Главная
Регистрация
Вход
Суббота
03.12.2016
22:44
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [393]
Суздаль [150]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [81]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [34]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 8
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Александровская Слобода

Старая (Великая) Слобода

В 990 году, на месте, где сейчас находится кинотеатр "Сатурн", был основан первый храм Александровской земли - деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Это место называлось Никольский погост. Древнее кладбище до сей поры находится на месте домов №№ 12,14 по Советскому переулку.
Постепенно вокруг Никольского погоста разрасталось славянское поселение. С распространением христианства во второй половине XI века к востоку от Никольского погоста был основан деревянный храм Рождества Христова, после чего образовавшееся здесь славянское поселение получило название "село Рождественское".
Эти земли входили в состав Переславль-Залесского княжества (1175 - 1302 гг.), потом перешли во владения московских князей.
В грамоте Ивана I Даниловича Калиты (князь Московский 1322/1325 - 1340 гг.) от 1339 года поселение именуется Старая (Великая) Слобода.
Дмитрий Иванович Донской (1362-1389 гг. - великий князь владимирский и московский), заполучивший эти земли, передал их своему сыну Петру, а с 1434 г. владетелем этих земель стал второй его сын - князь Юрий Дмитриевич Звенигородский.

Александровская Слобода

Возможно, на месте поселения, сметенного пожарами в годы разорительных набегов татаро-монголов или княжеских междоусобиц, со временем недалеко от Старой Слободы выросло Новое село, чаще именуемое Новым Александровским селом. С нач. XVI в. — Новое село Александровское и Александрова (Александровская) слобода.
Близость слободы к Москве, Троице-Сергиевой лавре и Переславлю-Залесскому сделало её в XV веке местом отдыха московских князей во время поездок на богомолье.
В духовной грамоте Ивана III (1504 год) Новое село Александровское было завещано его сыну Василию, будущему великому князю Василию III. Великий князь Василий III преобразует Слободу в путевой двор.
Позже близ Великой Слободы из небольшого дворцового села, охотничьего становища переславльских и московских князей, выросла Новая, или Александровская слобода.
В 1509 — 1515 гг. был выстроен большой комплекс из нескольких дворцовых, четырёх храмовых и целого ряда хозяйственных сооружений — одна из дальних резиденций князя (вероятно, зодчим был Алевиз Новый).

Покровская церковь

Согласно археологическим открытиям 1990-х гг. Троицкая шатровая церковь (теперь Покровская) была возведена в 1510-х годах, ранее церкви Вознесения в Коломенском (1529—1532 гг.), в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами.
Троицкая церковь — первый каменный шатровый древнерусский храм.


Храм Троицы на Государевом дворе в Александровой слободе. Первый каменный шатровый храм.

Храм был построен из белого камня и большемерного кирпича. Первоначально он состоял из собственно храмовой части с ризницей и трапезной, подклета из двух просторных палат и трех огромных подвалов, предназначенных для хранения ценностей. Троицкий храм был домовым храмом Ивана Грозного.
Не удивительно поэтому его шатровое завершение – излюбленная архитектурная форма царя. Шатер расписан изнутри – это единственный, уникальный случай сюжетной росписи храмового шатра. Фрески изображают русских святых – князей и мучеников – и ветхозаветные картины.
В XVII веке, после польско-литовского разорения, были сделаны новые пристройки к храму. С запада к нему примкнули новая обширная трапезная с шатровой колокольней, нижний ярус с трех сторон обнесли галереями, с юга пристроили придел. Вероятно, тогда же церковь была переосвящена из Троицкой в Покровскую.

К храму вплотную примыкали просторные, огромные двухэтажные каменные царские палаты, образуя вместе с ним единый комплекс с доминантой – шатровой церковью. Они были построены примерно в одно время со старейшей частью храма. Палаты были разделены на просторные помещения со сводами, не сообщавшиеся между собой – каждая имела отдельный вход. Сохранились только две палаты в восточной части нижнего яруса, но даже по ним можно судить о роскоши и великолепии всего здания. Под палатами были вырыты гигантские подвалы высотой до 3,5 метров.

В верхнем этаже была большая палата, по-видимому, служившая для официальных приемов и праздников. Она была разобрана при перестройке храма – сейчас частично ее место занимает трапезная Покровской церкви. Старинные гравюры сохранили виды интерьеров палат, в частности, большой парадной палаты, где стоял трон Ивана Грозного.
Легенды приписывают подземным кладовым Покровской церкви и палат несметные богатства. Утверждается, что именно здесь хранилась загадочно исчезнувшая богатейшая библиотека Ивана Грозного, унаследованная им от бабки – Софьи Палеолог, – и содержавшая множество греческих книг, привезенных ею с родины.

Успенская церковь

Успенская церковь, стоящая у южной стены комплекса, так же, как и большинство построек Александровской слободы, имеет несколько этапов строительства. Первоначально это была одноглавая белокаменная церковь на высоком подклете, которую охватывала арочная галерея. Эта часть была построена в 1571-1577 гг., по-видимому, как домовый храм. В 1660-х гг. церковь подверглась значительным перестройкам в связи с нуждами только что основанного в слободе Успенского монастыря: полностью изменилось завершение здания, ставшее пятиглавым, были заложены арки галереи и пристроена просторная трапезная с мощными столбами, поддерживающими свод. С 1675 г. к храму добавилась шатровая колокольня с часами – необычное сооружение, в котором четырехугольный столп колокольни завершается восьмигранным шатром. Еще немного позднее, в кон. XVII в., с севера к трапезной был пристроен двухэтажный келейный корпус.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы

От декора XVI века сохранились нарядные, выполненные во «фряжской» (итальянской) манере филенки пилястр и порталов основного объема храма, с красивыми, пышными розетками. Исследователи находят сходство между ними и украшениями Архангельского собора в Московском Кремле. Перекликаются украшения этой церкви и с декором Троицкого собора. Убранство XVII века, напротив, сдержанно и строго.
Во времена Ивана Грозного храм соединялся с государевым дворцом галереями и переходами; остатки арочного перехода сохранились в северном подклете храма. Поэтому версия о том, что миниатюрная изящная церковь служила домовым храмом при дворце, вполне вероятна.
См. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Троицкий собор

В 1513 г. был построен загородный дворец великого князя Василия III и освящена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне Троицкий собор).
«Лета 7021 октября 3 в Сергиеве манастыре основаша ворота кирпичныи, а на воротех во имя Сергия чюдотворца. Лета 7022 ноября 28 священа бысть црквь древяная в Клементьеве. Того ж лет декабря 1 сщнна бысть црквь Покров стеи Бцы в Новом селе Олександровском. Тогды ж кнзь великий и во двор вшел. Того ж мсца декабря 15 сщнна бысть црквь кирпичнаи в Сергиеве манастырь на воротех стый Сергий, а сщал ее епспъ Митрофан Коломенский да игумен Памва, а на сщние был кнзь великий».


Троицкий собор

Архитектура храма обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню ближайшего Троице-Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы.
Огромный массивный храм, увенчанный большой главой на световом барабане, выглядит мощно и слегка приземисто, из-за позднейших обстроек – крытой галереи с папертью и крыльцом.
Основной объем храма – кубический, с позакомарным покрытием. Его стены не всегда были белыми; шведский путешественник Петрей де Эрлезунда, много писавший о России, описывал внешнее убранство Покровского собора так: «Камни были расписаны красками так, что один — черный, другой — белый, третий — желтый и позолоченный. На каждом нарисован крест». Собор был выстроен из белого камня, перемежающегося с кирпичом. Такая смешанная кладка была характерна, например, для Архангельского собора в Московском Кремле, а резьба повторяет мотивы Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.
Внутри собор также поражает своими размерами и простором; интерьер хорошо освещен благодаря световому барабану и окнам в верхней части стен. Очень красивы резные перспективные порталы, ведущие в главную часть собора.

Росписи, выполненные в середине XVI века в традициях школы Дионисия, украшали все стены, столпы и своды собора; к сожалению, они сильно пострадали в 1887-1889 гг., когда практически все фрески были записаны новыми росписями артели Сафонова из села Палех. Реставраторам удалось расчистить только два фрагмента древних фресок, остальные до сих пор скрыты позднейшими росписями. Что касается икон собора, то многие были вывезены в московские музеи, где и хранятся до сих пор.
Отдельного внимания заслуживают медные двери в западном и южном порталах. Западный портал украшают Тверские врата, вывезенные из Твери по приказу Ивана Грозного в 1569 г. Вероятно, это двери, выполненные в XIV в. для Спасо-Преображенского собора в Твери. В южный портал были установлены Васильевские врата, вывезенные из Новгорода Великого после его разгрома войсками Грозного.
Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.
Главный престол собора первоначально был освящён во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.
Причт Покровского собора в XVII в. составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 г. его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.
Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 г. по декабрь 1581 г. В 1645 г. в Покровском соборе молился Царь Михаил Федорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 г. приезжал Царь Алексей Михайлович.
Царь Федор Алексеевич (1676-1682 гг.), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-1681 гг., был в Покровском соборе 29 ноября 1676 г. 30 сентября 1680 г. слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.

Распятская церковь-колокольня (церковь Алексея митрополита)

Рядом с собором, как бы в противовес его приземистому, широкому силуэту, возвышается стройная Распятская церковь-колокольня с шатровым завершением.
Распятская колокольня (до 1710 г. – церковь Алексея митрополита) датировалась 1570-ми годами. После того, как в 1940-е гг. А.С. Полонский выявил внутри нее более раннее столпообразное здание, последнее стали относить к первому строительному периоду Слободы и датировать, как и Покровский собор, 1513-м годом.
Церковь Алексея митрополита представляла собой восьмигранный трехъярусный столп, богато и нарядно украшенный.


Макет Распятской церкви-колокольни

Церковь «иже под колоколы» была выстроена с явным влиянием итальянской архитектуры, и, вероятно, примерно в одно время с собором.
Во времена Ивана Грозного (скорее всего, в 1570-х гг.) церковь была капитально перестроена и превращена в высокую башню высотой 56 метров с ярусом звона и площадкой для дозорных. Колокольню увенчал высокий глухой шатер (окна в гранях шатра были сделаны позднее), основание которого опирается на несколько ярусов кокошников – так называемое «огненное» завершение объема. Эта колокольня стала первой на Руси, которую украсил шатровый верх; впоследствии такие завершения распространились по всей Руси, став практически самыми популярными в храмовой архитектуре.


Распятская церковь-колокольня (церковь Алексея митрополита)

Колокольню окружают две галереи – открытая и закрытая. Нижняя, открытая галерея идет вокруг второго яруса колокольни; внутри же яруса с кокошниками проведена вторая, закрытая; ее освещают маленькие круглые оконца, проделанные в кокошниках. С юга к колокольне примыкает маленькая пристройка (Марфины палаты), которую занимала царевна Марфа.


«Царевна Марфа Алексеевна в Александровской слободе». Художник М.А. Подкопаева. 2008 г. Холст, масло.

С 1698 по 1707 гг. в Успенском девичьем монастыре Александровской слободы пребывала сводная сестра Петра I царевна Марфа Алексеевна, обвинённая в том, что помогала царевне Софье Алексеевне при очередном Стрелецком бунте. И хотя обвинение было фактически не доказано, её постригли в монахини под именем Маргариты и поселили в специальной пристройке к Распятской церкви-колокольне.

Она привезла с собой принадлежавшие ей вещи: зеркало, кожаный стул, слюдяную ширму-дверь, кресло, ларь (в нём находятся деревянные ковш и совок, плетеные форма для хлеба, лукошко и ситница; глиняные кувшин, горшок и кринка; два медных блюда).


Икона «Избранные святые». XVII в. Дерево, Темпера. На иконе «Избранные святые» - покровители Царского Дома Романовых, к которому принадлежала Марфа Алексеевна.
В шкафу-киоте размещены: икона «Богоматерь Иверская», медный параман с изображением креста, яйца пасхальные, воздух шелковый, крест медный с эмалью.

Неоднократно в эти годы посещал Успенскую обитель, совершая в ней богослужения, святитель Димитрий Ростовский.


Н. Вилков. Крылья холопа. 1947 г.

Колокольня известна также печальной легендой о Никите, холопе боярского сына Лупатова, который, мечтая научиться летать «аки птица», сделал крылья и смог, спрыгнув с колокольни, перелететь крепостную стену. За это Иван Грозный повелел его казнить. В указе об этом было сказано так: «Человек – не птица – крыльев не имать, а коли кто выдумку бесовскую к рукам приставит противу естества творит».

Другая легенда посвящена Смутному времени и повествует о том, что во время польско-литовского нашествия несколько сот человек заперлись в колокольне, а одна девушка, не желая попадать к полякам в руки, бросилась с колокольни и разбилась. После этого колокольня загорелась. Новейшие раскопки подтверждают, что примерно в эти годы сильный пожар в Распятской церкви-колокольне действительно произошел.
Сейчас на колокольню открыт доступ всем посетителям музея. С ее открытой галереи открывается великолепный вид на Александровскую слободу и окрестности, давно превратившиеся в город Александров…
После смерти Василия III Елена Глинская (Великая княгиня Московская 1533 — 1538 гг.) возводит вокруг комплекса дворцовых построек крепостные деревянные стены с воротами, окружает его рвом.


Сохранившиеся валы укреплений XVI в.

К востоку от стен монастыря сохранились остатки укреплений XVI в. в виде частично снивелированного вала высотой до 1.5 м., в котором имеется воротный проем.
3 декабря 1564 г. Иван Грозный из Москвы отправился на богомолье. К 21 декабря царский кортеж прибыл в Троице-Сергиев монастырь. После молитв и традиционной службы Иван IV отправился не в Москву, а в Александрову слободу. Уже к осени 1565 г. в Александрову слободу сошлись все нити внутреннего управления. До 1581 г. слобода являлась главным политическим и культурным центром Московского государства, центром опричнины. Здесь царь и его семья находились во время «моровой Язвы» — чумы, охватившей Москву в 1568 г.
В 1569 г. сюда из Москвы была перевезена первая в России типография. Ученики первопечатника Ивана Фёдорова Андроник Тимофеев (Невежа) и Никифор Тарасиев в 1578 г. печатают в ней Псалтирь, повторившую изданную в 1568 г. в Москве первый русский учебник «Псалтирь Учебная». В дальнейшем типография печатала не только книги, но и листовки против Стефана Батория, распространявшиеся во «многих немецких городах».


«В память о первой в России провинциальной типографии и московском печатнике Андронике Невеже. Камень заложен в год 480-летия Александровского кремля».

С Александровской слободой связана самая большая и неразгаданная тайна знаменитой либерии Ивана Грозного. О судьбе царской библиотеки мнения ученых до сих пор разноречивы. Наиболее заманчива гипотеза о том, что она сохранилась в целости, замурованная в подземельях Александровской слободы.
В Александровской слободе в 1571 г. проходила ярмарка невест. Со всей Руси сюда приехали две тысячи красавиц, из которых Иван Грозный выбрал себе в жёны Марфу Собакину.
В ноябре 1581 г. в Александровской слободе погиб царевич Иван, смертельно раненый Иваном IV в приступе гнева. После смерти сына царь покинул слободу навсегда.
В нач. XVII в. Александровская слобода была сильно разрушена поляками: в 1609 и 1611 гг. её захватили отряды во главе с Яном Сапегой. Ополченцы Минина и Пожарского освободили слободу от захватчиков и вместе со слободскими ратниками двинулись на пленённую Москву.
Около 1635 г. для Михаила Фёдоровича Романова в Александровской слободе был построен деревянный царский дворец, просуществовавший около 100 лет.

Далее »»» Александровский Успенский женский монастырь.

Город Александров.

Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь. Александровский р-н, с. Лукьянцево.
Смоленская Зосимова мужская пустынь. Александровский р-н, пос. им. Ленина.
Троицкий Стефанов Махрищский женский монастырь. Александровский р-н, с. Махра.
Упраздненные монастыри Александровского района.
Монастыри Владимирской области.

Музеи Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Jupiter (20.06.2015)
Просмотров: 2143 | Теги: город Александров, монастыри | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика