В Вязниковском районе есть река с ведическим именем: Тара - это приток Клязьмы. Она носит имя, данное в честь солнечного бога Тарха Дажьбога, а также богини бьярмов (финно-угорский народ) Тарусы. Вязниковское урочище находилось на месте современного города Вязники. Здесь была священная роща вязов, посвящённых Сварогу и Матери Сва. Рядом урочище Пирово-Городищи с могильниками VII в. до н.э. там же в XII в. стоял город Ярополч.
Под 1135 г. летопись сообщает: «Георгий князь Володимеречь испроси у брата своего Ярополка Переяславль, а Ярополку вда Суждаль и Ростов и прочюю волость свою, но не всю...». Лишь в 1138 г. князь Юрий вернулся в свой суздальский удел.
Именно к 1135 - 1138 гг., когда Ростово-Суздальская волость принадлежала Ярополку, относится возникновение города Ярополча. Еще М.К. Любавский писал, что «значительная часть селений... обязана своим происхождением организующей, устрояющей деятельности князей, бояр, духовенства. Таковы прежде всего некоторые города, на памяти истории создававшиеся князьями и носящие их имя: Володимерь, Ярославль, Ярополч, Юрьев Повольский, Дмитров, Ростиславль на Оке и др.».
Само название Ярополч носит притяжательный характер и скорее всего указывает на Ярополка как на основателя или обладателя города.
В.Н. Татищева под 1152 г. писал: «Великий князь Юрий Володимерович (Долгорукий) пришед в Суздаль и видя лишение себя Русские Земли, заложил в отчине своей грады Юриев в Поли, Переяславль у Клещина озера, Володимер на Клязьме и другие многие городы теми же имяны, их в Руси суть, хотя тем утолити печаль свою, иже лишися Русские власти. И нача тии городы населяти, созывая люд отвсюду, дающе ссуду многу». Вполне вероятно, что Юрий основал город, носящий название одного из городов Киевского княжества, - Ярополча на Ирпени.
Валы Ярополча-Залесского находятся в селе Пировы Городищи, в нескольких километрах от Вязников. См. Город Ярополч-Залесский.
Ярополческая волость
Новый Ярополч впервые упоминается в договорной грамоте великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) с дядей Владимиром Андреевичем в 1389 г. «А ци каким делом отоимется от тобе Ржева и дати ими тобе во Ржевы место Ярополча да Медуши». Судя по этой грамоте, Ярополчем называлась и большая округа вокруг слободы.
В XIII - XIV вв. Ярополчская, Гороховецкая и Бережецкая волости вошли в состав Суздальско-Нижегородского княжества, но уже в кон. XIV в. все Поклязьменье влилось в Московское великое княжество. Видимо, в кон. XIV – нач. XV в.
Ярополчской волостью какое-то время владели боровские князья, находившиеся на службе великих князей московских. Однако Ярополч, названный в Списке русских городов дальних и ближних по старой памяти городом, на самом деле перестал быть таковым. В жалованных грамотах великих князей XIV-XV вв., когда речь идет о Ярополче, всегда говорится не о наместниках, как обычно в городах, а о волостелях ярополчских. Следовательно, Ярополч не считался городом, а был лишь центром волости, в которой находились и черные, и монастырские земли. Так, в жалованной грамоте великого князя Василия Васильевича Троице-Сергиеву монастырю (1439-1440 гг.) говорится: «Дал есми им в дом... в Ярополче пустошь Омельянову... А наместники мои наугородцкие и волостели гороховские и ярополчские и их тиуни к тем людем не всылают ни по что...». В грамоте великого князя Ивана Васильевича Троице-Сергиеву монастырю (1462-1466 гг.) находим: «Что деи поставили себе пустынку в Гороховце св. Георгия и кто оу них туто живет людей или на Городищи, или в Лужкех, или в Ярополчи или сирот монастырских,- мои князи, и бояре, и воеводы, и боярьские люди,- и всякие ездоки на те деревни на монастырские не ездят». Здесь имеется прямое указание на то, что в сер. XV в. Ярополч был монастырской деревней, по-видимому очень небольшой, если остатки ее почти не прослеживаются археологически. Борьба России против иностранной польско-шведской интервенции в нач. XVII в. не могла не затронуть Ярополч, находившийся на государевой ямской дороге Москва - Нижний Новгород. Когда в 1608 г. на Руси образовалось два политических центра - в Тушине, где находился Лжедмитрий II, и в Москве, в которой был царь Василий Шуйский, ярополчане, как говорится в документе того времени, «Василию Шуйскому учали крест целовати». Эта приверженность правому делу проявилась и во время создания народного ополчения 1612 г. Весть о его создании и о сборе нижегородским посадским человеком Кузьмой Мининым средств на него распространились по всем ближайшим к Нижнему Новгороду городам. Дошла она и до Ярополча, жители которого откликнулись на патриотический призыв нижегородцев. Через Ярополч из Суздаля в Нижний Новгород в октябре 1611 г. проскакал во главе своего отряда князь Дмитрий Пожарский. Часть ярополчан влилась в этот отряд, вступив затем и в ряды народного ополчения. В октябре 1612 г. Москва была освобождена от интервентов, а в начале 1613 г. проходивший в ней Земский собор избрал на царский престол Михаила Федоровича Романова. Одним из первых его действий была передача Ярополча князю Ф.И. Мстиславскому (XVI век — 1622). Для Ярополча наступил новый этап развития. Грамота воеводы Лыкова к казакам. 1618 г.
8 декабря 1640 г. поездка царя Михаила Федоровича Романова во Владимир и Вязники. «Того же году, декабря в 8 день…, ходил Государь молиться в Володимер да в Вязники… к Пречистой Богородице …»
Город Ярополч
В нач. XVII в. на Мининской горе существовало село Минино, бывшее в вотчине боярина кн. Фед. Ив. Мстиславского. Гора названа так, потому что считалось, что здесь останавливались на постой дружины Минина и Пожарского. В 1657 г. по указу царя Алексея Михайловича в Вязниковской слободе на Мининской горе «был сделан земляной город с каменными башнями по углам, а по валу дубовые стены». С этих пор в указах царей стали писать «в селе Мининском внутри Ярополча». См. Город Ярополч.
Вязниковская Слобода
Город Вязники - это бывшая Вязниковская слобода, прилегавшая когда-то к Ярополчу - крупной древнерусской крепости.
Существует легенда. Давно это было. В городе Ярополче жил владетельный князь Кий. Жестоко обращался он с подвластным народом. Невзлюбили его ярополчане. Однажды князь со своим слугою отправился на охоту за реку Клязьму. На обратном пути благополучно переправился он через Клязьму, да завяз в непроходимых топях у стен Ярополча. Послал тогда Кий слугу звать ярополчан на подмогу. Однако ярополчане не спешили помогать ненавистному князю, а взойдя на городские валы, злорадно кричали: «Вязни, Кий! Вязни, Кий!» Так Кий и завяз, а местность под стенами Ярополча с тех пор зовется Вязниками. Одновременно с возвышением Ярополча у стен его формировалась торгово-ремесленная Вязниковская слобода. Расположенная на торговом тракте вдоль реки Клязьма Вязниковская слобода втягивалась в устанавливавшиеся товарно-денежные отношения. Ее жители промышляли ремеслом и торговлей. Вязниковская слобода упоминается в переписных книгах в 1585 г. В нач. XVII в. упоминается некий казачий острог-крепостца.
Судоходство на реке Клязьме в XVII веке. Монахиня Ирина совместно с сестрой князя Федора Ивановича Мстиславского основали в Вязниках Введенскую женскую обитель. Скончалась в 1630 г. Основан он был на склоне Мининой горы, самой высокой горы в г. Вязники. В то время он был женским монастырем, в нём было более 40 монахинь. См. Свято-Введенский мужской монастырь. С 197 (1689) г. Медушская десятина заменилась Еропольческой. Начало Еропольческой десятины должно собственно отнести к 170 (1662) г., когда Благовещенского монастыря игумен, вероятно по патриаршу указу, сделался управителем этой десятины и приходная книга окладных и неокладных денежных доходов скрепил своею рукою. В 189 (1681) г. в Вязниковской слободе строится двор, «где приежать Благовещенскаго монастыря строителю Аврамию для расправы духовных дел и старостам поповским для сбору окладных и неокладных доходов». Вязниковская слобода с этого времени делается центром Еропольческой десятины Володимерского уезда. См. Приложение 1
Вязники в XVII веке.
Благовещенский Семибратский монастырь основан в 1641 г. Об открытии монастыря посадские люди во главе со старостой Вязниковской слободы Иваном Мухиным «били челом» самому государю. Выслушав челобитную, Михаил Федорович милостиво указал отвести под обитель место на окраине слободы у «убогих домов».
В 1667 году была разгромлена старообрядческая пустынь на Кщаре.
По переписным книгам 1678 г. в Вязниковской слободе значилось 264 двора жилецких с населением 685 душ мужского пола и 13 дворов нищих-бобылей с населением 22 души мужского пола.
При разделении России на 8 губерний по реформе Петра I 18 декабря 1708 г. Вязниковская слобода приписана к Казанской губернии. 22 апреля 1713 года Вязниковская слобода приписана в состав Московской губернии из Казанской губернии, потому, что эта слобода находилась во Владимирском уезде, а город Владимир приписан к Московской губернии. Вязниковская слобода была славна трудом мастеровых людей. Не случайно в 1715 г. Перт I в одном из своих указов повелевал: «во всех губерниях размножить льняные и пеньковые промыслы, как обыкновенно промышляют льном во Пскове и в Вязниках». Хорошо знал он о вязниковском полотне, проверил его на прочность. Ведь из него делали не только паруса русских судов. Оно пошло и на внутреннюю отделку дворца Петра I - основанного в 1703 г. в Петербурге. Борьба за выход России в Европу, овладение Балтийским морем требовало сильного, крепкого флота, а для него были нужны льняные ткани на паруса и пеньковые канаты. Для Вязниковской слободы наступило время интенсивного развития. О бородачах и раскольниках, чтоб за бороду пошлину платили и в указанном платье ходили. Из «Доношений управления дворцовой Ярополческой волости поручика Ильи Кобякова» от 4 марта, 4 и 14 июня 1726 года становится ясным, что Вязниковская слобода вышла уже из подчинения «приказу большого Дворца». Вероятно, это случилось в 1719 году, когда произведена была очередная административная реорганизация. Последняя состояла в том, что уничтожено было деление на доли и фискальные единицы, уничтожена была и ландратская система. Проведено было новое деление губерний на провинции. Таким образом 9 июня 1719 года появилась Владимирская провинция. Каждая провинция делилась на дистрикты. Во Владимирской провинции Московской губернии появилось четыре дистрикта: Владимирский, Вязниковский дисктрикт, Гороховецкий, Муромский. Термин дистрикт практически применялся недолго, сменен был более знакомым термином уезд. Таким образом, начал свое существование Вязниковский уезд, административным центром которого стала Вязниковская слобода. Территориально он был значительно меньше утвержденного в 1778 году. По торговым и промышленным делам жители Вязниковской слободы подчинялись Главному Магистрату, сменившему старинное учреждение в слободе - земскую избу (указ об учреждении земских изб в городах был издан 30 января 1699). Поручик Илья Кобяков, назначенный управителем Ярополческой Дворцовой волости, доносил о том..., «что жители Вязниковской слободы, разных чинов люди на горе, на которой дворцовый город построен, потачкой и нерадением прежних управителей, от речки Волшника по той городовой горе развели сады великие и огороды, от чего получают немалую прибыль, а другие, разрыв ту гору от Веденского девичья монастыря до реки Клязьмы, на городовой и дворцовой земле размножили превеликие сады и огороды на многих десятинах и построили великие кожевенные заводы...» «Все это было сделано без разрешения приказа Большого Дворца и Ярополческой приказной избы, не взяв себе оных земель в оброк, владеют ей без указа многие годы безоброчно, от чего им есть великая прибыль, а антиресу упадок...» Под «антиресом» следует понимать доход приказа Большого Дворца. Судя по документам Ильи Кобякова, земли всей бывшей Мининской горы, деревни Петрино на реке Петринке и деревни Ново-Толмачево - Сельской пятины, находились в ведении Большого Дворца. Таким образом, территория самой Вязниковской слободы окружена кольцом дворцовых владений. Магистрат затем сменила ратуша. К началу XVIII века Вязниковская слобода становятся крупным центром льняного промысла. В 1749 году купец Степан Колбаков основал в слободе полотняную фабрику. Вскоре открывает большое льняное производство второй вязниковский промышленник – Иван Крапивников. Слобода становится в годы русско-турецких войн экономическим центром значительного района России. К сер. XVIII в. торгово-промышленная Вязниковская слобода заметно обогнала в развитии дворцовый город Ярополч.
20 марта 1748 г. архимандрит владимирского Рождество-Богородицкого монастыря, Платон (Петрункевич) был хиротонисан во епископа Владимирского и Ярополчского. Резиденцией архиерея стал владимирский Рождество-Богородицкий монастырь. В состав епархии вошли территории: Владимир с десятиной, Гусская и Ярополчская десятины Владимирского уезда, Гороховецкая десятина, Арзамас с десятиной, десятина Полесских станов Арзамасского уезда, Балахна с десятиной, Городецкая, Заузольская и Толоконцовская десятины Балахнинского уезда, Кинешемская, Лухская и Юрьевец-Повольская десятины. 17 августа 1749 г. епископ Владимирский Платон приказал «всей епархии, во все Духовные Правления послать указы, а именно: в Ярополь, Вязники, Балахну и Арзамас, велеть ведомствам тех правлений протопопских, священнических, диаконских, причетниковских и просвирнических детей от 10 до 17 лет – всех без изъятия выслать во Владимир в будущем январе 1750 года».
В 1767 г. от Вязниковской слободы был выбран в депутаты в Сенат, Петр Москвин. См. Наказ от жителей Вязниковской слободы 1767 года. В 1778 г. образовалась Владимирская губерния, вновь назначенному ее генерал-губернатору графу Р.И. Воронцову было высочайше предписано «объехать всю территорию вверенной ему губернии и по примерному расписанию разделить ее на 13 уездов». Прибыв в конце мая 1778 г. в Ярополч, Р.И. Воронцов отметил его отставание от набиравшей силу Вязниковской слободы. В то время в насчитывалось 486 деревянных и 7 каменных домов, в которых проживало 1925 человек. В слободе действовало 3 полотняных мануфактуры, 15 маслобойных заводов и 15 кузниц. Монастырь и три церкви обслуживали духовные запросы около 2000 вязниковцев. Школ не было. Зато было 89 торговых лавок и 7 питейных домов. Слобода жила шумной жизнью. На ее фоне Ярополч был давно ушедшим прошлым.
Город Вязники
1 сентября 1778 г. из государственных селений и слобод Владимирской губернии был образован ряд уездных городов. Вязниковская и Ярополчская слободы слились в один уездный город, получивший название Вязники. На конфирмованном плане, приложенном к своду Законов о градостроительстве, слабым полутоном обозначены существовавшие тогда населённые пункты на территории проектируемого города (копия этого плана хранится в фондах Вязниковского краеведческого музея). Среди обозначенных на плане населённых пунктов были Ярополческая волость (ныне Больничная и Школьная улицы), село Минино (Трудовая гора), деревня Пестрекалова (Садовая улица), Городецкие дворики (район около бани фабрики «Свободный Пролетарий»), питейный дом (около музея) и Вязниковская слобода (около сквера на Центральной площади). Вновь учреждённый город получил своё название по имени слободы, которая в древние времена называлась «Слобода на Вязах», а иногда «Слободка на Вязьях». Так началась история славного города под названием Вязники. В конце 1778 года после учреждения Вязниковского уезда была создана и вязниковская полиция. Её первым начальником стал отставной ротмистр армейской кавалерии Пётр Львович Рогановский.
Два крупных события ознаменовали начало уездного города - утверждение Петербургской геральдмейстерской конторой в 1781 г. его герба и в 1790 г. генерального плана регулярного строительства. Отныне Вязники имели герб и план.
Герб города Вязники В гербе закреплялось официальное название города от произраставших в нем вязов. Над вязом, в верхней части геральдического щита, красовался в красном поле лев в железной короне с длинным серебряным крестом - герб Владимира, губернского города Владимирской губернии, в которую входили Вязники с их уездом.
По плану началось строительство старой части города. План предусматривал регулярную схему прокладки улиц.
Город Ковров, переименованный в заштатный город, 8 октября 1797 года был включён в Вязниковский уезд. Александр I восстановил Ковров в качестве уездного центра, а Вязниковский уезд был оставлен в прежних екатерининских границах. Официальное повторное открытие Коврова в качестве уездного центра состоялось 7 февраля 1804 года.
Дело помещицы Полуэктовой 1806 г., деревни Назарихи, Вязниковского уезда. Из Владимира 5 сентября 1812 г. был отправлен в г. Вязники с архиерейской и церковной ризницей и драгоценностями ключарь местного Успенского собора священник Иоанна Доброхотов (см. К событиям 1812 г. в гор. Владимире). До проведения через Вязники Московско-Нижегородского шоссе, во всем городе была непроходимая грязь и только пример шоссе подал мысль горожанам и их начальникам, по крайней мере главные улицы города вымостить камнем.
В 1814 г. родился в г. Вязниках Вистенгоф Павел Федорович – писатель. Автор «Очерков московской жизни», мемуарного очерка о М.Ю. Лермонтове. Скончался после 1878 г.
В 1826—1836 гг. был построен Вязниковский гостиный двор. В 1838 г. выстроено здание Вязниковской тюрьмы.
С 1841 по август 1855 гг. П.В. Любецкий - вязниковский городничий.
В 1848 г. по спору живущих в Ярополче разночинцев с удельными крестьянами «с Высочайшего повеления Ярополч вошла в состав города Вязников и все в ней живущие удельные крестьяне причислены к Вязниковскому мещанству, но их быт от этого не улучшился «от их худой промышленности, непредприимчивости и частью от недостатка их добрых душевных качеств».
С 1849 года в г. Вязниках квартировал 6-й гренадерский Таврический его императорского высочества великого князя Михаила Николаевича полк, входивший в состав 2-й гренадерской дивизии Отдельного гренадерского корпуса. Полк прибыл в губернию после возвращения из похода в Царство Польское, где он находился по случаю войны с Венгрией. Перед Крымской кампанией полк продолжал стоять в Вязниках, где мирно занимался строевыми упражнениями. При этом штаб полка квартировал в Вязниках, 1-й батальон в слободе Мстёра, 2-й батальон в б. Стеголицы, стрелковая рота размещалась в с. Фоминки и в с. Никологоры. С началом боевых действий в Крыму полк был мобилизован, но отправлен в Крым не сразу. В военные действия полк вступил в августе 1855 г. и участвовал в сражениях у Трех Абламов, у г. Симферополя, а с 27 ноября 1855 г. по 20 марта 1856 г. в сражениях у Карасу Базара. За героические действия полка 1-му и 2-му батальонам были пожалованы георгиевские знамена с надписью: "1756-1856". После Крымской войны полк вернулся на свои прежние квартиры в г. Вязники и до начала 1863 г. оставался здесь. С началом польского восстания полк в феврале 1863 г. был направлен в Москву.
Уездный город Вязники в 1852 году Вязниковцы в Крымской войне 1853–1856 гг. Город Вязники в 1861 году
Летом 1862 года через станцию Вязниковскую проследовал первый поезд. Начальником станции стал Степан Кнушевицкий. 10 апреля 1863 года восемнадцатилетняя дочь начальника станции Вязники Московско-Нижегородской линии главного общества Ольга Степановна Кнушевицкая была утверждена в должности билетного кассира с окладом 300 руб. в месяц. Кнушевицкая - организатор первого в городе Вязники любительского театра.
14 октября 1864 г. открыто по благословению Святителя Феофана Затворника Богоявленское церковное православное братство в сл. Мстёре.
Город Вязники в 1870 г. В 1870 г. по инициативе уездного земства была открыта Вязниковская уездная земская больница, которая первоначально разместилась в здании подаренном земству купцом 1-ой гильдии Куликовым Иваном Яковлевичем (ул. Пушкинская, д. 17). Вязниковское городское самоуправление 1870 - 1918 гг.
С 1872 г. квартирная повинность вместо натуральной земским собранием переведена на денежную, с наймом помещений и квартир на суммы земства. В 1872 г. винный и соляный магазины, принадлежащие городу, были заняты для цейхгауза и обоза 10-го пехотного Новоингерманладского полка.
1 января 1873 года в Вязниках открылся первый городской общественный банк.
14 июля 1873 г. в г. Вязники произошел пожар. С экстренным поездом железной дороги прибыли в Вязники из Владимира: Вице-губернатор В.А. Семенов, начальник губернского жандармского управления полковник Беловодский, от города 3 трубы пожарные с обозом и 120 человек нижних чинов от губернского баталиона и 10-го Новоингерманландского полка, с тремя офицерами, а с Ковровского механического заведения общества железной дороги 60 человек рабочих и так же 3 огнегасительные инструмента с обозом. Сгорело до 200 домов. Кроме частных домов сделались жертвой пламени здания, занимаемые Почтовой конторой и станцией, Дворянской опекой, Съездом мировых судей, Земской больницей и Земской Управой. Впрочем больных всех успели перевезти в полковую больницу, спасены так же все суммы, дела и документы в помянутых местах, только в Земской Управе все погибло, так как никого в ней не было. После пожара в городе поставили около двадцати высоченных пожарозащитных кирпичных стен между плотно стоящими домами за счет города, которые называются брандмауэры. В октябре 1874 года капитан Адольф фон Штемпель был «прикомандирован к 11-му пехотному Псковскому генерал-фельдмаршала князя Кутузова Смоленского полку для командования 2-м батальоном». Тогда же, в 1874 году, полк переехал из Нижнего Новгорода, где он размещался в казармах с 1869 года, во Владимирскую губернию. Штаб полка разместился в г. Шуе, 1-й и 3-й батальоны - в Шуе и частично в Иваново-Вознесенске, 2-й батальон, которым командовал Штемпель - в г. Вязники.
Горсовнархозы начали свою работу согласно проекту организации Губернского Совета народного хозяйства и его местных органов. Роль горсовнархоза как экономического органа заключалась в управлении хозяйством города, вытесняя из управления представителей земства и городских дум и управ. С 1918 года начинается новый период строительства городского хозяйства, связанный с образованием горсовнархоза. Вязниковский горсовнархоз состоял из следующих отделов и подотделов: 1. Окладной, 2. Коммунальный, 3. Хозяйственный, 4. Жилищно-земельный подотдел. Горсовнархоз занимался вопросами санитарной охраны города, ведал городским оценочным сбором с недвижимых имуществ, переоценкой недвижимых имуществ и др. Горсовнархоз организовал в г. Вязниках Биржи труда, оборудовал городской общественный сад, летний детский сад и каток; открыл при коммунальном отделе мыловаренного и порошкового завода. 31 января 1919 года произошла реорганизация горсовнархоза, который слившись с уездным образовал один общий отдел местного хозяйства при уездно-городском исполкоме. В 1919 году горсовнархозы были ликвидированы, передав свои функции уездно-городским отделам коммунального хозяйства.
«С целью популяризации спорта и допризывной подготовки 17 апреля с. г. членами спортивного общества «Спартак» и допризывниками спортивной площадки гор. Вязников под руководством инструкторов было устроено спортивное выступление на станции „Вязники", на которое собралось масса народу как жителей станции, так и близлежащих деревень, тем более, что день был праздничный и станция „Вязники" считается излюбленным местом прогулок молодежи. Перед собравшейся публикой были продемонстрированы вольные движения, тяжелая атлетика и упражнения на брусьях. В особенности публика осталась довольна упражнениями по тяжелей атлетике, видя, как 2-х пудовые гири в руках спортсменов являются простой игрушкой, были слышны возгласы, что это гири не настоящие; тогда инструктором было предложено публике посмотреть гири, на что вышли 2 гражданина; и когда убедились, что гири настоящие, то последовало несмолкаемое бис и браво. Вообще на спорт стали смотреть не как на простую забаву, а как на серьезное и полезное занятие» («Призыв», 4 июня 1921).
В октябре 1922 года организован Вязниковский трест.
«В 1922 году в Вязниках организовался садово-огородный колхоз «Возрождение». Колхоз поставил целью: улучшить материальное положение своих членов-рабочих, предоставляя им дешевые и доброкачественные продукты садоводства и огородничества. В первый год своего существования товарищество выполнило эту задачу. Это подтверждается тем, что за год количество членов огородного колхоза выросло в пять раз. Колхозники образовали собственный капитал, приобрели общественный инвентарь и пр. Сады и огороды очищены. В садах подсажен молодняк, в огородах почва удобрена, поднято несколько га целины..» («Призыв», 12 марта 1930).
В 1923 г. был организован уездный совет физкультуры, который взялся за организацию кружков физкультуры по предприятиям, школам и деревням.
«Нахвалились и провалились (Гор. Вязники). Губернский магазин «Культура» открыл в Вязниках свое Уотделение. При открытии шума было чуть не на всю губернию. Обещаний целая куча, а между прочим такое: «Мы вам будем высылать книги по вашим требованиям через три дня. Придешь в Уотделение сделаешь заказ на книги, да и ходишь за ними по два месяца, вместо трех дней. Спросишь зав. магазином: «Когда придет заказ?» — «Когда вышлют — наверное скоро». Хотят наладить торговлю, а между тем сами себе подрыв делают. Если магазин «Культура» государственный, то соответствующим организациям надо обратить на него внимание и недостатки в работе устранить» («Красный Луч», 18 сентября 1924). «5-го апреля 1925 г. при торжественной обстановке открылся новый уездный дом крестьянина в г. Вязниках. Открытие дома было приурочено к уездному съезду советов, делегаты с которого присутствовали на открытии и воочию, как они после говорили, убедились в практическом проведении смычки города с деревней. Характерно было выступление одного старика - 60 летн. крестьянина, который сказал: — Я вот бываю на седьмом съезде советов, на 6-ти в Гороховце и вот на одном здесь. Еще время слушал о какой-то смычке города с деревней и никак не понимал. Теперь я понял - синяя блуза и моя мозолистая рука только здесь могут подать друг другу руки. Вновь открытый дом крестьянина — большое, вполне приспособленное для этой цели здание: в нем есть буфет, столовая, 3 комнаты для мужчин и одна для женщин. Комнаты для отдыха, спальни хорошо оборудованы железными койками и бельем. Но самая главная гордость дома крестьянина, это великолепный лекционный зал, помещающийся в большой светлой комнате и весь украшенный различными плакатами. Пожелаем же вновь открытому дому крестьянина хорошей работы и чтоб он на деле осуществлял смычку рабочих и крестьян» («Призыв», 9 апреля 1925). 31 мая 1925 г. в Вязниках открылся уездный педагогический музей. «На ближайшее время намечена организация и оборудование стадиона в гор. Вязниках. Средства на это будут отпущены упрофбюро. Недостающие суммы денег будут выданы уисполкомом» («Призыв», 8 мая 1926).
«Поджигатели - 10-13-летние С ноября месяца прошлого года жители гор. Вязников были совершенно терроризированы непрерывными пожарами, возникающими чуть ли не каждую ночь от никому неизвестных причин. Милиция сбилась с ног. Ни один домохозяин не мог быть уверен, что сегодня ночью его не подожгут. В городе распространялись нелепые слухи, говорящие то о «контрреволюционном заговоре», то о бандитах, имеющих «шапку-невидимку». Пожары продолжались до конца февраля, когда в д. № 31, по Советской улице, был задержан 12-ти-летний мальчик Николай Кулаков (ранее уже три раза судившийся и неоднократно бежавший из колонии малолетних преступников), с запиской следующего содержания: «Советская ул. д. № 31 у вас будет пожар ночу. Вы берегитесь и приготовти всю одежу». Задержанный мальчик сначала объяснил, что записку он нашел около дома, но потом сознался, что написал ее сам, с целью «попугать» жильцов. После дальнейших допросов, в присутствии понятых, Кулаков понял, что запирательство бесполезно и показал, что все пожары в городе произведены им, с его приятелями Василием Марковым 13 лет, Анатолием Касаткиным 10 лет и Шелопаевым Александром 12 лет с целью «посмотреть, как горит». По задержании, все дети сознались и заявили, что поджоги они делали следующим образом. Выбрав где-нибудь сеновал или дом, стоящий в таком месте, что к нему удобно было незаметно подобраться, дети вооруженные 30-ю или 40 коробками спичек, зажигали его и потом разбегались по домам. Когда же огонь разгорался, собиралась толпа, начинался колокольный звон и прочая пожарная суматоха, — дети снова сходились, чтобы посмотреть на дело своих рук. Всего эта компания произвела свыше 15 пожаров, главный образом сеновалов и нежилых помещений. Кроме того, была масса неудавшихся поджогов. Юные поджигатели были переданы в комонес. При разборе дела выяснилась следующая картина. Дети организованы в целую шайку. У них есть свой председатель, заместитель и секретарь. Воровской язык им прекрасно известен. Как же они решились на подобные вещи? Что послужило толчком к началу поджогов. Кулаков (зампред) уже несколько раз судился, был в колонии, оттуда бежал. Ему нужны были помощники. Они нашлись из бывших вместе с ним в приюте. Дело закипело. Появились деньги, добытые карманными кражами. Стали ходить в кино. Никто ни разу не принял никаких мер, чтобы на некоторые картины не пускать детей. За деньги — билеты были к их услугам всегда. Приключенческие фильмы, с сыщиками и таинственными преступлениями, дали богатую пищу для воображения. А раз в кино можно, так почему нам нельзя? — решили дети. Решились приняться за поджоги. Не удавалось в одном месте — шли в другое. Скоро, помимо развлечения, здесь стала играть роль и месть. Стоило трактирщику Хохлову обидеть «председателя», как дом его сейчас же поджигают. По базарным дням дети отправлялись на рынок, воровали и делили добычу. Комонес, подробно разобрав это дело, троих детей отдал на поруки родителям, взяв их и под свое наблюдение, а троих, как уже и ранее несколько раз судившихся и трудно поддающихся исправлению, решил отправить в исправительную колонию» («Призыв», 20 марта 1926). «Самолет «Все в Авиахим» делает визиты. В Вязниках. Длинные ленты народа тянутся к д. Бутыры — месту спуска самолета. Разговор. — Не прилетит. — Ясно. Опять такая же истории получится, как и в прошлое воскресенье. Обманет... К 15 часам около дер. Бутыры колышется пятитысячная толпа. Разговор. И разговор все о том-же. Часовая стрелка приближается к 17. В вышине тихо. Нe слышно пения пропеллера. Народ стал расходиться. И вдруг: — Ле-ти-т!.. Над головами — стальная птица. Самолет, сделав два круга над толпой, пошел на спуск. — Ур-ра!.. Кто-то сзади меня тянет пискливым голосом: — Отродясь столько народу не видела. На крестных ходах и то меньше всегда... Открывается летучий митинг. Летчик т. Найденов, участник перелета Москва-Китай, передает привет вязниковским ткачам от пролетариата Китая» («Призыв», 4 апреля 1926).
«ТАТАРСКИЙ БАРАК» На окраине города Вязников, на Погостской горе, стоит он. В годы империалистической войны барак пустовал, затем был заселен пленными австрийцами, а потом вновь пустовал, вплоть до 22 года. В это время в Вязники приехало много татарских семей из голодающего Поволжья. Им то и был отдан барак. Расселилось в нем 35 семей, составляющих 160 человек. Печальная картина предстала перед глазами татар во время вселения. Окна в бараке были выбиты, стены испорчены. Но мало-по-малу татары стали устраиваться здесь. Потянулись дни, но не веселые. Жилищем они были обеспечены, а работой нет. Тяжеленько пришлось. И запили татары с горя. Так продолжалось долго, пока на них не обратили внимание. Тогда стало полегче. Многие поступили на фабрику. Но жизнь в бараке текла по-прежнему: в пьянстве, в игре в карты... И только в начале 1924 года картина резко меняется. Молодежь организовала ячейку КСМ, в которую из 80 человек молодежи вступило более 30. В сентябре подотделение союза текстильщиков отпустило татарам средства на культурные нужды. На них татары организовала читальню. Вскоре открылся пункт по ликвидации неграмотности. Из 60 человек неграмотных ликпункт сейчас посещает 40. Организовавшийся драматический кружок уже поставил на татарском языке один спектакль. В настоящее время, благодаря читальне и проводимой культурной работе ячейкой КСМ, совершенно прекратилась среди татар картежная игра, пьянство. Недавно на общем собрании татар был поставлен доклад о 9 губсъезде союза текстильщиков. На это собрание пришли все; и старый, и малый. Плохо только то, что на производстве татар-членов профсоюзов не выдвигают, не дают им возможности получить квалификацию. Подростки-татары в бронь не заполнены» («Призыв», 7 декабря 1926).
В 1927 г. в Вязниках был организован дом физической культуры и каток. Для летней работы был открыт стадион и водная станция. «На окраине Вязников, по дороге к деревне Балимотихе, стоит здание с большими окнами и дверями. Здесь до 1921 года была водокачка, снабжавшая водой воинские части, расположенные в казармах. Казармы сейчас сломаны. Водокачка же продолжает стоять, оставленная на произвол судьбы. Железо на ней ржавеет, рамы растаскиваются. Здание приходит в ветхость. А можно было бы из него и пользу извлечь: продать строительный материал, железо, кирпич. А лучше всего обратить ее снова в водокачку. Она смогла бы снабдить водой городские окраины, как-то: Ярополь, новую линию и дp.» («Призыв», 11 янв. 1927).
С 1 августа 1927 г. Вязниковский коммунальный трест открыл автобусное сообщение между городом и станцией Вязники. «Ко всем поездам, которые проходят к Нижнему и Москве, будет ходить автобус два раза. Плата от города до станции с каждого пассажира с ручным багажом - один рубль, а от станции до Вязников — 75 коп. С малолетних в оба конца — по 50 коп.» («Призыв», 18 августа 1927).
«Ивановский поселок. В трех верстах от гор. Вязники строится новый крестьянский поселок. Долго ходили крестьяне инициаторы, добиваясь разрешения на получение участка земли; не одну пару лаптей избили ходоки, но своего добились; на 7 семей им нарезали 63 десятины. Когда-то эта земля принадлежала бывшему фабриканту Демидову. Поселковцы прежде всего организовали машинное товарищество и купили сеялку, веялку-сортировку, молотилку и соломорезку. Земля разбита на четыре клина. Широкополосица. — Чтобы на деле установить, как выгоднее заделывать зерно, произвели посев двумя способами: машиной и руками. Посадку картофеля сделали после ржи с искусственными удобрениями. Материал для построек только что заготовляется. Жилища будут поставлены с допущением разрыва между нами до 4 саж. и с насаждением между домов густолиственных деревьев. Разводится пасека. Государство отпустило крестьянам 2700 рублей на четыре года. Крестьяне назвали поселок «Ивановским», в честь инициатора-крестьянина Иванова» («Призыв», 23 авг. 1927).
Город Вязники к 1928 г. «Фабрика-кухня в Вязниках pacсчитанная на 1.000 обедов в сутки. Строить ее Вязниковский ЦРК начал в 1929 году. Здание в основном уже готово: сделаны стены, подведены под крышу, помещение остеклено. Осталось дело за специальным оборудованием (отопление и т. д.) и штукатурными работами. Эти работы церабкооп передал Текстильстрою. 29 января с Текстильстроем был заключен договор, дано 5.000 р. задатка. Но когда Текстильстрой начнет работы — неизвестно. Никакого ответа добиться не удается. Даже своего производителя работы Текстильстрой из Вязников отозвал. Церабкооп предполагал закончить все работы и открыть столовую к 1 мая. Но при таких темпах со стороны Текстильстроя — срок этот стоит под угрозой срыва» («Призыв», 19 марта 1930).
Первый автобус на улицах Вязников, 1936 г. Фото из архива Д. А. Обидина
«В конце 20-х годов ХХ века Вязники «захотели» иметь свой автобус, но, как пишет краевед С.И. Змеев, плохие дороги Вязников не позволили им иметь в своём распоряжении эту новинку передвижения. В 1936 году в районе Вязников проходили маневры Красной Армии. Город принимал именитых гостей, его изрядно разукрасили. Вышли с ходатайством перед Москвой пустить автобусное движение, хотя бы на внутригородском маршруте: Центр – Ярцево. Автобус дали с полей. Среди первых пассажиров этого памятного рейса был и я. Вязниковцы ликовали! Прогресс коснулся и их города. Но ликование было недолгим. Маневры закончились, а плохие дороги сделали своё дело. Автобус сломался, чинить его было некому, запасных частей тоже не было. Так первая попытка 1936 года не нашла своего продолжения… Незадолго до войны Вязники получают новый автобус, который осуществлял движение от центра города до станции Вязники. Правда, попасть на этот автобус было делом хлопотным. Его брали штурмом, и основная масса пассажиров добиралась до станции пешком… Вторая половина ХХ века была мучительной для вязниковцев. Автобусы ходили плохо и редко, часто ломались (всё из за плохих дорог). Автобусное движение в городе и районе наладилось только за последние годы с приходом частных владельцев. Теперь вопрос об автобусном «недвижении», видимо, уже снят с повестки дня. Остался и вновь поднимается вопрос о качестве вязниковских дорог…» Донат ОБИДИН. «Маяк», №07 от 01 февраля 2007 г.
1945 г. «ВЯЗНИКИ. На-днях, после капитального ремонта здания, в городе открывается стационарный драматический театр…» (Вязниковский театр). 31 мая 1945 г. в Вязниках приступлено к оборудованию кожевенного завода. Мощность его – 150 тонн кожи для обуви и 15 тыс. овчин для производства шубных изделий.
«Наступает зима, а в Вязниках действуют только две водоразборные колонки. Баня работает от случая к случаю. Горкомхоз не проявляет никакой заботы. Купленные водопроводные трубы оказались негодными, на них нет резьбы и соединительных муфт» («Призыв» 2 ноября 1945).
«В городе начато восстановление водопровода. В Ненашевском и Ефимьевском оврагах уже заложены 7 новых каптажей. Сейчас к ним подводятся трубы» («Призыв», 11 июня 1946). Владимир Солоухин о Вязниках в повести «Владимирские проселки» (1956).
Промышленность в уездном городе Вязники
В 1765 г. открыта Механическая полотняно-ткацкая и отбельная фабрика С.И. Сенькова, в гор. Вязниках. В 1890 г. паровых машин – 2, сил 25; паровых котла – 2; освещается газом; рабочие: 529 муж., 247 жен., 44 малолетн.; училище на 50 учеников и библиотека; приемный покой на 4 кровати. В 1819 г. открыта Механическая полотняно-ткацкая фабрика В.В. Елизарова, в г. Вязниках. В 1890 г.: паровая машина, 12 сил; 2 паровых котла; освещение керосином; работает днем и ночью; рабочие: 163 муж., 100 жен.
В 1832 г. открыта полотняно-ткацкая фабрика Федора Петровича Демидова, в гор. Вязниках. Старый корпус ткацкой был построен в 1832 году. По окончании постройки семья Демидовых переехала из слободы Мстёры в Вязники. В 1890 г. 2 паровые машины, 26 сил; 4 паровых котла; освещается газом; рабочие: 419 муж., 248 жен. О состоянии народной промышленности города Вязников в 1838 году. В 1850 г. открыта отбельная пряжи фабрика Ф.П. Демидова. В.Ф. Демидов в 1858 году построил около деревни Ярцево, расположенной рядом с городом Вязники, бумаго-прядильную фабрику. В 1865 г. фабрика была перестроена в льно-прядильную фабрику. В 1874 году открыта оберточно-бумажная фабрика товарищества «Василия Федоровича Демидова», в гор. Вязники. Фабрика отстроена в 1882 году, носит название новой льно-прядильной фабрики, так как главным образом предназначена для льно-прядильного производства, с отделениями бумаго-оберточным и отбельным. В 1890 г. отбельная: паровая маш., 6 сил, паровых котлов – 2; оберточн.-бумажн.: 2 паровые машины, сил 30, 2 паровых котла; освещается газом; рабочие: 28 муж., 6 жен.
Пивоваренный завод Ивана Александровича Чичирева, в гор. Вязниках. Производство «Русского» пива и меда. 4 рабочих. В 1862 г. открыт пивоваренный завод Трифона Николаевича Коровайкова, в гор. Вязниках. Производство «Русского» пива и меда. 4 рабочих. В 1863 г. открыт Ивановский винокуренный завод братьев Голубевых (наследников Муромского купца Диомида Львовича Голубева), в г. Вязниках. В 1888 г. открыт джутово-прядильная фабрика торгового дома «С.И. Сенькова и В.Н. Игнатова», в гор. Вязниках. В 1890 г. паровая машина, сил 20; 2 паровых котла; освещается керосином; рабочие: 45 мужчин, 20 женщин.
- родник у д. Липки; - родник у детского лагеря «Турист»; - родник у д. Мстёрки; - родник у р. Тара, д. Исаковка; - родник д. Головино; - родник д. Перово; - родник д. Акиньшино.
К Владимирской десятине приложены десятины Медушская Еропольческая и Гуская (XVII в.) … Медушская десятина с оставшимися по писцовым книгам Владимирского уезда церквами в приходных книгах писалась до 196 г. А с 197 (1689) г. Медушская десятина заменилась Еропольческой. Начало Еропольческой десятины должно собственно отнести к 170 (1662) г., когда Благовещенского монастыря игумен, вероятно по патриаршу указу, сделался управителем этой десятины и приходная книга окладных и неокладных денежных доходов скрепил своею рукою. В 189 (1681) г. в Вязниковской слободе строится двор, «где приежать Благовещенскаго монастыря строителю Аврамию для расправы духовных дел и старостам поповским для сбору окладных и неокладных доходов». Вязниковская слобода с этого времени делается центром Еропольческой десятины и новопостроенный двор, на подобие других дворов, именуемых «десятильничий», становится присутственным местом, в котором заседали управители, десятильники, старосты поповские и два подъячих, из коих один собственно для канцелярских дел, а другой «для помочи» старостам поповским. Под 198 г. в Еропольческой десятине упоминается 6-ть попов закащиков (помощников старост поповских). Такое большое число закащиков и притом на такое ограниченное число жилых церквей (47) указывает на занимаемое большое пространство Еропольческой десятины, и на отдаленность расстояния церквей одна от другой, и на неудобство сообщений. Управители Ероп. десятины в своих отписях нередко заявляли патр. каз. приказу, что «за разлитием водяных рек, за непроездом болот и озер и за разбоем и грабежом от воровских людей» деньги в патр. каз. приказ не могли быть доставлены своевременно. Еропольческая десятина, хотя и писалась в приходных окладн. книгах патр. каз. приказа с 196 по 1746 г., но из производившегося в синод. каз. приказе дела о священнике Леонтие Иванове видно, что «в 1730 г. по указу свят. Синода Еропольческая десятина отрешена была (вместе с другими десятинами Арзамаской и Балахонской) из Синодальной области и отдана в ведомство Нижегородского и Алатырского архиепископа Питирима», а в 1738 г. октября 3-го указом синод. каз. приказа, состоявшимся по определению свят. правит. Синода вследствие челобитья Владимирского уезда Ярополческой десятины города Арзамаса и гор. Балахны с уездами священно-церковно-служителей «велено обретающимся в ведомстве Нижегородской епархии Синодальной области городом с уезды впредь до разсмотрения свят. Синода отныне ведомством быть по прежнему в Синод. области». Число всех жилых церквей в приход. окладных книгах под Яропольческою десятиною писалось 60, из них прибыли 45 из Медушской десятины, да 14 новоприбывших между 197 — 1720 гг., да 1 соборная церковь, прибывшая неизвестно откуда и когда; из Яропольческой десятины выбыли: 1712 г. соборная церковь, 1703 г. церковь Пр. Троицы на в. озере «для того, что церк. земля вынесена в пустовую оброчную книгу», 1727 г. церковь Рожд. Прес. Богор. в Курмашине «церковь не построена», в книге 1746 г. Спаской, что в Заволожье, церкви не написано, а по чему или куда выбыла — отметки нет. А всего в Яропол. десятине по книге 1746 г. состояло жилых данных церквей — 56; тоже число упоминается и под 1761 г., а именно: «1762 г. по указу, а по репорту Владимир. духовной консистории Яропольческой десятины на 761 г. с 56 церквей данныя и протчия 209 руб. 83 ¼ коп., да с того сбору нужнейшия 3 р. 6 ½ к. приняты» (печат. конторе безпошлинныя кн. 300, л. 157).