В 1946 году работа спортивного общества «Трактор» была развалена. В 1947 году вновь организовано спортивное общество «Торпедо» (бывший «Трактор»). В мае 1949 г. методом народной стройки началась работа в низине, у которой исторически селились гончары. Так называли и эту часть города — Гончары. Низина, возможно, была так углублена из-за добычи глины. Так что старожилы называли «Торпедо» стадионом в Гончарах (см. Стадион «Торпедо»).
С 50-х гг. при ВТЗ существовала главная футбольная команда области «Торпедо» (имевшая также названия «Трактор» и «Мотор»).
Улучшая и совершенствуя выпускаемые машины, конструкторы создали трактор Т-28. В марте 1957 года изготовлен опытный образец ВТЗ-28 «Владимирец».
Владимирский Тракторный завод имени А.А. Жданова в январе-марте 1957 года
В первой половине 1958 г. началось массовое производство новой машины Т-28 «Владимирец». Модель получила награду Всемирной выставки в Брюсселе. Всего во Владимире выпустили более 250 тысяч таких тракторов. Их производство в 1970 году передано Ташкентскому тракторному заводу.
Владимирский Тракторный завод имени А.А. Жданова в 1958 году В апреле 1958 года намечается выпуск двух образцов трактора Т-32 и одного образца модификации Т-34 - самоходного шасси.
Разработан Двигатель с воздушным охлаждением Д-30.
В 1958 году при ВТЗ был организован морской клуб «Чайка».
В 1958 г. открывается филиал московского машиностроительного института с вечерним отделением (разместился в здании на ул. Горького, 63), который впоследствии стал политехническим институтом. Тракторный завод принимал участие в строительстве его главного здания (ул. Горького, 87). Так рядом с заводом появился первый в городе технический вуз, где в 1969 г. был открыт автотракторный факультет. Владимирский Тракторный завод имени А.А. Жданова в 1959-1960 гг. В 1961-1978 годах директором завода был Гришин Петр Иванович.
В 1961 г. построен инженерный корпус, в котором разместились ОГК, филиал НАТИ и техническая библиотека.
1 марта – приступил к работе филиал НАТИ (НИКТИД с направлением работ по тракторным двигателям). Директор Петров С.Ф.
Проходная ВТЗ. 1960-е гг. У проходной ВТЗ. 1967 г.
В 1966 году завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. В юбилейном 1967 г. ВТЗ снова отмечается правительством: заводу отдается на вечное хранение Красное знамя ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС.
В 1967 г. начата подготовка производства трактора Т-28Х4 с двигателем Д-37Е. Владимирский Тракторный завод им. А.А. Жданова в 1966-1970 годах С января 1971 года Владимирский завод приступил к освоению и выпуску деталей и узлов трактора Т-25. В 1972 г. производство Т-25 было перенесено с Харьковского тракторного завода на Владимирский тракторный завод. С этого времени машина получила своё «двойное» имя – «Т-25 Владимирец».
Первый трактор Т-25
17 января 1972 г. с конвейера сошел первый трактор Т-25. Этот трактор позже послужил основой для выпуска большого числа моделей и модификаций.
В 1971 г. собраны первые экспериментальные моторы Д-144, шестидесятисильные двигатели ЭД-144 для Финляндии.
На базе филиала НАТИ в 1971 г. был создан научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей.
Владимирский филиал Государственного союзного научно-исследовательского тракторного института. 1966 г. Фото: Менькова Нина Васильевна НИКТИД. Ул. Лакина, 1а
В конкурсе на лучшую многотиражную газету области за 1972 год победителем признана газета Владимирского тракторного завода имени А.А. Жданова «Тракторостроитель». В заводском конкурсе стенных газет в честь пятидесятилетия образования СССР первые места и премии присуждены газетам «За новую технику» отдела главного конструктора и «Прогресс» ЦНОМА и ТОММАП».
ВТЗ им. А.А. Жданова в 1973 году В 1973 году в городе появился филиал Научно-исследовательского проектно-технологического института автоматизированных систем управления Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. В 1973 г. Изготовлено десять новых двигателей Д-144, которые заменят моторы Д-37Е.
В 1974 г. двигателю Д-37Е присвоен государственный Знак качества. В апреле 1974 г. ведомственная комиссия утвердила двигателю Д-21А высшую категорию качества.
Производственное объединение «Владимирский тракторный завод имени А.А. Жданова»
25 января 1975 г. завод стал производственным объединением ПО «ВТЗ им. А.А. Жданова». Производственное объединение «Владимирский тракторный завод» создано на основании приказа министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР от 30 октября 1974 года № 410.
ПО «ВТЗ имени А.А. Жданова» в 1975 г. В 1976 году завод награжден орденом Октябрьской Революции.
20 октября 1976 г. - организация во Владимире детско-юношеской спортивной школы при профкоме Владимирского тракторного завода. Позднее - специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по футболу.
Торжественный митинг по поводу выпуска двухмиллионного двигателя. 1977 г. автор: Привезенцев Андрей Владимирович. На снимке - рабочие с транспарантами в руках. В центре на трибуне - дирекция завода и представители ГК КПСС. Снимок сделан в одном из цехов завода с верхней точки.
В 1977 году за создание конструкции и организацию поточно-массового производства дизелей с воздушным охлаждением группа специалистов предприятия удостоена Государственной премии СССР. Государственный комитет по науке и технике присудил трактору Т-25А первую премию и признал лучшей машиной 1977 года. 40% выпускаемой продукции завод отправляет на экспорт, более чем в 60 стран. ПО «ВТЗ имени А.А. Жданова» в 1976-1981 гг. С 1978 по 1994 гг. директором завода был Гришин Анатолий Васильевич (3 июня 1932, Владимирская область — 20 июня 2013, Владимир, РСФСР, СССР).
С 24 сентября 1992 года — Акционерное общество «Владимирский тракторный завод».
В 90-е годы многие тракторные заводы России терпят крах. Уничтожение отечественной с/х отрасли привело к тому, что продукция ВТЗ стала маловостребованной. Но ВТЗ, снижая объемы и штаты работников, держится на плаву.
АО «ВТЗ» в 1993 году
В 1994 г. начато производство тротуароуборочной машины Т-30КО.
В 90-е годы завод теряет или продает объекты социальной инфраструктуры и пустующие корпуса. Самое новое здание (в 1998 г. закрыт корпус серийных деталей (КСД) и инструментальный завод (ВЗИТО)) отдано в начале нулевых годов под рынок «Добряк», где позже сделали ТЦ «Мегаторг».
Дом культуры ВТЗ превращается в 1996 г. в городской Дом культуры. Было продано и здание спортклуба ВТЗ «Мотор».
Тем не менее ВТЗ начал осваивать современный модельный ряд. В 1996 году выпущены первые тракторы серии ВТЗ-2000.
ОАО «ВТЗ» в 1997-98 годах
Трактор ВТЗ-2027
На смену модели Т-25 был подготовлен Т-2027.
ВТЗ Т-2027. Трактор оснащен четырехцилиндровым дизельным мотором серии «Д» собственного производства, запускающимся от электростартера. Производительность силовой установки составляла 25 л.с. Охлаждение двигателя воздушное, принудительное. Вес трактора 2020 кг. Грузоподъемность около 600 кг. Использовался для различных сельскохозяйственных и коммунальных работ.
Трактор ВТЗ Т-2032А
Трактор Т-30А и его модификации сменило семейство Т-2032. ВТЗ Т-2032 - выносливая компактная машина с дизельным мотором Д-120 производительностью 30 л. с. Охлаждение воздушное, электростартер. Имел 8 скоростей переднего хода и 6 заднего. Использовался в народном хозяйстве, теплицах, парниках, виноградниках и т. д. Вес этого трактора составляет 2390 кг Премьера трактора ВТЗ Т-2032 состоялась в 1996 году, почти сразу же стартовало ее серийное производство. ВТЗ Т-2032А. Основное предназначение ВТЗ 2032А – сельскохозяйственные работы. Высокая проходимость, компактные габариты и мощный двигатель позволяли уверенно выполнять большинство операций: работу на ферме, обработку грунтов различных категорий, посев и уход за культурами, работу в садах и виноградниках, междурядную обработку, транспортировку, заготовку кормов. Регулируемый размер колеи делал машину универсальной и облегчал обработку грунта и уход за растениями. Эксплуатационная масса трактора - 2500 кг, максимальная грузоподъемность на оси подвеса – 1000 кг. Машина способна преодолевать водоемы с глубиной до 500 мм и твердым дном. Диапазон скоростей движения: минимальная – 1,52 км/час; максимальная – 23,86 км/час. ВТЗ 2032А комплектовался мощной силовой установкой – поршневым 4-тактным дизелем Д-120 с воздушным охлаждением и внутренним сгоранием (производитель – Владимирский тракторный завод). Агрегат использовал термодинамический цикл с изохорно-изобарным типом подвода тепла. В сравнении с другими дизельными моторами Д-120 отличался более высоким КПД и экономичностью. Мотор обладал механизмом непосредственного впрыска горючего, оптимизирующим поступающую топливно-воздушную смесь для максимально эффективного сгорания. Другой особенностью дизеля Д-120 являлись компактные размеры. Надежная система отвода тепла предотвращала перегрев. Двигатель адаптирован к тяжелым нагрузкам и топливу низкого качества, потому оптимально подходит для эксплуатации в России. Агрегат выдавал повышенный крутящий момент и делал трактор более динамичным.
К 1996—1997 гг. произошла полная самоликвидация дилерской сети завода не только в дальнем, но и ближнем зарубежье. Снижение же объемов продаж (за 1992—1997 гг. — в 20 раз) тракторной техники, двигателей и запасных частей к ним повлекло за собой сначала затоваривание этой продукцией заводских складов, а затем — резкое сокращение ее производства.
В июле 1998 года был создан ООО «Торгово-промышленный центр ВТЗ».
Идея банкротства завода, смены собственника приобретала все больше сторонников. Например, только в 1998 г. она, по предложению областных пенсионного фонда и администрации, рассматривалась дважды. Однако банкротство, к счастью, не состоялось.
Совет директоров и правление ОАО "ВТЗ" создали, а затем (в 1998—1999 гг.) реализовали комплексную программу финансово-экономического оздоровления завода, которая уже в 1998 г. дала безусловно положительный эффект, заложила твердую основу дальнейшей устойчивой работы коллектива предприятия.
Первые результаты принесла, естественно, реализация подпрограммы краткосрочных действий, рассчитанных на один-два месяца, но, по замыслу, обеспечивающих наибольший прирост экономических показателей. Одновременно начала работать и построенная по такому же принципу среднесрочная подпрограмма, мероприятия которой были рассчитаны на три-шесть месяцев. Наконец, стали проявляться и результаты всей долгосрочной программы и разработанного на ее базе плана организационно-технических мероприятий. Достаточно сказать, что за два последних года только экономический эффект, полученный за счет снижения себестоимости заводской продукции, превысил 35 млн. руб. Кроме того, удалось погасить задолженность по кредитам более чем на 30 млн. руб.
В число включенных в программу и вполне оправдавших возлагаемые на них надежды мер можно отнести также мероприятия по уплотнению и перемонтажу механообрабатывающего оборудования, продажи Колокшанского агрегатного завода, механообрабатывающего корпуса серийных деталей ВТЗ, а также освобождению других производственных площадей (всего — более 50 тыс. м2), что позволило возвратить ранее взятые кредиты, а также сократить затраты по содержанию зданий (~6 млн. руб.) и налоги (800 тыс. руб. в год). В итоге на счетах завода появились денежные средства. Правда, пока небольшие, но, тем не менее, дающие возможность решать другие задачи, записанные в комплексной программе. В частности, в 1999 г. погасить 10-месячную задолженность по заработной плате, обновлять продукцию, расширять объемы выпуска и повышать ее качество.
Творческий коллектив конструкторов, технологов и других специалистов в 1998 г. начал с "малого" — разработал и внедрил новую конструкцию штампосварного переднего моста трактора. Результат: отпала необходимость в дорогостоящем покупном стальном литье, что экономит до 1,6 млн. руб. в год. Исторически сложилось так, что ТНВД для дизелей ВТЗ поставлял Вильнюсский завод топливной аппаратуры. После распада СССР расплачиваться за такие поставки приходилось валютой. Поэтому одним из пунктов комплексной программы и стала разработка российского варианта ТНВД. Заводские конструкторы совместно со специалистами Ногинского завода топливной аппаратуры такие насосы разработали и поставили на производство. В итоге — еще более 2,5 млн. руб. годовой экономии. 1998 г. был годом активной работы и по долгосрочной программе подготовки производства 45-сильного трактора и нового двигателя Д-130. В течение трех с половиной месяцев (с сентября по декабрь) удалось сделать промышленный образец самоходного тракторного шасси ВТЗ-30СШ, которое по техническим характеристикам и дизайну превзошло трактор-аналог Харьковского завода самоходных шасси. А начиналось все не с директивы сверху, как в прежние времена, а по предложению отдела маркетинга, специалисты которого провели исследования и установили: в России к началу 1998 г. эксплуатировалось более 95 тыс. харьковских самоходных шасси. Причем данная модель не модернизировалась в течение 30 лет, т. е. серьезно устарела. Кроме того, резко сократив-шиеся объемы их поставок образовали на рынке России фактически все менее и менее заполняемую нишу. Отсюда и был сделан вывод: нужно немедленно отказаться от серийного производства нашего, хотя и всемирно известного, но все-таки тоже устаревшего и к тому же недешевого Т-25 и перейти на более мощные и современные по дизайну тракторы. Что и было узаконено 1 июля 1998 г.: технический совет завода, определяя стратегию развития на 1999—2001 гг., принял решение освоить в производстве все типы тракторов — начиная с традиционно владимирских тягового класса 6 кН (0,6 тс) до 9— 14 кН (0,9—1,4 тс), ранее выпускавшихся Липецким и Минским тракторными заводами.
Трактор ВТЗ-30 СШ-СП
В декабре 1998 года состоялась презентация самоходного шасси ВТЗ-30СШ (когда мотор сзади, а кузов или другое оборудование перед кабиной). По основным деталям и сборочным единицам унифицировано с трактором ВТЗ-2032.
ВТЗ-30СШ - уникальный компактный трактор с передним размещением кузова и задним — мотора. Вес трактора - 2440 кг, вес кузова с подъемником - 140 кг. Дизельная силовая установка Д-120 оснащена электростартером и воздушным охлаждением, ее производительность составляет 30 л. с. КММ механического типа, 6+6 скоростей движения. Грузоподъемность трактора до 1 т. Предназначение: транспортировка различных грузов, установка функционального оборудования.
В 2001 году экспериментальным цехом собран первый вильчатый погрузчик ВТЗ-30СШ-ПВ.
ВТЗ-30СШ-ПВ - вилочый погрузчик, предназначен для выполнения различных погрузочно-разгрузочных работ в овощеводстве, животноводстве, полеводстве, садоводстве и других отраслях народного хозяйства.
ВТЗ-30СШ-СП - для механизированного сгребания снега, мусора и сыпучих материалов, их погрузки, перевозки и разгрузки в отведенных для этого местах. Могло быть использовано как транспортное средство при выполнении работ на строительных площадках, складах, в портах и т.п.
ВТЗ-30СШ-ГМ - для сгребания мусора, грунтовых наносов, снега в кучи и дальнейшей погрузки в транспортные средства. По заказу комплектуется грейфером для сыпучих грузов, универсальным грейфером, крюком с подвеской, бульдозерным отвалом.
Объёмы производства владимирских «шассиков» росли с каждым годом: например, в 2002 году на заводе был выпущен 500-й ВТЗ-30СШ, а через два года – 1000-й.
В январе 1999 г. начато производство тракторов ВТЗ-2048А.
Губернатор области Н.В. Виноградов лично возглавил группу заводских специалистов, которая неоднократно посещала Минский тракторный завод, чтобы договориться о кооперации по сборке тракторов МТЗ тягового класса 14 кН (1,4 тс) на Владимирском тракторном заводе. Кооперация, к сожалению, не состоялась — ее "заволокитили". Но у ВТЗ был запасной вариант: параллельно с переговорами конструкторы и технологи в течение шести месяцев 1999 г., с января по июнь, сумели разработать и изготовить промышленный трактора ВТЗ-2048АС "Пахарь".
Серийное производство нового универсально-пропашного трактора тягового класса 0.9, который получил заводской индекс ВТЗ-2048 («Пахарь»), началось в 2000 году. Имя трактора «Пахарь» не прижилось, и в дальнейшем трактор выпускался с индексом ВТЗ-2048 «Владимирец».
Трактор ВТЗ-2048А на выставке (2000 год)
На трактор ВТЗ-2048А устанавливался дизельный трёхцилиндровый двигатель Д-130 (производства ВТЗ) с воздушным охлаждением. Объём двигателя Д-130 составляет 3,1 литра, эксплуатационная мощность – 48 лошадиных сил при 2200 об/мин, максимальный крутящий момент – 177 Нм, удельный расход топлива – 170 г/л.с. в час. Трактор ВТЗ-2048А, эксплуатационной массой 2,6 тонны, развивал максимальную транспортную скорость 28 км/ч. Для агрегатирования навесного оборудования на трактор установлена гидравлическая задняя навесная система грузоподъёмностью 1,2 тонны и задний независимый вал отбора мощности. На трактор ВТЗ-2048А можно было установить фронтальный погрузчик, а также специальное оборудование для выполнения коммунальных работ.
Трактор использовался в сельском и коммунальном хозяйстве.
Трактор ВТЗ-2048А в коммунальном исполнении.
Трактор выпускался в нескольких модификациях: с кабиной каркасного типа (ВТЗ-2048АС), с жёстким каркасом безопасности (ВТЗ-2348А), с дугой безопасности (ВТЗ-2448) или с тентом (ВТЗ-2248А). Кабина трактора ВТЗ-2048А имела систему вентиляции и отопления, рулевое управление гидрообъёмное, рулевая колонка регулируется. Полноприводные тракторы Т-45А и ВТЗ-2048А оснащены трехцилиндровыми дизелями воздушного охлаждения и гидрообъемным рулевым управлением. В 2007 году трактор ВТЗ-2048 был заменён на конвейере ВТЗ моделью «Владимирец» Т-50 – с новой кабиной и дизайном.
ВТЗ Т-2427 Двигатель Д-120, мощность - 18.4 кВт (25 л.с.), частота вращения коленчатого вала двигателя – 1800 мин-1,, удельный расход топлива - 241 г/кВт-ч 241 (177 г/(л.с.-ч)), Число передач: переднего хода – 8, заднего хода – 6, Диапазон скоростей - 1,36-21,47 км/ч, Передний мост – неведущий, Грузоподъемность навесной системы (на оси подвеса) – 6 кН, Эксплуатационная масса – 2020 кг,
Завод освоил производство моделей Т-2427 — с дугой безопасности, Т-2432, а также мощного полноприводного Т-2063АС «Турбо-99».
ВТЗ продолжал работать над новым дизелем ДТ-145Т мощностью 59—63 кВт (80—85 л. с.). Изучив информацию, полученную на многочисленных выставках автотракторной и сельскохозяйственной техники, руководство завода и области в первое время склонялось к тому, чтобы организовать совместное с Липецким тракторным заводом производство нового трактора, поскольку этот завод решал вопрос поставки подходящей трансмиссии с одной из финских фирм. Однако расчеты показали, что финская трансмиссия обойдется заводу как минимум в 7 тыс. амер. долл., что сделает трактор неконкурентоспособным на российском рынке.
В результате 21 октября 1999 г. был подписан приказ о производстве первого промышленного образца трактора ВТЗ-2080АС "Витязь-2000".
Приказ выполнялся всем заводом — от экономистов, конструкторов и технологов до модельщиков, литейщиков, кузнецов, мотористов и слесарей-сборщиков. Работали без выходных, и 21 декабря 1999 г., наконец, запустили установленный на новом тракторе новый дизель ДТ-145Т, "прокрутили" основные узлы и агрегаты. А уже 28 декабря "Витязь-2000" на ежегодной заводской выставке прошел свои первые километры и отправился на испытательный полигон.
При создании этого трактора заводским специалистам пришлось решать множество самых разных проблем, в том числе чисто технических. Например, если у 48—50-сильного трактора ВТЗ-2048АС степень унификации деталей и узлов с деталями и узлами ранее выпускавшегося 30-сильного Т-30А80 была очень высокой — потребовалось изготовлять лишь 420 оригинальных деталей, а на тракторе 62—65-сильном добавилось еще несколько десятков деталей, то на тракторе 80-сильном конструктивно менялись сцепление, передний мост, бортовые передачи, кабина и другие узлы и детали (всего более 700).
В июле 2002 года с конвейера сошло 500-е самоходное шасси ВТЗ-30СШ «ВиТяЗь».
В феврале 2003 года экспериментальным цехом собран первый двигатель с жидкостным охлаждением Д-130ТВ, в том же году двигатель с воздушным охлаждением Д-130Т-10 получил международный сертификат по экологии «Евро-2».
В апреле 2003 года в Москве был создан «Некоммерческое партнерство – «Концерн тракторные заводы» (КТЗ). В 2003 году ОАО «ВТЗ» вошло в Концерн «Тракторные заводы».
В 2004 году, к 60-летию завода, собраны новые тракторы Т-50, Т-85 и коммунальная машина ВТЗ-30СШ-КО, отличающиеся более современным дизайном.
ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод»
ОАО "ВМТЗ" зарегистрирована 15.09.2003 г. Со второго квартала 2004 года ОАО «ВМТЗ» уже начал самостоятельную коммерческую деятельность, взяв на себя все обязательства перед кредиторами, поставщиками и клиентами «Владимирского тракторного завода». Организация ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ВЛАДИМИРСКИЙ МОТОРО-ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД" ликвидирована 14 января 2015 г.
9 июня 2004 года на ОАО «ВТЗ» введено внешнее наблюдение. 20 января 2005 г. решением Арбитражного суда Владимирской области ОАО «Владимирский тракторный завод» признано несостоятельным (банкротом). С января 2005 г. коллектив Владимирского тракторного завода разделен на два предприятия: ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» и ООО «Кузлит». «Никологорский агрегатный завод» реорганизован в «Никологорский агрегатный завод» ОАО «ВМТЗ».
ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ВМТЗ) зарегистрировано 27.04.2006 г. Ликвидировано 19 октября 2021 г.
Осенью 2007 года, на Владимирском тракторном заводе (ВТЗ) началось серийное производство универсального колёсного трактора тягового класса 0.9. Летом того же года первая опытная партия тракторов, получивших заводской индекс «Владимирец» Т-50, успешно прошла приёмочные испытания на Владимирской МИС (машиноиспытательной станции). Во Владимире тракторы Т-50 проходили эксплуатационные испытания как коммунальные машины – с соответствующим навесным оборудованием. Полноприводный трактор «Владимирец» Т-50, был создан в результате модернизации трактора ВТЗ-2048.
Первые опытные образцы нового владимирского трактора имели заводской индекс ВТЗ-4048А
На трактор Т-50 устанавливался дизельный трёхцилиндровый двигатель воздушного охлаждения Д-130 производства ВТЗ. Объём двигателя Д-130 составляет 3,1 литра, номинальная мощность – 50 лошадиных сил при 2000 об/мин, максимальный крутящий момент – 177 Нм, удельный расход топлива – 177 г/л.с. в час. Коробка передач – механическая с реверсом (обеспечивает 8 передач переднего хода и 6 – заднего хода), муфта сцепления – сухая, однодисковая постоянно замкнутая. Эксплуатационная масса трактора Т-50 составляла 2,6 тонны, максимальная транспортная скорость – 28 км/ч. Агротехнический просвет трактора составлял 510 мм, минимальный дорожный просвет – 390 мм, глубина преодолеваемого брода – 0,8 метра. Новая комфортабельная кабина для трактора Т-50 была разработана в Научном автотракторном институте (НАТИ). Эта кабина каркасного типа – с панорамным остеклением с цилиндрическими стёклами и с шумовиброизоляцией, обеспечивала вполне хорошие условия для работы тракториста. Рулевое управление – гидрообъёмное, рулевая колонка регулируется по углу наклона и по высоте, сиденье – подрессоренное, регулируемое. Трактор «Владимирец» Т-50 оснащался задним независимым валом отбора мощности (540 об/мин) и гидравлической раздельно-агрегатной навесной системой грузоподъёмностью 1,2 тонны. Колея регулировалась в диапазоне от 1,2 до 1,5 м. Т-50 использовался как универсально-пропашной и транспортный трактор – в сельском хозяйстве, а также как базовое шасси для установки специального промышленного и коммунального оборудования. В 2010 году трактора Т-50 стали выпускать под новым именем: «Агромаш-50ТК», эти трактора в 2012 г. стали выпускать и на Саранском экскаваторном заводе.
Агромаш-50ТК Трактор Агромаш-50ТК (с газобалонным оборудованием) для коммунального хозяйства
Наступает кризисный 2008 год и в журнале «Огонек» появляется статься с характерным заголовком: «Трактор над пропастью»: «Мировой экономический кризис добрался до Центрального федерального округа». Именно так объясняют во Владимире остановку конвейера на местном моторо-тракторном заводе».
В начале 2000-х годов на Владимирском тракторном заводе (ВТЗ) началась разработка универсально-пропашного колёсного трактора тягового класса 1.4. Впервые это трактор, получивший имя собственное «Владимирец» и заводской индекс Т-85, был показан в 2004 году широкой публике на выставке «Золотая осень» в Москве. В 2009 году новый трактор успешно прошёл государственные испытания и был рекомендован к опытному производству.
Самый мощный в производственной программе ВТЗ, Т-85 был универсальным трактором с колёсной формулой 4К4 – он мог использоваться как для обработки почвы и для транспортных работ в сельском хозяйстве, так и для выполнения промышленных и коммунальных работ. При испытаниях нового трактора на Владимирской МИС было установлено, что по эксплуатационно-технологическим характеристикам трактор Т-85 практически сопоставим с белорусским трактором МТЗ Беларус-82.1.
Трактор Т-85
На трактор Т-85 устанавливался дизельный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения Д-145Т-19 с турбонаддувом производства ВТЗ. Номинальная мощность двигателя ДТ-145Т-19, объёмом 4,15 литра, составляет 85 лошадиных сил при 2100 об/мин, максимальный крутящий момент – 335 Нм.
В 2010 году трактор Т-85 сменил окраску и название - «Агромаш-85». Трактор Агромаш-85ТК
В октябре 2010 года первая опытная партия новых тракторов Т-85 вышла из цехов ВМТЗ. При этом трактор получил обновленный дизайн и новое имя: «Агромаш-85». Розничная цена трактора Т-85 в 2011 году составляла 850 тысяч рублей. Трактора Агромаш-85ТК в 2012 г. стали выпускать и на экскаваторном заводе Сарэкс, расположенным в городе Саранске. Но там производство продолжалось недолго, так как Сарэкс обанкротился и прекратил выпуск спецтехники.
Агромаш-60ТК
Универсально-пропашной колёсный трактор Агромаш-60ТК, тягового класса 0.9, был разработан в 2010 году. Трактор Агромаш-60ТК предназначен для механизации различных сельскохозяйственных работ в небольших фермерских хозяйствах, а также для работы в жилищно-коммунальном хозяйстве. На трактор Агромаш-60ТК установлен дизельный трёхцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением Д-130Т (с турбонаддувом) производства Владимирского тракторного завода. Объём двигателя составляет 3,1 литра, номинальная мощность – 60 лошадиных сил при 2000 об/мин, максимальный крутящий момент – 221 Нм, удельный расход топлива составляет 169 г/л.с. в час. Тракторы Агромаш-60ТК оснащались также двигателями водяного охлаждения 33-DTA финской компании SISU, лицензионное производство которых было налажено на Владимирском тракторном заводе. Трактор Агромаш-60ТК имеет полный привод с блокировкой заднего дифференциала, передний ведущий мост подключается автоматически при пробуксовывании задних ведущих колёс. Тормоза – сухие дисковые, с раздельным приводом на левое и правое колёса. Для агрегатирования навесного и прицепного оборудования трактор оснащается задним гидравлическим навесным устройством грузоподъёмностью 1,2 тонны и задним валом отбора мощности. Трактор Агромаш-60ТК оснащается комфортабельной кабиной с панорамным остеклением и автономным отопителем. Рулевая колонка регулируется по углу наклона и высоте, рулевое управление – гидрообъёмное. Кроме того, выпускались тракторы и без кабины – они оснащались дугами безопасности с тентом, и назывались Агромаш-60ТК «Кабриолет».
Трактор Агромаш-60ТК «Кабриолет» на выставке в городе Краснодар (2013 год)
В 2011 году трактор Агромаш-60ТК был награжден золотой медалью на выставке «Золотая осень-2011», которая проходила в Москве.
Малогабаритный трактор Агромаш-30ТК.
Универсально-пропашной трактор Агромаш-30ТК, тягового класса 0.6, был разработан на Владимирском тракторном заводе в 2011 году. Агромаш-30ТК – это модернизация трактора ВТЗ-2032. Колёсный трактор Агромаш-30ТК предназначен для предпосевной обработки почвы и посева, для междурядной обработки овощных культур и садов, для уборки сена, а также для транспортных и коммунальных работ.
Комбайны Агромаш Енисей-5000 производства Владимирского тракторного завода
В 2012 году в производственной линейке Владимирского моторо-тракторного завода (ВМТЗ) появилась новая техника – зерноуборочный самоходный комбайн 5-го класса - Агромаш Енисей-5000. Комбайн Агромаш Енисей-5000 был разработан и запущен в производство совместно с известным финским производителей сельскохозяйственной и лесозаготовительной техники – компанией Sampo Rosenlev. В дальнейшем производство комбайнов было перенесено из Владимира в город Чебоксары.
В декабре 2015 года в Румынию (г. Бузэу) был отправлен газовый трактор АГРОМАШ-50ТК МЕТАН для проведения пробной эксплуатации на виноградной плантации и других аграрных площадках. По окончании испытаний румынские партнеры предложили рассмотреть возможности уменьшения ширины трактора для работы на виноградниках (расстояние между кустами менее 190 см), увеличения мощности двигателя (не менее 60 л.с.). Зарубежный потребитель заявил, что намерен приобрести несколько десятков российских экологичных газомоторных тракторов АГРОМАШ МЕТАН.
АГРОМАШ-50ТК МЕТАН Трактор АГРОМАШ-60ТК МЕТАН
В 2016 г. На Заводе инновационных продуктов Концерна «Тракторные заводы» (г. Владимир) разработана и изготовлена новая модификация колесного трактора АГРОМАШ- 60ТК МЕТАН. Конструкторские изменения в газомоторной технике появились по запросу зарубежных потребителей российской техники — румынских виноградарей.
Владимирский вездеход на выставке
В 2017 году опытный экземпляр универсального многоцелевого транспортного средства под названием Mushroomer (в переводе с английского — «Грибник»), был представлен широкой публике. Разработчиками эта новая машина позиционировалась, как транспортное средство для активного отдыха, а также как основа для универсальной коммунальной машины. За основу машины владимирские конструкторы взяли раму внедорожного автомобиля УАЗ, которую существенно усилили, и установили на портальные мосты собственной разработки. На раму установлен тракторный трехцилиндровый турбодизель воздушного охлаждения Д-130Т производства Владимирского моторно-тракторного завода. Двигатель имел мощность 80 лошадиных сил и максимальный крутящий момент 250 Нм. Владимирский "Грибник" имел достаточно комфортабельную двухместную кабину, а также бортовую платформу грузоподъемностью одну тонну, при собственной массе в 2,3 тонны и длине 4 метра.
До своего закрытия завод производил универсально-пропашные трактора: АГРОМАШ 30ТК, АГРОМАШ 50ТК, АГРОМАШ 60ТК, АГРОМАШ 85ТК, а также коммунальные и многофункциональные машины на их базе. Выпускались дизельные двигатели: Д-120, Д-130, Д-144 (создан в 1971 году), Д-130Т, Д-145T. На предприятии освоено совместное с американской фирмой «AGCO» производство дизельных двигателей марки «SISU».
Музей Тракторного завода
К 2017 г. у завода было огромное количество долгов, производственные цеха обветшали, бо́льшая часть территории заброшена и пустовала.
На месте ликвидированных второго моторного цеха, автоматного, третьего литейного построили «Ашан».
Летом 2017 года работникам перестали платить деньги. Те пригрозили забастовкой, а в дело вмешался Следком. 16 октября двери завода и вовсе закрыли. 1 декабря всех сотрудников перевели в головную контору ОАО "Промтрактор" в Чебоксарах и отправили в простой. 20 июля 2018 года рабочим выданы Уведомления о предстоящем увольнении. В августе 2018-го, вице-губернатор Алексей Конышев отрапортовал журналистам, что на тракторном заводе начались «перемены к лучшему». «Там наметились серьезные перемены к лучшему. Это стало возможным благодаря ранее начатым областной администрацией переговорам и шагам по реализации импортозамещающей программы по возрождению в России производства тракторной техники тягового класса 1,4. Завод готовится к восстановлению производства, в том числе дизельных двигателей», – сообщил зам Орловой. В итоге сотрудники «ВМТЗ» дождались лишь выплаты долгов по зарплате. На заводе в срочном порядке начался демонтаж многочисленных металлоконструкций, цеха один за одним стирают с лица земли.
Библиотека ГСКБ в 2019 году
В июне 2019 года уже Владимир Сипягин обсудил возрождение тракторного завода с министром промышленности Денисом Мантуровым. Губернатор попросил поддержки в этом вопросе, но ничего конкретного на встрече не прозвучало.
Владимирское предприятие, входящее в концерн «Тракторные заводы», из-за больших долгов признано банкротом. В связи с этим было принято решение о продаже его имущества вместе с корпусами и землёй на аукционе. 9 сентября 2019 г. состоялись торги, на которых ООО «Тягачи актив» из Липецка предложило наибольшую цену – 153 млн. рублей. Эта компания стала победителем аукциона по продаже имущества ООО «Зона регулируемого развития ВТЗ».
В ООО «Тягачи актив» работает только один человек, чистый убыток по итогам 2018 года превысил 33 миллиона рублей, а фактический владелец компании зарегистрирован на Кипре.
Новый владелец предприятия — липецкая компания «Тягачи актив» — установила плату за въезд и выезд на земли ВТЗ.
Владимир Яковлевич Красильщиков
17 января 2021 г. умер бывший заместитель генерального директора Владимирского тракторного завода, Заслуженный машиностроитель России Владимир Яковлевич Красильщиков. Более 30 лет - в 1963 - 1995 годах - проработал на Владимирском тракторном заводе, 80-х годах он занимал должность секретаря заводского партийного комитета КПСС. В 1986 году он был делегатом XXVII съезда КПСС. Был директором внешнеторговой фирмы «Владимирец», занимал должность заместителя генерального директора Тракторного завода. В 90-х годах Красильщиков руководил представительством Минпромторга и Минэкономразвития России во Владимирской области. За свои заслуги Владимир Яковлевич был награждён орденом «Дружбы народов», а также золотой и бронзовой медалями ВДНХ. Кроме этого, ему были присвоены почётные звания - Изобретатель СССР и Заслуженный машиностроитель России.
В 2021 г. областной арбитражный суд завершил процедуру банкротства «Владимирского моторо-тракторного завода». По её итогам «ВМТЗ» занесли в госреестр, как ликвидированное предприятие. Долги в 70 млрд. рублей были списаны, так как какого-либо имущества у должника найти не удалось.
К 2023 г. основное здание ВЗИТО разрушено, второй литейный цех (корпус стоит по Гастелло) пустой. В корпусе участка алюминиевого литья второго литейного цеха расположилась транспортная компания. Цех шестеренок со зданием отдела главного технолога ликвидирован, голое поле. 3-й моторный цех ликвидирован, голое поле. От 1-го моторного цеха остался только каркас административного здания, сам цех ликвидирован, голое поле. 1-й литейный цех ликвидирован, голое поле. Кузнечный цех ликвидирован, голое поле. От 4-го литейного цеха остался только каркас административного здания сам цех ликвидирован, голое поле. Цех автоматических линий ликвидирован, голое поле. Модельный цех ликвидирован, развалины. Снесено бывшее административное здание.
В 2024 г. появился проект застройки тракторного завода многоэтажками ЖК «ВТЗ». На территории бывшего тракторного завода появятся центральная площадь, плейхабы и игровые площадки, а также благоустроенные бульвары и сквер.
27 ноября 2024 г. был дан старт масштабному проекту GloraX Октябрьский от федерального девелопера GloraX. Он будет реализован на месте бывшего Тракторного завода. Он предусматривает застройку территории площадью 39 га. Это будет масштабный комплекс комфорт-класса GloraX Октябрьский общей площадью 521 тыс. кв. м.
В проекте предусмотрены элементы дизайна, отсылающие к истории завода, такие как дорожки, стилизованные под следы от тракторных колес, и озеленение, отражающее характерные для полей посадки. На детских площадках планируется установить игровые комплексы в форме тракторов, а также разместить арт-объект — настоящий трактор, собранный на ВТЗ.
В 2018 году специалистами АО "КаМЗ" (г. Камешково) был разработан универсальный трактор "Владимир 4050" 0,9 тягового класса. В начале юбилейного 2019 года предприятие изготовило опытный образец универсального трактора с рабочим названием «Владимир» со снаряженной массой 2740 кг.
Камешковский УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТРАКТОР «ВЛАДИМИР» 4050
ООО "Владимирский Трактор"
В ноябре 2024 на ЭКГ-форуме ответственного бизнеса в Суздале губернатор Александр Авдеев, владимирский градоначальник Дмитрий Наумов и директор красноярской компании Сергей Матяш подписали соглашение о создании промышленного производства колёсных тракторов тяговых классов 1,4-4.
ООО "Владимирский Трактор" зарегистрировано 16.09.2024 г.
Проект реализуется в рамках заключенного с правительством России специального инвестиционного контракта (СПИК). Инвесторами выступили владелец многопрофильных активов в сфере агробизнеса и председатель совета директоров компании ТД «Техноград» Сергей Матяш и китайский производитель тракторов марки Agroapollo. Согласно данным ЕГРЮЛ учредителями ООО "Владимирский Трактор" являются 2 физических лица: Матяш Сергей Викторович и Етчин Константин Дмитриевич. Директор - Голев Борис Юрьевич (с 19 марта 2025 г.). Предприятие открыто на территории бывшего завода «Точмаш» - в промышленном технопарке «Столетов». «Владимирский трактор» будет выпускать широкий модельный ряд тракторов мощностью от 70 до 260 л. с. К 2034 планируется выйти на производственную мощность 3500 тракторов в год. На предприятии будут работать до 270 человек. В 2025 году будет проведен ремонт административных помещений и первого цеха крупноузловой сборки тракторов, а также приступят к строительству новых площадей. На российских предприятиях заказаны компоненты ходовой системы и аккумуляторы для комплектации тракторов, завершены работы по передаче чертежей на изготовление. «Владимирский трактор» — единственный российский завод, которому китайцы передали свою конструкторскую и технологическую документацию. На первом этапе замещения китайских компонентов будут используются российские шины и диски, также будут устанавливаться аккумуляторные батареи, а затем планируется постепенный переход на российские комплектующие — до 81% локализации. До конца 2025 будет выпущено 500 тракторов.
Скачать История ВТЗ. 1943-1950 гг. (docx. 18.6 Mb) История ВТЗ. 1956-1974 гг. (docx. 28.49 Mb) «Никологорский агрегатный завод»