– Местонахождение (эпоха бронзы) расположено на территория города Коврова, ул. 1-я Артемовская. При строительстве жилого дома на глубине 0.5 м. в виде скопления найдены диоритовый сверленый топор-молот обушкового типа, асимметричной формы, и две ножевидные пластины, одна из которых с ретушью. Вероятно, эти предметы происходят из нарушенной могилы грунтового могильника фатьяновской культуры. [1] - Шашовский Грунтовый могильник (эпоха бронзы) расположен в Южной части современного города Коврова, у б. с. Шашово. Отнесен к фатьяновской культуре. Территория памятника застроена. [1]
Село Елифановка
В XII в. при Великом Князе Юрии Долгоруком основаны в здешнем Владимирском крае многие селения и города. Для доставления Князю зверей в 1130-х гг. поселился здесь зверолов Елифан, и место его жительства получило название Елифановка. Великий Князь Андрей Юрьевич Боголюбский, воздавая последний долг умершему в 1157 г. родителю своему строением церквей и обителей во Владимире и вниз от города Боголюбова по течению реки Клязьмы на правом берегу ее, первую церковь построил во имя Спаса, что в Купалищах (где были еще язычники и поклонялись богу — Купале). Ко дню Успения Божьей Матери Великий Князь прибыл к месту, где ныне село Любец (Ковровский район), имеющее самое живописное местоположение. Место это полюбилось Князю. «Любо здесь», - сказал он и велел построить церковь во имя Успения Божьей Матери. Хотелось Князю побывать в Стародубе, но обстоятельства отвлекли его к Князьям Суздальским. Великий Князь, возвращаясь уже зимою из Суздаля опять к Стародубу, из-за вьюги сбился с пути и, не надеясь уже на спасение, попал в стан деревни Елифановки на канун Рождества Христова. По случаю своего чудесного избавления от верной гибели он приказал выстроить тут Рождественскую церковь. На утро, отогревшись и отдохнув, Великий Князь отправился к обедне в Стародуб (ныне называемый Клязьминский городок). Отсюда он поехал далее и при устье реки Тары и Мстерки приказал построить церковь во имя Богоявления Господня, где ныне поселок Мстера. С тех пор, как Великий Князь приказал построить в д. Елифановке деревянную церковь, деревня эта получила название села Рождественское. Сын Елифана Василий Елифанов взялся срубить и поставить эту церковь. При освящении ее Великий Князь наградил его пустошами, лесами и лугами от реки Нерехты по Гремячий враг по Клязьме на кривой дуб и старую ветлу до Нерехты же, как это значится в писцовых книгах Дьяка Михаила Трусова и Федора Витовтова. Позже эти угодья переходили из рода в род под названием пустошей Елифановских.
Село Рождественское
В XIII в. частые набеги татар, беспокоившие жителей села, вынуждали их укрываться в лесах. Войска хана Батыя, взявши Гороховец и Муром, разграбили и сожгли село Рождественское. Жители скрывались в двух верстах от него на Шириной горе (искусственные насыпи и доселе свидетельствуют об этом убежище жителей села Рождественское). В последующее время от разных набегов вражеских многие из жителей этого села удалились в укрепленные города, и будто бы поколение Елифановых переселилось в город Суздаль.
Родоначальником князей Ковровых стал четвертый сын князя Федора III Федоровича Стародубского князь Андрей Федорович Кривоборский, живший во второй трети XV столетия. Впервые князь Андрей Федорович упоминается в меновой грамоте на селе Троицкое князей Федора Даниловича Пожарского и Михаиле Ивановича Голибесовского. В этой грамоте, относящейся примерно к 1440-1470-м гг., упоминаются соседние владения “брата’’ князя Андрея. Ему принадлежало село Рождественское с деревнями и сельцо Андреевское. Известный генеалог Л.М. Савелов в своей работе “Князья Ковровы” писал о князе Андрее Федоровиче: “Этот князь Андрей Федорович Ковер, по-видимому, был единственным удельным князем Ковровским, в его владении было село Рождественское с деревнями, по его уже прозвищу оно стало называться Ковровым, а с ним вместе и его удел именовался Ковровским”. Сын Андрея Кривоборского, князь Василий Андреевич Ковер из удельных князей уже перешел в разряд служилых людей. В 1492 г. Рождественское уже являлось центром владений князей Ковровых, и здесь находилась их родовая усыпальница. Есть все основания полагать, что с. Рождественское к этому времени уже являлось административно-хозяйственным центром владений князей Стародубских-Ковровых. Скончался князь Василий Андреевич Ковер в 1531 г. и был погребен на кладбище села Рождественское при церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Село Рождественское, досталось Князю Семену Васильевичу по прозвищу Волк.
Село Коврово
В 1567 г. князем Иваном Семёновичем Ковровым Коврово было подарено суздальскому Спасо-Ефимьевскому монастырю при архимандрите Савватии, а в 1572 г. вдовой, после Князя Василия Ивановича, Мариею, урожденною Княжной Мезецкой, к тому же монастырю приложены: сельцо Андреевское, деревни Сувориха, Салтаново, Угримово, Фролово с пустошами, лесом, рыбными и бобровыми ловлями. Внуком Князя Ивана Андреевича к тому же монастырю при архимандрите Иове приложены деревни с пустошами: Садищи, Коверзино, Ивакино и Витино, а в 1577 г. двоюродным братом Князя Никиты, Князем Иваном, сыном Осипа Андреевича, который в этом году предводительствовал стрельцами и боярскими детьми против татар, приложены сельцо Шашовка и деревня Зуреево с пустошами.
В 1587 г. внук Василия Осип Ковров усмирил взбунтовавшихся луговых черемис. Близ Коврова, в лесу есть урочище, именуемое Ширина гора, замечательное тем, что в этой горе до сих пор многие подозревают существование каких-то сокровищ, скрытых будто бы, имевшею здесь пристанище шайкой разбойников, под предводительством атамана Ширина, и грабившего купеческие караваны при провозе их в Нижегородскую ярмарку. Но охотники до кладов никогда никаких кладов не находили, а вырывали нередко остовы и кости человеческие, которые были или остатки от жертв грабежа разбойников, или кости самих разбойников, сложивших свои буйные головы в тишине вековых сосен. Впрочем, про остовы и кости человеческие находимые нередко на Шириной горе, среди некоторых жителей г. Коврова существует и еще гадание историческое. По летописям отечественной истории известно, что во время так называемой панщины или владычества поляков во времена междуцарствования России, поляки, под предводительством пана Александра Лисовского, долгое время были в Суздале, а 6 марта 1609 г. разгромили и разграбили город Стародуб Кляземский, что ныне с. Кляземский городок в 14 верстах от Коврова. Таким образом, остовы и кости человеческие на Шириной горе могут свидетельствовать о стоянке поляков при осаде Стародуба, или даже не была ли здесь битва поляков с Кляземскими Стародубами. Впоследствии многочисленные потомки стародубских князей переселились в Москву, где образовали роды Гагариных, Хилковых, Ромодановских, Пожарских и другие. Скоро род князей Стародубских распался на другие фамилии. Князь Василий Фёдорович - князей Ромодановских, угасших в 1790 г., от князя Константина Фёдоровича - князья Льяловские, от Петра Фёдоровича - князья Осиповские; князь Михаил Иванович по прозванию Гагара - родоначальник князей Гагариных; еще позже - князья Ковровы, князья Небогатые и князь Неучкин, единственный и бездетный сын князя Ивана Семеновича Стародубского, по прозванию Неучка.
В нач. XVII в. известь добывалась в селе Коврове. «Челобитная 1631 года о дозволении готовить известь въ селе Коврове для церковнаго строения въ Суздальскомъ Покровскомъ монастыре. Пречистые и великие обители Боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Преподобнаго Отца нашего Евфимия Чудотворца государю нашему Архимандриту Порфирию да Келарю старцу Иосифу Воинъ Корсаковъ да подъячей Богданъ Григорьевъ челомъ бьютъ. Въ нынешнемъ во 139 году Маия въ 16 день прислана въ Суздаль Государева Царева и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии грамота на ваше имя, и по той Государеве грамоте велено вамъ дать въ Покровский девичь монастырь къ церковному къ каменному делу въ вашей Спаса Евфимиева монастыря вотчине въ селе Коврове известь готовить и въ сараехъ въ монастырскихъ въ спасскихъ въ глине кирпичь жечь чтобъ въ Покровскомъ девичьемъ монастыре за темъ церковное дело не стало. И мы съ тою Государевою грамотою къ вамъ въ Спасской монастырь для того къ соборному старцу Аврамию Молвянинову да къ казначею старцу Иосифу Мурзину съ братьею писали и грамоту Государеву имъ отдали, и они намъ прочетъ ту государеву грамоту сказали что безъ васъ въ Спасской вотчине въ селе Коврове извести готовить и въ сараехъ монастырскихъ кирпичу жечь дать не смеютъ и хотели о томъ списатца съ вами. И вамъ бы Государь Архимандритъ Порфирий и келарь старецъ Иосифъ по Государеве грамоте велеть отписать въ Спасской монастырь къ соборнымъ старцемъ чтобъ на церковное дело въ спасской вотчине известь готовить и въ сараехъ кирпичь жечь дали чтобъ за темъ Покровскаго девича монастыря церковном каменному делу мотчания не было, да и къ намъ бы пожаловать велеть о томъ отписать для ведома. На обороте написано: Такова отписка въ Москве послана Маия въ 23 день съ келаремъ старицею Евпраксиею Блудовою».
Село Коврово оставалось вотчиной монастыря до 1764 г. с учреждением в 1764 г. монастырских штатов Коврово стало экономическим селом.
«Сей крест установлен в память князей Ковровых, в честь которых получил имя город Ковров, и десятков поколений ковровчан, погребенных здесь на бывшем Иоанно-Воиновском кладбище».
Город Ковров
Новая страница ковровской истории началась с царствования императрицы Екатерины II, по указу которой 1 сентября 1778 г. в составе Владимирского и Костромского наместничества был учреждён Ковровский уезд, а с. Коврово получило статус уездного города. 5 января 1779 г. состоялось торжественное открытие ковровских присутственных мест. Открытие города производил Владимирский наместник Р.И. Воронцов, который любил охотиться в густых лесах Ковровских, и, встречая всегда во время охоты множество зайцев по представлению наместника так и утвержден герб для Коврова: в нижней части сидящие два зайца в зеленом поле, в верхней – герб Владимирский (в красном поле стоящий на задних лапах лев).
Герб Коврова
Ковров стал городом в 1778 г. по указу императрицы Екатерины II. Среди городских привилегий имелся пункт, гласивший: «Городу иметь герб, утверждённый рукою императорского величества, и оный употреблять во всех городовых делах». Существует легенда, что царский наместник граф Воронцов очень любил охотиться на зайцев в ковровских лесах. Именно он и предложил изобразить этих зверьков на гербе Коврова. Автором ковровского герба стал герольдмейстер А.А. Волков. При составлении герба города Коврова поле щита пересеклось надвое: «в верхней части — герб Владимирский (в красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест)» . В нижней — герб Коврова «сидящие два зайца в зелёном поле, каковых зверей в окрестности сего города изобильно». В XIX веке герб Владимира перенесли в «вольную часть» (верхний правый угол) герба города.
Герб Коврова, использующийся до 2012 года.
Из описания 1857 г.: «В зеленом поле 2 серебряных зайца с червлеными глазами и языками, стоящие на задних лапах и обращенные друг к другу спинами». В вольной части герб Владимирской губернии. Щит увенчан серебряной стенчатой короной, за щитом накрест положены два золотых молотка, соединенные Александровской лентой. Этот вариант герба был утверждён Ковровским городским Советом народных депутатов 21 августа 1997 г. В 2012 г. в связи с присвоением Коврову звания Города воинской славы было решено скорректировать герб с учетом рекомендаций Геральдического совета при Президенте РФ. Собственно щит остался практически без изменений. Вместо красной ленты герб теперь окружает бело-синяя орденская лента — знак того, что в 1978 г. Ковров был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Золотая башенная корона с пятью зубцами — показатель статуса городского округа. Скрещенные позади короны мечи символизируют присвоенное Коврову звание Города воинской славы. В оформлении герба используется золотой цвет — символ богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Серебряный как олицетворение чистоты, совершенства мира и взаимопонимания. Красный цвет на гербе означает труд, силу, красоту, а зелёный — природу, здоровье и молодость.
Герб города Коврова
В зеленом поле на золотой земле два серебряных сидящих, обращенных друг от друга зайца. В вольной части (в верхнем правом углу) герб Владимирской области. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти видимых зубцах с двумя обнаженными, скрещенными за короной мечами с серебряными клинками и золотыми рукоятями, и обрамлен лентой ордена Трудового Красного Знамени.
Флаг мунициапального образования город Ковров Владимирской области
«Флаг городского округа представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, багряного цвета с односторонним изображением в центре флага герба городского округа. Габаритная ширина изображения герба городского округа должна составлять 2/5 части длины полотнища флага». Флаг города Коврова был установлен уставом города Коврова Владимирской области, по крайней мере, в 1997 г. В приложении № 2 к уставу приводилось «Положение о флаге города Коврова». В ходе муниципальной реформы 2006 г. был принят устав муниципального образования город Ковров Владимирской области, которым в названии «Положения» и в описании флага было изменено название муниципального образования.
В 1789 г. новооткрытый уездный город Ковров весь сделался жертвой пожара. В течение нескольких лет он не мог оправиться от этого бедствия, а потому был обращен в заштатный посад и 8 октября 1797 года был включён в Вязниковский уезд. В середине 1790-х гг. в двух верстах к югу от уездного города Коврова, близ берега Клязьмы, поселился отставной прапорщик Владимирского губернского батальона Степан Тарасович Расков. См. Посёлок имени Малеева и Кангина («Малеевка») После убийства Павла I в результате заговора в марте 1801 года его сын и наследник Александр I поначалу утвердил «штаты Владимирской губернии» в том виде, в каком они находились при его отце. 21 марта 1802 го г. новый царь фактически одобрил пребывание Коврова в составе Вязниковского уезда. Однако назначенный в том же году новый владимирский губернатор князь Иван Михайлович Долгоруков решил, что Ковровский уезд необходимо восстановить, и направил соответствующее донесение в Сенат. Сенаторы прониклись доводами губернатора и, в свой черёд, направили доклад государю. В итоге Александр I восстановил Ковров в качестве уездного центра, а Вязниковский уезд был оставлен в прежних екатерининских границах. 24 мая 1803 г. посад Ковров вновь восстановлен был в качестве уездного города. Официальное повторное открытие Коврова в качестве уездного центра состоялось 7 февраля 1804 года в присутствии губернатора князя Долгорукова. В 1803 г. по выбору городового общества Иван Апарин занимал пост ковровского ратмана, а в 1806-1808 гг. — бургомистра. Февраль 1804 г. – повторное открытие уездного гор. Коврова в присутствии владимирского губернатора князя И.М. Долгорукова. Иван Федорович Апарин (1775-1.1.1831) в 1803-1805 гг. по подряду от казны он выстроил в Коврове новое деревянное здание городской тюрьмы. В 1803-1806 гг. местным купцом Федором Федотовичем Шагановым был построен первый каменный корпус ковровских торговых рядов на Базарной площади (ныне на ул. Першутова) и открыт в присутствии владимирского губернатора князя И.М. Долгорукова. В 1869 и 1892-1893 гг. торговые ряды были частично перестроены и значительно расширены. В 1804 г. вместо прежней почтовой дистанции в Коврове по распоряжению почт-директора Московского почтамта статского советника Федора Петровича Ключарева открылась почтовая экспедиция. И.Ф. Апарин избран с 1812 по 1817 гг. ковровским городским головой. В июле-августе 1812 г. в Коврове формируется 3-й пеший полкВладимирского ополчения. На экипировку которого жители Коврова, равно как помещики и крестьяне Ковровского уезда, собрали немалые средства. И.Ф. Апарин активно участвовал в сборе пожертвований на нужды ополчения, за что был пожалован бронзовой медалью. Первая Ковровская больница ведёт своё начало с 1812 года. Дело об убиении помещика Рогановского (1812-13 гг.). В 1817 г. в Коврове насчитывалось 177 домов и 887 жителей, имелось 2 церкви. Город Ковров в XIX веке В 1820 г. учрежден крестный ход из Боголюбова монастыря в г. Ковров с иконой Боголюбской Божией Матери, куда чудотворная Боголюбовская икона Божией Матери приносится ежегодно в августе месяце. И.Ф. Апарин избран с 1821-1823 гг. ковровским городским головой. 1825 г. – принятие нового плана застройки Коврова. 1829 г. – основание ручной ткацкой фабрики купца Филиппа Апарина (позже принадлежавшей купцам Маракушеву, Шишкину, Треумову); в советское время – фабрика имени Абельмана (АО «Ковровский текстиль»). См. фабрика Треумова 1830 г. – учреждение Ковровской почтовой конторы. 1 января 1831 г. скончался бывший городской голова Иван Фёдорович Апарин. 1833 г. — пребывание в Коврове поэта Александра Ивановича Полежаева в составе Московского пехотного полка. В ночь с 9 на 10 июля 1834 г. начался в городе пожар, который истребил 130 домов из 276. Николай I «высочайше повелеть соизволил отпустить из казначейства 30000 рублей в ссуду погоревшим жителям сроком на 15 лет, без процентов, под залог с круговым поручительством с рассрочкой в уплате». Одновременно, «в пользу самых беднейших, кои по состоянию своему не могут воспользоваться ссудою» была открыта «подписка добровольных приношений собственно по Владимирской губернии». Эта подписка дала более двух тысяч рублей. Еще две тысячи выделил владимирский губернатор Ланской. 14 августа 1836 г. г. Ковров посетил по дороге из Москвы в Нижний Новгород Николай Павлович (в 1825-1855 гг. Российский император Николай I). Император Александр II 4 августа 1837 г. приезжал в Ковров. Город он посетил во время своего путешествия по России, которое предпринял, чтобы познакомиться со своей империей. В Коврове цесаревич посетил Христорождественскую церковь, где слушал молебен, совершенный священниками Михаилом Туторским и Силой Архангельским. Для лечения горожан в 1838 г. было построено здание Ковровской земской больницы. В 1838 г. выстроены каменные общие тюремные казармы, в 1862 г. одиночные, тюремная церковь построена купцом Треумовым в 1897 г. 1840 г. — Открытие Московско-Нижегородского шоссе, обошедшего Ковров стороной. 24 июля 1844 г. владимирский губернатор Петр Михайлович Донауров ревизовал присутственные места в Коврове. 1844 г. — строительство деревянного дома под больницу в Коврове. 1845 г. — открытие в Коврове ткацкой фабрики купца Ивана Герасимовича Дунаева. 8 февраля 1846 г. — утверждение нового плана Коврова, предусматривавшего строительство пристани на реке Клязьме. 1848 г. — сильная эпидемия холеры в Коврове. Смерть городского головы купца Ивана Герасимовича Дунаева. К средине XIX столетия Ковров представлял собой самый незначительный и бедный городок в губернии. По данным за 1837 г. его положение в ряду других городов губернии в смысле населенности и промышленной деятельности рисуется в таком виде:1851-1854 гг. городским Головой гор. Коврова был Першин Николай Дмитриевич (1802 - после 1862). Отставной подпоручик Андрей Иванович Чихачев в 1854 г. в с. Зименки открыл Первую публичную библиотеку в Ковровском уезде. В 1855 г. в Коврове родился Купреянов Николай Александрович – будущий генерал-майор, начальник пушечной оружейной мастерской Тульской оружейной мастерской, инспектор-оружейник Московского военного округа. Ковровская дружина № 127Владимирского ополчения выступила походом 20 июля 1855 года в г. Литин Подольской губ. Город Ковров в 1861 году «Письма из Коврова» 1862 г. В 1864 г. при Коврове была устроена новая хлебная пристань, которая существовала до нач. ХХ в. В 1869 году начал строиться первый ковровский водопровод, который был проложен к 1874 году.
Город Ковров. Вид с моста.
Река Клязьма
В 1868-1872 гг. после обрушения железнодорожного моста через реку Клязьму у станции Ковров-1 были произведены работы по устройству нового искусственного русла. После этого Клязьма стала протекать ближе к городу. В 1888 при Земской управе была открыта Ковровская публичная библиотека. В 1889 году построено здание Ковровской Земской Управы. 1890 – 1894 гг. глава города Коврова - Платон Герасимович Герасимов (1846-1916). В 1890 г. в г. Коврове открыто Общество хоругвеносцев.
Революционное движение на фабрике Треумова Ковровское революционное движение 1905 года 17 декабря 1906 г. в воскресенье вышел первый номер частной газеты «Ковровские вести». Празднования 100-летия Отечественной войны 1812 года в г. Коврове. 26 августа по окончании поздней литургии в Спасо-Преображенском соборе местные войска, рота потешных и учащиеся местных учебных заведений были построены согласно выработанному заранее плану на Базарной площади, близ часовни, где было совершено местным духовенством торжественное молебствие, а по окончании начальник гарнизона прочел Высочайший приказ армии и флоту. Затем войска и рота потешных церемониальным маршем, под звуки духового оркестра проследовали в казарму, где был устроен солдатский спектакль. Была поставлена драматическая пьеса в 4-х действиях «Бородино». Накануне, 25 августа подполковником Полянским было сделано нижним чинам чтение о Бородинском сражении с его планом... 19 февраля 1911 года - в 50-й год памяти освобождения крестьян от крепостной зависимости Ковровским Уездным Комитетом было устроено празднество. В 1912 г. в городе существовало пароходство П. Лабутина в составе 2 пароходов (буксирный и пассажирский). 30 августа 1912 г. на Ильинской площади открыт памятник императору Александру II. Ковровский Отдел Владимирского Округа И.Р.О. спасания на водах открыт 26-го апреля 1913 г. Купальня устроена в 1913 г. В 1914 г. Отдел открыл Школу плавания. Альбом «уездной барышни» на переломе эпох: девичий альбом ковровчанки Ани Барановой (1916-1919). Город Ковров и уезд в 1917-м году 20 марта 1917 года в Коврове прошел съезд духовенства г. Коврова и уезда. Положение Русской Православной Церкви в Коврове в 1917-1945 гг. Военно-революционный жел.-дор. Комитет в Коврове с участковым ж. д. Комитетом организовали 9-го августа 1917 г. Боевое Бюро. В воскресенье 4 февраля по старому календарю (по новому — 14-го) 1918 г. после литургии был совершен из старого собора крестный ход по улицам города. Протоиерей Преображенский возглавил крестный ход в центре Коврова в поддержку гонимого православия. В феврале 1918 года состоялся Ковровский 1-й Объединенный Уездный Съезд Советов Рабочих и Крестьянск. Депутатов. Восстание меньшевиков в г. Коврове 19-20 марта 1918 г. Нападение на ст. Ковров унтер-офицерского батальона в 1918 году
В 1918 г., 7-го июля в Москве, на Ѵ-м съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, во время мятежа партии левых эсеров был убит Абельман Николай Самуилович. Юношеское движение в Коврове и Ковровском уезде. Организация телефонной сети в Ковровском уезде Владимирским Союзом П-ных О-в. В 1918 году 1 июня в Коврове открылся Дом искусств. В июне 1919 года в руководящих губернских учреждениях велись разговоры о перенесении Губернского центра в г. Ковров. В 1920 году открылся Ковровский народный университет, находившийся в ведении Ковровского отдела народного образования, имевший три отделения. Ковров и уезд в годы Гражданской войны В городе Коврове в 1921 г. была ликвидирована детская скаутская организация. По принципу Московского Коммунистического Союза Молодежи, в 1923 г., были созданы детские коммунистические группы (Ковровская организация юных пионеров). В 1923 г. основана электрическая станция. «Мысль о постройке городской электростанции возникла осенью 1922 года, когда освещавший город завод №4 поставил тяжелые условия пользования электро-энергией. Задумали и приступили к делу. В 1917 году сгорела фабрика в селе Петровском, но уцелел локомобиль системы «Ланц», который и привезли в город. Под здание тсанции приспособили бывший склад Владимиросоюза, динамо-машины и электро-техничсекие принадлежности закупили в Москве и работа закипела. 1-го мая 1923 г. испробовали локомобиль, а со дня 6-й годовщины Октябрьской революции станция начала работать, освещая весь город» («Призыв», 27 ноября 1923 г.). Пленум Губернского комитета партии 8 мая 1923 г. постановил закрыть уездные газеты «Трудящуюся Бедноту» (Ковровский у.) и «Красную Новь». Главными причинами такого решения были: отсутствие в означенных газетах достаточно опытных работников и материальных средств. Ковровская ярмарка в 1925 году.
«20 сентября в Коврове состоялся мото-вело пробег. Для мотоциклов дистанция в 100 километров, для велосипедов — 40 километров. Из шести участвующих мотоциклистов полную дистанцию в 100 км. прошел только М. Трофимов на машине системы «Идиан»; остальные сошли по различным причинам. Из велосипедистов лучшее время показал Мартынов, покрыв дистанцию в 40 км. 1 ч. 5.9 м.; вторым пришел Мышлевец — 2 ч. 8 м.» («Призыв», 30 сентября 1926). «В живописном месте расположен ковровский спорт-городок. Вокруг сосновый лес, неподалеку железная дорога. По воскресным дням тянут сюда группы рабочих ковровских фабрик и заводов. В прекрасном месте городок, но далеко не прекрасно то, что ковровский совет физкультуры огородил спорт-городок забором, за который пускают только избранных, имеющих в кармане деньги. Вход в городов — четвертак, на каждый раз четвертаков не наберешься. Идет рабочий мимо городка, т. к. на все семейство денег много надо. Не мешало бы совету скостить цены за вход в спорт-городок» («Призыв», 9 июля 1926).
«Ковров поет В былое время об эту пору Ковров справлял три праздника, — принимали икону из Боголюбова, пили по поводу «смоленской», а главное ждали открытия ярмарки. 9 авг. подторжье, а 10 поднимается ярмарочный флаг. Теперь не носят больше по губернии «боголюбивую царицу», не празднуют «смоленскую», но... выпить все равно нужно. Тем более, что ярмарка осталась... Когда мы подъезжали к Коврову на платформе с цифрой «232», поезд осадила толпа в 150-200 человек, по праздничному одетых. — Куда это столько народу? — В Ковров, на открытие ярмарки. В Новках поезда дожидающихся еще больше. Вышедший из Владимира почти пустым, поезд к Коврову был битком набит. По ковровским аллеям от станции к ярмарке шла густая толпа. Говорили только о ярмарке. Очевидно, только ей и интересовалась, даже больше - ею жили. Навстречу попадались девицы в ярких платьях и почему-то непременно с бумажными розами в руке. Мы не застали торжества открытия ярмарки и на две минуты опоздали к окончанию занятий торгового комитета. От торгкома осталось всего-навсего 6-7 пустых бутылок из-под пива. В первый день открытия всякой ярмарки полагается не столько торговать, сколько в торжестве справлять «великое событие». Должно быть поэтому все выступающие на ковровской ярмарке кооперативы закрыли свои ларьки к 4 часам. Частники, — они еще торговали. Так ведь на то они и частники, чтобы хапать сразу же, с места в карьер. Кстати, ковровский ЦРК выступает на ярмарке всего-навсего с одной мануфактурной палаткой. Зато богато представлены кооперативы волостей. На ярмарку привезли свои товары: великовское потребительское о-во, сергейцевское, кляземско-городецкое ЕПО, всегодический «Трудовой Крестьянин», заборьевская «Самопомощь» и, кроме того, инвалидная артель «Красный Октябрь». На ярмарке можно найти любые товары. Даже футбольные мячи в большом изобилии. Говорят гуляющие: — Мячи висят, деревня в футбол заиграла... Да и вся ярмарка рассчитана на деревню. Недаром здесь выступают деревенские кооперативы. Частник не может перешибить их низкой ценой. Он берет другим. Вот торговля Носкова. В его лавке плакат: «Бесплатная доставка товаров на дом». К 5 часам вечера вся ярмарка закрывается. Закрываются даже городские магазины с желтой вывесочкой «Частная торговля». Оказывается, все идут в гости. В Коврове даже фабрика им. Абельмана не работает в этот день. Рабочие отрабатывали по праздникам, только, чтобы им не работать в «смоленскую». Сегодня и они празднуют. По всему Коврову раздаются песни. Каких песен вы не слыхали? Поезжайте в Ковров. Здесь вы услышите любую. Мальчишки-торговцы принесли сюда «московскую культуру», которая выражается в чертиках, поющих: «уйди, уйди»... Ковровские старожилы не поддаются этой культуре и предпочитают петь по старинке: — Ничего мне на свете не надо... Это слышали мы в рабочих квартирах. У обывателей по-другому: граммофон поет «На сопках Манчжурии», а гости пляшут нуарскую лезгинку. К вечеру весь Ковров пел. Редко встретишь такой дом, где не было бы гостей, песен, пьянства. Встретили мы и плачущую мать с ребенком, которая кричала, что убили ее мужа. В такие праздники Ковров поет. И плачет... Вл. Кудрявцев» («Призыв», 21 августа 1926).
«Первые вело-гонки в Коврове. 29 августа в Коврове УСФК были устроены велосипедные соревнования на 18 километров. Для велосипедистов было приготовлено 7 призов — серебряный портсигар, вело-покрышка, велокамера, сумка, книга и т. д. Двадцать девятого было пасмурно, но, несмотря на это, к старту на площадь Свободы с утра начинают собираться участники пробега и зрители. Здесь же «тренируются» в ожидании начала пробега велосипедисты, шныряют возбужденные ребятишки и т. д. К 10 часам площадь была запружена. Записалось на вело-гонки 22 человека, а к старту явились 12 чел. Первый пошел со старта в 10 часов 20 мин. Двое вскоре вышли из пробега — один упал, а у другого испортился щиток. Мешлевич отправился из старта 5-м в 10 час. 25 мин., а пришел первым в 10 ч. 52 м., т. е. прошел 18 километров в 27 мин. 10 сек. Вторым пришел Шпагин и третьим Павлов. Все участники пробега — рабочие. Мотоциклетные гонки, назначенные на этот же день, из-за дождей не состоялись» («Призыв», 1 сентября 1926).
«20 сентября в Коврове состоялся мото-вело пробег. Для мотоциклов дистанция в 100 километров, для велосипедов — 40 километров. Из шести участвующих мотоциклистов полную дистанцию в 100 км. прошел только М. Трофимов на машине системы «Идиан»; остальные сошли по различным причинам. Из велосипедистов лучшее время показал Мартынов, покрыв дистанцию в 40 км. 1 ч. 5.9 м.; вторым пришел Мышлевец — 2 ч. 8 м.» («Призыв», 30 сентября 1926).
«Ковров встречает товарища и гостя. Рейзингер в Коврове. Днем. После посещения уездного комитета партии и завода тов. Рейзингер посетил ковровскую школу 9-летку. Комсомольцы, пионеры и беспартийная молодежь устроили товарищу и гостю чрезвычайно радушную встречу. Пионеры пели свои песни, учительница школы приветствовала товарища Рейзингера на немецком языке. В 5 часов вечера тов. Рейзингер посетил текстильную фабрику им. Абельмана. Он осмотрел электрическую станцию, силовые установки фабрики и прядильный и ткацкий отделы. Он интересовался условиями оплаты труда, состоянием партийной и комсомольской организации и методами вовлечения беспартийной молодежи в комсомол. В свою очередь рабочие фабрики расспрашивали тов. Рейзингера о том, в каких условиях работает австрийская компартия, длинен ли рабочий день в Австрии и т.д. Вечером. Клуб имени Ногина переполнился публикой задолго до прихода тов. Рейзингера. Немалых трудов стоило отговорить собравшихся от встречи т. Рейзингера прямо от «Дома Крестьянина», где он остановился. В половине восьмого тов. Рейзингер прибыл в клуб. Ему была устроена бурная овация. Комсомольцы подхватили его на руки и пронесли по залу. Собрание открыл ответственный секретарь укомола тов. Иванов. После выборов президиума тов. Рейзингер сделал Доклад об экономическом положении рабочей молодежи Австрии…» («Призыв», 4 декабря 1926).
«АГИТОБЛЕТ САМОЛЕТА «ВСЕ В АВИАХИМ» Ковров—Судогда—Переславль Таков маршрут самолета. Самолет—пока редкий гость у нас, и неудивительно, если ковровцы встретить его собрались чуть ли не за 3—4 часа. Место спуска—река Клязьма. Тысячная толпа. Лед не выдерживает такой нагрузки, потрескивает. Толпа расползается, образуя большой круг. Мороз щиплет щеки, уши. — Холодно — заявляет человек в легкой поддевке. — Да, холодно. Но ничего,— подтверждает его сосед. Ровно в 12 часов самолет спyскается. Две-три минуты и толпа аплодирует летчику, механику. Круг суживается. Митинг. Трибуна — крыло самолета. Ковровских рабочих приветствуют представители Авиахима СССР, губсовета, уездного комитета партии. В долгу ковровцы не остаются и посылают приветственную телеграмму первому Всесоюзному съезду Авиахима. — ...Будем всячески поддерживать общество ОСО—Авиахим, являющееся могучим организатором обороны СССР и укрепления нашего хозяйства... Обещание свое ковровцы сдержат, вступив все до одного в ОСО— Авиахим. Человек в легкой поддевке лезет под крыло самолета, рассматривает... — Товарищ, сейчас начнутся полеты, — предупреждает кто-то из толпы. Человек вылезает из-под крыла и, поднимаясь, виновато говорит: — Слесарь я. Интересно, что к чему у самолета.
Самолет в Коврове
Началась лотерея на полеты. А пока она идет,— «воздушное крещение» членов Авиахима..» («Призыв», 2 февраля 1927). «Мотоциклетный пробег - КОВРОВ—МОСКВА. Мотоциклетный пробег Ковров-Москва оказался неудачным, благодаря ненастной погоде и плохому состоянию дорог. Первый этап пробега — от Коврова до Владимира — пройден хорошо — в 2 часа 6 мин. Начиная же от Владимира и до Ундола, по дороге, была ужасная грязь, приходилось местами ехать на пол-колеса в воде. По ухабам машины бросало во все стороны. Мотоцикл руководителя пробега - тов. Микутовича — потерпел аварию,— лопнул поршень, и все участники решили вернуться обратно, за исключением В. Трофимова, который один доехал до Орехова и вернулся на мотоциклете в Ковров» («Призыв», 26 июня 1927). «В воскресенье 5 августа на площади «Свободы» открылся громадный по своим размерам городской сад. В день открытия сада состоялось большое гулянье. В саду разбит великолепный цветник, в центре сада сделан фонтан. В саду имеется и буфет» («Призыв», 10 августа 1928). Ковровский район образован 10 апреля 1929 г. в составе Владимирского округа Ивановской Промышленной области из части территорий упразднённого Ковровского уезда Владимирской губернии. Застройка поселка «Красный металлист» в 1920 - 30-е годы. В мае 1932 г. была организована Ковровская планерная школа летчиков. В 1935 году в Коврове открылось автобусное движение. Ковров и ковровцы накануне и во время Великой Отечественной войны Ковров и ковровчане в годы Великой Отечественной войны Аэродром у Всегодичей. 9 мая 1945 года в Коврове. «Кинофестиваль. КОВРОВ. В городе начался кинофестиваль, посвященный истории нашей родины. Демонстрируются картины: «Александр Невский», «Суворов», «Иван Грозный», «Петр I». Перед сеансами зрителям читаются соответствующие лекции. Партийно-комсомольский актив и интеллигенция города проявляют огромный интерес к истории нашей области. В связи с этим при партийном кабинете Ковровского горкома партии организован кружок по изучению истории области и города Коврова» («Призыв», 16 декабря 1945). 1 апреля 1976 года Вручение Красного знамени городу Коврову. «ПЕРВАЯ КОННАЯ. Со вчерашнего дня в Коврове приступил к работе конный патруль милиции. Прошедшие специальную подготовку (верховая езда, спецприемы, работа в сложных условиях) четверо патрульных будут ежедневно на двух лошадях вести дежурство. Отличительные преимущества конного патрулирования - высокие мобильность, маневренность и... обзор. Все финансирование ковровской конницы взял на себя домостроительный комбинат: оплату униформы для наездников, их зарплату, обучение, содержание лошадей» («Знамя труда», 10 сентября 1996 г.).
1809 г. – открытие первого учебного заведения в г. Коврове – городского приходского училища.
Учебные заведения уездного гор. Коврова В 1820-х годах в Коврове, по инициативе помещиков Николаевых, образовался учебный союз,— на общие средства были приглашены учителя.
В 1835 г. было основано Ковровское приходское мужское училище. 1-го сентября 1877 г. было основано Ковровское приходское женское училище. В 1899 г. «Законоучитель – свящ. Василий Иванович Покровский. Учительницы: Мария Ивановна Левитская; Пульхерия Петровна Миртова; Елизавета Владимировна Манькова».
В 1878 г. основано Ковровское г-жи Деминой училище при мастерских Московско-Нижегородской железной дороги. Преобразовано в 19-го января 1889 года в двухклассную Федоровскую церковно-приходскую школу.
В 1881 г. устроено было Техническое железнодорожное училище при Ковровских железнодорожных мастерских, на 44 ученика.
Иоанно-Воиновская церковно-приходская школа.
В 1909 г. открыта Женская гимназия, преобразованная в 1910 году в гимназию, на 265 уч.
В кон. 1910 года открыто Реальное училище. В 1912 г. начата постройка нового здания для училища, закончена в 1914 году.
В 1912 г. открыто ремесленное училище на 42 уч.
В 1914 г. открыта Ковровская учительская семинария.
«Ковровская городская управа отношением, от 8-го ноября 1908 г., уведомила губернскую управу, что с давних времен в гор. Коврове установился праздник в честь иконы Божией Матери «Смоленская» 28-го июля, а накануне этого дня в гор. Коврове приносится чудотворная икона Боголюбивой Божией Матери (см. Крестный ход из Боголюбова монастыря в г. Ковров с иконой Боголюбской Божией Матери), в каковые дни отовсюду стекается масса богомольцев, а из разных мест съезжаются торговцы с разными товарами, почему в этот праздник устраивается торг, которому местными жителями присвоено название Смоленской ярмарки, открытие которой в целях поднятия торговли и промышленности городская дума в заседании 23 сентября 1908 г. признала крайне желательным ежегодно с 27 июля по 2-е августа включительно…Представляя изложенное на рассмотрение губернского земского собрания, губернская управа полагала бы разрешить открытие в гор. Коврове ежегодно Смоленской ярмарки с 27-го июля по 2-е августа включительно, о чем и представить на утверждение г. губернатора» (Доклады губернской Земской Управы очередному губернскому земскому собранию 1908 г.).