1-е мая 1917 года в гор. Владимире и Владимирской губернии
1-е мая 1917 года во Владимирской губернии
«Сегодня Русский народ в первый раз справляет свой рабочий праздник, который наши западные соседи празднуют уже 27 лет. Смысл и значение настоящего праздника будут нам ясны, если мы вспомним историю его возникновения. В 1889 году в Париже состоялся съезд представителей рабочих партий всех стран мира, исключая России, которая по условиям того времени не могла послать на него своих представителей. На этом съезде рабочие обсуждали вопрос о средствах борьбы рабочего класса всего света за свои интересы. Долговременная борьба рабочего класса за свои права привела к убеждению, что все его бедствия и лишения исчезнут лишь при демократическом строе правления, который имеет в виду интересы широких масс населении, а не отдельных лиц, и при постепенном переустройстве жизни на началах социализма, когда средства производства (земля, железные дороги, рудники, машины, фабрики) перейдут в руки объединенных работников, в руки всего общества, и производство всех предметов, нужных людям, будет вестись обществом для удовлетворения его потребностей и пользы, а не для наживы отдельных капиталистов. Парижский съезд 1889 года подтвердил единодушное решение рабочих в братском единении бороться сообща за завоевание политической свободы и проведение намеченных реформ. Первой задачей рабочего движения съезд поставил необходимость добиваться реформ политических, которые расширяют свободу рабочего класса, дают ему гражданские права, необходимые для возможности организоваться и успешно отстаивать свои интересы и необходимость добиваться реформ экономических, цель которых — улучшение условий жизни и труда рабочих. В ознаменование этого единства целей и интересов рабочих всего мира, Парижский съезд постановил ежегодно 1-го мая (18 апреля по старому стилю) справлять рабочий праздник. Цель этого праздника является — показать взаимное единение пролетариата всего мира, у которого есть одна великая задача — освобождение труда от эксплуатации и водворение на земле царства равенства, свободы и справедливости. И с тех пор день первого мая стал днем торжественных процессий миллионов рабочих людей, которые показывают перед всем миром свое единодушие и солидарность; майские шествия под красными знаменами — это парад, смотр своих сил, который производит демократия. В этот день согласно бьются сердца рабочих всех стран, без различия национальностей и вероисповедания, будучи одушевлены одним желанием скорейшего наступления на земле царства мира, правды, свободы и взаимной любви. Каждое новое празднование 1-го мая пополняет ряды организованной демократии; каждый год к майскому празднику присоединяются все новые и новые толпы, а в этом году и многомиллионная Россия в первый раз справляет рабочий праздник и приветствует на родном небе зарю новой жизни.
Русские рабочие не могли иметь на Парижском съезде в 1889 г. собственного представителя. Но уже в 1891 году рабочий праздник был отпразднован тайно Петербургскими рабочими. Немногие рабочие кружки собрались на собрание, во время которого были произнесены речи о значении Майского праздника. В 1892 году тайное празднование повторилось в Петербурге и к нему присоединились рабочие кружки в некоторых других городах; в Лодзи в день 1-го мая забастовали все фабрики, и правительство послало войска «усмирять» рабочих. В 1896 году 1-го мая впервые появились в России социал-демократические воззвания, приглашающие всю рабочую массу к участию в празднике. В 1898 году, незадолго до 1-го мая, организации разных городов объединились в одну «Российскую социал-демократическую рабочую партию», которая и издала общее воззвание к празднованию 1-го мая. В 1901 году празднование приобретает более широкий характер: рабочие в Петербурге, Варшаве, Лодзи, Вильне, Двинске, Киеве, Симферополе, Керчи, Тифлисе, Иваново-Вознесенске устраивают демонстрации и стачки, происходят столкновения с полицией и жандармами. В девятисотых годах это празднование, несмотря на противодействия правительства, делается непременным явлением не только в городах центра России, но и на окраинах: в 1904 году «маевку» празднуют рабочие Ташкента, Асхабада и Средней Азии. Правительство, конечно, не скупилось на наказания за попытку справить 1-е мая: манифестанты рассеивались вооруженной силой, арестованных рабочих сажали в тюрьмы и посылали в ссылку; так за одну маевку в 1900 году в Харькове было сослано 53 человека рабочих. Но вполне осуществить организацию единой международной демонстрации в эпоху II-го Интернационала не удалось. Во-первых, самый день 1 мая праздновался не во всех странах. В Германии, Англии и Швейцарии, например, празднование переносилось на ближайшее воскресенье. В других странах праздновали после обеда, по окончания работ. На это обстоятельство обратил внимание Амстердамский съезд второго Интернационала в 1904 году. Он отметил, что „в осуществлении демонстрации не достигнуто полное единообразие" и настойчиво потребовал, чтобы все социалистические партии манифестировали 1-го мая.
Но это настойчивое требование сопровождалось оговоркой, совершенно уничтожившей всякую «настойчивость». Конгресс «вменял в обязанность пролетарским организациям устраивать майские забастовки всюду, где это может быть выполнено без ущерба для интересов рабочих». Другими словами, конгресс никого не обязывал к массовым майским стачкам. Здесь, как и во всем, что предлагал второй Интернационал, сказалась его недоговоренность и половинчатость. В эпоху II-го Интернационала международное единение было идеей, не воплощенной в жизнь. Далее, если мы вдумаемся в самые лозунги, то мы не увидим в них самого главного, самого основного — требования пролетарской власти, стремления к установлению диктатуры пролетариата, а без этого фундамента все лозунги остаются красивыми, но воздушными фразами. Многое ли было достигнуто рабочими всего мира? Борьба против войны, антимилитаризм, не привели ни к чему: капитализм устроил свою кровавую бойню — мировую войну, он на время войны разорвал и те цепи товарищеской солидарности, которые связывали мировой пролетариат в единую семью. Только с момента Октябрьской революции, с момента создания ІІІ-го Коммунистического Интернационала, празднование 1-го мая принимает новый характер. Боевой Интернационал — боевые лозунги: „Да здравствует диктатура пролетариата!" «Да здравствует власть Советов!» («Известия Владимирского Губернского Временного Исполнительного Комитета». №35, 18-го апреля 1917).
13-го апреля 1917 г., в 6 час. вечера в доме бывш. губернатора состоялось заседание комиссии по выработке программы празднования 1-го мая (18 апреля по старому стилю).
К дню праздника труда 1-го мая комитетом по устройству праздника производились работы по украшению города. К делу привлечены местные силы художников и инженеров; живое участие принимала в этом также организация учащихся.
По общему впечатлению грандиозности и организованности, празднование 1-го мая превзошло праздник революции 10 марта. Чувствовалась большая продуманность и стройный план в движении многочисленных процессий, и все вместе взятое создавало внушительную и интересную картину. Шествие открыл 1-й батальон ... полка, за ним шли воспитан. женск. учит. семинарии и Мальцевского училища. Тем же порядком, по-батальонно, шли все войска Владимирского гарнизона. При чем за каждым батальоном шла соответствующая организация или отдельное учебное заведение. Все процессии, следуя по Большой улице, доходили до Красной церкви, откуда отдельными колоннами расходились по разным и частям города, останавливаясь у специально устроенных трибун, с которых ораторы произносили соответствующие моменту речи. Море голосов, радостные клики, развивающиеся над толпой красные знамена и стяги. Мощно гремят молодые голоса семинаристов, поющих Марсельезу и Варшавянку; в общий хор вплетаются женские голоса; сплошной волной движется по улицам города шествие, то там, то здесь гремит раскатистое «ура». Трудно выделить отдельные организации, привлекшие наибольшее внимание; так много искреннего подъема сказывалось у всех участников, так много заботливости и любовности видно было в выполнении каждого стяга. От Красной церкви, конечного пункта общей процессии, депутации по 5 человек от каждой из участвовавших в празднике организации со знаменами и венками и оркестром учащихся направились к кладбищу, к могилам казненных и умерших политических заключенных. Владимирским духовенством было совершено отпевание на могилах казненных: Ветрова, Субботина и Баланова, могилы которых находятся около могилы Комракова за тюремной стеной; отдельно совершено отпевание Алексея Башмакова над его могилой за углом кладбищенской стены. Отслужены панихиды около могил умерших политических каторжан, имена которых и место погребения известны, и панихида на братской могиле, сделанной в память тех, могил которых не могли найти. После служб оркестр музыки играл похоронный марш, произносились речи. Возложены венки: от комитета празднования 1-го мая, от совета солдатских депутатов, от совета офицерских депутатов, 668-й дружины, от союза ремесленников, торгово-промышленных служащих, от Мальцевского училища, от общественной мужской гимназии, Петроковской женской гимназии (эвакуирована из ликвидированного Варшавского учебного округа во время Первой Мировой войны), земской женской гимназии, от гимназии Л.М. Давыдовой возложены живые цветы. («Известия Владимирского Губернского Временного Исполнительного Комитета». №36, 20-го апреля 1917). См. Памятник борцам революции 1905 года.
Дер. Вахромеево 1 мая 1917 года.
«В день свободного праздника труда 1 мая (18 апреля) 1917 года рабочие фабрики И. Кочеткова при деревне Вахромеево начали чествование пролетарского праздника благодарственным молебном и панихидой по убитым на поле брани воинам и павшим борцам за свободу. На служение был приглашен погоста Старо-Никольского свящ. И. Бакин с причтом. Среди фабричного двора был приготовлен стол, по правую сторону которого стояло красное знамя с написанными отчетливыми буквами девизами. Чествовать праздник труда собрались не только рабочие фабрики, но и граждане окружных деревень, приблизительно около 2000 человек. В конце молебна перед возглашением многолетия свящ. обратился к рабочим с горячей и приветственной речью, в которой он призывал рабочих посвятить этот день на просвещение и объединение во имя той истины, что только в единении сила. А также он объяснил рабочим, что дня закрепления свободы необходим правильный, дружный, кипучий и свободный труд, ибо юной России в настоящее время грозят два врага. Один враг — немец, который, вторгшись в пределы нашей родины, рвется к сердцу ее, а другой враг - это возможность беспорядков внутри страны под влиянием приспешников рухнувшего старого строя. Своей речью так воодушевил рабочих, что последние слова его были покрыты и громким «спасибо». По окончании молебна была отслужена панихида с провозглашением вечной памяти всем, жизнь свою отдавшим за благо страны на поле брани и борцам за свободу и благоденствие народа. После этого рабочие, взяв знамя и с пением «Дружно, товарищи, в ногу»…, пошли на митинг, где говорились рабочими речи и выбирались руководители для дальнейшего ведения праздника. С митинга рабочие опять с пением «Дружно, товарищи, в ногу», стройно пошли на другую фабрику н-ков О. Кочеткова, где в то время служился молебен тем же причтом. Священник перед началом молебна опять обратился к рабочим с воодушевительной речью, в которой он картинно изложил падение старого, отжившего свой век, строя, а также предупреждал рабочих от различных ссор и несогласий, от братоубийственной розни, которые не должны иметь места у нас во время войны с коварным врагом—немцем, который стремится одержать победу над освободившейся Россией и отнять добытую свободу. За произнесенную речь народ выразил священнику русское спасибо. По окончании молебна управляющий фабрикой А. Малков обратился к своим рабочим с речью, в которой он призывал их и единению. После этого рабочие обеих фабрик со знаменами отправились в с. Тынцы — центр сбора рабочих со всех окружных фабрик. Сюда и явились рабочие со своими знаменами, а хор певчих провожал пением «Дружно, товарищи, в ногу». В с. Тынцах на площади был совершен молебен и панихида местным причтом и причтом погоста Старо—Никольского. Перед началом молебна свящ. Числовский обратился к собравшимся с речью, в которой он призывал к единению во имя того, что и Христос призывал своих учеников - к единению. По окончании всего этого церемониала рабочие со знаменами отошли в сторонy и там говорились речи. Но ввиду того, что погода в этот день была плохая, холод с дождем, пролетарский праздник закончился рано, около 5 часов вечера. Праздник прошел очень спокойно» («Старый Владимирец», вторник, 25 апреля 1917).
День 18 апреля (1 мая) 1917 г. в с. Добрынском был несколько исключительный в обыденной жизни крестьян. Крестьяне, братски присоединясь к рабочему пролетариату всей России, решили отметить этот день праздником: местным духовенством была отслужена литургия, молебен, с провозглашением многолетии Богохранимой державе Российской, Временному Правительству и воинству и вечной памяти павшим борцам за свободу. Затем в местной земской школе было устроено общее собрание, на котором учительница, заведующая сельской школой, прочла лекцию об Учредительном Собрании, после которой последовал живой обмен мнений. Одним из членов Исполнительного Комитета был произведен сбор на нужды солдат в окопы, который даль 121 руб. 41 коп. Собранную сумму было решено препроводить по назначению через Губернский Исполнительный Комитет.
18 апреля (1-го мая) 1917 г. крестьяне села Ундол совместно с рабочими фабрики Бажанова праздновали международный праздник труда. Празднование началось с утра торжественной литургией, совершенной местным причтом. Затем на площади был отслужен благодарственный молебен и произнесены речи, выясняющие значение этого праздника. Далее все отправились с хоругвями и красными знаменами на место убиения в 1905 году борца за свободу. Здесь была отслужена панихида, произнесены речи, посвященные памяти убитого и вообще repoев, положивших свою жизнь за ту светлую свободу, которую в любви беззаветной к народу они старались добыть для родины. На празднике присутствовало около 1500 человек местного населения. Речи произносились присланными от Владимирского совета солдатских депутатов делегатами и местными крестьянами и рабочими. У всех присутствовавших было видно радостное, праздничное настроение и сознательное отношение к празднику. Порядок был заранее выработан сельским исполнительным комитетом.
Собинка, Владимирского уезда. 18 апреля (1-го мая) 1917 г. состоялся многолюдный митинг, пелись революционные песни, устроено было шествие с красными флагами и знаменами. Вечером происходили перевыборы членов местного совета рабочих депутатов. Приехавшим руководителям стоило чрезвычайных усилий произвести выборы в надлежащем порядке. Чувствуется неорганизованность рабочих, разъединение и не вполне ясное представление о переживаемом моменте. Необходима планомерная и усиленная просветительная деятельность среди рабочих Собинской мануфактуры, как по вопросам организационным, так и по вопросам обще политическим.
18 апреля 1917 г. в с. Калитеево справлялся праздник в честь труда. Была отслужена обедня и молебен с провозглашением многолетия новым правителям и вечной памяти павшим борцам за свободу. Вечером было устроено чтение с туманными картинами на тему: «Что такое кооперация и как бороться с кулаками».
Гавриловной посад. Праздничный день труда или пролетарский праздник 18 апреля (1 мая) в нашем посаде был выдающимся и отличался торжественностью. В этот день партии рабочих женщин и мужчин с двух местных фабрик Дербенева в Малышкина со Шнурковым, после прохождения по улицам с красными флагами и знаменами, собрались на митинг близ помещений городского управления. Появились двое ораторов, приехавших из Иванова от совета солдат и рабочих. Речь одного из них, социал-демократа, бывшего ссыльного, продолжалось более 2 часов. Оратор порицал временное правительство, в лице главным образом министров Некрасова и Милюкова, за исключением министра юстиции Керенского. Но особенно недоброжелательный характер их речей имел по отношению к фабрикантам, порицая при этом вообще буржуазию и мародеров. Большинство слушателей из простого народа к сказанному отнеслось с недоумением и недоверием. Но в конце концов день прошел спокойно.
27 апреля 1917 г. в гор. Владимире праздновался день открытия 1-й Государственной Думы. В 12 час. дня на соборной площади было совершено торжественное молебствие, с провозглашением многолетия Временному Правительству и вечной памяти председателю первой Государственной Думы С.А. Муромцеву и борцам, павшим за свободу. После молебствия произнесен был ряд речей. Особенно одобрительно выслушаны были собравшимися призывы к поддержке Временного Правительства при наличности контроля со стороны совета рабочих и солдатских депутатов.
8 апреля издан приказ губернского военного комиссара о порядке празднования 1 мая: «В среду, 1 мая нового стиля - день всемирного праздника трудящегося народа, рабочего и бедняка-крестьянина, день возрождения рабоче-крестьянской добровольной армии Советских войск. В этот день все части войск, расположенные во Владимирской губернии... все военные организации должны принять самое деятельное участие в шествиях и парадах, устраиваемых Совдепами. Во Владимире приказываю для участия в шествии собраться в 10 ½ часов утра 1 батальону владимирского полка, пулеметной команде и конным разведчикам. Процессия следует в указанном порядке от Золотых ворот до кладбища, где, возложив венки борцам свободы, поворачивает, и войска строятся у собора на плацу... Музыкантов своевременно собрать».
«Декрет СНК о памятниках республики - от 12 апреля 1918 года. «1) Памятники, воздвигаемые в честь царей и их слуг, и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера. 2-3) Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению... поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции. 4) Совет Народных комиссаров выражает желание, чтобы в день 1 мая были уже сняты наиболее уродливые истуканы и были поставлены первые модели новых памятников на суд масс. 5) Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в день 1 мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов».
Накануне праздника 1 мая во Владимире сняли памятник Александру II Освободителю, стоящий перед банком.
Статуя «Свободы»
«Учитель рисования Николаев Н.Н. (мужской гимназии) приступил к работе по выполнению статуи Свободы на площади перед банком, на том пьедестале, на котором ранее стоял памятник императору Александру Второму. Работал Николаев под брезентовым пологом при свете электроламп. Позже, когда полог был снят, я видел довольно аляповатую гипсовую статую Свободы, наподобие той, которая стоит у входа в Нью-Йоркский порт США» (В.А. Успенский).
На постаменте, где стоял памятник Александру II, к 1 мая 1918 года была установлена статуя Свободы. Поскольку на Сормовском чугунолитейном заводе, куда был сделан срочный заказ, готовой статуи из чугуна не оказалось, пришлось ограничиться гипсовой отливкой, представлявшей собой необъятную бабу с красной электрической лампочкой в руке. Внизу стояла подпись: «III интернационал». Граждане переделали ее в «интерцентраль».
«… и на месте его на том же постаменте к 1-му Мая водрузили они фигуру невероятной бабищи с совершенно невозможными окороками; в руку ей дали красную электрическую лампочку, а внизу подписали: III Интернационал. Граждане, однако, не могли одолеть этого слова и свободно переделали его в «интерцентрал». Интерцентрал этот простоял весьма недолго: при первых же дождях он раскис, разбух, накренился набок и упал, оставив после себя кучу какого-то серого, безобразного месива...» (Наживин Иван Федорович. «О революционных днях во Владимире»).
«Начали готовиться к 1 мая (1918). Все наши ребята по горло были заняты работой по украшению города; ниши „художники" работали над плакатами и лепили из глины статую «Свободы», другие, из «верхушек», работали по организации праздника вообще, а на долю остальных, не имевших высоких талантов, выпала всякая техническая работа: ездили в лес за зеленью, обертывали уличные фонари красной бумагой, словом, дела было достаточно, энергии тоже — работали дружно и весело. А помимо всего этого готовили к выпуску 1 номер нашего союзного журнала «Вестник Интернационала». Журнал этот был главной заботой и о судьбе его беспрестанно справлялись у Бабушкина и Безыменского, которым это дело было поручено. Помню, всю ночь накануне 1-го мая, несколько наших союзников не спали — ждали выхода журнала, который нужно было сфальцевать. И журнал вышел хоть куда; на обложке — молодой рабочий с молотом, а над ним надпись «Мы жизнь куем»! И статьи, и беллетристика — словом журнал, как журнал. Радости нашей не было границ, а главные виновники появления на свет этого родоначальника юношеской прессы в нашей губернии — Бабушкин и Безыменский самодовольно ухмылялись. В первомайский праздник 1918 г., несмотря на хмурую, холодную погоду и слякоть под ногами, на улицах было людно и весело. Приехавшие рабочие с Собинки и Лемешков заполняли улицы, отряд красноармейцев, переформированный из Красной Гвардии и сохранивший еще за собой это название, партийная организация, профсоюзы — все это составляло довольно пеструю массу, ожидавшую начала демонстрации. А мы шныряли в этой толпе с пачками нашего журнала и распродавали его. Потом — шествие по улицам и песни до полной хрипоты. После первого мая продолжали ту же жизнь, что и прежде. Н. Воронов».
26 октября 1918 г. во Владимире создан Комитет по устройству праздника годовщины революции, в его составе был отдел по установке памятников. В соответствии с разработанным им проектом 7 ноября 1918 г. состоялось открытие трех памятников.
1-е мая 1920 года
Все члены нашей организации РКСМ ждали первого мая, как чего-то светлого и радостного. Нельзя было иначе и дyмaть,— мы все знали, что это — праздник пролетариата всего мира, что этот день празднует весь мир рабочих. БЫЛ назначен субботник. Все, участвующие на субботнике, должны были собраться на площадь, где был устроен митинг. В 9 ч. утра молодежь стала собираться в союз.— Шли с средоточенными, но вместе с тем радостными, лицами. Моросил мелкий дождик. На площади уже собрались советские служащие, ученики средней школы и члены РКП. Все разделились на группы и пошли на работу. Нашим членам союза молодежи нужно было приложить несколько сажен дров. Дружно молодежь принялась за работу,— с пением революционных песен, с шуточками и смехом шла работа, шла быстро и дружно. Не прошло и часу, как половина работы была выполнена... А в это время буржуазия с усмешкой смотрела, как в грязь и дождь весело работала пролетарская молодежь. Кончили работу. Проложили 400 саж. дров. И опять дружными рядами молодежь двинулась к помещению союза. Громко раздавалось пение: „Смело товарищи в ногу" и др. революционных песен. Дождь прошел, рассеялись черные тучи и яркое весеннее солнце залило своим светом все, освещая веселые лица товарищей. Несмотря на то, что работали долго и много, не было заметно усталости,— никто не сказал, что он устал, что он измучился,— каждый сознавал важность момента, каждый знал, что только коллективным упорным трудом мы можем наладить свое разрушенное хозяйство и только тогда выйдем мы из этой борьбы победителями. В это время кое-где еще из окон домов смотрела буржуазия, но она уже теперь смотрела не с ехидной усмешкой, а с болью в груди и с печальным лицом, т.к. она в этих мощных сплоченных рядах видела своих победителей, она это учла; она видела, что этот коллективный труд нанес ей последний удар. Вечером пошли в театр, где шла пьеса «Безработные» («Призыв», 1 мая 1921).
Город Владимир после февральской революции 1917 г. Владимирский Временный Губернский Исполнительный Комитет Владимирский губернский крестьянский съезд 14-17 мая 1917 г. Город Владимир во времена октябрьской революции 1917 г. Первая годовщина Октября во Владимире (1918) Город Владимир в 1919-1920 годах