Главная
Регистрация
Вход
Вторник
06.12.2016
13:14
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Поселок Мстёра, Вязниковский район

МСТЁРА

Мстёра - посёлок городского типа, центр муниципального образования «Посёлок Мстёра» в Вязниковском районе Владимирской области России.
Расположен на реке Мстёрке (близ её впадения в реку Клязьму) и реке Тара, в 14 км. от железнодорожной станции Мстёра (на линии Ковров - Нижний Новгород).
«Богоявленская слобода, Мстера тожъ, на р. Таре и р. Мстере находится въ 21 версте отъ уезднаго города (Вязники) и въ 105 отъ губернскаго (Владимир)».
Река Тара носит имя, данное в честь солнечного бога Тарха Дажьбога, а также богини бьярмов (финно-угорский народ) Тарусы.
Слово Мстёра - угро-финское, осталось от живших в этих местах угро-финских племен и означает - «топкое, низменное».

Великий князь Андрей Боголюбский, воздавая последний долг умершему в 1157 г. родителю своему строением церквей и обителей во Владимире и вниз от города Боголюбова по течению реки Клязьмы на правом берегу ее, первую церковь построил во имя Спаса, что в Купалищах (где были еще язычники и поклонялись богу - Купале).
Ко дню Успения Божьей Матери Великий Князь прибыл к месту, где ныне село Любец (Ковровский район), имеющее самое живописное местоположение. Место это полюбилось Князю. «Любо здесь», - сказал он и велел построить церковь во имя Успения Божьей Матери.
Хотелось Князю побывать в Стародубе, но обстоятельства отвлекли его к Князьям Суздальским. Великий Князь, возвращаясь уже зимою из Суздаля опять к Стародубу, из-за вьюги сбился с пути и, не надеясь уже на спасение, попал в стан деревни Елифановки (будущий город Ковров) на канун Рождества Христова. По случаю своего чудесного избавления от верной гибели он приказал выстроить тут Рождественскую церковь.
На утро, отогревшись и отдохнув, Великий Князь отправился к обедне в Стародуб (ныне называемый Клязьминский городок). Отсюда он поехал далее и при устье реки Тары и Мстерки приказал построить церковь во имя Богоявления Господня, где ныне поселок Мстера.

Это место входило во владения князей Стародубских (см. Стародуб-на-Клязьме).
В духовной грамоте Ивана Васильевича Ромодановского от 1521 - 1522 гг. упоминается Свято-Ивановский монастырь близ села Татарово, которое сейчас граничит со Мстёрой.


Слобода Мстера принадлежит к древним поселениям Владимирского края.
По переписным книгам 1678 г. в слободе Мстере значится двор боярский и 156 дворов бобыльских с населением в 435 душ мужского пола.
Мстёра стояла на «втором великом водном пути» с Востока, который шел через Каспийское море, по Волге, Оке, Клязьме и Москва-реке. Именно это и определило образ жизни мстерян. Большинство их стало или ремесленниками, производящими то, что можно продать, или торговцами. Еще в XVII веке в Богоявленской слободе на сто шестьдесят дворов было пятьдесят семь лавок, то есть почти треть домохозяев была торговцами.
В 1683 году Мстера принадлежала князю Федору, Андрею и Михаилу Ромодановским; в 1689 г. – уже одному князю Михаилу Григ. Ромодановскому.
В 1710 году в Мстере было 182 двора крестьянских и бобыльских, 57 торговых лавок, кабак и таможня.
В 1713 г. Мстера перешла к кн. Федору Юрьевичу Ромодановскому.
При Петре I за «особое усердие в службе» было пожаловано князю Федору Юрьевичу Ромодановскому. «Служба» его проходила в потешной компании Петра, где князь шутливо числился генералиссимусом и королем Пресбургским. Когда царь уезжал, Ромодановский становился главою кабинета, председателем Думы.
Любитель розыгрышей, он держал дома медведя, которого научил подносить гостям большую чарку крепкой перцовки. Если гость пугался или отказывался пить, медведь хватал его за одежду, срывал шляпу и парик.
На одной из шутливых петровских свадеб Ромодановский запряг медведей в упряжку, сам сел в сани, а пятого медведя пристроил сзади, в качестве лакея.
Но не только веселыми и пьяными потехами запомнился современникам князь Федор Юрьевич Ромодановский, а и кровавым тиранством. Во время стрелецкого бунта он лично ловил, пытал и казнил восставших. Сам Петр I назвал его как-то зверем, а историк Ключевский - «министром кнута и пыточного застенка».

Пахотной земли вокруг было немного, да и она оказалась плоха для хлебопашества - поселившиеся от него отказались. Крестьяне платили князьям оброк, зарабатывая одни - кузнечным делом, другие - рыбной ловлей. Речек и озер вокруг было предостаточно, а в версте текла многоводная река Клязьма. Кто-то работал мельником на княжеской мельнице, кто-то освоил гончарное ремесло. Так что стал называться погост, из-за разнообразия развившихся ремесел, слободой Богоявленской.

После смерти кровавого «генералиссимуса» Богоявленская слобода перешла к его сыну, Ивану Федоровичу, который унаследовал и «шутовской колпак» отца.
Потешая Петра на карнавале в честь Ништадтского мира, он плыл в большой лодке с медвежьими чучелами. В делах он был так же сумасброден и кровожаден, как отец.
Другой Ромодановский командовал на польской границе стрелецким полком. Однажды стрельцы пожаловались ему, что голодают и так поизносились, что мерзнут и вынуждены ходить по миру, просить одежду и еду. Князь посчитал жалобу бунтом, приказал окружить стрельцов, бить батогами и рубить.
Еще один Ромодановский остался в документах своей эпохи как взяточник и участник жестокого подавления крестьянского восстания 1648 года в Устюге.
Можно представить, как жилось крепостным под таким игом.

В 1741 г. слобода перешла к графу Головкину в виде приданого, взятого за женой.
В 1744 г. принадлежала графине Паниной.
В 1768 г. принадлежала гр. Петру Ив. И Никите Ив. Паниным.
В 1809 г. Перешла к гр. С.П. Паниной, вышедшей замуж за генерала И.В. Тутолмина. Генерал-майор Иван Васильевич Тутолмин был московским губернатором, а под старость - начальником московского воспитательного дома. Мстёра перешла к нему как приданое невесты Софьи Петровны Паниной, однако с оговоркой, что после его смерти имение снова вернется к Паниным. Генерал умер раньше своей жены, а Софья Петровна перед смертью завещала Мстёру племяннику Виктору Никитичу Панину, внучатому племяннику воспитателя Павла I, Никиты Ивановича Панина. Отцом Виктора Никитича Панина был известный в свое время дипломат, а матерью - урожденная графиня Орлова.

Н.А. Некрасов едет во Мстеру (1853 - 1861 гг.).
Слобода Мстера в сер. XIX века
Свадебные обряды в слободе Мстере в сер. ХIX века
Жизнь, нравы и обычаи жителей Мстеры в сер. XIX века

В слободе Мстере учрежден бурмистром А.К. Голышевым в 1841 году общественный мирской банк.
В 1856 г. открыт кожевенный завод купца Василия Андреевича Панкратова, в с. Мстере. В 1890 г.: конный привод на 1 лошадь; освещение керосином; работает днем; 12 рабочих.
«Резчики украшают иконы резными рамками и киотами, а также режут церковные иконостасы. Золотари покрывают резную работу и киоты золотом, обыкновенно сусальным, которое покупается на заводах Покровского уезда или в Москве. Село Сарыево, недалеко от Мстеры, замечательно своими золотарями; Мстера известна прекрасной чеканной работой. Мстерские чеканщики или золотых и серебрянных дел мастера делают на образа серебрянные и медные ризы, а равно подсвечники, кадила и паникадила» (Владимирские губернские ведомости 1859 г. № 16.).
«Чеканка риз на образа и пригот. разных галант. вещей: Владимирская губ. Вязниковский уезд слб. Мстера; в ней 29 мастеров работают на 5000 руб. ежегодно» (Семенов П. Географическо-статистический словарь Российской империи. Спб., т. III 1867 г.).
В 1864 г. Мстера подарена дочери, бывшей в замужестве за графом Комаровским.

«Торговля медными образами чрезвычайно усилилась, так что образа Мстерских иконописцев сильно вытесняются, вследствие чего и цена на них понизилась» (Владимирские губернские ведомости 1869 г. № 27).

«Это одно из самых бойких мест края. Мстёра только носит официальное звание села», - писал в своих путевых записках 1861 года посетивший эти места русский экономист Владимир Павлович Безобразов - а по фабричной деятельности (разные домашние производства, преимущественно иконопись) и торговле, по всему быту жителей, вовсе не занимающихся земледелием, кроме огородничества, в особенности значительного разведения лука, - настоящий город». Заниматься ремёслами и торговлей местных крестьян заставляли малоземелье и низкая урожайность. Промышленный характер развития слободы Мстёра определил её формирование как городского поселения - довольно правильные кварталы с прямыми широкими улицами. Уже в сер. XIX в. в печатных источниках о Мстёре упоминаются названия её улиц.

Иконописание

Большая торгово-промышленная слобода Мстера имеет широкую и далекую известность благодаря своеобразному промыслу, которым занимаются ее жители. Этот промысел иконописание.
С кон. XVII - нач. XVIII вв. в Мстёре зарождается иконописный промысел. Это подтверждено документами того времени - мстёрские "иконники" получали "виды на отлучку" для производства иконописных работ в разных городах России.
Известно, что уже в нач. XVIII в. иконописание в Мстере было не случайным явлением, а промыслом и в кон. XIX века большая часть мужского и женского населения Мстеры было занято иконописью, или уборкой и украшением икон, или приготовлением, требуемых иконописным промыслом промыслом материалов. Главным образом приготовлялись так называемые «расхожия» необыкновенно дешевые иконы, и иконы, украшенные фольгой; эти иконы в громадном количестве через офеней торговцев расходились по всей России. Летом офени занимались крестьянским трудом в родных селениях, а с завершением полевых работ - отправлялись в дорогу. Они исколесили практически всю Россию, а некоторые уходили торговать за её пределы. Офени победнее возили свой товар на тележке или санках, а те, что побогаче отправлялись в путь на подводе. К кон. XIX в. среди мстерян офеней уже не было - этим промыслом занимались жители окрестных деревень.


Шкатулка "Мстерские офени". Заец П.Ф. Папье-маше, лак, темпера, золото сусальное, живопись миниатюрная. Конец 1970-х гг.
Шкатулка прямоугольной, вытянутой в длину формы, с откидной крышкой. Окраска снаружи черная, внутри - красная. На крышке шкатулки - миниатюра в узкой прямоугольной золотой рамке. На переднем плане, в центре - бревенчатый мостик через речку. На мосту стоят трое офеней с коробами за плечами. За ними идут справа еще двое офеней. Справа на втором плане - лавка с ситцами, за прилавком - купец с купчихой, перед прилавком - мужик с коробом с разноцветными лентами. За мужиком слева стоят две бабы и ребенок. В левом нижнем углу - изба, в ней сидят за столом иконописцы и пишут при свечах иконы. Перед мастерской стоит, заткнув руки за пояс, ее хозяин, к нему с просьбой обращается мужик. Действие происходит нна фоне голубо-сиреневого неба с розово-белыми облаками, на фоне панорамы Мстеры с разноцветными бревенчатмыми избами среди зеленых горок с деревьями с голубовато-зелеными кронами. В центре поселка - монастырь с трехглавым белокаменным собором, с колокольней. Вокруг миниатюры по краю крышки идет золотой стилизованный растительный орнамент.

Но наряду с этим в Мстере были и искуссные мастера – «старинщики», прекрасно знающие древне-русские стили иконописи (новгородский, строгановский и др.) и умеющие писать иконы во всех этих стилях. Они изготавливали имитации и подделки под старинные иконы, а также занимались реставрацией старых икон. Современники отмечали, что иконописцы-старинщики были превосходными специалистами своего дела и могли "старую, скоробленную, вовсе повреждённую временем икону […] так прекрасно "починить", что икона становится неузнаваемой; дска (в слове "дска" нет ошибки, именно так звучало слово "доска" в устах мстерских иконописцев, когда речь шла об иконе старых писем) выравнивается, краски расчищаются и оживают, выпавшие места - "выпадки" записываются вновь так искусно под стиль писем иконы, что трудно бывает после и найти записанное место; и наоборот - старинщик и вновь написанной иконе придает все признаки древней и много-существовавшей; он искусственно закоптит и скоробит доску, наделает трещин и "выпадков". Работы таких мастеров стоили очень дорого. Такие иконы находили себе сбыт среди населения старообрядческого или склонного к старообрядчеству.
Общий уровень техники иконописи был довольно невысокий особенно благодаря своеобразному характеру работы, где каждый мастер не писал всей иконы, а только какую-то часть – один лик, другой платье и т.п.
Братство святого благоверного великого князя Александра Невского было основано в 1879 г. во Владимире. Совет Братства в 1879 году обратился к Мстерскому обществу с предложением открыть рисовальные классы при Мстерской народной школе, но Мстерские иконописцы, опасаясь чтобы ученики школы – будущие мастера – не подорвали их промысла, решительно отклонили это благое предложение Братства. тогда Совет Братства решил учредить в начале рисовальные классы, а затем и школу иконописи в Холуе, ассигновав на содержание ее из средств Братства 250 руб.
Братство, желая увековечить память о величайшем событии появления Промысла Божия, сохранившего жизнь Государя Императора 17-го октября 1888 года, остановилось на мысли открыть при церковно-приходской школе сл. Мстеры школу иконописи и с этим предложением обратилось к Мстерскому обществу; общество сл. Мстеры изъявило полное свое согласие на открытие этой школы и отвело помещение для нее, обещая и отапливать ее и кроме того отпускать на учебные пособия для школы ежегодно по 100 руб. Тогда же Братство озаботилось отыскиванием опытного учителя, а почетный член Братства, г. Прокурор Московской синодальной конторы Действительный Статский Советник А.Н. Шишков, отрекомендовал Братству на эту должность иконописца М.И. Цепкова,- уроженца сл. Мстеры, получившего образование в Строгановском училище рисования. Работы Цепкова неоднократно удостаивались одобрения Его Императорского Величества Государя Императора, Которому он имел счастье представлять свои иконы через г. Обер-Прокурора Свят. Синода К.П. Победоносцева. Но прежде чем определить учителем к Мстерской школе, Братство, назначив Цепкову денежное содержание, предложило ему усовершенствовать свои знания изучением иконописных оригиналов в Московских музеях, где он более полугода и занимался, под руководством Ф.И. Буслаева, принимающего самое горячее участие в деятельности Братства, направленного к улучшению иконописания во Владимирской епархии.
22 апреля 1862 г. И.А. Голышевым были открыты: воскресная рисовальная школа и библиотека для чтения.
В августе 1889 года в сл. Мстере была открыта школа иконописи и в нее принято 53 ученика. См. Школы иконописи в сл. Холуе и Мстере.

Сусальное мастерство, по всей вероятности. Возникло в Мстере вместе с иконописью, так как иконописное мастерство не может обойтись без сусального серебрения и золочения икон.

В 1898 г. в Вязниковском уезде открылась первая земская народная библиотека в слободе Мстера.

Художественная обработка металла

В 1885 г. открыто фольго-прокатное заведение крестьянина Александра Евграфовича Фатьянова, в с. Мстере. Поизводство окладов для икон. Паровая машина, 8 сил; паровой котел; освещение керосином; работает днем; в 1890 г. – 23 рабочих.
Одновременно с иконописью зарождаются здесь промыслы по художественной обработке металла. Для украшения икон чеканились оклады, венцы и др. Были также мастера, хорошо владевшие финифтяным делом и гравировкой.

Вышивка

Зарождение другого художественного промысла во Мстёре - вышивки, относится к 60-м гг. XIX в. Одна девушка из окрестных селений, хорошо знавшая золотошвейное мастерство, вышла замуж за мстёрского жителя и стремилась использовать свои умения на новом месте.
Уже к 1875 г. в слободе в этом промысле было занято более 50 человек. Местные мастерицы вышивали плащаницы, хоругви, воздухи, епитрахили и прочее. Приблизительно в это же время во Мстёре появляются и развиваются другие виды вышивки, среди которых особое место занимала вышивка белой гладью. В 1897 г. здесь работали около 400 вышивальщиц.

Литография

В экономическом отношении, особенно в занятости женского населения, большую роль сыграло заведение не характерное для сельской местности. Это литография, основанная в 1858 г. мстёрским крепостным крестьянином И.А. Голышевым. Она выпускала в огромном количестве лубочные картины, которые раскрашивали женщины и девочки, получая дополнительный заработок. Особую известность Голышев получил благодаря своей научной деятельности.
Иван Александрович Голышев (1838 - 1896), археолог, этнограф, краевед, художник, общественный деятель. Им опубликованы до 500 историко-краеведческих статей в периодических изданиях, написаны 18 книг и брошюр, изданы 10 альбомов, посвящённых памятникам старины. На свои средства он организовал и содержал во Мстёре воскресную рисовальную школу и народную библиотеку. В 1861 г. к Голышеву приезжал русский поэт Н.А. Некрасов, чтобы договориться о распространении своих произведений в виде дешёвых "красных книжек", доступных для простого народа. Иван Александрович был членом Императорских русских географического и археологического обществ, Московского археологического общества, Общества истории и древностей российских при Московском университете, Киевского исторического общества летописца Нестора, Нижегородского и Владимирского губернских статистических комитетов, Ростовского музея церковных древностей и др. Труды Голышева сохранили свою научную ценность и по сей день.

В 1908 г. был основан меднопрокатный завод. На его базе в советское время была создана ювелирная артель, в 1960 г. преобразованная в фабрику, а в 1972 г. - в завод (только за 1985—1986 гг. завод выпустил более 1 млн штук Орденов Отечественной войны II степени из серебра).
В 1911 г. во Мстёре было 18 иконописных заведений, 8 - ризочеканных, 24 - фольгоуборных, 4 - киотных, 3 - фольгопрокатных, 3 - кирпичных, 4 - сапожных, 1 - столярное, 1 - позолотное и 1 - тележное. Кроме этих производств работали клеёночная фабрика, кожевенный завод и 30 торговых лавок. Интересно отметить, что оценка заведений и торговых лавок, принадлежавших единоверцам, составляла 66% от общей оценки всех частных предприятий. Владельцами самых крупных из них являлись Ф.В. Панкратов, Е.М. Фатьянова, И.Е. Мумриков, П.И. Козлова, В.С. Крестьянинов.


Дом В.С. Крестьянинова

Дом фабриканта Крестьянинова (ул. Ленинградская, д. 38) построен в кон. ХIХ – нач. ХХ в. в русском стиле, изобилует пышным декором и богатством отделки.
В кон. 1908 г. предприниматель Василий Семенович Крестьянинов основал меднопрокатный завод, который именовался «Промышленное заведение медно-прокатной выработки фольги», где работало 30 человек. Это предприятие тесно работало с предпринимателем Сытиным из Москвы.
... Возникают две большие фабрики с паровыми двигателями, изготовлявшие фольгу. Новейшее техническое достижение - гальванопластика используется в производстве «святых образов». 10 ризочеканных мастерских и 24 фольгоуборочных заведения работают по 10—14 часов. Массовая более дешевая продукция икон подрывает творческие начала иконописания. Недорогая «фолежная икона» с написанными наспех, по шаблону только руками и ликами и убранная вся разноцветной фольгой, имитирующей драгоценные ризы, оттесняет живописную икону. Индивидуальные иконописцы не могут конкурировать с мануфактурным производством и попадают в кабалу к скупщику и предпринимателю.
На фабрике В.С. Крестьянинова делались иконы в металлических окладах и бисерных «одежках». На окладах надпись: «Москва. В.С. Крестьяниновъ съ [сыновьями]. Фабрика в с. Мстере Вл[адимирской] губ[ернии]».


Штемпель Торгового дома В.С. Крестьянинова во Мстёре.
Резина; металл; дерево; резьба; штамп; работа токарная. 1910-е гг. 54x19 мм. Высота с рукояткой - 52 мм.

Матрица резиновая неровная на прямоугольной металлической основе. На матрице - текст: "ТОРГОВЫЙ ДОМЪ/ В.С.КРЕСТЬЯНИНОВЪ СЪ С-М/ СЛОБ. МСТЕРА ВЛАДИМИР. ГУБ." Рукоятка деревянная грушевидная токарной работы.

В музее г. Мстеры представлена штампованная, стандартная, как игральная карта, икона производства фабрики В. Крестьянинова.

Таким образом, к 1917 г. слобода Мстёра являлась крупным торгово-промышленным поселением. По внешнему виду она походила на небольшой уездный город - улицы прямые, широкие, строения расположены правильными кварталами, много каменных двухэтажных домов; все дома крыты железом. Из правительственных и общественных учреждений имелись почтово-телеграфная контора, земская больница, школа живописи, пожарная дружина, ссудно-сберегательное товарищество; слобода - местопребывание должностных лиц и земских служащих.

В Слободе в 1818 году была открыта мужская народная школа. В кон. XIX века содержалась на средства земства. Учащихся в 1897 г. было 125 мальчиков.

14 октября 1864 г. в слободе Мстере по благословению Святителя Феофана Затворника было создано Богоявленское церковное православное братство с целью защиты православной веры и духовного просвещения населения.
22 июля 1867 г. в сл. Мстере было открыто Богоявленским церковным православным братством женское училище с рукодельным классом. Учащихся в 1897 г. было 90 девочек.
11 декабря 1867 г. открыто Мстерское мужское училище.
В дер. Павлове с 1895 года открыта школа грамоты; учащихся в 1897 г. было 20.
При Мстерской единоверческой церкви с 1887 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 30.

2 января 1907 года Владимирское губернское правление зарегистрировало общину старообрядцев "безпоповщинского поморского брачного согласия", проживающих в слободе Мстёре и нескольких деревнях Вязниковского уезда, «с распространением деятельности ея на деревни Пивоварову, Андреевскую, Ильино и Иваньково Судогодского уезда». Путь к выходу из подполья для старообрядцев открыл именной высочайший указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» в апреле 1905 года и указ «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (октябрь 1906 года).
Мстерский краевед Владимир Борисов ссылается на данные владимирской периодической печати того времени. Из них следует, что беспоповская поморская община с центром во Мстере – «первая легализированная на основании нового положения о старообрядцах старообрядческая община во Владимирской епархии».

Владимирская духовная консистория 10-го моя 1908 г. за № 7319, обратилась в губернскую управу с ходатайством следующего содержания. Староста церкви с. Шустова, Вязниковского уезда, Алексей Васильев Соколов, просит епархиальное начальство о ходатайстве, чтобы была запрещена базарная торговля в сл. Мстере, Вязниковского уезда, 6 января, в день Богоявления Господня, на том основании, что все окружающее слободу Мстеру взрослое население в этот день уезжает в слободу Мстеру, почему приходские храмы в этот день бывают совершенно пусты и даже бывает некому нести св. иконы на Иордан, благочинный священник Димитрий Сокольский, в ведомстве коего находится село Шустово и сл. Мстера, подтвердил справедливость просьбы церковного старосты Соклова и присовокупил, что действительно в день Богоявления Господня во всех сельских храмах его благочиненского округа богослужение 6 января совершается при полном отсутствии молящихся прихожан, которые все с раннего утра уезжают на ярмарку в сл. Мстеру и здесь с утра до вечера проводят время в сутолоке торговли. В виду сего было бы весьма желательно закрытие торговли в сл. Мстере 6 января. Тогда жители и сельских и Мстерских приходов имели бы возможность встретить и провести великий праздник Богоявления Господня, как подобает православным христианам… Мстерский сельский сход не пожелал перенести на другой день Крещенскую ярмарку в сл. Мстере, как существующую с давних лет. о чем уездной управой и было доложено уездному собранию, которое постановило: ярмарку в сл. Мстере оставить по старому.

В 1935 году получил статус посёлка городского типа.


Администрация муниципального образования поселок Мстера
ул. Советская, д. 14
Дом Демидова

Памятник Ленину на площади Ленина

Рынок "Мстерский"
пер. Базарный, д. 1

Производственная база "Мстерская игрушка"
пл. Ленина, д. 22

Фабрика игрушек "Волшебный мир"
п. Мстера, ул. Ленинградская, д. 18
Дом Киберева и Зайцева

Производственное предприятие "Мстерская обувная фабрика"
п. Мстера, ул. Ленина, д. 19, сайт: http://msteraobuv.ru/

Ювелирный завод "Мстерский ювелир". Посуда и предметы сервировки стола из серебра и цветных металлов, покрытые благородными металлами (винные и кофейные приборы, наборы для чая, столовые приборы, вазы, бокалы, рюмки, подстаканники, солонки и т.д.). Ювелирные украшения из серебра в сочетании с лаковой миниатюрной живописью, финифтью, эмалью (серьги, кольца, цепочки, подвески, колье, броши и т.д.).
Адрес: п. Мстера, ул. Советская, д. 89

Производственный кооператив "Центр традиционной мстерской миниатюры". Шкатулки, панно, пудреницы, ларчики, декоративные тарелки, броши. Иконостасы, иконы, складни, молитвенники, пасхальные яйца.
Адрес: Вязниковский район, п. Мстера, ул. Ленина, д. 2

Производственное предприятие "Мстерский завод стеновых керамических материалов". Адрес: Вязниковский район, п. Мстера, ул. 2-я Кирзаводская, д. 10, сайт: http://mzksm.ru/

Производственное предприятие "Мстерская швейная фабрика". Выпускаемая продукция: постельное белье, комплект для новорожденного, белье для новорожденных, сорочка ночная женская, халат женский, сорочка мужская.
Адрес: Вязниковский район, п. Мстера, ул. Советская, д. 16

Культура



Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Мстерский художественный музей"
п. Мстера, пл. Ленина, д. 3

Мстерский художественный музей..
Музей «Лес для народа».
Вышивка и иконопись Мстёры.

- Учебный центр "Иностранные языки". Вязниковский район, п. Мстера, пл. Ленина, д. 8.
- Муниципальное общеобразовательное учреждение "Мстерская средняя общеобразовательная школа". Вязниковский район, п. Мстера, ул. Школьная, д. 1, сайт: http://mstyora-school.ucoz.ru/
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр внешкольной работы им. И.А. Альбицкого". п. Мстера, ул. Ленина, д. 122а, сайт: http://mstera-cvr.ucoz.ru/
- Мстерский художественный техникум им. Ф.А. Модорова - знаменитое художественное училище готовит высококлассных специалистов в области традиционной лаковой миниатюры. Ведёт свою историю с кон. XIX в. За время существования подготовило целую плеяду выдающихся мастеров миниатюры, иконописи и живописи, многие из которых являются ныне членами Союза Художников России и были удостоены многочисленных международных наград.
Адрес: Вязниковский район, п. Мстера, пл. Ленина, д. 3
Телефон: 8 (49233) 5-03-62
- Государственное образовательное учреждение Владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Мстерский детский дом". Адрес: Вязниковский район, п. Мстера, ул. Ленинградская, д. 43

Наша Мстера

Бережок крутой, реченька бежит,
Струечкой в сиреневую даль.
Через Мстеру мой крестный путь лежит,
Все, что позади - мне не жаль.

Средь лесов, средь полей
Наша Мстера стоит.
«Жить в обители сей»,-
Так Господь нам велит.

Утром соловей звонко песню поет,
Как молитва льется к Небесам.
Колокольный звон по поселку плывет,
Умягчая наши сердца.

Мстера, Мстера - ты рождаешь мастеров,
Издревле художеством жила,
Выстояла ты под напором ветров,
Ты всегда талантами слыла

Нас встречают здесь добром и теплом,
Не скудей дающих рука,
Кто советом, делом, а кто пирожком
Помогают, милость творя.

Дай нам, Боже, веру, надежду любовь,
И дорога будет легка,
Если станет вдруг на душе тяжело
Пусть сюда несут облака.

Монастыри и храмы Мстёры

Женская обитель Святителя Иоанна Милостивого, пос. Мстёра.
Свято-Богоявленский Мстёрский мужской монастырь, пос. Мстёра.
Свято-Казанский скит Богоявленского Мстёрского монастыря, д. Акиншино.
Свято-Никольский храм, пос. Мстера.

Знаменитые уроженцы Мстёры

- Модоров Федор Александрович (28.02.1890 - 15.05.1967) - знаменитый советский художник-реалист, член-корреспондент академии художеств СССР, Народный художник РСФСР, чье имя носит сегодня Мстерское художественное училище. Долгое время являлся ректором Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова - ведущего художественного ВУЗа России.
- Старкова Вера Егоровна (15.08.1926 - ...) - миниатюрист. Окончила Мстерскую художественную школу (1947). Член Союза Художников СССР с 1971 года.
- Демидова Лидия Александровна (23.04.1927 - ...) - миниатюрист. Окончила Мстерскую художественную школу (1948). Член Союза Художников СССР с 1968 года.
- Юрин Евгений Васильевич (07.08.1898 - 29.05.1983) - миниатюрист. Член Союза Художников СССР с 1940 года. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Народный художник РСФСР.
- Котягин Александр Федорович (15.11.1882 - 17.08.1943) – иконописец, реставратор, миниатюрист. Выпускник Мстерской иконописной школы (1893-1897 гг.). Одни из основоположников Мстерской лаковой миниатюрной живописи. Удостоен Диплома и Золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1937). Член Союза Художников СССР с 1940 года.
- Брягин Николай Иванович (14.10.1885 - 01.03.1933) - иконописец, реставратор древних икон. Родился в п. Мстера Вязниковского р-на.
- Лебедев Юрий Анатольевич (12.06.1955 - ...) - миниатюрист. Окончил Мстерскую художественную профтехшколу (1975). Член Союза Художников с 1990 года.
Город Вязники.
Село Станки
Свято-Троице Серапионова пустынь.
Монастыри Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (10.11.2015)
Просмотров: 1357 | Теги: икона, Мстера, Вязниковский уезд | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика