Архитектурные памятники Суздаля, речка Каменка, на берегах которой стоит этот городок, кремлёвские валы, улочки и дома, лужайки и пруды - всё это на языке кинематографа называется натурой, которая особую ценность представляет для съёмок исторических фильмов, фильмов-сказок, экранизаций литературных произведений, связанных с русской стариной и бытом. Не надо строить декораций - приезжай и снимай!
Суздаль интересен сочетанием разновремённых памятников каменного и деревянного зодчества, приходских церквей, стоящих парами, и монастырей, творении рук человеческих и природы, приметами города и деревни... На это обратил внимание поэт Николай Глазков, снимавшийся в фильм «Андрей Рублёв» в роли ... летающего мужика.
Стоят соборы и заборы,
Одноэтажные дома...
Не городской, а сельский город,
Но в нём история сама!..
Суздаль может гордиться тем, что его богатейшие художественно-декоративные прелести многократно использовались кинематографистами Москвы, Петербурга, Киева, Одессы, да и других городов и стран. После съёмок американского телевизионного сериала «Пётр Великий» (1984-85) не будет ошибкой называть его «русским Голливудом». Только не «фабрикой грёз», а уникальной съёмочной площадкой мирового уровня.
В кинограде на берегах Каменки, на фоне суздальской старины, снято уже более 70(!) художественных фильмов. Впервые обратил на Суздаль внимание кинорежиссёр Сергей Бондарчук. Летом 1962 года он приезжал сюда в поисках натуры для съёмок киноэпопеи «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого. Художник-постановщик Евгений Куманьков предлагал построить здесь декорации рядом с подлинными городскими строениями и снять ... Москву 1812 года. Проект не осуществился в силу разных причин, но образ города с обилием церквей и монастырей, окруженный древними валами и опоясанный лентой Каменки, сохранился в душе художника. Поэтому, как только Куманьков приступил к работе над экранизацией пушкинской «Метели», он вспомнил о Никольской деревянной церкви. Чем не церковь села Жадрино, где армейский прапорщик Владимир договорился тайно обвенчаться с красавицей Машей!
Действие в «Метели» так же, как в романе «Война и мир», происходит в пору Отечественной войны 1812 года, но картина камерная — повествует про романтическую любовь. Натурные съёмки фильма группа «Мосфильма» проводила в Суздале, а также селе Кидекша зимой и летом 1964 года. Для суздальцев это было грандиозное событие, так как они получили возможность наблюдать как снимается кино, а многие, по приглашению администрации картины, с удовольствием приняли участие в съёмках массовых сцен. Например, в сцене, когда конный полк русских воинов-победителей входит в уездный город, а горожане его восторженно приветствуют - под фонограмму военного марша, специально написанного композитором Г. Свиридовым. В съёмочную площадку превращались то кремль, то Ризоположенский монастырь, то Покровский, то торговые ряды. Автор сценария и режиссёр-постановщик «Метели» Владимир Басов был очень доволен суздальской натурой и суздальцами. Весной он имел неосторожность поделиться радостью на «Мосфильме», и поэтому летом по соседству с его творческой группой «поселилась» другая - «Женитьба Бальзаминова» (реж. К. Воинов), а потом и третья - «Царская невеста» (реж. В. Гориккер).
Дом Бальзаминова. Улица Старая, дом 13
Этот дом в Суздале больше известен как дом Бальзаминова. Во дворе этого дома летом 1964 года в Суздале проходили съемки фильма «Женитьба Бальзаминова», о чем свидетельствует памятная доска на фасаде дома.
Снимать фильм-оперу о трагической судьбе Марфы Собакиной, невесты и жены царя Ивана Грозного (XVI век), приехала группа с Рижской киностудии (Латвия).
Жаркое лето выдалось в Суздале в 1964 году, сами представляете. В творческом плане. Такого количества кинозвёзд, да ещё одновременно, в провинциальном городе (ещё не центре туризма) сроду не бывало. Пётр Глебов, Владимир Зельдин, Отар Коберидзе, Раиса Недашковская («Царская невеста»), Георгий Вицин, Людмила Шагалова, Лидия Смирнова, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Надежда Румянцева, Татьяна Конюхова, Тамара Носова, Людмила Гурченко, Ролан Быков, Николай Крючков, Екатерина Савинова («Женитьба Бальзаминова»), Георгий Мартынюк, Олег Видов, Валентина Титова, Николай Бурляев, Николай Прокопович («Метель») - все они побывали на съёмочной площадке, имя которой Суздаль! А в свободное от съёмок время они бродили по улочкам и заповедным уголкам старинного города, наслаждаясь ароматом старины. И обязательно заходили на рынок! Вот свидетельство из местной газеты:
«Испокон веков в Суздале существовал рынок в центре города. Хозяйки по утрам здесь покупали яйца, молоко, яблоки, овощи. Особенно бойкой торговля на рынке бывала в период съёмок кинофильмов. Приезжие артисты жили с семьями и пищу готовили на квартире. Они закупали на рынке всё необходимое».
Естественно, что для съёмок всех трёх фильмов требовалась и декоративная достройка на натуре. Благодаря «Женитьбе Бальзаминова» были побелен ы некоторые церкви и торговые ряды, чему были очень рады городские власти и горожане. Для четвёртой по счету картины, снимавшейся в Суздале летом и осенью 1965 года, потребовался ...котлован; и он был вырыт на левом берегу Каменки, недалеко от стен Спасо-Евфимиева монастыря. В него специалисты-декораторы «Мосфильма» искусно вмонтировали ... колокол. А потом начались съёмки новеллы «Колокол» к двухсерийному фильму «Андрей Рублёв». Героем новеллы был отрок Бориска (Н. Бурляев), отливавший большой колокол по наитию.
Чем руководствовался один из авторов сценария и режиссёр-постановщик А. Тарковский, выбирая натуру именно здесь?
- В первую очередь живописностью местности, - ответил он. - Для того чтобы выбрать съёмочную площадку в Суздале, я летал на вертолёте. С вертолёта земля наша прекрасна. Даже лужи и котлованы кажутся сверху приятными коричневыми пятнами на зелёном фоне. С вертолёта облюбовал я дивное место, расположенное между Покровским и Спасо-Евфимиевым монастырями. О живописности этого места рассказать словами невозможно, на экране это будет выглядеть куда убедительней.
До экрана путь «Андрея Рублёва» оказался долгим - целых пять лет после окончания съёмок и работы над фильмом. Он был запрещён. Экранная судьба сложилась драматически. А кинометель, начавшаяся в 1964 году в Суздале, не утихала между тем, кинематографисты успешно продолжали осваивать натуру города и его окрестностей. Летом. 1966 года вновь три картины кряду снимались: «Душечка» (реж. С. Колосов), «Дневные звёзды» (И. Таланкин) и «Сердце друга» (Р. и Ю. Григорьевы).
Все три были экранизациями одноимённых литературных произведений. Над первыми двумя работали творческие группы с «Мосфильмом», а над третьей - группа с Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Первую киноэкспедицию с этой студии возглавляли супруги Ренита и Юрий Григорьевы, недавние выпускники мастерской С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой во ВГИКе, друзья В.М. Шукшина. Они помогали Василию Шукшину в работе над первым полнометражным фильмом «Живёт такой парень», и даже снялись в эпизодических ролях. Помните, как Пашка Колокольников (Л. Куравлёв) подвозит на своей машине молодую женщину, которую встречает муж? Это Григорьевы. «Сердце друга» режиссёры Григорьевы снимали в селе Коровники, там же и жили в деревенской избе, снимая комнату у двух старушек-сестёр. Фильм должен был рассказать о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, но главным образом - о любви капитана Акимова (арт. В. Фролов) и военной переводчицы Ани Белозёровой (А. Мещерякова). На Суздальской земле снимались эпизоды под названием «Переформировка». В основу фильма была положена повесть Э. Казакевича.
1 августа 1967 года было опубликовано постановление Совета министров СССР о создании в г. Суздале туристского центра. Главный туристский комплекс решено было возвести на краю Коровников, которые ввиду этого были включены в черту древнего города. Любопытно, что кинематограф и туризм развивались в Суздале одновременно, открывая ему многообещающую перспективу - «даль светлую». Выход в свет постановления совпал со съёмками в старой части города, под так называемой Кабацкой горой, очередного фильма - «Братья Карамазовы», руководил которыми выдающийся кинорежиссёр, бывший директор «Мосфильма» Иван Пырьев (1901-1968). Исторический фильм «Баллада о Беринге и его друзьях» в одну из последующих зим возле Никольской деревянной церкви, знакомой нам по пушкинской «Метели», снимала творческая группа киностудии им. М. Горького во главе с режиссёром Ю, Швырёвым.
- Прекрасно помню деревянную Никольскую церковь в кремле, - вспоминает Юрий Афанасьевич, — возле которой я мёрз вместе с киногруппой по поводу фильма «Баллада о Беринге и его друзьях» - мне нужен был погост и деревянная церковь на погосте. Это относилось к Камчатке в общем-то и к высадке Беринга на Камчатке. И я просто искусно соединил замерзший корабль с этой неприхотливой, но прекрасной Никольской церковью. Мы вошли в неё, там была снята сцена молебна.
В 1970-х годах было положено начало киносказкам в Суздале. Это сделали режиссеры с Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького Геннадий Васильев, снимавший фильм-сказку «Финист Ясный сокол», и Владимир Гориккер - «Осенние колокола», по мотивам сказки А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях», которую за кадром читал народный артист СССР Иннокентий Смоктуновский. В. Гориккер, знакомый нам по съёмкам «Царской невесты» (с творческой группой Рижской киностудии), вышел на суздальскую натуру по второму кругу. Суздальские памятники к этому времени были во многом уже отреставрированы, побелены, покрашены, а город благоустроен, поэтому снимать здесь фильмы-сказки сам Бог велел! Был уже сдан в эксплуатацию Главный туристский комплекс (ГТК), где можно было разместить со всеми удобствами любую киносъёмочную группу.
Уже в 1960-1970-х годах Суздаль показал весь спектр своих кинематографических возможностей. Город-сказка! Невозможно перечислить все картины, снимавшиеся на Суздальской земле в последующие годы. Атмосфера города и памятники вдохновляли кинематографистов, подсказывали неожиданные драматургические ходы, художественные решения. Просто поразительно, как режиссёры и операторы каждый раз находили новые точки съёмки, новые грани и ключи к решению творческих задач - самых разнообразных.
Ещё в самом начале кинематографического освоения Суздаля поэт из Вязников Ю. Мошков сделал любопытное наблюдение, как памятники старины, древние храмы, преображаются во время съёмок.
И величаво и степенно
Над позолоченной рекой
Они повёртывают стены –
Одна наряднее другой.
И далее. Режиссёр В. Гориккер с новой группой зимой 1982 года приехал снимать музыкальную лирическую картину «Серебряное ревю» с участием М. Яковлевой, Е. Герасимова, М. Пуговкина и ныне очень известного пародиста и комика, участника телепрограммы «Кривое зеркало» Игоря Христенко, игравшего главную роль. В Суздале его герою пришлось летать на … дельтоплане. Илья Гурин с киностудии им. М. Горького дважды приезжал в экспедиции в зимнее время - «Россия молодая» (1981) и «Гулящие люди» (1988). По второму разу приезжал ветеран «Мосфильма» С.Н. Колосов - после «Душечки» работал над телевизионным фильмом «Радости земные» (1987). Самое грандиозное событие в кинематографической жизни г. Суздаля 80-х - съёмки исторического фильма «Пётр Великий», которые осуществляла интернациональная группа, снаряженная кинокомпанией Эн-Би-Си (Голливуд, США). Для американцев мастера Ялтинской киностудии и студии им. М. Горького построили уникальные декорации по всему городу, относящиеся по сценарию к ... Москве петровского времени: «Московский Кремль», «Улицы Москвы», «Деревня Меншикова» и др.
В ролях были заняты М. Шелл (царь Петр Алексеевич), В. Редгрейв (царевна Софья), Н. Андрейченко (Евдокия Лопухина), Б. Плотников (Алексей), X. Шигулла (Екатерина I), О. Шариф (Ромодановский), Р. Филиппов (Данила Меншиков), X. Грим (Меншиков), А. Арлаускас (Феодосий) и другие известные актеры. В массовых сценах с удовольствием снимались жители Суздаля и Владимира. На полгода бывший уездный город Владимирской губернии стал русским Голливудом!
Сколько же режиссеров и актеров побывало в Суздале за несколько десятилетий кинематографического освоения суздальской натуры! Всех не перечислишь. Из известных мастеров в городе работали Сергей Герасимов («Юность Петра»), М. Швейцер («Мёртвые души»), Э. Лотяну («Мой ласковый и нежный зверь»), Г. Панфилов («Тема»), С. Овчаров («Сказ про Федота-стрельца»), П. Лунгин («Царь»).
Пушка - декорация к фильму «Царь»
Декорация к фильму «Царь»
Фильм: «Царь» (рабочее название «Иван Грозный и митрополит Филипп»). Режиссер: Павел Лунгин. Ведущие актеры: Петр Мамонтов, Олег Янковский, Александр Домогаров, Вилле Хаапсало, Иван Охлобыстин, Юрий Кузнецов, Алексей Макаров. В 2009 г. на Каннском фестивале Россию представил фильм «Царь», который был включен в программу «Особый взгляд». Декорации фильма «Царь», представляющие деревянную Москву XVI века – жилые и хозяйственные постройки, въездные ворота в столицу – являются экспозициями МУЗЕЯ КИНО. История Суздаля тесно связана с темой российского кино. Более 70 фильмов снято в Суздале и его окрестностях. Среди них такие общепризнанные и любимые шедевры, вошедшие в золотой фонд киноискусства как «Андрей Рублев», «Царская невеста», «Петр Великий», «Женитьба Бальзаминова», «Мертвые души», «Братья Карамазовы» и многие другие… Гости комплекса «Горячие ключи» имеют уникальную возможность прикоснуться к истории создания волшебного мира кино.
Надо обязательно еще раз упомянуть режиссера Г. Васильева (ныне покойного), который с четырьмя картинами побывал в этом удивительном городе - «Финист Ясный сокол», «Полет с космонавтом», «Князь Серебряный» (на экраны вышел под названием «Царь Иван Грозный») и «Волшебный портрет». Собирался снимать еще один - о Сергии Радонежском, но сердце остановилось...
Игорь Тальков с женой Татьяной на съемках фильма «Князь Серебряный». 1990.
К 850-летию Москвы в Суздале снимался исторический фильм «Князь Юрий Долгорукий» (реж. С. Тарасов). В городе работали творческие группы над созданием телевизионных сериалов «Братья Карамазовы», «Пелагия. Белый бульдог» (режиссер-постановщик обеих Ю. Мороз), «Раскол» (Н. Досталь»), «Брак по завещанию» (В. Сериков), «Отец Матвей» (В. Девятилов)... Ни одни киносъёмки не обходятся без участия суздальцев. По-прежнему в главной роли Суздаль!
Словом, роман Суздаля с кинематографом продолжается!
И операторы про усталь
Забыли, видимо, давно...
Ведь это ж Русь,
Ведь это ж Суздаль С утра снимается в кино!
НИЖАЙШИЙ ПОКЛОННИК СТАРИНЫ
Иннокентий Смоктуновский и раньше бывал в Суздале с сыном Филиппом, но не в качестве туриста или экскурсанта, а просто любителя старины. В первых числах сентября 1983 года они приехали в старинный город на киносъёмки фильма «Мертвые души». Иннокентия Михайловича режиссер М. Швейцер пригласил на роль помещика Плюшкина. Так же как и в предыдущей своей телевизионной картине «Маленькие трагедии», режиссер любезно задействовал и сына мастера.
Отец и сын Смоктуновские участвовали в съёмках придуманной режиссером сцены похорон жены Плюшкина, возле церкви Косьмы и Дамиана. В другой съёмочный день И.М. Смоктуновскому пришлось на луговине под горой в образе своего скаредного героя бегать с ведром. Делать это ему было трудно физически - сказывался возраст. Но... Вдруг случайно узнаю, что после напряженного съёмочного дня актер собирается куда-то ехать.
Исполнитель роли Чичикова А. Калягин сказал, что Смоктуновский собрался в Кидекшу. Мне тоже очень захотелось съездить туда, чтобы поснимать народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии на фоне суздальской старины. Набравшись смелости, подошел к актеру и сказал ему об этом.
- Найдётся место в машине для этого человека? - спросил Иннокентий Михайлович у заместителя директора картины.
- Найдется.
Я был счастлив. Пока Смоктуновские ездили в туристский комплекс и переодевались, я сбегал к себе в лабораторию, приготовил фотоаппаратуру и пленку, а потом, торопясь и волнуясь, вернулся к зданию Суздальского художественно-реставрационного училища, где на период съёмок разместилась база творческой группы «Мёртвые души».
Наконец студийная «Волга» подъехала, и мы отправились в Кидекшу - старинное село в 4 километрах от Суздаля, где в XII веке была резиденция князя Юрия Долгорукого. Я сидел на переднем сиденье. Подкатили к церковной ограде, через ворота прошли на территорию архитектурного ансамбля.
- Пожалуйста, расскажите мне всё, что вы знаете об этом месте, - сказал И.М. Смоктуновский. Я еще год назад работал штатным экскурсоводом, почти ежедневно бывал здесь с группами туристов, поэтому постарался. Закатное солнце освещало заметно покосившуюся шатровую колокольню, суровые и словно седые формы белокаменной церкви Бориса и Глеба 1152 года. Над куполом возвышался резной и кружевной крест, увенчанный царской короной. Дело в том, что в середине XVI века здесь проходил с войсками на Казань царь Иоанн IV Грозный...
Внутри храм предстал разоренным и пустым. От стен и столбов, сложенных из больших блоков известняка, веяло древностью. Обстановка производит сильное впечатление. В церкви не было ни души, поэтому мы по очень крутой деревянной лестнице поднялись на хоры, куда простым смертным доступа не было. Но как не сделать исключение для такого великого актера, как Смоктуновский! Он очень внимательно рассматривал фрагменты сохранившегося орнамента на стенах. Ему все очень нравилось. Я знал, что он нижайший поклонник старины.
- Двух мнений тут быть не может, - сказал высокий гость, - сюда едут люди, едут из очень дальних стран просто посмотреть. А уж я такой нижайший поклонник старины, архитектуры древнерусской! Где как не здесь можно ощутить дух древности, соприкоснуться с нашими корнями! Если это не любить, значит казнить себя, лишить чего-то сокровенного. Я здесь третий раз, и каждый раз испытываю чувство нежного трепета перед этими старыми стенами, перед этими удивительными фантастически древними памятниками архитектуры. Да полно - архитектуры ли только? Просто жизни наших предков. Я люблю эти памятники, я люблю этот воздух, я боготворю эту землю, всю растительность вокруг этого прекрасного города.
Я сделал два кадра на хорах своим фотоаппаратом, а потом с грустью обнаружил, что пленка - кончилась! А все потому, что много фотографировал днем на съёмочной площадке. Узнав об этом, И.М. Смоктуновский великодушно ждал, пока я спустился вниз и в одной из аркосолий (арочных ниш в стене) перезаряжал аппарат, накрывшись плащом. Продолжал я съёмку уже на улице: у южной стены церкви-долгожительницы. Узкие щелевидные окна, напоминающие бойницы, аркатурно-колончатый пояс под ними, внизу «читаются» очертания входных дверей-портала, заложенного позднее и превращенного в окно. Кругом простор, приволье сельского пейзажа.
Иннокентий Михайлович охотно позирует на фоне церкви Бориса и Глеба, причем делает это артистично. Я снимаю на узкую черно-белую пленку потом на широкую, потом на цветную слайдовую, чувствуя себя счастливчиком. Редкие кадры! Кто, кроме меня, фотографировал знаменитого артиста на этом фоне? Никто.
Фотографировал я одного Смоктуновского, потом с сыном, заместителем директора картины, причем актер выдвигал их на передний план, а сам клал руку на плечо впереди стоящему и как бы вглядывался в даль. С небольшой деревянной смотровой площадки открывался прекрасный вид на реку Нерль, пойму с лугами и перелесками. Справа за мостом над соседним селом Новоселкой возвышался еще один храм с такой же по стилю, как в Кидекше, колокольней.
Иннокентий Михайлович был очень доволен. Не спеша мы вернулись к машине и заняли свои места. Направились в обратный путь. «Ну вот опять в туристский центр пиво пить и блевать», - неожиданно слышу я голос И.М. Смоктуновского. - Что бы сие значило? И тут сам артист пояснил «Вчера Филипп напился пива в баре и блевал».
Наша «Волга» быстро двигалась по пустынной шоссейной дороге. Вот уже и Суздаль показался на горизонте. Когда наше небольшое путешествие походило к концу я узнал, почему так охотно мне позировал Смоктуновский. Оказалось, что он готовит книгу о своей жизни и творчестве, и ему нужны фотографии. Он спросил, смогу ли я быстро сделать фотографии пока он будет на съёмках в Суздале. Я посчитал за честь выполнить это ответственное задание любимого мною актера. «Если сделаете, - сказал он,- то я вам завтра на съёмках специально еще попозирую». И свое обещание сдержал.
Источник: Юрий Белов. Кино – любовь моя. КИНОГРАД НА БЕРЕГАХ КАМЕНКИ. Владимир, 2014
Старая водонапорная башня в Суздале находится на территории гостиничного комплекса Пушкарская слобода.
В старой башне располагается Интерактивный музей «Суздаль в кино».
18 мая 2003 г. в Суздале в Братском корпусе Спасо-Евфимиева монастыря открылась удивительная выставка Сплетение судеб. В Суздале, у стен Спасо-Евфимиева монастыря в 1965 г. начались съемки фильма «Страсти по Андрею» (в кинопрокате «Андрей Рублев» с заключительной, восьмой, новеллы кинокартины «Колокол, 1423 г.». Здесь на выставке представлены литературные и режиссерские сценарии будущего фильма, фотографии, книги.