Главная
Регистрация
Вход
Суббота
20.04.2024
18:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Слобода Мстера в сер. XIX века

Слобода Мстёра в сер. XIX века

Богоявленская Слобода Мстёра. Владимирской губернии, Вязниковского уезда. История ее, древности, статистика и этнография.
Составил Член Сотрудник Императорских: Русского Географического и Вольного Экономического Обществ, и Действительный Член Губернского Статистического Комитета И. Голышев.
Владимир. В губернской типографии. 1865.

Жителей в слоб. Мстёре считается по 10-й ревизии крестьян временно-обязанных муж. пола 1167, женс. пола 1361.
Духовенства Православного - муж. 8., жен. 19.
Единоверческого - муж. 2., жен. 3.
Купцов - муж. 5., жен. 6.
Крестьян временно-обязанных - муж. 1167, жен. 1361.
Военных бессрочно отпускных нижних чинов - м. 1., ж. 1.
Военных отставных нижних чинов – 10 м.
Военных солдатских жен и дочерей - 37.
Всего - муж. 1193, жен. 1427, обоих полов 2620.
Православного вероисповедания - муж. 801., жен. 973.
Единоверческого вероисповедания - муж. 230, жен. 243.
Раскол тиков Поморской секты - муж. 78, жен. 91.
Раскольников Нетовской секты - муж. 54, жен. 101.
Раскольников Смешанных сект - муж. 30. жен. 19.

Пространство земли при сл. Мстёре находится удобной и неудобной: 881 десятина 46 сажен. Земля в следующем состоянии:
Покосу – 513 дес. 2303 саж.
Под огородами и садами – 105 дес. 170 саж.
Лесом - 5 дес. 2300 саж.
Усадьбами - 35 дес. 901 саж.
Выгоном - 148 дес. 741 саж.
Итого 808 дес. 1615 саж.

Кроме того:
Под церквями и кладбищами - 1 дес. 100 саж.
Дорогами - 4 дес. 1225 саж. Песками - 7 дес. 2148 саж. Реками и озерами - 58 дес. 2158 саж.
Итого - 72 дес. 831 саж.

Количество домов в сл. Мстёре 365, в том числе 20 домов каменных.
Оценка строения крестьян 41334 р. 50 к.
Оценка усадебной земли под строением 35 дес. 901 саж. - 8418 р. 48 к.
Оценка усадебной земли под огородами 103 дес. 2125 саж. - 11576 р. 15 к.
Всего - 16329 р. 13 к.
Ценность всей слободы Мстёры как объявлено Его Сиятельством Графом В.Н. Паниным всего - 167200 руб.

Улицы слободы выстроены довольно правильно кварталами, которых числом 17-ть; строения расположены на неровном месте, по возвышенности горы, много каменных больших зданий, фасады домов деревянных принадлежат, более к деревенской архитектуре, смешанной с городским вкусом, дома более двухэтажные и частью с мезонинами.
В 1832 и 1833 годах вся слобода выгорела, остались невредимы одни только церкви, чему способствовала тесная постройка и не имение тогда пожарных инструментов, это разрушительное опустошение, изнурило жителей, но при трудолюбии их слобода возродилась вновь, лучше чем была прежде.

Волостное правление

Волостной старшина получает жалованье от общества 300 руб. сер. в год.
Помощник волостного старшины;
Сборщик податей;
Попечитель мирского банка,
К нему два кандидата; Смотритель запасного хлебного магазина.

Волостной Суд

Волостных судей восемь человек.
Писарь вольнонаемный получает жалованье 250 р. сер. в год.
Кроме волостного старшины и писаря прочие лица служат без жалованья.
При правлении находится прислуга состоящая из десятников и дежурнаго унтер офицера.

Общество православного Богоявленского братства

14 октября 1864 года открыто в сл. Мстёре общество православного церковного братства, при церкви Богоявления. Братство учреждено на основании Высочайше утвержденных основных правил 8-го мая 1864 года, с разрешения Епархиального Архиерея и начальника губернии, крестьянином сл. Мстёры Александром Козминым Голышевым. По уставу оно имеет целью служить пользам и нуждам православной церкви, противодействовать посягательствам на ее права со стороны иноверцев и раскольников, для дел христианской благотворительности и для распространения и учреждения духовного просвещения. Это религиозное нравственное учреждение, вступило на поприще деятельности и оказывает свои полезные действия, оно защищает церковь и православных от нападения раскольников, старается жить нравственно, неутомимо наблюдает за просвещением и содействует ему.
Общество православного братства состоит из попечителя, товарища его, члена казначея, члена делопроизводителя, и членов, почетных, действительных, и ревнителей, почетные попечители: Епархиальный Архиерей, и начальник губернии. В составе членов находятся многие ученые и высшие лица. Вместе с братством учредилось миссионерство, можно ожидать, что принесет много благих плодов к поддержанию православия и обращению раскольников к церкви христовой. См. Богоявленское церковное православное братство в сл. Мстёре.

Волостное правление

В центре сл. Мстёры на горе возвышается каменное здание прежде вотчинного, а ныне волостного правления, в большой зале правления находится икона пожертвованная бывшим старшиной А.К. Голышевым, который вступил в должность со времени образования волости после уничтожения крепостного права, в память дарованной свободы, изображающая с правой стороны св. Князя Александра Невского, с левой св. мученика Виктора (Святой Александр Невский – Ангел Государя Императора, а мученик Виктор – бывшего владельца графа Виктора Никитича Панина.) над ними на облаках изображен Спаситель, вручающий св. Князю скипетр, а св. мученику пальмовую ветвь; внизу на иконе надпись: «19 Февраля 1861 года», перед иконой теплится лампада.
Портрет Государя Императора Александра 2-го представлен хорошей кистью в рост в короне и порфире, в левой руке держава, а в правой скипетр которым Государь указывает на свиток с надписью «Милость и правда да царствуют в судах России, чтобы каждый под сению законов для всех равно справедливых, равно покровительствующих, мог наслаждаться в мире плодом трудов, невинных». По стенам залы портреты Государя Императора Николая 1 и Графа Петра Ивановича Панина, в золотой раме за стеклом адрес и всемилостивейший отзыв благодарности Его Величества Государя Императора за верноподданическое письмо и икону св. Александра Невского, препровожденных 17 июня 1863 года старшиною Голышевым. План слободы Мстёры, свод законов, архив и сундук для хранения банковой и мирских сумм.
Во второй половине здания приходское училище, в котором обучается в настоящее время 80 человек обоего пола, преподаванием занимается И.К. Успенский, который получает от общества жалованье в год 114 руб. 30 коп. сер. Вверху здания воскресная рисовальная школа, и библиотека для чтения, основанные безвозмездно крестьянином сл. Мстёры И.А. Голышевым 22 апреля 1862 года; цель учреждения доставить правильное рисование необходимое иконописцам, образование и крестьянам получающим безвозмездно книги и журналы, библиотека и воскресная школа идут с возрастающим успехом, в составе библиотеки находится 294 названий 304 экземпляров книг разного духовного, исторического и других содержаний и получаются 6 периодических журналов; преподаванием рисования занимается основатель, все принадлежности к рисованию доставляются им же безвозмездно.
В отдельном деревянном доме волостного правления, помещаются пожарные огнегасительные инструменты, 4 больших трубы и 1 ручная, бочки, багры, лестницы и проч. и кроме того в трех местах разных улиц находятся три сарая с бочками и водой для предохранения от пожаров.

Богадельня

В 1888 г. в сл. Мстёре была учреждена обществом крестьян богадельня. В заведывании Мстёрского сельского старосты. Призреваемые содержались на пожертвования частных лиц.
Близ церквей каменное здание богадельня, в которой 8 комнат; в 6 комнатах проживает бедных сирот 10 человек; подле богадельни столб с кружкой на котором надпись «блажени милостивии: яко тии помиловани будут» (Еванг. от Матф. гл. 5 ст. 7). С другой стороны здания помещается харчевня; к сожалению верхний этаж здания ничем не замещается и даже не отделан; как остался со времени постройки здания, так находится и до сего времени; очень бы полезно устроить более помещения бесприютным для приюта.

Мирской банк

В слободе Мстёре учрежден бурмистром А.К. Голышевым в 1841 году общественный мирской банк с суммой основного капитала 3700 руб. сереб. В настоящее время (1 января 1864) состоит сумм:
Капитала в билетах 5 % государственного банка - 7300 р.
Капитала принадлежащего мирскому обществу - 14876 р. 47 к.
Рекрутского принадлежащего мирскому обществу - 2807 р. 51 к.
Итого - 24983 р. 98 к.

Опекунского принадлежащего малолетним наследникам - 771 р. 1 к.
Принадлежащего вкладчикам - 1462 р. 12 к.
Принадлежащего детям и родителям отданных крестьян в рекруты - 2986 р. 57 к.
Итого - 5219 р. 70 к.
Всего - 30203 р. 68 к.

Сумма мирского банка выдается крестьянам в ссуду из 6 % проц. в год за поручительством других крестьян. Со времени основания банка, как видно сумма возросла почти в 8 ¼ раз более основного капитала.

Запасный хлебный магазин

В запасном магазине находится:
Хлеба озимого - 566 чет. 4 четвер.
Хлеба ярового - 56 четв.
В недоимке розданного сельским начальством до основания волости:
Озимого – 601 четвер. 4 чет.
Ярового – 528 четвер.
Наличного хлеба причитается на душу 4 четверика 2 гарца.

Мельницы

Четыре общественные мукомольные мельницы; одна на реке Мстёре - «Мстёрская» и три на реке Таре: «Сорокина», «Кусуновая» и «Березовая»; при одной мельнице круподерка.

На базарной площади два каменных корпуса в которых помещается 72 лавки и кроме того до 20 деревянных, 1 трактир, 1 питейный дом, ренсковой погреб, 12 мелочных питейных лавочек, 2 постоялых двора, 1 харчевня.

При слободе Мстёре находится пристань для судов на реке Клязьме и большое количество амбаров для складки хлеба, пристань эта от монополии хлебно-торговцев сл. Мстёры запустела и не видно в ней той торговой жизни какая развивается на других пристанях, впоследствии времени можно ожидать что и Мстёрская пристань будет проводником для снабжения хлебом бедных жителей как сл. Мстёры, так и окрестных селений; назад тому 20 лет, на этой же пристани останавливалось до 7 больших мокшанов с хлебом, но впоследствии конкуренты стали не допускать и судо-промышленники проходили мимо, ныне мы видим вновь вывеску на пристани «за причаливание судов не взимать никакого сбора по 1-е мая 1866 года» и было особое печатное приглашение г.г. судопромышленников, объявленное бывшим старшиной А.К. Голышевым.
Чрез реку Клязьму есть два перевоза, один на самой пристани, а второй по тракту к селу Рылу, Мугрееву и Дандеху, называемый Серзуховский.

Рыбные ловли по реке Клязьме, Мстёрке, Таре, в озерах: Тюньбе, Мачихе, Старице, Нерехне, Игумнове и других мелких озерах, довольно значительны; ловится рыба: лещ, подлещик, язь щука, карась, линь, налим, окунь, ерш и пискарь, последняя особенно вкусна и хорошо приготовляют ее сушеную.

Лесоводство

Леса при сл. Мстёре находится только 5 десят. 2300 саж., который никуда не употребляется, находится на болотистом месте и не составляет для крестьян большой пользы, небольшая его часть идет на отопление общественных зданий.

Сенные покосы

Покосов 513 десят. 2303 саж., покос убирается наймом из окрестных сел и деревень работниками; сена снимается до 1500 возов, уборка сена наймом обходится до 650 руб. серебр.

Базары и ярмарки

Базары существуют еженедельно по субботам, и бывает большой съезд, особенно в осеннее время из окрестных местностей.
С давнего времени существуют в сл. Мстёре четыре ярмарки, торг бывает от 1-го до 2-х дней, по местному обычаю в виде богомолья в храмовые праздники 6 января — Крещенская, 23 июля Владимирская, 29 июля Петропавловская, 12 ноября Иоанновская; на ярмарки привозятся разные жизненные продукты, мануфактурные галантерейные товары, деревянная и фаянсовая посуда, железные изделия, сундуки и проч.; оборот торговли не известен (В 1863 году исходатайствовал с разрешения Гр. В.Н. Панина бывший старшина учреждение ярмарок на законном основании.).

Доходы в пользу общества

С лавок и полков - 1390 руб.
С рыбных ловель и перевозов - 220 руб.
С 4-х мельниц - 1350 руб.
С базарной площади - 430 руб.
С трактира питейн. заведений и харчевни - 2200 руб.
Итого - 5560 руб. (Доходы эти возвышены при добросовестном исполнении служебных обязанностей бывших волостного старшины и помощника, перед поступлением которых по 1861 год доходов было в пользу общества только 2300 руб. в год.)

Промышленность

Промышленность жителей составляет занятие разными ремеслами и торговлей, за неимением достаточного количества земли, которой причитается на ревизскую душу мужеского пола.
Удобной земли - 1630 саж.
Неудобной – 170 ¾ саж.
Итого – 1800 ¾ саж.
Торговля составляет главную отрасль промышленности; сл. Мстёра находится в центре офень, которые являются на всегдашние базары и другие дни, набирают товару и в особенности икон, а также галантерейные мелочные: пояски, тесьму, серьги, кольца, книги, картины, сапоги и проч. и развозят их во все концы России.
Число занимающихся крестьян разными ремеслами:
Иконников - 449.
Сапожников - 50.
Кузнецов - 25.
Чеканщиков - 29.
Сусальщиков - 19.
Столяров - 10.
Портных – 5.
Печников - 3.
Офень - 5.
Часовщиков - 1.
Овчинников - 1.
Мясников – 22.
Всего - 919 (Здесь показаны только старшие домохозяева главы семейства, а другие занимаются многими другими ремеслами и торговлей.).

Фабричная промышленность

Фабрик: 2 мыльных, полотняных и 1 миткалевая, прежде бывшая полотняная, сданная на аренду. Фабричная промышленность в настоящее время незначительна, производительность на фабриках простирается на сумму до 26000 руб. в год; полота сбываются в С. Петербург, Москву и большей частью в г. Вязники фабрикантам.
1 Поташный завод.
1. Картофельно-паточный завод.
2 Кирпичных.

Ремесла

Ремесла в сл. Мстёре следующие:
Иконное,
Чеканное,
Сусальное,
Портничное,
Сапожное,
Кузнечное и слесарное,
Столярное,
Красильное.
Торговые обороты по всем промыслам в сл. Мстёре простираются до 122607 руб. 25 коп. в год.

Промышленность женщин

Промышленность женщин и девиц состоит в прядении и тканье холстов и полотен, а также в уходе за огородами в летнее время; в большем развитии находится раскрашивание народных картин; работа эта началась в 1840 году; крестьянин А.К. Голышев открыл книжную и картинную торговлю и картины получал из Москвы в то время не крашенными (тушеванными) и первоначально его дочери, а потом и другие бедные девочки начали раскрашивать картины; этот промысел увеличивался с каждым годом и теперь составляет исключительно женскую работу бедных с малолетнего возраста девиц, они работают не только на Голышева, но на Московских, Вязниковских, Холуйских и Мстёрских книго-картинных торговцев, а некоторые уже занимаются раскраской картин в Москве. С 1858 года Голышев открыл для печатания народных картин литографию, которых в заведении его выходит до 3000 экземп. ежедневно. Девочки начинают работать с 10 летнего возраста, и вырабатывают от 50 коп. до 1 руб. 50 коп. сер. в неделю; раскраской занимаются более 200 человек, женщины также занимаются и торговлей.

Торговля

Торговля, как уже было сказано, составляет главную промышленность крестьян, она заключается в следующих предметах: в распродаже разных жизненных продуктов, в судоходстве по рекам: Волге, Оке и Клязьме, в торговле хлебом привозимом по вскрытии рек в барках и мокшанах, из Моршанска (Моршанск – уездный город тамбовской губернии при реке Цне, которая впадает в реку Мокшу, а последняя в Оку.) и других низовых губерний; сбывается разного хлеба на Мстёрской, Холуйской, Вязниковской и других пристанях на сумму до 60000 руб. а также торгуют соленой рыбой привозимой из низовых губерний, как-то: севрюгой, сазанами и судаками, последняя рыба привозится в большом количестве, а в прежнее время сазан привозился целыми транспортами судов, от чего и до сих пор Мстёрских жителей называют «Сазанники», соленая рыба продается как в Мстёре, так развозится и по окрестным базарам и ярмаркам. Есть до 5-ти торговцев, панскими товарами, галантерейными, обувью, железными и медными изделиями, кузнечными, телегами, москательными, юхотными, шорными, щепными, посудой, бакалейным товаром и проч. Кроме жителей Мстёры ежедневно привозятся на рынок из окрестных мест разные домашние произведения: строевой лес, дрова, сено, солома, телеги, тес, скала и проч. и ежедневная торговля провизией.

Огородничество и садоводство

Огородничество не доставляет весьма больших выгод жителям, но достаточно снабжает необходимыми овощами в хозяйстве, произрастения разводятся следующие: лук, огурцы, капуста, картофель и тыква.
Из овощей продается особенно большое количество лука; за покупкой овощей приезжают из окрестных мест, а лук продается более судо-промышленниками, которые сбывают его в Нижегородскую губернию и в прибрежностях реки Волги; кроме того крестьяне торгующие овощами более женщины, развозят лук, огурцы, капусту по базарам и ярмаркам в окрестные селения и уезды, а также развозятся луковые стрелы; посаженный лук произрастает сначала стрелой, стрелы лука укладываются в воза и развозятся повсеместно; сбывается их на сумму до 3000 р.
Садоводство незначительно и не составляет порядочной промышленности, а существует только более для своего обихода; фруктовые деревья разводятся: яблоки, вишни, и частью сливы, ягодные кусты: смородина красная и черная малина, и крыжовник.

Скотоводство

Скотоводство только для необходимых нужд в домохозяйстве, лошади, рогатый скот, овцы, козы, свиньи, в следующем размере:
Лошадей - 70
Рогатого скота - 256
Овец - 16
Свиней - 45
Коз – 10.
Пастбище имеют на общих выгонах, принадлежащих к слободе Мстёре.

Пути сообщения

С юга на север пролегает Шуйский тракт от г. Вязииков и проходит через самую слободу в село Холуй и г. Шую, дорога от г. Вязников до Шуи прежняя большая усаженная деревьями, с запада сообщение от гг. Коврова и Суздаля, с востока за реки Мстёру и Клязьму к селам Ландеху, Мугрееву и другим; еженедельно 2 раза отправляется почта в г. Вязники, и обратно доставляется корреспонденция; во Мстёре находится пунктовая станция.

Иконописание в слободе Мстёре

Иконописание в сл. Мстёре существует весьма с давнего времени. Из древнего акта видно, что иконопись существовала в начале ХУШ столетия:
«А ныне де ты Борисов без мирского приговору тот их двор и с огородом отдал собою иконнику Александру Алексееву, который пришел ныне из Москвы».
Иконопись существовала уже ранее моего указания, и могла перейти от монастырских иноков, так как прежде были в сл. Мстёре монастыри, и иконопись сохранила до сих пор название Суздальской. В то время сл. Мстёра состояла в Суздальском уезде, «Иконописцы были при многих монастырях; «много было их и при монастырях Суздальских».
С давнего и в настоящее время иконописное мастерство составляет отрасль одного из наиболее господствующих распространенных промыслов; иконописью занимается крестьян большая часть, что видно из показанных мною выше цифр (449 домохозяев) в сравнении с другими ремеслами весьма значительно, иконников всех более половины жителей, чеканщики и сусальщики также по ремеслу в связи с иконописью, те и другие произведения свои употребляют на иконы, чеканка производится частью на самых иконах, и на меди (латуни) также на фольге разных цветов (Фольга покупается в Москве и на Нижегородской ярмарке, цвета имеет, малиновый, голубой, желтый, зеленый, оранжевый и белый.), медные ризы на иконы серебрятся и накладываются на образа; часто чеканятся только одни оклады (Оклады называются которыми обивают только поля икон, т е. края образов, шириною не более одного вершка, а изображение остается незакрыто металлом.), которыми украшают иконы; сусальщики куют серебро и продают иконникам; отсюда сусальное серебро продается иконописцам в слободу Холуй (Слобода Холуй находится в Вязниковском уезде в 46 верстах от уездного города, слободы Мстёры 25 верст, Холуйские жители почти исключительно все занимаются иконописью.).
Иконописным мастерством крестьяне занимаются круглый год; производительность идет через посредство офеней; офени приезжают в слободу не только в базарные но и будничные дни, особенно в осеннее время, когда отправляются в дорогу для торговой промышленности, и разбирают иконы целыми возами, и развозят их по всей Российской Империи «а где не побывает офеня»? Иконы пролают офеням частью на деньги, а более в кредит на честное обязательство; а потом меняют им же на другие товары, на мед, пшено, холст, полотно, грибы, на лошадей, телеги и проч.
Иконопись производится всеми возрастами: мальчики с малолетнего возраста с 8 и 9 лет начинают писать иконы, которые только что могли в училище или у какого-нибудь причетника выучить азбуку или прочитать псалтирь, и иногда написать что-нибудь пером из прописи, поступают в иконописное заведение, и определяются сначала в ученики, по взаимному согласию их родителей и хозяина, к которому мальчик определяется, на 5 или на 7 лет. В течении этого срока ученик не получает ни копейки денег, только может зарабатывать заурочные, для этого он берет у хозяина на урок сколько нужно сработать икон в неделю, таким образом просиживают целые ночи и выгоняет себе один или два дня за которые уже получает деньги по цене производимой работы. После срока ученья он получает жалование на 1-й год от 15 до 25 руб. серебр., а потом жалованье это возрастает с каждым годом искусством и главное скоростью работы, или он уже нанимается по сдельно по положенным ценам в заведениях; теперь за иконником лежит обязанность семейной жизни, по наступлении совершеннолетия, он имеет помощницу жену, и прокармливает своим трудом семейство (В благосостоянии которого помогает ему жена, и на приобретенные ею деньги от трудов огородничества или работ и торговли, она одевает детей, и даже приготовляет на эти деньги белье своему мужу.), оплачивает повинности с вечной и неразлучной своей спутницей кистью, которую он бросает только тогда, когда разлучится с жизнью, или нездоровье отбросит ее из рук его.

Всегда почти иконники разделяются на две стороны: один мастер личник, а другой доличник; редко можно встретить чтобы один мастер написал всю икону, а всегда более раздельно один мастер пишет только лица, а другой одно платье. Иконники к сожалению плохо обучаются в рисовании, а в сл. Мстёре рисованию учеников почти не учат вовсе, а как только поступает мальчик, то дают ему писать икону Св. Евангелиста Иоанна Богослова, которую он повторяет несколько раз, до тех пор когда привыкнет рука водить по чертам рисунка, а месяцев через 5 он уже делается мастером и пишет иконы на продажу. Для руководств в иконописи, у иконников существуют с давнего времени рукописные подлинники, в которых описываются изображения святых и праздников и проч. из подлинников разного времени, по которым иконники руководствуются, выписываю несколько таких образцов.
Из подлинника 1658 года (Подлинный рукописный 1658 года доставлен мною в Императорское Русское Географическое Общество.) первая страница.
«Изображен древле греческими мудрыми трудолюбивейшими живописцы во дни Иустиана Царя Великаго, созиждая премудрость слова Божия великую церковь земное небо и ту 360 престолов глаголют создании быша, на каждо день, во имя святаго храм. Тамо бо еще же и образ части и мощи святых, последи за много времянное озлобление, Греческих скипетр, и за разрушение прекрасных и драгих тамо вещей, многих сил в забытии и в запустении елико же остася, есть и до днесь во святей горе Афонстей и во иных святых местех, писанный чудныя иконы святых месячныя и от тех переводов еще во дни благоверных Князей Российских преписывалися древними Греческими и Российскими изографы. Прежде в Киеве потом в Новеграде, и до днесь таковы образы во Святых церквах писаны обретаются, с тех же месячных икон, и сий подлинник, древними живописцы списан словенский на хартиях, иже и до днесь между изографы в России обносится, аще и не вся равни суть, за неискуство преписующих, но обаче истинствуют, мнозех святых пророк, и святителей есть подобия, против житейских четь их миней сходятся, яко же пророка Наума и Захария, Исаия же Иеремия, Святителей же: Василия Великаго, Григория Богослова, и Григория Никийского, а инех благодатию Христовою, много бо есть и новых Святых в России, просиявших нетокмо добродетельными житии и подвиги, но и по отшествии душ святых плоти тех нетлением от Господа почтены како Диаменстий телеса святых в рацех сияюща, всеми не скрытны зрятся от сих и онех, собрав ныне зде по алфавиту имян Святых и подобия изобразишася в лето от сотворения света 7166-го от воплощения же Бога Слова 1658-го».
Далее описываются самые изображения по алфавиту…
В конце некоторых подлинников описываются, отдельно изображение Спасителя, Божией Матери, Пророков и Апостолов, о распятии Господне, с разными толкованиями, на каких предметах писать иконы и составление красок, подлинники вообще более разноречат один от другого; есть еще подлинники лицевые, в них от руки нарисованы изображения, а внизу рисунков объяснительный текст.

Иконописание производится следующим образом - берется доска (Доски у иконников называются деревами, которые более еловые, сосновые, ольховые и частью на заказные работы употребляются липовые и кипарисные дерева (доски для икон) привозятся в большем количестве и особенно зимой и в великом посте привоз бывает по 20 возов вдруг и более, в каждом возу укладывается от 300 до 600 досок, которые привозятся из Вятской губернии, и из сел Ландеха и Пестяков Владимирской губернии Гороховецкого уезда, и кроме того работаются в самой слободе.) грунтуется алебастром, на грунтовку накладывают рисунок, изображение икон на бумаге проколотой иглою, рисунки у иконников существуют с давнего времени, и большей частью копировка с древних и других икон, копировку делают так: по иконе обводят сажей разведенной на сусле (Сусло первоначальное приготовление к домашней браге, на котором краска не скоро засыхает, и легко отпечатывается на бумаге.), или просто чернилами, накладывают сырой лист бумаги и плотно прижимают, от чего делается отпечаток, по отпечатку прокалывают иглою сразу листов по 6 и 12-ти так что выходит 12 рисунков вдруг, по рисунку бьют мешочком с толченным углем, черная пыль проходит сквозь игольные скважины, оставляет отпечаток изображения, таким образом каждый иконник заготовляет для себя досок сколько ему нужно на неделю, их заготовляет каждый мастер десятками или сотнями. Но отпечатку из черной пыли проводят графьей (иглою вставленную в деревянную ручку), от иглы на грунте делается небольшое углубление, чтобы рисунок не пропадал под первыми наложенными красками и виден был до последних красок потом иконы переходят в руки учеников или этот же мастер накладывает сусальное серебро или золото (Золото накладывается только на заказные иконы, а в продажу всегда употребляется сусальное серебро, и покрывается крушиной, а иногда масляным лаком, от чего серебро принимает желтый цвет и заменяет золото.). После сего пишется доличное (платье), по окончании доличного переходят к другому мастеру писать лица, который уже доканчивает икону, а после всего иконы покрываются олифой.
Чтобы яснее видеть производство работы, прилагаю сведение как начинается и кончается икона.

Доличное. Чистое дерево доска.
1) Клеить — заклеивают клеем трещины и скважины на доске обрезками бумаги.
2) Леквасить - грунтовать жидким алебастром на густом клею.
3) Второй раз леквасить; тем же самым грунтом, но почище.
4) Чистить клепиком - тупым ножом счищается лишняя масса грунта.
5) Оттирать тряпочкой обмоченной в воде; счищают шероховатости, и грунт делается ровным.
6) Ладонью лощить; ладонью с водою водят по грунту, от чего грунт делается гладким, как бы полированным.
7) Рисунок натереть - набить мешочком с толченным углем по изображению наколотому иглою на бумаге.
8) Графить - чертить по отпечатку иглою.
9) Под чеканные накрыть чернетью; покрывается краской под названием Псковская чернеть, вместо тонкого слоя грунта под серебро, это делается только на иконах которые предназначаются чеканными.
10) Серебро наложить — серебро накладывается на венцы, на поля, частью платье, разрезается ножом и кладется сколько нужно величины потом аккуратно подливают яичный белок, разбавленный с водою, на который приклеивается листочек серебра.
11) Чеканить — чеканами настукивают в глубь разные украшения, на тех иконах которые предназначены чеканными.
12) Суриком раскрывать - писать на иконе суриком.
13) Зеленым кроном процвечать — процвечать писать платье отделяя от красного суричного цвета.
14) Белилами раскрывать.
15) Кроном желтым раскрывать — писать на иконе платье, белой и желтой красками.
16) Сажей расписывать — описывать контур платья черной краской и назначать ноги и проч.
17) Баканом разцвечать; писать малиновой краской, которой закрывается для более яркого цвета, и предыдущие некоторые из красок, как то сурик, от чего малиновый цвет делается светло красным.
18) Баканом прикрывать — отделять одно платье от другого, в темно малиновый цвет.
19) Венцы кружалом окружить — кружалом они называют деревянный циркуль, на ножке циркуля игла, а на другой кисть, которой очерчивают венцы на иконе.
20) Кроном желтым пробелять.
21) Белилами пробелять — пробелы называются, писать сверх красок тонкими кистями, и проводить по платью черты, складки и ипроч. лица.
22) Санкирить — покрыть места под лица, руки темной краской.
23) Белилами прометить — назначить образование лица, глаза, нос и проч.
24) Сажей описывать — написать назначение черной краской волос, глаз и проч.
25) Охрой охрить — лицо покрыть местами темноватой краской и сделать тень для отделения от шеи, волос и проч.
26) Отживкой — отживлять, дать лицу белый светлый вид.
27) Отживкой и охрой править — последней краской дать живость лицу.
28) Мумией чернью описывать — писать волосы.
29) Сажей еще описывать — писать в волосах, назначать чернышки в глазах и проч.
30) Белилами насекать — писать седину в волосах, бороде, белки в глазах, этой последней краской личная работа оканчивается.

Окончание иконы.
31) Полевую суриком крыть — поля иконы окрасить суриком.
32) Черты обводить — обвести по краям иконы, и отделить средину от краев черной чертой.
33) Отдваивать белилами — обвести белой краской вторую черту.
34) Опушивать — обвезти по самым краям иконы суриком или черной краской.
35) Крушиной крушинить — крушина есть ягоды, собираемые иконниками в лесах, которые они варят особенным у них способом; из этого делается желтая жидкость, жидкостью покрывают по серебру, которое принимает вид золота.
36) Подписывать — подписывают иконы более сажен, тупым гусиным пером или кистью с неимоверной скоростью.
37) Олифить - наложить олифу. Олифа - вареное особенным способом с прибавлением некоторых красок льняное масло, которое сгущается и заменяет лак; им покрывают все иконы вместо лака.
38) Водить — олифа сперва намазывается, и немного дадут времени ей сгустеть на образе, а потом гладко растирают по всей иконе, в летнее время олифят на солнце, а зимой нарочно топят довольно жарко печи.

Сведения эти об иконах простого письма, а хорошей работы икона проходит через руки мастеров более 100 раз; иконы разделяются на несколько категорий иконописи, здесь указываются которые более работаются, и составляют торговую промышленность как в продаже так и производительности икон.

Иконы полномерные.
Величина икон 11 вершков длиною и шириною 9 вершк., цена в продаже гуртом за 100 икон от 25 до 30 руб. сер.

Мало-мерок.
Ветчина икон; дл. 8 ½, ширин. 7 вер., цена за 100 икон от 15-ти до 20 рублей серебром.

Десятерик.
Велич. икон дл. 7, шир. 5 ½ верш., цена за 100 икон от 7 до 10 руб. сер.

Девятерик.
Велич. икон дл. 6, шир. 5 верш, цена за 100 икон от 4 до 5 руб. сер.

Осмерик.
Велич. икон дл. 5 ½, шир. 4 ½ вер., цена за 100 икон от 3 до 4 руб. сер.

Листоутки.
Образа меньшей меры: от 1-го, 2-х, 3-х и 4-х вершков; цена разная, сообразно величине от 1 руб. до 3 за 100 икон.

Названия сортов произошли от прежнего времени: полномерными назывались иконы полной меры в длину 3 четверти аршина т. е. 12 вершков; маломерок, меньшей меры, длиною 11 верш., десятерик 10 верш., девятерик 9 верш., осмерик 8 верш.; но в настоящее время дешевизна икон вынудила иконников переменить как величину икон, так и самое искусство, и сохранилось только одно прежнее название; полномерные теперь вместо 12 вершк. длиною 11, маломерок вместо 11 вершк. 8 ½ вершк., десятерик вместо 10 вер. 7, девятерик вместо 9 верш. 6, осмерик вместо 8 верш. 5 ½ и проч.

Сорта окон также разделяются на несколько отделов.

Иконы живописные.
Живописными называются образа, писанные светлыми красками разных цветов по фону светлых же красок с облаками и воздухом, но без серебра и имеют вид похожий на живописную работу.

Иконы цветные.
Цветные образа написанные разными красками, по серебрянному фону, рисунок икон похожий на греческую работу.

Иконы цветные чеканные.
Образа из отдела цветных, но на них делается украшение вглубь чеканной работы, на венцах, полях и частью на платье.

Иконы подстаринные.
Образа, писанные темными красками с темноватыми лицами, и на темпом фоне, имеют как бы старый вид.

Иконы красные.
Образа, писанные немногими красками, а более всего дешевым баканом и суриком, от красного цвета произошло и самое название красными.
Цена этих отделов икон от вышепоказанных не изменяется.

Иконы подризные.
Образа разной величины, писанные только одни лица и руки, а на остальное накладывается медная серебряная риза, так что вся икона закрывается ризой, цела за 100 икон десятерик от 40 до 50 руб. серебр.
Цена разная сообразно с величиною икон.

Иконы подуборные.
Образа подстаринного письма, обложенные кругом по краям окладом, т. е. широким бордюром, и накладываются венцы, оклад и венцы вычеканенные из меди золотятся или серебрятся, цена за 100 икон десятерику от 10 до 13 руб. серебр.; цена разная, сообразно с величиною икон.

Иконы подфолежные.
Образа разных размеров в деревянных, окрашенных красной краской, киотах за стеклами, убранные ризами из разноцветной фольги (латуни), с колонками арабесками и друг. украшениями, на этих иконах только пишутся лица, руки и ноги, а остальное все закрывается фольговой ризой, цена за 100 икон десятерик от 25 до 30 руб. сер.; цена разная, сообразно с величиной икон.

Общее название иконам.
У иконников и офень существуют и свои особые названия иконам, по этим названиям офени наперед сторговываются с иконниками, и потом уже выбирают из партии потребное количество образов.

Одиночка или розница.
Называются вообще все образа, на которых изображено одно или два лица, иконы с крупными фигурами, Божия Матери, Святителей, Мучеников, Мучениц и проч.

Людница.
Образа, нa которых изображено несколько лиц и фигур, Господские Праздники и проч.

В четвертях.
Образа, разделенные крестообразно клетками на четыре части, в которых изображаются иконы Божией Матери и проч. Святых.

Трерядница.
Образа разделенные на три ряда, в которых изображаются разные Св. Угодники.
Кроме общих названий, некоторые образа имеют свое особое название: Воскресение Христово с 12-ю Господскими праздниками называется полница, Иисус Христос сидящий на престоле, называется седница; Никола зимний, Николай Чудотворец в Архиерейской митре, Никола летний, без митры, Никола главной, изображение угодника только до плеч и проч.
Образа живописные, красные подфолежные более расходятся в Малороссии, образа подстаринные и полуборные более на Дону, остальные отделы и сорта по всем местностям России.
Смотря по дешевизне ценности образов видно что иконоторговцы и иконописцы пользуются только от большего сбыта и скорости работы, икон сбывается в год огромное количество, как иконники говорят не счетом, а возами; дешевизна икон, а главное скорость работы довольно замечательна и оригинальна, иконники не заботятся где у них краска перешла за контур или не дошла все равно лит бы кипело в руках дело, от чего иконники и получили название в народе «богомазы».

Старинная иконопись.
Старинная иконопись довольно замечательна; этой работой в сравнении с обыкновенной иконописью (Иконопись производится во Владимир губ. кроме сл. Мстёры в селах Палехе и Холуе Вязников. уезда, в селе Палехе более отчетливой работы и хорошего искусства, а старинной иконописью занимаются исключительно в сл. Мстёре.) занимаются не многие, мастера этой иконописи называются старинщиками, которые вполне изучили это искусство, иконопись старинная производится не в большом количестве, и старинщики зарабатывают большие деньги, мастерство со всеми их усовершенствованиями и химическими материалами содержится от других в некоторой тайне, в подделке икон.
Контрафакцией этой занимаются более из раскольников, староверов, которые сбывают свои произведения за большие деньги в Москву, Нижегородскую ярмарку и другие места тоже раскольникам, или перепродают друг другу.
Старинщики производят иконопись вновь, поправляют древние поврежденные от времени иконы, что называют они починкой; скупают древние иконы по всем местностям, а более у офень, которые привозят древние вещи и иконы из разных мест России, древние иконы старинщики перепродают в Москву и другие места, ценность икон у них доходит до больших цифр, до 1000 руб. и более, иконы подделанные у них очень усовершенствованы, а также и починка древних икон, древние иконы скоробленные или вовсе поврежденные, исправляются старинщиками в том же виде как и были прежде, и на оборот на новонаписанной иконе подделывают старый вид, трещины, места отставшие от грунта, скоробленные доски так что трудно узнать, что икона новонаписанная и буквально относится к древнему времени, кроме образов старинщики торгуют разными древними вещами и книгами, старинщики называются офенями подфурники.

Иконописцы разделяются на пять категорий, фабриканты, работники — хозяева, работники по найму, и ученики, работники — промышленники, старинщики. Фабриканты имеют у себя работников до 20 и более человек, работники — хозяева работают у себя с семейством дома и продают иконы офеням непосредственно сами, работники и ученики, работают по найму, или сдельно на хозяев; промышленники отправляются в разные местности, набирают заказы, и работают в той местности, где берут заказы и исполняют их, старинщики занимаются древним иконописьмом, и починкой поврежденных древних икон, а также и торговлей древними образами и вещами.
Кроме тех промышленников, которые сами иконописцы, есть много офеней, они только разъезжают по разным местностям, набирают заказы на иконы, и доставляют эти заказные работы в иконописные заведения для исполнения работ, потом развозят, набирают вновь и т. д., получают они за это половину суммы, за какую была взята написать икону, т. е. 50 коп. с рубля.
Еще раз заметим, что иконописцы плохо обучаются в рисовании, а главное и в грамотности, много есть иконников вовсе не грамотных; но они подписывают иконы только с вида, т. е. с оригинала (От чего очень часто встречаются надписи на иконах с грубыми погрешностями.) и к сожалению родители мало обращают своего внимания на образование детей; приятно взойти в мастерскую иконников и взглянуть на трудолюбие их, особенно в зимний вечер посмотреть трудящихся иконников; как взойдете в комнату сначала поражает пирамида дерев (досок для икон) и неоконченных образов, можно подумать, что это приготовлено на несколько месяцев, а между тем дня чрез 3 они будут готовы, потом сильный запах лекваса (грунтовки досок) и посредине комнаты за столиком сидит трудящаяся семья иконников до 6 человек, за столом за одной осьмериковой свечкой, посредине их спущены от потолка на веревочках к самой свечке, как они называют глобусы, круглые белого стекла с налитой водой бутылки, от свечки сквозь воду проницает самый сильный свет на то место иконы где пишут, таких бутылок столько, сколько работников, в центре бутылок горит свечка, в противоположных сторонах также работает другая трудящаяся компания, на столах лежат все их принадлежности: краски, разведенные в деревянных без ручек ложках, кисти, горшочек с водой, для промывания кистей, яичные скорлупы, в которых хранится материя из яйца для разведения красок, потом деревянные циркули и кисти, — вот все принадлежности мастерской иконников.

И. Голышовъ.
Свадебные обряды в слободе Мстёре в сер. ХIX века
Жизнь, нравы и обычаи жителей Мстёры в сер. XIX века
Иван Александрович Голышев
Пос. Мстёра
Категория: Вязники | Добавил: Николай (06.12.2016)
Просмотров: 2152 | Теги: Мстера | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru