Главная
Регистрация
Вход
Среда
27.11.2024
05:39
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Суздальский Кремль

Суздальский Кремль

978 - 1015 гг.- в Киеве правит князь Владимир I Святой.
В 990 г., заботясь об укреплении северо-восточных рубежей Руси и утверждая во всех ее пределах христианство, святой князь Владимир положил основание городу Владимиру на Клязьме. Заселив новый город киевлянами, крещенными ранее, великий князь киевский крестил и часть местного населения.
В Ипатиевской летописи сказано:
«в лето 6498-е пойде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростоветей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Владимир, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную; повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора».
В Степенной книге XIV в. сказано:
«в лето 6498, от Рождества Христова 990, от Киева подвижеся блаженный Владимир шествовати в Суздальскую землю взем с собою двух епископов, иже придоша к нему в Корсунь с Митрополитом Михаилом, послани от патриарха Фотия, и в Земле Суздальской вся люди крестиша; тамож и град заложи святыя же и красен, и в свое имя нарече его Владимир на реце Клязьме, в нем же и церковь постав деревянную во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Успения».
Существует предположение, что обитель святителя Василия обязана своим основанием святому равноапостольному князю Владимиру, который во время пребывания в Суздале просветил здешних жителей святым крещением и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители. В подтверждения такого мнения можно привести то обстоятельство, что все древнейшие церкви во имя Василия Великого в городах, современных началу христианства в России, имеют своим основанием равноапостольного князя Владимира. Это храмы в Киеве, Овруче, Владимире-Волынском и проч. В пользу этого предположения говорит также особенное уважение к Васильевскому монастырю Российских князей и многих царей, выражавшееся в наделении его вотчинами. Предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря.
См. Федор I, епископ Ростовский.

На площади ок. 3000 кв. м. в северо-восточной части кремля выявлены остатки более 50 жилых и хозяйственных построек, которые по стратиграфическим наблюдениям можно отнести к четырем строительным периодам, охватывающим время с 10 до 15 вв. Исследованы остатки трех усадеб площадью 1000-1600 кв. м., разделявшихся частоколами. Застройка здесь имела первоначально приречно-рядовой характер. Наиболее интенсивно береговая полоса р. Каменка застраивалась в 11 в., когда на указанных усадьбах жили дружинники, часть которых были выходцами из Скандинавии (см. Основание Суздаля.).

1019-1054 гг. - правление в Киеве Ярослава Владимировича Мудрого.
В 1024 г. в Ростово-Суздальской земле вспыхнуло восстание смердов (крестьян-общинников), совпавшее с неурожаем в течение нескольких лет. Смерды подступили к Суздалю. Для подавления восстания в Суздаль приехал сам великий князь Ярослав.
С этой датой - 1024 г. - связано первое упоминание в летописях Суздаля.
В северо-западной части Суздальского кремля обнаружены следы укреплений древнерусского города (детинец), состоявших из вала и трех линий рвов глубиной 1.0-3.2 м., шириной 1.0-7.3 м. Еще в древности вал был снивелирован, а рвы засыпаны, видимо во время подавления восстания смердов. Площадь детинца раннего Суздаля составляла ок. 1.5 га. Фрагменты лепной и гончарной керамики, а также другие найденные предметы датируют время возникновения детинца Х в.
После подавления восстания волхвов в Суздале в 1024 г. он (князь Ярослав Мудрый) «устави землю ту» погостами и опорными пунктами. По внутреннему краю Медвежьего оврага были поставлены деревянные укрепления – Рубленый город с двумя воротами по откосам мыса, Волжскими и Подзеленскими.
После пожара 1024 г., отраженного в летописях, площадь кремля увеличилась примерно в 7-8 раз, с восточной напольной стороны он был защищен валом высотой до 4 м. с внутривальными конструкциями из дерева («городня) и рвом перед ним.
С 1093 по 1125 гг. Ростово-Суздальской землей владел князь Владимир Мономах. Владимир часто ездил в Ростово-Суздальскую землю.
В это время на Ростовскую землю надвигалась с юга гроза первой крупной феодальной войны между Олегом Святославичем и Мономахом, начавшейся в 1093 г. В ее ходе сын Мономаха - Изяслав Курский вторгся в приокские владения Олега и захватил Муром, но был убит в сражении с Олегом под Муромом. В сентябре 1096 г. Олег двинулся на Суздаль, захватил его, выгнал приверженных Мономаху бояр и конфисковал их владения. Затем он взял Ростов и, посадив по городам своих посадников, начал собирать дань.
На защиту отцовских владений из Новгорода выступил сын Мономаха Мстислав. Олег отошел из Ростова.
Прорвавшийся к Суздалю со стороны тогда не укрепленной Клязьмы князь Олег сжег город (деревянные укрепления), причем за рекой Каменкой уцелел лишь двор киевского Печерского монастыря с деревянной церковью Димитрия.

Сооружения раннего строительного периода, видимо, погибли во время пожара 1096 г. их остатки вскоре были погребены под толщей вала, опоясавшего территорию кремля в нач. ХI в.
Вся территория кремля была обнесена валом. С северо-запада вал огибался рекой Каменкой, которая представляла неприступный водный барьер. С юго-востока был прорыт искусственный ров, соединивший верховья реки Каменки около кремля с нижней ее частью, около пожарного спуска.
По валу кремля был сооружен деревянный дубовый «заборол» — тын из бревен с заостренным вверху стояками. В цепи этого «заборола» находились и деревянные башни. Установлено, что было только двое, проезжих ворот: «Ильинские ворота», ведущие на посад, и «Дмитриевские ворота», через которые проникали в кремль с периферии торговые люди на базар. Не случайно образовавшаяся по пути к кремлю слобода на правом берегу Каменки, напротив Дмитриевских ворот, получила название «Щупачихи», то есть место, где осматривали, «ощупывали» товары, с которых нужно было взять пошлину.

Возведение вала повлекло за собой перепланировку построек на главную улицу кремля, проходившую от Ильинских до Дмитриевских ворот. На смену приречно-рядовой пришла уличная усадебная застройка.
В 1107 г. под стенами суздальской крепости были разбиты болгарские полки.
Новая крепость была густо заселена. Простой люд ютился в полуземлянках с поднимавшейся над землей задернованной кровлей, внешне похожей на курганы городского кладбища. Среди этих хижин высились рубленые хоромы городской знати, а над всей крепостью господствовал грандиозный по сравнению с жилищами людей «дом бога» — каменный собор и княжий двор. В характере древнейшего ансамбля Суздаля ярко выразилась резкая противоположность классов феодального города.
Средневековое кладбище на территории Суздальского Кремля.

В 1113 г. Юрий – сын Владимира Мономаха, был посажен в Ростово-Суздальское княжество. Юрий был первым самостоятельным князем Ростово-Суздальского княжества.
Столицу княжества Долгорукий в 1125 г. перенес из Ростова в Суздаль.



Схема Суздаля. X - XIII вв.

В центральной части кремля (нынешняя ул. Коммуны) изучены остатки 11 углубленных в землю построек и три подпольные ямы наземных жилищ с глинобитными печами. Учитывая ориентировку построек, можно предполагать существование здесь двух улиц, шедших от валов к центру кремля – соборной площади. Время возникновения застройки в этом районе города – 1-я пол. XII в.
Исследования на нынешней Ивановской ул. Показали, что юго-западная часть кремля осваивалась лишь с сер. XII в., а наиболее интенсивная застройка относится к XIV-XV вв. Т.е. застройка кремля шла от северной приречной его части к югу. Полностью территория кремля была освоена к сер. XII в.

К нач. XII в. относятся возникновение жилой застройки вне кремлевских стен, главным образом на дорогах, ведших от проездных ворот кремля к ближайшим крупным населенным пунктам. Исследования на нынешней Торговой площади выявили остатки древней улицы, ограниченной с двух сторон усадебными частоколами. Усадьбы, видимо, имели площадь ок. 600-800 кв. м. Остатки жилой застройки здесь стратиграфически разделяются на три строительных периода. На рубеже XII-XIII вв. вместо существовавших ранее небольших домов здесь было построено деревянное сооружение площадью ок. 100 кв. м., ориентированное по сторонам света. По-видимому, это была деревянная церковь, просуществовавшая до XV в.
В 1-й пол. XII в. земляным валом и рвом была обнесена также территория расположенная к северо-востоку от кремля, сформировался Окольный город или Острог Суздаля. Высота его валов составляла от 3 до 5.5 м. при ширине в основании 10-19 м. Глубина рва, прорытого перед валом, составляла 6-8 м., ширина – 16-18 м. Внутри вала прослежены деревянные конструкции в виде срубов размерами 4.8х5.0 м., сложенных из бревен диаметром 0.18-0.20 м., рубленных «в обло». При закладке валов была совершена жертва в виде головы лошади. Укрепления Окольного города имели трое проездных ворот: Ризоположенские, Воротильенские и Васильевские. Эти укрепления, как и кремлевские, неоднократно подновлялись.
Последняя перестройка всех оборонительных сооружений города относится ко 2-й пол. XVII в. (1677 г.). В 1719 г. все деревянные укрепления кремля и Окольного города сгорели при большом пожаре и позднее уже не восстанавливались.

Вне пределов кремля и Окольного города исследования проводились на территории Дмитриевского монастыря, возникшего в XI в., где раскопано полуземляночное жилище с остатками металлургического и кузнечного производств (домницей и кузницей) и обнаружен ров, опоясывающий территорию м-ря.
На территории Ризоположенского монастыря, возникшего в нач. XIII в., в XI – нач. XII в. располагался курганный могильник с древнерусскими захоронениями, совершенными по обряду трупоположения. В сер. XII в. могильник перестал функционировать и через его территорию пролегла улица. Ко времени возникновения м-ря (1207 г.) он был окружен плотной застройкой городского посада.
На территории Александровского монастыря выявлен культурный слой домонголького времени, а у его стен открыта печь для обжига плинфы нач. XIII в.

Со времени основания Суздаля жилая застройка города состояла из наземных домов срубной конструкции, рубленных «в обло», площадью в среднем 16-20 кв. м., с печами-каменками или глинобитными печами, подпольными ямами различной формы и глубины. Зафиксированы остатки жилищ и больших размеров (8х8 м. и более). Печи чаще всего размещались в одном из углов, противоположных входу, иногда – в центральной части жилища. Конструктивной особенностью жилых построек XI в., исследованных на усадьбах в северо-восточной части кремля, является соединение нескольких жилых помещений в единое целое внутренними переходами. Зафиксированы постройки с трехчленной связью (изба+сени+клеть), с входом через сени. С 1-й пол. XII в. в Суздале появляются отдельные полуземляночные жилища, связанные, по-видимому, с переселением сюда жителей из южных районов Руси, где полуземлянка являлась наиболее распространенной формой жилых построек. Выявлены участки застройки уступами, когда выступающему от красной линии улицы дому соответствовал отступающий дом напротив, что позволяло просматривать из боковых волоковых окон всю улицу.
По велению Всеволода III Большое Гнездо в Суздале была обновлена дубовая ограда Суздальского Кремля 1192-1194 гг. Мономахов тын был заменен рубленым (соединенные срубы клетей с засыпкой глиной), т.е. на валах были возведены дубовые стены и башни.
Проездных башен было уже три: «Ильинские ворота», ведущие на посад, юго-восточные — «Никольские» — выводили к мосту через Каменку и юго-западные «Дмитриевские ворота» ведущие к древнему Дмитриевскому заречному монастырю.
Восточный ров древней крепости был шириной до 30—35 м., крепость опоясывал вал. В XVIII в. вал был срезан и обращен в бульвар. Его поросшие вековыми деревьями зеленые склоны достигают вышины 17 м. от дна рва, а общий периметр — 1400 м. В проеме дороги стояла главная проездная башня крепости — рубленые Ильинские ворота; к ним примыкали шедшие по гребню вала деревянные стены. Этим восточным краем крепость обращалась к равнинной или, как говорили в старину, — «приступной» стороне, отсюда мощность восточного фронта обороны.

Еще один этап строительства кремлевского вала датируется 2-й пол. XV в.

В настоящее время площадь кремля составляет 14 га., он окружен земляными валами, длина которых по периметру составляет 1.4 км. Высота валов от 3.2 до 8.5 м., ширина в основании 20-35 м. В системе укреплений имеются разрывы для двух проездных ворот: Ильинских с напольной стороны (северо-запад) и Дмитриевских, выводящих к р. Каменка.


Разрыв в системе укреплений для проездных Дмитриевских ворот. Слева территория Суздальского Кремля, справа улица Варганова

Сохранившийся ров вала с напольной стороны

Сохранившаяся часть вала с напольной стороны XI в., примыкавший к проездным Ильинским воротам

Сохранившаяся часть вала с напольной стороны XI в., примыкавший к проездным Ильинским воротам


Западный вал.

Западный вал. р. Каменка.

Южный вал.

Южный вал. Вид с р. Каменка

Южный вал. Вид с улица Варганова.

Восточный вал и ров перед ним.

Успенский собор Владимира Мономаха в Суздале

О первой суздальской церкви, бывшей, видимо, деревянной, ничего не известно. Первая каменная церковь «Успенский собор» была возведена Владимиром Мономахом и епископом Ефремом в Суздальском Кремле.
Собор был построен из плинфы (тонкого кирпича) и назван Успенским собором. Это был первый каменный собор Северо-Восточной Руси, в отличие от деревянного Ростовского.
Строителями собора, судя по его кладке, были привезенные Мономахом киевские мастера. Здесь же они наладили и производство строительных материалов. Вдоль по течению Каменки в специально устроенных печах обжигали кирпич, а в самой крепости, неподалеку от строительной площадки собора, жгли в круглых больших печах известь. Остатки этих производственных сооружений также были открыты археологами. Есть основания думать, что княжеский дворец располагался к западу от собора; но каким он был — кирпичным или деревянным, — мы не знаем.
Большой собор с его четким и светлым, сверкавшим красочной росписью интерьером производил, конечно, сильное впечатление на обитателей курных и закопченных тесных полуземлянок и хижин. Архитектура непосредственно внушала простому люду мысль о могуществе нового бога, величии и силе власти господ, создавших подобный невиданный по красоте «дом божества».

Однако место для строительства храма оказалось выбрано крайне неудачно. Он был возведен на месте бывшего оврага, отчего быстро ветшал.
В 1225 г. при князе Юрии (Георгий) Всеволодовиче обветшавший храм не стали чинить; он был еще очень прочен, и его стены пришлось подсекать в основании и обрушивать.
«В лето 6738 (1230 г.). Почата бысть писати церкы святыя Богородица в Суждали, потщаньем священаго епископа Митрофана, юже бе рушил велики князь Юрги в епископьство Симона, и опять созда краснеишю первыя: бе бо обетшала велми от мног лет».
Лаврентьевская летопись
«В лето 6741 (1233 г.). Написана бысть церквы Святая Богородица в Суждали, и измощена моромором красным разноличным» — сообщает Лаврентьевская летопись. Об этом событии в начале XIII века пишет в письме суздальский епископ Симон: «...кто не весть мене, грешнаго Епископа Симона и сиа зборныа церкви красоты Владимирскиа и другиа Суждальскиа церьки, юже сам создах!»
См. Собор Рождества Богородицы.

Показателем экономической жизни Суздаля были различные ремесла. Для домонгольского времени зафиксированы производства кирпича-плинфы и строительной извести, следы керамического, металлургического, кузнечного, меднолитейного, ювелирного, костерезного, камнеобрабатывающего ремесел. Все исследованные ремесленные мастерские располагались на усадьбах, принадлежавших богатым землевладельцам-феодалам. Очевидно, ремесленники были феодально-зависимыми людьми.
Вещевая коллекция из раскопок в Суздале дает представление об ассортименте ремесленной продукции. Керамика из городских слоев Суздаля преимущественно гончарная, обычная для древнерусских городов, с линейным и волнистым орнаментом, часто – с различными клеймами на днищах. Лепная посуда встречена в небольшом количестве в самых ранних мерянских слоях. Среди гончарных керамических изделий – горшки, иногда с крышками, блюда, рукомои, светильники и т.п. Встречается поливная посуда.
Среди продукции местных кузнецов следует назвать предметы вооружения и снаряжения всадника и его коня, различные предметы домашней утвари, сельскохозяйственные орудия, в т.ч. сошники и серпы, орудия лесных промыслов, инструменты ремесленников и т.п. Изделия из цветных металлов представлены в основном украшениями: височными кольцами, привесками, браслетами, перстнями, пряжками, застежками-фибулами, а также иконками и крестами. Среди этноопределяющих украшений – браслетообразные височные кольца кривичей и семилопастные – вятичей, нагрудные бляхи, подвески и сюльгамы, характерные для финно-угорских племен, скандинавские фибулы и бляхи. Это свидетельствует, что состав населения древнерусского Суздаля был полиэтничным. Продукция костерезов представлена находками гребней, рукояток ножей, булавок, проколок, накладок и т.п. В слоях XII-XIII вв. найдено множество стеклянных браслетов, бус и посуды, но следов производства стекла не выявлено. Следами международной торговли Суздаля со странами Востока являются обнаруженные при раскопках шелковые ткани, золотые нити, драгоценные камни, серебро в монетах и изделиях, поливная посуда из Ирана, Индии, Средней Азии и Кавказа. К южному импорту относятся товары из Византии, Крыма, Сирии, Египта. Это произведения византийской глиптики, стеклянные бусы, перстни, некоторые виды браслетов, кубки. Торговые связи с Западной Европой и Прибалтикой прослеживаются по находкам изделий из янтаря, некоторых предметов прикладного искусства. Внутрирусская торговля улавливается по находкам шиферных изделий, привезенных с Волыни, предметам христианского культа из Киева и др.
Горожане занимались и сельским хозяйством (при раскопках в слоях X-XIII вв. найдены 39 образцов зерна, сельскохозяйственные орудия), рыболовством, охотой и бортничеством.
Об идеологических представлениях жителей древнерусского Суздаля могут свидетельствовать такие предметы, как языческие амулеты (привески-обереги в виде ложечек, топориков, коньков, петушков, лунниц, когтей и зубов медведя и т.п.) или христианские древности – кресты, образки и др.

Татаро-монгольское нашествие 1238 г.

Зимой 1238 г. часть татаро-монгольских орд от Владимира направилась к Суздалю, выжигая и разграбляя все на своем пути. К юго-востоку от Суздальского кремля находились укрепление, называвшиеся - Большое Городище (сейчас село Якиманское) и Малое Городище (село Спасское городище).
Татаро-монголы встали лагерем на месте, где до 1960-х гг. существовало село Батыево («Село Батыево отъ Владимiра въ 20-ти верстахъ, а отъ Суздаля въ 14-ти верстахъ, при ръчкъ Уловкъ»). Малочисленная суздальская дружина пыталась задержать врага в первом на пути татаро-монгол - Большое Городище (с. Якиманское). Силы были слишком неравны и все суздальцы геройски погибли. Здесь под холмом нашли вечное упокоение тела погибших русских витязей. Татары похоронили своих убитых под курганом на месте своего становища, где потом и появилось село Батыево. В 1835 г. на Батыевом кургане был построен каменный храм Воскресения Христова с приделами во имя Михаила Архангела и Николая Чудотворца, на средства коммерции советника, московского 1-й гильдии купца Михаила Ивановича Титова, владевшего в то время частью села Батыево. Ее развали еще были видны в кон. 1980-х гг.
Народное предание вспоминает это место летописи следующим образом: «Егда злочестивый и безбожный татарский Царь Батый, разоряя Русскую землю войною, взя славный град Владимир мечем, и оттуду со всею своею богомерзкою подвижеся силою ко граду Суждалю, хотя его себе покорити и разорити, и не доходя до него за несколько поприщь постави стан свой (где бысть стан безбожнаго Батыя, ныне ту село имеется называемо Батыево) и из того исходя стана, творяше войну с воинством Суждальским». Историч. Собр. О гр. Сужд. Ан. Федорова, стр. 95


Холм в селе Якиманское, на котором располагалось Дьяково Городище

После гибели дружины Суздаль оставался совершенно беззащитным и был обречен. Татаро-монголы подошли к Пассадским укреплениям с южной стороны и появились на Ироновой горе в непосредственной близости от кремля. Многие насельницы монастырей при виде жестоких завоевателей, убежали в город, надеясь найти защиту в его укреплениях. Суздаль подожгли и разграбили. Всех кто не успел убежать, увели в рабство, стариков и больных перебили. Целым и невредимым остался только Ризоположенский монастырь, несмотря на то, что находился вне городских укреплений и ничем не был защищен.
См. Евфросинья Суздальская.

С 1238 г. Суздальским княжеством правил Святослав Всеволодович, который в 1246 г. занял владимирский престол после гибели Ярослава Всеволодовича.
После смерти Святослава Всеволодовича (1252 г.) Александр Невский отдал Суздаль своему брату Андрею, наследственным владением потомков которого стало княжество.

В 1257 г. монголы провели перепись в Суздале и поставили в нем баскаков для сбора податей, что вызвало восстание 1262 г.
В 1445 г. здание Успенского собора постигла катастрофа: обрушился верх собора. Причина катастрофы осталась неизвестной. В таком виде он простоял почти 100 лет.
В 1528 г. по распоряжению великого князя Василия III приступили к восстановлению собора. Здание разбирается до половины высоты (до аркатурно-колончатого пояса) и на белокаменных старых стенах надстраиваются новые кирпичные. Собор восстановлен в 1530 г. пятиглавым и становится Богородице-Рождественским собором.
В 1577 г. Богородице-Рождественский собор пострадал от пожара и был снова отремонтирован.
В 1635 - 1636 гг. расписываются внутренние помещения собора, пристраивается абсида к южному притвору, образован придел в честь св. Иоанна и Федора.

В 1635 г. против южного фасада собора архиепископ Серапион строит огромный шатровый столп соборной колокольни, вмещающей в нижнем ярусе небольшую церковь. В отличие от многих других суздальских сооружений этого типа могучий и суровый восьмигранник колокольни с лопатками на углах как бы вырастает непосредственно из земли. Шатер, подобно крепостной башне, имеет пологий выступ кровли — «полицу» — в основании. Высокий и внушительный силуэт здания прекрасно гармонировал с величественным объемом собора, усиливая роль кремлевского центра в разросшемся и усложнившемся городском ансамбле XVII в. На колокольне в кон. XVII в. были установлены часы, которые отбивали каждый час и над городом каждую минуту звенел серебряный голос маленького колокола...
Уничтожение письменных памятников старины в Суздале в 1790 г.


Собор Рождества Богородицы

Суздаль. Рождественский собор до реставрации. Начало XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С.А.

Собор Рождества Богородицы. 1912.
Фотография Прокудина-Горского, Отреставрирована.
Слева от собора Рождества Богородицы - соборная колокольня, построенная в 1635 г.
На заднем плане виден фрагмент Архиерейских палат. На стене висит надпись: «Суздальское Духовное Училище». Церковь в честь свв. Кирилла и Мефодия находилась в здании Духовного Училища. Построена в 1882 г. на средства благотворителей.

Суздаль. Вид на Кремль. Нач. XX в. Фотобумага, фотопечать. 9x13,5.

Колокольня Суздальского Кремля

Колокола Кремлевской колокольни. Начало XX в. Фотобумага, фотопечать. 8,7x13,7.

Ворота Кремлевской соборной ограды. 1920-е гг. Фотобумага, фотопечать. 13,7x8,5. Пост. в 1967 г. от Соболева С.А.

Ворота Кремлевской соборной ограды. Современный вид.

Архиерейские палаты

Вблизи Рождественского собора в XV в. появились первые кирпичные палаты суздальского духовного владыки - Архиерейские палаты, которые теперь представляют сложный комплекс построек, образовавшийся на протяжении XV - XVIII вв.
Первое и достоверное указание на строительство каменного здания на архиерейском дворе в Суздале находим во Вкладной книге Суздальского собора, в которой записано: «Лета 7067 (1559 г.) владыка Афанасий поставил на дворе теплую каменную церковь во имя Благовещения с такою же палатой...» Здание этой церкви в XVII в. было перестроено и в таком виде дошло до нас.
См. Архиерейские палаты.


Архиерейские палаты

Бывший сад при Суздальском Духовном Училище

Во второй пол. XV в. оборонительные сооружения укрепляются и досыпаются.

Рассказ о Суздальском земляном городе, поданный в 1643 году Суздальским Архиепископом Серапионом и Спасо-Евфимиевским Архимандритом Иосифом с братией: «Старый острожный валъ на случай прихода воинскихъ людей годенъ, Суздальскимъ посадскимъ и уезднымъ людямъ въ осадное время занять его можно; а въ одинъ городъ, где теперь устроенъ острогъ, монастырямъ, посадскимъ и уезднымъ всякимъ людямъ вместиться нельзя, городъ не великъ, меньше острожнаго места землянаго валу, теснота будетъ большая. А въ прежнее время, въ смутные годы, по этому валу былъ острогъ, и Суздальцы, посадские и уездные люди въ городе и валу и въ остроге сидели, отъ приходу и отъ приступовъ воинскихъ людей не разъ отсиживались; а какъ острогъ сгнилъ, то и после того воинские люди приходили подъ Суздаль, и въ то время уездные люди сидели въ этомъ земляномъ валу, да въ Спасскомъ Евфимиеве монастыре, а иные жили по тесноте на посадахъ по слободамъ, а въ одинъ городъ вместиться было невозможно, а теперь уездъ сталъ многолюднее прежняго и впередъ этотъ валъ годится городу, онъ крепость великая, а безъ валу въ приходъ воинскихъ людей городу поруха большая, и людямъ сидеть негде».
В 1677 г. возводится рубленая сосновая стена с 15 башнями двумя проезжими и двумя пешеходными воротами. Проезжие ворота Ильинские, увенчанные двуглавным орлом, выводили из кремля на посад - Острог. Дмитриевские ворота были завершены изображением всадника на коне, через них проходила дорога на Владимир, через села Ивановское и Черниж. В воротах были спускные железные решетки и подъемные мосты. Пешеходные ворота Никольские (ныне к большому мосту) и Водяные на углу вала против Ильинской горы) вели к реке Каменке.
В центре кремля на площади, среди низеньких деревянных строений, возвышались каменные здания собора иархиерейских палат. Пять кремлевских деревянных церквей окружали старую вечевую площадь перед собором, на которой стояла «съезжая изба».
Около вала размещались осадные дворы крупных землевладельцев монастырей, бояр и князей Шуйских, Пожарских и других. Здесь же находилось 105 деревянных «жилецких» избушек с огородами, тюрьма, обнесенная тыном из заостренных бревен, и пороховой погреб.

В заливных поймах реки раскинулись обширные луга - луг Андреев (ныне Ильинский), луг Ворок, луг Болтоусов (за городской баней) - владения суздальского архиерея.
На заречной стороне перед кремлем располагались слободы и стороны: Дмитриевская, Борисоглебская, Иванова, Андреева, принадлежавшие также архиерею, и городская Пушкарская слобода. В них жили архиерейские дворовые, дети боярские и бобыли, работающие на своего правителя.
В низкой пойме, между Андреевским монастырем и Богоявленской церковью, по обеим сторонам, на излучине реки находилась Кожевенная слобода посадских людей.
За Кожевенной слободой, вверх по реке, на левом берегу, на горе и внизу разместилось пять монастырей: Покровский, Спасский, Александровский, Троицкий и Ризоположенский, на правой стороне Андреевский. Каждый монастырь имел свои слободы, в которых жили монастырские мастеровые, ремесленные и торговые люди.
В центре, между кремлем и монастырями, на широком плато стоял посад, в середине которого располагалась главная торговая площадь (где и теперь), окруженная кривыми улицами и переулками с деревянными строениями, и огородами посадских людей, ремесленников, бобылей и нищих. Среди этих строений высилось 11 деревянных церквей. На торговой площади находились таможня и «губная изба», амбары солодовые и торговый, «гостинный двор государев с рядами»: общим, мясным, рыбным, соляным и дегтярным и в них «290 лавок с полулавкою, да прилавок». Здесь торговали луком, чесноком, шубами, щепяным товаром, калачами, пирогами, киселем, рукавицами, горшками, хлебом, сапогами, скобами, хмелем, лаптями, рогожами, москательным товаром, пушниной, кафтанами и шапками, льном и крашениной, медом и другими мелкими товарами.
Посад был окружен земляным острожным валом с проезжими воротами - Красногорскими (по улице Красная Горка), Михайловскими, Васильевскими, Цареконстантиновскими, Ризоположенскими, Богоявленскими, Ильинскими, Варварскими. Главная улица шла из кремля берегом реки Каменки к Ризоположенскому монастырю (от нее осталась теперь только часть - Старая улица).
При выезде из Ризоположенских острожных ворот дорога шла прямо на Ростов и Ярославль, мимо Спасского монастыря. Поворот налево вниз от ворот (ныне по улице Крупской) вел на Москву и носил название «Стромынка». Через реку Каменку был брод, называвшийся Вознесенским (где ныне Покровский мост). За посадом находились монастыри и слободы с множеством церквей, некоторые из них к кон. XVII в. стали уже каменными.

Все деревянные укрепления Кремля сгорели в 1719 г.

Успенская церковь


Успенская церковь. 1713 г.

К Кремлю относятся также и церкви у крепостных валов - Успенская, Никольская и Христорождественская. Успенская церковь находится на территории, на которой во второй половине XV в. располагался двор великого князя Ивана III. В описи города Суздаля 1617 г. церковь значится деревянной, но после сильного городского пожара в 1650 г., церковь восстанавливают в камне. Во второй пол. XVII в. – нач. XVIII в. церковь, вероятно, перестраивают, т.к. ее нижняя и верхняя часть имеют формы, характерные к разным эпохам в строительстве. Успенская церковь - одна из редких в Суздале представительниц московского, или нарышкинского барокко.
См. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Церковь Афанасия и Кирилла.

Никольская церковь


Никольская церковь

Никольская церковь построена в 1720-1739 гг. на месте одноименной шатровой деревянной церкви, сгоревшей в 1719 г. Никольская церковь здесь существовала, видимо, очень давно, так как по ее месту названы древние Никольские ворота, выводившие к мосту через Каменку, а известно, что святой Никола почитался покровителем всех путешествующих. Церковь типична для Суздаля, но в тоже время изящна: одноглавый храм с большой апсидой и пристроенной колокольней с шатром-дудкой. Памятник реставрирован в 1960 г. О.Г. Гусевой.
Здание существующей церкви очень нарядно. В его обработке гармонично сочетаются формы XVII в. с новыми деталями. Перекрытый сомкнутым сводом куб храма с красивыми порталами и изящными наличниками завершается широким карнизом и поясом мелких кокошников. Над четырехскатной кровлей — стройный вытянутый барабан главы, убранный двумя ярусами аркатур (возможно, что первоначально храм был пятиглавым). Небольшой притвор-трапеза связывает основной объем храма с колокольней. Она особенно хороша по своим пропорциям и деталям. В основе ее композиции лежит древний тип шатрового деревянного храма «восьмерик на четверике». По углам четверика поставлены крошечные шатровые башенки. В основании граней восьмерика повторен мотив карниза храма — кокошники, выше — ширинки, а в верхнем ярусе — барочные восьмигранные ниши, над которыми широкий карниз с зубчиками и лентой цветных изразцов отделяет столп от яруса звона. Он декорирован особенно сочно и обильно — рустованные столбы с карнизами, профилированные арочные проемы, и снова широкая горизонталь такого же карниза с изразцами. Насыщенность убранства усиливается в высоту: от очень простого низа она нарастает кверху. Углы восьмерика, повторяя мотив нижнего яруса, завершаются миниатюрными пирамидками с крестами, напоминающими готические фиалы. Они подчеркивают монументальность и высоту шатра. Его вогнутая форма — изобретение суздальских мастеров. Традиционные оконца-слухи сменились круглыми люкарнами; только в верхней части шатра помещены крошечные наличники, усиливающие впечатление его ракурса и высоты. Колокольню завершает главка с шлемовидным покрытием. Безвестный зодчий Никольской церкви был одаренным мастером, чувствовавшим ритм архитектуры и роль декоративных деталей. Он знал и ценил новое искусство, но больше любил красоту построек старых суздальских мастеров. Он и сам был, скорее всего, суздальским мастером.

Христорождественская церковь


Церковь Рождества Христова

Находящаяся рядом с Кремлем маленькая церковь Рождества Христова (1775 г., паперть — XIX в.) является «теплым» храмом при «холодном» большом. Небольшие «теплые» храмы обычно очень просты и непритязательны по своей архитектуре и часто похожи на жилой одноэтажный дом или деревянную клетскую церковь. Здесь мы можем непосредственно наблюдать сохраняющееся и в XVIII в. взаимодействие народного деревянного зодчества и каменной церковной архитектуры, проникновение в последнюю народных вкусов. Сочетание подобных незатейливых «теплых» церковок с главным храмом подчеркивает его значительность и большую нарядность и превращает каждую такую группу в порой очень живописный и интимный ансамбль.

Деревянная Никольская церковь

Деревянная Никольская церковь 1766 г.

На территории Кремля находится также деревянная Никольская церковь (1766 г.), перенесенная из с. Глотово Юрьев-Польского района в 1961 г. и ставшая первым экспонатом в созданном позднее музее деревянного зодчества.
Это редчайший для среднерусской полосы памятник старого деревянного зодчества и прекрасный образец древнейшего типа так называемых «клетских» храмов, наиболее близких рядовой избе. В обоих случаях основой здания является «клеть» сруба. Храм поднят на подклете и с трех сторон окружен открытым балконом галереи. К основному высокому четверику примыкает с запада пониженный сруб «трапезы», а с востока — граненая апсида алтаря. Крутые остроконечные тесовые кровли с крытой чешуйчатым лемехом главкой на коньке делают маленькую, простую и, казалось бы, тяжеловесную постройку на редкость стройной и монументальной. Выразительный и точный силуэт Глотовской церкви органически вписался в ансамбль кремля и Суздаля в целом, свидетельствуя о глубоком родстве деревянного и каменного зодчества.
Она является истинным произведением народного плотницкого искусства, т.к. срублена топором с применением только лишь деревянных гвоздей. Скромная клетская церковь обычно служила зимней (теплой) в паре с более обширным и нарядным холодным (летним) храмом.
См. Деревянная церковь Николы на территории Суздальского Кремля.


Вид на Кремль со стороны Каменки

Общий вид Суздаля с собором и колокольней. 1912.

Кремлевский луг

Кремлевский луг площадью 15 га. Расположен между кремлевскими валами и рекой Каменкой. Северной границей луга служат земляные валы, с востока луг протирается от ул. Ленина на запад, занимая все пространство в излучине реки; южной и западной границей является река Каменка.


Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Экспозиции Кремля:
- Собор Рождества Богородицы;
- Экспозиция История Суздальской земли;
- Детский музейный центр;
- Древнерусская живопись (Благовещенская церковь);
- Иорданская сень;
- Крестовая палата.

Город Суздаль.

Основание Суздаля.
Музеи Владимирской области.
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (30.04.2015)
Просмотров: 14886 | Теги: Суздаль, Музеи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru