Главная
Регистрация
Вход
Пятница
15.12.2017
20:46
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 391

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [729]
Суздаль [266]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [187]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [101]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [53]
Гусь [46]
Вязники [122]
Камешково [46]
Ковров [137]
Гороховец [30]
Александров [132]
Переславль [84]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [74]
Религия [2]
Иваново [30]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [15]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [25]
Учебные заведения [9]
Владимирская губерния [7]
Революция 1917 [44]

Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Александровский Успенский женский монастырь

Александровский Успенский женский монастырь

1. Великая (Старая) Слобода.
2. Александровская Слобода при князе Василии III
3. Александровская Слобода при Иване Грозном.

Успенский женский монастырь был основан в 1651 г. преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора по жалованной грамоте царя Алексея Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.
«В лето 7158 (1650) году во обители Рождества Пресвятыя Богородицы, иже на болоте от Александровой Слободы имея разстояние в десяти поприщах, строитель Лукиан, жилище имея в созданней от него обители, из тоя Слободы Александровой той строитель Лукиан постриг прежде всех в начале у себя в Лукиановой пустыни из Александровой Слободы Троицкого священника Феодора вдовую попадью Анну, и нарече имя ей Анисия. И в мале времени из тоя же Слободы постриг вдовицу Феклу и нарече имя ей Феодора, и начата жити те инокини у приходской церкви Рождества Христова, в Слободе. И начаша мирстии людие блазнитися, и на них роптати: почто си постригаются, не имущи монастыря? И они о сем зело оскорбишася, и пришедши ко отцу Лукиану, и начата его молити: умилосердися, отче святый, изыщи нам место тихое и безмолвное, идеже от мира удалитися, и отец Лукиан нача ими пещися, идеже бы тем монахиням жилище имети, и обрете место Успения Пресвятыя Богородицы в буграх.
И той отец Лукиан поехал к Москве бить челом Великому Государю Благоверному Царю Алексию Михайловичу. И пожалова Великий Государь Царь свою царскую грамоту на две церкви к Успению Пресвятыя Богородицы или к Живоначальной Троице. И умысли отец, яко прилично быти им у Успения Пресвятыя Богородицы в буграх. И тая церковь от разорения была пуста и запорошена и не освящена. И те старицы Анисия и Феодора святую церковь очистили и иконы измыли и все добре устроили. Месяца апреллия в 15 день поселилися старицы у Успения Пресвятыя Богородицы, и жилище имели в палатке под приделом Чудотворца Николая, идеже ныне Марии Египетской. И отец Лукиан испроси благословения у святителя и постави часовню близ монастыря, при пути, старицам на потребу. И та старица Анисия приводе на жертву Богу дщерь свою Марфу седми лет сущу. В то же лето постриже ю во ангельский образ иеромонах Лукиан и нарече имя ей Мавра; в той неосвященной церкви, тоя же слободы, постриже вдовицу Екатерину и нарече имя ей Евпраксия, и бысть первая начальница во обители сей. А к церковному пению ходили к Покрову Пресвятыя Богородицы, а пищу имели от своего рукоделия и от мирского подаяния… И избранья едину от инокинь и послаша к Москве бить челом Благоверному Царю и Великому Князю Алексию Михайловичу и Благоверной Царице Марии Ильиничне, и пожаловала им Благоверная Царевна Ирина Михайловна 30 рублей денег на строение монастырское ходатайством Александра Феодоровича, а снесла сверху те деньги княжна Марфа Андреевна Шаховская и приказала тем старицам Бога молити за Благоверную Царицу Марию Ильиничну, понеже в то время во чреве имела Благоверного Царевича Алексия Алексиевича (родился 5 февраля 1654 г.), и сказала им, что «обещается де, Благоверная Царица, ваш монастырь строить, аще Бог даст Царевича, и вы того не ведаете чем вас станет Царица Государыня жаловать». И привезши те деньги, и построили ограду круг Успения Божией Матери и две келлии поставили. Егда же услышаша радость велию, яко дарова им Бог Благоверного Царевича Алексия Алексиевича, и паки послаша двух стариц, Феодору и Марфу, к Москве бить челом Благоверному Царю и Великому Князю Алексию Михайловичу и Благоверной Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне, чтобы им пожаловали ради всемирныя радости на церковное строение. И пожаловала Государыня Царица 40 рублей денег на церковное строение, и теми деньгами иконы починили и церковь украсили.
По малеже времени прилучися святейшему патриарху Никону путешествовати; егда ста против обители Успения Пресвятыя Богородицы, тогда к нему изыдоша старицы на благословение, он же подаде им благословение и зря на святую обитель, осенением благословляше и пророчески трижды возгласи: «да будет сие место свято, и благословенно и прославленно», и даде им милостыню: хлеб и три осетра рыбы, и икры и масла. Отец же Лукиан испроси благословение у святителя, и освяти церковь Успения Пресвятыя Богородицы на самый праздник, в моровой год (1654-й)».
В 159 (1651) году была послана его же царская грамота в Александрову слободу прикащику Афанасию Тихонову, по челобитью сей слободы безместных стариц Марьи с сестрами, об «основании при старой церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря и построения ограды вокруг нее своим коштом». Все это делалось по ходатайству препод. Лукиана, сперва лично отправлявшегося для сего в Москву к царю и патриарху, а в 1654 г. лично же просившего о сем патриарха.
К 1654 году относится и грамота святейшего патриарха Никона (бывшего в 1654 г. в Александровой слободе, проездом через нее в Переславль-Залесский с царским семейством) Успенского монастыря старице Клеопатре с сестрами (июня 30 дня 1654 г.) о позволении освятить старую каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую они возобновили и при ней «монастырь строили собою» (т. е. своим коштом), по вышепомянутой Государевой грамоте (1651 г.), и выдать бы им антиминс. По этой челобитной дано позволение: церковь освятить и антиминс дать, а о житье и о строении, прибавил патриарх, быть так, как указано в Государевой грамоте.
Вследствие чего Успенская церковь и была освящена препод. Лукианом на самый праздник Успения (15 августа), как сказано в Летописи: «в тот же моровой год» (1654 г.). При сем в освящение для новоучреждаемой обители была принесена в нее из Лукьяновой пустыни чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы и, по преданию, препод. Лукианом был завещан ежегодный с сею иконою крестный ход исполняемый в Успенской обители.
Первой настоятельницей Александровской Успенской обители при препод. Лукиане была Евпраксия с званием наместницы (по отношению к основателю монастыря старцу Лукиану). Она скончалась вскоре после морового (1654) года, в 1655 г.
Евфимия назначена в 1655 г. из стариц Московского Алексеевского монастыря. При ней царем Алексеем Михайловичем, по ее челобитью, отданы монастырю за 13 алтын 2 деньги оброку и пошлины «без перекупки» дворцовой Александровой слободы сенные покосы «около великого Государева двора во рву и около рву и ям, да садовое место, что было за садовником Безсонною Степановым».
В 1658 г. отставлена.
На попечении у старца и игумена Лукиана оказался второй монастырь, где он часто бывал, наставляя не только сестёр обители, но и людей, приходивших сюда.
Многочисленные гонения выпали на долю монаха Лукиана, но незлобивое терпение усердие к посту и молитве, неусыпные труды по внешнему и внутреннему устроению обители привлекли к подвижнику благодать Божию, особенно проявившуюся в пастырском окормлении иноков и мирян силе проповеднического слова и даре прозрения.
«… отец Лукиан муж был свят и праведен, имел житие благочестивое и крепкое, пустынное и трудолюбезное, прежним святим отцам последуя, и много глагола о сем своим монахиням, завещал, и плакал и заклинал: аще кто разорит общину обоих обителей моих, разорит и его Господь Бог. И о сем глагола и пророчествуя: от сего разумеете, аще обрящу дерзновение у Господа Бога, — егда по смерти моей прославятся сии обители мои и распространятся, и будут вас посещати великие люди, князи и боляры, и Благоверные Царие, и будет у вас учитель благочестивый и праведный, и при том учителе обитель сия распространится и монахинь умножится, прославятся и вознесутся, но на малое время, понеже возстанут мятежи многие, и на многая прорече».
Почил Преподобный Лукиан в 1655 г. в самый день праздника рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября. Мощи преподобного Лукиана почивают в ныне действующей Богородице-Рождественской Лукиановой пустыни.

Старец препод. Корнилий был утвержден в звании строителя Лукиановой пустыни святейшим патриархом Никоном в 1658 г., бывший до сего времени духовником обеих обителей. Помощником ему в управлении Успенской обителью, в звании строителя оной, был Лукиановский пустыни монах Феофан.
Иулитта, третья настоятельница, управляла обителию во время преподобного о. Корнилия, с 1658 по 1662 год. При ней скончался живщий и священнодействовавший в Успенской обители иеромонах Ефрем из Лукиановской пустыни.
Преподобный Корнилий все время, свободное от церковных дел и келейной молитвы, использовал для усердных занятий трудом телесным. Келарская, хлебная, квасная, житенная, швейная, красильная, сапожная и другие работы, были тесно связаны с умением и трудами святого строителя. Не замедлил преподобный устроить для сестёр и больницу. Каждую неделю посещал он находившихся в ней. Отшедших, умерших в обители, блаженный Корнилий сам отпевал и погребал, а по субботам усердно поминал всех почивших инокинь. Преподобный с большим участием творил попечение о сиротах и убогих отроковицах, начиная с двухлетнего возраста, он собирал их в школу, что основал при монастыре, и приставлял к ним одну из сестёр для воспитания и первого обучения грамоте. Для странников и нищих святой повелевал устраивать в обители трапезу и учил почитать в них Самого Христа. По молитвам преподобного Корнилия, благодаря его неустанным заботам, обе обители значительно расширились и укрепились. При нем обитель расширилась, число сестер увеличилось до 200. Их благоустроение он проводил на средства щедрых благотворителей из членов царской семьи, князей, бояр, на вклады самого Государя.
Устав монастыря был общежитийным, на содержание его отпускались средства из царской казны. Сами Благочестивые Государи Цари Алексей Михайлович и Федор Алексеевич, а также многие знатные бояре, дворяне и купцы посещали для богомолья Успенскую обитель.
Анисия поставлена в игуменьи, по выбору о. Корнилия, из числа стариц Успенской обители, Питиримом, митрополитом Сарским и Подонским, в междупатриаршество, в июне 1662 г. Управляла до 1671 г.
«… при том же отце Ефреме ходили старицы на посад, и у благочестивых людей на просфоры муки прошали и на свою потребу; и всего жития общаго было дванадесять лет».
В 1664 г. монастырь был переведен на ругу – то есть, стал получать регулярное пособие из казны. «Велено на 172 (1664) год денежную и хлебную ругу дать и впредь давать в Переславских селех, деньги из денежных доходов, а хлеб — десятинного хлеба на все годы без Московския волокиты».
11 марта 1664 года последовала от царя грамота к Переславским прикащикам: «били нам челом игуменья Анисья с сестрами, в Успенском девичьем монастыре белаго попа нет (До этого службы отправлял иеромонах Ефрем и потом сам отец Корнилий), а позвать нам того попа не к чему, потому что де нашего жалованья годовыя руги денег и хлеба в тот монастырь попу и дьякону с причетники нет, а церковною де землею владеет Александровой слободы протопоп и платит де оброк в патриаршу казну. И нам бы в. г. пожаловать их, велетя в тот монастырь попу с причетники учинить наше в. г. жалованье годовую денежную и хлебную ругу, и дать под дворы их места и на дворовое строенье. И мы, в. г., Успенского девичьяго монастыря игуменье Анисье с сестрами пожаловали, велели учинить ругу двем попом денег по 5 рублев, хлеба по 12 четей ржи, овса потому же человеку, дьякону 2 рубли, хлеба 10 четвертей ржи, овса тоже, дьячку 1 ½ рубли, хлеба 8 четвертей ржи, овса тож, пономарю и сторожу по 1 рублю, хлеба по 4 четверти ржи, овса тож, потомуж человеку, и то их жалованье давать в Александровой слободе с тамошних доходов, без Московския волокиты, ежегодно с роспискою». Всей дачи 15 рублей с полтиною денег, 50 четвертей ржи, овса тож.
В марте 1664 г. последовала от царя Алексея Михайловича грамота к Александровским прикащикам Александру Суровцову да Давыду Маркову, чтобы они Успенский девичь монастырь «оберегали от всяких обид и воровских людей», а на которых игуменья с сестрами «учнут бить челом», чтобы они тех людей сыскивали и чинили (о них) по Государеву указу.
Царь Алексей Михайлович, по ходатайству благоволившего к обители добродетельного боярина Феодора Михайловича Ртищева (ум. 21 июня 1673 г.) и сестры его Анны Михайловны Ртищевой, указал препод. Корнилию, «старого монастыря прибавить», и пожаловал инокиням на келлии «свои Государевы хоромы», стоявшие близ Троицкой церкви, из коих, с прибавкой нового материала и с помощью Государевых дворцовых работников, отец Корнилий устроил не только келлии для монахинь, но и успел обнести монастырь каменной оградой, на пространстве 452 сажен.
В 1667 году, по благословению патриарха Иосифа, Успенский храм, после переделок в оном и устроения придела во имя Марии Египетской (вместо Николаевского), был освящен вторично. «Игуменье Анисии с сестрами, по их челобитью, дозволено старую каменную церковь Успенскую, по переделках в ней (жертвенник и мост переделаны заново) и по устроении на старом основании (на основании придела Николая Чудотворца) новой придельной церкви во имя преподобной Марии Египетской (в честь царицы Марии Ильиничны), — церковь эту (настоящую и придельную) освятить и дать антиминсы».
В 1672 году, по челобитью наместницы старицы Иринархи с сестрами, святейший патриарх Иоасаф велел быть в Успенском девичьем монастыре игуменьею старице Макрине и монастырь на ее имя описать. Патриарший указ о сем дан 22 января 1672 года, на имя строителя Лукиановой пустыни отца Корнилия и строителя Успенской девичей пустыни отца Феофана.
Царь Феодор Алексеевич (1676 — 1682 гг.) в 1677 году, посетив Александрову слободу и в ней Успенский девичь монастырь и «видя тоя святыя обители в нужных потребных оскудство» пожаловал ему две мельницы: одну в той же новой Александровой слободе на реке Сере, на каменной плотине, а другую под деревнею Сноповым, со всяким мельничным строением, безоброчно, на вечные времена.
В это время архитектурный ансамбль обители принял тот вид, который имеет в настоящее время: были построены каменный келейный корпус, каменная ограда с башнями и Святыми вратами с церковью Федора Стратилата над ними, больничный корпус с церковью Сретенья Господня.
Часто бывало, что днём работали государевы мастера, а с вечера до утрени преподобный Корнилий с сестрами, не щадя себя, во славу Божию и на благо святой обители. Игумения Успенского монастыря Анисия, испросила у Патриарха Иоасафа II благословение на пребывание преподобного Корнилия в обители. С того времени старец не оставлял Успенского монастыря, продолжая с неослабным вниманием заботиться и о Лукиановой пустыни. Более двадцати лет, милостью Божией и заступлением Пресвятой Богородицы, подвизался блаженный Корнилий в устроении обителей, основанных преподобным Лукианом. Преподобный Корнилий преставился 11/24 августа 1681 года и был погребён в склепе под алтарём Троицкого собора Успенского монастыря.
Каждогодно в день его кончины, и 1 августа, очередной священник, служащий в Троицком соборе, после литургии со всеми монахинями и белицами идет на могилу препод. Корнилия и совершает там панихиду по чиноположению церковному.
Празднование в Соборе Владимирских святых 23 июня/6 июля, а также поместно 1/14 ноября и 11/24 августа. См. Преподобный Корнилий Александровский.

Сретенская церковь


Сретенская церковь

Сретенская церковь построена при царе Алексее Михайловиче (1645 по 1676 годы), позади Успенской церкви на кладбище, при построении монахиням келий (на месте царских хором), препод. отцем Корнилием (ум. в 1681 г.).
Это маленький скромный храм с простой архитектурой – невысокий четверик с одной главкой и однопролетной звонницей над западным входом. Внутри храм делится тремя арочными проемами на основной объем и трапезную. Под алтарной частью находится обширный подвал, где, в частности, были погребены сестры Петра I Марфа и Феодосия.


Больничный корпус Свято-Успенского женского монастыря Александровской слободы

С северной стороны одновременно с храмом были построены каменные больничные кельи, соединяющиеся с восточной частью келейного корпуса. В примыкающей к кельям стене церкви сделали оконный проем для того, чтобы немощным можно было слышать ход службы.
Cм. Сретенская церковь с больничными кельями.

Келейный корпус

В 1650-х годах Царские «хоромы», стоявшия «близ Троицкой церкви», были отданны на монашенские келлии.


Келейный корпус

Длинный келейный корпус.

Длинный келейный корпус был построен в 1682 г. Он разделяет монастырский и хозяйственный дворы. Даже для крупного монастыря удивительна протяженность корпуса – около 300 метров. Корпус – Г-образный в плане, первоначально он состоял из двух одноэтажных корпусов и соединялся с больничным корпусом.
Убранство первого этажа заметно отличается от более позднего второго – оно выполнено в характерном русском стиле, с богатыми фигурными наличниками на окнах и резными украшениями дверей. Корпус был разделен на «чистую» и «черную» половины – жилую и хозяйственную.
В «чистой» половине сохранились великолепные изразцовые печи с лежанками, а также на некоторых сводах первого этажа уцелели богатые розетки, вероятно, сохранившиеся от построек времен Ивана Грозного, которые частично вошли в новое здание.
В 1858 г. монастырь сильно пострадал от пожара; в частности, был сильно поврежден и келейный корпус. По проекту Н.А. Артлебена он был перестроен, и к 1870 г. в нем появился кирпичный второй этаж.

Помимо большого келейного корпуса, на территории монастыря были выстроены еще несколько келий – это намного более простые домики, срубленные во второй пол. XIX в.

Надвратная церковь Феодора Стратилата

Над западными святыми вратами обители, со стороны реки Серой, находится церковь святого великомученика Феодора Стратилата.


Город Александров, Надвратная церковь Феодора Стратилата. Фото Прокудина-Горского, 1911 год.

Надвратная церковь Феодора Стратилата

Надвратная церковь Феодора Стратилата

Надвратная церковь Феодора Стратилата была освящена в честь небесного покровителя ктитора обители Царя Федора Алексеевича (1676-1682), и построена в последний год его жизни в 1682 г.
Об этом свидетельствовала надпись в иконостасе над образом Спасителя: «Небесный Царю, Благоверного царя нашего и Великого князя Федора Алексеевича укрепи, веру утверди, мир умири и святую обитель сию добре сохрани». Первый полотняный антиминс храма, присланный из Москвы, был освящен 15 мая 1682 года уже после кончины Благоверного Государя († 27 апреля 1682). Не дожил до освящения церкви и строитель ее, старец Корнилий († 11 августа 1681 г.). В память о нем на южной диаконской двери был написан образ мученика архидиакона Евпла – святого, в день памяти которого преставился ко Господу отец Корнилий.
Расположенный над святыми воротами храм включен в западное прясло кирпичной ограды монастыря. Центральная часть храма выделена высоким по сравнению с северным и южным притворами объемом, каждый увенчан барабаном с главкой и крестом. Восточный фасад церкви, обращенный к обители, украшен окнами с пламенеющими наличниками и ярусом закомар над его возвышенной частью. Западный фасад со стороны реки совершенно другой: он имеет узкие высокие окна-бойницы и выделен, повторяя декор стен, легким аркатурным поясом, характерным для памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. В интерьере каждая из частей храма перекрыта сводами с металлическими связями, центральная часть возвышается на 2 ступени, пол в храме был кирпичный.
С запада у святых врат была устроена белокаменная площадка. В центральной арке – створчатые деревянные ворота, над которыми сделаны росписи: «образ Господа Вседержителя с предстоящими Божиею Материю и Иоанном Предтечей и апостолы, на вратех росписаны живописью страшной суд, а по правую и по левую стороны стенах написаны архангелы Михаил и Гавриил» (опись 1764 г.). В боковых арках — две проходных калитки. В начале XIX века южную арку, в которой также была расположена лестница, ведущая в храм, заложили, храм с западной стороны укрепили двумя контрфорсами, и, как во всех храмах обители, тесовую крышу заменили железной, а слюдяные окошки — стеклянными.
У входа в храм, в углублении ограды, с XVII века в киоте находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, перед которой горела неугасимая лампада.
В 1923 году надвратный храм был закрыт. При возрождении обители в 1992 году возвращен монастырю. После реставрационных работ и устройства нового иконостаса в 1993 году Феодоровскую церковь заново освятили. Теперь в ней совершаются ночные Литургии, исповеди и пострижения монашествующих.
Рядом со святыми воротами одновременно была построена каменная приворотенная келья, как ее называли – «караульная палатка». Некоторое время в ней жил преподобный Корнилий. А потом, переселившись в дом за стенами монастыря, он приходил сюда выслушивать нужды сестер и для духовной беседы с ними. Позднее в келье этой жили монахини-привратницы. Сейчас памятная келья преподобного Корнилия восстановлена, при входе ее – небольшая экспозиция по истории монастыря.


Город Александров, башня Успенского женского монастыря. Фото Прокудина-Горского, 1911 год

Башни монастыря

Стена монастыря

Вся территория кремля обнесена высокой каменной оградой с башнями, построенной в кон. XVII в. Форма ограды предельно проста – это неправильный четырехугольник с П-образным выступом у южного входа; по углам поставлены четыре круглые башни со шпилями, соединенные высокой стеной. Строительство началось в 1670-х годах. Первыми были возведены стены с северной стороны, а к 1680-м годам были закончены все работы, за исключением восточной части монастыря. Последний, восточный отрезок стены достраивался уже в XVIII в. и с меньшим размахом – там стены и ниже, и тоньше, чем в остальных местах.
Стены выполнены с соблюдением всех правил фортификации, но большая часть бойниц уже декоративная, в частности, машикули – отверстия для навесного боя – не настоящие, это лишь имитация. По внешней стороне стен идет декоративный аркатурно-колончатый пояс. Изнутри по всем стенам устроены ниши с углублениями-печурами.
Несмотря на свой внушительный вид, стены никогда не служили оборонительным целям. Зато эти мощные укрепления, словно крепость, сохранили для потомков в первозданном виде многие памятники XVI-XVIII вв., видевшие немало важнейших событий тех времен.
На территории Успенского монастыря сохранилось еще несколько зданий XVIII-XIX вв., также служивших бытовым нуждам обители. Во-первых, это сторожка у въездных ворот с палаткой для извести. Частично это здание сохранило черты древнерусской архитектуры – его окна украшены характерными рамочными наличниками.
В дальней части кремля находится каретный сарай – простая большая постройка.

К 1682 г. приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини.

С 1700 до 1708 года положение Успенского монастыря было весьма скудное: в 1700 г., по указу царя Петра Алексеевича, была прекращена выдача Государева ружного хлебного и денежного жалованья старицам, и хотя в замен этого и были даны им крестьяне, т.е. вотчины: 157 крестьянских дворов, но доход с них был не верен, и собирание его для монахинь, с поселения и без того обремененного поборами в казну, было сопряжено с большими затруднениями. А хотя и велено монастырю владеть по прежнему пожалованными ему в разное время, при прежних Государях, мельницами, пустошами, сенными покосами и рыбными ловлями, но на все это положены высокие оброки. Так например мельницы и рыбные ловли в том же 1700 году отписаны в казну, и назначено монастырю платить за те мельницы в Ингерманландскую Канцелярию мельничного сбору по 117 рублей 9 алтын 1 деньге на год, да в Ингерманландскую Дворцовую Канцелярию по 179 рублей 28 алтына, всего по 296 рублей 82 алтына с полуденьгою на год, так что в 1707 г., за отсылкой оброка в эту Канцелярию (282 р.), из дохода с вотчинных оброчных статей (639 р.) оставалось на содержание монастыря всего 357 рублей.
С 1708 года монастырские дела начали меняться к лучшему.
В 1708 г. постриглась или пострижена здесь из партии царевича Алексея Петровича Василиса Ефимовна Козинская, с именем Варсанофии.
18 ноября 1710 г. игуменья Макрина с сестрами подали царю Петру Алексеевичу челобитную, о построении часовни. И по указу царя и великого князя Петра Алексеевича, преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, игуменью Макрину с сестрами благословил, велел в Александрове слободе близ монастыря против святых врат, возле большой дороги, построить часовню деревянную для сбора в церковь Божию на всякую церковную утварь.
В 1715 году игуменья Макрина скончалась; на ее место назначена игуменьей постриженица этого монастыря монахиня Евсевия Огарева.
В 1715 г. царевна Наталия Алексеевна пожаловала Успенской обители 113 человек слуг мужского пола. 24 марта 1718 г., по указу из Монастырского Приказа, препровождены на житье в монастырь из Суздальского Покровского игуменья Марфа со старицею Капетолиной, замешанные в деле бывшей царицы-инокини Евдокии Феодоровны.
Опись монастыря, составленная 30 мая 1727 г.: «монастырь, обнесенный высокою каменной оградой, мерою 100 сажен в длину и поперек, с 4-мя по углам каменными башнями, из коих три с деревянными ветхими кровлями, а одна не покрыта вовсе, вмещал в себе 6-ть каменных церквей, поддержание которых требовало значительных издержек, на каковые у монастыря средств не было. Под церквами, в обширных каменных подвалах, помещались хозяйственные потребности обители; так, под Успенской была квасная, под Покровской трапеза, хлебенная и поваренная, а под Сретенской больница для сестер, которые размещались по обители в 50-ти каменных и 10 деревянных, крытых тесом, кельях, стоявших глаголем, под прямым углом, в двух линиях; некоторые келлии имели свое особое назначение, например: были кельи житные, строителева, духовникова, игуменская, чернильная (красильня для монастырских одежд), келарская; сзади их несколько деревянных житниц и скотный двор» на котором, в описываемое время, было: «3 жеребца стоялых, 52 рабочих лошадей и меринов, 60 кобыл, подростков 22, и того 137 голов, да рогатого крупного и мелкого скота 86 голов, овец 34, и того 120 голов». Удобрение его давало возможность вести кое-как сельское хозяйство на пожалованный оному монастырю пашне, коей было и с пустошью 75 десятин «в поле и в дву потомуж»; пашня с возделыванием своим и уборкой произраставших на ней хлебов, скудостью своих урожаев, далеко не удовлетворяла нужды обители.
Правила обителью с 1727 г. дряхлая игуменья Евфросиния с собором стариц, из коих известны: казначея старица Евсевия, уставщица Александра, головщица Августа. Также был ряд стариц, старейших рядовых сестер, каковых с крылошанками (монашеского чина) было по описи 64 человека, белиц свещеносиц 4 человека, монахинь простых 296 человек, не постриженных девиц, не постриженных вдов — всего 33 человека, и того монахинь и белиц 399 человек. При обители для нужд духовных был духовник иеромонах Паисий Крапивин, а для монастырской экономии и ведения разных хозяйственных дел строитель монах Иона Маслов, оба из соседней Лукьяновой пустыни. Для управления церковных служб состояло при монастыре белых попов 7 и дьяконов 2.
С 15-го октября 1727 г. по 18 мая 1728 г., при Петре II-м, сюда была заточена именитая свояченица опального Князя Меншикова — Варвара Михайловна Арсеньева, несчастная жертва падения Меншикова, которую навещала там цесаревна Елизавета Петровна, равно как и жена Ивана Ивановича Бутурлина, жившего со времени императрицы Екатерины в удалении от Двора в своем Переславском имении — с. Крутецы. Варвара Михайловна Арсеньева была последнею из известных в истории заточениц Александровского Успенского монастыря.
В 1728 г. не стало старицы казначеи Евсевии: за старостью лет, она отказалась, и сестры обители выбрали на место почившей игуменьи монахиню Митрополию, которая и стала игуменьею с 1729 года.
Любимец царя Феодора Алексеевича, его постельничий, окольничий Алексей Тимофеевич ревностно навещал столь любимую им обитель, из своей Переславской вотчины, в которой он проживал, со времени кончины своего благодетеля, в удалении от двора, и при жизни своей, с 1724 г., по ходатайству строителя монаха Ионы Маслова, пожертвовал в нее часть своей библиотеки, а остальные рукописи были сюда же пожертвованы его наследниками, уже после его кончины в 1729 г.

По кончине императрицы Екатерины Алексеевны I-й, Александрова слобода досталась во владение ее дочери, цесаревне Елизавете Петровне; с этого же времени и началось ее благодетельное покровительство Успенской обители, продолжавшееся и во все время ее царствования (1742-1762).
В 1744 г. обитель посетила Елизавета Петровна, «1744 г. 6 марта, во вторник, ея императорское величество, во 2-м часу по полудни, изволила из Троицкого монастыря путь воспринять в Александрову слободу, в разстоянии 40 верст от Троицкого монастыря, при пушечной пальбе, в провождении преосвященного архиерея Крутицкого Платона и оного монастыря архимандрита (Арсения Могилянского) и наместника Феодосия Янковского и, прибыв в 6 часу по полудни в ту Слободу, изволила кушать во дворце; 7-го числа ея императорское величество соизволила со всею своею свитою из дворца шествовать в имеющийся при той Слободе Успенский девичь монастырь, где встречена она игуменьей (Митрополией) с прочими монахинями пред святыми воротами, изволила быть в Успенском соборе, прикладываться к иконам и слушать литургию в Троицком соборе и после нея жаловала игуменью и монахинь к руке. После того изволила ходить в келью к игуменье и возвратилась во дворец кушать, и после кушанья изволила паки возвратиться в Троицкий монастырь».
В 1747 г. в Александровой Слободе у священника Александровского Успенского женского монастыря родился сын Серапион (Александровский) - будущий второй Митрополит Киевский и Галицкий.
Благоволение императрицы к Успенской обители естественно расположило в ее пользу и близких императрице лиц. Из них барон Александр Сергеевич Строганов почтил обитель в 1753 г. богатыми вкладами, а именно дал большое Евангелие в дсках, обложенное сребропозлащеным окладом изящной работы.
В 1754 году последовал указ ее величества из ее кабинета, за подписью доверенного министра, кабинет-секретаря, барона Ивана Черкасова следующего содержания: «Из кабинета Ея Императорского Величества, Успенского девичьяго монастыря, что в Александровой слободе, игуменье с сестрами, или кто игуменьино место содержит. Сего мая 13 дня Ея Императорское Величество, при отсутствии своем из Москвы в С.-Петербург, пожаловала в оный монастырь на милостыню вам с сестрами две тысячи рублей, которыя при сем и посланы. Того ради, имеете вы оныя деньги у посланного принять с роспискою. Что же оного монастыря монахини просили о игуменье, о том Ея Императорское Величество указали быть по их прошению (1737 г. поданному) и выбрать по своему произволению, и кто выбран будет о том прислать известие для доложения Ея Императорскому Величеству». Обрадованные сим позволением сестры избрали игуменьею излюбленную ими старицу Есфирь, которая и была поставлена в игуменьи епископом Переславским Арсением Могилянским 28 января 1755 года в Москве, в церкви Воскресения Господня, бывшей на Воскресенском подворье, в чем и выдана ей ставленая грамота; этой грамотой предоставлялось игуменье: «иметь в хождении в церковь, в трапезу и по монастырю, где приличествует, посох игуменский и стоять во время молитвословия соборного, в отлику и предпочтение пред другими епархии нашел игуменьями, на ковре, и тем довольствоваться».

При императрице Екатерине II (1762 —1796), во время учреждения духовных штатов, Александровский Успенский монастырь сделан первокласным. О содержании сего монастыря в штатах сказано: «А как в том монастыре, по прежнему обыкновению, все монахини в пище и в прочем содержании имеют общество (т. е. общежитие), то и ныне оставляется на таком же порядке, и для того на содержание всех, как игуменьи, так и монахинь вообще, на покупку хлеба, рыбы, соли, вина, пива и прочаго, также и на одежду, на дрова, на фураж лошадям и на другие всякие принадлежащие к содержанию им расходы определяется 1498 руб. 50 коп. Буде же в том монастыре ныне есть сверх показанного положенного монахиням числа излишния, то и оным быть на помянутой же сумме, разделяя оную по числу людей». В монастыре положены по штату: игуменья, 100 монахинь; духовник из иеромонахов, ему жалованья 30 рублей; священников 3, им жалованья каждому по 20 рублей; диаконов 2, жалованья каждому по 15 рублей; пономарей 2, каждому по 10 рублей; подьячий, ему жалованья 15 рублей; бельцев разных служб 10, на каждого по 8 рублей, на церковные потребы 100 просфор 100 рублей, на починку монастыря и церквей и на содержание ризницы 150 рублей. Кроме сего из щедрот императрицы Екатерины II прибавлено Успенской обители из суммы коллегии экономии 400 рублей.
Образ жизни в Успенской обители ставили в пример другим на заседаниях Священного Синода. Епархиальные архиереи посылали в него монахинь обучаться печению просфор и стройному церковному пению. Славилось монастырское шитье риз для икон и вышивка церковных облачений. Неоднократно монахини обители избирались игуменьями других монастырей епархии.
Жили в монастыре своим трудом: все время, свободное от богослужений, занимались возделыванием земли, содержанием скота, покосами, рукоделием, преподаванием в монастырской школе для девочек, обслуживанием старых и больных монахинь в богадельне, а в годы первой мировой войны ухаживанием за ранеными солдатами.
Славился монастырь садами с яблонями и кедрами, липовыми аллеями, цветниками, пчельниками и прудами.

Игумения Елисавета (Лаврова) (1794-1883) - настоятельница с 1794 по 1883 год.


Часовня водосвятная. 1825 г.

Это невысокий широкий восьмерик без окон, накрытый широкой восьмигранной кровлей. Венчает кровлю маленькая главка. Над входом – место для иконы. Внутри палатки был установлен большой чан с подведенной к нему трубой, и печь. Колодец служил самой прозаической цели – здесь брали обыкновенную (не святую) воду для повседневных нужд монастыря.

Алексей Иванович Сокольский (1793-1883) - священник Александровского Успенского женского монастыря с 1814 г. Умер в 1883 году.

Евфрасия (Лихарева) с 18 мая 1883 г. Настоятельница Успенского женского монастыря. 12 июня 1883 г. состоялось посвящение ее в сан игумении.
В 1891 г. стараниями игумении при монастыре открыта одноклассная женская церковно-приходская школа в построенном доме. Попечительницей школы в 1899 г. была купеч. вдова Зубова Клавдия Алексеевна, законоучителем – свящ. Иван Федорович Введенский, учительница – Юлия Коршункова. В 1901 г. при церковно-приходской школе открыт специальный рукодельный класс. С самого открытия до своей смерти игумения состояла заведующей школы и с горячей любовью заботилась о ней.
В 1894 г. против выездных монастырских ворот, на Большой Московской улице, был построен странноприимный дом с гостиницей для приезжающих. В 1904 г. в странноприимном доме дан был приют раненым воинам, пострадавшим во время Японской войны.


Город Александров, вид на Успенский женский монастырь. Фото Прокудина-Горского, 1911 год

Игумения Тамара (Лихарева) настоятельница с 1913 по 1922 год.
Родная племянница игумении Евфрасии, Александра Васильевна Лихарева родилась около 1866 г. в дворянской семье чиновника Московской Мариинской больницы. Получив образование, в 1883 г. 18-ти летняя Саша стала насельницей Успенского Александровского монастыря. Будучи келейницей настоятельницы, она также преподавала рукоделие в монастырской школе, а в годы русско-японской войны ухаживала за ранеными воинами.
В 1907 г. послушница Александра Лихарева, которой исполнился 41 год, была пострижена в монашество с наречением ей имени Тамара.
В 1909 г. назначена ризничей, а в 1911 г. утверждена благочинной монастыря.
В ноябре 1913 г., после кончины тёти-Игумении, монахиня Тамара стала её достойной преемницей. 2 января 1917 г. игуменья Тамара была награждена Святейшим Синодом наперсным крестом. Ожидал её и тяжкий жизненный крест – скорбей, нужды и гонений за веру. Началось разорение обители, обыски и «реквизиции», голод и эпидемия тифа, тяжелые труды в созданной для сохранения общины трудовой артели – всё это в первую очередь легло на плечи Матушки. В 1918 г. игуменья Тамара была лишена избирательных прав как руководительница монастыря, а в марте 1922 г., в ходе изъятия церковных ценностей арестована за сокрытие имущества и осуждена на 2 года тюрьмы. В это время монастырь был закрыт.
После освобождения в 1924 г. Матушка поехала к сестре в подмосковную Рузу. Чтобы прожить, она стегала одеяла на продажу, но основное время отдавала молитве. 19.05.1931 года 65-ти летняя игуменья Тамара по доносу была снова арестована. Она обвинялась по статье 58 ч.10 УК в том, что «ведёт систематическую антисоветскую агитацию, направленную к срыву мероприятий Советской власти (против закрытия собора г. Рузы); используя религию, обрабатывает женщин, приходящих к ней, в антисоветском духе; имеет тесную связь с арестованными священниками и высшим духовенством г. Москвы». 10 июня 1931 г. Лихарева была приговорена к высылке в Казахстан на 5 лет. Направлена этапом.
Около 1942 г., очень больная и немощная, Матушка поселилась в Павшино под Москвой у родного брата, заштатного священника Леонида Лихарева. Всегда одетая по-монашески, не выпускавшая из рук чётки, Игумения Тамара привлекала людей своей добротой, тихостью и духовной мудростью. Принимая многих у себя, она и сама ездила в Петушки и Струнино для наставления монахинь. Поддерживала духовную связь с епископом Афанасием (Сахаровым), получая его письма из заключения. Земной путь Матушки завершился 14.02.1953 года в с. Павшине.
После революции началось постепенное разорение обители, в которой в то время было 300 сестёр. Мало кому из них удалось избежать гонений за веру: большинство было лишено избирательных прав, других ожидал арест, тюрьмы и лагеря за так называемую «антисоветскую и религиозную агитацию, участие в контрреволюционных группах церковников».

Территория монастыря официально была названа посёлком «Заря»: в большей части жилых построек поселились люди, вели хозяйство. Сараи, погреба, огороды и даже свинарники находились в монастырских стенах. Кроме экспозиций музея храмы занимали под склады, овощехранилище, молокозавод, кондитерскую, кинопрокат, планетарий. Уникальные памятники архитектуры во власти новых хозяев и без должной реставрации подвергались постепенному разрушению.

10 ноября 1991 г. Успенская женская обитель открылась вновь. С открытием монастыря 1 января 1992 г. в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтением неусыпаемой псалтири. В мае 1995 г. в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (ум.1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырём произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок. В 2010 г. воссоздан пятиярусный тябловый иконостас.
Важнейшим событием в современной истории монастыря стало обретение мощей духовника и строителя обители преподобного Корнилия в 1995 г., которые ныне открыто почивают в Троицком соборе.
В подклете собора, под алтарем, помещаются семь гробниц. Не все захоронения идентифицированы, но точно известно, что первая от входа принадлежит иеромонаху Корнилию, духовнику и строителю Успенского монастыря (умер 11 августа 1681 г.). Также здесь погребен генерал-аншеф И.И. Бутурлин, сосланный во времена правления Екатерины I в имение Крутец неподалеку от Александрова. Предполагается, что здесь же похоронены две малолетние дочери Ивана Грозного и Марии Темрюковны.

Святыни монастыря

Святыни монастыря:
- чтимая Страстная икона Божией Матери (XVII в.),
- древний монастырский мощевик (120 частиц мощей),

- мощи прп. Корнилия Александровского (почивают открыто).


Мощи прп. Корнилия Александровского

Корнилий Александровский

Дни памяти прп. Корнилия 24 августа (н.ст.) и в 6-ю Неделю по Пасхе.

Воскресная школа

Каждый монастырь, создаваемый прежде всего для спасения душ подвизающихся в нем, в наши дни особенно призван быть также источником просвещения и возрождения того края, куда его поместил Господь. При обители открыта воскресная школа, в которой сестры преподают Закон Божий и церковное писание. Сейчас в ней более 50 учащихся.
Возродились традиционные монастырские послушания: писание икон и художественная роспись, резьба по дереву, швейное и золотошвейное. Труден крест монашеский, но и спасителен этот «тесный путь», ведущий в Царство Небесное. Трудиться с молитвой, с радостью о Господе, с искренней благодарностью Ему во всех обстоятельствах не так просто. Этому искусству учатся у старших сестер, вдохновляемых опытом вселенских и отечественных подвижников, приходящие в обитель из мира.

Монастырское подворье

В 1993 г. открылось монастырское подворье с Крестовоздвиженским храмом в селе Снегирево Кальчугинского района Владимирской области.
В настоящее время Успенский монастырь делит территорию с Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Александровская слобода».


План расположения архитектурных памятников Александровской Слободы.
1. Распятская церковь-колокольня;
2. Троицкий собор;
3. Покровская церковь;
4. Церковь Успения Пресвятой Богородицы;
5. Больничный корпус;
6. Сретенская церковь;
7. Келейный корпус;
8. Водоналивная палатка;
9. Надвратная церковь Федора Стратилата;
10. Касса музея. Магазин сувениров. Экскурсионный отдел.


Город Александров
Монастыри Владимирской области.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Jupiter (11.09.2016)
Просмотров: 1192 | Теги: Александров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика