Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.10.2017
12:59
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 371

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [687]
Суздаль [236]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [176]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [98]
Судогда [30]
Москва [41]
Покров [51]
Гусь [46]
Вязники [115]
Камешково [46]
Ковров [131]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [63]
Религия [2]
Иваново [26]
Селиваново [5]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [7]
Промышленность [0]
Учебные заведения [0]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

1-е мая 1917 года в гор. Владимире и Владимирской губернии

1-е мая 1917 года во Владимирской губернии

Сегодня Русский народ в первый раз справляет свой рабочий праздник, который наши западные соседи празднуют уже 27 лет.
Смысл и значение настоящего праздника будут нам ясны, если мы вспомним историю его возникновения.
В 1889 году в Париже состоялся съезд представителей рабочих партий всех стран мира, исключая России, которая по условиям того времени не могла послать на него своих представителей. На этом съезде рабочие обсуждали вопрос о средствах борьбы рабочего класса всего света за свои интересы. Долговременная борьба рабочего класса за свои права привела к убеждению, что все его бедствия и лишения исчезнут лишь при демократическом строе правления, который имеет в виду интересы широких масс населении, а не отдельных лиц, и при постепенном переустройстве жизни на началах социализма, когда средства производства (земля, железные дороги, рудники, машины, фабрики) перейдут в руки объединенных работников, в руки всего общества, и производство всех предметов, нужных людям, будет вестись обществом для удовлетворения его потребностей и пользы, а не для наживы отдельных капиталистов.
Парижский съезд 1889 года подтвердил единодушное решение рабочих в братском единении бороться сообща за завоевание политической свободы и проведение намеченных реформ.
Первой задачей рабочего движения съезд поставил необходимость добиваться реформ политических, которые расширяют свободу рабочего класса, дают ему гражданские права, необходимые для возможности организоваться и успешно отстаивать свои интересы и необходимость добиваться реформ экономических, цель которых — улучшение условий жизни и труда рабочих.
В ознаменование этого единства целей и интересов рабочих всего мира, Парижский съезд постановил ежегодно 1-го мая (18 апреля по старому стилю) справлять рабочий праздник. Цель этого праздника является — показать взаимное единение пролетариата всего мира, у которого есть одна великая задача — освобождение труда от эксплуатации и водворение на земле царства равенства, свободы и справедливости.
И с тех пор день первого мая стал днем торжественных процессий миллионов рабочих людей, которые показывают перед всем миром свое единодушие и солидарность; майские шествия под красными знаменами — это парад, смотр своих сил, который производит демократия. В этот день согласно бьются сердца рабочих всех стран, без различия национальностей и вероисповедания, будучи одушевлены одним желанием скорейшего наступления на земле царства мира, правды, свободы и взаимной любви.
Каждое новое празднование 1-го мая пополняет ряды организованной демократии; каждый год к майскому празднику присоединяются все новые и новые толпы, а в этом году и многомиллионная Россия в первый раз справляет рабочий праздник и приветствует на родном небе зарю новой жизни.

Русские рабочие не могли иметь на Парижском съезде в 1889 г. собственного представителя. Но уже в 1891 году рабочий праздник был отпразднован тайно Петербургскими рабочими. Немногие рабочие кружки собрались на собрание, во время которого были произнесены речи о значении Майского праздника. В 1892 году тайное празднование повторилось в Петербурге и к нему присоединились рабочие кружки в некоторых других городах; в Лодзи в день 1-го мая забастовали все фабрики, и правительство послало войска «усмирять» рабочих. В 1896 году 1-го мая впервые появились в России социал-демократические воззвания, приглашающие всю рабочую массу к участию в празднике. В 1898 году, незадолго до 1-го мая, организации разных городов объединились в одну «Российскую социал-демократическую рабочую партию», которая и издала общее воззвание к празднованию 1-го мая. В 1901 году празднование приобретает более широкий характер: рабочие в Петербурге, Варшаве, Лодзи, Вильне, Двинске, Киеве, Симферополе, Керчи, Тифлисе, Иваново-Вознесенске устраивают демонстрации и стачки, происходят столкновения с полицией и жандармами.
В девятисотых годах это празднование, несмотря на противодействия правительства, делается непременным явлением не только в городах центра России, но и на окраинах: в 1904 году «маевку» празднуют рабочие Ташкента, Асхабада и Средней Азии.
Правительство, конечно, не скупилось на наказания за попытку справить 1-е мая: манифестанты рассеивались вооруженной силой, арестованных рабочих сажали в тюрьмы и посылали в ссылку; так за одну маевку в 1900 году в Харькове было сослано 53 человека рабочих.
Но они с твердой верой в правоту своего дела несли наказание, ожидая, если не для себя, так для своих детей наступления момента радостного избавления. Какой светлой надеждой проникнуто письмо одного из рабочих, осужденного за майскую демонстрацию. «Да, жизнь идет вперед. Она требует все больше и больше самоотверженности и стойкости у борцов за свободу. Нам не приходится искать пути в беспросветном мраке, как приходилось это делать людям, расчищавшим нам путь. Перед нами лежит широкая прямая дорога, в конце которой виден вход в более светлую жизнь».
Теперь русский народ вступил на эту широкую дорогу, и чувства глубокой благодарности охватывают его по отношению к тем, чьим трудом, испытаниями и страданиями она проложена. Много жертва, пало в неравной борьбе, и русские люди могут сказать своим героям и подвижникам:
«Вы жертвою пали в борьбе роковой
С безумной, преступною властью,
Но путь нам открыли прямой и живой
К свободе и светлому счастью».

13-го апреля, в 6 час. вечера в доме бывш. губернатора состоялось заседание комиссии по выработке программы празднования 1-го мая (18 апреля с. г. по старому стилю).
К дню праздника труда 1-го мая (18 апреля по старому стилю) комитетом по устройству праздника производились работы по украшению города. К делу привлечены местные силы художников и инженеров; живое участие принимала в этом также организация учащихся.

По общему впечатлению грандиозности и организованности, празднование 1-го мая превзошло праздник революции 10 марта. Чувствовалась большая продуманность и стройный план в движении многочисленных процессий, и все вместе взятое создавало внушительную и интересную картину.
Шествие открыл 1-й батальон ... полка, за ним шли воспитан. женск. учит. семинарии и Мальцевского училища. Тем же порядком, по-батальонно, шли все войска Владимирского гарнизона. При чем за каждым батальоном шла соответствующая организация или отдельное учебное заведение.
Все процессии, следуя по Большой улице, доходили до Красной церкви, откуда отдельными колоннами расходились по разным и частям города, останавливаясь у специально устроенных трибун, с которых ораторы произносили соответствующие моменту речи.
Море голосов, радостные клики, развивающиеся над толпой красные знамена и стяги. Мощно гремят молодые голоса семинаристов, поющих Марсельезу и Варшавянку; в общий хор вплетаются женские голоса; сплошной волной движется по улицам города шествие, то там, то здесь гремит раскатистое «ура».
Трудно выделить отдельные организации, привлекшие наибольшее внимание; так много искреннего подъема сказывалось у всех участников, так много заботливости и любовности видно было в выполнении каждого стяга.
От Красной церкви, конечного пункта общей процессии, депутации по 5 человек от каждой из участвовавших в празднике организации со знаменами и венками и оркестром учащихся направились к кладбищу, к могилам казненных и умерших политических заключенных.
Владимирским духовенством было совершено отпевание на могилах казненных: Ветрова, Субботина и Баланова, могилы которых находятся около могилы Комракова за тюремной стеной; отдельно совершено отпевание Алексея Башмакова над его могилой за углом кладбищенской стены.
Отслужены панихиды около могил умерших политических каторжан, имена которых и место погребения известны, и панихида на братской могиле, сделанной в память тех, могил которых не могли найти.
После служб оркестр музыки играл похоронный марш, произносились речи. Возложены венки: от комитета празднования 1-го мая, от совета солдатских депутатов, от совета офицерских депутатов, 668-й дружины, от союза ремесленников, торгово-промышленных служащих, от Мальцевского училища, от общественной мужской гимназии, Петроковской гимназии, земской женской гимназии, от гимназии Л.М. Давыдовой возложены живые цветы.
Во Владимире на постаменте, где стоял памятник императору Алексадру II, к 1-му Мая водрузили «фигуру невероятной бабищи с совершенно невозможными окороками; в руку ей дали красную электрическую лампочку, а внизу подписали: III Интернационал. Граждане, однако, не могли одолеть этого слова и свободно переделали его в «интерцентрал». Интерцентрал этот простоял весьма недолго: при первых же дождях он раскис, разбух, накренился набок и упал, оставив после себя кучу какого-то серого, безобразного месива...» (Иван Федорович Наживин. «О революционных днях во Владимире»).

Дер. Вахромеево 1 мая 1917 года.
«В день свободного праздника труда 1 мая (18 апреля) 1917 года рабочие фабрики И. Кочеткова при деревне Вахромеево начали чествование пролетарского праздника благодарственным молебном и панихидой по убитым на поле брани воинам и павшим борцам за свободу. На служение был приглашен погоста Старо-Никольского свящ. И. Бакин с причтом. Среди фабричного двора был приготовлен стол, по правую сторону которого стояло красное знамя с написанными отчетливыми буквами девизами. Чествовать праздник труда собрались не только рабочие фабрики, но и граждане окружных деревень, приблизительно около 2000 человек. В конце молебна перед возглашением многолетия свящ. обратился к рабочим с горячей и приветственной речью, в которой он призывал рабочих посвятить этот день на просвещение и объединение во имя той истины, что только в единении сила. А также он объяснил рабочим, что дня закрепления свободы необходим правильный, дружный, кипучий и свободный труд, ибо юной России в настоящее время грозят два врага. Один враг — немец, который, вторгшись в пределы нашей родины, рвется к сердцу ее, а другой враг - это возможность беспорядков внутри страны под влиянием приспешников рухнувшего старого строя. Своей речью так воодушевил рабочих, что последние слова его были покрыты и громким «спасибо». По окончании молебна была отслужена панихида с провозглашением вечной памяти всем, жизнь свою отдавшим за благо страны на поле брани и борцам за свободу и благоденствие народа.
После этого рабочие, взяв знамя и с пением «Дружно, товарищи, в ногу»…, пошли на митинг, где говорились рабочими речи и выбирались руководители для дальнейшего ведения праздника.
С митинга рабочие опять с пением «Дружно, товарищи, в ногу», стройно пошли на другую фабрику н-ков О. Кочеткова, где в то время служился молебен тем же причтом. Священник перед началом молебна опять обратился к рабочим с воодушевительной речью, в которой он картинно изложил падение старого, отжившего свой век, строя, а также предупреждал рабочих от различных ссор и несогласий, от братоубийственной розни, которые не должны иметь места у нас во время войны с коварным врагом—немцем, который стремится одержать победу над освободившейся Россией и отнять добытую свободу. За произнесенную речь народ выразил священнику русское спасибо.
По окончании молебна управляющий фабрикой А. Малков обратился к своим рабочим с речью, в которой он призывал их и единению. После этого рабочие обеих фабрик со знаменами отправились в с. ТынцыВ с. Тынцах на площади был совершен молебен и панихида местным причтом и причтом погоста Старо—Никольского. Перед началом молебна свящ. Числовский обратился к собравшимся с речью, в которой он призывал к единению во имя того, что и Христос призывал своих учеников - к единению. По окончании всего этого церемониала рабочие со знаменами отошли в сторонy и там говорились речи. Но ввиду того, что погода в этот день была плохая, холод с дождем, пролетарский праздник закончился рано, около 5 часов вечера. Праздник прошел очень спокойно» (газета «Старый Владимирец», вторник, 25 апреля 1917 года).

День 18 апреля (1 мая) 1917 г. в с. Добрынском был несколько исключительный в обыденной жизни крестьян. Крестьяне, братски присоединясь к рабочему пролетариату всей России, решили отметить этот день праздником: местным духовенством была отслужена литургия, молебен, с провозглашением многолетии Богохранимой державе Российской, Временному Правительству и воинству и вечной памяти павшим борцам за свободу. Затем в местной земской школе было устроено общее собрание, на котором учительница, заведующая сельской школой, прочла лекцию об Учредительном Собрании, после которой последовал живой обмен мнений. Одним из членов Исполнительного Комитета был произведен сбор на нужды солдат в окопы, который даль 121 руб. 41 коп. Собранную сумму было решено препроводить по назначению чрез Губернский Исполнительный Комитет.

18 апреля (1-го мая) 1917 г. крестьяне села Ундол совместно с рабочими фабрики Бажанова праздновали международный праздник труда. Празднование началось с утра торжественной литургией, совершенной местным причтом. Затем на площади был отслужен благодарственный молебен и произнесены речи, выясняющие значение этого праздника. Далее все отправились с хоругвями и красными знаменами на место убиения в 1905 году борца за свободу. Здесь была отслужена панихида, произнесены речи, посвященные памяти убитого и вообще repoев, положивших свою жизнь за ту светлую свободу, которую в любви беззаветной к народу они старались добыть для родины.
На празднике присутствовало около 1500 человек местного населения. Речи произносились присланными от Владимирского совета солдатских депутатов делегатами и местными крестьянами и рабочими. У всех присутствовавших было видно радостное, праздничное настроение и сознательное отношение к празднику. Порядок был заранее выработан сельским исполнительным комитетом.

Собинка, Владимирского уезда. 18 апреля (1-го мая) 1917 г. состоялся многолюдный митинг, пелись революционные песни, устроено было шествие с красными флагами и знаменами. Вечером происходили перевыборы членов местного совета рабочих депутатов. Приехавшим руководителям стоило чрезвычайных усилий произвести выборы в надлежащем порядке. Чувствуется неорганизованность рабочих, разъединение и не вполне ясное представление о переживаемом моменте. Необходима планомерная и усиленная просветительная деятельность среди рабочих Собинской мануфактуры, как по вопросам организационным, так и по вопросам обще политическим.

18 апреля 1917 г. в с. Калитеево справлялся праздник в честь труда. Была отслужена обедня и молебен с провозглашением многолетия новым правителям и вечной памяти павшим борцам за свободу. Вечером было устроено чтение с туманными картинами на тему: «Что такое кооперация и как бороться с кулаками».

Гавриловной посад. Праздничный день труда или пролетарский праздник 18 апреля (1 мая) в нашем посаде был выдающимся и отличался торжественностью. В этот день партии рабочих женщин и мужчин с двух местных фабрик Дербенева в Малышкина со Шнурковым, после прохождения по улицам с красными флагами и знаменами, собрались на митинг близ помещений городского управления. Появились двое ораторов, приехавших из Иванова от совета солдат и рабочих. Речь одного из них, социал-демократа, бывшего ссыльного, продолжалось более 2 часов. Оратор порицал временное правительство, в лице главным образом министров Некрасова и Милюкова, за исключением министра юстиции Керенского.
Но особенно недоброжелательный характер их речей имел по отношению к фабрикантам, порицая при этом вообще буржуазию и мародеров. Большинство слушателей из простого народа к сказанному отнеслось с недоумением и недоверием.
Но в конце концов день прошел спокойно.

27 апреля 1917 г. в гор. Владимире праздновался день открытия 1-й Государственной Думы. В 12 час. дня на соборной площади было совершено торжественное молебствие, с провозглашением многолетия Временному Правительству и вечной памяти председателю первой Государственной Думы С.А. Муромцеву и борцам, павшим за свободу.
После молебствия произнесен был ряд речей. Особенно одобрительно выслушаны были собравшимися призывы к поддержке Временного Правительства при наличности контроля со стороны совета рабочих и солдатских депутатов.

1 мая 1918 года

«Начали готовиться к 1 мая (1918 г.). Все наши ребята по горло были заняты работой по украшению города; ниши „художники" работали над плакатами и лепили из глины статую «Свободы», другие, из «верхушек», работали по организации праздника вообще, а на долю остальных, не имевших высоких талантов, выпала всякая техническая работа: ездили в лес за зеленью, обертывали уличные фонари красной бумагой, словом, дела было достаточно, энергии тоже — работали дружно и весело. А помимо всего этого готовили к выпуску 1 номер нашего союзного журнала «Вестник Интернационала». Журнал этот был главной заботой и о судьбе его беспрестанно справлялись у Бабушкина и Безыменского, которым это дело было поручено. Помню, всю ночь накануне 1-го мая, несколько наших союзников не спали — ждали выхода журнала, который нужно было сфальцевать. И журнал вышел хоть куда; на обложке — молодой рабочий с молотом, а над ним надпись «Мы жизнь куем»! И статьи, и беллетристика — словом журнал, как журнал. Радости нашей не было границ, а главные виновники появления на свет этого родоначальника юношеской прессы в нашей губернии — Бабушкин и Безыменский самодовольно ухмылялись.
В первомайский праздник 1918 г., несмотря на хмурую, холодную погоду и слякоть под ногами, на улицах было людно и весело. Приехавшие рабочие с Собинки и Лемешков заполняли улицы, отряд красноармейцев, переформированный из красной гвардии и сохранивший еще за собой это название, партийная организация, профсоюзы — все это составляло довольно пеструю массу, ожидавшую начала демонстрации. А мы шныряли в этой толпе с пачками нашего журнала и распродавали его. Потом — шествие по улицам и песни до полной хрипоты. После первого мая продолжали ту же жизнь, что и прежде.
Н. Воронов».
К 1 мая 1918 года на постаменте памятника Александру II была установлена статуя Свободы. Поскольку на Сормовском чугунолитейном заводе, куда был сделан срочный заказ, готовой статуи из чугуна не оказалось, пришлось ограничиться гипсовой отливкой, представлявшей собой необъятную бабу с красной электрической лампочкой в руке. Внизу стояла подпись: «III интернационал». Граждане переделали её в «интерцентраль». См. «Вестник Интернационала».
Владимирский Временный Губернский Исполнительный Комитет
Владимирская губерния (1918-1929)
Город Владимир во времена февральской революции 1917 г.
Город Владимир во времена октябрьской революции 1917 г.
Первая годовщина Октября во Владимире (1918 г.)

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (22.09.2017)
Просмотров: 33 | Теги: Владимир, владимирская губерния, 1917 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика