Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
04:20
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Знаменская церковь города Суздаля

Знаменская и Ризоположенская церкви Суздаля

Местная Религиозная Организация Православный Приход Знаменского Храма Города Суздаля Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 25 октября 1999 г. ОГРН присвоен 18 января 2003 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Лавров Дмитрий Павлович.
Адрес: город Суздаль, улица Ленина, дом 20а.

При въезде в Суздаль от Владимира за обелисками заставы открывается вид на Знаменскую и Ризоположенскую церкви со стоящей между ними колокольней красного цвета. Церкви расположены на крутом берегу бывшей речки Мжары, на месте которой сейчас овраг с протекающим по нему ручьем, почти полностью пересыхающим летом. С горы на восток открывается вид на предместье Суздаля — Михайлову сторону, или Михали, принадлежавшую в XII в. владимирскому князю Михаилу Юрьевичу (Михалке). На широком плато расположено множество курганов с погребениями XII—XIII вв. Это древнее кладбище суздальцев.
Знаменская церковь находится в южной части г. Суздаля, недалеко от древнего «кремля», близ протекающей чрез город реки Каменки в нижнем ее течении, на большой Владимирской улице. Эта часть городской улицы от заставы и до большого моста носила название «Пинаихи». Летописец Суздаля Анания Федоров передает народное предание, что такое название произошло от имени бога «Пиная», капище которого стояло в этой части города. По известиям Анании Федорова, в местности, около Знаменской церкви и дальше ее, по дороге к гор. Владимиру, жили купцы (отсюда — панской товар); а может быть „Пинаиха“ (от слова „запинаться") указывает на топографию этой местности, так как, перерезанная оврагами и холмистая, в древности она была неудобна для передвижения.
В древних писцовых книгах г. Суздаля от 1628 — 29 г. Пинаевская улица названа „Веденской“.

Введенский женский монастырь

- Культурный слой Введенского монастыря (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположен в южной части города, ул. Ленина, близ Знаменской церкви, правый берег р. Каменка.
На месте Знаменской и Ризоположенской церквей в древности находился женский Введенский монастырь.
В прежнее время, до татарского нашествия и до последующих разорений г. Суздаля от польских и литовских людей, городские строения шли версты на три за город, по направлению к гор. Владимиру до „Минина Селища", где был дворец князя Мины. В этой местности жили купцы, здесь же было несколько церквей, впоследствии упраздненных. Интересно отметить, что поселенные в этой местности купцы переведены из Новгорода и взяты «на бою Шелонском, при Государе Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче, Самодержце Всероссийском». Как видно из жития преподобной Евфросинии (по списку, хранящемуся в Суздальском Ризоположенском монастыре), прежде дорога из гор. Суздаля во Владимир шла по улице Яруновке, против которой, на другом берегу р. Каменки, находился и Введенский монастырь. Местность, где некогда стоял Введенский монастырь, была отрезанной от города и от селений при нем рекой Каменкой, ее притоками: Мжаром и Грубицей, и, вероятно, была мало населенной судя по тому, что он стоял в стороне и от города и от большой дороги.
Монастырь был сожжен и разграбленный Батыем в 1238 г. Об этом разграблении монастыря в письменном житии препод. Евфросинии, хранящемся в Ризоположенском женском монастыре, сказал Анания Федоров в главе IV о церквах так: „прежде имелся монастырь девич, Введения Пресвятыя Богородицы, который от нашествия Батыя разорен до основания, понеже по житию преподобныя благоверныя Княжны Евфросинии Суждальския чудотворицы показуется письменам сущем во обители ея, яко злочестивый Батый по разрушении града Владимира прииде ко граду Суждалю и ста на Ярунове улице (там позже поставили Козмодамианский храм) и поплени и пожже прежде около града сущее селение, в том числе и Введенский монастырь, потом же и град Суждаль мечем взят, и многое несказанное кровопролитие и убийство и разорение сотвори».
Старые обитательницы его были избиты, а молодые взяты в плен, по варварскому обычаю татар; церкви Божии, кельи монахинь, все вообще постройки были беспощадно уничтожены огнем, убогое имущество инокинь, скромное достояние церкви было расхищено дикими язычниками. Только некоторые из монахинь Введенского монастыря бежали спасаться в Ризоположенский женский монастырь, который один уцелел при помощи Божией по молитвам подвизавшейся в нем преп. Евфросинии. Описатель жития преподобной говорит: «видеша преподобная Еоуфросиния, черноризиц от другия обители женского монастыря бежати хотевшим во град, ... пребывший же со святою в монастыре ниедин влас отпаде, яко столп крепости от лица вражия бысть им молитва преподобныя».
Летописец говорит о насилиях татар над молодыми и старыми черницами; следовательно, в городе был и другой женский монастырь (хотя летописец его и не именует). Житие же преподобной Евфросинии прямо указывает, что была и «другая обитель женского монастыря», находившаяся за городом и уничтоженная татарами накануне общего разорения гор. Суздаля. Ни о каких других монастырях ни летописец, ни житие преподобной не упоминают, а предание, приводимое Ананием Федоровым, указывает, что этот монастырь был Введенский.
Летописец Анания Федоров очень точно описывает место расположения этого монастыря так: «река была прежде, зовомая Мжар, которая протекала к западу на полдень, и потом склонением к востоку впадала в реку Каменку близ бывшего Введенского монастыря, где ныне церковь Знамения Богородицы имеется … река или малой поточик был прежде..., именуемый Грубица, кой истекал от пушкарской земли из за Димитриевского монастыря с северо-западу, и течением своим склоняйся к юго-востоку, впадал в поток Мжар близ самого его впадения или устия в реку Каменку под самым монастырем Введенским, где ныне приходская церковь Знамения Богородицы имеется".
В летописях нет указаний на то, когда и кем возобновлен после татарского нашествия Введенский монастырь. Естественно, однако, думать, что первыми обитательницами его и возобновительницами были его прежние инокини, спасенные от гибели. Нужно, впрочем, отметить, что наступившие обстоятельства едва ли могли благоприятствовать процветанию монастыря. В первые годы после татарского нашествия русские люди должны были заботиться о возобновлении своих жилищ и вообще — о средствах своей жизни. О последующей жизни монастыря Анания Федоров сообщает так: «после злочестиваго Батыя хотя оная (Введенская) обитель и возобновляшеся, но знатно, что уже не возобновися». В городе Суздале, после татарского нашествия, стали возникать другие женские обители. Так, в 1240 году св. Александр Невский основал «Александровскую Большую Лавру», а в 1364 году князь Андрей Константинович основал Покровский женский монастырь. Эти и другие вновь возникшие монастыри пользовались могущественной поддержкой князей, привлекали к себе много обитательниц. Понятно, отсюда, что бедный, обнищавший Введенский монастырь, едва ли даже и обеспеченный, не мог соперничать с ними и потому, естественно,- должен был запустеть. Тем не менее этот монастырь все таки существовал и «по описным города Суждаля стройными 6966 (1458) году книгам» монастырь этот значится существующим. Скорее всего, монастырь влачил печальное существование.
В 1611 году Суздаль был страшно разорен шайками литовцев, под предводительством пана Лисовского. Тогда же тяжко пострадал от литовцев и Введенский монастырь. По писцовой книге г. Суздаля князя Юрия Ивановича Шаховского и подьячего Андрея Строева, которые, по приказу царя Михаила Феодоровича, „писали и дозорили Суздаль город и в городе церкви … за рекою за Каменкою ... церковь Введения святыя Богородицы, да за трапезою церковь Рождество Христово, обе деревяны клетцки стоят без пения". Таким образом, в это время монастырь уже не существовал.
В писцовой книге г. Суздаля, в письмах и мерах Михаила Трусова, да подьячего Федора Витовтова о Введенском монастыре сказано так: „Введенский девичь монастырь пуст, а на монастыре церковь введение пречистые богородицы стоит без пенья" (1628-1630 гг.).
Из сопоставления этих двух описей видно, что обеднение и запустение монастыря шло очень быстро. За 11-летний период времени была упразднена церковь Рождества Христова и уже совершенно не упоминается о монастырских кельях. Да и местность вблизи Знаменской улицы в то время была мало обитаема; в писцовой книге показаны находящиеся на ней три не тяглых двора архиепископа Иосифа суздальского и десять дворов посадских и бобыльских, а около бывшего монастыря уже были сенные покосы, как и говорит писцовая книга, что был „луг Больтоусов на Введенской стороне, против Яруновы улицы". Когда была нарушена последняя Введенская церковь — сведений не имеется, но, по известиям Анании Федорова, к 1682 году, т.е. ко времени Преосвященного Иллариона, на месте, где стоял монастырь и в нем церковь „ни каковой уже церкви не имелось".

Митрополит Илларион, вступивший в управление Суздальской Епархией (1682-1708 гг.), желая дать возможность обывателям Пинаевской улицы чаще посещать храмы Божии, перенес стоящую за сыромятным рядом (на месте гостиного двора) церковь Знамения Богородицы и поставил ее на месте бывшего монастыря; снабдил ее церковною утварью и другими принадлежностями, необходимыми для богослужения.
Перенесенная церковь простояла в том же виде почти до половины XVIII столетия. Движимые религиозным чувством уважения и преданности к своему храму, прихожане Знаменской церкви заботились о нем, о его благолепии и величии. В 1717 году они хотели построить холодную церковь и обратились к Преосвященному Игнатию, еп. Суздальскому и Юрьевскому, с челобитной о разрешении произвести сбор на построение вновь холодной деревянной церкви. Это ходатайство причта и приходских людей было удовлетворено.
В 1749 г., вместо деревянной, на средства прихожан была построена каменная церковь с одним престолом теплая Знамения Пресвятой Богородицы, с каменной колокольней.
За время существования этой теплой церкви в ней производился несколько раз ремонт. Так, до начала XIX столетия, храм имел вход с южной стороны, по направлению улицы, или, вернее, переулка; но после новой распланировки города, когда церковь Знамения Богородицы оказалась на восточной стороне улицы „Пинаихи“, вход в храм был сделан вновь с западной стороны; из прежнего входа устроено окно, паперть обращена в теплый притвор.
Теплая церковь имеет вид удлиненного четырехугольника с обычным алтарным выступом (полукруглым) и папертью. Церковь одноглавая, сложена из кирпича и крыта листовым железом по деревянному решетнику. Антиминс подписан Тихоном, еп. Суздальским и Юрьевским от 1777 г. ноября 23 дня.



Знаменская церковь

Знаменская церковь — простой архитектурный тип низеньких теплых храмов, покрытых на два ската, с одной декоративной главкой.

Священники

При Знаменской церкви еще с конца XVIII в. был полный штат священно-церковнослужителей, состоящий из священника, диакона, дьячка и пономаря. Такой штат не изменялся почти до половины XIX столетия. За неимением нужных источников, восстановить точный список священно-церковнослужителей за XVIII век представляется делом решительно невозможным; церковные книги позволили составить такой список священно-церковнослужителей за XIX век в таком порядке.
В 1803 году священствовал о. Иоанн Максимов до февраля 1822 года, когда он „за слабостию здоровья уволен от должности и в 1833 году выбыл в Николаевский Шартомский монастырь".
С 1822 — 1833 гг. священник Иоанн Михайлов Соловьев, сын дьячка, студент Владимирской духовной семинарии; „по собственному его желанию выбыл в Московские Нормальные учителя".
В 1833 году — священник Иаков Петрович Миловидов, сын священника, окончивший курс духовной семинарии, с 24 декабря 1822 года священствовал в с. Переборове, Суздальского округа, где с 1824 года состоял благочинным, в Знаменской церкви священствовал до 1848 года.
1848 — 1886 гг. священник Петр Иванович Сперанский, сын священника Юрьевского округа, студент семинарии.
Со времени открытия земских учреждений в заведывании Знаменского причта состояла Суздальская уездная больница. В 1880 г. при земской больнице состоял священник Знаменской церкви Петр Сперанский. В 1886 году мая 23 ч. в сане протоиерея о. Сперанский по слабости здоровья был уволен за штат и поступил в Боголюбов монастырь, где, по пострижении в иеромонахи с именем Евгения.
«АДРЕС протоиерею при Знаменской, гор. Суздаля, церкви от прихожан (Адрес этот поднесен означенными прихожанами 10 июля 1886 г. своему бывшему настоятелю — протоиерею Петру Знаменскому, который, согласно прошению, 23 мая уволен за штат и определен в Боголюбов монастырь. О. Петр Иванович Сперанский, в течение 37 ½ лет, был служителем при храме Знамения Пресвятой Богородицы.)
Высокопреподобнейший отец протоиерей, глубокоуважаемый и искренно любимый Петр Иванович!
По отеческой заботливости о благоустройстве близкой сердцу твоему семьи твоей, а более по сердечному желанию найти себе успокоение от многолетней, трудной и многосложной пастырской деятельности и занятие единственно своею душою, чтобы мог ты, в свое время, совершенно чистым предстать небесному Пастыреначальнику — Господу Иисусу Христу, ты оставляешь пастырство, разлучаешься с преданной тебе всегда и во всем паствою, и с полною ревностию о спасении своем спешишь принять на рамена свои крест Христов, благое иго и легкое бремя иночества.
Ныне в последний раз, совершил ты, незабвенный отец наш, пред нами Божественную литургию сродным твоему высокому сану благоговением, которую выслушали мы с теплыми слезами о разлуке с тобою и при молитвенном желании тебе всего лучшего на новом поприще твоего служения святой Церкви и Отечеству.
Волей-неволей возникли в настоящий день в умах и сердцах наших воспоминания о долголетнем твоем, благоговейном и безукоризненном служении в сем святом храме Знамения Пресвятой Богородицы.
Не говоря об усердном и ревностном отправлении тобою всех служб церковных, мысленно представляем себе иную твою высокую деятельность.
В лице твоем, прежде всего пред нами живо и неотразимо рисуется образ пастыря — радетели о благолепии и украшении всего дома Божия. При твоем живом участии, никогда и ничем не отличавшийся от прочих, храм наш достиг полного величия и совершенства; обзавелся богатою ризницею и вполне достаточною для приходской церкви — библиотекою.
Не изгладим будет в нашей памяти, достоуважаемый отец протоиерей, и учительский образ твой. За все время твоего продолжительного служения тебя никогда не покидала заботливость назидать паству свою простым, задушевно — теплым и убедительным словом церковным.
Назидать нас, ты не забывал даже сверх времени церковно-богослужебного. Ты ранее других откликнулся на призыв нашего Архипастыри — ввести внебогослужебные собеседования и первый ввел в нашем городе Суздале народные чтения. Равно также никак нельзя забыть нам твоих доблестных трудов и подвигов и в деле благодатного возрождения духовных чад нашего прихода. Сколько лиц ты, любвеобильный отец наш, возродил в жизнь Христову чрез святое таинство крещения! Сколько очистил ты от беззаконных навыков и греховных страстей в св. таинствах: покаяния и причащения! Сколько ближних наших ты сочетал в таинстве брака на спокойную и счастливую семейную жизнь, с пастырским внушением им, — не забывать жизнь вечную.
Сколько, наконец усопших напутствовал ты, благочестивый пастырь в жизнь загробную, в которой нет ни болезни, ни печали, ни воздыханий. Понятны и другие дела твоей истинно — христианской любви. Под твоим отеческим руководством дети наши усваивали себе начатки христианского вероучении, — те самые дети, которым ты посвящал также и другой свой труд — оспопрививание. К телесно же больным ты, по первому призыву, являлся всюду сердобольным отцом как в дом состоятельного человека, так и в убогую хижину бедняка. Воспоминая все это, мы чувствуем особенную грусть при разлуке с тобою, добрый отец наш, великий труженик. Но не смеем пререкать святой воли Божией, указующей тебе иной путь жизни для вечного твоего спасения. Приими в напутствие себе, благопопечительнейший отец наш, искренние и молитвенные благожелания паствы, тебе всегда преданной и не забудь ее в своих особенно близких небесному Сердцеведцу иноческих твоих молитвах; в залог же нелицемерной любви нашей к тебе и в напоминание о нас в твоих новых трудах и подвигах, прими от нас сию икону Знамения Пресвятой Богородицы, которую подносит тебе досточтимый наш церковный староста Н. И. Фирсов. Да спасет тебя от всех бед и напастей Пречистая Богоматерь, а с тобою и нас, всегда тебе и во всем глубоко-преданных и много благодарных.
Подлинный адрес за подписом прихожан — Суздальской Знаменской церкви» (Владимирские епархиальные ведомости. 1886, № 17).
Умер в должности казначея 20 августа 1887 года.
С 1886 — 1902 гг. священник Василий Павлович Агатонов, сын священника, студент Владимирской семинарии; до своего посвящения о. Агатонов состоял сельским учителем.
С 1886 года священнические обязанности при больнице исполнял священник Знаменской церкви о. Василий Агатонов, «Более четырнадцати лет исполняю я священнические обязанности при Суздальской земской больнице безвозмездно, исповедуя и приобщая св. Тайн больных, подвергаясь постоянной опасности заразиться самому и заразить свою многочисленную семью от лиц, одержимых более или менее прилипчивыми разного рода болезнями. Эта отрасль моего служения Суздальскому земству оценивалась прежними земскими собраниями в виде одобрительных отзывов епархиальному начальству, что я и считал достаточным для себя вознаграждением и оставался всегда благодарным. Но с подрастанием семьи, естественно увеличились и потребности мои в материальных средствах. В настоящее время приходится воспитывать детей, из коих четверо уже находятся в учебных заведениях. Ходатайствовал я пред попечительным советом Владимирской женской гимназии об освобождении меня от платы за обучение дочери, но там отказали на том основании, что я не состою земским плательщиком. Поэтому решаюсь беспокоить земское собрание покорнейшей просьбой во внимание к моему четырнадцатилетнему служению, во время которого неоднократно приходилось являться в больницу по ночам и во всякую погоду, вознаградить меня по мере возможности за прежнюю службу и на будущее время соблаговолить назначить ежегодное пособие за напутствование умирающих больных по усмотрению собрания».
От Знаменской церкви он перешел на службу в Омскую епархию, где и помер.
С 1903 года священник Симеон Михайлович Приклонский, окончивший курс духовной семинарии, священствовал в селе Рождествине, Суздальского уезда, откуда перешел к Знаменской церкви.

Диаконы

1803 — 1822 гг. диакон Иаков Федоров.
1822 — 1832 гг. диакон Иоанн Андреев Бушуев, сын священника, исключен из высшего отделения уездного училища; с 1799 г. 5 сентября был пономарем в Воскресенской Суздальской церкви, в 1805 г. 3 декабря произведен во диакона к Суздальской Лазаревской церкви, в 1833 году за невоздержную жизнь был исключен из духовного ведомства.
С 1832 — 1858 гг. диакон Алексий Иванович Язвицкий, сын диакона, из учеников философии Владимирской семинарии, с 1811 года сентября 6 дня диаконствовал в селе Омофорове, а с 10 марта 1832 года в Знаменской церкви.
1858 — 1868 гг. диакон Николай Алексеевич Язвицкий.
1868 — 1889 гг. диакон Феодор Васильевич Кудрявцев, сын диакона села Турабьева Юрьевского уезда, вышел из низшего отделения Владимирской семинарии, был псаломщиком в селе Новом-Прокудине, Юрьевского уезда, где посвящен был во диакона; был псаломщиком-диаконом в Суздальской Предтеченской церкви, откуда в 1868 году 18 мая перемещен к Знаменской церкви.
С 1888 года псаломщик-диакон Василий Григорьевич Розанов, сын священника, вышел из 3 класса семинарии, был псаломщиком в Суздальском Троицком женском монастыре, потом диаконом в с. Голышеве Судогодского уезда (с 4 октября 1885 г.).
С 1893 года псаломщик-диакон Василий Петрович Наумов, сын псаломщика, вышел из 3 класса духовной семинарии, состоял послушником Боголюбова монастыря, потом дьячком в с. Авдотьине Владимирского уезда, с 1889 г. псаломщик, затем диакон в селе Покровского уезда и с 1893 г. псаломщик-диакон в Знаменской церкви.
1896 — 1904 гг. псаломщик-диакон Иоанн Васильевич Органов, вышел из низшего отделения Владимирской духовной семинарии, был дьячком в селе Шумилове Суздальского уезда, потом в с. Большом-Давыдовском того же уезда и в 1896 году перемещен к Знаменской церкви. «… находясь в составе Знаменского причта, в заведывании коего больница состоит со времени открытия земских учреждений, я несколько лет лично несу труды по совершению богослужений и треб для находящихся в оной больных…» (1900 г.). В 1904 г. выбыл в Покровский женский монастырь на штатное диаконское место.

Дьячки

1803 г. Андрей Васильев (Под 1803 годом значится еще „находящийся на причетническом месте при оной церкви священник Сергий Алексеев.);
1808 г. Сергей Иванов;
1809 г. Егор Иванов;
1820 г. Артемий Иванов Вознесенский, сын дьячка, вышел из низшего отделения уездного училища, с 1816 г. состоял пономарем в Ильинской Суздальской церкви, за штат вышел в 1863 году;
1863 г. исправляющий обязанности псаломщика Василий Иванович Георгиевский;
1871 г. Иван Никитин Беляев, сын дьячка, вышел из высшего отделения Владимирского духовного училища;
1904 г. Иван Васильевич Кудрявцев.

Пономари

1803 г. Сергей Иванов; 1808 г. Егор Иванов; 1809 г. Василий Сергеев; 1815 г. Василий Адрианов; 1818 г. Александр Афанасьев; 1821 г. Герасим Иванов; 1836 г. Порфирий Васильев Орлов. С 1871 года пономари в церкви часто менялись и скоро эта должность при Знаменской церкви была упразднена.

Постепенное сокращение причта в Знаменской церкви завершилось ко времени реформы 1873 года, по которой в церкви назначено быть одному священнику и псаломщику. Источниками содержания духовенства служили главным образом доходы с прихожан за требоисправления. Нельзя согласиться, чтобы такое содержание было достаточно: в 1905 году причту Знаменской церкви положен был казенный оклад жалованья. Кроме того, причт владеет небольшими землями, пожертвованными в разное время благотворителями, так, напр., Голицинскою с 1870 г., Деревнинскою с 1886 г., Ероховскою с 1892 года.
Причта при церкви положено священник и псаломщик. Годовой доход причта: от земли до 80 руб., процентов с государств. бумаг 267 р. 25 к. и за требоисправления до 700 р., а всего более 1000 р. Причт имеет церковные дома, двухэтажные, деревянные, на каменном фундаменте. В приходе числится 33 двора, в коих 93 души мужского пола и 100 душ женского пола. [1]
Для священника и псаломщика приобретены церковные дома. [1]
Из статистических данных исповедных ведомостей удалось установить количество прихожан церкви. Это количество постоянно колебалось, как показывает следующая таблицам 1807 году в приходе числилось всего 52 двора, душ „мужеска“ пола было 128, а „женска“ 132; в 1822 году душ муж. пол. было 126, женск. 165; в 1840 году дворов 37, душ муж. пол. 149, женск. 169. В 1860 году дворов 49, душ муж. пол. 132, женск. пол. 162; в 1872 году дворов 40, душ муж. пол. 136, женск. пол. 136; в 1890 году дворов 36, душ муж. пол. 108, женск. пол. 137; в 1907 году дворов 20, душ муж. пол. 90, женск. пол. 82.
Как видно, прихожан в церкви, особенно за последнее время, не очень много. Прихожане в большинстве своем принадлежат к мещанскому и купеческим сословиям.
К 1913 году в Знаменской церкви сохранилось несколько памятников старины. В этом отношении заслуживают внимания следующие предметы. Евангелие напрестольное, печатано при Императрице Елизавете Петровне; кем оно приложено в церковь — неизвестно. Другие Евангелия печатаны при Государыне Екатерине Алексеевне, Государях Петре Алексеевиче, Александре Николаевиче. Но особенно ценно в археологическом отношении евангелие напрестольное, на обыкновенной старинной бумаге и старинной печати, очень ветхое. Вышина его равна 8 вершкам, а ширина — 5 вершкам. В различных местах этого евангелия находится, сделанная скорописью, следующая надпись: «Сие евангелие святаго пророка Илии Суздаля лета 7201 году (1693) апреля 1 день Преосвященный Илларион, Митрополит Суждальский и Юрьевский приложил сию глаголемую книгу Евангелие Напрестольное, печатное в десть, обложено атласом червчатым, на нем Распятие Господне и Евангелисты сребряны резные в Суздаль на посад в Пинаиху в новопостроенную церковь Знамения Пресвятыя Богородицы и что выше сего в сей же книге старо подписано Церкви Пророка Илии и та подпись отставить, а верить сему новому подписанию». Это евангелие напечатано при Царе и Государе Михаиле Феодоровиче и патриархе всероссийском кире Филарете.
Из напрестольных крестов самым замечательным по своей ценности можно считать большой крест, употребляемый для богоявленского водоосвящения и выноса на поклонение. Длина его равна 11 вершкам, а ширина в распростертии рук Спасителя — 7 вершкам. Крест этот серебряный, чеканный, позолоченный и весит 2 фунта 36 золотников. На нем вырезаны следующие слова: „и совершися сей животворящий Господень Крест, города Суждаля в церковь Знамения Пресвятыя Богородицы. Месяца ноября двадесят шестаго дня 1761 года". Остальные св. кресты позднейшего происхождения.
Археологи обратили свое внимание также на небольшую, вершков в 5 — 6 высоты и почти столько же в диаметре, чашу, сделанную из белого металла. На ней старинными буквами сделана надпись: „сия чаша лета 1693 году (7201 г.) месяца сентябрия... в 8 день построиса". Судя по тому, что эта чаша приобретена в церковь одновременно с приложением туда евангелия митрополитом Илларионом, можно думать, что жертвователем ее был тот же митрополит.
Из икон, находящихся в Знаменской церкви, обращают на себя внимание следующие. В теплом храме, в иконостасе за правым клиросом находилась икона Введения во храм Богоматери и, вероятно, в ознаменование того, что прежде на месте Знаменской церкви, стоял Введенский монастырь; по этой же причине в церкви, с незапамятных времен, совершается нарочитое празднество в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Икона эта старинного письма, изображенные на ней лики уже потемнели. Высказывают мнение, что она современна самому монастырю. Величина этой иконы равна почти 1 ½ арш. в вышину и приблизительно 1 арш. в ширину.
Из малых по величине икон интересно отметить три иконы за левым клиросом у стены. На одной изображен Спаситель, а на двух других Богоматерь. Древность этих икон неоспорима, но определить ее может лишь специалист по иконографии, так как на самих иконах надписей нет.

Суздальское Знаменское училище помещается удобно и чисто; учащихся мальчиков – 39, девочек – 12. [1]

В 1956 г. реставрирован внешний вид Знаменской церкви, но крестов не поставили.


Экскурсионное бюро музея-заповедника


«В Знаменской церкви открыто экскурсионное бюро Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Оборудована площадка для стоянки автобуса» («Сельская новь», 27 октября 1969 г.).
Марк Артурович Орлов, руководитель разработчиков “Проектных предложений” по Суздалю, написал письмо в мае 1973 года, в котором был удивлен, что организовали экскурсионное бюро музея-заповедника в Знаменской церкви — первой при въезде в Суздаль. «К 1975 году ни один автобус не въедет через Московскую заставу, а только по объездной дороге, где в комплексе автобусной станции будет прием и оформление приезжающих туристов и где будут размещаться экскурсоводы”, — утверждал Марк Артурович.
В 1992 году Ризоположенская церковь передана РПЦ.
Настоятель Знаменской церкви отец Дионисий и председатель приходского совета А. Хватков 22 сентября 1992 года заявили о необходимости передачи общине и Крестовой Палаты (когда-то находившейся в ведении митрополита Иллариона, затем суздальских архиереев, ну а теперь требуется предоставить всего лишь для общины одной из церквей!). В областную администрацию и в Министерство культуры община направила жалобу: «В ведении музея по-прежнему находятся все помещения Архиерейских палат»... Хоть бы на минуту задумались — а как содержать эти хоромы, отапливать, охранять? Обустроившись в здании Знаменской церкви (названия храмов в то время было перепутано, на самом деле Знаменской была маленькая, теплая церковь), отец Дионисий требует передать «весь ансамбль», включая и зимний (маленький) храм, где располагалось с 1973 года экскурсионное бюро. Зачем понадобилась ещё и маленькая (зимняя) церковь, когда большая (летняя) стояла часто под замком.



Колокольня

Колокольня стоит совершенно отдельно от церквей, на площадке между ними. Она сложена из кирпича, квадратная, трехъярусная, с пролетами и просветом, с колонными по углам столбами и разными узорными карнизами; примечательна своею массивностью, величественностью. Внизу колокольни устроена со сводом палатка для обветшавшей ризницы и церковной утвари; с восточной стороны сделана пристройка, в которой находилась сторожка направо, а налево — сарай. Колокольня имела „большой звон". Всех колоколов красной меди было 10. На некоторых из них надписи. Так, на первом по величине колоколе вылиты слова: „В царство Александра I 1824 лит сей колокол в слободу пинаеву кцеркви положения царю веков нетленному, единому, премудрому Богу в честь и славу", а внизу: „ризы Господни тщанием приходских людей и доброхотных дателей. Лили мастера села Парского Степан и Григорий Зайцевы, весу 330 пуд". На втором полиелейном: „1802 года месяца мая 1 дня лит сей колокол во град Суздаль в слободу Пинаеву к церкви Положения Ризы Господни и Знамения Божия Матери тщанием приходских людей и доброхотных дателей. Весу 144 пуд“.
Обе церкви и колокольня были обнесены оградой. Когда и кем построены колокольня и ограда — неизвестно, впрочем колокольня упоминается как существующая по клировым ведомостям 1828 года. В начале XIX ст., как видно из метрических книг, около церкви существовало кладбище.



Ризоположенская церковь

В 1777 г. на средства купцов Зубковых была построена каменная холодная церковь с одним престолом во имя Положения Ризы Господа Иисуса Христа.
Холодный храм представляет из себя продолговатое, четырехугольное здание с алтарным выступом и высокой папертью. Холодный храм гораздо величественнее и выше теплого. Антиминс подписан еп. Тихоном в 1777 году 11 мая. Особенность церкви, выделяющая ее из ряда приходских церквей г. Суздаля, составляет киворий над св. престолом. Балдахин этот резной, из дерева, с золоченым верхом и восемью посребренными столбами, поддерживающими сень. Весь храм украшен живописью из жизни Иисуса Христа и Богоматери. В храме до 17 окон.
В холодном храме обращает на себя внимание икона Положения Ризы Господней, помещенная в иконостасе за правым клиросом, 1 ½ арш. вышины и около 1 арш. ширины. На иконе подвешен крест небольшой, с изображением Распятия, сребро-позлащенный, равноконечный в 1 ½ верш. В нем находилась частица Ризы Господней. Почти на средине иконы написано: „Аще кто небоголепне чтит того яко Бога, той ибо кроме всякаго милосердия огнем да сожжен будет. Аще же кто на таковаго богохульника огнь возгнетит, той чести и прославления достоин".
В том же холодном храме, в алтаре, за жертвенником, находилась старинная икона Знамения Пресвятой Богородицы. Она квадратная, 10 — 8 верш. и вставлена в другую большую икону. Внизу ее вычеканено: „Писан 1732 лета от илии артемиева сына киприановых“.

В советское время церковь была закрыта, а в 1991 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник после реставрации передал храм Владимиро-Суздальской епархии.





Храмы и монастыри города Суздаля.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Николай (07.05.2015)
Просмотров: 4558 | Теги: церковь, Суздаль | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru