Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:24
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Балдёнков Александр Егорович

Александр Егорович Балдёнков

В середине 1970-х годов в Иваново кинорежиссёр Глеб Панфилов представлял свой новый фильм «Прошу слова», снятый во Владимире. После просмотра один из зрителей упрекнул Панфилова за то, что главное действующее лицо в его фильмах — женщина и попросил нарушить эту традицию, предложив Александра Балдёнкова. Биография Балдёнкова увлекла киномастера; он познакомился с материалами о нём и его рукописями, на основе чего родился сценарий фильма «Тема». В фильме цитируются поэтические строки «бедного гения» Балдёнкова, фамилию которого для благозвучия режиссёр заменил на Чижикова. Съёмки фильма проходили в Суздале в 1979 году.
Работая над фильмом «Тема», долго решали, каким будет внешний облик героя, и ответ пришел в Суздале, где проходили съёмки. В титрах фильма «Тема», идущих в конце, говорится, что при его создании использованы стихи и дневники, факты биографии А.Е. Балдёнкова из с. Палех. Свои записки автор озаглавил так: «Мемуары малограмотного сочинителя-самоучки, факсимиле Александра Егорова Балдёнкова», хотя современники чаще звали его, бедного, Сашка Балда! В связи с этим известный палешанин И.Ф. Паликин говорил:
- Жалко Егорыча. Хороший мастер гибнет в нем. И не только от винища поганого - от непонимания человеческого, от злобы людской...
А.Е. Балдёнков был не только «сочинителем-самоучкой», он был талантливым художником-иконописцем, мастером портрета - «личником». Трагедия состояла в том, что талант оказался невостребованным при советской власти. Виноват в этом, отчасти, был и сам художник - не смог «перестроиться», приспособиться. Был идеалистом и «кустарём-одиночкой».
Предлагаю вашему вниманию несколько штрихов «маленькой биографии» А.Е. Балдёнкова, составленной им самим.


Балдёнков Александр Егорович

«Я рожден в 1872 году в глухой деревушке Маланьино Палехской волости, Вязниковского уезда Владимирской губернии. Родители у меня были портняги, но меня отдали в богомазы... Рано я был заброшен, тринадцати лет, в шумную столицу Москву, был подмастерьем и учеником. В свободное время с некоторой импульсацией стал изучать гражданскую науку. Кое-как выучил и стал заразно читать купленные на рынке сказки. Все скопленные денежки я употреблял на них. Купил пропасть и стал заниматься переписанием. Через год посылаю родителям своеручное письмо...»


Суздаль, дом в котором жил Александр Балдёнков. Ул. Теремки, д. 8

Став «богомазом», Александр Балдёнков получал неплохие заказы. Целых три года он прожил в Суздале, «сделался уже приказчиком», собственным словам, «но, к несчастью своему, стал зашибаться водкой». И именно здесь художник Балдёнков «сковал себя цепями Гименея», т.е. женился. Некоторое время жил и работал в Москве. Однажды ему пришлось ехать в село Коринское Александровского уезда, где он подрядился расписать на стенах церкви «все головы». И надо же было случиться, что в этот период, в 1904 году, в одной версте от села на фабрике купца Баранова вспыхнула забастовка, продолжавшаяся три дня. Ее разогнали с помощью присланных солдат и казаков. В Коринском проживало много рабочих с Барановской фабрики, которые рассказали художнику о событиях, а потом стали снабжать его различными брошюрами, другой нелегальной литературой. «Тут я в первый раз хватил революционного духа», вспоминал А.Е. Балдёнков в своих «мемуарах».
Наступил 1905 год. Российскую империю потрясла революция. А.Е. Балдёнков продолжал работу в иконописной артели, которая стала революционным очагом, по его словам. Даже в ней устраивались конспиративные собрания. «Многие товарищи, и я в частности, бегали на баррикады - то на Тверскую, то на Долгоруковскую. На похороны убитого Н.Е. Баумана ходила вся наша артель...». Впечатлительный романтик, А.Е. Балденков решает порвать с религией и своей «религиозной профессией».
Мне сверхъестественное чуждо,
А идолов я сам писал.
В возрасте Христа (33 лет) Александр Балдёнков стал «в полном смысле революционером, хотя ни в какой партии не функционировал. Крест был с шеи сброшен, и образа только по просьбе жены были оставлены на местах. В церковь также перестал ходить. Одним словом, религию побоку. Портреты хорошей литографии царя и царицы были мной уничтожены. На почве этой между мной и женой начался разлад. В 1907 году я уехал, пьяный, на родину».
Под влиянием революционных событий и большевистской пропаганды жизнь художника стала «двулика и мучительна»: «Одной рукой я писал, а другой рукой готов был уничтожить написанное, ибо сам ни на грош не верил в то, что делаю». И имел место в биографии А.Е. Балдёнкова реальный случай, когда пришлось ему собственными руками замазывать свою работу - лик Николая-чудотворца в церкви села Березняки, за Вязниками, которую решено было, уже после революции 1917 года, переделать, по просьбе молодежи, в нардом. Под потолком художник, работавший маляром при Вязниковском уездном комитете государственных сооружений, «пустил орнамент из серпов, молотов и пятиконечных звезд», а потом, через год, по увольнении получил удостоверение, в котором говорилось, что Балдёнков, будучи маляром, «честно исполнял обязанности, возложенные на него революцией».
Иконы и настенная роспись больше были никому не нужны. А.Е. Балдёнков зарабатывал себе на жизнь случайными заработками. Работал сторожем на кирпичном заводе, ночным наблюдателем на пожарной вышке, в которую превратили шатровую колокольню при церкви с. Палех. А жил он в убогой сторожке вдали от села, «в своей уединенной вилле, которую приютили сосны и ели». На опушке леса. Свое же уединенное помещение на колокольне поэт назвал конурой. Он так и писал:
Поэт, художник-самоучка,
Сидит в собачьей конуре.
Все потому, что ночью на колокольне собачий холод! Тьма египетская. Все село спит, в голову лезут разные мысли: о мироздании, Боге и предназначении человека, о своей бытовой неустроенности, нищете, о жизни и смерти. Тишина поистине кладбищенская. В холодной «собачьей конуре» не спится, и голове художника от многочасового сидения рождаются образы...
Лай собаки, вдруг слышу, раздался,
И бессонный петух прокричал.
Бедный Гений в мозгах застучался -
Сочинять я куплеты начал.
Не простые куплеты писал поэт-самоучка, а «ехидные», сатирические, в которых разоблачал местных кулаков, бюрократов, духовенство и даже одного из «перекрасившихся»:
Был он сын эксплуататора,
Но вдруг стал он демократ.
Эта мысль не утратила остроты и в наши дни, не так ли? «Но чем больше я одерживал побед, тем сильнее чувствовал, как душно мне жить в этом маленьком мире человеческой злобы, бабьих сплетен, нашего волостного бюрократизма и религиозного дурмана,- писал А.Е. Балдёнков в своих «мемуарах». - А силы мои все увядали, и я уже видел, что не выскочить мне из заколдованного круга». Писал он эпитафии на памятники умершим односельчанам. «Она детей крестьян учила, тянула к свету их из тьмы, за все ж в награду получила удел подземной глубины. Так спи же, труженица, с миром, ты здесь в подземной тишине. Здесь шум берез, подобно лирам, петь будет гимн о вечном сне».
Умер в 1928 году, похоронен в Палехе.
Работы А.Е. Балдёнкова хранятся в Государственном музее палехского искусства.

«Стихи его часто нелепы, но в них всегда искра истинного таланта», - говорит Саша Николаева, героиня фильма «Тема».
Многие эпизоды фильма снимались в феврале 1979 года на старом за брошенном кладбище г. Суздаля. В одном из помещений Спасо-Евфимиева монастыря творческая группа «Мосфильма» должна была оборудовать «краеведческий музей» и оформить витрину с материалами о А.Е. Чижикове, прототипом которого был А.Е. Балдёнков, а именно: «драный овчинный тулуп» и «портрет очень худого небритого мужика». Фотографии или портрета А.Е. Балдёнкова кинематографисты не нашли. Озабоченный этим, художник-постановщик картины М. Гаухман-Свердлов ходил по заснеженному кладбищу среди могил и надгробных памятников и вот неожиданно его внимание привлекла фотография на одном из памятников: пожилой усатый мужчина в старомодной шляпе, в очках. Видимо, местный интеллигент, а ниже надпись: Назаров Иван Абрамович - рабочий поэт!
Это было то, что нужно! Художник разыскал родственников, попросил у них столь нужную фотографию для изготовления увеличенного портрета, а также шляпу, очки, портфель, ручку и тетрадку стихов. Участники съемочной группы были обрадованы и удивлены, когда узнали, что образ Чижикова в фильме будет материализован фотографией и личными вещами уроженца Суздаля, бывшего тейковского ткача, поэта-самоучки И.А. Назарова, 1878 года рождения, духовного брата Александра Егоровича Балдёнкова. У экранного героя оказалось два прототипа.
«На городском кладбище встретился нам портрет одного умершего местного поэта, который мы, с согласия родных, использовали в фильме, вспоминал один из авторов сценария и режиссер-постановщик «Темы» Г. Панфилов. - Таким образом, получился дважды подлинный образ, соединивший в одно целое безвестного суздальского поэта и подлинные сочинения палехского Бедного Гения. В реальном человеке - Балдёнкове - важна для нас, создателей фильма, антитеза таланту, делающему карьеру, - талант, пусть не успешный, безвестный, но такой по-народному чистый, такой высокой нравственной пробы...»
Сколько хороших людей пропало без вести, сколько спилось! При советской власти, а теперь при «перекрасившихся» властителях судеб, о которых писал А.Е. Балдёнков в своих «ехидных куплетах». «Конечно, никто не помянет меня в дальнейшем течении жизни человечества за культяпые мои стишки», - с грустью писал он в своих записках. И оказался не прав - помянули, чему свидетельством очерк Е. Вихрева, много раз публиковавшийся в его книгах о Палехе, мой очерк и фильм «Тема». Бедный Гений окапался героем одного из художественных фильмов, значит вошел в историю кинематографа!

Источник:
Юрий Белов. Кино – любовь моя. Владимир, 2014
Город Суздаль

Категория: Суздаль | Добавил: Николай (26.08.2020)
Просмотров: 1415 | Теги: Суздаль, палех, художник, Поэт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru