Главная
Регистрация
Вход
Вторник
19.03.2024
05:45
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [170]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [124]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Поселок Мстёра, Вязниковский район

МСТЁРА

Мстёра - посёлок городского типа, центр муниципального образования «Посёлок Мстёра» в Вязниковском районе Владимирской области России.
Расположен на реке Мстёрке (близ её впадения в реку Клязьму) и реке Тара, в 14 км. от железнодорожной станции Мстёра (на линии Ковров - Нижний Новгород).
«Богоявленская слобода, Мстёра тожъ, на р. Таре и р. Мстёре находится въ 21 версте отъ уезднаго города (Вязники) и въ 105 отъ губернскаго (Владимир)».
Река Тара носит имя, данное в честь солнечного бога Тарха Дажьбога, а также богини бьярмов (финно-угорский народ) Тарусы.
Слово Мстёра - угро-финское, осталось от живших в этих местах угро-финских племен и означает - «топкое, низменное».

Великий князь Андрей Боголюбский, воздавая последний долг умершему в 1157 г. родителю своему строением церквей и обителей во Владимире и вниз от города Боголюбова по течению реки Клязьмы на правом берегу ее, первую церковь построил во имя Спаса, что в Купалищах (где были еще язычники и поклонялись богу - Купале).
Ко дню Успения Божьей Матери Великий Князь прибыл к месту, где ныне село Любец (Ковровский район), имеющее самое живописное местоположение. Место это полюбилось Князю. «Любо здесь», - сказал он и велел построить церковь во имя Успения Божьей Матери.
Хотелось Князю побывать в Стародубе, но обстоятельства отвлекли его к Князьям Суздальским. Великий Князь, возвращаясь уже зимою из Суздаля опять к Стародубу, из-за вьюги сбился с пути и, не надеясь уже на спасение, попал в стан деревни Елифановки (будущий город Ковров) на канун Рождества Христова. По случаю своего чудесного избавления от верной гибели он приказал выстроить тут Рождественскую церковь.
На утро, отогревшись и отдохнув, Великий Князь отправился к обедне в Стародуб (ныне называемый Клязьминский городок). Отсюда он поехал далее и при устье реки Тары и Мстёрки приказал построить церковь во имя Богоявления Господня, где ныне поселок Мстёра.

В духовной грамоте Ивана Васильевича Ромодановского от 1521 - 1522 гг. упоминается Свято-Ивановский монастырь близ села Татарово, которое сейчас граничит со Мстёрой.
Это место входило во владения князей Стародубских.
В выписи с книг Суздальского уезда письма и меры Михаила Трусова да дьяка Федора Витовтовна 1628, 1629, 1630 гг. значится: «встародубо ряполовском (Стародуб, ныне село Клязьменский Городок) стану вотчина за стольники за Князь Васильем большим да за Князь Иваном большим да за Князь Васильем меньшим да за Князь Федором да за Князь Григорьев за сыном Григорьевичем детьми Петровича Ромодановскаго вопче отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке на Мстёре».

Слобода Мстёра принадлежит к древним поселениям Владимирского края.
По переписным книгам 1678 г. в слободе Мстёре значится двор боярский и 156 дворов бобыльских с населением в 435 душ мужского пола.
Мстёра стояла на «втором великом водном пути» с Востока, который шел через Каспийское море, по Волге, Оке, Клязьме и Москва-реке. Именно это и определило образ жизни Мстёрян. Большинство их стало или ремесленниками, производящими то, что можно продать, или торговцами. Еще в XVII веке в Богоявленской слободе на сто шестьдесят дворов было пятьдесят семь лавок, то есть почти треть домохозяев была торговцами.
В 1683 году Мстёра принадлежала князю Федору, Андрею и Михаилу Ромодановским. В храмозданной грамоте 1683 года написано: «били челом нам Боярин Князь Федор Григорьевич, Боярин Князь Андрей Григорьевич, Боярин Князь Михаил Григорьевич Ромодановские в челобитной их написано, в вотчине их в Суздальском уезде в Богоявленской слободе монастырь мужской, а в том монастыре церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
В 1689 г. Мстёра принадлежит уже одному князю Михаилу Григ. Ромодановскому.
В 1710 году в Мстёре было 182 двора крестьянских и бобыльских, 57 торговых лавок, кабак и таможня. Из описной раздельной книги 1710 года видно: «приехав в Суздальский уезд Стародуборяполовский стан в вотчину Боярина Князь Григорья Петровича Ромодановского, что ныне по дачам за Боярином за Князем Михаилом Григорьевичем Ромодановским в село Богоявленскую слободу»
По грамоте Царя Петра Алексеевича 1713 году «Суздальскую вотчину село Богоявленскую слободу спустошами велено отказать ближнему стольнику нашему Князю Феодору Юрьевичу Ромодановскому». При Петре I за «особое усердие в службе» было пожаловано князю Федору Юрьевичу Ромодановскому. «Служба» его проходила в потешной компании Петра, где князь шутливо числился генералиссимусом и королем Пресбургским. Когда царь уезжал, Ромодановский становился главою кабинета, председателем Думы.
Любитель розыгрышей, он держал дома медведя, которого научил подносить гостям большую чарку крепкой перцовки. Если гость пугался или отказывался пить, медведь хватал его за одежду, срывал шляпу и парик.
На одной из шутливых петровских свадеб Ромодановский запряг медведей в упряжку, сам сел в сани, а пятого медведя пристроил сзади, в качестве лакея.
Но не только веселыми и пьяными потехами запомнился современникам князь Федор Юрьевич Ромодановский, а и кровавым тиранством. Во время стрелецкого бунта он лично ловил, пытал и казнил восставших. Сам Петр I назвал его как-то зверем, а историк Ключевский - «министром кнута и пыточного застенка».
Пахотной земли вокруг было немного, да и она оказалась плоха для хлебопашества - поселившиеся от него отказались. Крестьяне платили князьям оброк, зарабатывая одни - кузнечным делом, другие - рыбной ловлей. Речек и озер вокруг было предостаточно, а в версте текла многоводная река Клязьма. Кто-то работал мельником на княжеской мельнице, кто-то освоил гончарное ремесло. Так что стал называться погост, из-за разнообразия развившихся ремесел, слободой Богоявленской.

После смерти кровавого «генералиссимуса» Богоявленская слобода перешла к его сыну, Ивану Федоровичу, который унаследовал и «шутовской колпак» отца. В указе 1722 года сказано «от Князя Ивана Федоровича и Графа Михаила Гавриловича в суздальскую стародубскую нашу вотчину».
Потешая Петра на карнавале в честь Ништадтского мира, он плыл в большой лодке с медвежьими чучелами. В делах он был так же сумасброден и кровожаден, как отец.
Другой Ромодановский командовал на польской границе стрелецким полком. Однажды стрельцы пожаловались ему, что голодают и так поизносились, что мерзнут и вынуждены ходить по миру, просить одежду и еду. Князь посчитал жалобу бунтом, приказал окружить стрельцов, бить батогами и рубить.
Еще один Ромодановский остался в документах своей эпохи как взяточник и участник жестокого подавления крестьянского восстания 1648 года в Устюге.
Можно представить, как жилось крепостным под таким игом.

В 1741 г. слобода перешла к графу Михаилу Гавриловичу Головкину в виде приданого, взятого за женой.
По отказным книгам 1744 года слобода Мстёра принадлежала Агрипине Васильевне Паниной: «Июля 27 дня 1744 года именной Ея Императорского Величества Указ за подписанием собственной Ея Императорского Величества руки по челобитной вдовы Агрипипы Васильевой дочери покойнаго Генерал Поручика Ивановой жены Панина вместо взятых у нее Паниной Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Анны Иоанновны кои возвращены Князь Юрью Долгорукову означенную вотчину село Богоявленскую слободу в которой мужеска пола состоит шесть сот пятьдесят одна душа и всеми к тому принадлежностями отказать за выше означенную вдову Аграфену Панину ввечное владение».
В 1768 году слобода Мстёра принадлежала уже графам Петру Ивановичу и Никите Ивановичу Паниным. «Суздальского уезда вотчина Богоявленская слобода тайнаго действительнаго Советника Обер-Гофмейстера Действительнаго Камер-Гера и разных орденов Кавалера Графа Никиты да Генерал Аншефа и ордена Святаго Александр Невского и Сенатора Графа ж Петра Ивановичев Паниных».
Около 1770 г. Московский комиссариат отличил полотно и равендуки, доставленные крестьянином с. Мстёры Мих. Сеньковым и выдал ему похвальный лист.
В 1809 году слобода Мстёра принадлежала графине Софье Петровне Паниной, бывшей в супружестве за генералом Иваном Васильевичем Тутолминым; это видно из храмозданной грамоты на церковь Иоанна Милостивого и в алтаре на столбе есть надпись: «Старанием Его Превосходительства Генерала Ивана Васильевича Тутолмина».
Генерал-майор Иван Васильевич Тутолмин (1751 —1815) получил Мстёру в 1809 году в приданое за Софьей Петровной Паниной. Известен как генерал-губернатор Москвы, а позднее как начальник московского воспитательного дома. В 1812 году, когда французы заняли город и Наполеон поселился в Кремле, Тутолмин добился аудиенции у императора и его распоряжения об охране учреждения, он сумел сохранить как детей, так и имущество. Брак Тутолминых оказался бездетным. Перед своей кончиной в 1831 году вдова Тутолмина отказала Мстёру племяннику Виктору Никитичу Панину, внучатому племяннику воспитателя Павла I, Никиты Ивановича Панина. Он прославил себя как ярый крепостник. Отцом Виктора Никитича Панина был известный в свое время дипломат, а матерью - урожденная графиня Орлова.

Н.А. Некрасов едет во Мстёру (1853 - 1861 гг.).
Слобода Мстёра в сер. XIX века
Свадебные обряды в слободе Мстёре в сер. ХIX века
Детские песни в слободе Мстёре, Вязниковского уезда
Жизнь, нравы и обычаи жителей Мстёры в сер. XIX века

В слободе Мстёре учрежден бурмистром А.К. Голышевым в 1841 году общественный мирской банк.
В 1856 г. открыт кожевенный завод купца Василия Андреевича Панкратова, в с. Мстёре. В 1890 г.: конный привод на 1 лошадь; освещение керосином; работает днем; 12 рабочих.
«Резчики украшают иконы резными рамками и киотами, а также режут церковные иконостасы. Золотари покрывают резную работу и киоты золотом, обыкновенно сусальным, которое покупается на заводах Покровского уезда или в Москве. Село Сарыево, недалеко от Мстёры, замечательно своими золотарями; Мстёра известна прекрасной чеканной работой. Мстёрские чеканщики или золотых и серебрянных дел мастера делают на образа серебрянные и медные ризы, а равно подсвечники, кадила и паникадила» (Владимирские губернские ведомости 1859 г. № 16.).
«Чеканка риз на образа и пригот. разных галант. вещей: Владимирская губ. Вязниковский уезд слб. Мстёра; в ней 29 мастеров работают на 5000 руб. ежегодно» (Семенов П. Географическо-статистический словарь Российской империи. Спб., т. III 1867).

В 1864 году Мстёра подарена дочери графа Виктора Никитича Панина графине Леонилле Викторовне, жене гвардии капитана графа Владимира Егоровича Комаровского.

«Торговля медными образами чрезвычайно усилилась, так что образа Мстёрских иконописцев сильно вытесняются, вследствие чего и цена на них понизилась» (Владимирские губернские ведомости 1869 г. № 27).


«Это одно из самых бойких мест края. Мстёра только носит официальное звание села», - писал в своих путевых записках 1861 года посетивший эти места русский экономист Владимир Павлович Безобразов - а по фабричной деятельности (разные домашние производства, преимущественно иконопись) и торговле, по всему быту жителей, вовсе не занимающихся земледелием, кроме огородничества, в особенности значительного разведения лука, - настоящий город».


Мстёрский лук. Этот сорт лука отличается насыщенным вкусом, жёлтой чешуёй, по лёжкости является одним из лучших сортов лука.
"Осенью вся Мстёра духовито пахла луком. Мстёрский лук славился далеко за ее пределами. Его подводами вывозили на ярмарки, за ним во Мстёру приезжали из дальних губерний. Восьмого сентября, в рождество пресвятой богородицы, начиналась уборка лука с гряд, и по слободе катилась волна луковых почисток. То один, то другой дом «созывал на помощь» к себе родственников, соседей, подруг дочерей, а то и просто желающих. Соспевший лук свозили с огорода в дом и рассыпали под окнами. Тут он немножко подсыхал и ножами его очищали от корней и лишней кожуры, чтобы сложить в зиму на полати"

Заниматься ремёслами и торговлей местных крестьян заставляли малоземелье и низкая урожайность. Промышленный характер развития слободы Мстёра определил её формирование как городского поселения - довольно правильные кварталы с прямыми широкими улицами. Уже в сер. XIX в. в печатных источниках о Мстёре упоминаются названия её улиц.
В 1888 г. в сл. Мстёре была учреждена обществом крестьян богадельня.
22 апреля 1862 г. И.А. Голышевым были открыты: воскресная рисовальная школа и библиотека для чтения.
В августе 1889 года в сл. Мстёре была открыта школа иконописи и в нее принято 53 ученика.
25-го августа 1902 года в Мстёре вместо школы иконописи была открыта Комитетская иконописная мастeрская Комитетом попечительства о русской иконописи.

Сусальное мастерство, по всей вероятности, возникло в Мстёре вместе с иконописью, так как иконописное мастерство не может обойтись без сусального серебрения и золочения икон.

В 1898 г. в Вязниковском уезде открылась первая земская народная библиотека в слободе Мстёра.

Художественная обработка металла

В 1885 г. открыто фольго-прокатное заведение крестьянина Александра Евграфовича Фатьянова, в с. Мстёре. Поизводство окладов для икон. Паровая машина, 8 сил; паровой котел; освещение керосином; работает днем; в 1890 г. – 23 рабочих.
Одновременно с иконописью зарождаются здесь промыслы по художественной обработке металла. Для украшения икон чеканились оклады, венцы и др. Были также мастера, хорошо владевшие финифтяным делом и гравировкой.

Вышивка

Зарождение другого художественного промысла во Мстёре - вышивки, относится к 60-м гг. XIX в. Одна девушка из окрестных селений, хорошо знавшая золотошвейное мастерство, вышла замуж за мстёрского жителя и стремилась использовать свои умения на новом месте.
Уже к 1875 г. в слободе в этом промысле было занято более 50 человек. Местные мастерицы вышивали плащаницы, хоругви, воздухи, епитрахили и прочее. Приблизительно в это же время во Мстёре появляются и развиваются другие виды вышивки, среди которых особое место занимала вышивка белой гладью. В 1897 г. здесь работали около 400 вышивальщиц.

Литография

В экономическом отношении, особенно в занятости женского населения, большую роль сыграло заведение не характерное для сельской местности. Это литография, основанная в 1858 г. мстёрским крепостным крестьянином И.А. Голышевым. Она выпускала в огромном количестве лубочные картины, которые раскрашивали женщины и девочки, получая дополнительный заработок. Особую известность Голышев получил благодаря своей научной деятельности.
Иван Александрович Голышев (1838 - 1896), археолог, этнограф, краевед, художник, общественный деятель. Им опубликованы до 500 историко-краеведческих статей в периодических изданиях, написаны 18 книг и брошюр, изданы 10 альбомов, посвящённых памятникам старины. На свои средства он организовал и содержал во Мстёре воскресную рисовальную школу и народную библиотеку. В 1861 г. к Голышеву приезжал русский поэт Н.А. Некрасов, чтобы договориться о распространении своих произведений в виде дешёвых "красных книжек", доступных для простого народа. Иван Александрович был членом Императорских русских географического и археологического обществ, Московского археологического общества, Общества истории и древностей российских при Московском университете, Киевского исторического общества летописца Нестора, Нижегородского и Владимирского губернских статистических комитетов, Ростовского музея церковных древностей и др. Труды Голышева сохранили свою научную ценность и по сей день.

В 1908 г. был основан меднопрокатный завод. На его базе в советское время была создана ювелирная артель, в 1960 г. преобразованная в фабрику, а в 1972 г. - в завод (только за 1985—1986 гг. завод выпустил более 1 млн штук Орденов Отечественной войны II степени из серебра).
В 1911 г. во Мстёре было 18 иконописных заведений, 8 - ризочеканных, 24 - фольгоуборных, 4 - киотных, 3 - фольгопрокатных, 3 - кирпичных, 4 - сапожных, 1 - столярное, 1 - позолотное и 1 - тележное. Кроме этих производств работали клеёночная фабрика, кожевенный завод и 30 торговых лавок. Интересно отметить, что оценка заведений и торговых лавок, принадлежавших единоверцам, составляла 66% от общей оценки всех частных предприятий. Владельцами самых крупных из них являлись Ф.В. Панкратов, Е.М. Фатьянова, И.Е. Мумриков, П.И. Козлова, В.С. Крестьянинов.


Дом фабриканта В.С. Крестьянинова (ул. Ленинградская, д. 38) построен в кон. ХIХ – нач. ХХ в. в русском стиле, изобилует пышным декором и богатством отделки.

В кон. 1908 г. предприниматель Василий Семенович Крестьянинов основал меднопрокатный завод, который именовался «Промышленное заведение медно-прокатной выработки фольги», где работало 30 человек. Это предприятие тесно работало с предпринимателем Сытиным из Москвы.
... Возникают две большие фабрики с паровыми двигателями, изготовлявшие фольгу. Новейшее техническое достижение - гальванопластика используется в производстве «святых образов». 10 ризочеканных мастерских и 24 фольгоуборочных заведения работают по 10—14 часов. Массовая более дешевая продукция икон подрывает творческие начала иконописания. Недорогая «фолежная икона» с написанными наспех, по шаблону только руками и ликами и убранная вся разноцветной фольгой, имитирующей драгоценные ризы, оттесняет живописную икону. Индивидуальные иконописцы не могут конкурировать с мануфактурным производством и попадают в кабалу к скупщику и предпринимателю.
На фабрике В.С. Крестьянинова делались иконы в металлических окладах и бисерных «одежках». На окладах надпись: «Москва. В.С. Крестьяниновъ съ [сыновьями]. Фабрика в с. Мстёре Вл[адимирской] губ[ернии]».


Штемпель Торгового дома В.С. Крестьянинова во Мстёре.
Резина; металл; дерево; резьба; штамп; работа токарная. 1910-е гг. 54x19 мм. Высота с рукояткой - 52 мм.

Матрица резиновая неровная на прямоугольной металлической основе. На матрице - текст: "ТОРГОВЫЙ ДОМЪ / В.С. КРЕСТЬЯНИНОВЪ СЪ С-М / СЛОБ. МСТЁРА ВЛАДИМИР. ГУБ." Рукоятка деревянная грушевидная токарной работы.

В музее г. Мстёры представлена штампованная, стандартная, как игральная карта, икона производства фабрики В. Крестьянинова.

Таким образом, к 1917 г. слобода Мстёра являлась крупным торгово-промышленным поселением. По внешнему виду она походила на небольшой уездный город - улицы прямые, широкие, строения расположены правильными кварталами, много каменных двухэтажных домов; все дома крыты железом. Из правительственных и общественных учреждений имелись почтово-телеграфная контора, земская больница, школа живописи, пожарная дружина, ссудно-сберегательное товарищество; слобода - местопребывание должностных лиц и земских служащих.

Образование

В Слободе в 1818 году была открыта мужская народная школа. В кон. XIX века содержалась на средства земства. Учащихся в 1897 г. было 125 мальчиков.

14 октября 1864 г. в слободе Мстёре по благословению Святителя Феофана Затворника было создано Богоявленское церковное православное братство с целью защиты православной веры и духовного просвещения населения.
22 июля 1867 г. в сл. Мстёре было открыто Богоявленским церковным православным братством женское училище с рукодельным классом. Учащихся в 1897 г. было 90 девочек.
11 декабря 1867 г. открыто Мстёрское мужское училище.
В дер. Павлове с 1895 года открыта школа грамоты; учащихся в 1897 г. было 20.
При Троицкой Единоверческой церкви с 1887 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 30.

2 января 1907 года Владимирское губернское правление зарегистрировало общину старообрядцев "безпоповщинского поморского брачного согласия", проживающих в слободе Мстёре и нескольких деревнях Вязниковского уезда, «с распространением деятельности ея на деревни Пивоварову, Андреевскую, Ильино и Иваньково Судогодского уезда». Путь к выходу из подполья для старообрядцев открыл именной высочайший указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» в апреле 1905 года и указ «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (октябрь 1906). Это была первая легализованная на основании нового положения о старообрядцах старообрядческая община во Владимирской епархии. (В. Е. В. № 2-й. 1907).

Владимирская духовная консистория 10-го моя 1908 г. за № 7319, обратилась в губернскую управу с ходатайством следующего содержания. Староста церкви с. Шустова, Вязниковского уезда, Алексей Васильев Соколов, просит епархиальное начальство о ходатайстве, чтобы была запрещена базарная торговля в сл. Мстёре, Вязниковского уезда, 6 января, в день Богоявления Господня, на том основании, что все окружающее слободу Мстёру взрослое население в этот день уезжает в слободу Мстёру, почему приходские храмы в этот день бывают совершенно пусты и даже бывает некому нести св. иконы на Иордан, благочинный священник Димитрий Сокольский, в ведомстве коего находится село Шустово и сл. Мстёра, подтвердил справедливость просьбы церковного старосты Соклова и присовокупил, что действительно в день Богоявления Господня во всех сельских храмах его благочиненского округа богослужение 6 января совершается при полном отсутствии молящихся прихожан, которые все с раннего утра уезжают на ярмарку в сл. Мстёру и здесь с утра до вечера проводят время в сутолоке торговли. В виду сего было бы весьма желательно закрытие торговли в сл. Мстёре 6 января. Тогда жители и сельских и Мстёрских приходов имели бы возможность встретить и провести великий праздник Богоявления Господня, как подобает православным христианам… Мстёрский сельский сход не пожелал перенести на другой день Крещенскую ярмарку в сл. Мстёре, как существующую с давних лет. о чем уездной управой и было доложено уездному собранию, которое постановило: ярмарку в сл. Мстёре оставить по старому.
«С 27 апреля 1917 года в Мстёре открыла свою деятельность Культурно-Просветительная Комиссия. В состав ее вошли местные интеллигентные силы, члены учительского союза, учителя и учительницы земской школы и высшего начального училища. Своей целью Комиссия поставила содействие распространению среди жителей сл. Мстеры просвещения и образования вообще и политических познаний в частности. Для достижения первой цели комиссия организовала бесплатные курсы для неграмотных (одна группа) и грамотных (другая группа), а также чтения по общеобразовательным предметам, желающих посещать уроки записалось около двухсот человек.
Для осуществления другой цели, т. е. распространения политических познаний, Культурно-Просветительной комиссией устроена бесплатная библиотека-читальня и организован ряд лекций, рефератов и собеседований на политические темы» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №95, 12-го июля 1917).
«В посаде «Мстёра» имеется мастерская некой гражданки Н. Медведевой, у которой работают, обучаясь ремеслу, до десяти человек детей, отцы которых, большей частью, собственники предприниматели и спекулянты.
Но с этой мастерской почему то социальное страхование не берется, и даже мастерская Медведевой — не регистрируется.
В Мстёре много круглых сирот дегей — пенсионеров, которые обучались в разных других мастерских: сапожных, портновских, столярных, вышивальных. Мастера охотно бы их держали и обучали профессиональному ремеслу лишь бы не платить страховку. Дети пенсионеров и сироты подавали целый ряд слезных заявлений и ходатайств в Вязниковскую Страх-кассу. Комитет кассы отказал в просьбе и мастера благородно детям отказали в обучении, набрав на их место детей зажиточных родителей, имеющих возможность заплатить страховку.
Владгубстрахправление, обрати внимание» («Призыв», 12 апреля 1923).

В июне 1923 года в Мстёре организована «Артель древнерусской живописи», которая в 1931 году преобразовалась в артель «Пролетарское искусство".
«В поселке Мстёра недавно организовано кино, которое успело пропустить около пятнадцати кино-картин. Из всех картин, пропущенных в Мстёрском кино, было очень мало подходящих для нашей пролетаркой публики.
Крестьянам очень понравилась картина «Доля ты русская, долюшка женская», но такие картины бывают у нac очень редко.
Но зато бывает много картин, напр. «Президент Самосадкин», «Джон-китобоец» и т. п., которые поглядишь, а после дня три ругаешь. Неудивительно, что Мстёрское кино не завоевало авторитета среди рабочих и крестьян и пора бы и у нас ставить хорошие, понятные картины» («Призыв, 19 июля 1925).
Кустарные промыслы п. Мстёра в 1928 г.
Мстёрская волость, центр — с. Мстёра, существовала в составе Вязниковского уезда с 1917 года. По декрету ВЦИК от 8 мая 1924 года сюда влились Рыловская и Татаровская волости того же уезда. В составе волости было 20 сельсоветов: Барско-Татаровский, Бортниковский, Глушицкий, Добрицкий, Круглицкий, Крутовский, Кувезинский, Мостовский, Мстёрский, Новосельский, Носковский, Павлицкий, Пустынский, Рыловский, Семьинский, Суворихинский, Троицко-Татаровский, Фатьяновский, Шустовский, Яблонский.
В 1929 году волость была ликвидирована, сельсоветы перешли в Вязниковский район Владимирского округа.
Кустарные промыслы п. Мстёра в 1928 г.
В 1935 году получил статус посёлка городского типа.


Администрация муниципального образования поселок Мстёра
ул. Советская, д. 14
Дом Демидова

Памятник Ленину на площади Ленина

Рынок "Мстёрский"
пер. Базарный, д. 1

Производственная база "Мстёрская игрушка"
пл. Ленина, д. 22

Фабрика игрушек "Волшебный мир"
п. Мстёра, ул. Ленинградская, д. 18
Дом Киберева и Зайцева

Производственное предприятие "Мстёрская обувная фабрика"
п. Мстёра, ул. Ленина, д. 19, сайт: http://msteraobuv.ru/

3АО «Мстёрский ювелир». Посуда и предметы сервировки стола из серебра и цветных металлов, покрытые благородными металлами (винные и кофейные приборы, наборы для чая, столовые приборы, вазы, бокалы, рюмки, подстаканники, солонки и т.д.). Ювелирные украшения из серебра в сочетании с лаковой миниатюрной живописью, финифтью, эмалью (серьги, кольца, цепочки, подвески, колье, броши и т.д.).

Производственный кооператив "Центр традиционной Мстёрской миниатюры". Шкатулки, панно, пудреницы, ларчики, декоративные тарелки, броши. Иконостасы, иконы, складни, молитвенники, пасхальные яйца.
Адрес: Вязниковский район, п. Мстёра, ул. Ленина, д. 2

Производственное предприятие "Мстёрский завод стеновых керамических материалов". Адрес: Вязниковский район, п. Мстёра, ул. 2-я Кирзаводская, д. 10, сайт: http://mzksm.ru/

АО "Мстёрская Швейная Фабрика" выпускает: постельное белье, комплект для новорожденного, белье для новорожденных, сорочка ночная женская, халат женский, сорочка мужская.

Культура


Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Мстёрский художественный музей"
п. Мстёра, пл. Ленина, д. 3

Мстёрский художественный музей..
Музей «Лес для народа».
Вышивка и иконопись Мстёры.

- Учебный центр "Иностранные языки". Вязниковский район, п. Мстёра, пл. Ленина, д. 8.
- Муниципальное общеобразовательное учреждение "Мстёрская средняя общеобразовательная школа". Вязниковский район, п. Мстёра, ул. Школьная, д. 1, сайт: http://mstyora-school.ucoz.ru/
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр внешкольной работы им. И.А. Альбицкого". п. Мстёра, ул. Ленина, д. 122а, сайт: http://mstera-cvr.ucoz.ru/
- Мстёрский художественный техникум им. Ф.А. Модорова - знаменитое художественное училище готовит высококлассных специалистов в области традиционной лаковой миниатюры. Ведёт свою историю с кон. XIX в. За время существования подготовило целую плеяду выдающихся мастеров миниатюры, иконописи и живописи, многие из которых являются ныне членами Союза Художников России и были удостоены многочисленных международных наград.
Адрес: Вязниковский район, п. Мстёра, пл. Ленина, д. 3
Телефон: 8 (49233) 5-03-62
- Государственное образовательное учреждение Владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Мстёрский детский дом". Адрес: Вязниковский район, п. Мстёра, ул. Ленинградская, д. 43

Наша Мстёра

Бережок крутой, реченька бежит,
Струечкой в сиреневую даль.
Через Мстёру мой крестный путь лежит,
Все, что позади - мне не жаль.

Средь лесов, средь полей
Наша Мстёра стоит.
«Жить в обители сей»,-
Так Господь нам велит.

Утром соловей звонко песню поет,
Как молитва льется к Небесам.
Колокольный звон по поселку плывет,
Умягчая наши сердца.

Мстёра, Мстёра - ты рождаешь мастеров,
Издревле художеством жила,
Выстояла ты под напором ветров,
Ты всегда талантами слыла

Нас встречают здесь добром и теплом,
Не скудей дающих рука,
Кто советом, делом, а кто пирожком
Помогают, милость творя.

Дай нам, Боже, веру, надежду любовь,
И дорога будет легка,
Если станет вдруг на душе тяжело
Пусть сюда несут облака.

Монастыри и храмы Мстёры

Женская обитель Святителя Иоанна Милостивого, пос. Мстёра.
Свято-Богоявленский Мстёрский мужской монастырь, пос. Мстёра.
Свято-Казанский скит Богоявленского Мстёрского монастыря, д. Акиншино.
Свято-Никольский храм, пос. Мстёра.

Знаменитые уроженцы Мстёры

- Модоров Федор Александрович (1890—1967) — советский живописец, народный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, член-корреспондент Академии художеств СССР, профессор.
- Старкова Вера Егоровна (15.08.1926 - ...) - миниатюрист. Окончила Мстёрскую художественную школу (1947). Член Союза Художников СССР с 1971 года.
- Демидова Лидия Александровна (23.04.1927 - ...) - миниатюрист. Окончила Мстёрскую художественную школу (1948). Член Союза Художников СССР с 1968 года.
- Юрин Евгений Васильевич (07.08.1898 - 29.05.1983) - миниатюрист. Член Союза Художников СССР с 1940 года. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Народный художник РСФСР.
- Котягин Александр Федорович (15.11.1882 - 17.08.1943) – иконописец, реставратор, миниатюрист. Выпускник Мстёрской иконописной школы (1893-1897 гг.). Одни из основоположников Мстёрской лаковой миниатюрной живописи. Удостоен Диплома и Золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1937). Член Союза Художников СССР с 1940 года.
- Брягин Николай Иванович (14.10.1885 - 01.03.1933) - иконописец, реставратор древних икон. Родился в п. Мстёра Вязниковского р-на.
- Лебедев Юрий Анатольевич (12.06.1955 - ...) - миниатюрист. Окончил Мстёрскую художественную профтехшколу (1975). Член Союза Художников с 1990 года.
Город Вязники.
Село Станки
Свято-Троице Серапионова пустынь.
Монастыри Владимирской области.

Категория: Вязники | Добавил: Николай (10.11.2015)
Просмотров: 16741 | Комментарии: 1 | Теги: икона, Мстера, Вязниковский уезд | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Николай • 21:15, 04.11.2021
Приложение 1

Петровичева Идея Викторовна

В 1941 году мне было 11 лет. Папа ушел на фронт. Мы с мамой жили в поселке Мстера, где она работала учительницей. Этот год был для нас самым тяжелым — голод, нищета. Все наши доходы составляла небольшая мамина учительская зарплата. Приходилось ходить по ближним деревням и выменивать свои вещи на картошку и хлеб.
Весной 1942 года мы с мамой начали работать, помимо школы, еще и в колхозе: фронту нужны были продукты. Мотыжили землю, рыхлили и пололи грядки, на ферме убирали за коровами, кормили их. За это мы получали молоко, а осенью — овощи.
Чтобы натопить печку, дрова приносили из леса на себе. В 5 часов утра шли в лес за 3-4 километра, добирались в темноте до дерева, спиливали его, обрубали ветки, распиливали на бревна, нагружали сани и везли их в гору домой. Летом носили вязанки сучьев на плечах.
Во время одного из таких возвращений из леса встретили почтальонку, которая сообщила нам о гибели папы. Он погиб 9 мая 1942 года. Незадолго до этого мы получили последнее, написанное им письмо, которое я бережно храню до сих пор.
«6 апреля 1942 г.
Здравствуйте, дорогие Тоня и Идочка!
Вот этот последний перерыв в посылке вам письма был у меня самый большой. Последнее письмо послал вам в конце марта, а сейчас уже 6 апреля. Но что поделаешь, был занят и не мог выбрать время написать. Довольствоваться малым временем и написать 2-3 слова, что, мол, я жив, здоров и все, — не люблю. Мне надо время на письмо не меньше часа, да к тому же хоть сколько-нибудь подходящие условия. Вот поэтому-то и не писал.
Сообщаю, что я сменил место, а, в связи с этим, сменил и адрес, теперь пишите так: «Действующая армия. ППС 1584. 109. Б. А. О. 474 АТР. П. 8 мне».
Живу я пока по-старому, здоровье несколько улучшилось, но чувствую, что в недалеком будущем произойдет какое-то изменение в моей жизни и, вероятнее всего, в худшую для меня сторону... Мне все больше кажется, что не придется мне увидеть вас, моих близких, родных, дорогих сироток. Почему-то я уверен, что сложу свою голову в первом бою, ведь я, знаешь, не люблю быть где-то в стороне, всегда иду туда, где гуща, где масса. А не секрет, что весной этого года будет жестокая борьба. Везде враг ждет этого времени, и он еще силен, вот почему и нам, фронтовикам, и вам в тылу, надо сейчас напрягать все мускулы, чтобы подготовить успешный исход войны, разбить окончательно врага и освободить наши земли. Мы здесь делаем все, не считаясь ни со здоровьем, ни с жизнью, лишь бы в срок и качественно выполнить боевое задание».
Мой отец, Виктор Сергеевич Козлов погиб, когда ему было 36 лет, а мне исполнилось 12. Мое последнее письмо, отправленное ему на фронт, вернулось. У меня сохранился этот пожелтевший от времени листок. Я писала ему:
«Здравствуй дорогой папочка!
Шлю я тебе свой горячий, горячий привет. Сегодня получили от тебя письмо. За последние дни мы получаем их через день или каждый день. Мы живем все так же. Недавно мама ходила в деревню и принесла оттуда немного картошки и 9 яиц. Сегодня у нас очень холодно, выпал снег. Мы уже посадили лук, морковь и немного свеклы. В колхозе мама работает, скоро и я начну работать. Я учусь все так же — на «отлично». Папа, пиши нам чаще, как ты живешь, как твое здоровье. Теперь мы все время будем думать о тебе...
Сейчас мне очень хочется спать, уже 11 часов вечера, но мне еще надо учить уроки.
Привет от бабушки и тети Мани. Пока, до свидания, целую тебя крепко-крепко. Ида. 5 апреля 1942 г.»
Этого письма мой отец так никогда и не прочитал...
Ну, а дальше пришлось выживать.
Очень тяжело было работать на жатве ржи. Под палящим солнцем жали, вязали снопы и укладывали их. У меня часто «ручьем» текла кровь из носа. Приходилось делать перерыв на 10-15 минут, а потом снова работать. Но мы не теряли бодрости духа и даже помогали тем, кому было еще хуже — раненым.
Вместе с группой одноклассников мы посещали госпиталь, где лечились раненые и больные воины. Мы готовили для них номера художественной самодеятельности, выступали со стихами, песнями, старались поднять им настроение.
Это были сложные, горестные, незабываемые годы. Но я надеюсь, что мой труд, так же, как и труд других детей войны, лег в основание нашей общей, бесценной победы.
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru