Сретенская церковь (кладбищенская) с больничными кельями
Сретенская церковь
Сретенская церковь построена при царе Алексее Михайловиче (1645 по 1676 годы), позади Успенской церкви на кладбище, при построении монахиням келий (на месте царских хором), препод. отцем Корнилием (ум. в 1681 г.). Это маленький скромный храм с простой архитектурой – невысокий четверик с одной главкой и однопролетной звонницей над западным входом. Внутри храм делится тремя арочными проемами на основной объем и трапезную. Монастырский священник Николай Воскресенский в описании монастыря 1851 года говорит: «Высока была мысль Отца Корнилия устроить при больнице Сретенскую церковь! Престарелые больные и умирающие отшельницы, где должны более искать себе отрады и утешения в своих скорбях, как не в Боге и от Бога? А Сретенский храм, куда и ныне ветхие днями собираются на молитву, вливает в их души те спокойные и отрадные мысли, какими при кончине исполнен был праведный Богоприимец Симеон. Взирая на сей святый в том храме местный Образ, и они спокойно, даже некоторые с радостию умирают! Как прежде, так и ныне умирающие инокини отпеваются в Сретенской церкви».
Больничный корпус Свято-Успенского женского монастыря Александровской слободы
С северной стороны одновременно с храмом были построены каменные больничные кельи, соединяющиеся с восточной частью келейного корпуса. В примыкающей к кельям стене церкви сделали оконный проем для того, чтобы немощным можно было слышать ход службы. «…устрой же и больницу немощных ради, и пристави старицу Иринарху и даде ей четыре юных стариц на послужение, от келарской им пищу приносити, и свиты их измывати, и всякую потребу их исполняти, и приказал псаломщицам от простых стариц, вместо утрени, дванадесят псалмов да поют; правило же по уставу, и часы по вся дни, и псалтырь но две кафисмы да поют; отец же по вся недели посещаше, паче же в тые дни, егда сам святую литургию служаше, благословение им подает, и от Божественного Писания утешает, воспоминает им Христово страдание, Его и Божия Матери милосердие и чудеса, и до больных посещение; тогда они сия слышаху и от него душеполезное учение, зело веселяхуся; егда же от них исходит, тогда с честию его провождают до врат; егда кто тяжкою болезнию одержим бывает, тогда священник в больницу приходит, и Святое тело и кровь Христову подает, и напреди его идут клирики и поют: «Вечери Твоея тайныя»; так же свещеносицы две пред ним идут, а священника приемлют старейшие старицы благоговейно, и ведут его, тогда звон бывает; из больницы же идуще, поют: «Царь небесный», или «Видя разбойник»; а егда кто отходит ко Господу, тогда сам отец над нею отходную говорит, сам же и погребает, и егда несут из трапезы мертвую и бывает звон, впереди идут клирики и поют: «Святый Боже», и несут крест и две свещеносицы и отец за ними идет пред гробом, и погребши, возвращаются в трапезу, и идучи поют: «со духи праведными»; отец же полагает 12-ть поклонов, такожде и старицы вси с ним, и приказывает всем за умершую во всю четыредесятницу каноны воспевать, а кто не умеет, то поклоны полагает, и в синодин вписывает, и по субботам всех умерших инокинь поминает. Егда же на утрени стоят, тогда добрый пастырь, аки орел острозрительный, обглядает всех, кто стоит благоговейно и добре, того минует, яко видит дремлюща, возбуждает и жезлом по малу ударяет; егда же отец с клирики воспевает 9-ю песнь или слава в вышних, или ино что изволит, тогда вси содержими радостию: и старые трясущеся и жезлом подпирающеся, — вси воспевали и хвалу Богу воздавали, и всю службу церковную с лучиною совершали».
«Под церквами, в обширных каменных подвалах, помещались хозяйственные потребности обители; так, под Успенской была квасная, под Покровской трапеза, хлебенная и поваренная, а под Сретенской больница для сестер». С южной стороны белокаменная лестница ведет под Сретенский храм, в глубокий сводчатый подвал, тоже выложенный белым камнем и, вероятно, сохранившийся от прежних построек.
Царевна Марфа Алексеевна
С 1698 по 1707 гг. в Успенском девичьем монастыре Александровской слободы пребывала сводная сестра Петра I царевна Марфа Алексеевна, обвиненная в том, что помогала царевне Софье Алексеевне при очередном Стрелецком бунте. В 1699 году она была пострижена с именем Маргариты, и проживши здесь до 1707 года, в этом году 19 июня, скончалась и погребена в Успенском монастыре. 5 июня 1712 г. повелением царевен Марии Алексеевны и Феодосии Алексеевны в него из общей монашеской усыпальницы были перенесены мощи царевны-инокини Маргариты Алексеевны († 19.07.1707). Рядом с ней в 1713 г. была по собственному завещанию погребена сестра царевна Феодосия Алексеевна († 14.12.1713). В 1735 г., привезя бутылку с маслом, Лакостов доносил графу Салтыкову следующее: «Сего июля 4-го приехав я в тот Успенский девичь монастырь и того же времени со игуменьею Митрополиею пошли под церковь Сретения Господня, где гроб блаженныя памяти государыни цесаревны-инокини Маргариты Алексеевны, и сколько застал над гробом вместо лампады в хрустальном стакане наложенного деревянного масла, оное вылил в бутылку за печатью ея игуменьи и вашему высокографскому сиятельству всепокорнейше объявляю. А оное масло, как я пришел под реченную церковь, не горело, а обретающаяся в том монастыре игуменья Митрополия объявила, что масло не всегда горит, а зажигают в каждые будние дни в обедню, в праздники и в воскресные дни во всенощную и в обедню, в памяти Государыни во все сутки, в родительския субботы во все же сутки». 6-го июля граф Салтыков отправил бутылку эту при письме к императрице Анне Иоанновне с кабинет-курьером Мозалевским. Упоминают об этом, как об единственном известном случае, при котором императрица Анна Иоанновна в свое царствование благоволила вспоминать об Александровском Успенском монастыре, где погребены две ее тетки, но быть в нем ей не пришлось. «Под сею церковию, в особо устроенной из белаго камня со сводами усыпальнице, погребены тела благочестивых царевен и великих княжен монахини Маргариты (в мире Марфы) и царевны Феодосии Алексеевны. Здесь на гробницах их горят неугасимыя лампады и народ чтит память царевен панихидами по них. Перед входом у окна — портрет царевны-инокини Маргариты Алексеевны, имеющий большое сходство с царем Алексеем Михайловичем» (Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове. Составил А.Л. 1884 г.). На гробнице царевны Маргариты следующая надпись: «В лето от сотворения мира 7215 года, в лето же от воплощения Спаса Христа Господа нашего 1707 года иуния месяца в 19 день, на память св. Апостола Иуды, брата Господня по плоти, в 1 2 часу дни преставися от маловременного жития сего к безконечной жизни раба Божия, великого государя царя и великого князя Алексия Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, дщерь его, великая государыня, благородная царевна и великая княжна монахиня Маргарита Алексиевна, жившая в сей обители в монашеском образе 8 лет, 6 месяцев и 22 дни, а от рождения всего жития ея 55 лет, 7 месяцев и 11 дней. При последнем же сего света отшествии, не воехоте, якоже достоит ей, в церкви особливо положитися, но изволи и заповеда с любовию, смирения ради своего, в сей усыпальнице со убогими монахини во общей гробнице почивати до дне страшного пришествия Христова и общаго всех мертвых воскресения. По изволению сестер ея благоверных государынь царевен Марии Алексиевны и Феодосии Алексиевны перенесены мощи благоверныя государыни царевны монахини Маргариты Алексиевны под церковь Сретения Господня». На гробнице царевны Феодосии Алексиевны следующая надпись: «В лето от сотворения света и от создания мира 7221 году, от воплощения же Бога Слова 1713 году, месяца декембрия в 14 день, на память св. мученик Фирса и Левкия в 13 часу нощи в последней четверти, представися от маловременного жития сего к безконечной жизни раба Божия великого государя царя и великого князя Алексия Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, дочь, великая государыня, благоверная царевна и великая княжна Феодосия Алексиевна, от рождения жития ея 51 год, 7 месяцев и 15 дней. При последнем же сего света отшествии не восходе, якоже достоит ей, в церкви в Москве положитися, но изволи и заповеда с любовию, смирения ради своего и малости, во убогую пустыню сию. По изволению же ея, сестра благоверная государыня царевна и великая княжна Мария Алексиевна изволила привезти тело государыни царевны Феодосии Алексиевны и положи под церковь Сретения Господня, у сестры их благоверныя государыни царевны и великия княжны монахини Маргариты Алексиевны в общей гробнице почивати до дне страшного и второго пришествия Христова и общаго всех мертвых воскресения».
Облик церкви, простой и лаконичный, выдержан в псковских архитектурных традициях. В плане храм разделен на две равновеликие части: четверик, включая прямоугольный алтарь, и северный притвор. Главный объем храма, фланкированный лопатками, незначительно приподнят, покрыт четырехскатной кровлей и увенчан глухим барабаном с главкой и крестом. Над притвором устроена небольшая звонница. Каменный западный тамбур церкви с фигурным кокошником над входом не сохранился. Пол в алтаре храма был белокаменный, а в трапезной части – кирпичный, в нач. XIX.в. частично покрыт лещадью. Обогревалась церковь двумя изразцовыми печами, одна находилась в алтаре и топилась из пристроенной с востока палатки, другая была в трапезной части. С востока к Сретенской церкви примыкали каменные сводчатые кельи, в которых размещалась кухня для больницы и кладовая. С юга для погребения монахинь была устроена деревянная усыпальница-погреб с деревянной шатровой крышей. В 1820-х гг. на средства благодетеля александровского купца Михаила Матвеева Каленова был произведен полный ремонт Сретенской церкви, в ходе которого ветхая деревянная крыша была перекрыта железом и выкрашена. В 1858 году от сильного пожара, вызванного ударом молнии, загорелись тесовые крыши келейного корпуса, а от них — больничные кельи и церковь. В отчете писалось: «Сретенская больничная церковь, находящаяся в связи с больничным корпусом монахинских келий обгорела – глава, купол и крыша до свода разрушены, а внутренность повреждена… Примыкающие к Сретенской церкви, отдельно от главного корпуса, две каменные келии сгорели до сводов, а деревянные над ними и деревянные не в дальнем расстоянии от них сгорели совершенно». К счастью, алтаря церкви и каменного престола пожар не коснулся: на нем еще долго сохранялся антиминс, выданный 16 декабря 1831 года епископом Владимирским Парфением. После пожара к 1858 году по проекту епархиального архитектора Н. Артлебена каменный больничный корпус был построен заново, уже как отдельное здание от келейного корпуса. Восточные каменные кельи уже не восстанавливали. Церковь была отремонтирована полностью, при этом дверь в нее, ведшая ранее прямо из больничных келий, заложена. В 1923 году Сретенская церковь, вместе с другими храмами была закрыта. К 1931 году церковь была занята под хранение музейных фондов, а в богадельне размещался краеведческий отдел. Затем здание церкви долгое время арендовал молокозавод. К 1990-м годам в ней была устроена экспозиция музея, посвященная революции 1905 года. В 1993 году храм и небольшая часть келий были переданы сестрам возрожденной обители. После проведения ремонтно-реставрационных работ и воссоздания храмового убранства в декабре 1995 года Сретенская церковь была заново освящена Епископом Владимирским и Суздальским Евлогием. В 2004 году установлен новый резной иконостас с иконами, написанными насельницами монастыря.
Выставка «В провинциальной гостиной» представляет интерьер разнообразных гостиных провинциального города Александрова.
Гостиная XIX – начала ХХ веков обставлялась согласно вкусу и достатку хозяина дома, причем в размещении мебели и прочих предметов старались неукоснительно следовать моде. В зависимости от величины и предназначения, гостиные назывались: большая, малая, приемная, музыкальная и т.п. Все служило одной цели: радушному приему гостей. Здесь была самая роскошная мягкая мебель, обилие зеркал, картины в золоченых рамах, статуэтки, бронза. В приемной гостиной обязательно предлагался стол для визитных карточек. Порой на узкой полоске бумаги красовался лишь автограф посетителя, но и этого было достаточно, чтобы понять, кто посетил дом. Для любителей карточной игры имелся ломберный стол, получивший свое название от широко распространенной на рубеже веков игры «ломбер». Он мог находиться в малой гостиной, где часто размещался и книжный шкаф – свидетель литературных пристрастий домовладельца. Среди купечества было много просвещенных людей, которые имели обширные библиотеки с новинками книжных изданий не только на русском, но и иностранном языках.
Шкаф, находящийся на выставке в малой гостиной, принадлежал александровскому купцу 1-й гильдии Баранову, владельцу крупнейшей в России Троицко-Александровской мануфактуры. В шкафу выставлены уникальные предметы: курительные принадлежности, памятная чара, посвященная войне 1914 года, изготовленная широко известной фирмой «Фаберже».
В большой гостиной, напоказ и для увеселения публики, выставлялись новинки музыкальной техники, например, граммофоны. Среди разностильной роскошной мебели выделяются отдельные предметы в стиле «модерн», для которого характерны перетекающее пространство, изогнутые округлые очертания, стилизованный растительный узор.
В редких случаях гостей могла принять у себя хозяйка дома. Будуар – дамская комната, где дома оставалась наедине для чтения книг, письма, отдыха и т.п. Здесь же находился музыкальный инструмент. На выставке представлена фисгармония, звучание которой напоминало органное.
Прием гостей непременно включал в себя угощение чаем, что и происходило за самоваром в столовой. Резной буфет, в котором хранилась чайная посуда, являлся украшением интерьера.
В XIX – начале ХХ вв. наличие в домах горожан различных гостиных, как нельзя лучше подчеркивало социальную принадлежность их владельцев и следование традициям русского гостеприимства.
Каминный экран. 40-е гг. XIX в.
Камины в России получили широкое распространение в эпоху Петра I и сразу стали показателем уровня и социальной значимости хозяина. В XIX веке, с целью защиты пола комнаты от падения на него горящих углей из камина, стали устанавливать каминные экраны, украшенные живописью и гобеленами, представлявшие собой произведение декоративно-прикладного искусства.
Граммофон в корпусе красного дерева. Нач. ХХ в.
Граммофон – аппарат для воспроизведения звука, записанного на граммофонную пластинку. Происходит от фонографа. Был изобретен в 1888 году немецким инженером Э. Берлинером, работавшим в США. В начале ХХ в. появились первые граммофоны с внутренним рупором. Они оформлялись в виде тумб-шкафчиков из различных ценных пород дерева.
Часы каминные. XIX в. Медь, позолота, серебрение. Первые каминные часы появились еще в XVI в., но наибольшее распространение получили во Франции, во времена правления Людвика XIV. Вследствие кропотливой работы большого количества мастеров, они становились настоящим произведением искусства, украшением интерьера, который могли себе позволить только состоятельные люди.
Стол ломберный. Кон. XIX – нач. XX вв. Дерево, сукно.
Ломберный стол – непременный предмет мебелировки светской гостиной, специально предназначенный для игры в карты. Свое название получил от карточной игры «ломбер», появившейся в XVI в. В Испании. Сам стол был изобретен во Франции при Людвике XIV, но название ему дали в России, во времена правления Екатерины II. Обязательным атрибутом ломберного столика – являлось сукно на столешнице. На нем мелом писали ставки или расписывали партии карточных игр.
Фисгармония. Кон. XIX в.
Духовой клавишный инструмент, в котором звуки извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струей воздуха, накачиваемой двумя ножными педалями. Впервые фисгармония была изготовлена в 1818 году в Вене музыкальным мастером Антоном Хекелем. В конце XIX – начале ХХ вв. получила распространение в домашнем быту любителей музыки.
Секретер-кабинет с откидной крышкой-столиком, с наружными выдвижными ящиками. Кон. XIX – нач. ХХ вв.