Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
18.06.2018
08:22
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 474

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [898]
Суздаль [303]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [224]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [113]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [94]
Вязники [178]
Камешково [50]
Ковров [163]
Гороховец [75]
Александров [154]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [38]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Собинка

Николо-Волосовский мужской монастырь

Николо-Волосовский мужской монастырь


Николо-Волосовский монастырь

Свято-Никольский Волосов женский монастырь (Николо-Волосов монастырь) - православный женский монастырь, расположенный в селе Волосово Собинского района Владимирской области.

Время возникновения Николо-Волосова монастыря неизвестно, но сведения о Волосовской обители находятся ещё в XV в.
В России есть множество мест, где древние капища Волоса были замещены Никольскими храмами и монастырями. Одно из них недалеко от Владимира, в селе, которое так и называется - Волосово. Монашки знают предание о том, что изначально их обитель строилась на месте уничтоженного капища бога Волоса (Велеса).
Согласно одной легенде Никольскую церковь поначалу построили на горе, на месте капища бога Волоса, но чудотворный образ Николы, бывший в ней, стал исчезать из церкви и всякий раз оказывался в низине у реки Колочки подвешенным на дереве на волосах. Пришлось переносить монастырь на то место, которое выбрала икона. Там он и появился - при деревне Велисовой.
В 1781 году от настоятелей всех монастырей были затребованы справки о времени основания управляемых ими монастырей и достопримечательных событиях, которые в этих монастырях когда-либо совершались. В докладе, поступившем от архимандрита, настоятельствовавшего в Волосовом монастыре, сообщалось, что по сведениям, полученным им от здешних крестьян и «окрестных старожителей», прежде издавна близ Волосова монастыря были патриаршие села с деревнями, «а то место, где теперь монастырь, лежало впусте, близ сухого болота, где выростали кочки, оброставшия травою, называемою волосатик; между тем кочками якобы являлся образ Николая Чудотворца, почему де как церковь перенесена на то кочковатое место тогда ж, так и являемый образ Николая Чудотворца во оной церкви поставлен, кой и доныне в соборной во имя его созданной каменной церкви стоит во иконостасе и оттуду монастырь называется Волосов. И с того самаго времени бывшия патриаршия села и деревни, так и от прочих вотчинников приложены к нему вотчины и церкви каменныя и ограда построены и учреждено игуменство». Других каких-нибудь преданий об основании монастыря иноки не знают. Предание, сообщаемое в докладе 1781 г., верно отмечает факт зависимости Волосова монастыря сперва от Московской митрополии (был домовым), потом патриархии; вероятно, оно дает и более соответствующее исторической правде объяснение названия монастыря, а отсюда некоторые данные к определению и времени основания его которое нет надобности относить к первым временам христианизации Владимиро-Суздальского края, а лучше датировать применительно к указанным выше хронологическим данным.

Изначально все строения монастыря были деревянными.
Из монастырских грамот и синодиков известны игумены Волосова монастыря: Иона (1511), Дементий (1514-1517), Пафнутий (1519-1524), Ануфрий (1543-1546), Порфирий (1572), Сильвестр (1573), Иона (1577), Пимен (1595-1598), Иосиф (1599-1600), Серапион (1621), Исаакий (1635).
В жалованной грамоте Великого Князя Иоанна Васильевича начала XVI в. (1504 г.) Волосов монастырь перечисляется наряду с теми монастырями и селами, которым дана льгота неподсудности наместникам и волостелям. В 1511 году в Волосов монастырь дана была митрополитом Варлаамом жалованная грамота на сельцо Волосово с землею и сенными покосами. У П. Строева в списке настоятелей Волосова монастыря этим годом помечен первый известный истории игумен этой обители Иона. Преемник митрополита Варлаама Даниил (1522 — 1539) написал в ответ на письмо к нему игумена и старцев Николаевского Волосова монастыря, жаловавшихся, что у них, вопреки общежительному уставу, пресвитеры и диаконы берут приносимое от христолюбцев по рукам, а не в монастырскую казну, — особое послание, в котором преподает соответствующие святительские наставления.
В 1643 г., во время "Владимирского похода" патриарх Иосиф (на патриаршестве с 1642 по 1652 г.) посетил Никольский Волосов монастырь. В книге Казенного приказа (учет милостыни, раздаваемой патриархом в походе) записано: "в Никольском Волосове монастыре игумену на молебен на собор полтину, нищим 6 денег".
С 1645 по 1647 гг. монастырем управлял игумен Феодорит, в 1650 г. - Иона, в том же году - Филарет, 1652 по 1660 г. - игумен Кирилл, в 1662 г. – Никон. В 1662 году игумен Николо-Волосовского монастыря Никон вынужден был подать царю Алексею Михайловичу челобитную «об обидах и угрозах от князя Феодора Волховского». В ней он молил государя о милости, просто и безыскусно сетуя на утеснения, чинимые беззащитным «богомольцам государевым»: «...июля в 12 день, был наш монастырский старец Ларион с крестьяны на закосе метал наше монастырское сено и как сметали сено, пошли к стану на Головин луг и он князь Федор приехал с людьми своими и со крестьяны на тот луг Головин на стан вооружен и учал тех наших монастырских крестьян бить и грабить и из пищалей по крестьянам учал стрелять и они разбежались в страну покиня два котла медных ведр по десяти и зипуны и шапки и топоры пометали и как он князь Федор приезжал, хлеба помял два поля ржанова да яровова да в тож время ухватил старца Лариона да крестьянина Ивашка Офонасьева связав в одних рубашках к себе увел и держал у себя целый день посадя в житницу».
С 1667 по 1675 г. - Иустин, с 1675 по 1680 г. - игумен Иларион и с 1685 по 1690 г. - игумен Дионисий.


Трапезный корпус с храмом Сергия Радонежского (XVII в.)

Трапезный корпус с храмом Сергия Радонежского (XVII в.)

Трапезный корпус с храмом Сергия Радонежского (XVII в.)

В XVII в. была построена Сергиевская церковь монастыря. Кроме главного престола, освященного во имя Преподобного Сергия Радонежского, здесь был ещё придельный храм во имя Равноапостольных Константина и Елены.
С 1691 по 1707 г. (в этот год умер) обителью управлял игумен Питирим. В 1713 г. игумен Волосова монастыря Николай (определен во игумены в 1708 г., в 1718 г. переведен в Покровский Усть-Нерлинский монастырь) освятил церковь в с. Ельцыно.

В нач. XVIII в. Петром I началось сокращение числа монастырей, доход которых он предполагал пускать на нужды государства. Маленькие обители, где число монахов не превышало 30 человек либо объединяли с другими монастырями, либо совсем закрывали. Любецкий Успенский монастырь избежал участи закрытия и был приписан к Покровскому монастырю на реке Нерли. В 1722 году указом Святейшего Синода оба этих монастыря приписали к Николаевскому Волосову монастырю.

С 1719 по 1724 г. - игумен Боголеп.
С 1725 г. по 1727 год к Волосову монастрю состоял приписным в качестве малобратственного Козмин монастырь.

Собор Николая Чудотворца


Собор Николая Чудотворца (1727 г.) с колокольней

Собор Николая Чудотворца (1727 г.) с колокольней

Соборная Никольская церковь была построена в 1727 г. при игумене Павле (управлял монастырем с 1725 г., переведен в Волосов монастырь из Цареконстантиновского, умер в Волосове монастыре 22 декабря 1738 г.).
С 1742 по 1748 г. Волосовым монастырем управляет игумен Матфей. В 1748 г. он уволен от управления, позднее помещен в Боголюбовский монастырь. В марте 1749 г. в Волосов и одновременно в Козьмин монастыри определен архимандрит Павел, до 25 февраля 1751 г. В 1751 г. в Никольский Волосов монастырь определен игумен Иоанн.
В ведомости за 1749 год игумен Виктор о вотчинах и доходах монастыря писал: «За оным Волосовым монастырем в Владимирском уезде в селе Чурилове с сельцом Волосовым и с деревнями по нынешней ревизии написано мужеска пола 460 душ. С оных крестьян по окладу сбирается в монастырь за оброчную деревню Фомицыно по 20 рублей в год. Данных денег с. Чурилова с попов с причетники по 2 р. 89 к. на год. Итого окладных денег 22 р. 89 к.».
Неокладные деньги средним числом в год исчислены игуменом Виктором так. С 7 пустошей, сдаваемых в отдачу, 73 руб., «а иногда за недородом, по словам игумена, и ничего не поступало». С отпускаемых венечных памятей, выдаваемых из Волосова монастыря, в силу жалованных грамот, вотчинным крестьянам монастыря, 2 р. 42 к. За отпуск выводных памятей, выдаваемых за девок и вдов, которые выходили в замужество в другие вотчины, 3 р. 90 к. Итого неокладных сборов 79 р. 32 к. А всего с окладными 102 руб. 21 коп.
Кроме сего монастырь владел пашнями при сельце Лукине и при деревне Филиппушке «по 80 ½ десятин в поле а в дву по тому же.» Пашню эту пахали крестьяне с. Чурилова и ближайших деревень. Они же косили сенные покосы на 250 копен. В счет получаемых денег покупались свечи, ладан и церковное вино (20 р.), выдавалось жалованье игумену (10 р.), иеромонаху (5 р.), 2 белым попам (каждому по 5 р.), одному диакону (5 руб.), 4 монахам (20 р.), 3 псаломщикам (9 р.), хлебопекарю (2 р.), подьячему (2 р.), 5 конюхам и одному скотнику (6 р.), игуменскому келейнику (2 р.) и присланному на пропитание отставному солдату (50 к.). Всего средним числом в год выдавалось из денег, поступавших в монастырь, 91 р. 50 коп. Остальные деньги шли на починку монастырских ветхостей. В случае же, если монастырь за недородом не получал показанной на приходе средним числом суммы, жалованье всем проживающим в монастыре уменьшалось соответственно величине недополученной цифры денег.
Приплодный хлеб с монастырских пашен частью отсылался в Московскую Канцелярию Синодального Экономического Правления (муки ржаной по 50 четвертей, круп овсяных по 25 четвертей, толокна по 25 четвертей), частью шел на содержание лиц, живших в монастыре. Сено без остатка употреблялось на корм монастырскому скоту.
Таковы были средства, которыми располагал Волосов монастырь в половине XVIII века. Около того же времени составлена была опись монастырских зданий, священных предметов и всего имущества, принадлежащего Волосову монастырю. Именно, в 1751 году настоятеля Волосова монастыря архимандрита Павла, уволенного из Владимирской епархии за разные бесчинства, сменил игумен Иоанн. Ему поручено было консисторией, при вступлении на настоятельскую должность, составить в присутствии братии подробную опись всего монастырского имущества. Из составленной им описи видно, что в монастыре было три церкви. Первая соборная в честь Николая Чудотворца построена осмериком, глава крыта железом, а кровля тесом. Иконостас этого храма был золоченный; большая часть икон украшена драгоценными камнями. Над входными дверями была каменная колокольня, строенная также осмериком; на ней висело 8 колоколов, из которых в самом большом числилось весу 103 пуда 32 фунта. На колокольне имелись и железные боевые часы. Вторая церковь трапезная теплая в честь Сергия Радонежского — также каменная. Иконостас этой церкви был столярный; позолочен только один пояс. Третья церковь, помещавшаяся на святых воротах, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, тоже каменная, к 1751 году пришла в ветхость: «своды расселись, служению быть весьма опасно, чего для ее иконостас взят был в придворную Его Преосвященства церковь, что при Успенском соборе во Владимире.
В монастырской библиотеке, кроме церковных книг, хранилось несколько жалованных грамот, дающих возможность судить о прошлом Волосова монастыря. Именно:
1) Жалованная грамота Великого Государя Царя Михаила Феодоровича всея России несудимая 7131 (1623) г.
2) Жалованная грамота Святейш. Иова Патриарха на лужек Кореевской да на осиновщик за его рукою 7106 (1598) года.
3) Список с грамоты несудимыя Великого Государя Царя Бориса Феодоровича за рукою дьяка Овдокима Никитина 7107 (1599) года.
4) Список с грамоты Антония Митрополита во Владимир на десятинишном дворе пошлин не платить 7081 (1573) года.
5) Грамота Антония Митрополита всея России на половину озера Чиретьева, что в Нижегородском уезде, за его рукою, 7086 (1578) года.
6) Грамота Святейш. Иова Патриарха о том, что по чему слугам в год с крестьян с выти брать денег и хлеба и судоваго и с свадеб, за рукою дьяка Овдокима Никитина 7109 (1601) года.
7) Грамота Антония Митрополита, чтоб с с. Чурилова с церкви во Владимир данных денег не платить 7081 (1573) года.
8) Жалованная грамота Варлаама Митрополита на сельцо Волосово с землею и сенными покосы за его Варлаама рукою 7019 (1511) г.
9) Жалованная грамота Варлаама Митрополита, чтобы данных денег и других никаких не платить за его рукою 7026 (1518) года.
10) Грамота Иоасафа Патриарха за пустошь Фомицыно да за половину Буяково велено брать с крестьян по 20 руб. в год 7149 (1671) г.
11) Жалованная грамота Святейш. Иоакима Патриарха, по которой велено монастырским крестьяном венечные памяти брать в монастыре и пошлины платить в монастырскую казну, за подписанием казначея старца Паисия, за справою дьяка Ивана Вешнякова 7193 (1685) года.
12) Уставная грамота Великого Господина Святейш. Патриарха Иоакима, как повелено крестьянам на монастырь всякия работы работать и в монастырскую казну по чем денег платить, за приписью дьяка Дениса Дятловского и за справою Вашки Светикова 7185 (1677) года.
Кроме грамот в библиотеке монастыря хранились: Книга вкладная записная, кто что пожаловал вкладу 7019 (1511). Выпись в столбцах князя Григория Шеховского да подьячего Петра Васильева, Родиона Бекетова 153, 154 и 155 (1645, 1646 и 1647) годов за прописью дьяка Анисима Невежина. Выпись межевая за скрепою дьяка Ивана Кокошилова 158 (1650) г.
Монастырские церкви были окружены каменными строениями, в которых помещались настоятельские и братские кельи, и деревянными хозяйственными пристройками (два ледника, квасоварня, две житницы, конюшенный двор, три амбара, сараи). Вокруг всего монастырского строения шла каменная ограда в длину 78 сажень, поперек 70 сажень. По углам в трех местах устроены были башни; в двух башнях помещались кельи, а третья служила в качестве «овина солодовного». За монастырем был двор конский, на нем две избы, омшенник и сараи — все деревянное. Такой же двор конский и скотский имелся в с. Лукине, вотчине монастыря.
Судя по этим данным, извлеченным из цитируемой описи, Волосов монастырь к половине XVIII века не был настолько скуден источниками содержания, чтобы можно было предполагать возможность его упразднения. За ним числилось 460 душ. Кроме денежных доходов, в монастырь поступал хлебный приплод с монастырских пашен. Монастырская стройка говорит о значительном развитии монастырского хозяйства. В 1751 году на монастырской конюшне стояло 23 лошади и 8 жеребят. На скотском дворе имелось 27 штук рогатого скота и 46 овец.
С 1758 по 1761 г. обителью управлял игумен Амвросий.


Первая сохранившаяся башня ограды

Вторая сохранившаяся башня ограды

Келейный корпус

Четыре башни и стены, сторожка, келейный корпус (бывший настоятельский) были построены в 1763 г.
В 1763-1764 гг. монастырем управлял игумен Павел, обитель состояла во втором классе.


Покровская надвратная церковь (1763 г.)

Покровская надвратная церковь (1763 г.)

Покровская надвратная церковь

В 1763 г. была построена Покровская надвратная церковь. Покровский храм долго стоял неосвященным и начинал разрушаться. Храм состоял из одних только стен, которые между самим храмом и когда-то сделанной пристройкой к нему, вследствие непрочности бута, разошлись. В 1890-х гг. храм был восстановлен.
Вот что писал в то время во «Владимирских епархиальных ведомостях» А. Борисоглебский: «В монастыре три храма: во имя Святителя и Чудотворца Николая, во имя Преподобного Сергия Чудотворца, 3-й храм - над бывшими Святыми вратами. Этот последний храм, построенный 150 лет тому назад, до настоящего времени стоял неосвященным. За это время здание подверглось значительному разрушению. Однако, по Промыслу Божьему, крестьянин с. Ставрова Владимирского уезда Яков Иванович Бусурин принял на себя святое дело восстановления сего разрушенного храма. 21 сентября совершилось торжественное освящение новоустроенного храма. Накануне освящения, 20 сентября, в Николаевский Волосов монастырь прибыл наместник Боголюбового монастыря, игумен Варлаам, и в новом храме с соборными и местными иеромонахами совершил всенощное бдение.
Утром 21 сентября из Владимира прибыл соборный ключарь Пригкипс-Евгенов с диаконами и хором архиерейских певчих. К 9-ти часам утра в монастырь прибыли: Преосвященнейший Тихон, епископ Муромский, в управлении которого находились монастыри Боголюбов и Николо-Волосов, и ректор семинарии архимандрит Никон. Вскоре началось освящение храма. Немедленно, по освящении, началась в нем первая Божественная литургия, которую совершал также Преосвященнейший Тихон (Клитин, рукоположен во епископа Муромского в 1892 г., с 1895 г. епископ Прилуцкий.) в сослужении упомянутых выше лиц. Пели архиерейские певчие. Во время причастного стиха учитель церковно-приходской школы, находящийся в монастыре, студент семинарии А. Борисоглебский, с благословения Преосвященнейшего, произнес приличествующие случаю слова.
По окончании службы Преосвященнейшему Тихону и сослужащим был предложен чай и обед в помещении братского монастырского корпуса. Преподавши Святительское благословение народу, при колокольном звоне, Преосвященнейший Тихон отправился обратно во Владимир, а за ним отправились и остальные соучастники священного торжества».

18 октября 1764 года во Владимирской консистории был заслушан указ Ея Императорского Величества «об оставлении предназначенной к упразднению Санаксарской пустыни, Темниковского уезда (которая принадлежала в то время к Владимирской епархии), по прежнему в число прочих пустынь и об исключении вместо оной из положенного числа другого какого монастыря или пустыни». Консистория во исполнение указа постановила: «Из оставленных в епархии Его Преосвященства на своем пропитании монастырей Флорищева и Саровская пустыни именно в расписании положены, Ярополческой же Благовещенской монастырь к содержанию своему имеет угодья, а Гороховской Николаевский монастырь, яко в граде состоящий и оставлен на подаянии тамошних граждан, кой от того и содержаться имеет. А хотя ж и о содержании последняго — Волосова монастыря одолжение от вкладчиков имеется, но как оной монастырь не при граде состоит, следственно в оной кроме вкладчиков более ни от кого и подаяния быть неуповательно, чего ради по мнению консистории надлежит вместо той Санаксарской пустыни исключить Волосов монастырь, кой и учинить приходскою церковью, к коей приписать от села Чурилова половину прихода, а именно сто два двора, для священно-служения же определить из того села священника Иосифа Гаврилова с дьячком и пономарем; им на пропитание отделить из пашенной того монастыря земли в силу наказа по десяти четвертей в поле, а в дву по тому же, сенных покосов на четверть по копне, а мерою три десятины».
После отобрания монастырских вотчин и введения штатов в 1764 г., монастырь был упразднен, а его соборнй Николаевский храм обращен в приходскую церковь.
В таком положении упраздненный Волосов монастырь оставался, впрочем, недолго, хотя, насколько можно будет видеть из последующего, и за короткий промежуток времени, вследствие беспризорности, подвергся большому разрушению. В консисторском архиве сохранилось дело, из которого видно, что со стороны назначенного священника была даже попытка, — впрочем, не увенчавшаяся успехом, — продать одному раскольнику 12 образов Волосова соборного храма, помещавшихся за клиросом, и только своевременный донос, по-видимому, приостановил сделку.

11 апреля 1775 года Высочайше утвержденным Синодальным указом повелено было на основании репорта учрежденной о церковных имениях комиссии упразднить Цареконстантиновский второклассный монастырь Владимирской епархии «за неспособностью в нем к жительству», а настоятеля его с монашествующими перевести в упраздненный Волосов монастырь. Цареконстантинов монастырь по описи велено было передать священнику с. Доброго с причетники.

В 1775 г., по указу Святейшего Синода, в Николаевский-Волосов монастырь был переведен Константино-Еленинский монастырь с настоятелем, братией и утварью церковной, отчего он иногда именуется Цареконстантиновским Николаевским-Волосовым монастырем.
Настоятель Цареконстантинова монастыря архимандрит Никодим по приезде в восстановленный Волосов монастырь застал здесь картину полного запустения и неустройства. В особом прошении, поданном на имя Преосв. Иеронима, архимандрит Никодим нарисовал самую мрачную картину всех тех неустройств, какие он застал на новом месте своего жительства:
«Через толь многопрошедшее время имеющияся во оном монастыре настоятельския и братския кельи и прочее монастырское нужно потребное строение как снаружи крышками и крыльцами, так и внутренним прибором совсем обветшали, ибо окончин почти ни одной, да и печей с дверьми во многих кельях нет; конюшня монастырская развалилась, на амбарах же и сушилах кровли, а внутри полов, а также сараев и заборов вовсе не имеется, — чего всего не сделав, а особливо келей починкою не исправя, жить в том монастыре способу нет... При том же Волосовом монастыре до упразднения его во владении вокруг оного было с восточной стороны пруд (которой больше должно почитать сажалкою) для содержания рыбы, в коем пруде рыбу на время сажать можно, а плодиться не может. С полденной стороны — монастырский скотской и конюшенной дворы и огороды для сажания капусты и прочих овощей; с западной и полночной сторон кирпичные сараи и гумна монастырские. Ныне ж из тех монастырских усадеб от полдень, где были скотской и конюшенные дворы и огороды, поселились бывшие того ж монастыря, ныне заштатные служители, числом восемь дворов. А с восточной и полночной стороны земля находится во владении упомянутых служителей и крестьян. От запада ж землею доныне владели бывшие при том монастыре священник с причетники... Во оном же монастыре на вратах церковь еще не достроена, а у соборной церкви алтарь, братския и караульная кельи совсем повредились, да и в ограде одна стена почти уже упала». На основании всего представленного архимандрит Никодим просил еп. Иеронима исходатайствовать у Коллегии экономии 500 руб. на необходимо нужные починки в монастыре и о передаче по прежнему во владение монастыря узурпированных сторонними людьми монастырских владений. Просьба была удовлетворена, необходимые починки сделаны и монастырские владения восстановлены в законных пределах. Волосов монастырь к своему прежнему имени присоединил новое имя Цареконстантинова. Цареконстантиновский Николаевский-Волосов монастырь - под таким именно названием монастырь Волосов известен был в конце XVIII и начале XIX века. Настоятелям его поручались видные административные посты в епархии, и среди них было несколько лиц, небезызвестных впоследствии в иерархическом мире.
Но переведенная сюда братия своими симпатиями все же тяготела к месту прежнего своего обитания и долго не могла примириться с распоряжением высшей власти. Когда в 1781 году от настоятелей монастырей затребованы были сведения о времени основания подведомых им монастырей и достопримечательных событиях в их истории, то архимандрит Тихон дал самый восторженный отзыв о местоположении упраздненного Цареконстантинова монастыря и о тех достопримечательных событиях, которые связаны были с его недавним прошлым. Архимандрит писал:
«Означенной Цареконстантинов монастырь составлен общежительной, и селами, водами и всякими потребами был удовольствован святым Алексием, митрополитом Московским и всея России, в лето от создания мира 6870, во дни княжения в Москве Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского, по такой причине, что, когда он, по поставлении его от Константинопольского патриарха Филофея на Московскую митрополию митрополитом плыл в корабли из Константинополя в Москву, возставала в море великая буря и от волн корабль сокрушался, то об избавлении от оныя обещался тот монастырь составить во имя царя Константина и матере его Елены, которой потому и составлен и именуется Цареконстантинов, и с самаго этого времени начальство архимандрическое учреждено. Стоит при граде Владимире на месте прекрасном и веселом. Близ его с одной стороны между холмистыми брегами, гладкими и хлебородными полями, покрытыми нивами и часто населенными селами, протекает река Клязьма, которая весною разливается по злачным и чистым лугам верст на пять, рыбами разных родов, кроме осетра и белуги, мало уступает Оке, а по слитии ея в берега сенных покосов косится превеликое множество. А с другой стороны по берегам озера, поймы, бор, роща, поля и также частыя селения. Град Владимир представляется тому монастырю так равномерно и монастырь Владимиру веселовидным. В прошлом же 1753 году месяца генваря 9 дня с самаго глубокого утра в святых вратах в земле продолжался колокольный звон с перебором больших и малых колоколов так, как обыкновенно бывает сзыв к церковным процессиям, на которой звон не только тутошние обыватели, но и из града Владимира многие духовные и светские чины стекались и слышали. А окончился тот звон пред захождением солнца, и стекшееся людство разошлися кииждо во свояси. А в 1775 году апреля 27 дня, по указу Святейшего Правительствующаго Синода, из того монастыря архимандрия переведена оной же епархии в упраздненный Николаевский Волосов монастырь, коему однако велено именоваться по прежнему Цареконстантинов монастырь, а сему называться загородным архиерейским домом».
Совершенно другими чувствами продиктован доклад о Волосовом монастыре.
«Стоит он, пишет архимандрит Тихон, в долинах безводных, безлесных и безвыгодных; одна только протекает маленькая речка Колочка и та летом пересыхает; по берегам оной и вертепам растут кривые кусты и лежат урвины неораны и пусты. Одне только стоят построенныя от вкладчиков две, а третья несовершенная каменныя церкви единственно для погребения тел при оных, да и к падению наклонившияся оградныя стены. От епархиального града Владимира Расстоянием в 20 верстах и к проезду до оного града дорога в каждое, а кольми паче в вешнее и осеннее времена бывает неспособна весьма, и для того властем для исправления церемониев, бываемых в высокоторжественные дни и прочие господские праздники во град Владимир проезжать никак невозможно. Достопамятных же происшествий, кроме бывшего между кочками явления образа Николая Чудотворца, никаких никогда не бывало и ныне нет».

Монастырское хозяйство в то время состояло из мукомольной мельницы на реке Колоше при селе Ставрове, тридцати одной десятины пахотной и сенокосной земли и находящегося поблизости озера Сковородина.
Не оставался в небрежении и запустении и тихий монастырский погост, где, по историческим данным, покоился прах представителей древних дворянских и купеческих родов. Там обрели последний приют предки декабриста С.Г. Волконского, драматурга А.С. Грибоедова, адмирала М.Н. Лазарева - известного российского флотоводца и полярного исследователя. Их имена были внесены для церковного поминовения в древний монастырский синодик.
Леонтий Федорович Тихонравов после окончания Владимирской духовной семинарии (1822) был кандидатом Московской духовной академии, в 1830 г. поступил в Волосов монастырь, с 1839 г. - в Спасо-Евфимиевом, с 1839 г. имел светское звание.

18 декабря 1843 года постановлением Святейшего Синода Николо-Волосовский монастырь вновь был упразднен ввиду крайней ветхости многих его строений, особенно настоятельского корпуса и братских келий, жить в которых, по отзыву губернского архитектора, стало небезопасно. Братию перевели в Свято-Боголюбский монастырь близ Владимира, но Волосовская обитель не опустела: в ней жили и молились иеромонах, два послушника и прислужник, которые поочередно командировались из Боголюбова для охранения церквей и совершения в них богослужений по воскресным и праздничным дням. В Боголюбовский монастырь было переведено все его имущество; оставшиеся храмы и здания переданы в заведывание настоятеля .
Намерение возродить Николо-Волосовский монастырь, восстановив его самостоятельный статус, неоднократно возникало в XIX веке и у служителей Церкви Христовой, и у добродетельных мирян из простонародья. Святитель Феофан, Затворник Вышенский (ум. 1894, память 10/23 января), который в свое время занимал Владимирскую кафедру и ревностно заботился о духовном просвещении современного ему общества, в декабре 1865 года направил в Синод письмо, где предлагал «восстановить означенный [Волосов] монастырь под названием Никольского Волосова миссионерского монастыря, с помещением в нем лиц, желающих посвятить свои дарования и труды на собеседование с раскольниками в защиту Православия и на увещание уклоняющихся в раскол, на следующем положении:
а) поместить в означенном монастыре для предложенной цели не более семи лиц как из монашествующих, так и из вдовых священников испытанного благонравия, равно и из окончивших курс по желанию,
б) управление монастырем и надзор за братиею поручить из них старшему или согласно избранию братии...
в) обязать священников отправлять Богослужение по очереди, и по древне-церковному уставу, с обиходным пением, по образцу определения церковных служб во Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре Московской епархии,
г) всем лицам из братии вменить в обязанность говорить очередно в Воскресенье и праздничные дни к народу поучения в духе православия, направленные противу раскола, и в особое помещение монастыря приглашать раскольников и колеблющих в православии для собеседования...».
И хотя глубоко продуманный и тщательно разработанный проект епископа Феофана был оставлен Синодом без последствий, сам факт его существования предвещал Николо-Волосовскому монастырю грядущее возрождение, у истоков которого стоял святой Вышенский Затворник.
Восстановления обители чаяли и сами жители села Волосова, всем миром уполномочившие в 1873 году крестьянина Павла Козлова подать об этом прошение императору Александру II; и некоторые московские иноки, один из которых, насельник Заиконоспасского монастыря иеромонах Аммон, в 1875 году смиреннейше просило том же. «Соревнуя благочестивому желанию Волосовых жителей, — писал он, обращаясь к архиепископу Владимирскому и Суздальскому Антонию, — и уповая на милость Великого угодника Божия святителя Николая, я, нижайший, возымел непреложное стремление к восстановлению Николаевского Волосова монастыря. Вследствие чего и имею честь покорнейше просить Вашего Высокопреосвященства ходатайства о восстановлении сей обители».
Окончательно Николо-Волосов монастырь был закрыт в 1874 г., церковное и монастырское имущество было переведено в Боголюбов монастырь, оставшиеся храмы и здания переданы в заведывание настоятелей Боголюбова монастыря.

«Он отстоит на 27 верст от Боголюбова монастыря, на юго-запад от него, от г. Владимира на 17, а от шоссе на 8 верст. За монастырской оградой с восточной стороны находится большой и красивый пруд, с растилающимся перед ним сенокосным лугом».
В 1891 г. при бывшем Николаевском-Волосовом монастыре имелись следующие здания:
а) Каменный трехэтажный корпус, ремонтирован в 1891 г.; корпус этот служил помещением для настоятеля монастыря.
б) Остатки от второго каменногокорпуса, служившего помещением для братии.
в) Деревянные погреб, сарай и баня – ветхие.
г) Каменная ограда с четырьмя башнями – тоже ветхая.
Николаевскому-Волосову монастырю принадлежат следующие угодья:
а) Земли усадебной, огородной и под прудом 4 десят. 44 кв. саж. План на эту землю имеется от 1821 г.
б) Сенокосной 7 десятин 359 кв. саж. План от 1822 года. Земля эта состоит в аренде у крестьян сельца Волосова по условию на 6 лет с 3 мая 1888 года – по 100 рублей в год.
в) Пахотной при казенной деревне Фомицыной, что в пустоше Старковой, 21 десятина 1909 кв. саж. План от 1831 года. Отдана она в аренду крестьянам деревни Фомицыной за 71 руб. в год, по условию с 1-го февраля 1890 года на 6 лет.
г) Озеро Сковородино в четырех верстах от города Владимира, имеющее меры 3 десят. 5 кв. саж. Озеро это не доставляет никакого дохода монастырю по безводию и болотности.
д) Мукомольная мельница на реке Колокше, при селе Ставрове, находится в аренде у крестьянина Михаила Сергеева Иванова, по контракту с 1-го октября 1888 года на 8 лет, с платою в год по 800 руб.
При передаче Николаевского-Волосова монастыря в ведение Боголюбова монастыря, по монастырской описи, числилось за Николаевским-Волосовым монастырем билетами и наличными деньгами 20727 руб. 8 коп. ассигнациями; сумма эта, по распоряжению епархиального начальства, была передана в Консисторию.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы над святыми вратами долгое время стоял неосвященным. За продолжительное время здание храма подверглось значительному разрушению: стены между самым храмом и когда-то сделанной пристройкой к нему, вследствие непрочности бута, разошлись, полы сгнили... словом, храм представлял разрушенный вид. За неимением средств, не представлялось никакой надежды на его восстановление. Крестьянин села Ставрова, Владимирского уезда, Яков Иванович Бусурин принял на себя святое дело восстановления этого полуразрушенного храма. С благоговейной молитвой к Богу он начал этот святой труд и благоуспешно окончил его.
21-го сентября 1893 г. совершалось торжественное освящение новоотстроенного храма. Накануне освящения, 20-го сентября, в Николаевский—Волосов монастырь прибыл наместник Боголюбова монастыря, игумен Варлаам, и в новом храме соборне с местными иеромонахами совершил всенощное бдение.
Утром 21-го числа в 8 часов из Владимира прибыл соборный ключарь Пригкипс Евгенов с диаконами и хором архиерейских певчих. К 9 часам утра в монастырь прибыли: Преосвященнейший Тихон, Епископ Муромский, в управлении которого находились монастыри Боголюбов и Николаевский—Волосов, и ректор семинарии архимандрит Никон. Вскоре началось освящение храма, к которому заранее приготовлены были все необходимые принадлежности. Освящение совершено было с той торжественностью, какой вообще отличались подобные священнодействия, когда они совершались Святителями.
Немедленно по освящении храма началась в нем первая Божественная литургия, которую совершал также Преосвященнейший Тихон в сослужении упомянутых выше лиц. Пели архиерейские певчие.
Как освящение храма, так и торжественное, архиерейское служение первой литургии в нем привлекли сюда огромное количество народа, чему в значительной степени благоприятствовала и сама погода. По маловместительности храма, большинство народа стояло на площади под окнами храма. Во время причастного стиха учитель церковно-приходской школы, находящейся в монастыре, студент семинарии А. Борисоглебский, с благословения Преосвященного, произнес приличествующее случаю слово.
По окончании службы, Преосвященнейшему Тихону и сослужащим был предложен чай и обед в помещении братского монастырского корпуса. Во время обеда разговор сосредоточен был главным образом на прошедшем и настоящем из жизни Николаевского-Волосова монастыря. После обеда Преосвященный посетил школу, в которой к этому времени были собраны ученики. Владыка их благословил, на что они ответили пением под руководством учителя. По испытании, Владыка одарил всех учеников св. евангелиями и св. крестиками.
Преподавши Святительское благословение народу, в 3 часа по-полудни, при колокольном звоне, Преосвященнейший Тихон отправился обратно во Владимир, а за ним отправились и остальные соучастники священного торжества («Владимирские епархиальные ведомости»).

В с. Волосово была церковно-приходская школа. В 1893 г. учителем в ней был Алексей Егорович Борисоглебский в 1892 г. окончивший Владимирскую семинарию. В 1895 г. он был переведен учителем приготовительного класса Шуйского духовного училища.
Законоучителем Волосовской школы стал священник Петр Михайлович Казанский. Он окончил Казанскую духовную академию со званием действительного студента, в 1890 г. - кандидата. В 1884 г. назначен священником с. Георгиевского Меленковского уезда, в 1889 г. - Успенской церкви г. Мурома, по вдовству поступил в Боголюбов монастырь.

В 1909 г. Николо-Волосовский мужской монастырь был обращён в женский.
См. Свято-Никольский Волосов женский монастырь
МОНАСТЫРИ Владимирской области

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Собинка | Добавил: Jupiter (22.05.2018)
Просмотров: 53 | Теги: Собинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика