычаю, там он каждый год шествовал, повторяя вякамандары, от Кияра к садам Ирийским. В тех же садах припадал он к источнику жизни, и отведывал от яблони мандариновой, что возросла от семени, данного в годы старые Бугумиру матерью Марою. И так Дажень-яр возвращал себе молодость и силу, так же как и праотец Богумир, проживший тысячу лет, и так же как отец его Вересень-яр, переживший два века человеческих. Сам же Дажень-яр уже оставил за плечами век, но был молод, как человек, только вошедших в силу свою. И так Дажень-яр с Ягорием утекли к Белым горам. А Семивежье и Китежские земли оставили на попечение Бусу Белояру, старшему брату его Златогору, а также воеводе Сурияру. И с ними осталась мать Буса - Милида, ибо то была земля ее отца Асеня Мудрого, внука Берендея-царя. И здесь у седых волхвов (См. Владимирское Залесье и Ярополчье Гороховецкое) обретали ведание тайное дети ее, младшие братья и сестры Буса. И тогда, воспользовавшись уходом князя, Навна в дни Купалы с коварным умыслом заманила сыновей Дажень-яра и мать их Милиду на капище Сурьи, что в Китеже Залесском (современный Владимир), ибо в те дни шла там свадьба Заремиры и Сурияра. И повелел он собирать детей вохвов, чародеев, жрецов и отдавать их в учение, дабы обучать праведной вере, и знаниями просветить ум и наставить их в служении истине. Многих же отроков, и всех своих детей, он собрал в Китеж-яре, и выстроил им обитель, и назначил над ними учителем мудрого Китальвана, доверив ему обучение. Каждый раз, когда князь приезжал в Китеж-яр совершать служение в память предков и отца его Дажень-яра, он заходил и в Китежскую обитель, собирал вокруг себя детей волхвов и жрецов. И те окружали его толпою, кто с книгами, кто со свитками в руках. И Бус велел им читать хором, а сам слушал и, весьма радуясь, гордился ими, что они и есть то сокровище предков, которое хотел обрести отец его Дажень-яр. И еще говорил он, как весною пробуждается природа, и солнцу радуется всякая тварь, и зацветают цветы, так и разум их пробуждается учением праведным, которое потом принесет благой плод. И пусть они теперь веселятся, в пору цветения юности, а после возвратятся просвещать роды свои. И из тех обителей вышли наши учителя, обладающие ключами к вратам истины, которые разнесли по всему миру свет Бусовой веры, предвечного знания о мире дольнем и горнем. И был очищен и возрожден канон Вед, который мы с тех пор храним и не утратим никогда, пока жив род наш. Ярилина книга См. Кидекша.
- Селище дьяковского типа Кибол 4, 2 в. до н.э. - 6 в. н.э. с. Кибол, 0,8 км. ЮЗ, на противоположном (правом) берегу р. Каменка. - Культурный слой Александровского монастыря, ранний железный век, XI-XIII, XIV-XVII вв. Северо-западная часть города, ул. Гастева, территория Александровского монастыря, левый берег р. Каменка. См. Поселения дьяковской к-ры (р.ж.в.) Суздальского р-на.
Мерянская культура Слово «суздаль» - фино-угорское слово. Междуречье Оки и Волги до Х в. почти все было занято финно-угорским племенем меря. Современные авторы выделяют в Волго-Клязьменском междуречье мерянскую культуру VI-IX вв. как метисную финско-славянскую.
В Х в. одна из групп угорских племен при переселении в Паннонию (среднее течение Дуная) прошла через земли Волго-Окского междуречья, о чем безымянный летописец, так называемый «нотарий короля Белы», сообщает, что угры под предводительством воеводы Альма тронулись из Скифии, а в окрестностях Киева переправились через Днепр. В предании об этом исходе венгров впервые упоминается «Susudal» на Руси, а также тот факт, что во время своего пребывания около Суздаля угры дали почувствовать горожанам свою свирепость и надолго оставили память о себе в названии урочища и речки Мжары.
Оживленная торговля шла по более полноводной и длинной реке Ирмизь, около Суздаля. Ее дугообразное русло уходит далеко в глубину плодородных опольных земель. В среднем ее течении, на левом берегу, по-видимому, уже в V в. н. э. размещалось небольшое городище, являвшееся скорее всего одним из зачатков ремесленных центров северной округи Суздаля. Большое количество курганов, расположенных по берегам Ирмизи, дает богатый вещественный материал, характеризующий районы торговых связей этой части Суздальщины в IX - XI вв. Так, в курганах, расположенных около с. Весь, были найдены монеты: Саманидские, Измаила сына Ахмеда 900 г., Мансура сына Нуха, чеканенные в Самарканде и Бухаре, монеты Буидские, Генриха I, чеканные в Рогенсбурге, богемские Болеслава, Вендские, датские Эстридсена, сына Свенда. В курганах около с. Шокшова находились монеты Самаркандские Измаила I и его сына, относящиеся к IX в., Буидские, Саманидские, Богемские X века. Обнаружено несколько монет и XI в.: Этельреда I, Оттона, X в., Бруно, епископа Вюрцбургского, 1033-1045 гг. Подобные же монеты были найдены и около с. Шелбова, расположенного на той же Ирмизи в верхнем ее течении. До XII в. здесь преобладало финское население, которое было здесь туземным. Славянская колонизация началась еще до XII в. из новгородской земли, а потом сюда хлынул поток из поднепровья, который привел к смешению народностей фино-угров и славян. Произошла великорусская нация. На формирование этой народности действовал также и географический фактор: природа, почва, климат.
Финно-угры поселились здесь в незапамятные времена. Еще историк VI в. Иордан уже называет племена, в названиях которых угадываются русские летописные названия эсты, весь, меря, мордва, чудь. Киевская летопись пишет о трех финских племенах: мурома, меря и весь на Белом озере. Многие эти племена растворились в славянском потоке, потому что не строили городов, были разъединены. Единственной властью у них были шаманы, волхвы. Но память о них сохраняет топонимика, география. Сотни рек носят имена, оканчивающиеся на -ва, -га, -да, -ла, -жа, -ма, -на, -ра, -ша: Кутва, Лысьва, Москва, Нарова, Нева, Протва, Ветлуга, Волга, Малога, Онега, Вологда, Вожа, Ковжа, Унжа, Кама, Кинешма, Кострома, Пышма, Чухлома, Сухана, Цна, Шексна, Жиздра, Сура (две), Колокша, Клокша, Шокша, Мокша, а также Алатырь, Арзамас, Ардашев, Неро, Нерль, Ока, Суздаль. На Киевском юге были реки чисто славянского происхождения: Березина, Буг, Ворскла, Горынь, Десна, Днепр, Днестр, Ильмень, Свирь, Супонь, Трубежь. Ока - это и есть собственно река. Название племени весь сохранилось в названии города Весьегомск в Тверской области, село Корелы. Эти племена отличались миролюбием и кротостью, поэтому встреча с ними славян носила мирный характер. Летописи молчат о борьбе с местными племенами. Если и упоминаются конфликты, то они носили религиозный характер. Русские называли финские племена одним словом чудь. Ключевский пишет: «Русские сразу почувствовали свое превосходство над ними; на это указывает ирония, которая звучит в русских словах, производных от однокоренного чудь: чудить, чудно, чудак». Мирны были и колонисты, потому что принадлежали к крестьянскому населению, искавшему спасения от набегов кочевников. Происходило заселение, а не завоевание края. Русское население преобладало, преобладало его влияние. Но есть и обратное влияние - в русскую среду проникло немало физических и нравственных особенностей растворивших в ней финнов.
В северо-западной части Суздальского кремля выявлены следы мерянского поселения, существовавшего до основания города: остатки жилой наземной постройки прямоугольной в плане формы со слегка углубленным в землю полом, тамбуром-сенями с северной стороны и печью-каменкой слева от входа, а также остатки очагов и печей-каменок от нескольких других подобных построек. При остатках этих сооружений найдены обломки лепных горшковидных сосудов без орнамента, мерянского типа, которые могут датироваться VIII – нач. X в.
Украшения мерян, IX - XI вв.
Языческие амулеты
Мерянские поселения раннего средневековья (2-я пол. 1-го тыс. н.э.) - Боголюбово. Городище 1 (Боголюбовское), 9-10, 12-13, 14-17 вв. Центральная часть поселка Боголюбово, левый коренной берег р. Клязьма. В небольшом количестве найдена лепная керамика мерянского типа. - Боголюбово. Селище Сунгирское, 8-11 вв. 1 км. к юго-западу от юго-западной окраины пос. Культурный слой под валом городища. Керамика лепная финно-угорская (мерянская), лепная и раннегончарная древнерусская. Мерянская керамика принадлежит грубым лепным сосудам с примесями шамота в глиняном тесте, с шероховатой поверхностью, как правило, без орнамента, иногда с оттисками гребенчатого штампа под шейкой. Форма сосудов – относительно высокий горшок близкой к баночной формы с чуть расширяющимися стенками и приземистые мискообразные, хорошо профилированные сосуды. - Весь. Селище 1, 10-13 вв. 0.3 км. к северо-западу от западной окраины с., правый берег р. Ирмес. Керамика лепная, мерянского типа, гончарная древнерусская. - Весь. Селище 4, 10-13, 14-17 вв. Керамика лепная, мерянского типа, гончарная древнерусская, а также позднесредневековая. - Гнездилово. Селище 2, 10-13 вв. 1.5 км. к северо-востоку от с., левый берег р. Мжара. Керамика лепная, мерянского типа, лепная и гончарная древнерусская. - Гнездилово. Селище 4, 10-13 вв. Керамика лепная, мерянского типа, и гончарная древнерусская. - Горицы. Городище, р.ж.в., 2-я пол. 1-го тыс. н.э. 3 км. к югу от с., мыс левого коренного берега р. Рпень между двумя оврагами. площадка трапециевидная в плане, размерами 60х30-40 м., протянулось с запада на восток, возвышается над поймой на 20-22 м., с напольной восточной стороны - сопковидный вал высотой до 7 м., длиной 24 м. и сильно размытый ров перед ним глубиной до 4 м. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная, дьяковской к-ры, и мерянская. Установлено, что у южного склона вала культурные отложения залегают под основанием насыпи и содержат обломки сетчатой керамики.
- Мерянское селище Кибол 1, VII-IX вв. 0.75 км. к востоку юго-востоку от с., склон противоположного от него правого берега р. Каменка. Площадь ок. 5 га. Керамика лепная неорнаментированная, мерянского типа, бронзовая застежка-сюльгама, железные предметы, отнесенных к 7-9 вв. - Селище Кибол 1а, VII-X вв. с. Кибол, 1,2 км В от церкви, правый берег р. Каменка. - Мерянское селище Кибол 3, VIII-X вв. 0.7 км. к югу от с., противоположный от него правый берег р. Каменка, 50 м. к югу от селища 2. Керамика лепная неорнаментированная, мерянского типа, 8-10 вв. - Селище Кибол 6, VII-X вв. с. Кибол, юго-зап. окраина села, 0,5 км ЮЗ от церкви. - Селище Кибол 7, VII-X вв. с. Кибол, 1,4 км к востоку от села. - Селище Кибол 9, IX-X вв. Суздальский р-н, с. Кибол, 0,9 км. к северо-западу от западной окраины. - Селище Поганое озеро 2, VII-X, XI-XIII вв. с. Кибол, 2,7 км. ССЗ от северной окраины, юго-западный берег оз. Поганое.
- Кидекша.Городище, р.ж.в., 2-я пол. 1-го тыс. н.э., 11-13, 14-17 вв. Восточная окраина с., правый коренной берег р. Нерль при вхождении в ее долину р. Каменка, левый берег последней. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, дьяковской к-ры, лепная гладкостенная, предположительно поздних этапов развития дьяковской к-ры, и мерянская, 2-й пол. 1-го нач. 2-го тыс. н.э. - Кистыш. Селище, 2-я пол. 1-го тыс. н.э. 2 км. к северо-востоку от с., правый берег р. Кестра, правого притока р. Ирмес. - Мерянское селище «Кистыш»,VI-X вв. с. Кистыш, 2 км СВ, правый берег р. Кестра. Керамика лепная неорнаментированная, мерянского типа. - Селище «Кистыш-9», IX-X вв. с. Кистыш, 2,2 км СВ, правый берег р. Кестра. - Селище «Кистыш 10», IX-X вв. с. Кистыш, 1,35 км к СВ, левый берег р. Кестра. - Красное. Селище 1, 10-13 вв. У северо-восточной окраины с., правый берег р. Нерль. Керамика лепная неорнаментированная, мерянского типа, гончарная древнерусская, куски печины, а также болотной железной руды. - Красное. Селище 3, 8-10, 11-13, 14-17 вв. Керамика лепная, мерянского типа, 8-10 вв., гончарная древнерусская и позднесредневековая. - Сельцо. Селище 1, 8-10, 11-13, 14-17 вв. Территория с., близ Покровского м-ря г. Суздаля, правый берег р. Каменка. Керамика лепная, мерянская 8-10 вв. - Спасское-Городище. Селище, р.ж.в., 2-я пол. 1-го тыс. н.э. 0.45 км. к северо-востоку от с., всхолмление правого берега р. Нерль близ устья безымянного ручья. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, дьяковской к-ры, а также гладкостенная, поздних этапов развития дьяковской к-ры и мерянская. - Улово. Селище, 8-10, 11-13 вв. 0.2 км. к северо-западу от церкви с., левый берег р. Уловка. Керамика лепная неорнаментированная, мерянского типа. - Якиманское. Городище, р.ж.в., 2-я пол. 1-го тыс. н.э. Северная окраина с., у церкви, мыс правого коренного берега р. Нерль при вхождении в ее долину оврага с протекающим по его дну ручью. В верхних горизонтах культурного слоя найдены обломки лепных неорнаментированных сосудов позднего этапа развития дьяковской к-ры и мерянских VI-X вв. Ниже, под песчанистой прослойкой без находок, обнаружен горизонт с лепной посудой, имеющей сетчатые отпечатки на внешней поверхности, дьяковской к-ры.
В нач. Х в. название финских племен, проживавших на северо-востоке Руси, исчезает как этнографический термин. В начале следующего столетия он заменяется другим - «Ростовская земля», а в сер. XI в. получает свое полное название – «земля Ростовская и Суздальская», которое устанавливается в конце княжения Юрия Долгорукого.
СУЖДАЛЬ/СУЗДАЛЬ Разбирая происхождение слова Суздаль, некоторые ученые полагают, что князья здесь народ судили, отчего и произошло название Суждаль. Некоторые ученые выводили его от греческих слов «сос дулос» («твой раб»). Другие связывали название города с финским словом «susi» (или эстонским «suzi») - «волк». Такой версии еще в XIX в. придерживался ученый Д. Европеус, однако, по свидетельствам современной науки (в частности, А.С. Халипова), слово это бытует только на западе Финляндии. У соседних же с меря племен «волк» зовется совсем по-другому: у карелов - «хукка», у вепсов – «хяндиказ», у мари - «пире», у мордвы – «верьгиз». Еще по одной версии, разгадку названия «Суздаль» можно найти в местной природе, так как в окрестностях города росло очень много смородины. Карелы называют ее «сеструой», вепсы - «сестрикад», мордва - «шукштору». Ученые считают, что вполне логично предположить, что и у меря (их язык близок к мордовскому) название этой ягоды звучало как-то похоже (предположительно «суштар»), а звук «р» в конце со временем заменился на «л». Документально доказано, что в древнерусском языке в XI - XIII вв. происходило озвончение глухих согласных, и мережское «суштал» стало названием русского города с особенностями местного древнерусского говора - «Суждаль». Некоторые считают, что слово «Суждаль» происходит от иранского «Сугда», то есть «сияющий», или от русского «Сурож» (Согласно «Книге Велеса», Сурож был русским городом, столицей Сурожской Руси на Черном море, где славяне жили с VIII в. до н.э. См. Былина «Суровец (Суздалец)»). Таковы лишь некоторые гипотезы о происхождении названия города.
Легенда об основании Суздаля записана летописцем ХVIII в. Ананием Федоровым и повествует о том, что после всемирного потопа и смешения языков, появились на свет три брата из племени Иафетова: Сан, Авесархан и премудрый Асан. Прийдя на землю русскую, первые два построили много городов близ Варяжского моря, в том числе и Великий Новгород, а третий брат Асан отправился в дикие леса и топи, где основал город, по своему суждению Суждаль.
*** Последний киевский князь Святояр вместе со своей семьей был повешен готами конунга Триедорея в 543 г. Династия Святояра тогда не была пресечена, ибо его сыновья Пирогощ, Радогощ и Моска княжили в землях Дунайской и Карпатской Руси, то есть на Волыни. Впоследствии Пирогощ стал родоначальником князей южных славян (сербов и хорват).
В 597-598 гг. род Моска (Мусокия) был вынужден переселиться на Север с Дуная (античного Истра). В новые земли, согласно «Книге Велеса», пришли роды радимичей и вятичей. Об этом же говорит и «Повесть временных лет», в которой сказано, что вятичи ведут свой род от патриарха Вятки, пришедшего вместе с братом Радимом «от ляхов», точнее - из Волыни. Предания, помещенные в «Хронографе Дорофея», гласят: «В 167 г. (597 г.) от Карпатского Исхода князь великий Моска Святоярыч после Маврикия короля римского 14-е лето пришел из Новгорода Дунайского в Суждаль...» Город Новгород Дунайский (Новиетун) находился тогда, по свидетельству готского историка Иордана, у истоков Дуная. Моск Святоярич был избран «единым князем» (Лют II, 6:2) и стал заботиться о единстве славян. И было это в 597 г. Это год начала правления князя Моска и год исхода славян с Дуная в Суждальские земли. А потом Моск отправился «изыскать места, где ему создать град престольный великому княжению своему». И вот он попал в долину Москвы-реки. См. Основание Москвы.*** Новгородские славяне самовольно отправлялись на север и восток искать лучшей доли. «Охочим людям» трудно было жить у себя, они искали простора для своей силушки богатырской. Таких людей было много и в Новгороде, где борьба народных партий на вече и бои концов появляются уже на первых страницах летописи Нестора: «Воста родъ на родъ». Новгородские «повольники», недовольные своими домашними порядками, начинали искать «широкое раздолье». Поэтому они охотно селились в пределах Ростово-Суздальской земли, постепенно занимали здесь удобные и плодородные места - в основном по берегам судоходных рек. Да и сами славяне, как известно, двигались всегда по рекам, которые в древнейшие эпохи человечества были единственно удобным путем сообщения. Колонизация Ростово-Суздальского края проходила без всяких войн и кровопролитий, потому что земли здесь было так много, что ссориться из-за нее не приходилось. Были среди первых колонистов-новгородцев люди богатые и независимые, которые, завладев землей, становились землевладельцами. Они уже совсем не зависели от Великого Новгорода и часто сами приглашали к себе разного рода «сходцев» из низших классов земледельческого и промышленного люда; те, поселившись на их землях, становились к ним в обязательные отношения. В погоне за княжением в богатых городах, из-за бесконечных родовых счетов и распрей князья постоянно враждовали между собой. В междоусобных войнах победитель обычно выжигал села и города противника - то, чего нельзя было забрать с собой. Имущество и скот побежденных составляли добычу князя и его дружины, челядь обращалась в рабов, которых на восточных базарах продавали наравне с мехами, медом, кожей и другими товарами. К тому же на юге славянам не давали покоя печенеги, половцы и другие кочевники. Князья, занятые своими междоусобицами, не только не защищали народ, но часто сами приводили чужеземцев на Русскую землю. Степняки жгли их поселки, угоняли скот, грабили дома, славянских жен запрягали в соху, дочерей насиловали… Князь Владимир Мономах на съезде на Долобском озере (близ Киева) так говорил о беззащитности южнорусского земледельца: «Выйдет смерд весною пахать, приедет половчанин, застрелит его, а лошадь его, и жену, и детей возьмет себе и гумно зажжет».
Тяжелое положение заставляло людей искать лучшую долю, которая в их представлениях лежала в невозделанных северо-восточных краях. Шли они «сквозь вятиче» и селились в Ростово-Суздальской земле, где было тихо, спокойно и безопасно. Сильные натуры стремились в эту страну чудес и волшебства еще и удаль свою показать, и померяться силами со злыми чудищами. Недаром былинный богатырь Алеша Попович сражается с Тугарином-Змеем близ Ростова - в дикой стране народа меря. В науке эта колонизация считается вольной. Отношения славян и местного населения были добрососедскими, так как финны уже в древние времена считались самым мирным племенем среди обитателей Европейского Севера. Такое же впечатление произвели они и на русских, были уступчивыми, да и делить им было нечего - земли кругом много, на всех хватало. Местные племена (в большинстве своем финские) сливались со славянами, постепенно теряя свою самобытность и собственный язык, но еще долго сохранявшие традиционные обычаи и верования.
Первым из городов, возникших в Залесье, был Ростов, который упоминается в летописи уже в 862 г. См. Ростов Великий.
Во второй пол. IX в. наряду с вольной начинается княжеско-военная колонизация Ростово-Суздальской земли, которая заключается в разделе князем земель и основании в военных целях поселений и крепостей. Жителей для этих поселений князья выбирают или из «охочих людей», привлекая их разными льготами, или выводя колонистов из уже существовавших поселений. Уже первые русские князья Рюрик и Олег, расширяя свои новгородские владения, мало-помалу завладевали землями на восток и на север. С усилением княжеско-военной колонизации усилилась в этих краях и власть князя. Однако славянская колонизация Ростово-Суздальской земли вначале шла медленно, и до нач. XII в. этот край считался бедной, глухой и отдаленной окраиной, в которой первые русские князья даже не хотели жить постоянно. Предоставив управление ею своим наместникам, сами они лишь изредка наведывались сюда, а если и давали здешним городам князей - то самых младших из княжеского рода. Наряду с княжеско-военной в науке отмечается и монастырская колонизация, и первыми представителями христианской веры в Ростово-Суздальской земле являются сам князь и его дружина. В существующих поселениях или на незаселенных местах основываются церкви, которые в свою очередь становятся центрами новых поселений. Появляются и первые подвижники-аскеты, которые проникают вглубь леса уже не по рекам, а через непроходимые дебри. Вдали от жилья человеческого они ставят себе кельи, и мало-помалу к ним присоединяются «охочие люди», жаждущие уже не добычи и прибыли, а умиротворения совести; ищущие не приволья, а подвига христианского и спасения души. Кельи отшельников огораживаются тыном, ставится церковь, колокол которой впервые нарушает тишину девственного леса. Так зарождается сначала община, потом зачинается монастырь, около которого вскоре появляется поселение. Со временем из монастыря выходят новые подвижники, которые устраивают новые обители. Так в дикой прежде стране возникает культура, проводниками которой становятся князь и епископ, города и монастыри. Со временем появляются торговля и промышленность, которые приводят к четвертому типу колонизации Ростово-Суздальской земли. Появляются новые центры - ярмарки, базары или просто склады товаров, около которых скучивается народ и постепенно возникают новые поселения.
В результате археологических раскопок, которые постоянно ведутся в Суздале с середины прошлого века, было установлено, что первоначальное поселение располагалось на склоне узкого мыса, омываемого с трех сторон рекой Каменкой и ее левым притоком - Гремячкой. Занимало оно значительную часть территории нынешнего кремля, и уже в Х в. здесь были возведены укрепления, что говорит о нерядовом характере поселения. См. Суздальский Кремль.Курганный могильник «Мжарский» («Панки») Мжарский могильник - некрополь средневекового Суздаля. Некрополь Суздаля X-XII вв. находится на юго-восточной окраине современного города, на правом возвышенном берегу р. Мжары, при ее впадении в р. Каменку, ок. 1 км. к юго-востоку от южных валов Суздальского кремля. Курганная группа, насчитывающая 359 насыпей, большая часть которых раскопана исследователями в разные годы XIX-XX вв. Размеры курганов варьируют от 0,4 до 1 м. в высоту и от 2,5 до 8 м. в диаметре. Курганы располагаются на площади ок. 250х150 м. двумя группами: группа I - по берегу Каменки, группа II - по берегу Мжары. В группе II преобладали насыпи с кольцевыми ровиками у основания; в группе I ровики чаще всего полукольцевые, нередко вместо них фиксируются ямы, из которых бралась земля для возведения насыпи. Исследованы (А.С. Уваров 1851-1852 гг.; А.Ф. Дубынин 1927, 1937 гг.; В.В. Седов 1967, 1968, 1970 гг.; В.П. Глазов 1968 г.; М.А. Сабурова 1974-1982 гг.) 342 кургана. Умерших хоронили по обряду трупоположения (иногда со следами частичного сожжения) в подкурганных могильных ямах. В могилах обычно имелись деревянные внутримогильные сооружения: клети, колоды, гробовины, с западной ориентировкой. Детские захоронения часто совершались на материке. Размеры и глубина могил зависели от пола, возраста и социальной принадлежности погребенных. В большинстве курганов отсутствует погребальный инвентарь - находки вещей встречены лишь в 51 захоронении. В мужских погребениях обнаружены пуговицы и остатки тканей от воротников, в женских - преимущественно украшения. Это височные кольца перстневидные и трехбусинные, перстни, стеклянные бусы и бисер, шитые золотыми нитями воротники. Из импорта можно отметить скандинавскую железную тордированную шейную гривну, чьи ближайшие аналогии известны по находкам в Северной Европе: Дании, Швеции, Норвегии и на Аландских островах, что также указывает на обширные торговые связи Суздальской округи. Мжарский могильник отличается полным отсутствием этноопределяющих украшений, бытовых предметов и орудий труда, характерных для сельских кладбищ. Наличие дорогих серебряных ювелирных изделий, привозных шелковых и шитых золотыми нитями одежд говорит о том, что многие похороненные в этом могильнике люди относились к знатной и зажиточной прослойке суздальского населения.
Суздаль при князе Владимире Красное Солнышко В 982 году Великий киевский князь Владимир Святославич совершает поход в земли Северо-Восточной Руси, когда происходит «окняжение» этих удаленных земель. По данным В.Н. Татищева во время этого похода был основан город Суздаль. В своей «Истории Российской”, основанной на недошедших до нас исторических источниках, он пишет, что в 982 году князь Владимир “иде в поле и, покорив землю польскую, град Суздаль утвердил”.
В 990 г., заботясь об укреплении северо-восточных рубежей Руси и утверждая во всех ее пределах христианство, святой князь Владимир положил основание городу Владимиру на Клязьме. Заселив новый город киевлянами, крещенными ранее, великий князь киевский крестил и часть местного населения. В Киевском Синопсисе сказано: «Владимиръ Святый съ присланными отъ Святейшаго патриарха Цареградскаго Николы тремя епископы, Иоакимомъ, Феодором и Фомою, пойде изъ Киева въ страны Суждальския и Ростовския и заложи тамо градъ надъ рекою Клязьмою и нарече его первымъ своимъ именемъ Владимиръ… Постави же тамо Владимиръ и церковь во имя Пресвятыя Богородицы и епископа Феодора остави». В Российском Синопсисе сказано: «Владимиръ святый съ присланными отъ святейшаго патриарха Сергия (ошибка: в это время патриархом был Николай Хризоверг) тремя епископы, Иоакимомъ, Феодоромъ и Фомою, пойде во страны Суздальския и Ростовския, крестилъ здесь жителей и епископа Феодора остави». В Минеях-Четьих, в житии Св. князя Владимира от 15 июля сказано: «Поемши Владимиръ пришедшие къ нему еписопы, пойде съ ними въ страну Словенскую, въ страну Залесскую, въ область Ростовскую и Суждальскую… и повелел крестити людей всюду и даде имъ епископа». В Ипатиевской летописи сказано: «В лето 6498-е пойде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростоветей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Владимир, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную; повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора». В Степенной книге XIV в. сказано: «Въ лето 6498 (а отъ Рождества Христова 990) отъ Киева подвижеся блаженный Владимиръ шествовати въ Суждальскую землю, вземъ съ собою двухъ епископовъ, иже приидоша къ нему въ Корсунь съ Митрополитомъ Михаиломъ, послани отъ Святейшаго патриарха Фотия (ошибка: в это время был патриарх Николай Хризоверг) и въ Земли Суздальстей вся люди крестиша; тамож и град заложи святыя же и красен, и в свое имя нарече его Владимир на реце Клязьме, в нем же и церковь постав деревянную во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея УспенияПодвизашеся самъ Владимиръ со епископы, наказуя люди благочестию...». В Хронографе, написанном под именем Дорофея Монемвассийкого, сказано: «Въ лето 6498 Великий князь Владимиръ крести всю землю Суздальскую». Густынская летопись говорит: «В лето 6498, поиде Володимеръ въ землю Словенскую и страну Залесскую, въ Суждальстей области и Ростовстей… повеле людей повсюду крестити и церкви ставити, даде же имъ перваго епископа Феодора». Настенная надпись у мощей святителя Федора, сделанная в 1635 г. архиепископом Серапионом по указу Царя Михаила Федоровича: «Въ лето 6498 первый благоверный и великий князь Владимиръ просвети Суждальскую землю святымъ крещениемъ и паству вручи епископу Феодору».
Существует предположение, что обитель святителя Василия (см. Свято-Васильевский монастырь.) обязана своим основанием святому равноапостольному князю Владимиру, который во время пребывания в Суздале просветил здешних жителей святым крещением и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители. В подтверждения такого мнения можно привести то обстоятельство, что все древнейшие церкви во имя Василия Великого в городах, современных началу христианства в России, имеют своим основанием равноапостольного князя Владимира. Это храмы в Киеве, Овруче, Владимире-Волынском и проч. В пользу этого предположения говорит также особенное уважение к Васильевскому монастырю Российских князей и многих царей, выражавшееся в наделении его вотчинами. Предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря.
В состоянии язычества Суздальцы поклонялись: Велесу, Перуну, Яруну, Облупе (праздновали, когда рожь облупливалась, колосилась), Купале и Туру (богу плодородия, сладострастия). Следы поклонения этим богам сохранились в названиях улиц города: от Яруна – Ярунова улица, от Пиная – слобода Пинаиха (при нынешнем въезде от Владимира), от Облупы – Облупа. А бог сладострастия и плодородия Тур дал название селам Турабьеву, Туртину, дер. Турыгино. 24 июня (7 июля по н. стилю) суздальцы праздновали Ивана Купалу на Всполье в северной части города. Ключарь Ананий Федоров в своем «Историч. Собр. О гр. Сужд.» о происхождении Суздальского соборного храма говорит, что он имеет свое начало от равноапостольного князя Владимира. В этом храме новокрещенные Суздальцы в первый раз увидели и услышали христианское богослужение. Торжественное и умилительное архиерейское богослужение, совершаемое святителем Феодором, с глубоким благоговением, производило на юных христиан сильное впечатление, и вера Христова укреплялась в сердцах их. Но многоплодная миссионерская деятельность святителя Феодора среди мирных жителей Суздаля продолжалась не долго,- только до открытия епархиальной епископской кафедры в Ростове.
Жители города Ростова в первый раз слушали Евангельское учение в 990 г. из уст первосвятителя Михаила, посетившего Ростов на пути из Новгорода, в сопровождении четырех епископов. Апостольские труды первосвятителя и его сподвижников имели небольшой успех в Ростове. «Ревностные благовестники», свидетельствует Никоновская летопись, «крестили здесь безчисленное множество людей, воздвигли многия церкви, рукоположили пресвитеровъ и диаконовъ, устроили клиръ,- но не искоренили язычества», замечает при этом летопись. Но большинство населения города отказалось креститься и враждебно относилось к христианским священникам. В 991 г. Федор был рукоположен в епископы Ростова. В 991 г. была учреждена Ростовская епархия. Епископ Федор построил в Ростове дубовый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Составитель жития св. Леонтия об этом храме говорит: «и церковь поставив в Ростове во имя Владычица нашея Богородица Приснодевица Мария и устрои ю чудну вельми»; в другой редакции этого жития читаем: «юже (церковь в Ростове) бе создалъ Феодоръ, прежде его (св. Леонтия) бывший епископъ, отъ древъ дубовыхъ, бяше же вельми чудна, такая же не была на Руси и потомъ не будетъ». Рукописное житие Авраамия Ростовского говорит: «епископъ Феодор изнеможаше отъ гражданъ злобы ихъ терпети, и отъиде, въ него же место присланъ бе въ Ростовъ другий епископъ Илларионъ». В житии св. Леонтия Ростовского сказано: «поставленъ бысть епископомъ граду Ростову, иже ту бывшимъ прежде его епископомъ, Феодоръ и Илларионъ, и избегоша, не терпяще неверия и многаго досаждения отъ людей». В другой редакции этого жития, после замечания, что св. Феодор много поучал Ростовцев вере христианской, читаем: «но не можаше ихъ уверити до конца, понеже искони злому ихъ неверствию вкоренившуся. И изгнанъ бысть отъ нихъ». В Степенной книге читаем: «епископи Феодоръ и Илларионъ изгнани быша изъ Ростова отъ неверныхъ людей».
Проповедь христианства, начатая Феодором, была враждебно встречена язычниками и святитель удалился из Ростова в Суздаль и здесь, «насаждя семя святой веры въ неверныхъ, апостольски трудяся». Именно тогда якобы появился в Суздале храм во имя Пресвятой Богородицы. По сообщению надписи 1635 г. в ризнице Богородице-Рождественского собора Суздаля: «Приемъ святитель Феодоръ паству словесныхъ овецъ въ Суждальстей земле и видя ихъ помраченными многобожия прелестию, первее сотвори къ Богу съ постомъ и со слезами довольную молитву, начать потомъ, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, возделывая слезами и многия плодя (производя) труды и подвиги апостольские, труждаяся, идольския капища разрушая; храмы же святые въ техъ местахъ во славу Божию созидая и украшая; множество народа развращенна уловивъ въ веру Христову не точию во граде, но и въ окрестныхъ его местехъ, моля, уча и наказуя старыя яко отцы, юныя яко дети. И тако многими своими труды и поты свирепство претвори, преложивъ ихъ изъ свирепыхъ волковъ въ кроткия агнцы. Зряще бо народъ богоугодное житие его и кроткий нравъ. И слышаше богодухновенное учение его. Но премногу удивляющеся, обращахуся въ веру Христову и приимаху святое крещение».
В Ростове была создана епархия и еще как минимум в Новгороде (а по некоторым данным - также в Белгороде Киевском, Переяславле и Чернигове). При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 г. была учреждена епархия у печенегов, по-видимому, недолговечная.
Вместе с православными миссионерами на Русь чрезвычайно рано проникали и сторонники различных византийских ересей, в частности, богомильства. Из найденного в 2000 г. Новгородского кодекса явствует, что в 999 г. некий монах Исаакий был поставлен попом в богомильской (или околобогомильской) общине в Суздале. Монах Исаакий был поставлен попом в Суздале в церкви святого Александра-Армянина. В 987 г. Киевский князь Владимир сажает в Ростов своего третьего сына Ярослава (ок. 987- ок.1010 гг. - князь ростовский), утверждая город как административный центр. В 1010 г. когда ростовским князем стал святой Борис, епископ Феодор вернулся в город, но после убийства Бориса святитель был вновь изгнан из города и возвратился в Суздаль где скончался около 1024 г. См. Феодор I епископ Ростовский (Суздальский).
В 1024 г. жители Суздаля терпели сильный голод, пользуясь этим несчастьем, языческие волхвы произвели возмущение между суздальцами, уверив их, что голод происходил от того, что старые женщины «си держатъ гобило», вследствие чего началось избиение женщин. Это зверское избиение женщин скоро приняло такие громадные размеры, что для прекращения возмущения потребовалось вмешательство великокняжеской власти. Великий князь Ярослав сам лично явился в Суздаль и частично словами увещания, частично казнями главных виновников – волхвов, востановил мир и порядок в Суздальской земле. В 1071 г. два волхва в Ростовской земле, также в голодную пору, убивали «лучших женъ, уверяя, что оне въ самихъ себе содержатъ жито, медъ и рыбу».
- Древнерусское селище «Михали» (Михайловская Слобода), 11-13, 14-17 вв. Территория близ церкви Флора и Лавра, правый берег р. Каменка. Протянулось от перекрестка ул. Михайловская и Колхозная вверх по течению реки, размеры ок. 300х80 м. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая. На территории современного Суздаля в месте впадения реки Мжары в Каменку, в древности располагалась Михайлова слобода, принадлежащая брату Всеволода Михалке.
Северная часть Суздальского посада - Городище города Суздаля, XI-XVIII вв. Центральная часть города, территория Кремля и посада в пределах валов, левый берег р. Каменка. - Древнерусское селище «Дмитриевская слободка» («Дмитриевская слобода»), XII- XVI вв. Южная окраина города, территория Музея деревянного зодчества, правый берег р. Каменка. - Культурный слой Андреевского монастыря и слободы «Кожевники», XI-XIII, XIV-XVII вв. Западная часть города, ул. Шмидта, правый берег р. Каменка. - Культурный слой Васильевского монастыря, XI-XIII, XIV-XVII вв. Восточная часть города, территория Васильевского монастыря, левый берег р. Каменка. - Культурный слой Ризоположенского монастыря и прилегающих слобод, XI-XIII, XIV-XVII вв. Центральная часть города, ул. Ленина, Гастева, Крупской, Энгельса, территория Ризоположенского монастыря, левый берег р. Каменка. - Культурный слой Спасо-Евфимиева монастыря, XI-XIII, XIV-XVII вв. Северо-западная часть города, территория Спасо-Евфимиева монастыря, левый берег р. Каменка. - Культурный слой Александровского монастыря, ранний железный век, XI-XIII, XIV-XVII вв. Северо-западная часть города, ул. Гастева, территория Александровского монастыря, левый берег р. Каменка. - Культурный слой Введенского монастыря, XI-XIII, XIV-XVII вв. Южная часть города, ул. Ленина, близ Знаменской церкви, правый берег р. Каменка. - Культурный слой Борисоглебского монастыря, XI-XIII, XIV-XVII вв. Юго-западная часть города, ул. Толстого, Некрасова, Герцена, близ Борисоглебской церкви, правый берег р. Каменка. - Культурный слой, валы, рвы города Суздаля X-XIII, XIV-XVII вв. Северная граница памятника археологии (слева направо) по ул. Коровники от излучины реки Каменка, далее по ул. Гоголя до бульвара Всполье; восточная граница идет по бульвару Всполье, ул. Садовой, включает Васильевский монастырь, проходит по восточной границе огородной части ул. Михайловской до ул. Колхозной; южная граница памятника от ул. Михайловской идет по северной огородной части ул. Колхозной, пересекает реку Мжара, далее по ул. Владимирской; западная граница от ул. Владимирской проходит по ул. Широкой, ул. Некрасова, западной границе Ильинского луга, по ул. Стромынка, включает в себя западную и северные границы района Сельцо. - Культурный слой Покровского монастыря и прилегающих слобод, XIV-XVII вв. Северо-западная часть города, ул. Покровская, Красноармейская, территория Покровского монастыря и прилегающих слобод, правый берег р. Каменка. - Сельцо. Селище 1, 8-10, 11-13, 14-17 вв. Территория села, близ Покровского монастыря Суздаля, правый берег р. Каменка. Размеры ок. 300х70 м. Частично занято постройками, распахивается под огороды. Керамика лепная мерянская 8-10 вв., гончарная древнерусская и позднесредневековая, в том числе сероглиняная, красноглиняная, чернолощеная. - Сельцо. Селище 2, 11-13, 14-17 вв. Северо-западная окраина села, правый берег р. Каменка. Протянулось вдоль берега с севера на юг, размеры 180х70-90 м., высота над рекой 7-8 м. Керамика гончарная древнерусская 12-13 вв., и позднесредневековая, в том числе красноглиняная, белоглиняная и чернолощеная. - Сельцо. Селище 3, 11-13 вв. Южная окраина села, правый берег р. Каменка, 50 м. от русла. Частично застроено, занято огородами. Керамика гончарная древнерусская. - Селище «Пушкарское», XI-XIII, XIV-XVII вв. Южная часть города, ул. Пушкарская, Ленина, Иринина, близ зданий Земской управы, Земской больницы, правый берег р. Каменка. - Селище «Мининское», XI-XIII вв. 1,5 км. южнее от Владимирской заставы, правый берег р. Мжара. - Грунтовый могильник «Мининский», XI-XII вв. 1,5 км. южнее от Владимирской заставы, правый берег р. Мжара.
Славянские поселения раннего и развитого средневековья (10-13 вв.) - Селище «Заберезье 1», XII-XIII вв. с. Зернево, 2 км к ЮВ от восточной окраины села, 0,1 км к СЗ от урочища Заберезье. - Селище «Заберезье 2», XII-XIII вв. с. Зернево, 2,1 км к ЮВ от восточной окраины села, урочище Заберезье. - Селище «Заберезье 3», XII-XIII вв. с. Зернево, 1,95 км к СВ от с. Зернево, 0,2 км к С от урочища Заберезье .
- Селище «Зернево 1», XII-XV вв. с. Зернево, 0,65 км к С от села, урочище Рожново, левый берег р. Уршма. - Селище «Зернево 2», XII-XV вв. с. Зернево, 0,35 км к С от села, правый берег р. Уршма. - Селище «Зернево 3», XII-XIII вв. с. Зернево, 1,9 км к СЗ от села, левый берег р. Уршма. - Селище «Зернево 3а», XII-XIII вв. с. Зернево, 2,1 км к СЗ от села, левый берег р. Уршма. - Злобинские курганы, XI – XII вв. с/х Коммунар, 3 км СЗ д. Злобино. - Селище “Глазово”, XI-XIII, XIV-XVII вв. с. Глазово, зап. и центр. части территории села.
- Селище «Кистыш-2», XI-XIII, XIV-XVII вв. с. Кистыш, 1,6 км СВ от сев.-вост. окраины, правый берег р. Кестра. - Селище «Кистыш-3», XI-XIII, XIV-XVII вв. с. Кистыш, 0,3 км к западу от северо-западного края села. - Селище «Кистыш-4», XI-XIII, XIV-XVII вв. с. Кистыш, 0,1 км ЮЗ от церкви, левый берег ручья (правый приток р. Кестра). - Селище «Кистыш-6», XI-XIII, XIV-XVII вв. с. Кистыш, у церкви, юго-западная часть села. - Селище «Кистыш-7», XI-XIII, XIV-XVII вв. с. Кистыш, северо-западная окраина села. - Селище «Кистыш-8», XI-XIII, XIV-XVII вв. с. Кистыш (сев.-вост. часть села, к С от школы). - Селище «Кистыш 11», XII-XIII вв. с. Кистыш, 2 км к ЮЗ, левый берег р. Кестра.
- Селище «Константиново 1», XII-XIII вв. с. Константиново, 1,1 км к С, левый берег р. Тумка. - Селище «Константиново 2», XII-XIII вв. с. Константиново, 1,9 км к С, левый берег р. Тумка. - Селище «Константиново 3», XII-XIII вв. с. Константиново, 2,45 км к СВ, левый берег р. Тумка. - Селище «Константиново 5», XII-XV вв. с. Константиново, 1,57 км к СВ, левый берег р. Тумка. - Селище «Константиново 5а», XII-XV вв. с. Константиново, 1,68 км к СВ, левый берег р. Тумка.
- Селище «Мало-Борисково», XII-XV вв. с. Малое-Борисково, территория села, левый берег р. Нерль. - Селище “Менчаково-1”, XI-XIII, XIV-XVII вв. с. Менчаково (приречная территория села, левый берег р. Ирмес).
- Курганная группа «Овчухи-1», XI-XII вв. Юго-восточнее с. Овчухи, высокое плато. - Курганная группа "Панки" (Телепниха), XI-XII вв. 2 км ЮЮЗ от д. Телепниха на левом берегу р. Подыкса. - Курганы "Могилки", XI-XII вв. 2,5 км. севернее с. Суворотское, левый берег р. Барминка. - Селище «Суворотское 5», XIII- XV вв. - Селище «Суворотское 6», XIII-XV вв. - Селище «Суворотское 7», XIII-XV вв.
- Селище «Тарбаево 1», XII-XIV вв. с. Тарбаево, 1,9 км к СВ от села. - Селище «Тарбаево 2», XII-XIV вв. с. Тарбаево, 2,2 км к ССВ от села. - Селище «Тарбаево 5», X-XIV вв. - Селище «Тарбаево 6», X-XIV вв. - Селище «Тарбаево 7», X-XIV вв.
- Селище «Туртино 1», XII-XVII вв. с. Туртино, центральная и северная часть села. - Селище «Туртино 2», XII-XVII вв. с. Туртино, 1,25 км к З от села. - Селище «Туртино 3», XII-XVII вв. с. Туртино, 1,2 км к З от села. - Селище «Туртино 4», XII-XIV вв. с. Туртино, 0,15 км к востоку от ЮВ окраины села. - Селище «Туртино 5», XII-XIII вв. с. Туртино, 0,2 км к юго-востоку от ЮВ окраины села. - Селище «Туртино 6», XII-XIII вв. с. Туртино, 0,75 км к югу от села. - Селище «Федоровское», XII-XV вв. с. Федоровское, 0,35 км к З от села. - Селище «Хламово 1», XII-XIII вв. д. Хламово, 2.2 км к ЮЗ от деревни. - Селище «Хламово 2», XII-XIII вв. д. Хламово, 2 км к ЮВ от деревни. - Селище “Вишенки-1”, XI-XIII, XIV-XVII вв. с. Вишенки, северо-восточная часть - Селище “Вишенки-2”, XI-XIII вв. с. Вишенки, юго-восточная окраина села - Селище “Вишенки-3”, XI-XIII вв. с. Вишенки, 1,5 км к ВЮВ - Селище “Вишенки-4”, XI-XIII вв. с. Вишенки, 1,8 км ВЮВ - Селище “Вишенки-5”, XI-XIII вв. с. Вишенки, 1,15 км В - Селище “Вишенки-6”, XI-XIII вв. с. Вишенки, 1,85 км ЮВ - Селище “Вишенки-6а”, XI-XIII вв. с. Вишенки, 1,9 км ЮВ
См. Меряно-славянские поселения вдоль рр. Каменка и Нерль
Князь Ярослав Владимирович Мудрый. ок. 987 - ок.1010 гг. - князь ростовский. Князь Борис Владимирович Святой. ок. 1010 - 1015 гг. - князь ростовский. Князь Ярослав Владимирович Мудрый. 1019-1052 гг. - князь ростово-суздальский. Князь Ростислав Владимирович.. 1052-1057 гг. - князь ростово-суздальский. Князь Всеволод Ярославич.. 1057 - 1093 гг. - князь ростово-суздальский. Князь Владимир Всеволодович Мономах.1093 - 1125 гг. - князь ростово-суздальский. - Мстислав Владимирович Великий. 1093 - 1095 гг. - князь ростово-суздальский. - Князь Олег Святославич Гориславич. 1096 г. - Князь Ярополк II Владимирович. 1096 - 1113 гг. и 1135 - 1138 гг.- князь ростово-суздальский. Князь Юрий Долгорукий. 1113 - 1149 гг. или 1096 - 1149 гг. - ростово-суздальский. С 1125 г. столица – Суздаль.Суздальские князья. |