Главная
Регистрация
Вход
Пятница
29.03.2024
18:24
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Суздальский Свято-Покровский женский монастырь

Свято-Покровский монастырь

Религиозная Организация "Свято-Покровский Женский Монастырь Города Суздаля Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 29 декабря 1999 г.
Настоятельница — игумения Кожевникова Светлана Семеновна.
Адрес: город Суздаль, Покровская улица, д. 76.

В Суздале за всю его многовековую историю существовало около пятнадцати монастырей, их основателями были местные епископы и представители княжеских династий. Несомненно, монастыри явились для Суздальской земли важными очагами духовно-нравственного просвещения, центрами благотворительности, средоточием высокого христианского подвижничества. А имена преподобных Евфимия, Евфросинии и Софии Суздальских вошли не только в летопись местного края, но навсегда вписаны в историю русской святости.

Селище 1 (8-10, 11-13, 14-17 вв.) расположено на территории бывшего села Сельцо, близ Покровского монастыря, правый берег р. Каменка. Размеры ок. 300х70 м. Частично занято постройками, распахивается под огороды. Керамика лепная мерянская 8-10 вв., гончарная древнерусская и позднесредневековая, в том числе сероглиняная, красноглиняная, чернолощеная.
Селище 2 (11-13, 14-17 вв.) расположено на северо-западной окраине Сельца, правый берег р. Каменка. Протянулось вдоль берега с севера на юг, размеры 180х70-90 м., высота над рекой 7-8 м. Керамика гончарная древнерусская 12-13 вв., и позднесредневековая, в том числе красноглиняная, белоглиняная и чернолощеная.
Селище 3 (11-13 вв.) расположено на южная окраина Сельца, правый берег р. Каменка, 50 м. от русла. Частично застроено, занято огородами. Керамика гончарная древнерусская.

В 1364 г. святым благоверным князем Дмитрием Константиновичем Суздальско-Нижегородским в Суздале на правом берегу небольшой реки Каменки был основан Покровский девичий монастырь.
Дмитрий Константинович, «прямое имя» (по дню рождения, оно же и крестильное) — Фома, в монашестве, принятом перед смертью, Феодор (1322 г., Суздаль — 5 июля 1383 г., Нижний Новгород, похоронен в Спасской церкви) — князь Суздальский с 1356 г., великий князь Суздальско-Нижегородский с 1365 г. В 1360—1363 гг. великий князь Владимирский.
Правнук младшего брата Александра Невского, князя Суздальского Андрея Ярославича, внук Василия Андреевича и сын Константина Васильевича. Иногда его называют Дмитрий Константинович Старший, так как у него был младший родной брат с тем же именем (по прозвищу Ноготь), безудельный князь Суздальский.
"Бог судил святому Евфимию строителю основать и еще один монастырь в том же Суздале. Это было в 1364 г. Старший брат князя Бориса, Андрей Константинович, с 1355 г. бывший великим нижегородско-суздальским князем, незадолго до своей смерти (в 1365 г.) возымел намерение построить новую обитель, во исполнение ранее данного им Богу обета. По какому поводу был дан обет, князь Андрей сам поведал о том Суздальскому епископу в одно из свиданий с ним. Прибыв однажды к нему в епископский дом, он, после обычного благословения, молитвы и беседы, обратился к владыке с такою речью: «Святитель Божий! хочу просить у тебя одного одолжения, да дарует его мне твоя духовная любовь». Епископ отвечал с готовностью: «Ничто не возбранно тебе». «Хочу, — сказал князь, — чтобы ты дал мне благословение создать монастырь для инокинь». И князь рассказал, как у него явилась мысль об этом. «Случилось однажды со мною, что, когда мы плыли по Волге от Нижнего Новгорода, поднялся на реке сильный ветер, так что ладьи разбивались от великих волн, и всем угрожала неминуемая смерть. Тогда находившиеся в ладьях начали молить Бога, а с ними и я умолял Всесильного, чтобы Он избавил нас от угрожавшего бедствия. И дал я от себя обет Богу создать храм имени Пресвятой Бородицы, честного и славного Ее Покрова, и устроить монастырь на жилище и покой черноризицам. В тот же час волнение на реке прекратилось и наступила великая тишина. Ныне приспело время, и я хочу исполнить свой обет». «Чего ты хочешь, и я не возбраняю», — сказал епископ. Князь продолжал: «Тогда пошлем за преподобным отцом Евфимием и попросим у него места по ту сторону реки Каменки на берегу, где было бы удобно создать монастырь». Так и сделали. Преподобный пришел и, поклонившись епископу и князю, справился, зачем пригласили его. «У нас есть к тебе, боговозлюбленный, просьба, — ответили ему». Святой Евфимий сказал: «Нет ничего нашего в монастыре, что было бы возбранно вам, владыки мои». Князь и епископ изложили свою просьбу: «Дай нам небольшое место по ту сторону реки, где обитаешь ты, пастырь добрый, с иноками обители твоей, чтобы построить там монастырь». И князь подробно рассказал преподобному о своем чудесном спасении от речной бури и о данном им обете. «Князь! Если будет Богу угодно, — ответил преподобный, — Он может совершить дело это. А если ты требуешь земли для создания монастыря, да будет благословенно то место». Князь Андрей поклонился блаженному Евфимию и дал его обители большую милостыню.
Вслед за тем было выбрано место близ монастыря святого Евфимия, на противоположном берегу реки Каменки.
Датой основания монастыря считается 1364 г.
Покровский монастырь стал одним из многих обителей, основанных на Руси в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия. Большое значение в становлении Покровского монастыря имел собеседник и спостник великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский.
Были построены деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, келлии и стены. Настоятельницей новой женской общины, очевидно, из уважения к святому Евфимию, епископ назначил инокиню Суздальского Александровского девичьего монастыря, родственницу святого Евфимия — его племянницу по сестре.
Созданная под наблюдением преподобного Евфимия обитель оставалась, несомненно, и впоследствии под его надзором и руководством, тем более возможным и удобным, что настоятельница стояла в родственных отношениях к преподобному. Когда обитель была отстроена и в ней началась уставная иноческая жизнь, святой Евфимий, вместе с суздальским владыкой посещали ее для назиданий. В одно из посещений, после подробного осмотра монастыря, они убедились в его благолепии и благочестии обитательниц, и епископ, благословив обитель и инокинь, вознес за них Богу благодарственную молитву. Возвратившись к себе, Евфимий в беседе с братией и учениками предсказал, по дару данной ему от Бога прозорливости, будущую судьбу Покровского монастыря: «В грядущии дни, по нашем к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской». Так и сбылось, по слову преподобного прозорливца.
Благодаря его отеческим наставлениям и высокому примеру жизни Покровская обитель скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь.
См. Евфимий Суздальский.

Преподобная София Суздальская

Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век. В тот период здесь подвизались преподобная Елена (впоследствии первая игумения Московского Новодевичьего монастыря) и преподобная София, в миру великая княгиня Соломония Сабурова, супруга Василия III.
Преподобная София, в миру Соломония (ум. в 1542 году), происходила из боярского рода Сабуровых. См. София Суздальская.
Их подвижническая жизнь привлекла в монастырь представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы.
Большие средства стекались в монастырь еще при жизни Соломонии и после ее смерти; великую княгиню стали чтить как святую; ее мощи стали являть чудеса, рассказы о них облетали пригороды и столицу; народ, а более всего знатные особы являлись с щедрыми дарами на поклон и читали описи чудес бесплодной страдалицы.
Со времени пребывания преподобной Софии Покровский монастырь в Суздале вплоть до XVIII в. будет местом пострижения, монашеского подвига и упокоения многих именитых особ, в числе которых супруга Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина, супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина и другие.
О духовном величии Покровской обители свидетельствовало величие и благолепие ее храмов. Около 1509 г. монастырь посетил великий князь московский Василий III. Он сделал сюда дорогие вклады.

В 1510 г. начал в монастыре большое каменное строительство, до этого все строения монастыря были деревянные.

Покровский собор

В 1510 году на месте более древнего деревянного храма, начата постройка неизвестными мастерами трехглавого Покровского собора. В 1518 году закончилось строительство главного монастырского собора в честь Покрова Богоматери.


Покровская церковь

Суздаль. Покровский собор Покровского монастыря. Нач. XX в. Московская фотография А.А. Соболева.

Суздаль. Вид на Покровский собор (вид части внутреннего двора монастыря). Нач. XX в.

Собор представляет собой массивное четырехстолпное сооружение, стоящее на высоком цоколе и окруженное с трех сторон двухэтажной открытой галереей, на которую ведут две крытых лестницы. С обращенной к реке стороны к зданию примыкает трехапсидная алтарная часть, прорезанная высокими окнами в глубоких нишах. Апсиды разделены гладкими колоннами и украшены резным карнизом с мелким рисунком, который повторяется и в декоре световых барабанов, увенчанных шлемовидными главками. Стены собора, декорированные аркатурно-колончатым поясом и перспективными порталами с дыньками, разделены лопатками на три части и завершаются килевидными закомарами.


Суздаль. Иконостас Покровского собора. Нач. XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С.А.


Внутри белые стены собора не имели росписи, а его пол был вымощен черной керамической плиткой. Главным украшением интерьера служили великолепные иконы и произведения художественного шитья, часть из которых в настоящее время можно увидеть в музее.
За долгие годы своего существования собор неоднократно перестраивался.


Покровский собор до реставрации

В 1962 году приступил к реставрации Покровского собора молодой архитектор Игорь Александрович Столетов. Собор возрождался в первоначальных формах: убраны поздние наслоения, открыта заложенная кирпичом величественная галерея, восстановлено трехглавые с изысканной формой куполов, воскрешающих старую суздальскую традицию.
В самом соборе планировалось устроить концертный зал для прослушивания старинной музыки, хорового пения.





Под зданием Покровского собора находится усыпальница, где погребены инокини и старицы монастыря: ссыльные царицы, великие княгини, знатные женщины аристократических родов Руси.


Усыпальница именитых постриженниц Покровского монастыря и Нижний храм в честь преподобной Софии Суздальской

Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью

К 1515 г. была выстроена надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Эти ворота уникальны по своей функции: они служили одновременно крепостной башней и церковью. Трехглавая церковь располагается в верхней части массивного четверика, прорезанного двумя арочными проемами, и композицией напоминает Покровский собор. Два маленьких придела по углам церкви увенчаны световыми барабанами со шлемовидными куполами, а массивный центральный барабан с узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар. Фасады башни-четверика богато украшены затейливым декором, напоминающим резьбу по дереву.
«На святых вратах три церкви:
1. Святой Живоначальныя Троицы испражнена.
2. Благовещения Пресвятыя Богородицы.
3. Святаго Архистратига Михаила.
Оныя церкви сооружены и освящены при державе благочестивейшем государе императоре Петре Первом, при преосвященном Илларионе митрополите Суздальском и Юрьевском между патриаршества в лето от Рождества Христова 1706 месяца августа в 30 день, на память иже во святых отец наших патриархов Константина-града Александра, Иоанна и Павла Новаго. От тре церквей, в ограде монастырской были устроены преизрядные покои многочисленные брусчатые, в которых пребывала: благоверная государыня царица монахиня Елена, и оныя покои в 1752 году по обветшанию все сломаны, где ныне и знаку никакого не имеется».
«В церквах, что над св. воротами, службы никогда не бывает,- так, порожнем стоят; церкви маленькия, и три престола. Вход ведет по узкой темной лестнице, при входе железная дверь; церковь Благовещения – с бедным алтариком, двумя, тремя старенькими образами и кирпичным полом. Алтарь выходит за монастырскую ограду; туда же выходит и окно; из алтаря направо – ход в другую церковь – Троицкую; она вся в длину отнюдь не более 2 ½ аршин. Церковь Благовещения имеет аршин 8 в длину, 7 в ширину. В стене, противоположной алтарю,- арка в коридорчик, маленький и тесный против арки – заложенная кирпичами дверь. С правой стороны старинное деревянное место для певчих. В этой то церкви Благовещения, на жертвеннике, сыщик Скорняков-Писарев, 10 февраля 1718 г., нашел вещь для него драгоценную: то была таблица, в которой для помину вписана была не государыня Екатерина Алексеевна, а царица Авдотья Феодоровна. Это обстоятельство, громко возвещенное манифестом 5-го марта 1718 г., послужило одним из важнейших обвинений, как Авдотьи Феодоровны, так и поминавших ее на эктениях священников монастырских и епископа Досифея.
К церкви Благовещения с левой стороны примыкает маленькая церковь Михаила Архангела, в 2 ½ аршина ширины, 6 арш. Длины. Из церкви окно с решетками; в нем видны остатки слюда, заменявшей в древности стекла. Эта церковь была царицы-инокини Евдокии Феодоровны (Лопухиной), сюда она постоянно ходила молиться, потому самому, что ей был запрет ходить в общую церковь; для этого по коридорчику был особый ход. Даже Благовещенская церковь была совершенно отделена от церкви Михаила Архангела и дверь, что закладена, прямо вела из этого коридорчика на галерею закрытую; а по ней был ход в кельи царицы деревянныя, о двух этажах; стояли оне на месте, где ныне келья у ворот в ограде. Сохранилась и печка, что отапливала царицыну церковь, ныне как не топят, так засорившись и стоит. Место царицыно было с правой стороны, такое же, как место что над певчими сделано в Благовещеньи. Так что, сказывают, обито было красным сукном или каким-то позументом».
Благовещенский храм стал местом молитвенных трудов двух государынь-инокинь - прп. Софии Суздальской и царицы Евдокии Лопухиной, в монашестве Елены, супруги Петра I.
В советский период церковь была разорена. «Пречудный шедевр русской архитектуры в Суздале надвратная Благовещенская церковь — открыта лестница и пола в церкви нет. Все выломано военной частью, стоявшей зимой 1941-1942 г. на отдыхе здесь".


Святые Ворота

Реставрация Благовещенской надвратной церкви. Архитектурный проект А.Д. Варганова, инженерное укрепление Столетова А.В.

Как и Покровский собор, Надвратная церковь неоднократно перестраивалась. Реставрация 1958 г., выполненная по проекту А.Д. Варганова, вернула памятнику первоначальный вид. Восстановлен интерьер в церкви, и открыта выставка белошвейного монастырского искусства в келье.
Богослужения здесь стали совершаться с 1992 года. 21 октября 2006 года церковь была освящена. В день престольного праздника - 7 апреля в храме всегда совершается Божественная литургия и праздничный молебен. В 2015 году надвратному Благовещенскому храму исполнилось 500 лет.

Шатровая колокольня с галереей



Шатровая колокольня с галереей

С северо-запада от Покровского собора расположена шатровая колокольня. Нижняя ее часть — столпообразная церковь Происхождения Древ Креста Господня — построена в 1515 г. при великиом московском князе Василии III. Устройство храма было связано с важным событием русской истории - присоединением Смоленска к Москве 1/14 августа 1514 года. Именно в этот день Православная Церковь совершает празднование в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Великий князь вложил в новый храм престольную икону, которую поместили в иконостасе. Она сохранилась до нашего времени.
Церковь имела форму восьмерика и была увенчана главкой. В кон. XVII в. церковь была надстроена арочным ярусом, сочетавшимся со стоящим рядом собором, и высоким острым шатром, украшенным тремя рядами слуховых окон с обрамлением.
В 2015 году храм Происхождения Древ Креста Господня отметил свое 500-летие. Храм был освящен после проведения ремонтных работ 20 сентября 2015 года. В этот день здесь прошла первая за 92 года Божественная литургия.


Галерея, связывающая собор и колокольню

Связывающая собор и колокольню крытая галерея отличается изысканным декором: два арочных проемов отделаны рустом, а ряд окошек в обрамлении изящных наличников разделен рустованными пилястрами.


Шатровая башня монастырской ограды

Первая каменная ограда появилась еще в XVI веке, но позднее была перестроена, а в XX в. отреставрирована А.Д. Варгановым. Наиболее старая часть ограды с лишенными декора шатровыми башнями XVII в. находится в северной части монастыря и образует небольшой замкнутый дворик. Восьмигранные башни XVIII в. с полусферическими куполами значительно живописнее и, возможно, первоначально также имели шатровое завершение.

«Южная стена, в которой находятся св. ворота, имеет 188 шагов длины; обе стороны заканчиваются башнями; как эти, так и все остальные монастырские башенки не имеют окон (если не называть окнами полузаложенныя бойницы), дверей, полов и потолков, даже жестяные ангелы с трубами, заменявшие флюгера, обломаны; самыя башни (всех 9) обращены в хлева, либо в кладовыя… В стенах, к слову заметить, бойницы, равно и контрфорсы с внешней стороны расположены очень неправильно; стена не высока, тонка, кое-где покрыта досками, меж кирпичей выбивается трава и мелкие кусты, стена едва ли когда была приспособлена к обороне, и еще труднее допустить, чтобы когда-нибудь отразила врагов».


Башни монастырской ограды

Каменное строительство продолжалось в монастыре и в сер. XVI в.
В 1551 г. после смерти годовалой дочери Ивана Грозного, при игумении Василисе с северной стороны от Покровского собора была заново отстроена Трапезная палата с Зачатьевской церковью, заменившая деревянное строение XIV в. Грамотой от 6 ноября 1551 г. царь Иван Грозный освободил Покровскую обитель от пошлины за провоз камня для ее постройки. Доктор исторических наук Н.Н. Воронин считал, что Зачатьевскую церковь строили польские мастера.
Царь Иоанн Васильевич Грозный посетил монастырь, возвращаясь из Казанского похода в 1552 г. По преданию, царь был в монастыре и перед походом и игуменья Василиса якобы предрекла ему быть царем Казанским: «Хорошо,- сказал русский царь,- за это пророчество я не казню тебя, что встретила меня не за воротами, а в воротах; но коли не буду царем Казанским, то смотри у меня!»
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Казань была взята. По возвращении своем государь вложил в Покровскую обитель чудотворный образ Богоматери Одигитрии, богато украшенный драгоценными камнями, золотом и жемчугом. Вместе с прочими дарами он приложил на гроб Соломонии пелену, шитую женой его Анастасией Романовой, на пелене вышит образ Богородицы золотом да серебром по «червчатой камке, венец и ризы низаны жемчугом, в венце драгоценные камни; кроме того от нея внес убрусец тафты червчатой, весь низанный жемчугом; царь Иоанн подарил серьги казанския, золотыя с камнями…».
Архитектура Зачатьевской трапезной церкви характерна скорее для польской, чем для русской архитектуры. К двухэтажному зданию трапезной палаты примыкает маленькая Зачатьевская церковь, обозначенная снаружи лишь небольшой главкой. Мощные своды расположенного на втором этаже трапезного зала поддерживает стоящий в центре столб. Нижний этаж был предназначен для вспомогательных хозяйственных помещений. В качестве почти единственного украшения здания использован необычный орнамент из красного кирпича в виде ромбов, огибающий строение по всему периметру. В юго-западном углу поставлена маленькая шестигранная шатровая башня-часозвоня (часы не сохранились), шатер которой опирается на арочный ярус и украшен одним рядом слуховых окон.
Апсида была пристроена в XVII в. при митрополите суздальском Иларионе (Алтарная апсида не сохранилась), тогда же появилась поварня и было продолжено строительство ограды, начатое в XVI в.



Суздаль. Зачатьевский храм в Покровском женском монастыре. нач. XX в.

В храме имелся придел в честь Смоленской иконы Богоматери, который украшали царские врата, вложенные князем Д.М. Пожарским.
Храм сильно пострадал в советское время. В 1929 году решением Наркомата просвещения все здания были переданы Горкомхозу. Зачатьевская трапезная церковь сдана под инкубатор.


Зачатьевская трапезная церковь до реставрации.

Трапезная палата с Зачатьевской церковью. Реставрированы по проекту А.Д. Варганова и Е.А. Архипова.

Покровский монастырь принадлежит ГТК.
После реставрации (архитектор Е.А. Архипов) в 1980 году в Зачатьевской трапезной церкви открылся ресторан старинной русской кухни «Трапезная», который пользовался популярностью у советских и иностранных туристов. В 1990-е годы ГТК преобразовывался в акционерное общество открытого типа, в состав уставного капитала вошла стоимость «ряда объектов Покровского монастыря» - избы-кельи, заново возведенные в 70-е годы, в том числе «КАМЕННОЕ ДВУХЭТАЖНОЕ ЗДАНИЕ РЕСТОРАНА, РАСПОЛОЖЕННОЕ ПО АДРЕСУ: Г. СУЗДАЛЬ, УЛ. ПОКРОВСКАЯ, СРОК ВВЕДЕНИЯ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ - 1980 ГОД». В 1993 году Зачатьевская трапезная церковь, находящаяся под охраной ЮНЕСКО, была приватизирована.
В 2005 году Зачатьевскую церковь передали монастырю. С 2006 года в ней проходят богослужения. Новый иконостас написан в Троице-Сергиевой Лавре. Храм освящен митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием 29 декабря 2013 года.

Вокруг Трапезной церкви когда-то находился ряд подсобных помещений. Одно из них — использовавшаяся для приготовления пищи одноэтажная поварня кон. XVII в. — было восстановлено и являет редкий образец монастырской архитектуры.


Поварня

Внимание царственных особ к Покровскому монастырю выражалось не только в строительстве здесь каменных церквей, жаловании богатых даров и вотчин, но и в неоднократных посещениях ими этой обители.
11 июля 1563 г. на богомолье сюда из Слободы приезжали супруга Ивана Грозного царица Мария и царевич Иван Иванович. В 1564 г. царь и великий князь ездил в Суздаль «Покрову Пречистой в девич монастырь на праздник на Покров Пречистой молитися со царицею своею великою княгинею Марьею, с сыном своим со царевичем Иваном».

В кон. XVI в. в Покровском девичим монастыре были церкви: Покрова Пресвятой Богородицы. с приделами св. Василия Парийского; церковь Зачатия св. Анны с трапезой, под ней хлебня, далее – поварня, погреб, ледник; над воротами церковь Благовещения; под колокольней церковь Происхождения Креста Господня. «Из келий более других замечательного строения были: кельи царевича князя Ивана Ивановича, царицы старицы Александры (жены убитого сына Грозного) Сабуровой; келья князя Владимира Андреевича; княгини старицы Евпраксии; две кельи игуменския: одна с особою комнатой, другая с подклетью. В остальных 40 кельях, деревянной постройки, жили 153 соборных и рядовых старицы.
Монастырская ограда была каменная, но в трех местах развалившаяся; проломныя места затянуты были деревянным острым тыном. В главной монастырской церкви служили три попа и два диакона, в надворной один, в остальных двух церквах также по одному, да за монастырем в слободской церкви служил особый священник; таким образом весь штат состоял из десяти человек, и монастырь, без сомнения, имел достаточныя средства для их содержания».

«И как к вам ся наша грамота придет, и вы б тотчас с монастырских селпосошных людей конных и пеших велели собрати и кельи бы есте им велели ставити, и лес пасти и возити тотчас велели». Из Указной грамоты царя Федора Иоанновича игуменье Покровского монастыря о строительстве сгоревших келий силами монастырских крестьян. 1589 г.
В 1606 г. царь Василий Иоаннович Шуйский дал Суздальскому Покровскому монастырю царскую тарханную грамоту на Тальминскую вотчину. «А дана та волость»,- сказано в грамоте,- «со всеми угодии в дом Пречистые, за наше здравие, и по родителех великой княгине Соломониде, во иночех Софье».

Одна из легенд, сохранившаяся в описи (13 главных чудес Соломонии), передана и на надгробной плите великой княгини. Из нее видно, что в 1609 г. приходил в Суздаль с мечем и огнем удалой пан Лисовский, грабил и жег польский витязь; приступил он и к небольшим стенам Покровского монастыря; «не меч, бывший не по силам старицам, а чудесное явление остановило врага». Перед Лисовским предстала бесплодная Соломония «во образе своем иноческом с горящею свещою, и нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя». А удалился Лисовский в соседний Спасо-Евфимиев монастырь; здесь пан Лисовский в течение года держал притон своей шайки, и в то время, когда целые города поляки обращали в кучу пепла и развалин, Покровский монастырь защищала святая супруга князя Василия III.

В 1610 г. после насильственного низведения с престола царя Василия Шуйского Покровский монастырь стал местом жизни его супруги царицы Екатерины, в Суздаль она приехала с малолетней дочерью царевной Анастасией.
В 1611 г. монастырь был разорен черкесами и казаками, они очистили все кельи стариц от всякого рода запасов и рухляди.
В 1612 г. игуменья Ольга обратилась с челобитной о пособии к государю, воеводам и боярам. Из этого документа видно, что не только монастырские села были разорены поляками и казаками, крестьяне посечены и перемучены, весь хлеб притравлен; монахини в течение 5 лет не получали обычной денежной дачи от двора.
Челобитная не осталась без ответа и пособий; монастырские вотчины стали быстро оправляться, хозяйство Покровской обители скоро установилось под бдительным надзором нескольких стряпчих.
В 1623 г. монастырь получил от царя Михаила Феодоровича несудимую грамоту; на основании ее царь принимал жалобы на игуменью и сестер Покровской обители только три раза в год, в дни Рожд. Христова, Троицы и Семена (1 сентября), а в 1632 г. над многочисленными монастырскими вотчинами приставлен был от царя особый попечитель воин Корсаков с большим полномочием.

В 1650 г. монастырь сгорел. В пламени погибло много церковной утвари и образов. В 50 кельях, кроме прислуги, помещалось 140 стариц-монахинь, а в ризнице и на образах уцелело от огня и от неприятелей много вкладов царя Иоанна IV, его жены, царицы Марьи Темрюковны, царицы и великой кн. Алены Петровны Шуйской, царевны Ольги Борисовны, дочери Годунова, княгини-старицы Александры Ногтевой, государыни царицы Александры Богдановны, князя Дмитрия Ивановича Шуйского, боярина кн. Д.М. Пожарского и др.
13 октября 1682 г. в праздник Иверской иконы Богоматери обитель посетили царь Федор Алексеевич Романов и царевны Софья, будущая правительница России, Мария и Феодосия, старинные источники сообщают о приезде в тот год и государя Ивана Алексеевича.
12 сентября 1683 г. он вновь посетил Суздальские монастыри со своими сестрами: Софией, Екатериной, Марьей и Феодосьей.
Из монастырской приходо-расходной книге 1694 года видно, что большие запасы рыбы и проч. Посланы в Москву князю Борису Алексеевичу Голицыну (князь был фаворит царя), его жене, деткам, теще – Елене Борисовне Хворостиной; монастырь нес громадную дань преосвященному митрополиту Иллариону Суздальскому; 230 рублей в один год выслано было из монастыря на платеж ямских и полотнячных податей, да отставным стрельцам на корм. 31 августа 1694 г. поднесена почесть одному из родственников царицы, стольнику Феодору Харлампиевичу Лопухину, был он в монастыре походом из Флорищевой пустыни.
В монастырь часто приезжали, в особенности с воцарением Петра I (см. Тяжелое положение монашества в царствовании Петра I), приказные люди для сбора ямских и других денег; стольники для сыску в монастырских вотчинах беглых людей, для высылки на службу, для производства следствия по разбоям и убийствам, чинимым монастырскими крестьянами, для поимки беглецов из дворцовых вотчин. Посланные – сыщики, приказные, стряпчие, стольники по приезде в монастырь приглашались в церковь, затем после службы божественной к матери игуменье; здесь они находили удобное помещение и самый заботливый уход: их откармливали и отпаивали до отвалу, дарили разные подарки, большей частью образа, на оклад образа давали взятку от 15 алтын до 10 руб. и более. Еще большая почесть препровождала в Москву, в приказы: разбойный, стрелецкий, Казанского дворца, Большого дворца и проч. Внося все эти расходы в монастырскую книгу, старица-счетчица наивно отмечала, что почесть эта чинилась для того, чтобы на монастырские вотчины не посягали; либо, чтобы монастырских крестьян берег или не посягал и т.п.
Монастырь пировал, и до каких громадных размеров доходили эти пиры, можно видеть из росписи яств, подаваемых на столы в праздник Покрова во вторую пол. XVII в.: «на столах пред преосвященным архипастырем Суздаля, именитейшем духовенством и монастырскими старицами строились целыя батареи: икра, вязига, щуки паровыя, стерлядь паровая, лещь паровой облый, язь паровой, лещь паровой, оладьи, уха щучья, пирог разсольный, уха плотичья, пирог-звезда с стерлядиною, уха стерляжья, пирог селедка, уха окуневая, пирог-звезда с щучиною, уха язевая, пироги долгие, карасцы, стерлядь под взваром, щука под разсолом, лещь под разсолом, щука-колодка, окунь разсольный, белужина.
Перед архимандритом Спасо-Евфимиеваго монастыря и перед приказными выставлялось до 50 всевозможных рыбных блюд: уха, пироги и пр. В столы, т.е. монахиням и гостям не именитым, подавалось более двух сот различных рыб, пироги-звенцы, уха плотичья, пироги разсольники, пироги круглые с рыбой, уха окуневая, пироги долгие, белужина и пр.». Так отдыхали после ряда выкупов и почестей почтенные старицы.
Так до царя не доходил ни один донос, ни одно слово, которое могло подвергнуть монастырских обитательниц монаршему гневу.


Царица Евдокия Лопухина, в монашестве Елена. Старинный портрет

… В отсутствие Петра Евдокию уговаривали постричься добровольно. Она не согласилась. Петр по возвращению в Москву, решился принудить Евдокию постричься. 23 сентября 1698 г. ее отправили в Суздальский Покровский девичий монастырь. Царица была пострижена с именем Елены. Царевича Алексея перевезли к тетке, царевне Наталье Алексеевне.
В эпоху ссылки царицы Евдокии во главе монастыря стояла игуменья Марфа, женщина, как и ее предместницы, хозяйственная, деятельно пекшаяся о нуждах своей обители, келарем была старица Улея (Юлия), казначеей – старица Александра Тумская; приходо-расходные книги вела старица Мавра Протопопова. В руках этих четырех лиц было главное управление обширным монастырским хозяйством; помощниками им были монастырские стряпчие и приказные, советницами – соборные старицы: Елена Трегубова, Тарсила Чихачева, Евпраксия Блудова, Анисья Починина, Федосья Евстратова,- все это были представительницы монастыря и будущие подруги – сожительницы царицы.
С западной стороны Благовещенской надвратной церкви для царицы устроили особые кельи. В 1712 году у южной стены монастыря она выстроила небольшой Никольский храм с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.
В 1718 году на Евдокию Лопухину пало подозрение о соучастии в заговоре сына против державного отца. По распоряжению Петра Евдокия Федоровна была отправлена из Суздаля в Старо-Ладожский Успенский монастырь. Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были невинно осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 г.
См. Лопухина Евдокия Федоровна.
«По доношению игумении Суздальского Покровского женского монастыря Маргариты (1729-1738) с сестрами, о пересмотре в Св. Синоде дела, касающегося монастырских слуг. 14—23 декабря 1730 г.
В прошении было изложено следующее: в ноябре 1730 г. в домовый Духовный Приказ епископа Суздальского и Юрьевского Иоакима вытребованы были из Покровского женского монастыря: бывший приказный Василий Крюковский, слуги — Яков Стахеев, Никита Правдин и подъячий Петр Гостев, вытребованы по доносу бы-ой престарелой игумении схимонахини Ираиды, которую его преосвященство определил к делам без выбора сестер, о небытии коей в монастыре от сестер подаваны были прошения, но решения по ним не учинено; из служителей Правдин держался в Духовном Приказе под караулом c 13 ноября и 5 декабря наказан плетьми нещадно с отрешением от монастыря; затем в Духовный Приказ был требован подъячий Петр Гостев, но отпустить его из монастыря опасаются, дабы ему напрасного огорчения не учинили; просили взять в Святейший Синод на рассмотрение дела, касавшиеся Гостева и других служителей. Прошение, по приказу игумении Маргариты, казначеи Маремьяны и сестер, подписано стряпчим Егором Клепиковым.
23 декабря, по определению Святейшего Синода, велено было потребовать из архиерейского Духовного Приказа дела, касавшиеся монастырских слуг Правдина и Гостева».
«По Высочайшему указу, о назначении монахини Капитолины наместницею Покровского Суздальского монастыря. 22—23 ноября 1731 г.
Состоявшийся 16 ноября Высочайший указ объявлен в Св. Синоде архиепископом Феофаном и новоназначенной наместнице Капитолине велено «всякое в том монастыре отправление чинить по прежнему обыкновению обще с игуменею и казначеею».
«По прошению игумении и сестер Покровского Суздальского женского монастыря, о невзыскании с монастыря недоимки. 1 декабря 1731 г.—12 мая 17З5 г.
В прошении излагалось, что в Покровском женском Суздальском монастыре определено быть игумении, наместнице, казначее и монахиням, всего 130 с денежным и хлебным жалованьем, а кроме них из Преображенского Приказа и из других мест прислано в монастырь еще 22 человека без жалованья, на них сбиралось по 40 р. в год оброку с монастырской вотчины Белозерского уезда села Ухтомы и половины села Ильинского, но в Коллегии Экономии эта вотчина в штат в табельный оклад не положена и приписана к Олонецкой верфи. Теперь-же Коллегией Экономии на старостах и крестьянах той вотчины взыскивается недоимок за 1721 — 1731 гг.
По справке в Коллегии Экономии, Покровский монастырь в 1710 г. определен в 130 человек с жалованьем, в 1727 г. излишних было 27 человек; по окладной 1708 года книге за монастырем написана вышеозначенная вотчина, в которой по переписи 186 года 56 дворов и 188 душ мужского пола. В монастыре игумения Маргарита и наместница Капитолина.
10 января 1732 года определено взысканием недоимки остановиться до указу.
В мае 1732 г. в монастыре было 114 монахинь, 40 человек присланных и один духовник.
По сделанному запросу, из Адмиралтейской Коллегии 20 сентября 1733 года получены следующие сведения: вышеозначенная вотчина приписана к Олонецкой верфи в 1703 г. с оброком в 48 руб. 45 коп. в год.
Дело оканчивается надписью о слушании 12 мая 1735 года».

Во время правления Екатерины II (1762 - 1796) в России начались реформы по секуляризации монастырских земель и переходе их в пользу государства. Повсеместно все монастыри были разделены на три класса с выделением определенных сумм на их содержание. Указом императрицы Покровская обитель в Суздале благодаря своему положению и исторической значимости вошла в число первоклассных.

25 сентября 1829 г. в монастырь переведен на должность протоиерея Розанов Иоанн Алексеевич.
12 декабря 1888 года открыт Шишкинский богаделенный дом в Суздальском Покровском монастыре.
В 1889 г. Иоанн Георгиевич Бережков был назначен настоятелем Покровского женского монастыря. В 1896 году о. Иоанн был возведен в сан протоиерея.
В мае 1913 г., во время празднования 300-летия Дома Романовых, Суздаль посетил император Николай II. В Покровском монастыре его внимание было уделено монастырской ризнице, хранившей вклады именитых особ. По его распоряжению 43 самые ценные иконы были переданы в Музей императора Александра III в Санкт-Петербурге (ныне Русский Музей).


Император Николай II с великими княжнами в Покровской обители

Хоругвь, выполненная в память о посещении императором Николаем II и великими княжнами Покровского монастыря. 1913 г.

Продолжение » » » Закрытие и возрождение Суздальского Покровского монастыря

Категория: Суздаль | Добавил: Николай (07.05.2015)
Просмотров: 7753 | Теги: церковь, Суздаль, монастырь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru