Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
11:42
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Ковров и Ковровская земля в кинематографе

Ковров и Ковровская земля в кинематографе

Ю.В. Белов, г. Суздаль

В начале 1950-х годов жил в нашем крае бывший разведчик и военный журналист Эммануил Казакевич, ставший писателем. В своих произведениях он правдиво рассказывал о суровых буднях войны, передавая атмосферу и психологию ее участников. Автору удалось создать яркие образы защитников Отечества, вот почему повести Э.Г. Казакевича привлекли внимание кинематографистов.
Первой была экранизирована «Звезда» в 1949 г. (режиссер А. Иванов) с участием популярнейших киноактеров Н. Крючкова и В. Меркурьева. Но на экраны картина была выпущена только в 1953 г., после смерти И. Сталина. Позднее были перенесены на экран «Синяя тетрадь», воссоздающая страницы биографии В.И. Ленина в период подготовки революции, и «Двое в степи», «Весна на Одере», «Сердце друга» — о войне. Поскольку герой последней повести Э. Казакевича — капитан Павел Акимов — был родом из Коврова, то режиссеры-постановщики одноименного фильма Юрий и Ренита Григорьевы для выбора натуры первым делом приехали в этот город на Клязьме.
«Мы собственно с этого начали, — вспоминает Ренита Андреевна, — поехали в Ковров — прекрасный старинный русский город, откуда родом наш герой. Приехали мы посмотреть город и выбрать места для киносъемок». «Посмотрели Заречную улицу, другие места, — подхватывает Юрий Валентинович, — все что нужно, увидели. Но что-то мешало, жало, потому что нет разворота сюда (показывает в сторону — прим, автора), а здесь уже вылезают новые современные здания какие-то... Мы решили дальше смотреть, проехать Владимир, потом по дороге на Суздаль».
Проехав Суздаль, творческая группа киностудии имени М. Горького оказалась в бывшем монастырском селе Коровники, по краю которого протекает речка Каменка. Место очень понравилось: мизансцены, обозначенные в сценарии, хорошо «укладывались» в пейзаж. И так получилось, что вместо Коврова натурные съемки фильма «Сердце друга» на рубеже лета и осени 1966 г. проводились в Коровниках.
«Нам кажется, что съемки лучше проводить в городе, чей быт и окружающая природа дают полное представление о той среде, которая воспитала героя, — рассказывал один из режиссеров корреспонденту местной газеты, — ведь широта натуры, простодушие, честность — эти черты национального характера особенно выделяют выходцев из исконно русских местностей. Именно таков Павел Акимов».
В роли ковровца капитана Павла Акимова снимался актер Свердловского театра Владимир Фролов, а образ его возлюбленной, военной переводчицы Ани Белозеровой, создала выпускница ВГИКа Алла Мещерякова. В Суздале (Коровниках) снимались сцены переформировки, переправы через реку, объяснения героев в любви и их последнего свидания. «Снимали первый кадр переформировки, — вспоминает Р. Григорьева. — Все бойцы лежат на травке — они действительно как будто впитали соки той древней земли. У нас там есть сцена также, когда наша Анечка с Акимовым стоят на мосточке. Она спрашивает, и он отвечает: «Родился я в древнем городе Коврове». Она говорит: «Да, вы древний человек, Акимов...» Вот эта земля, она как будто дает это все, гудит буквально под ногами, как колокол».

Так что сначала в кино пришел человек родом из Коврова. Кинематограф же в Ковров явился пять лет спустя вместе с картиной «Красные пчёлы». Снимать её летом 1971 г. приехала творческая группа киностудии «Ленфильм» (режиссер-постановщик Леонид Макарычев). Первыми картинами этого режиссера были «Это именно я» и «Удивительный заклад», «Красные пчёлы» — третья по счету.
Действие фильма (авторы сценария А. Власов и А. Млодик) происходит в России в 1922 г. Героями его являются дети. Страна только что перенесла тяготы гражданской войны, начинает медленно подниматься из разрухи и голода. Армия беспризорников блуждает по весям необъятной России. Это полуголодные дети рабочих окраин, нищих деревень. Молодое Советское государство начинает вести борьбу с беспризорностью — организуются первые пионерские отряды. Один из них и назывался «Красные пчёлы». Возник он в небольшом провинциальном городке средней полосы России, мужал и креп в стычках со скаутами — юными разведчиками. Это, по замыслу авторов, одно из проявлений «классовой борьбы»...
«Сын бывшего владельца небольшого нефтеперегонного завода Антик Дымбаев, приводит на заброшенный завод свой отряд скаутов. — Читаем мы в аннотации к фильму «Красные пчёлы». — Некогда процветающая организация, состоящая из сынков дворянства, сейчас сильно пообтрепалась — нет и прежнего блеска в форме одежды, ряды скаутов поредели, разбавились нэпманскими сынками, но это ещё организация. И голодранцы заводской окраины терпят от них унижения, насмешки и... завидуют. Особенно Сенька, внук бывшего заводского сторожа. Как же не завидовать красивому виду скаутов, да ещё когда тебе нравится Стелла — девочка из того же отряда»...
На опустевшем заводе происходит столкновение ребят заводской окраины со скаутами. Тем временем власти начинают восстанавливать завод, директором назначили молодого рабочего Василия, который с комсомольцами притекает себе в помощь будущих пионеров — «красных пчёл».
Ковров с его заводскими корпусами дореволюционной постройки, старыми домами, улицами, заводскими окраинами и полноводной рекой Клязьмой идеально подходил для съемок художественного фильма. Почти весь фильм должен был сниматься на натуре. На натуру и натуру с достройкой в смете было заложено 1743,5 «метров киноплёнки и только 500 метров предстояло снять в павильонах «Ленфильма». Важным съёмочным объектом была Клязьма, а на ней — мост. Нужно было снять старый разрушенный мост и строительство нового. Финальная сцена фильма — торжественное открытие моста.
«Да и сам наш старый мост, которому уделяется здесь немалое внимание, — писал корреспондент ковровской газеты «Знамя труда», — выглядит как-то по-новому: он украшен зелёными ветками елок и берёз, лозунгами. Внизу — паром: у перил операторская группа со всей своей аппаратурой. Все с нетерпением ждут солнца. А оно скуповато, то и дело скрывается за тучами».


Кадр из фильма «Красные пчелы». На мосту через реку Клязьма в Коврове.

Пароход ''Штурвальный'' на берегу Клязьмы

Операторов было двое — Б. Тимковский и М. Шуруков. Активное участие в выборе натуры, разработке эскизов мизансцен и съёмках принимал участие художник-постановщик А. Рудяков. В центре внимания творческой труппы были актеры — исполнители ролей. Из взрослых надо назвать М. Кононова (он играл директора завода Василия), Юрия Медведева (хозяин парома), Г. Штиля (милиционер) и И. Краско (инженер). Особенно много приходилось режиссеру Л. Макарычеву работать с юными актерами — детьми, поскольку у них не было ни соответствующего образования, ни опыта. Вождей играли школьники: «пионервожатого» Сеньку — Володя Лелетко, а руководителя скаутов Антика — Дима Марковский. Интересно, что роль Стеллы исполняла Наташа Шишкина из г. Владимира. Она впервые снималась в кино, но прекрасно справлялась с очень нелегкой своей ролью и заданиями режиссера. Может быть, сказывались гены — отец Наташи в то время работал режиссером Владимирского театра драмы, а до этого ставил спектакли в Оренбурге.
Вокруг съемочной площадки «Красных пчёл» было много местных жителей, которые с любопытством смотрели, как снимается кино. Некоторые ковровчане снимались в массовых сценах. Съёмки фильма были большим событием в культурной жизни города. Наибольшим вниманием публики пользовался актер Михаил Кононов, успевший к тому времени сняться в 14 фильмах, в том числе на территории Владимирской области: «В огне брода нет» и «Начало» (Муром), «Андрей Рублёв» (Владимир и Суздаль).
Премьера фильма «Красные пчёлы», снимавшегося в Коврове, состоялась 21 апреля 1972 г. в Ленинградском Доме кино.
«Впервые «большое кино» снимал в Коврове в начале 1970-х гг. ленинградский режиссер Леонид Макарычев. Действие фильма происходит в 1922 году и посвящено соперничеству первого пионерского отряда с группой скаутов – сыновьями нэпманов и «бывших». Из «звезд», приехавших тогда в Ковров, был Михаил Кононов, за 5 лет до того получивший всероссийскую славу после главной роли в фильме «Начальник Чукотки». В «Красных пчелах» снимался и Николай Боярский – известный советский актер и дядя певца Михаила Боярского.
Естественными декорациями стали набережная и улицы старого Коврова, а кульминацией – пожар деревянного моста через Клязьму, который по сценарию подожгли скауты и прочая «контра». Компьютерных эффектов тогда еще не применяли и потому сожгли настоящий ковровский мост. В то время в городе как раз выстроили новую речную переправу из железобетона, поэтому старый мост местные власти с легким сердцем и отдали на сожжение киношникам. Кинокамеры, а заодно и пожарные машины, стояли на новом мосту, который был выше и обеспечивал отличные ракурсы. А на берегу за столь небывалым действом наблюдали тысячи ковровчан. В том же фильме «сыграл роль» и старый колесный пароход «Штурвальный», ржавевший на правом берегу Клязьмы в северной части Коврова со времен Великой Отечественной войны, когда там собирались устроить школу юнг» (Фролов Н. Красные пчелы и собака с роялем / Н. Фролов // Призыв. – 2016. – 25 февраля. – С. 28.).
«Ковров с его заводскими корпусами дореволюционной постройки, старыми домами, улицами, заводскими окраинами очень хорошо подходил для съемок. Почти весь фильм снимался на натуре. Важным съемочным объектом была Клязьма, а на ней мост. Вместо старого разрушенного моста, по сценарию, строится новый. Финальная сцена картины – торжественное открытие моста.
Любопытно, что роль Стелы играла Наташа Шишкина из Владимира, отец которой в те годы работал режиссером Владимирского театра драмы» (Белов Ю. Ностальгия по «Красным пчелам» / Ю. Белов // Молва. – 2002. – 23 апреля. – С. 3.).

Таким был дебют Коврова на киноэкране. Сотрудничество Коврова и кинематографа продолжилось летом 1978 г., когда в город приехала творческая группа Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького проводить натурные съёмки фильма «Шла собака по роялю».



Кадры из фильма «Шла собака по роялю»

Это была ещё одна детская картина. Вторая по счету для Коврова и для режиссёра В. Грамматикова она тоже была второй — после кинокомедии «Усатый нянь».
Сценарий фильма написали двое авторов: писательница Виктория Токарева и режиссер Георгий Данелия. Действие происходило в наши дни. Для выбора натуры группа (обычно режиссер, оператор, художник и директор картины) объехала на автомашине несколько тысяч километров по Московской, Калининской и Владимирской областям и решила, что лучше места, чем в окрестностях Коврова не найти! Это место называлось село Любец. Там летом жил детский писатель Голицын Сергей Михайлович, который оставил такое свидетельство:
«Требовался живописный, обширный пейзаж с широкой рекой, лесом, старинной, непременно белой церковью на горе, и сельская зелёная улица с разноцветными домиками, украшенными деревянной затейливой резьбой».
Требовались, конечно, и учащиеся школ для участия в массовых сценах. Найти их было несложно, достаточно было проехать по ковровским школам. Были, например, отобраны восьмикласница 10-й школы О. Малькова, и её сестра Вера. Требовалось для съемок 20 опытных мотоциклистов. Примчалось же в Любец около 100! Желающих участвовать в съёмках было очень много. Интриговало название — «Шла собака по роялю». В съёмках были заняты известные мастера киноэкрана Леонид Куравлев (в один из свободных дней состоялась творческая встреча зрителей с актером в кинотеатре «Звезда»), Людмила Хитяева, Владимир Басов, Юрий Катин-Ярцев, Елизавета Никищихина и другие. Но главные роли играли молодые: пятнадцатилетняя А. Кищик из танцевальной группы хора имени Пятницкого и А. Фомин — выпускник Горьковского театрального училища, родом из Мурома.
Значительная часть фильма была снята в селе Любец Ковровского района. В городе Ковров снят ряд кадров, относящихся, в основном, к заключительной части ленты.
«Еще в картине есть удивительная природа… Нижние (Верхние) Котлы, где живут герои, снимают в деревне Любец, где единственная улица пролегла вдоль зеленого волнистого берега Клязьмы, где дома украшены коньками, разноцветными резными наличниками, а по периметру одного из дворов (его выбрали для съемок объекта «Дом Канарейкиных») – с десяток замысловатых скворечников…» (Козловский Е. «Шла собака по роялю» / Е. Козловский // Советский экран. – 1978. – № 18. – С. 10-11.).
«Съемки фильма с таким названием сейчас проходят в селе Любец Ковровского района и его окрестностях и будут продолжаться полтора месяца… Для съемок требовался живописный, обширный пейзаж с широкой рекой, лесом, старинной, непременно белой церковью на горе и сельская зеленая улица с разноцветными домиками, украшенными деревянной затейливой резьбой, которые и нашли в этом селе.
Долго не могли найти исполнителя главной роли. Сперва искали в Москве, потом бывали в Перми, в Свердловске, в Саратове, приехали в Горький и там в театральном училище увидели Сашу Фомина, уроженца Мурома, и поняли: лучше не найти.
Авторы сценария – Виктория Токарева и Георгий Данелия. Написан он по мотивам повестей и рассказов Токаревой, печатавшихся в «Юности» и других журналах. Один из рассказов и назывался «Шла собака по роялю». Режиссер - Владимир Грамматиков. Это его вторая картина, а первая называлась «Усатый нянь» (Голицын С. «Шла собака по роялю» / С. Голицын // Призыв. – 1978. – 5 июля. – С. 4.).
Съёмки фильма «Шла собака по роялю» начались в июне. База творческой группы с киностудии имени М. Горького находилась в Коврове, откуда она ежедневно выезжала на съёмки в Любец и другие места. Работа начиналась спозаранок и продолжалась до тех пор, пока солнце не сядет. Эта группа тоже «ловила» яркое солнце. Процесс съёмок был мучительным. Вот как его описывал писатель С. Голицын:
«Режиссер Владимир Грамматиков, худощавый, с небольшими усиками, весь точно состоящий из сгустков нервов, то вскакивает, то вновь садится на складной стульчик. А перед ним Саша в сереньком костюмчике в шляпе набекрень и Алена, беленькая, веселая, игривая, очаровательная.
— Нет, не так! — досадливо машет рукой режиссер. — Проще, естественнее! Помните, что это ваша первая любовь!»
Владимир Грамматиков неплохо потрудился в Коврове, а потом в павильонах студии, продолжая снимать и озвучивать картину. На создание фильма, как и рождение ребенка, требуется девять месяцев. Летом 1979 г. фильм «Шла собака по роялю» на международном кинофестивале в Москве был удостоен гран-при, а потом еще получил премию Всесоюзного кинофестиваля.

А в Коврове в это время шли съемки третьего фильма — «Полёт с космонавтом», которые осуществляла группа Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького под руководством молодого режиссера Г. Васильева («Финист-Ясный сокол». «Новые приключения капитана Врунгеля», «Василий Буслаев», «Русь изначальная»). По жанру это была лирическая комедия. Героем ее был молодой сельский паренёк, активный, целеустремленный, находчивый, по фамилии Брусникин. В главной роли снимался актер театра «Современник» Валерий Шальных. Съёмки проводились в основном в с. Любец, облюбованном кинематографистами. Село так понравилось режиссеру Г. Васильеву, что он позднее купил в нем дачу, и стал приезжать сюда на отдых.
Премьеры фильма «Полет с космонавтом» состоялись в Коврове и Владимире 27 августа 1980 г. Представляли его режиссер Геннадий Васильев, оператор А. Гарибян, актеры В. Шальных и И. Кашинцев.

В начале октября 1990 года село Любец в очередной раз становится съемочной площадкой для фильма «Князь Серебряный». Режиссер Геннадий Васильев снял здесь два эпизода. Съемки фильма проходили на территории Суздаля и в селе Любец.
«В Любце надо было отснять два эпизода: приезд Максима Скуратова в сожженный хутор и прощание с ним князя Серебряного на его могиле. Естественно, ни могилы Максима, ни сгоревшего хутора в Любце не было. Их пришлось сделать. За изготовление декораций взялись любецкие художники Виктор Федянов и Павел Садов. Со сгоревшим подворьем пришлось потрудиться. Необходимо было привезти и обжечь бревна, сложить из них остатки избы, изготовить макет русской печи в натуральную величину, построить остатки сарая, изгородь и «посадить» обгоревшее дерево. Декорации были сделаны настолько профессионально, что на расстоянии выглядели настоящим пепелищем. В начале октября начались съемки. Из такси загримированный под князя Серебряного вышел Игорь Тальков. Включили подсветку, заработала камера. Съемка началась» (Юшков В. Максима Скуратова хоронят… в Любце / В. Юшков // Знамя труда. – 1990. – 17 октября. – С. 4.).

Четыре раза Ковровская земля снималась в кино. Это был период, если можно так выразиться, детского кино. Уверен, что наступит и пора взросления — еще не раз приедут сюда кинематографисты: потому что места здесь красивые.

Источник:
XX век. НА ЗЕМЛЕ КОВРОВСКОЙ: события и судьбы. Составитель: Монякова О.А. Рождественский сборник. Выпуск VIII. — Ковров. — Маштекс. 2001.— 144 с.: илл.
Город Ковров
Суздаль в кино

Категория: Ковров | Добавил: Николай (13.02.2021)
Просмотров: 948 | Теги: Кино, Ковровский район, Ковров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru