Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
29.12.2024
03:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1624]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Городище Бережец

Город Бережец

Между Гороховцом и Нижним Новгородом существовал город Бережец (Воскресенская летопись) или Бережечь (Новгородская I летопись).
«Бережець гор. Въ списке городов отмеченъ въ числе Залесскихъ. Псл. VII. 241».
Основными врагами владимиро-суздальских князей в XII в. были волжские болгары, и Клязьма была той дорогой, по которой они после Оки проникали вглубь княжества. В походе волжских болгар на Суздаль, совершенном ими в 1107 г. по маршруту Волга, Ока, Клязьма, Нерль, они не встретили на своем пути до Суздаля ни одного укрепленного пункта и легко достигли города, когда в нем отсутствовал княжеский наместник. Это обстоятельство и явилось главной причиной строительства по Клязьме ряда укрепленных городов, в которых размещались гарнизоны для защиты от новых нападений болгар. Огороженный частоколом или стенами, сооруженными на валу, вокруг которого проходил ров, укрепленный населенный пункт славян назывался городок. И если посмотреть на карту Владимирской области, то течение Клязьмы испещрено такими названиями - деревня Городок на границе Ковровского района, Клязьменский городок возле Коврова, деревня Городок у реки Тары, Пировы Городищи возле Вязников, деревня Городищи возле Гороховца. Тогда же на карте Владимирщины, появились Стародуб, Ярополч, Гороховец. В самом устье Клязьмы возник сторожевой город - Бережец. Эти городки-крепости были расположены на таком расстоянии друг от друга, что дымовой столб сигнального костра, обозначающий опасность вторжения, зажженный в одном городе, был невооруженным глазом виден в следующем за ним вверх по течению реки городе.

После того, как в 1221 г. был основан Нижний Новгород, вдоль Клязьмы пролегла сухопутная дорога, соединяющая столицу княжества с этим городом. Ее назвали Бережецкой дорогой. Она положила начало одному из торговых путей, соединивших позднее Москву со средней Волгой. Но для этого потребовались десятилетия. Свое название эта дорога получила от того, что проходила через город Бережец, возле которого существовал перевоз через Оку, называвшийся Лисовским, так как он располагался рядом с деревней Лисенки.

Об этом городе упоминается в летописи в рассказе о походе на Нижний Новгород московских и суздальских войск в 1364 г. Князь Дмитрий Константинович собрал в своей отчине в Суздале войско и вместе с московской помощью двинулся на нижегородского князя Бориса. Войска дошли до Бережца, где нижегородский князь встретил их с предложением мира. Следовательно, Бережец находился где-то по дороге из Суздаля в Нижний Новгород. Предположительно город Бережец можно отождествить с селом Березцы или Бережцы, находящимся на полдороге между указанными городами, недалеко от современного города Горбатова, при впадении Клязьмы в Оку. Так же определяет местоположение летописного Бережца и А.В. Экземплярский: Бережен, - ныне село Бережны при устье Клязьмы.

В XIII - XIV вв. Ярополчская, Гороховецкая и Бережецкая волости вошли в состав Суздальско-Нижегородского княжества, но уже в кон. XIV в. все Поклязьменье влилось в Московское великое княжество. Видимо, в кон. XIV – нач. XV в.

Бережецкий приход

«Погост Бережцы при речке Гавриловке находится в 17 вер. от уездного города и в 156 от губернского».
Церковь в этом селе в первый раз построена позднее, чем в соседних приходах, потому что в писцовых книгах 1628 года показана еще деревня Бережец, в которой было 5 дворов крестьянских и 6 бобыльских. Но в переписных книгах 1678 г. Бережец названо уже сельцом и в нем показана церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, при ней священник и просвирня; в сельце 12 дворов.
В 1754 году вместо доселе бывшей деревянной церкви, на средства Гороховецкого купца Алексея Евфим. Ширяева, в Бережцах построен каменный храм, который без существенных изменений сохранился здесь до настоящего времени.
Престолов в этом храме два: в холодном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в приделе теплом во имя Св. Николая Чудотворца.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по древности или ценности не имелось.
Причта в приходе по штату положено священник и псаломщик. На содержание его получалось: жалованья из государственного казначейства 400 руб., от служб и требоисправлений до 300 руб., процентов с причтового капитала (285 руб.) – 11 руб. 40 коп. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: пахотной удобной и неудобной 42 дес. 1740 кв. с., строевого леса 2000 саж., дровяного леса 2 дес.1400 с., поруби по оврагу 3 дес. 1400 с., по болоту 3 дес. 1100 саж. Сверх того по плану крестьянской земли дер. Овинищ значилось сенокосной церковной земли 3 десят.
Приход состоял из деревень: Дубков (6 вер. от церкви за р. Клязьмой), Овинищ (1 вер.), Копсова (2 вер.), Крылова (3 вер.) и Картаганова (5 вер.), в коих по клировым ведомостям 1896 г. числилось 781 душа муж. пола и 887 женского, из них раскольников 150 душ мужского пола и 209 женского.

Бережцовское училище, Красносельской волости, в селе Бережцах, основано священником Николаем Сперанским в 1882 г. Ближайшие училища: Золинское и Мячковское в 15 в. и Красносельское — 20 в. В 1884 г. «Помещение деревянное священника Сперанского, вместе с его квартирой; по свету и теплоте удобное; классных комнат одна — длиной 6, шириной 5 ½ , вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий достаточно — на 63 р. 42 к. Библиотеки земли нет. Законоучитель и учитель священник Николай Сперанский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1876 г., а в настоящем училище с 1882 г. Попечителя нет. Учащихся к 1-му января 1883 г. 24 м. и 4 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 12 м. и 4 д. Окончивших курс со свидетельствами не было. Вновь поступило 2 м. и 2 д. К 1-му января 1884 г. состояло 14 м. и 2 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 1, 8 — 9 л. 2, 9 — 10 л. 5, 10 — 11 л. 5, 11 — 12 л. 2, 12 — 13 л. 1. Учащиеся из д. д. Овинищ и Лисенок в 1 в. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания: православного 12 м. и 2 д., раскольн. 2 м. По сословиям: дух. 1 м., крест. 13 м. и 2 д. Средства: от разных ведомств 25 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 25 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 1-го октября по 8-е апреля. Пению обучаются простому и поют в церкви. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому языку 10, по Славянскому языку 2, по арифметике 4, по пению 1. Получивших награды не было. Не окончившие курса учились до 5-ти месяцев. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Учащихся в 1897-98 учеб. году было 48.
«Рождественская Елка». 28 декабря 1903 года в Бережцовской, Гороховецкого уезда, церковно-приходской школе состоялась по заранее составленной программе «Рождественская елка». После полудня школа стала наполняться учениками и постороннею молодежью. Стали появляться и мужички — крестьяне. К 4 часам все были на своих местах. Пропели тропарь и кондак праздника Рождества Христова. Учитель школы К. Гаврилов прочитал собравшимся по книге «праздники Господни» К. Победоносцева о значении для людей праздника вообще и Рождественского в частности. Затем как-бы в продолжение той же темы ученица наизусть прочитала из книги Преображенского «Воспоминание о празднике Рож. Христова». Ученики — певчие пропели в известном месте этого стихотворения «Слава в вышних Богу». По окончании стихотворения было пропето — «Боже всемогущий». Этой песнью закончился первый отдел программы. После небольшого антракта пропели патриотическую песню из сборника Покровского «Подвиг Сусанина». Ученик прочитал стихотворение «Школьник». Далее одна девочка изображала «птичку», а ребята вокруг нее пели: «Ах, попалась, птичка, стой!»... девочка пела: Ах, зачем, зачем я вам»... Пением «По синим волнам океана» закончился второй отдел «елки». После опять некоторого перерыва следовало стих. «Несжатая полоса», «Что ты спишь, мужичек?», «Два мужика» прочитали три ученика. «Ах ты, воля моя, воля»... пропела вся школа. Потом представлена была в лицах сказка о рыбаке и рыбке. Все с нескрываемым любопытством следили за перипетиями этой сказки. Сказкой о рыбаке и рыбке закончился третий отдел «елки». В продолжение антракта учитель Гаврилов за занавесом на фисгармонии сыграл несколько церковных четырехголосных песнопений, напр. «Слава в вышних Богу», «Хвалите имя Господне»... Наступали сумерки, в школе зажгли огонь. Приближался момент открытия «елки». Заведующий школой счел своим долгом уяснить слушателям значение «елки» с христианской точки зрения и тем подготовить в них правильный взгляд на «елку». С этою целью им была прочитана из журнала «Православный Путеводитель» за 1903 год статья «Рождественская елка» свящ. Туманова. По прочтении статьи огонь был загашен для получения большого эффекта от освещенной и разукрашенной «елки». Запели «Город чудный». По окончании этой песенки занавес, закрывающий елку, начал медленно отдергиваться; в это же время осветился портрет Государя Императора. Певчие запели «Славься, славься»…, и взором всех представилась освещенная и разукрашенная «елка». Все были в восхищении, восторгам не было границ... Ученики спели еще «Много лета, многи лета» и наконец гимн «Боже, Царя Храни!», после чего дружное «ура» огласило стены школы.
Далее была раздача свидетельств и похвальных листов окончившим школу в прошлом учеб. году. Заведующий к ним обратился с краткою речью, в которой увещевал расширять приобретенные в школе познания чтением книг, не порывать связи с воспитавшей их школой, не охладевать к храму Божию...
По окончании речи и выдачи свидетельств все ученики и ученицы получили из рук о. Заведующего в учителя К.Н. Гаврилова по кошельку сластей, каковые вместе с елочными украшениями были приобретены на средства Попечителя школы.
Гости расходились, изъявляя сердечное «Спаси Господи!» за все виденное и слышанное в школе. Так прошла у нас невиданная доселе в нашей стороне школьная «Рождественская елка», оставившая по себе массу оградных воспоминаний на долгое время.
Свящ. Л. Троицкий (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 7-й. 1904 г.).

26 сентября 1904 года в приходе с. Бережцов, Гороховецкого уезда.
«Радостное событие, о котором хочется говорить, имело место в с. Бережцах 26 сентября 1904 года. В этот день Покровский приходский храм с. Бережцов был торжественно освящен местным о. Благочинным, протоиереем г. Гороховца, Андреем Павловичем Бережковым в сослужении священника соседнего п. Архангельского М.С. Кохомского и местного священника Л.А. Троицкого. Приход с. Бережцов, издавна сильно зараженный расколом, имел до сего времени храм двупрестольный, который аркой, заделанной кирпичом, имевшей стеклянные двери, делился на две половины. В первой — холодной престол во имя Покрова Пр. Богородицы, а во второй, или теплом приделе, в честь Св. и Чуд. Николая. Этот придел в последнее время, по зимам особенно, год от году становился все теснее и теснее, так что уже не вмещал всех богомольцев по воскресным дням, не говоря о двунадесятых праздниках. Решено было расширить помещение храма путем соединения холодного с теплим и при этом неминуемого упразднения алтаря теплого помещения. Но так как денежных средств в храме значительных не было, а прихожане, по большей части склонные к расколу, не мало обеднели от довольно частых пожаров, бывших за последнее десятилетие, то священник обратился с просьбой к г. попечителю местной церк.-пр. школы пот. поч. гражд. Матвею Федоровичу Яковлеву.
Этот добрый человек по рождению принадлежит к соседнему приходу п. Архангельского и состоит попечителем второклассной Архангельской школы. Г. Яковлев, очень видный благотворитель в нашем районе, согласился не только расширить храм с. Бережцов, но и обновить как внешний, так и внутренний вид его. Весной 1904 г., с разрешения Епархиального Начальства, было приступлено в храме к работам, каковые к 26 сентября и были окончены, при чем денежных средств благотворителем было потрачено 3000 р. Начиная с иконостаса, все было обновлено. Храм теперь уже однопрестольный — теплый, светлый и довольно вместительный. Подыскались и другие благотворители, которые пополнили новыми вещами ризницу и церк. утварь. Ко дню освящения явились два очень хороших паникадила (одно стоит 200 р.) и несколько массивных подсвечников. Благотворителей, пополнивших церк. утварь, энергично подыскивал и располагал к этому местный церк. староста крестьянин П.К. Можаев. Торжество освящения началось накануне служением всенощного бдения с литией; на службу был позван для придания ей большей торжественности диакон п. Архангельского М. Широгоров. За службой пел хор детских голосов учеников и учениц местной церк.-пр. школы под управлением учителя К.А. Гаврилова. Пред литургией о. Благочинный освятил воду и ею окропил весь храм, начиная с алтаря. На литургии же местным священником о. Л. Троицким на «Буди имя Господне» было произнесено поучение о Церкви Христовой, как единственном спасительном для человека учреждении Божием. После молебствия Царице Небесной с обычным многолетием прочувствованное слово назидания к прихожанам храма произнес о. Благочинный, прося их отныне полюбить свой храм, так как только в нем заключается вопреки раскольническим мудрованиям наше временное благополучие и вечное спасение души. В конце своего слова о. Благочинный благодарил благотворителя храма М.Ф. Яковлева за расширение и обновление храма, к тому-же приглашал и прихожан. По выходе из храма прихожане с чувством благодарили г. Яковлева своим бесхитростным «Спаси, Господи"... (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 21-й. 1904 г.).

Деревня Овинищи

Овинищи. Поселение 3, неолит, эпоха бронзы. Ок. 0.5 км. к югу от с., дюнообразное всхолмление на левом берегу р. Гавриловка. Найдены обломки лепной посуды с ямочно-веревочной орнаментацией, балахнинской неолитической к-ры, фрагменты лепных сосудов с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, к-ры ранней сетчатой керамики кон. эпохи бронзы, кремневые наконечник стрелы, скребок, пластина.
Овинищи. Поселение 1, эпоха бронзы. 0.5 км. к юго-востоку от с., левый берег р. Гавриловка (левый приток р. Ока), 1.5 км. от ее устья. Найдены обломки лепной посуды, отнесенные к эпохе бронзы.
Овинищи. Поселение 2, эпоха бронзы. 0.5 км. к югу от с., дюнообразное всхолмление левого берега р. Гавриловка. По данным Б.А. Сафонова 1940-х гг., сохранившаяся часть памятника имела площадь ок. 20 кв. м. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная, орнаментированная ямчатыми вдавлениями, отпечатками гребенчатого и зубчатого штампа, иногда со штриховкой на внутренней поверхности, поздняковской к-ры, кремневые отщепы.

Первый владимирский губернатор – граф Роман Воронцов в целях выяснения экономики различных мест губернии запросил из дворцовых и экономических селений необходимые сведения. Вот какие сведения на этот запрос получены были из экономической жизни деревни Овинищи Гороховцкого уезда:
«В оной деревне по ревизии состоит мужска полу душ 192. Хлебопашество имеют они по малоимению земли самое нужное (от слова «нужа» - тягость) и то по пещаным местам, почему и урожай хлеба бывает весьма мал, да при том же в весеннее время потопляется водою от реки Клязьмы и Оки и хлебу никакого урожая почти не бывает, разве в лучшие годы и то редко, так что рожь и пшеница тоже почти число урожаю приносит, сколько и посеяно было; почему у них не только не бывает продажи хлебу, но и сами ежегодно покупают. На торгах в разных местах и по разным ценам промысел их состоит в том, что в летнее время по рекам Волге, Оке и Клязьме в разные города нанимаются на отправляющихся из Астрахани и Нижнего с рыбою, с солью и железом судах. А в зимнее время под извозом у вольных людей нанимаются, а прочие делают для рыбных ловель сети и всякие для оной ловли снасти кои и употребляют в продажу. К тому же и судоходства никакого не имеют. А жительство их состоит от реки Оки в двух верстах с половиною...».
Как видно из текста этого сообщения, относящегося к 1778 году, главный промысел мужского населения деревни — это обслуживание речного судоходства по Волге, Оке и Клязьме — в качестве бурлаков. Это в некоторых приречных населенных пунктах давало возможность существования и получило особое развитие в XVIII веке, удовлетворяя нужды развивающегося российского рынка.
Это можно проследить и на сравнительных цифрах населения этой деревни. Если в 1628 году в деревне Овинищи имелось 6 крестьянских дворов, а в 1678 году — 16, то с развитием бурлачества в XVIII веке население деревни увеличивается, несмотря на совершенно неудовлетворительное состояние земледелия.
27 сентября 1830 года во время свирепствования в России холеры Романов Михаил Петрович был назначен смотрителем обсервационной карантинной заставы в д. Овинищи сроком на два месяца. Такие заставы учреждались в первой половине XIX в. и действовали для «охранения государства от внесения в оное заразы». Функции их заключались, в первую очередь, в «карантинном очищении людей и товаров» и устраивались при въездах в губернии в период эпидемии чумы, холеры и других заболеваний. Недалеко от д. Овинищи Гороховецкого уезда находилась переправа через р. Оку, и здесь проходил путь из соседнего региона – Нижегородской губернии.

Всего в одном километре от Овинищ находятся остатки древнего укрепленного городка под названием Бережец. Этот городок замыкал оборонительную систему, построенную при Юрии Долгоруком и состоявшую из укреплений Владимира, Стародуба-Ряполовского, Ярополча, Гороховца и Бережца. Эти оборонительные сооружения позволяли княжеской власти контролировать все протяжение нижнего течения Клязьмы и бороться с вражескими нашествиями. Существовала и сухопутная дорога, соединявшая все эти укрепленные города, которая носила название — Бережецкая дорога.
В. Маштафаров, газета "Новая жизнь" от 20 июня 1972 г.

20 марта 1925 г. в д. Овинищи родился Николай Андреевич Королев (1925-1997) - писатель, поэт, участник Великой Отечественной войны. Печатался в газетах, коллективных сборниках. Несколько лет руководил литературной группой «Исток» при редакции газеты «Новая жизнь». Издал свой сборник рассказов «Цена улыбки» (1992 г.), сборник стихов, поэм, прозы «Рассветы в устье Клязьмы» (1993 г.) и сборник «Дачники» (1994 г.), в который вошли рассказы, очерки и повесть.

Владимирская область

Город Гороховец
Гороховецкий район.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Гороховец | Добавил: Николай (30.09.2015)
Просмотров: 10694 | Теги: гороховец, Бережец | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru