Главная
Регистрация
Вход
Четверг
08.12.2016
19:06
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Суздальский Свято-Покровский женский монастырь

Свято-Покровский монастырь

Адрес: ул. Покровская, д. 76
тел. (49231) 2-06-09
Настоятельница — игумения София (Комарова).

В Суздале за всю его многовековую историю существовало около пятнадцати монастырей, их основателями были местные епископы и представители княжеских династий. Несомненно, монастыри явились для Суздальской земли важными очагами духовно-нравственного просвещения, центрами благотворительности, средоточием высокого христианского подвижничества. А имена преподобных Евфимия, Евфросинии и Софии Суздальских вошли не только в летопись местного края, но навсегда вписаны в историю русской святости.

Сельцо. Селище 1, 8-10, 11-13, 14-17 вв. Территория села, близ Покровского монастыря Суздаля, правый берег р. Каменка. Размеры ок. 300х70 м. Частично занято постройками, распахивается под огороды. Керамика лепная мерянская 8-10 вв., гончарная древнерусская и позднесредневековая, в том числе сероглиняная, красноглиняная, чернолощеная.
– Сельцо. Селище 2, 11-13, 14-17 вв. Северо-западная окраина села, правый берег р. Каменка. Протянулось вдоль берега с севера на юг, размеры 180х70-90 м., высота над рекой 7-8 м. Керамика гончарная древнерусская 12-13 вв., и позднесредневековая, в том числе красноглиняная, белоглиняная и чернолощеная.
– Сельцо. Селище 3, 11-13 вв. Южная окраина села, правый берег р. Каменка, 50 м. от русла. Частично застроено, занято огородами. Керамика гончарная древнерусская.

В 1364 г. святым благоверным князем Дмитрием Константиновичем Суздальско-Нижегородским в Суздале на правом берегу небольшой реки Каменки был основан Покровский девичий монастырь.
Дмитрий Константинович, «прямое имя» (по дню рождения, оно же и крестильное) — Фома, в монашестве, принятом перед смертью, Феодор (1322 г., Суздаль — 5 июля 1383 г., Нижний Новгород, похоронен в Спасской церкви) — князь Суздальский с 1356 г., великий князь Суздальско-Нижегородский с 1365 г. В 1360—1363 гг. великий князь Владимирский.
Правнук младшего брата Александра Невского, князя Суздальского Андрея Ярославича, внук Василия Андреевича и сын Константина Васильевича. Иногда его называют Дмитрий Константинович Старший, так как у него был младший родной брат с тем же именем (по прозвищу Ноготь), безудельный князь Суздальский.

Покровский монастырь стал одним из многих обителей, основанных на Руси в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия. Большое значение в становлении Покровского монастыря имел собеседник и спостник великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский.

Датой основания монастыря считается 1365 г. и от его первых деревянных построек ничего не сохранилось.
"Бог судил святому Евфимию строителю основать и еще один монастырь в том же Суздале. Это было в 1364 г. Старший брат князя Бориса, Андрей Константинович, с 1355 г. бывший великим нижегородско-суздальским князем, незадолго до своей смерти (в 1365 г.) возымел намерение построить новую обитель, во исполнение ранее данного им Богу обета. По какому поводу был дан обет, князь Андрей сам поведал о том Суздальскому епископу в одно из свиданий с ним. Прибыв однажды к нему в епископский дом, он, после обычного благословения, молитвы и беседы, обратился к владыке с такою речью: «Святитель Божий! хочу просить у тебя одного одолжения, да дарует его мне твоя духовная любовь». Епископ отвечал с готовностью: «Ничто не возбранно тебе». «Хочу, — сказал князь, — чтобы ты дал мне благословение создать монастырь для инокинь». И князь рассказал, как у него явилась мысль об этом. «Случилось однажды со мною, что, когда мы плыли по Волге от Нижнего Новгорода, поднялся на реке сильный ветер, так что ладьи разбивались от великих волн, и всем угрожала неминуемая смерть. Тогда находившиеся в ладьях начали молить Бога, а с ними и я умолял Всесильного, чтобы Он избавил нас от угрожавшего бедствия. И дал я от себя обет Богу создать храм имени Пресвятой Бородицы, честного и славного Ее Покрова, и устроить монастырь на жилище и покой черноризицам. В тот же час волнение на реке прекратилось и наступила великая тишина. Ныне приспело время, и я хочу исполнить свой обет». «Чего ты хочешь, и я не возбраняю», — сказал епископ. Князь продолжал: «Тогда пошлем за преподобным отцом Евфимием и попросим у него места по ту сторону реки Каменки на берегу, где было бы удобно создать монастырь». Так и сделали. Преподобный пришел и, поклонившись епископу и князю, справился, зачем пригласили его. «У нас есть к тебе, боговозлюбленный, просьба, — ответили ему». Святой Евфимий сказал: «Нет ничего нашего в монастыре, что было бы возбранно вам, владыки мои». Князь и епископ изложили свою просьбу: «Дай нам небольшое место по ту сторону реки, где обитаешь ты, пастырь добрый, с иноками обители твоей, чтобы построить там монастырь». И князь подробно рассказал преподобному о своем чудесном спасении от речной бури и о данном им обете. «Князь! Если будет Богу угодно, — ответил преподобный, — Он может совершить дело это. А если ты требуешь земли для создания монастыря, да будет благословенно то место». Князь Андрей поклонился блаженному Евфимию и дал его обители большую милостыню.
Вслед за тем было выбрано место близ монастыря святого Евфимия, на противоположном берегу реки Каменки, и приступили к основанию обители. Построили деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, келлии и стены. Настоятельницей новой женской общины, очевидно, из уважения к святому Евфимию, епископ назначил инокиню Суздальского Александровского девичьего монастыря, родственницу святого Евфимия — его племянницу по сестре. Созданная под наблюдением преподобного Евфимия обитель оставалась, несомненно, и впоследствии под его надзором и руководством, тем более возможным и удобным, что настоятельница стояла в родственных отношениях к преподобному. Когда обитель была отстроена и в ней началась уставная иноческая жизнь, святой Евфимий, вместе с суздальским владыкой посещали ее для назиданий. В одно из посещений, после подробного осмотра монастыря, они убедились в его благолепии и благочестии обитательниц, и епископ, благословив обитель и инокинь, вознес за них Богу благодарственную молитву. Возвратившись к себе, Евфимий в беседе с братией и учениками предсказал, по дару данной ему от Бога прозорливости, будущую судьбу Покровского монастыря: «В грядущие дни, по нашем отшествии к Богу, распространится обитель Пресвятой Богородицы, честного и славного Ее Покрова, и будет славной во всех концах земли Русской». Так и сбылось, по слову преподобного прозорливца.
Благодаря его отеческим наставлениям и высокому примеру жизни Покровская обитель скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь. Сохранились пророческие слова, сказанные о ней преподобным Евфимием: «В грядущии дни, по нашем к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской»".
См. Евфимий Суздальский.

Преподобная София Суздальская

Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век.
Преподобная София, в миру Соломония, происходила из боярского рода Сабуровых. По преданию, этот род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 г. Святое Крещение. Церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) называет отца Соломонии, Юрия Константиновича, князем. Примерно со времени правления Иоанна III князья, несшие службу при дворе, именовались боярами. Соломония рано лишилась родителей и воспитывалась в благочестивой семье своей набожной тетки, любившей ее как родную дочь.

4 сентября 1505 г. было совершено Таинство Венчания великого князя Василия и княжны Соломонии. Их брак был на редкость счастливым: супруги жили в любви, мире и согласии.
В 1525 г. после двадцатилетнего супружества жена великого московского князя Василия III Соломония (Сабурова) была объявлена «неплодной». Соломония была пострижена в черницы с именем София в Московском Рождественском монастыре 28 ноября 1525 г. Новопостриженную инокиню Софию 20 ноября 1526 г. отправили в Суздальский Покровский девичий монастырь.
Василий III женился вторично на Елене Глинской в январе 1526 г. В 1530 г. у них родился долгожданный наследник, будущий царь Иван Грозный.

При дворе и в народе ходили разные толки и сказания о заточеннице Покровского монастыря. Сказания эти сложились в один рассказ,- что Соломония беременна и в стенах св. обители разрешилась запоздалым сыном. Слух подтвердили две боярыни, жены первостепенных сановников, казначея Георгия Малаго и постельничаго Якова Мазура; они уверяли, что из уст самой Соломонии слышали о её беременности. Молва, облетев Москву и её пригороды, дошла до государя; тот сильно смутился, удалил обеих боярынь, а одну из них, жену государственного казначея, высек за то, что она не донесла ему раньше о беременности Соломонии. Желая удостовериться в истине, великий князь послал в Суздаль боярина и дьяка хорошенько разведать дело.
Современник Герберштейн, в бытность свою в Москве, слышал от многих, что Соломония родила сына Георгия, которого, однако, не показывала никому.
«Ваши глаза еще не достойны видеть моего сына»,- сказала инокиня Покровской обители присланным к ней следователям: «вы его увидите в свое время в могуществе и славе».

В 1934 г. в усыпальнице Покровского собора, под небольшой белокаменной плитой (без надписи) директором Суздальского музея А.Д. Варгановым было вскрыто детское захоронение. В деревянной колоде обнаружены «остатки полуистлевшей шелковой ткани без костных останков». Это погребение стали связывать со слухами, ходившими в XVI в., о рождении якобы у Софии в монастыре сына Георгия, которого она отдала на воспитание верным людям, устроив фиктивное захоронение.
По найденным фрагментам ткани реставраторами была реконструирована рубашечка мальчика 3-5 лет, а надгробная плита, выполненная в конце 1530-х – нач.1540-х гг., предназначалась для погребения ребенка полугодовалого возраста. Таким образом, веские доказательства факта существования ребенка отсутствуют.

Святое житие в монастыре Софии привлекло в монастырь многих представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы.
В 1542 г. была погребена в усыпальнице собора Покрова Пресвятой Богородицы.
В сер. XVII в. состоялось прославление инокини Софии в лике святых, в 2007 г. имя Софии Суздальской внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви.


Образ преподобной Софии Суздальской

См. София Суздальская.

Со времени пребывания преподобной Софии Покровский монастырь в Суздале вплоть до XVIII в. будет местом пострижения, монашеского подвига и упокоения многих именитых особ, в числе которых супруга Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина, супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина и другие.

О духовном величии Покровской обители свидетельствовало величие и благолепие ее храмов. Около 1509 г. монастырь посетил великий князь московский Василий III. Он сделал сюда дорогие вклады.

В 1510 г. начал в монастыре большое каменное строительство.

Покровский собор


Покровская церковь

Суздаль. Покровский собор Покровского монастыря. Нач. XX в. Московская фотография А.А. Соболева.

Суздаль. Иконостас Покровского собора. Нач. XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С.А.

Суздаль. Вид на Покровский собор (вид части внутреннего двора монастыря). Нач. XX в.




Покровский собор

Центральным памятником ансамбля является трёхглавый Покровский собор (1510—1518 гг.), построенный на месте более древнего деревянного храма неизвестными мастерами. Собор представляет собой массивное четырёхстолпное сооружение, стоящее на высоком цоколе и окруженное с трёх сторон двухэтажной открытой галереей, на которую ведут две крытых лестницы. С обращённой к реке стороны к зданию примыкает трёхапсидная алтарная часть, прорезанная высокими окнами в глубоких нишах. Апсиды разделены гладкими колоннами и украшены резным карнизом с мелким рисунком, который повторяется и в декоре световых барабанов, увенчанных шлемовидными главками. Стены собора, декорированные аркатурно-колончатым поясом и перспективными порталами с дыньками, разделены лопатками на три части и завершаются килевидными закомарами.
Внутри белые стены собора не имели росписи, а его пол был вымощен черной керамической плиткой. Главным украшением интерьера служили великолепные иконы и произведения художественного шитья, часть из которых в настоящее время можно увидеть в музее. Под зданием Покровского собора находится усыпальница, где погребены инокини и старицы монастыря: ссыльные царицы, великие княгини, знатные женщины аристократических родов Руси.
За долгие годы своего существования собор неоднократно перестраивался, его первоначальный вид был воссоздан в ходе реставрации 1962 г.

К 1515 г. были выстроены надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и колокольня с храмом Происхождения Древ Креста Господня.


Святые Ворота

Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью

Эти ворота уникальны по своей функции: они служили одновременно крепостной башней и церковью. Трёхглавая церковь располагается в верхней части массивного четверика, прорезанного двумя арочными проёмами, и композицией напоминает Покровский собор. Два маленьких придела по углам церкви увенчаны световыми барабанами со шлемовидными куполами, а массивный центральный барабан с узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар. Фасады башни-четверика богато украшены затейливым декором, напоминающим резьбу по дереву. Как и Покровский собор, Надвратная церковь неоднократно перестраивалась. Реставрация 1958 г., выполненная по проекту А.Д. Варганова, вернула памятнику первоначальный вид.
«На святыхъ вратахъ три церкви:
1. Святыя Живоначальныя Троицы испражнена.
2. Благовещения Пресвятыя Богородицы.
3. Святаго Архистратига Михаила.
Оныя церкви сооружены и освящены при державе благочестивейшемъ государе императоре Петре Первомъ, при преосвященномъ Илларионе митрополите Суздальскомъ и Юрьевскомъ между патриаршества въ лето отъ Рождества Христова 1706 месяца августа въ 30 день, на память иже во святыхъ отецъ нашихъ патриарховъ Константина-града Александра, Иоанна и Павла Новаго. Отъ треъ церквей, въ ограде монастырской были устроены преизрядные покои многочисленные брусчатые, въ которыхъ пребывала: благоверная государыня царица монахиня Елена, и оныя покои въ 1752 году по обветшанию все сломаны, где ныне и знаку никакого не имеется».
«Въ церквахъ, что надъ св. воротами, службы никогда не бываетъ,- такъ, порожнемъ стоятъ; церкви маленькия, и три престола. Входъ ведетъ по узкой темной лестнице, при входе железная дверь; церковь Благовещения – съ беднымъ алтарикомъ, двумя, тремя старенькими образами и кирпичнымъ поломъ. Алтарь выходитъ за монастырскую ограду; туда же выходитъ и окно; изъ алтаря направо – ходъ въ другую церковь – Троицкую; она вся въ длину отнюдь не более 2 ½ аршин. Церковь Благовещения имеетъ аршинъ 8 въ длину, 7 въ ширину. Въ стене, противоположной алтарю,- арка въ корридорчикъ, маленький и тесный противъ арки – заложенная кирпичами дверь. Съ правой стороны старинное деревянное место для певчихъ. Въ этой то церкви Благовещения, на жертвеннике, сыщикъ Скорняковъ-Писаревъ, 10 февраля 1718 г., нашелъ вещь для него драгоценную: то была таблица, въ которой для помину вписана была не государыня Екатерина Алексеевна, а царица Авдотья Феодоровна. Это обстоятельство, громко возвещенное манифестомъ 5-го марта 1718 г., послужило однимъ изъ важнейшихъ обвинений, какъ Авдотьи Феодоровны, такъ и поминавшихъ ее на эктенияхъ священниковъ монастырскихъ и епископа Досифея.
Къ церкви Благовещения съ левой стороны примыкаетъ маленькая церковь Михаила Архангела, въ 2 ½ аршина ширины, 6 арш. Длины. Изъ церкви окно съ решетками; въ немъ видны остатки слюда, заменявшей въ древности стекла. Эта церковь была царицы-инокини евдокии Феодоровны, сюда она постоянно ходила молиться, потому самому, что ей былъ запретъ ходить въ общую церковь; для этого по корридорчику былъ особый ходъ. Даже Благовещенская церковь была совершенно отделена отъ церкви Михаила Архангела и дверь, что закладена, прямо вела изъ этого коридорчика на галлерею закрытую; а по ней былъ ходъ въ кельи царицы деревянныя, о двухъ этажахъ; стояли оне на месте, где ныне келья у воротъ въ ограде. Сохранилась и печка, что отапливала царицыну церковь, ныне какъ не топятъ, такъ засорившись и стоитъ. Место царицыно было съ правой стороны, такое же, какъ место что надъ певчими сделано въ Благовещеньи. Такъ что, сказываютъ, обито было краснымъ сукномъ или какимъ-то позументомъ».


Галерея, связывающая собор и колокольню

Шатровая колокольня с галереей

С северо-запада от Покровского собора расположена шатровая колокольня. Нижняя её часть — столпообразная церковь Происхождения Древ Креста Господня — построена в 1515 г. Она имела форму восьмерика и была увенчана главкой. В кон. XVII в. церковь была надстроена арочным ярусом, сочетавшимся со стоящим рядом собором, и высоким острым шатром, украшенным тремя рядами слуховых окон с обрамлением. Связывающая собор и колокольню крытая галерея отличается изысканным декором: два арочных проёмов отделаны рустом, а ряд окошек в обрамлении изящных наличников разделён рустованными пилястрами.


Шатровая башня монастырской ограды

Первая каменная ограда появилась ещё в XVI веке, но позднее была перестроена, а в XX в. отреставрирована А.Д. Варгановым. Наиболее старая часть ограды с лишёнными декора шатровыми башнями XVII в. находится в северной части монастыря и образует небольшой замкнутый дворик. Восьмигранные башни XVIII в. с полусферическими куполами значительно живописнее и, возможно, первоначально также имели шатровое завершение.

«Южная стена, въ которой находятся св. ворота, имеетъ 188 шаговъ длины; обе стороны заканчиваются башнями; какъ эти, такъ и все остальные монастырские башенки не имеютъ оконъ (если не называть окнами полузаложенныя бойницы), дверей, половъ и потолковъ, даже жестяные ангелы съ трубами, заменявшие флюгера, обломаны; самыя башни (всехъ 9) обращены въ хлева, либо въ кладовыя… Въ стенахъ, къ слову заметить, бойницы, равно и контрфорсы съ внешней стороны расположены очень неправильно; стена не высока, тонка, кое-где покрыта досками, межъ кирпичей выбивается трава и мелкие кусты, стена едва ли когда была приспособлена къ обороне, и еще труднее допустить, чтобы когда-нибудь отразила враговъ».


Башни монастырской ограды

Каменное строительство продолжалось в монастыре и в сер. XVI в.
В 1551 г. после смерти годовалой дочери Ивана Грозного, при игумении Василисе была заново отстроена теплая Зачатьевская трапезная церковь, заменившая деревянное строение XIV в. Апсида была пристроена к ней в XVII в., тогда же появилась поварня и было продолжено строительство ограды, начатое в XVI в.



Суздаль. Зачатьевский храм в Покровском женском монастыре. нач. XX в.

Трапезная палата с Зачатьевской церковью

С северной стороны от Покровского собора располагается Трапезная палата с Зачатьевской церковью (1551 г.), характерная скорее для польской, чем для русской архитектуры. К двухэтажному зданию трапезной палаты примыкает маленькая Зачатьевская церковь, обозначенная снаружи лишь небольшой главкой. Мощные своды расположенного на втором этаже трапезного зала поддерживает стоящий в центре столб. Нижний этаж был предназначен для вспомогательных хозяйственных помещений. В качестве почти единственного украшения здания использован необычный орнамент из красного кирпича в виде ромбов, огибающий строение по всему периметру. С западной стороны пристроена шестигранная часовая звонница, шатёр которой опирается на арочный ярус и украшен одним рядом слуховых окон. Вокруг Трапезной церкви когда-то находился ряд подсобных помещений. Одно из них — использовавшаяся для приготовления пищи одноэтажная поварня кон. XVII в. — было восстановлено и являет редкий образец монастырской архитектуры.


Трапезная



Поварня

Грамотой от 6 ноября 1551 г. царь Иван Грозный освободил Покровскую обитель от пошлины за провоз камня для ее постройки.
Царь Иоанн Васильевич Грозный посетил монастырь, возвращаясь из Казанского похода в 1552 г. По преданию, царь был в нем и перед походом и игуменья якобы предрекла ему быть царем Казанским: «Хорошо,- сказал русский царь,- за это пророчество я не казню тебя, что встретила меня не за воротами, а в воротах; но коли не буду царем Казанским, то смотри у меня!»
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Казань была взята. По возвращении своем государь вложил в Покровскую обитель чудотворный образ Богоматери Одигитрии, богато украшенный драгоценными камнями, золотом и жемчугом. Вместе с прочими дарами он приложил на гроб Соломонии пелену, шитую женой его Анастасией Романовой, на пелене вышит образ Богородицы золотом да серебром по «червчатой камке, венецъ и ризы низаны жемчугомъ, въ венце драгоценные камни; кроме того отъ нея внесъ убрусецъ тафты червчатой, весь низанный жемчугомъ; царь Иоаннъ подарилъ серьги казанския, золотыя съ камнями…»
Внимание царственных особ к Покровскому монастырю выражалось не только в строительстве здесь каменных церквей, жаловании богатых даров и вотчин, но и в неоднократных посещениях ими этой обители.
11 июля 1563 г. на богомолье сюда из Слободы приезжали супруга Ивана Грозного царица Мария и царевич Иван Иванович. В 1564 г. царь и великий князь ездил в Суздаль «Покрову Пречистой въ девичъ монастырь на праздникъ на Покровъ Пречистой молитися со царицею своею великою княгинею Марьею, съ сыномъ своимъ со царевичемъ Иваномъ».

В кон. XVI в. Покровский девичий монастырь находился на посаде; в нем были церкви: Покрова Пресвятой Богородицы. с приделами св. Василия Парийского; церковь Зачатия св. Анны с трапезой, под ней хлебня, далее – поварня, погреб, ледник; над воротами церковь Благовещения; под колокольней церковь Происхождения Креста Господня. «Изъ келий более другихъ замечательного строения были: кельи царевича князя Ивана Ивановича, царицы старицы Александры (жены убитого сына Грозного) Сабуровой; келья князя Владимира Андреевича; княгини старицы Евпраксии; две кельи игуменския: одна съ особою комнатой, другая съ подклетью. Въ остальныхъ 40 кельяхъ, деревянной постройки, жили 153 соборныхъ и рядовыхъ старицы.
Монастырская ограда была каменная, но въ трехъ местахъ развалившаяся; проломныя места затянуты были деревяннымъ острымъ тыномъ. Въ главной монастырской церкви служили три попа и два диакона, въ надворной одинъ, въ остальныхъ двухъ церквахъ также по одному, да за монастыремъ въ слободской церкви служилъ особый священникъ; такимъ образомъ весь штатъ состоялъ изъ десяти человекъ, и монастырь, безъ сомнения, имелъ достаточныя средства для ихъ содержания».

«И как к вам ся наша грамота придет, и вы б тотчас с монастырских селпосошных людей конных и пеших велели собрати и кельи бы есте им велели ставити, и лес пасти и возити тотчас велели». Из Указной грамоты царя Федора Иоанновича игуменье Покровского монастыря о строительстве сгоревших келий силами монастырских крестьян. 1589 г.

В 1606 г. царь Василий Иоаннович Шуйский дал Суздальскому Покровскому монастырю царскую тарханную грамоту на Тальминскую вотчину. «А дана та волость»,- сказано в грамоте,- «со всеми угодии въ домъ Пречистые, за наше здравие, и по родителехъ великой княгине Соломониде, во иночехъ Софье».

Большие средства стекались в монастырь еще при жизни Соломонии и после её смерти; великую княгиню стали чтить как святую; её мощи стали являть чудеса, рассказы о них облетали пригороды и столицу; народ, а более всего знатные особы являлись с щедрыми дарами на поклон и читали описи чудес бесплодной страдалицы.
Одна из легенд, сохранившаяся в описи (13 главных чудес Соломонии), передана и на надгробной плите великой княгини. Из неё видно, что в 1609 г. приходил в Суздаль с мечем и огнем удалой пан Лисовский, грабил и жег польский витязь; приступил он и к небольшим стенам Покровского монастыря; «не мечь, бывший не по силамъ старицамъ, а чудесное явление остановило врага». Перед Лисовским предстала бесплодная Соломония «во образе своемъ иноческомъ съ горящею свещою, и нача его жещи и палити, и въ томъ часе онъ панъ впаде въ недугъ велий, и рука правая отъяся у него, и отъ того видения онъ ужасеся, и отъиде отъ монастыря, сказывая товарищамъ о чудесахъ, и клятву наложи на себя города Суздаля съ обителями не разорять и отъиде во своя». А удалился Лисовский в соседний Спасо-Евфимиев монастырь; здесь пан Лисовский в течение года держал притон своей шайки, и в то время, когда целые города поляки обращали в кучу пепла и развалин, Покровский монастырь защищала покойная святая супруга князя Василия III.

В 1610 г. после насильственного низведения с престола царя Василия Шуйского Покровский монастырь стал местом жизни его супруги царицы Екатерины, в Суздаль она приехала с малолетней дочерью царевной Анастасией.
В 1611 г. монастырь был разорен черкесами и казаками, они очистили все кельи стариц от всякого рода запасов и рухляди.
В 1612 г. игуменья Ольга обратилась с челобитной о пособии к государю, воеводам и боярам. Из этого документа видно, что не только монастырские села были разорены поляками и казаками, крестьяне посечены и перемучены, весь хлеб притравлен; монахини в течение 5 лет не получали обычной денежной дачи от двора.
Челобитная не осталась без ответа и пособий; монастырские вотчины стали быстро оправляться, хозяйство Покровской обители скоро установилось под бдительным надзором нескольких стряпчих.
В 1623 г. монастырь получил от царя Михаила Феодоровича несудимую грамоту; на основании её царь принимал жалобы на игуменью и сестер Покровской обители только три раза в год, в дни Рожд. Христова, Троицы и Семена (1 сентября), а в 1632 г. над многочисленными монастырскими вотчинами приставлен был от царя особый попечитель воин Корсаков с большим полномочием.

В 1650 г. монастырь сгорел. В пламени погибло много церковной утвари и образов. В 50 кельях, кроме прислуги, помещалось 140 стариц-монахинь, а в ризнице и на образах уцелело от огня и от неприятелей много вкладов царя Иоанна IV, его жены, царицы Марьи Темрюковны, царицы и великой кн. Алены Петровны Шуйской, царевны Ольги Борисовны, дочери Годунова, княгини-старицы Александры Ногтевой, государыни царицы Александры Богдановны, князя Дмитрия Ивановича Шуйского, боярина кн. Д.М. Пожарского и др.
13 октября 1682 г. в праздник Иверской иконы Богоматери обитель посетили царь Федор Алексеевич Романов и царевны Софья, будущая правительница России, Мария и Феодосия, старинные источники сообщают о приезде в тот год и государя Ивана Алексеевича.
12 сентября 1683 г. он вновь посетил Суздальские монастыри со своими сестрами: Софией, Екатериной, Марьей и Феодосьей.


Усыпальница именитых постриженниц Покровского монастыря

Усыпальница находится в подвале Спасского собора.
Список цариц, великих княгинь и царевен, погребенных в усыпальнице Покровского монастыря:
- Инокиня Александра – дочь Ивана III;
- Инокиня Александра – княгиня Волоцкая;
- Княгиня Евфимия Щемятичева и её дочери Евфросинья и Марфа;
- Великая княгиня Соломония Юрьевна Сабурова – жена Василия III;
- Инокиня Александра – двоюродная сестра Василия III Анна Бельская;
- Инокиня Евпраксия – Евдокия Александровна Старицкая-Нагая и её племянница Ирина Нагая;
- Инокиня Александра – великая княгиня Евдокия Богдановна Сабурова, жена Ивана Ивановича, сына Ивана IV;
- Царица Анна Васильчикова – жена Ивана IV (Грозного);
- Марфа Скопина-Шуйская, жена князя Ф.И. Шуйского;
- Жена воеводы Алексея Дмитриевича Басманова;
- Инокиня Александра – жена А.М. Горбатого-Кислого и её дочери Елена и Евфимия;
- Инокиня Александра – княжна Черкасская;
- Княгиня Варсонофия – жена В.Б. Горбатого;
- Княгиня Екатерина Григорьевна Шуйская – жена Д.И. Шуйского;
- Княгиня Марфа Васильевна – жена И.И. Шуйского;
- Княгиня Марфа Татева;
- Инокиня Александра – Анна Фёдоровна Ногтева, жена князя Д.А. Ногтева;
- Супруга царя Василия Шуйского царица Екатерина. В первой пол. XVII в. в Покровской обители жили и по кончине были погребены еще несколько представительниц боярского рода Шуйских, в том числе и мать царя Василия Шуйского княгиня инокиня Марфа. С северной стороны Покровского собора складывается их родовая усыпальница.
- Лопухина Евдокия Федоровна - жена Петра I.

Лопухина Евдокия Федоровна

«Въ 1698 году 25-го августа, въ 6 часовъ пополудни, Петръ I вернулся изъ-за границы, и въ тотъ же вечеръ успелъ побывать въ несколькихъ домахъ, въ городе и въ Немецкой слободе; навестилъ бояръ, повидался съ семействомъ Монсъ и на ночь удалился въ Преображенское. Не посетилъ онъ только одной особы, которая нетерпеливее всехъ, между страхомъ и надеждою, ожидала его возвращения,- царицы своей Евдокии Феодоровны.
По указу государя ее продолжали убеждать добровольно удалиться въ монастырь. Царица не соглашалась… Петръ прибегнулъ къ силе. Недели три спустя после его свидания съ женою, царевна Наталья Алексеевна, исполняя волю брата, взяла отъ царицы ея сына – царевича Алексея, которому было 8 летъ 7 месяцевъ. Изъ кремлевскихъ палатъ Алексей отвезенъ въ село Преображенское, а 25 сентября 1698 г., въ самой простой карете, безъ свиты, Евдокия Феодоровна отправлена въ Суздальский Покровский девичий монастырь».
Князь М. Щербатов писал: «…монархъ и не имелъ къ разводу сильныхъ причинъ, по крайней мере, я ихъ не вижу, окроме склонности его къ Монсовой и сопротивлениямъ жены его къ новымъ установлениямъ».
Вильбоа говорил: «Гордая царица не любила Меншикова, какъ безвестнаго простолюдина, взятаго съ улицы и изъ подъ пирожнаго лотка поставленнаго на ступеняхъ трона. На ея презрение царский фаворитъ отвечалъ ненавистью и имелъ подвигнуть государя къ ссылке и заточению Лопухиной».
Игуменья и старицы-монахини обрадовались ссылке царицы Евдокии. «То не милость и не жалованье къ вамъ идетъ, пророчествовалъ Илларионъ,- идетъ къ вамъ лютый огнь! Пожжетъ, да погубитъ онъ васъ!»
Государыня приехала в Покровскую обитель в 1698 г., с западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые покои.
В июне 1699 года, по именному царскому повелению, объявленному окольничим Семеном Языковым архимандриту Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Варлааму, Евдокия Феодоровна была пострижена иеромонахом Илларионом в келье старицы Маремьяны под именем инокини Елены.
Набожная царица ежедневно ходила к богослужениям, любила читать жития святых, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. Напротив Святых врат обители в 1712 г. она выстроила зимний храм святителя Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.
«Покровский монастырь расположенъ неправильною фигурой, обнесенъ не высокою каменною стенкою съ 9-ю небольшими башнями; изъ-за стены виднеются кельи, надъ ними поднимается не пяти, а трехъ-главый (что случается редко) соборъ старинной архитектуры. На северной стороне во вдавшемся углу монастырской ограды, обращенной къ горе, небольшая, но тенистая роща деревьевъ, высоко и широко раскинувшихъ свои ветви.
Въ роще находится Царицынъ прудъ (прежде назывался Лебяжий прудъ); вправо отъ монастыря деревня Сельцо, за речкой другая – Коровино, влево городской посадъ… За рекою Каменкой, тянутся огороды Покровскаго монастыря. Въ роще толстые вязы и ветлы, въ сажень и полторы въ обхватъ; ветви ихъ необыкновенно разрослись, и все тринадцать деревъ, временъ царицы, соединяютъ свои верхушки въ огромный зеленый куполъ.
Въ средине рощи – густо сросшийся репейникъ, да терновникъ; вдоль монастырской ограды въ стене ворота, или дверь въ 2 ½ аршина вышины и 2 аршина ширины, заложенные кирпичемъ. Вдоль другой стены, среди терновника слабо протоптанная дорожка, ведущая къ средине Царицына пруда. Прудъ – это правильная четвероугольная яма саженей 30 въ окружности, воды въ ней нетъ, но по топкости дна, покрытаго толстымъ слоемъ листьевъ, видно, что прудъ пересыхаетъ только летомъ. Съ боковъ – терновникъ да деревья, сверху куща ветвей – совершенно защищаютъ это место отъ взгляда любопытныхъ, но прудъ Царицынъ посещаютъ.
Отъ реки до стены тянутся огороды, среди ихъ виднеется сторожка. У реки подымаются несколько деревьевъ,- это кажется, остатки аллеи. Съ юго-восточной стороны монастыря – ворота; у воротъ прудъ матери-игуменьи, где водятся караси. Подле означенныхъ святыхъ воротъ, была келья царицы Евдокии Феодоровны.
Святыя и главныя ворота въ южной стене монастыря, растворяются только въ торжественныхъ случаяхъ, надъ воротами очень маленькая Благовещенская церковь; здесь обыкновенно молилась царица Евдокия Феодоровна».


Царица Евдокия Лопухина, в монашестве Елена. Старинный портрет

В эпоху ссылки царицы Евдокии во главе монастыря стояла игуменья Марфа, женщина, как и её предместницы, хозяйственная, деятельно пекшаяся о нуждах своей обители, келарем была старица Улея (Юлия), казначеей – старица Александра Тумская; приходо-расходные книги вела старица Мавра Протопопова. В руках этих четырех лиц было главное управление обширным монастырским хозяйством; помощниками им были монастырские стряпчие и приказные, советницами – соборные старицы: Елена Трегубова, Тарсила Чихачева, Евпраксия Блудова, Анисья Починина, Федосья Евстратова,- всё это были представительницы монастыря и будущие подруги – сожительницы царицы.

Из монастырской приходо-расходной книге 1694 года видно, что большие запасы рыбы и проч. Посланы в Москву князю Борису Алексеевичу Голицыну (князь был фаворит царя), его жене, деткам, теще – Елене Борисовне Хворостиной; монастырь нес громадную дань преосвященному митрополиту Иллариону Суздальскому; 230 рублей в один год выслано было из монастыря на платеж ямских и полотнячных податей, да отставным стрельцам на корм. 31 августа 1694 г. поднесена почесть одному из родственников царицы, стольнику Феодору Харлампиевичу Лопухину, был он в монастыре походом из Флорищевой пустыни
В монастырь часто приезжали, в особенности с воцарением Петра I (см. Тяжелое положение монашества в царствовании Петра I), приказные люди для сбора ямских и других денег; стольники для сыску в монастырских вотчинах беглых людей, для высылки на службу, для производства следствия по разбоям и убийствам, чинимым монастырскими крестьянами, для поимки беглецов из дворцовых вотчин. Посланные – сыщики, приказные, стряпчие, стольники по приезде в монастырь приглашались в церковь, затем после службы божественной к матери игуменье; здесь они находили удобное помещение и самый заботливый уход: их откармливали и отпаивали до отвалу, дарили разные подарки, большей частью образа, на оклад образа давали взятку от 15 алтын до 10 руб. и более. Еще большая почесть препровождала в Москву, в приказы: разбойный, стрелецкий, Казанского дворца, Большого дворца и проч. Внося все эти расходы в монастырскую книгу, старица-счетчица наивно отмечала, что почесть эта чинилась для того, чтобы на монастырские вотчины не посягали; либо, чтобы монастырских крестьян берёг или не посягал и т.п.
Монастырь пировал, и до каких громадных размеров доходили эти пиры, можно видеть из росписи яств, подаваемых на столы в праздник Покрова во вторую пол. XVII в.: «на столахъ предъ преосвященнымъ архипастыремъ Суздаля, именитейшемъ духовенствомъ и монастырскими старицами строились целыя батареи: икра, вязига, щуки паровыя, стерлядь паровая, лещь паровой облый, язь паровой, лещь паровой, оладьи, уха щучья, пирогъ разсольный, уха плотичья, пирогъ-звезда съ стерлядиною, уха стерляжья, пирогъ селедка, уха окуневая, пирогъзвезда съ щучиною, уха язевая, пироги долгие, карасцы, стерлядь подъ взваромъ, щука подъ разсоломъ, лещь подъ разсоломъ, щука-колодка, окунь разсольный, белужина.
Пред архимандритомъ Спасо-Евфимиеваго монастыря и предъ приказными выставлялось до 50 всевозможныхъ рыбныхъ блюдъ: уха, пироги и пр. Въ столы, т.е. монахинямъ и гостямъ не именитымъ, подавалось более двухъ сотъ различныхъ рыбъ, пироги-звенцы, уха плотичья, пироги разсольники, пироги круглые съ рыбой, уха окуневая, пироги долгие, белужина и пр.» Так отдыхали после ряда выкупов и почестей почтенные старицы.
Так до царя не доходил ни один донос, ни одно слово, которое могло подвергнуть монастырских обитательниц монаршему гневу.
Царица Евдокия жила тихо; в первое время не оставляла монастыря; но потом, когда заметила, что Петр, занятый внутренними и внешними делами совершенно забыл о ней,- она стала скрытно выезжать из своего заточения с незначительной свитой. Ездила на богомолье в монастыри: Боголюбовский, Сновинский, Козьмин-Яхромский, Золотниковскую пустынь и некоторые другие.
26 сентября 1716 года Алексей бежал к австрийскому императору Карлу VI Габсбургу. Петровские сыщики нашли царевича и доставили в Москву. Малодушный царевич Алексей оговорил царевну Марью Алексеевну, а старушка царевна, испугавшись возможности пытки и казни выдала свои отношения с царицей Евлокией. Начавшееся следствие по «Делу царевича Алексея» привело в Суздаль.
Надсмотрщик Григорий Скорняков Писарев донес царю, что инокиня Елена в стенах уединенной обители живет совершенно свободно, что она самовольно назвалась прежним именем Евдокии, что во время литургии имя её, как царицы, упоминается после имени Государя, что она ходит в светлом платье и повелевает всеми, как государыня. В её кельях собирались на долгие и таинственные беседы Епископ Ростовский Досифей, духовник её пустынный, казначей монастыря, управитель его сурмин и некоторые из монахинь. Окружив себя людьми преданными, Евдокия отдала своё сердце генерал-майору Глебову, человеку безграмотному, но мужественному, предприимчивому, с красотой физической соединявшему ненависть к преобразованиям и нововведениям.
Все монахини и упомянутые в доносе лица под конвоем были отправлены в Преображенское. Еще с дороги царица послала повинную: в ней сознавала себя виновной в ношении светского платья, и с чувством собственного достоинства просила прощения, «дабы не умереть безгодною смертию». Начались пытки и допросы. Было дознано, что инокиня Елена держала себя постоянно гордо, непослушным грозила будущим государем Алексеем Петровичем; ее уличили в любви к Глебову, в том, что она любила проводить с ним вечера в продолжительных беседах. Открылось, что протопоп пустынный еще в 1707 г. представил Глебова инокине Елене, что старица Каптелина (Капитолина) была верной услужницей их, что епископ Досифей знал о возникшей дружбе; он же уговаривал Елену скинуть невольнические ризы. Досифей уверял, будто слышал разные голоса от чудотворцев, что Евдокия снова воцарится. Когда подходило указанное им время и слова святых не оправдывались, Епископ относил это к грехам покойного боярина, отца царицы, Феодора Лопухина, будто бы глубоко погрязшего в аду,- обещал за него молиться, брал на украшение храма Господня деньги, и ежегодно доносил, что его предстательством у алтаря всевышнего Лопухин вышел из ада по плечи, через год по пояс, через год по колена и т.д. Протопоп Пустынный показал, что епископ часто заходил к Суздальскому митрополиту Иллариону, что последний не раз укорял его в безвременном вечернем посещении Евдокии. «Еще ты человек молодой,- говорил Досифею Илларион,- и случаев всяких не знаешь». Царевна Марья Алексеевна, уличенная в переписке с Лопухиной, показала на Ростовского епископа, будто не раз он уверял ее в ночных видениях ему царевича Димитрия, при чем передавал пророчества св. Димитрия о близости смерти государя и проч.
Преданный пытке Досифей сознался, что во всех предсказаниях «лгалъ на святыхъ напрасно».
Петр I, узнав о жизни своей супруги, вознегодовал, царь сам тогда направился в Суздаль, желая исследовать дело. Старинный путь из Москвы в Суздаль шел на Александрову слободу и Юрьев-Польский. «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, – пишет историк М.И. Семевский, – все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить колы да виселицы…»
В 1718 г. по распоряжению Петра Евдокия Федоровна была отправлена в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать.
Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были невинно осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 г.
С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре. Прожив здесь четыре года, 27 августа 1731 г. царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.
Перед кончиной последние слова ее были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».

Во время правления Екатерины II в России начались реформы по секуляризации монастырских земель и переходе их в пользу государства. Повсеместно все монастыри были разделены на три класса с выделением определенных сумм на их содержание. Указом императрицы Покровская обитель в Суздале благодаря своему положению и исторической значимости вошла в число первоклассных.

Основой монастырского хозяйства были земельные владения. Основными способами приобретения их были пожалования великокняжеской, впоследствии царской власти, вклады светских феодалов, позднее покупка земель у средних и мелких феодалов. В кон. XVI в. суздальские Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри входили в число известнейших и крупнейших русских монастырей. В монастырских ризницах хранились произведения иконописи, мелкой пластики, лицевого шитья, ювелирного искусства.
В 1913 г., во время празднования 300-летия Дома Романовых, Суздаль посетил император Николай II. В Покровском монастыре его внимание было уделено монастырской ризнице, хранившей вклады именитых особ. По его распоряжению 43 самые ценные иконы были переданы в Музей императора Александра III в Санкт-Петербурге (ныне Русский Музей).


Император Николай II с великими княжнами в Покровской обители

Хоругвь, выполненная в память о посещении императором Николаем II и великими княжнами Покровского монастыря. 1913 г.

6 мая 1913 г. Многовековой уклад монашеской жизни нарушили революционные события 1917 г. Со стороны новой власти начались различные вмешательства, притеснения, реквизиции. В те годы настоятельницей Покровского монастыря была игумения Мария (Либеровская). Ей пришлось перенести много испытаний и видеть жестокое разорение своей обители. В 1937 г. игумения Мария была расстреляна, пострадали за веру в те годы еще несколько сестер монастыря.

Дата закрытия обители Покрова – 3 февраля 1923 г. К тому времени здесь проживало около ста насельниц. По воспоминаниям, одни сестры уехали из города к родным, другие – на Кавказ устраивать новую общину, третьи остались в Суздале, из милости их приняли к себе местные жители.

Игуменьи Покровского девичьего монастыря

Игумения Мария 6 мая 1913 г. была награждена золотым наперстным крестом с украшением из Кабинета Его Императорского Величества.

Храмовые и придельные празники в Покровском монастыре: 25 марта, 23 апреля, 28 июля, 1 августа, 1 октября, 8 ноября, 9 декабря и в Троицин День. «Кроме того въ 10-е по Пасхе воскресенье бываетъ презднество и ходъ вокругъ монастыря, где принимаютъ участие причты церквей: Петропавловский въ г. Суздале и подгороднаго села Сельца съ храмовыми иконами. Еще бываютъ крестные ходы 2 февраля и 25-го марта, въ понедельникъ, среду и пятницу Св. Пасхи, такъ называемые малые ходы, безъ постороннихъ участниковъ и 1-го октября бываетъ крестный ходъ изъ Суздальскаго Рождественскаго собора въ Покровский монастырь».

Монашеская жизнь в обители возродилась в 1992 г. На Пасху 26 апреля после 70-летнего перерыва в усыпальнице Покровского собора прошла первая служба, собравшая большое число богомольцев. Покровский женский монастырь стал первым возрожденным монастырем в Суздале. Его настоятельницей была назначена матушка София (Комарова). Знаменательно, что открытие монастыря произошло в год 450-летия со дня кончины преподобной Софии Суздальской.
Возрождение монастыря – это прежде всего возрождение его храмов. Новые страницы монастырской летописи рассказывают о передаче древнего Покровского собора, надвратной Благовещенской церкви, колокольни.
Уже 24 апреля 1994 г. Высокопреосвященнейший Евлогий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, совершил освящение главного собора Покрова Богоматери. Через несколько лет здесь установили новый четырехъярусный иконостас, иконы для него были написаны сестрами обители.


Иконостас Покровского собора

Одновременно с возрождением храмов в монастыре возрождается молитвенное служение. Сначала монастырские службы совершались только по воскресным и праздничным дням, а с 1993 г. они стали проходить ежедневно. С первых лет возродилось и чтение Неусыпаемой Псалтири.
В июле 1992 г. в надвратном Благовещенском храме был совершен первый монашеский постриг.
В эти же годы Покровская обитель начинает и свое социально-просветительское служение. Силами сестер стали проводиться занятия в воскресной школе, под свою опеку монастырь взял городской дом престарелых и инвалидов. Многим библиотекам и учебным заведениям обитель помогла укомплектовать фонды православной духовно-назидательной литературой. Паломникам и гостям, приезжающим из разных регионов страны, сестры проводят экскурсии и показывают монастырские святыни.
Музеи Владимирской области.

Приказная изба

В приказной избе располагается экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника.


Приказная изба

В юго-западной части монастыря сохранился ещё один памятник русской гражданской архитектуры — Приказная изба с воссозданным в 1970 г. интерьером нач. XVIII в. В подземелье здания находится каменный мешок, где содержались узницы монастыря.
Кон. XVII – нач. XVIII вв. Канцелярия по управлению огромными монастырскими владениями. Здание реставрировалось в 1950 – 1970-е, 2001 – 2002-е гг.
Приказная изба – центр управления монастырским хозяйством, в ведении приказной избы находились также судные дела. В здании три помещения с отдельными входами: архив, канцелярия и «каменный мешок». В помещении канцелярии воссоздана обстановка кон. XVII – нач. XVIII вв. В красном углу – иконы. На стене – портрет Петра I. На столе, покрытом сукном,- книги и папки для бумаг, грамоты и столбцы, чернильницы и гусиные перья. Чернильницы были настольные и поясные. Глиняные и металлические. Чернила для приказа покупали кувшинами. Помещение освещалось с помощью подсвечников-шандалов для восковых и сальных свечей. Кроме настольных шандалов, использовали «вислые» шандалы, а также напольные светцы. Перед столом – лавка с перекидной спинкой. Для хранения ценных бумаг и денег служили сундучки: «теремки», «подголовники» с покатой крышкой. На полу стояли «неподъёмные» сундуки, окованные железом, со сложными запорами. В них хранили бумаги, книги, а также одежду и ткани. В нише – книги XVII-XVIII вв. Обстановку приказной избы дополняют слюдяные «окончины».

Избы-кельи


Избы-кельи

Избы-кельи построены заново в 1970-х гг. на месте обветшавших старых домов и используются для гостиничных номеров суздальского туристического комплекса.
Гостиница Покровская уникальна тем, что расположена на территории действующего Покровского женского монастыря. Гостиница Покровская гармонично сочетает старинные традиции с самым современным сервисом. 11 рубленых домиков - копии русских изб XIX в. средней полосы России. В домиках - 32 комфортабельных номера от категории стандарт до люкс.
Их убранство стилизовано под старину: деревянная мебель, изразцовые печи, светильники и бра из кованного металла, домотканые дорожки, гобелены ручной работы. Однако все это не исключает наличия атрибутов современной цивилизации - удобств в номерах, телевизора, холодильника. Из окон домиков открывается чудесный вид на Спасо-Евфимиев и Александровский монастыри. Для гостей работает ресторан Трапезная.

4 мая 2008 г. в день Анти-Пасхи священнослужители Владимира и Суздаля, возглавляемые архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием, после молебна в кафедральном храме Воскресения Господня крестным ходом прошли в Покровский женский монастырь. Там областные чиновники и представители гостиничного комплекса Пушкарская слобода официально передали Владимирской епархии часть деревянных гостиничных домиков, расположенных на территории монастырской обители. Тут же под всеобщее одобрение было дано добро и открытию в монастырских стенах детского приюта.


Келейный корпус



В 1993 г. в с. Волосово Собинского района был открыт скит суздальского Покровского монастыря, с 1996 г. – самостоятельный Николо-Волосовский монастырь.
См. Николо-Волосовский женский монастырь.

Рядом с Покровским монастырем находятся две церкви: церковь Петра и Павла и церковь Святого Николая.


Церковь Петра и Павла (справа) и Никольская церковь (слева)

«Покровский луг»

Покровский луг площадью 1 га расположен вдоль правого берега р. Каменка, у Покровского монастыря. Его границы: южная – ул. Стромынка, северная – Спасский луг в районе ул. Покровская, восточная – береговая линия реки, западная – усадьбы индивидуальной жилой застройки по ул. Покровской, затем – вдоль Петропавловской церкви, ограды Покровского монастыря и улицы Покровской.


Справа Александровский монастырь, в центре Спасо-Евфимиев монастырь, слева Покровский монастырь


К Суздальскому Покровскому монастырю приписана церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Романово.

Храмы и монастыри города Суздаля.

Петропавловская и Никольская церкви.
Суздальский Кремль.
Свято-Васильевский мужской монастырь.
Спасо-Евфимиев монастырь.
Александровский мужской монастырь.
Ризоположенский женский монастырь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (07.05.2015)
Просмотров: 1341 | Теги: Церковь, Суздаль, монастырь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика