Главная
Регистрация
Вход
Вторник
19.03.2024
10:33
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [170]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [124]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Собинка

Село Ундол Владимирского уезда. Церковь Казанской иконы Божией Матери

Село Ундол Владимирского уезда

Ундол - торгово-промышленное село Владимирского уезда Владимирской губернии, расположенное на одноимённой реке (ныне Ундолка). Село Ундол вошло в состав города Лакинска Собинского района.

Древнерусское поселение (XI-XIII вв.). Курганный могильник располагался близ села Ундол, левобережье р. Клязьма. Разрушен строительными работами. [2]

Село Ундол на речке Ундолке. Река Ундолка образуется слиянием рек Вороновки и Хреновки. Река Вороновка берёт начало в лесном болоте в 2-х километрах южнее деревни Бабанино. Длина реки 4,35 километра. Река Хреновка берёт начало в ложбине севернее села Омофорова и протекает мимо села Омофорово и деревни Гнусово. Не смотря на то, что слово «хреново» имеет более ста синонимов в смысле «плохо», название реки, скорее всего, произошло от огородного овоща «хрен», выращиванием которого славились многие сёла и деревни этой местности, в том числе и Омофорово.
Река Ундол пересекает город Лакинск, протекает мимо деревни Хреново и впадает в заводь Ундолка напротив города Собинки. Длина реки 11 километров. Длина заводи Ундолка 1,35 километра, ширина до 80 м. Заводь открывается в Клязьму возле улицы Крутой левобережной части города Собинки на 343-м километре от устья.
Длина реки Ундолки с Вороновкой 15,35 километров, а если учесть и заводь, то 16,7 километров. Площадь бассейна Ундолки 70,9 кв. км, и река собирает воду не только лесов и полей, но и улиц и предприятий города Лакинска. Ниже Лакинска вода в Ундолке часто бывает сильно загрязнённой, на что порой обращают внимание жители деревни Хреново: «Река одна, а вот название у неё двойное. По ту сторону Лакинска она называется Вороновка, по другую - Ундолка. Разные не только названия, но и сама вода. В Вороновке вода чистейшая. Такой она и попадает в город, а в Ундолке вода...». Далее характеристики воды разнятся по годам и периодам: от - «немного загрязнённая», до - «даже дышать нечем».
Вода в Вороновке, действительно, «чистейшая» - ведь это вода небольшой лесной реки. Но однажды (это было в 1999 году) река Вороновка была названа рекой «с ядовитой водой, отравленной тяжёлыми металлами и прочими гадостями». И маленькая речка оказалась в центре внимания действа, которое с позиции сегодняшнего дня нельзя назвать иначе, как преступлением против природы нашего края, преступлением против жизни и здоровья людей, преступлением против экономики нашего края, оболваниванием широких масс населения и много ещё чем. Не последнюю роль в этом действе сыграли так называемые «агенты влияния запада», «грантоеды», как их сегодня называют, которые на гранты (деньги) фондов США и ряда стран Европы и организовывали это действо.
Крупнейшие притоки Ундолки - реки Крутинка (длина 6 километров) и Белянка (длина 5 километров). Это лесные реки. Первая берёт начало юго-западнее бывшей ж/д платформы «Красная Охота» (в настоящее время пригородные поезда здесь не останавливаются). Вторая в 2-х километрах к северу от Омофорова. [1]

Название села (по одной из версий) произошло от слов «ун» и «дол». Слово «ун» финно-угорского происхождения и имеет значение «брод», а слово «дол» означает «долина».
Народное предание связывает название Ундол с проходившей через село Владимиркой. Каторжники делали здесь привал, вследствие чего это место прозвали «унылым долом». Впоследствии Унылый дол сократилось до Ундола.


Памятный знак, установленный в честь 400-летия первого письменного упоминания села Ундол в 1611 году. В центре композиции герб современного Лакинска: «В рассечённом лазоревым (голубым, синим) и зелёным поле червлёный (красный) челнок в столб, украшенный золотом, переплетённый серебряной лилией на стебле и золотой ветвью хмеля с таковыми же шишками». Над гербом дуга небосвода, по которой названия древнего села «Ундол» и современного города «Лакинск», объединённые Казанской иконой Божией Матери. Челнок символизирует основанную в 1899 году прядильно-ткацкую фабрику, вокруг которой прошло становление и развитие города XX века. Красный цвет челнока отражает название города, носящего имя М.И. Лакина, погибшего во время революционных выступлений 1905 году. Золотая ветвь хмеля с таковыми же шишками говорит о знаменитом Лакинском пиве.

«Ундола» (волость или река) упоминается в «отписке Ярославцевъ къ Воложанамъ въ 1611 году о немедленной присылке ратныхъ людей на помощь Москве противъ Поляковъ и Литовцевъ». Здесь говорится, что 11 февраля 1611 г. Куракин с русскими изменниками и литовцами осадил город Владимир, но будучи разбит Просовецким, воеводой Суздальским, бежал по направлению к Москве, и «весть – де имъ учинилась на Ундоле, что отъ Прокофiя Ляпунова многiе люди пришли въ Вохну (Московской губернии), и они-де отъ техъ людей воротили и отошли опять въ Юрьевъ-Польскiй», откуда было сделано нападение на Владимир.
В XVII веке село Ундол было богатым торговым селом на Большой Володимирской дороге, являвшейся частью Большого Сибирского тракта. В селе ежегодно проходили ярмарки, на которые приезжали даже купцы из других стран.
В 1628 году село Ундол отошло во владение царского окольничьего Ф.В. Головина. До 60-х гг. XVIII в. село принадлежало богатому роду Головиных.

А.В. Суворов в Ундоле


Александр Васильевич Суворов

В 1761 г. село приобрела Татьяна Андреевна Бутурина, у которой позже и купил село Василий Иванович Суворов, отец знаменитого полководца. После смерти отца в 1775 г. это имение наследовал Александр Васильевич Суворов. В селе Ундол знаменитый полководец прожил, как он сам говорил, в «бездействии» два года (с 1784 по 1785 гг.). См. Суворов Александр Васильевич на владимирской земле.
Суворов был тесно связан с Ундолом благодаря своему строптивому характеру. В 1784 году из-за своего характера он попал в очередную опалу и был назначен командиром Владимирской дивизии. Александр Васильевич прикинул, что при необходимости в этом большом селе рядом с его имением можно было разместить и штаб Владимирской дивизии. В имении к приезду Суворова был построен дом со службами, домовой церковью, певческими и музыкантскими зданиями (тот любил музыку, пение, драматическое искусство и перевёл из Москвы своих крепостных актёров). Тут же были построены и казармы для солдат дивизии. Живя в Ундоле, Суворов написал свою знаменитую книгу «Наука побеждать».
«Хмурой октябрьской ночью на селе случился пожар. Загорелась избушка хромого Еремея. Иламя, миновав две избы, переметнулось на третью, начало лизать соломенную крышу избы бабки Васены. И если бы не саперы инженерной роты, что стояли рядом, огонь смахнул бы полсела. Пламя металось вокруг, выхватывая из тьмы перекошенные от страха лица. Снопы искр, гонимые порывами ветра, огненными змеями носились над домами. В ночном небе заходили багровые сполохи. Крики и ругань мужиков, причитания баб, визг ребятишек — перемешались в один вопль. Не хватало воды, ведер, багров. Все это усиливало сумятицу.
К пожарищу прискакал Суворов, в легкой куртке, без шапки. Подоспели саперы, инженерные роты.
— Ребята, наверх, бери пламя в клещи!— скомандовал Суворов.
Рослые, сноровистые саперы поставили лестницы и, как на крепостной вал, поднялись на уцелевшую стену дома, начали с треском разбирать горящие стропила и сбрасывать их на землю.
— Остальные — в линию, воду подавать, землю несть! — продолжал распоряжаться генерал.
Люди выстроились в длинную вереницу. Стали передавать друг другу ведра с водой из пруда, подносить землю.
Под дружным натиском крестьян и солдат огонь отступил. Пожар был потушен. Перемазанные гарью, усталые расходились люди по домам.
— И угораздило же кому погореть, — качали головами крестьяне,- хворый Еремей—голь перекатная, славен лишь тем, что ребятишек целая куча, мал мала меньше, да и бабка Васена богата лишь красавицей Малашкой. Вот те и свадьба!
Сочувствовали, каждый старался проявить участие, найти слово утешения, наперебой звали погорельцев к себе.
— Молодцы, саперы! За службу благодарю!— похвалил Суворов солдат.
— А всех пострадавших прошу завтра ко мне. Помогу. — Отдав еще несколько распоряжений, он ускакал.
А утром, внимательно выслушав доклад управляющего и старосты, о том, что бюджет его выглядит неважно, он повелел выдать погорельцам изрядную сумму, указал и делянку, где лес рубить для строительства, что делал весьма редко — лес он берег, обычно ссужал крестьянам деньгами для покупки леса на стороне. Распорядился выделить команду солдат помочь погорельцам…» «Вперед», 25 марта 1964).


Суворовское имение. Ундол. 1800 г.

После смерти Суворова, имение, перейдя по наследству его дочери Наталье Александровне (всю жизнь подписывалась « урожденная княжна Италийская, графиня Суворова — Рымнинская»), постепенно приходит в запустение. Наталья Александровна Суворова в 1794 г. вышла замуж за графа Николая Александровича Зубова, а в 1805 г. осталась тридцатилетней вдовой с шестью детьми: Александром, Платоном, Валерианом, Верой, Ольгой и Любовью. После смерти мужа она часто и по долгу живёт в усадьбе Фетинино, куда перевозит и отцовский ундольский дом.
Бумаги Натальи Александровны хранятся во Владимирском архиве в личном фонде М.М. Леонтьева, который был Владимирским губернским предводителем дворянства и прямым потомком Зубовых. В основном бумаги, представленные в этом фонде, представляют личную переписку Натальи Александровны.
Определенный интерес вызывают документы, в которых говорится о героическом поведении сыновей Натальи Александровны, храбро сражавшихся в войне 1812 года и оказавшихся достойных славы своего великого деда.
Однако никаких сведений ни о церкви, ни о самом селе в этом фонде, к сожалению, нет.

В 1816 г. в семье пономаря Ундольской церкви Михаила Аннинского родился сын, Вукол Михайлович Ундольский (1816-1864) библиограф и библиофил, исследователь рукописной и старопечатной книги.

9 августа 1837 г. Государь Наследник Цесаревич Александр Николаевич из Москвы в 7 ч. утра изволил отправиться по тракту в губ. гор. Владимир и в 10 ч. проехал Московской губ. уездный город Богородск, произведя по пути смотр Казанскому Егерскому полку и прибыл в уездный город Покров Владимирской губернии. Здесь имел обеденный стол, к которому был приглашен местный предводитель дворянства Я.П. Протопопов.
По пути, следуя далее, произвел осмотры полкам близ сел Липни (Покровского уезда) – Углицкому Егерскому и Ундола (Владимирского уезда) – Суздальскому пехотному.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

Село Ундол было центром Ундольской волости.
«Ундольское Волостное Правление (Почт. адр. с. Ставрово). Волостной старшина - кр. Семен Жучков. Писарь - Степан Васильевич Лазарев. Волостной Суд. Председатель - кр. Николай Абарихин. Судьи: кр. Сергей Малов; Василий Николаев; Алексей Савинов. Полицейский урядник 2-го стана: 5-го участ. - Петр Кириллович Катков (в с. Ундоле)» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
Заведующий Ундольским военно-конским участком на трехлетие с 1884 года - крестьянин деревни Хреново Иван Матвеевич Рыжев.
В 1891 году в селе Ундол, Ундольской волости прекратила свое существование мелочная лавка отставного рядового Андрея Матвеева Рыжева.
В 1896 году в селе Ундол закрыты: кузница Кошутина Сергея Александровича, трактирное заведение Никитина Андрея Ивановича, трактирное заведение Батушина Петра Кузьмича, чайная лавка Гущина Ивана Васильевича.
Выпавшим 31 мая 1896 года градом побито до 100 десятин озимого хлеба, принадлежащего обществу крестьян села Ундол, Ундольской волости. На полях Ундольской и Кусунской волостей причинен большой вред гречихе червем.
В 1897 году в селе Ундол закрыты: винная лавка Абарихина Василия Николаевича, винная лавка Гущина Ивана Васильевича, сапожная мастерская Кузовкина Николая Григорьевича.
Заведывающий военно-конским участком Ундольской волости на трехлетие с 1897 года: Андрей Иванович Селин, крестьянин деревни Лапино; кандидат к нему: Степан Васильевич Мурзин, крестьянин села Ундол.
По переписи 1897 г. в с. Ундол проживало 2075 человек.
В с. Ундоле при библиотеке устроена читальная комната, для которой на средства церковного старосты с. Быкова Якова Сергеева устроены стол с двумя длинными скамейками.

28 ноября 1905 г. - убийство черносотенцами в селе Ундол большевистского пропагандиста Лакина Михаила Игнатьевича.

21/8 мая 1917 года крестьяне дер. Гнусовой, Ундольской волости, Владимирского уезда, на общем собрании постановили отобрать от имения кн. Оболенского участок земли, вклинивающийся в крестьянские наделы.
«ПОБОЛЬШЕ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ.
Всем как уж известно со дня революции, везде и всюду молодежь стала организоваться в союзы, кружки и т. п. То-же самое мы видим и при станции Ундол, Московско-Нижегородской ж. д., где из местной интеллигенции учащейся молодежи, образован кружок, который содействует целям просвещения окрестного населения. Этот кружок первой задачей своей поставил устроить библиотеку, что и было сделано после первого, устроенного ими удачного спектакля. Вы сами, товарищи, знаете какой интерес представляет книга в деревне, где нет ни спектаклей, ни театров, ни лекций. Знания только и можно приобрести из книги. Теперь мы только и пользуемся книгами этой библиотеки. Затем этот кружок устраивает спектакли, что очень хорошо, так как с появлением спектаклей уменьшилась бесполезная ходьба мужичков в чайные и т. п. Притом я с своей стороны советую молодым гражданам организовываться в подобные кружки и союзы и устраивать библиотеки — как ценные вещи деревни. Помните, что труды Ваши не пропадут бесследно - много вы пользы принесете населению. Итак товарищи - молодые ундольцы, шлю Вам приветь и самых наилучших пожеланий в вашей жизни и дружеской работе.
Крестьянин села Ундол, Владимирской губернии и уезда, Василий Петрович ШИБАEBCKИЙ» («Владимирская жизнь», 21 дек. 1917).
«Неплательщики налога несут наказание.
(Село Ундол, Ундольской вол.). Одиннадцать граждан села Ундола, Ундольск. вол., Владимирск. у., за упорный неплатеж продналога яйцами Особой Сессией при Влад. Губ. Совете Народных Судей приговорены к конфискации имущества в пользу казны: 1) у Василия Федоровича Дмитриева конфискована овца; 2) у Николая Васильевича Фролова и его тещи Анны Сергеевны Лукьяновой — одна овца; 3) у Алексея Петровича Малова—овца; 4) у Дмитрия Камышова — овца; 5) у Ивана Яковлевича Мурзина — овца; 6) у Василия Ив. Лукьянова — две овцы; 7) у Павла Григорьевича Запоина—овца; 8) у Степана Платоновича Калашникова—поросенок; 9) у Ивана Петровича Просыпалова—овца; 10) Петр Ив. Песков отрешен от должности председателя Сельсовета и приговорен к заключению в лагерь принудительных работ на один месяц; взят под стражу; 11) Григорий Козлов приговорен к заключению в лагерь принудительных работ на две недели.
Все осужденные предупреждены, что яри невыполнении продналога они подвергнулся новому наказанию и конфискации имущества.
(Село Ворша, Воршинск. вол.)
За неплатеж продналога маслом конфисковано: 1) у Федора Яковлевича Савичева—бык; 2) у Екатерины Дмитриевны Тарариной—телка; 3) у Ивана Сергеевича Титова — две овцы; 4) у Евдокии Петровны Беловой - два ягненка; 5) у Анны Сергеевны Базановой — овца; 6) у Якова Павловича Воронина — две овцы; 7) у Якова Николаевича Пенькова—две овцы; 8) у Ивана Ефремовича Юдина—бык; 9) у Алексея Васильевича Быстрицкого — овца; 10) у Леонида Павловича Тихомирова—телка; 11) у Николая Алексеевича Язвицкого — телка; 12) у Ивана Семеновича Челобова—овца; 13) у Сергея Никифоровича Хорошаева—корова.
(Село Даниловка, Ворш. вол.)
За неплатеж хлебного продналога: 1) у Григория Григорьевича Ухалова конфискован теленок; 2) у Федора Григорьевича Манухина - теленок; 3) у Василия Харитоновича Золотова—овца; 4) у Андрея Тихоновича Кашина—овца; отстранен от должности председателя Сельсовета; Сельсовету предложено объявить гражданам селения об уплате продналога в 24 часовой срок.
(Село Угор, Воршинск. вол.)
За упорное нежелание уплатить продналог хлебом у Григория Ивановича Саблина конфискована овца; на обвиняемого наложено обязательство немедленно внести 20-ти-процентный продналог рожью.
(Село Овчухово, Оликовской вол.).
За неплатеж продналога маслом конфискованы: 1) у Николая Тимофеевича Косогорова и Екатерины Ефимовны Косогоровой — теленок; 2) у Сергея Павловича Макарова — теленок; 3) у Ивана Николаевича Афонасова — овца; 4) у Василия Гавриловича Шлетова — овца; 5) у Павла Павловича Соколова—корова; 6) у Прокопия Павловича Кузнецова—теленок; 7) у Петра Ивановича Афонасова—теленок; 8) у Николая Ивановича Афонасова— теленок; 9) Василий Семенович Савельев подвергнут лишению свободы на один месяц заключением в лагерь принудительных работ; взят под стражу.
(Село Пустой Ярославль.)
За невзнос хлебного продналога у Федора Андреевича Агафонова и Василия Алексеевича Лапина конфисковано по одной овце» («Призыв», 13 сентября 1921).
«Кооператив в селе Ундоле выжил только до 1922 г. Hа смену ему организовался новый кооператив «Равенство» рабочих фабрики Лакина. Сейчас кооператив окреп и привлек к себе не только рабочих, но и все окружающее крестьянство Ундольской волости. Торговля идет бойко. При кооперативе открыто отделение, снабжающее беднейшее крестьянство с. х. инвентарем и денежными ссудами до 50 рублей. Для посева были зaкyплены семена. Распределялись они среди крестьян со скидкой 1 ½ проц. на рубль. Крестьянство, видя такую работу кооператива, охотно вступает в члены. Так за последние 1 ½ месяца новых членов вступило до 300 человек» («Призыв», 24 мая 1924).

Решением № 443 от 27.04.1965 г. с. Ундол, н.п. Алексеевка, н.п. Быковка, пос. при станции Ундол, пос. Воинской части № 74100, пос. Кирпичного завода, пос. Собинского автохозяйства, пос. Собинской машинно-мелиоративной станции, Алексеевского сельсовета, включены в черту р.п. Лакинский.
В 1969 г. Указом Президиума Верховного Совета поселку Лакинский был присвоен статус города.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Церковь Ундольская в книгах патриаршего казенного приказа под 1628 г. записана так: «церковь Воскресенiя Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа въ селе Ундоле въ вотчине окольничаго Федора Васильевича Головина дани одиннадцать алтынъ».
В 1693 г. усердием помещика, стольника Петра Васильевича Головина в Ундоле была построена другая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Место для возведения храма, по местному преданию, было избрано самою Богородицей. Дважды являлась Казанская икона Божией Матери у источника. Рядом с источником и решено было заложить новый каменный храм.


Источник Казанской иконы Божией Матери

Источник у храма Казанской иконы Божией Матери

Но в книгах патриаршего казенного приказа только Воскресенская церковь пишется: «1746 году церковь Воскресенiя Христова въ селе Ундоле 2 р. 75 к. съ половиною».
Род священников Ундольских берёт начало из села Ундол Владимирского уезда, где служили Сергей Павлович и Павел Сергеевич (1791-1860 гг.). Сергей Павлович Ундольский был знаком с Александром Васильевичем Суворовым, который в период опалы с 1784 года жил в своём имении, в селе Ундол.
Заботился Суворов и о благополучии церкви. С местным священником отцом Сергием (Сергеем Павловичем Ундольским) он был в дружеских отношениях. В подтверждение того, что между о. Сергием и А. В. Суворовым были хорошие отношения и что Суворов, как никому, во всем доверял о. Сергию, свидетельствует его письмо от 6 августа 1784 г.:
«Матвеич! Будь осторожен. Моего жалования ни полушки не давай в руки Терентью Ив-чу, чего ради будь при приеме не отменно и сам считай. А пересылай все деньги до Ундола; в отсутствие же мое - в руки Ундольского священника».
Они оба были страстными рыболовами и любили вместе порыбачить. Причем рыбу они предпочитали ловить с лодок. Бывало, выплывут на реку с противоположных сторон и, встретившись, чтоб не распугать рыбу, молча раскланиваются. Отец Сергий очень часто встречался с Суворовым в церкви во время службы, который, как истинно верующий человек, посещал ее постоянно и часто сам пел в церковном хоре на клиросе.
«Ундол 18 век»
Здесь пел на клиросе Суворов,
Пел среди баб и мужиков.
Вплетал свой голос в голос хора,
В венок крестьянских голосов.

Пел, а Судьба, свой зная жребий,
(Особый это жребий был!)
Писала на скрижалях неба:
Очаков, Яссы, Измаил.

Пел отрешённо, а Судьба же,
Войдя в особенный азарт,
Решила « Пусть себя покажет
На перевале Сент-Готард!»
Александра Фирсова

Известный владимирский краевед К. Тихонравов в одной из своих заметок, опубликованных во Владимирских губернских ведомостях, писал: «…некоторое время он (Суворов) жил тут (в Ундоле), пел и читал в церкви на клиросе и пожертвовал на нее свои орденские звезды: оне нашиты на священнические ризы и хранятся в ризнице».
Речь, по всей видимости, идет о дубликатах орденов, которые изготовлялись из материи, украшались шитьем и нашивались на мундир.
В 1780-е гг. владелец села Ундол полководец Александр Васильевич Суворов пристроил к храму тёплый придел преподобного Сергия Радонежского. Сохранилось письмо, датированное 1785 годом, в котором Александр Васильевич пишет своему управляющему: «Ведий, что у меня денег нет, а долг есть и год целый я тратился на церкви, чем меньше мы издержим на Ундолу, тем больше по уплате долга, останется нам денег на тамошние ризы к Божьей церкви…»
В своем наказе, когда полководец уезжал из Питера на турецкую кампанию и, прощаясь с жителями Ундола, писал в свою вотчину: «Все свое имение в Ундоле продать и все деньги употребить на церковную утварь».
По преданию при отъезде из Ундола А.В. Суворов в знак их дружбы подарил о. Сергию «огромного формата штоф» с вырезанным на нем вензелем Екатерины II. Как пишет в своей книге Н. Рыбкин в 1874 г.: «Эта редкость сохранена в Ундоле и до ныне у внуков этого друга Суворова». К сожалению, эта реликвия не сохранилась, а осталась лишь в воспоминаниях у потомков рода Ундольских, которая, как легенда, передаётся из поколения в поколение.
Сын о. Сергия Павел Сергеевич Ундольский (1791-1860 гг.) принял место отца в Ундольской церкви.
Сын Павла Сергеевича, Василий Павлович Ундольский (1840-1884 гг.) служил священником с 1859 года в селе Власовском Покровского уезда. Там же проживало и всё его семейство.

Рядом с церковью А.В. Суворов построил школу для крестьянских и солдатских детей.
«Александр Васильевич Суворов основал в Ундоле школу. Сначала ребятишки дичились, а потом, узнав, что барин прост и шутник, и затейник, строг, коль не знаешь урок, а так с ним хош в бабки играй, хош — в лапту, петухом мастак петь, освоились. Иные, показав свою любознательность и способность, все схватывали на лету, не то, что туповатые именитые барские недоросли. Особенно преуспевал Никишка Чумов, каретника Лаврентия сын, Гаврюшка Бендюрин да Гришутка Савельев. После они стали заправскими грамотеями на селе и множество челобитных, прошений написали своим неграмотным землякам, помогая хлопотать то о наделе, то об оброке. А ундольцы добрым словом поминали своего барина, сделавшего столько хорошего для свои людей.
Суворов обучал ребятишек письму, счету, словесности и только Закон Божий поручал вести священнику, отцу Евлампию, коему и по штату было положено просвещать свою паству.
С отцом Евлампием у Суворова с самого приезда установились довольно натянутые отношения. Отец Евлампий с ехидством посматривал на чудачества Суворова, а суждения Александра Васильевича о духовных отцах, весьма прозрачные нелестные афоризмы и эпитеты по адресу священнослужителей, вызывали у Евлампия молчаливую ярость. И совсем нe мог смириться Евлампий с тем, что Александр Васильевич, закончив уроки, затевал с ребятишками игру в бабки, в казаки-разбойники.
— Где это слыхано, чтобы барин, генерал-аншеф, петухом пел, в бабки с мальками играл, да в казаки-разбойники, — негодовал Евлампий» «Вперед», 25 марта 1964).
С 1836 по 1839 г. в церкви Казанской иконы Пресвятой Богородицы с. Ундол служил священник Александр Егорович Диомидовский. В 1834 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда и в 1835 г. был рукоположен во священника ко храму с. Чурилова Владимирского уезда, с 1836 г. переведен в с. Ундол, и в 1839 г. - к Ирбитской Сретенской церкви Пермской губернии, в 1845 г. возведен в сан протоиерея, скончался 7 марта 1863 г.
Евфимий Артемьевич Нарциссов родился ок. 1798 г. Окончил ВДС в 1822 г. по 2 разряду 54-м учеником, с 1822 г. – свящ. в с. Рюминское Александр. у., с 1839 г. – с. Ундола Владимир. у., с 1876 г. – за штат. Умер 19.07.1889 г. "от престарелости" 93-х лет от роду в селе Снегиреве Юрьевского уезда, где жил у дочери и зятя-священника. Погребен при церкви на южной стороне алтаря.
С 1844 г. священником в с. Ундол был Алексей Дмитриевич Никольский. Он был определен в с. Ундол сразу после окончания Владимирской семинарии в 1844 г., и служил здесь всю жизнь. 24 января 1867 г. Алексею Никольскому была объявлена благодарность за присоединение подпоручика Путрамент из римско-католического исповедания к православию. Скончался 13 октября 1892 г.
В 1856 г. во диакона ко храму с. Ундол был рукоположен, окончивший Владимирскую семинарию в 1854 г., Пётр Иванович Архангельский. В храме с. Ундол он служил до 1873 г. когда был рукоположен во священника ко храму с. Нового Татарского Вязниковского уезда. Отец Пётр скончался в 1891 г. на службе при церкви Вязниковской тюрьмы.

В 1859 г. на церковные средства была пристроена тёплая трапеза с престолами: в честь преподобного Сергия Радонежского чудотворца, и в честь святителя и чудотворца Николая, и колокольня.
В 1865 г. Владимирским Епархиальным Начальством отказано в поданных прошениях заштатному диакону Александровского уезда села Дубров Михаилу Либеровскому, об определении его на причетническое место в с. Ундол.
24 сентября 1865 г. Владимирского уезда, села Карачарова пономарь Геннадий Княжев перемещен в с. Ундол.
В 1870 г. на церковные суммы церковь и колокольня обнесены каменной оградой.

Ундольское училище основано крестьянином Иваном Егоровым Кружаловым, в 1871 г. Ближайшие училища: Омофоровское в 3 вер., Собинское — 6 вер., Кочуковское — 7 вер. и Болдинское — 8 вер.
В 1876 г. учащихся – 61 муж. и 15 жен. Учитель и законоучитель – оконч. курс дух. семинарии Петр Лекторский (180 руб. в год). Попечитель – крестьянин Федор Чемоданов. Содержание – 180 руб. от земства. Дом нанимает общество.
С 1877 года учительница – Мария Знаменская.
В 1884 г. «Помещение наемное, деревянное, вместе с хозяевами дома; по свету и теплоте не удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 12 ½ , шириной 9 ½ , вышиной 3 ¾ арш. Учебных пособий недостаточно — на 157 р. 67 к. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Петр Лекторский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1872 г., а в настоящем училище с 1879 года; учитель Василий Высотский, окончивший курс в Новинской учительской семинарии, преподает с 1-го марта 1881 г., а в настоящем училище с конца 1883 г. Попечитель крестьянин Яков Павлов Сергеев, пожертвований от него не было. Учащихся к 1-му января 1883 г. 69 м. и 19 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 11 м. и 9 д. Окончило курс со свидетельствами 4 м. и 2 д. Вновь поступивших не было. К 1-му января 1884 г. состояло 54 м. и 8 д. Учатся все вместе. Возраст: 7-8 л. - 1, 8-9 л. - 2, 9-10 л. - 6,10-11 л. - 14, 11 — 12 л. - 22,12-13 л. - 17. Учащиеся — 34 из с. Ундола, 2 из д. Мещеряги (5 вер.), 2 — Алексеевки (3 вер.), 5 — Петрушиной (3 вер.), 15 — Хренова (1 ½ вер.), 3 — Лапиной (2 вер.) и 1 — Тюрики (3 вер.). Ночлежного приюта нет. Живущих на квартирах 5, с платой по 3 р. в зиму. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 1 м., мещ. 1 м., крест. 52 м. и 8 дев. Средства: от земства 280 р., от общества 95 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома 95 р.; жалованье — законоучителю 40 р., учителю 240 р. Посещали классы не исправно 16; меры — внушение. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказано 35. Учебный год с 9-го сентября по 4-е мая. Пению обучаются простому, хора нет. Учатся в день 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 13, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 4, по пению - 1. Получивших наград не было. Получившие свидетельства учились до 4 л. Не окончившие курса учились до 4 л. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
С 1901 г. законоучитель – отец Василий Преображенский; с 1903 г. помощник – Дмитрий Люзин.

В 1906 г. в с. Ундоле открыт ночлежный дом на средства сельского общества.
В 1906 г. в дер. Лапине открыт ночлежный дом на средства деревенского общества.
В 1906 г. в дер. Петрушине открыт ночлежный дом на средства деревенского общества.

С 1876 г. в с. Ундол служил священник Петр Иванович Лекторский. В 1872 г. он окончил Владимирскую семинарию. Село Ундол было первым местом его служения, здесь он служил всю свою жизнь, и в 1901 г. вышел за штат.
Виноградов Александр Васильевич Прослужа 19 лет на одном месте, свыкшись за 5 лет службы в должности благочинного с окружным духовенством, после долгих колебаний со слезами на глазах и болью в сердце, отправляется во Владимир, чтобы просить более обеспеченный и близкий ко Владимиру приход и тотчас, сверх ожидания, получает назначение в село Ундол в 1900 г., оказавшееся в это самое время вакантным. И тут он скоро приобретает любовь прихожан и с успехом начинает трудиться по украшению храма, в церковной школе и местном обществе трезвости, в которое привлекает много новых членов, и семья его начинает понемногу устраиваться.
С 1901 г. священником в с. Ундол был Василий Иванович Преображенский. В 1882 г. он окончил Владимирскую семинарию, с 1894 г. - священник с. Ивановское-Прозоровское, с 1895 г. - с. Власовского Покровского уезда (ныне в Шатурском районе Московской области).

В кон. XIX века из утвари церковной замечателен напрестольный серебропозолоченный крест с частицами святых мощей разных угодников Божиих. Из святых икон отличаются древностью икона Воскресения Господня и Казанская икона Божией Матери».
При церкви имелась каменная сторожка и каменная часовня в ограде.
Земли церковной 35 десятин 262 квадратных сажени.
Штат причта: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание ежегодного дохода причт получал: от земли 87 рублей, от процентных бумаг 43 рубля, от сбора хлебом 10 рублей и за требоисправления до 1500 рублей; а всего до 1640 рублей.
Приход состоял из села (154 двора) и деревень: Хренова, Лапина, Петрушина, Алексеевки, Тюриков, Александровки и сельца Быкова. Деревни расстоянием от церкви не далее 9 верст. Всех дворов в приходе (1896) 326; душ мужского пола 1164, женского пола 1301.
1 апреля 1913 г. умер диакон с. Ундол Николай Колпский.
Священник с. Ундола, Василий Преображенский 19 февр. 1915 г. перемещен к Соборной гор. Суздаля церкви.
В 1916 г. Его Высокопреосвященством преподано Архипастырское благословение кр. Димитрию Викторову Тейковцеву за безмездное исполнение обязанностей старосты церкви с. Ундола.
19 февраля 1915 г. священник с. Ундола Василий Преображенский перемещен к Соборной церкви гор. Суздаля.
«Проводы настоятеля церкви села Ундола, о. Василия Преображенского. 8 марта 1915 года прихожане села Ундола и учащие и учащиеся Ундольского начального 4-годичного училища прощались со своим батюшкой и законоучителем о. Василием Преображенским, получившим перевод к соборной церкви г. Суздаля с назначением его на должность наблюдателя церковно-приходских школ Суздальского у.
Проводы состоялись после литургии, совершенной при большом стечении молящихся, и носили простой, но в высшей степени сердечный характер. Собравшиеся в большом числе прихожане через своих представителей И. Я. Ошуткова и П. И. Кружалова сердечно благодарили о. Василия за его добрые к ним отношения, выразили искреннее сожаление по поводу ухода его от них и в молитвенное напутствие на предлежащее служение поднесли ему св. икону Спасителя. Приняв священный дар, о. Василий глубоко благодарил своих прихожан за их доброту и расположение к нему и просил их покрыть своею любовью его вольные и невольные немощи, коими он когда-либо огорчил кого из них или обидел среди нелегких трудов пастырского служения.
За приветствием прихожан следовало прощание с о. Василием учащих и учащихся Ундольской школы. Собравшиеся сослуживцы его по школе — М.Н. Знаменская, Е.А. Архангельская, Е.В. Хрящова и Д.И. Люзин — и ученики и ученицы на молитвенную намять поднесли ему св. икону Казанской Божией Матери. При этом подношении одна из учениц школы П. Терехина с свойственной детскому сердцу задушевностью произнесла следующее приветствие:
«Дорогой наш батюшка! Весть о том, что вы переходите от нас на другое место и покидаете нас, глубокою грустью отозвалась в наших сердцах. Расставаясь ныне с Вами, приносим Вам нашу горячую благодарность за Ваши добрые уроки и просим Вас преподать нам Ваше прощальное пастырское благословение. Вы будете в разлуке с нами, но Ваши добрые наставления, которые Вы преподавали нам в школе на уроках Закона Божия и в храме, навсегда останутся в наших сердцах и будут напоминать нам о нашем любимом батюшке, который так хорошо учил нас всему доброму. За эти незабвенные уроки приносим Вам земной поклон и просим Вас на молитвенную намять о нас принять сию святую икону. Благословите нас успевать в полезном учении и в благочестивой жизни на утешение нашим родителям. А Вам Милостивый Господь да поможет еще многие годы послужить просвещению народа»...
Искреннее детское слово произвело на всех присутствовавших сильное впечатление. Неграмотные старцы—деды и родители учащихся с чувством живой радости за книжных внуков и детей своих выслушали это приветствие детских сердец.
В своем кратком ответе о. Василий принес глубокую благодарность своим сослуживцам по школе за их всегда добрые отношения к нему, а обратившись к детям, с похвалою отметил их внимательное отношение к урокам Закона Божия и выразил им особенную радость за то, что его наставления в Законе Божием они не только внимательно выслушивали, но и старались выполнять их в жизни: молились и в храме, и в школе, и дома, и вели себя, как добрые дети, и в училище, и за стенами его. «Для меня, сказал он в заключение детям, на новом месте служения великим утешением будет услышать о вас, что вы продолжаете быть добрыми, внимательными, послушными и усердными в усвоении Закона Божия и исполнении его святых заповедей, а равно и в изучении других полезных предметов, преподаваемых в школе». Прощание закончилось принятием пастырского благословения».
20 февраля 1915 г. бывший учитель Павел Дородницын определен на священническую вакансию в с. Ундол.
30 августа 1916 года в с. Ундол было погребено тело Павла Александровича Виноградова.
«Владимир. уездн. земское собрание возбуждает ходатайство об открытии в с. Ундоле высшего начального училища. Такое же ходатайство возбуждено об открытии в с. Калитееве 2-х классного училища» «Владимирская жизнь», сентябрь 1917).
«В с. Ундоле собинский ВИК предполагает в двухэтажном доме бывш. церковной школы открыть чрезвычайно нужную для села и для рабочих кооперативную столовую-чайную. Совет общины верующих церкви обратился в УИК с ходатайством о воспрещении открытия столовой в б. церковной школе. УИК указал совету общины, что дом находится вне церковной ограды и в ходатайстве верующих отказал. Сoбинскому ВИК-y предложено очищение дома произвести в судебном порядке» («Призыв», 31 окт. 1924).
В советское время храм закрыли. Его помещение приспособили под авторемонтную мастерскую. Не сохранилось дореволюционное убранство храма.
Казанская церковь реставрировалась в 1990-е гг.


Церковь Казанской иконы Божией Матери

Главные ворота ограды церкви Казанской иконы Божией Матери

Здание Воскресной школы при церкви Казанской иконы Божией Матери

Икона Николая Угодгика у храма Казанской иконы Божией Матери


Крест из села Кистыш

Музей Палаты А.В. Суворова в городе Лакинске

В 2014 году исполнилось 230 лет со дня приезда Суворова в с. Ундол, где он прожил 2 года.
В Церковно-археологической палате Свято-Казанского храма г. Лакинска открыты экспозиции «Духовные истоки побед русского воинства», «Спасение отечества. 1612 год», «Куликовская битва. Преподобный Сергий Радонежский – игумен земли русской», «Александры в истории России», "Ратные подвиги православного духовенства", "Отечественная война 1812 года"; «Александр Суворов» (Пребывание в Ундоле. Великие победы. Мировоззрение А.В. Суворова по его трудам и письмам к родным. Историки, писатели, философы о Суворове. Святоотеческое наследие об А.В. Суворове.); Воспитание любви к Родине, патриотизма, гордости за свое Отечество, приемственность духа наших предков; Символы и наградные знаки и отличия в русской армии, их духовно-патриотический смысл; Духовные истоки победы в Великой Отечественной войне: Смирение русского солдата как фактор побед, Понятие смирения в контексте защиты отечества (смирение воина), Великий подвиг православного воинства в войне 1941-45 гг.
Задачи: Установка мемориального комплекса на месте дома А.В. Суворова (Создание баннеров с информацией, отражающей историю Свято-Казанского храма и усадьбы А.В. Суворова, жизнь и Служение полководца), Проектирование и установка мемориального комплекса на месте дома А.В. Суворова, Восстановление реликтовой Суворовской рощи, Благоустройство Святых источников, связанных с А.В. Суворовым.
От родового имения Суворовых, в котором в 1784-1786 гг. жил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов и где он писал свой трактат "Наука побеждать", ничего не осталось, кроме церкви.



Церковно-археологическая палата

Церковно-археологическая палата


Пушка и другие экспонаты Музея Палаты А.В. Суворова.

Суворовская роща



Часовня во имя Воскресения Христова

Святой источник в честь Казанской иконы Божьей Матери (дальний)

Этот источник глубоко почитаем верующими приблизительно с XVI в. Находится он в пределах Суворовского поместья селения Ундол. Сам граф Александр Васильевич Суворов посещал этот источник, когда у него сильно болели ноги. До революции туда привозили на возах безнадёжно больных и зачастую после омовения водой, возвращались домой на своих ногах, прославляя Бога и его Пречистую Матерь. После революции источник постигла всем известная участь тех времён – запустение.


Святой источник в честь Казанской иконы Божьей Матери (дальний)

В 1992 г. местными жителями Святой источник был расчищен и 19 августа на Преображение Господне был совершен крестный ход из Свято-казанского храма к Святому источнику и освящён местным священником в честь Казанской иконы Божьей Матери. Его воды как и в древности приносили облегчение страждущим. Они сердечно хвалили воду, почитая её целебной.
В 2006 г. на Преображение Господне настоятель Свято-Казанского храма протоиерей отец Андрей Панин благословил православных христиан потрудиться и возродить святыню. Была поставлена и освещена деревянная часовня, сделана купальня.


Купальня Святого источника в честь Казанской иконы Божьей Матери

Источник расположен приблизительно в 1 км. от Свято-казанского храма города Лакинск.

Ундольская мебельная фабрика

«Когда человеку грозит наказание, он ищет лазейку, которая по своему смыслу сводится примерно к такой формулировке: из двух зол выбрать наименьшее, точнее - уйти от ответственности.
Примерно так и хотели поступить некоторые руководители Ундольской мебельной фабрики. Они запросились в рядовые. Чем же это вызвано? Дело и том, что это предприятие оказалось единственным в Собинской промышленной зоне, которое не выполнило государственного плана.
Такую попытку директора фабрики тов. Деревянко, секретаря партийной организации тов. Александрова и других руководителей уйти от ответственности иначе как малодушием не назовешь. А такое малодушное, мещанское отношение к выполнению государственного плана могло зародиться на фабрике только из-за того, что массовая работа, да и всякая другая, здесь совершенно запущена.
Секретарь партийной организаций объясняет запущенность в работе с людьми тем, что фабрика начала осваивать новый вид продукции,- комоды. Поэтому де и работа с людьми не велась. Заявление, по меньшей мере, странное. Выходит, что секретарь парторганизации ставит работу с людьми в зависимость от вида продукции. Выпускали бы, скажем, табуретки на фабрике, тогда можно массовую работу вести. А вот когда комоды, то труднее.
Свою причину для оправдания серьезного отставания предприятие выдвинул и директор фабрики тов. Деревянко. Он сослался на то, что на фабрике нет квалифицированных отделочников.
Ясно, что такая причина не может служить для оправдания того, что фабрика в апреле выполнила план всего на 79 процентов, хотя по заработной плате норму сумели не только выполнить, но и перевыполнить.
Уже этот факт говорит о том, что на фабрике совершенно запущен учет - основа ведения социалистического хозяйства.
Стоит ли говорить о глубоком анализе работы предприятия руководителями фабрики, если здесь нет даже технически обоснованных норм. Вот отсюда-то и происходит перерасход заработной платы, в то время, как предприятие недодает продукции на тысячи рублей.
Вот бы где приложить старание начальнику производства тов. Пешенину. А он, считая себя человеком новым на предприятии, вот уже несколько месяцев не знает, с чего начать.
Начальник производства объясняет срыв плана тем, что в коллективе не чувствовалось напряжения, что соревнование превратилось в пустую формальность. Странно слышать ссылку на такую причину, которая создалась отчасти и по его вине.
Теперь немного о том, что на фабрике не хватает квалифицированных отделочников. Отделка — ответственный, завершающий участок работы. Ясно, что на этот участок и следовало обращать побольше внимания. Но на предприятии подготовят одного—двух специалистов, покажется им трудно, уйдут, а заменять некем. Вся беда в том, что на фабрике совершенно не занимаются обучением рабочих смежным профессиям, а о распространении передового опыта и говорить не приходится. Нечего было сказать об этом ни председателю фабричного комитета профсоюза тов. Большаковой, ни секретарю парторганизации, ни директору фабрики, ни главному инженеру.
Этот факт красноречивее всего говорит о том, что на фабрике крайне слабо и несогласованно поставлено хозяйственное, партийное и профсоюзное руководство. Дело дошло до того, что о невыполнении государственного плана апреля руководителям стало известно только... 29 апреля. А до этого числа на фабрике благодушествовали и надеялись на то, что план будет выполнен, и вот вместо того, чтобы в последние дни мобилизовать коллектив на завершение плана, рабочим позволили предаться праздничному настроению. Это ли не свидетельство безответственности и вопиющей бесхозяйственности!
Из-за такого отношения к выполнению производственного плана руководители предприятия не только не выполняют своей первейшей обязанности, но и портят людей, портят коллектив. Совершенно недопустимым на фабрике является такое положение, когда отдельные руководители допускают панибратство, выпивают вкупе с рабочими. Можно ли после таких отношений требовать дисциплины, борьбы за культуру производства. На фабрике повсюду захламленность, отсутствие трудовой дисциплины, прогулы, брак, отсутствие учета. Вот те причины, из-за которых фабрика сорвала выполнение плана. Условие для порождения этих причин одно — полная запущенность массово-политической работы. Поэтому дли оправдания не может быть никаких объективных причин. Виноваты только руководители.
Вот почему работа Ундольской мебельной фабрики стала предметом обсуждения на заседании бюро Собинского горкома партии. Бюро горкома, рассмотрев плохую работу предприятия, приняло постановление.
В постановлении, в честности, говорится о том, что предприятие из месяца в месяц не выполняет план по производительности труда. В апреле, например, план по производительности выполнен всего на 85 проц. в то время, как заработная плата опережает производительность труда.
В постановлении отмечается, что причинами такого положения явилось поверхностное руководство предприятием, неиспользовании резервов, низкая культура и слабая механизация производства.
Директор фабрики Г.А. Деревянко, старший мастер А.Р. Лазарев и секретарь парторганизации В.А. Александров за слабое руководство предприятием получили строгое партийное взыскание.
За развал массово-политической работы В.А. Александров решением бюро с работы секретаря парторганизации снят.
Бюро обязало руководителей фабрики в срок до 25 мая разобраться с причинами неудовлетворительной работы и впредь не допускать срыва государственного плана» («Вперед», 21 мая 1963).

Источники:
1. Евгений Локтионов, Юрий Никитин. По Владимирским проселкам, рекам, городам и весям.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
Суворов Александр Васильевич на владимирской земле
Город Лакинск
Родники Владимирской области.
Николо-Волосовский монастырь. с. Волосово.
Церковь Иконы Божией Матери «Державная, г. Собинка.
Церковь Воскресения Христова, г. Собинка.
Село Омофорово
Усадьбы на территории Владимирской области
Категория: Собинка | Добавил: Николай (08.05.2016)
Просмотров: 9512 | Комментарии: 1 | Теги: Музеи, Родник, Лакинск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 antonovlak • 22:06, 13.04.2023
Вот кто бы еще показал, как можно обратить внимание авторов материала на явные ошибки или опечатки, тогда бы толку больше было.
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru