Главная
Регистрация
Вход
Пятница
29.03.2024
15:10
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Свадебные обряды в слободе Мстере в сер. ХIX века

Свадебные обряды в слободе Мстере в сер. ХIX века

Богоявленская Слобода Мстера. Владимирской губернии, Вязниковского уезда. История ее, древности, статистика и этнография.
Составил Член Сотрудник Императорских: Русского Географического и Вольного Экономического Обществ, и Действительный Член Губернского Статистического Комитета И. Голышев.
Владимир. В губернской типографии. 1865.

Свадьба составляет важную эпоху, и часто имеет влияние на судьбу целого семейства в крестьянском быту, новоприемлемый член с доброй хорошей нравственностью, деятельностью и трудолюбием есть главное благополучие в семейной жизни.

Выбор невесты основан не столько на красоте лица как на хорошем поведении, обращают внимание на нравственные качества, и часто отвергают приманчивую наружность. Рассуждают так родители и родные жениха: она не ветренница, будет почитать свекра и свекровь и любить мужа, муж не будет без рубашек ходить, она из хорошей семьи, а от хорошей яблони и хорошие плоды, затем родные решают выбор на который соглашается и жених беспрекословно.

Сватовство начинается следующим образом: отец жениха посылает сваху к невесте из близких своих родных, в это время зажигают перед образами свечку, и дожидаются ответа, как только получат ответ от свахи с согласием, отец жениха собирает родственников на рукобитье, самые ближние из созванных родных отправляются в дом к невесте брать руку, в доме невесты отец жениха затепливает перед образами свечку, и все с семейством невесты молятся Богу, потом отец или мать жениха берут руку у невесты и у ее родителей; после чего они садятся за стол и им делается угощение, по окончании уходят обратно, пришедши с веселым видом приветствуют жениха с невестой, у жениха также начинается угощение (До возвращения от невесты в доме жениха не делается никакого угощения, а ожидают все прихода взявши руку.). После рукобитья невеста плачет причетами, на другой или третий день от невесты приходит женщина к жениху за сорочкой, для мерки готовить в приданое.
До дня брака, вообще время продолжается 1 неделя и не более 2; невеста окружена родными и подругами девушками, которые шьют приданное, жених не однократно посещает невесту, и в каждый приход приносит гостинцы, состоящие из разных лакомств; невеста дарит жениха за гостинцы жилетом или галстуком, и угощает подруг жениховыми гостинцами.
Когда жених до дня брака посещает невесту с ним вместе приходят мужчины и женщины из ближайших его родных, жениха и пришедших с ним угощают чаем, и проч. девицы прячут невесту, и жених ее выкупает деньгами, смотря по состоянию, и как выкупит невесту, она садится с ним за стол, в эти вечера с невестиной стороны приглашаются родственники, и девицы подруги невесты, жених и пришедшие с ним просят девиц петь песни, из коих более употребительны следующие.

1-я.
Не грусти моя милая,
Вечерком к тебе приду,
Если есть печаль какая,
Ты скажи мне одному.
Вчерась был я в маскараде,
Что там видел вам скажу,
Видел барышню в наряде,
Собой очень не дурна.
На ней чорна полумаска
И пунцовый сарафан,
Бралиантова повязка
И на шее фермуар.
На ней лайковы перчатки
И кисейны рукава
На ней беленьки чулочки
И козловы башмачки.

2-я.
Чижик, чижик, чижичек,
Казак, казак, казачек,
А я католичка
Ростом не величка
Не величка не мала
На пей шубочка ала
Шубочка бобровая
Девочка чернобровая
Одна ходит по крыльцу
Платком машет молодцу,
Другая по горнице
Все тужит по молодце
Как быть, как жить,
Из которых полюбить Полюблю себе такова
Дворянина молодова
Все охотничка,
Чтоб который был охотник
За охотою ходить
За охотой за такой
За девичьей красотой
За девичьей красотой
Поцелует да пошел.

При пении этой песни, которая либо из девушек ходит по комнате, или холостой молодой человек и при последних словах подходит к кому из подруг невесты целует ее и садится на место, а та девушка снова ходит по комнате, и эта песня повторяется не сколько раз.

3-я.
Что на блюдечке катается
Словно сахар рассыпается
Не душа ли красна девица
На кого душа надеется
Я надеюся на Ваничку (имя жениха)
На мила дружка Иванушку
Знаю, знаю не покинет он меня,
Знаю, знаю не оставит он меня.
Он такой собой хорошенькой
Сертужек на нем коротенькой
Он и вьется увивается
Поцелуев дожидается!

При пении песни также ходит девушка по комнате, и подходит к кому-либо целует, и начинается снова.

4—я.
Во саду ли в огороде девушка гуляла
И по мысли она друга себе выбирала
Вдруг подходит она к другу
И берет за руку.

При этих словах девушка ходившая по комнате берет кого либо за руку и ходит по комнате, допевая песню:
Докажи милый услугу
Разгуляем скуку,
Рад бы душечка служить
Сердцем и душою,
Раиных танец я умею
Танцевать не смею
Разных танец протанцую
Я вас поцелую.

В это время целуются и снова ходит та девушка которую взяла первая за руку.

5-я.
Летел голубь летел сизый
Со голубошкою
Шел удалый молодец
С красной девушкою.
Позади идут товарищи высматривают,
Что высматривают, приговаривают:
Кабы эти ли цветы
В моем садике цвели
Кабы эта красна девица
За молодцем была
Я бы золотом усыпал
Жемчужном бы унизал
Я бы летом, я бы красным
Во колясочке катал
Я зимою холодною
В новых чопорных санях
В новых чопорных санях
На дворянских лошадях
На извощичке кафтанчик
Весилькового сукна
Весильковаго сукна
Петербургского шитья
Кладу голубя на ручку, не тряхнется
Переложит на другую, не шелохнется
Скажу шишь голубь долой
Полетай сизый домой.
Голубь сизый ворковал
Голубушку целовал
А голубка ворковала
Голубчика целовала.

6-я.
Что за горькая за доля идти за муж
невелят
Неужели парней мало, я сей час
мужа найду
По горенке проведу
Поцелую прочь пойду.

7-я.
Добрый молодец садочком идет
Разудалинькой зелениньким
Сертучок на нем чернеется
А манишечка белеется
Во правой руке тросточка
А во левой папиросочка
Он тросточкой помахивает
Со девицей разговаривает:
Здравствуй милая хорошая моя
Произошел я всей вселенной города
Не нашел я лучше краше тебя
Хоть и лучше и краше нашел,
Но желанья того в сердце моем нет
Подойду к тебе близешенька
Поцелуемся милешепька.

8-я.
Я по травке шла
По муравке шла
Клубок лент нашла
Клубок катится
Лента тянется
Клубок дале дале дале
Лента але але але
Вскочил зайка в сторону
Там река глубока
Река тиновая
Вода рябиновая
Там рябинушка часта.

9-я.
Заинька походи серинькой горенкой
Заинька топни серинькой ножкой
Заинька в ладоши серенькой, в ладоши
Заинька рви цветы серенькой, рви цветы
Заинька вей венки серенькой, вей венки
Заинька поцелуй серенькой, поцелуй.

10-й.
Я качу, качу золотым кольцом,
Золотым витым бриллиантовым
За колечушком, за брильянтовым
Я сама иду, я сама иду
За собой веду добра молодца
Я поставлю его среди горницы
Подойду к нему близехонько
Поцелую его милехоньхо.

Эти песни повторяются несколько раз, при каждой песне следуют поцелуи той особе которая ходит по комнате и сменяющей ее; в этих песнях участвуют и молодые люди, из мужчин, каждая песня повторяется до того времени когда обменяется компания взаимными поцелуями.

Накануне свадьбы у жениха и невесты бывают столы, называемые вечеринками, на вечеринки сзываются все родные, у жениха приглашается священник с причтом и женский их пол. От жениха к невесте посылается дружка с поддружьем (Дружка выбирается женатый молодой родственник жениха бойкий, который должен знать все обряды свадебной процессии, а поддружье молодой мальчик.), они привозят невесте шкатулку в которой положены чиверики (башмаки), чулки, белилы, румяна, помада, духи, гребенка и проч. и отдельно в кулечке зеркало, обернутое белым полотенцем, это все отдает дружка матери невесты, потом садится за стол, ему подносят водки, первоначально отец, а потом мать невесты, а за ними все гости созванные на вечеринку. Гостей бывает от 20 до 30 человек и более, дружка непременно должен выпить от каждого, одним словом желудок его поступает в полное распоряжение этой компании, поддружье угощают брагой и медом, по окончании угощения дружку с поддружьем дарят подарками заключающимися в жилетной материи, галстуках или носовых платках, и вручают ему сладкий пирог с ягодами, более с изюмом, и узорчато сплетенный разными фигурами или вензелевым именем жениха; в заключение его провожают за ворота все гости с низкими поклонами: возвратясь в дом жениха дружка отдает пирог и показывает подарки; стол кончается сладким пирогом привезенным от невесты, разрезается и делится каждому гостю.
У невесты вечеринка начинается по отъезде дружки, она сидит впереди в темном наряде и черном платке, у нее на вечеринке пируют подруги и родственники, в продолжении стола невеста неоднократно приподнявшись просит гостей.
На другой день священник с причтом обедают у жениха, после обеда вскоре жених с дружкой ездят звать родных на свадьбу, а также и с невестиной стороны сзывают своих родных, каждый родственник посылает к жениху, а родные невесты к ней каравай черного хлеба, когда соберутся родные к жениху, которые называются поезжане, дружка приглашает священника, во время подписи к обыску, дружка отправляется к невесте, с шубкой и известьем чтобы все было готово к принятию поезда; по отъезде дружки невесту благословляют родители, а также отец и мать крестные иконами и хлебом солью; невеста три поклона кладет в землю целует икону, хлеб-соль, родителей и принимает благословение, кланяясь родителям в ноги; невеста с воплями и причетами бросается на шею родителям, родным и подругам, каждому кланяется в ноги и беспрестанно плачет, чем отвечают ее родные и подруги, потом со всем одетую к венцу невесту сажают вперед на кошму (С давнего времени существует обычай сажать невесту и жениха непременно на кошму (эпанчу или войлок.) за стол накрытый скатертью, на столе положены хлеб, а на нем соль, и пирог, рядом с невестой садится ближайшая ее родственница, во все это время свечка теплится перед образами. В тоже время благословляют к венцу жениха родители, отец и мать, крестные иконами и хлебом солью также как и невесту, по возвращении дружки священник с женихом и весь поезд отправляются к невесте в дом, все поезжане проходя из дверей и ворот дома и на перекрестках улиц крестятся; кортеж процессии: впереди идет дружка с поддружьем, а за ними попарно мужчины, позади священник с женихом и сваха на лошади (Если свадьба зажиточная, то весь поезд отправляется на лошадях, но если средней руки, то непременно и всегда сваха на лошади.) с пряником и брагой в кувшинах.
По прибытии поезда в дом невесты, жених садится рядом с нею, и гости (поезжане) за стол, сваха угощает привезенной ею брагой лиц находящихся в доме невесты ее родных, пряник привезенный свахою кладется на стол, с невестиной стороны угощают прибывших гостей (поезжан) водкой, брагой и проч. Дружка жениха и невесту выводит из-за стола в отдельную комнату, где их обоих вместе благословляют родители невесты иконами; после чего священник, жених и невеста и весь поезд помолясь Богу отправляются в церковь; жених со свахой выводят невесту из комнаты; невеста раскланивается во все стороны, потом крестится и садится со свахой и своей родственницей в приготовленный экипаж, кортеж следует тем же порядком как и к невесте, но впереди дружка с поддружьем несут благословленные жениху и невесте иконы.
Мать невесты проводя поезд в церковь садится на то место где сидели жених с невестой, и как получит известие, что поезд прибыл в церковь, встает, из-за стола и молится Богу, пирог который находился на столе разрезается и раздается нищим, тоже самое происходит и в доме у жениха.
У церковного подъезда жених невесту и сваху принимает из экипажа, их вводит священник в церковь, дружка становится с правой, сваха с левой стороны и поезжане с обеих сторон мужчины с правой а женщины с левой.
Во время бракосочетания родственник невесты отвозит в дом жениха приданное, которое отдает отцу и матери жениха с поклонами в ноги.
По совершении бракосочетания священник с крестом, дружка и поддружье с иконами, певчие и весь поезд сопровождают сочетавшихся в венцах и с горящими свечами, у ворот дома встречают их родители и родные, отец берет жениха, а мать невесту под руку вводят в комнату, в комнате священник снимает венцы, родители жениха благословляют новобрачных иконами и садятся все за стол; после приличного угощения духовенство и поезжане удаляются.
Новобрачную свахи уводят в особую комнату крутить голову, т.е. заплетают в две косы (Девицы до дня брака здесь заплетают одну косу, а по замужестве в две косы и уже не ходят с раскрытой головой.). Надевают на голову кокуй (кичку) и повойник (повойник в роде головного убора закрывающий косы) сверх повойника перевязывают шелковой косынкой, после этого обоих молодых сажают на стул, закрывают полотенцем с задней стороны и заставляют посмотреть в зеркало (Зеркало ставится то самое. Которое прислано от жениха на вечеринку.), сваха спрашивает кого каждый из них видел, они отвечают свои имена, потом сажают их за стол и угощают чаем и кушаньем (До этого времени брачующимся не дозволяется ни пить, ни есть хотя бы свадьба была в 7 часов вечера.), в тоже время дружка, отправляется с отвестьем в дом новобрачной и объясняет ее родителям о благополучном бракосочетании.
Вечером в доме новобрачного дается пир, который называется гордый стол, приглашаются все родственники молодой и родственники новобрачного; отец, мать, и молодой приходят со всеми своими родственниками; его встречают в воротах отец, мать, молодой и все на лицо родственники новобрачного; отец новобрачной вручает каравай черного хлеба и кланяется свату и свахе в ноги; затем гости входят в комнаты и садятся за столы, почетные места занимают отец с матерью новобрачной и ее родные (Места, где кому сесть уже заранее рассчитываются отцом молодой, и беда если не правильно или по ошибке кого посадят ниже другого лица, происходит большая ссора и очень часто на несколько годов, даже после такого случая друг к другу не ходят.); гордый стол начинается ужином (Чай бывает только в немногих зажиточных домах, а более вообще начинается прямо ужином.): перед началом ужина подносят сразу по три стакана водки, наливки или красного вина или меду кто что пьет, а потом подают кушанье, заключающееся в следующих блюдах.
1. Окорок (холодное).
2. Голова баранья (холодное).
3. Студень (холодное). 4. Похлебка горячая (из гусиных потрохов).
5. Плечо (жареное).
6. Середка (жареное).
7. Поросенок (жареное).
8. Гусь (жареное).
9. Пшенник (каша).
10. Сальник (каша).
11. Сладкий пирог.
12. Пряник.
Кушанья окорок и поросенок для гордого стола, а также свечи на столе украшаются фольгой или цветной бумаги обрезками; в промежутки каждого кушанья подносят по 2 раза и более водки, браги и проч.; порядок этих блюд хотя и на небогатой свадьбе, но соблюдается; за столом происходят церемонии следующие, когда подают середку (средина барана) молодой берет из нее почку разрезает на самые мельчайшие кусочки и раздает на вилке всем присутствующим, принимая кусочек почки каждый выпивает и заставляет целоваться; эта церемония продолжается очень долго, и особенно если гостей бывает много (человек до 60), когда подают гуся, новобрачные уходят из-за стола и переодеваются в другое платье, а также в это время из-за стола выхолят все и пирующие, потом садятся снова и доканчивают стол, если у кого физические силы слабы, то нет никакой возможности просидеть весь стол, который продолжается далеко за полночь.
На другой день с раннего утра собираются те же гости на похмелье, тут уже все пьяно, крик, шум, пляска, песни и всякого рода неописуемые безобразия; к половине дня приготовляется стол называемый завтрак; близкие родные новобрачной мужчины и женщины приезжают с завтраком из ее дома, привозят с собою жареную середку (баранину), брагу и сладкий квас, за завтраком угощаются водкой, закусывают, а из середки почка раздается молодым также как и за гордым столом. После завтрака молодые дарят своих родственников платками, материями, жилетами, галстуками и проч., которые также в свою очередь отдаривают деньгами, а потом опьяневшие гости отправляются гулять по улицам с пением песен, и нередко катаются на лошадях маскированными во что пришлось.
Вечером в этот день молодой отправляется к теще на блины, которые разрезает он со всеми местными обычаями, после блинов подается яичница, которую тоже разрезает особенным принятым издавна манером; в заключение теща дает тарелку блинов, которую молодой отвозит своей супруге.

На третий пли четвертый день брака, точно такой же бывает гордый стол у отца молодой, на этот стол также приходят гости и родственники с обеих сторон, и происходит такое пиршество как и на предыдущем; наутро после гордого стола опять похмелье в доме отца выданной дочери и опять на похмелье пьяно как было упоминаемо выше.
Надобно заметить при небогатой свадьбе водка на похмелье отпускается не в большем количестве (а часто и ничего), то собравшиеся гости делают складчину денег и тем непременно удовлетворяют свое желание быть в безобразном опьянении.
Этим последним похмельем кончается свадьба? Нет не совсем; кончается только у бедных, а у зажиточных бывает в первый воскресный день свадебный стол, похожий на гордый стол, но на него приглашаются только ближайшие и избранные родные, и пиршество на свадебном столе поблаговиднее нежели в гордом.

Я набросал только легкий очерк, но все подробности свадебного обряда нет возможности представить как они есть.

Свадебные плачи у крестьян Владимирского уезда.
Свадебные обряды и плачи в Переславском уезде.
Крестьянская свадьба в Муромском уезде
Слобода Мстера в сер. XIX века
Жизнь, нравы и обычаи жителей Мстеры в сер. XIX века
Иван Александрович Голышев
Пос. Мстёра

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (06.12.2016)
Просмотров: 1662 | Теги: Мстера | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru