«С БОЛЬШИМ ТРУДОВЫМ УСПЕХОМ Рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям Владимирского тракторо-моторостроительного производственного объединения Дорогие товарищи! Сердечно поздравляю вас с большим трудовым успехом — досрочным выполнением заданий девятого пятилетнего плана и социалистических обязательств по выпуску тракторов, объему производства продукции и росту производительности труда. Коллектив объединения, осуществляя решения XXIV съезда КПСС, с опережением на год достиг объема производства и уровня производительности труда, установленных на последний год пятилетки, и 8 декабря — по выпуску тракторов. Большой заслугой владимирских тракторостроителей является и то, что за годы пятилетки обновлена вся выпускаемая продукция — освоено производство более совершенных универсальных тракторов и тракторных двигателей, повышены их качество, надежность и моторесурс. Ваши достижения являются итогом самоотверженного труда всего коллектива, большой политической и организаторской работы партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Это убедительное доказательство тому, каких весомых результатов можно добиться на каждом предприятии, настойчиво проводя курс на ускорение технического прогресса, повышение эффективности производства и качества всей работы. Центральный Комитет КПСС с удовлетворением отмечает, что трудящиеся объединения, стремясь достойно встретить XXV съезд партии, приняли на первый год десятой пятилетки встречный план по производству тракторов и социалистические обязательства досрочно поставить колхозам и совхозам запасные части к весенним полевым работам. Желаю вам, дорогие товарищи, дальнейших больших успехов на благо нашей социалистической Родины. Л. БРЕЖНЕВ, Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза» («Знамя», 8 января 1976).
Т-25А с кабиной
Начало освоения производства трактора Т-25А с кабиной.
Двигатель Д-144
В январе 1976 г. начат выпуск двигателя Д-144: мощность - 60 л.с., диаметр цилиндра – 105 мм., ход поршня – 120 мм., число оборотов – 2000 об/мин., вес – 390 кг., рабочий объем - 4,16 л.
В марте 1976 г. Генеральный директор ВТЗ Петр Иванович Гришин за успехи предприятия в 9-ой пятилетке получил звание Героя социалистического труда.
Петр Иванович Гришин
В цехе кабин внедрен конвейер сварки кабины и платформы кабины.
Церемония вручения ордена Октябрьской Революции коллективу Владимирского тракторного завода. Первый секретарь Владимирского обкома КПСС Пономарев Михаил Александрович прикрепляет орден к Красному Знамени завода. 15 апреля 1976 г. Фото: Улитин Виктор Григорьевич
Сверхплановые тракторы производства Владимирского тракторного завода - подарок XXV съезду КПСС. 1976 г. Фото: Улитин Виктор Григорьевич
Всего за 1976 г. на ВТЗ выпущено: 31530 тракторов и 166866 двигателей.
1977 год
Начался массовый выпуск тракторов Т-25А с кабиной.
30 мая 1977 г. с конвейера сошел 2000000 двигатель.
Торжественный митинг по поводу выпуска двухмиллионного двигателя. 1977 г. На снимке - рабочие с транспарантами в руках. В центре на трибуне - дирекция завода и представители ГК КПСС.
Освоено производство трактора Т-25А3 с каркасом безопасности.
Окончено строительство литейного цеха №2.
Т-25 - высококлиренсный для обработки виноградников.
Т-25 - высококлиренсный для обработки виноградников. Изготовлена опытная партия 10 шт. Предполагалось изготавливать ходовую часть в Никологорах.
В 1977 году по инициативе директора ВМТ Петра Васильевича Сарафанова с участием учащихся и преподавателей был возведен главный вход в учебный корпус Владимирского Машиностроительного техникума, который все называют «парадным».
В 1977 году за создание конструкции и организацию поточно-массового производства дизелей с воздушным охлаждением группа специалистов предприятия удостоена Государственной премии СССР. Государственный комитет по науке и технике присудил трактору Т-25А первую премию и признал лучшей машиной 1977 года.
Всего за 1977 г. на ВТЗ выпущено: 33151 тракторов и 172781 двигателей. 40% выпускаемой продукции завод отправляет на экспорт, более чем в 60 стран.
1978 год
В 1978 г. 63% тракторов будут выпущены с кабиной.
Конвейер сборки кабины. Конвейер сборки платформы кабины.
24 апреля ОГТ впервые торжественно отмечает свой 35 летний юбилей.
В июле 1978 г. в тракторосборочном цехе внедрена автоматическая линия по обработке картеров бортовых передач трактора Т-25.
Клюшкин Николай Иванович – ведущий технолог по Коняевскому электромеханическому заводу. Занимается организацией производства новых сидений трактора.
Отправлены на Госиспытания 8 тракторов Т-30.
Изготавливаются 20 опытных восьмицилиндровых двигателей ЗЭД-181.
Идет монтаж здания Экспортно-сдаточного корпуса (начало строительства 1977 г.).
Литейный № 2 - пусковой объект. Ввод в эксплуатацию первой очереди 3 квартал 1978 г. Площадь застройки 16452 м², общая развернутая площадь цеха 60796 м². Проектная мощность 60000 т. литья в год.
15 сентября 1978 г. завершил трудовую деятельность на ВТЗ Гришин Пётр Иванович.
15 сентября 1978 г. – январь 1994 г. - директор ВТЗ Гришин Анатолий Васильевич. (3 июня 1932, Владимирская область — 20 июня 2013, Владимир, РСФСР, СССР).
Анатолий Васильевич Гришин учился в школе в деревне Липна. Закончил семь классов в 1948 году, затем – энерго-механический техникум. Ушел в армию.
Трудовая деятельность на ВТЗ:
1955 г. - мастер моторосборочного цеха;
1960 г. – председатель профкома 3 года;
1963 г. - зам начальника цеха шасси;
1965 г. – начальник моторного цеха №3 (цех шасси);
1969 г. – секретарь парткома ВТЗ; 1971 г. – главный инженер завода.
Петр Иванович Чирик - главный инженер ВТЗ.
Выпуск первых тракторов Т-25АI со Знаком качества. 1978 г. Фото: Карпов Аркадий Николаевич Выпуск первых тракторов Т-25 АI со Знаком качества. 1978 г. Фото: Карпов Аркадий Николаевич Готовая продукция производства Владимирского тракторного завода на погрузочной площадке. 1978 г. Фото: Дынин Исаак Иосифович
В 1979 г. окончено строительство Экспортно-сдаточного корпуса.
Андрианов Валерий Александрович
10 октября 1979 г. Андрианов Валерий Александрович назначен заместителем главного технолога по спец. производству.
Всего за 1979 г. на ВТЗ выпущено: 36035 тракторов и 177976 двигателей.
1980 год
ЛТЗ-145 с двигателем Д-180
В июле 1980 г. Липецким тракторным заводом изготовлен трактор, в основу которого положена интегральная схема. Трактор ЛТЗ-145 был оснащён дизелем с воздушным охлаждением Д-180 Владимирского тракторного завода. По отзывам испытателей трактора 150-сильный дизель воздушного охлаждения, устанавливавшийся на ЛТЗ-145, прекрасно зарекомендовал себя на испытаниях. С полуоборота заводился в трескучие сибирские морозы и не перегревался под жгучим среднеазиатским солнцем. Применение ЛТЗ-145 на возделывании пропашных культур позволяло уменьшить потребность в тракторах МТЗ-80, а, следовательно, и число механизаторов. Экономия при использовании одного трактора ЛТЗ-145 по сравнению с трактором МТЗ-80 могла составить 1440 руб.
На сравнительных испытаниях тракторов моделей МТЗ-142 и ЛТЗ-145 липецкий трактор уверенно переигрывал своего минского соперника. Однако высокопоставленные арбитры – сотрудники Министерства сельскохозяйственного машиностроения вместе с министром Ежевским и НАТИ (Научного автотракторного института) – сделали вид, что готовы считаться с точкой зрения экспертов, но впоследствии практически аннулировали результат испытаний.
Отдел главного конструктора ЛТЗ был подчинён созданному на Минском тракторном заводе головному специальному конструкторскому бюро по универсально-пропашным тракторам.
Минчанам удалось убедить министерство о прекращении работ по трактору ЛТЗ-145. Перед коллективом ЛТЗ был поставлен ультиматум: или выделение средств на реконструкцию завода под серийный выпуск трактора МТЗ-142, или никакой реконструкции и никакого хода трактору ЛТЗ-145. В 1983 году был издан приказ о прекращении всех работ по трактору ЛТЗ-145. По чертежам МТЗ липчане заказали на минских заводах автоматические линии для производства МТЗ-142.
Двигатель Д-181Т успешно прошел государственные испытания совместно с трактором ЛТЗ-145, но в связи с остановкой работ по трактору в 1984 г. вышло постановление Минсельхозмаша о прекращение работ по двигателю Д-181Т. Так Владимирцы лишились возможности модернизации моторного производства в связи с предполагаемым массовым выпуском Д-181Т.
Когда в 1988 г. Липецкий тракторный вернулся к производству ЛТЗ-155У малой серией трактор оснащался алтайским, или ярославским дизелем с водяным охлаждением, а Владимирский двигатель Д-181Т так и остался музейным экспонатом.
Территория Трактрного завода. 1980 г.
В 1980 году ВТЗ был награжден премией "Золотой Меркурий" за развитие национальной экономики и международных отношений.
В 1980 г. началась разработка художественно-конструкторского предложения на трактор Т-30 с расположением кабины в середине машины, с качающимся передним мостом, с реверсивным постом управления. Новая машина должна заменить трактор Т-25. Проектированием руководил Крупин В.С.
Конструктор КБ режущего инструмента - Абанин Николай Андреевич Конструктор КБ штампов - Владимир Антонов Лазарь Львович Френкель
Период восьмой и девятой пятилеток (1966-1975 гг.) был наиболее успешным в истории завода. Но значительные успехи в производственной деятельности не сопровождались мерами по наращиванию производственных мощностей. Планы капитального строительства в отличии от планов производства, корректировались в сторону снижения и даже при этом не всегда выполнялись. В результате этого производственные мощности постепенно истощались. Особенно ощутимо это проявилось в десятой пятилетке (1976-1980 гг.), когда в объединении в конце месяца продленные смены "продленки" и выполнение плановых показателей 32 и 33 числа каждого месяца стали нормой, а отвлечение работников инженерных служб в цеха и на сборку приняли плановый характер. В каждом отделе появились уполномоченные - выполняющие не очень приятную работу по составлению помесячных списков работников отдела для работы в цеху. Все это, а также отставание в строительстве жилья привело к "отрицательной селекции" кадров, потере части недооцененных специалистов и замедлении профессионального роста молодых специалистов. Таким образом ВТЗ не желая того становится "кузницей кадров" , крупнейшим поставщиком квалифицированных кадров для предприятий города.
Производственные мощности доведены до 176000 двигателей и 33500 тракторов.
В 1980 г. в ОГТ работает 336 человек.
Всего за 1980. на ВТЗ выпущено: 36050 тракторов и 176490 двигателей.
1981 год
В августе 1981 года скончался Главный технолог Игошин Виктор Михайлович.
Игошин Виктор Михайлович
Виктор Михайлович пришел на ВТЗ после окончания авиамеханического техникума в 1943 г., в момент самого начала организации отдела главного технолога под руководством Накорякова Александра Константиновича - до войны работавшего в НАТИ по технологическому проектированию тракторных заводов. Как писал Игошин в своих воспоминаниях «технологи были молодые, неопытные, и старательно переписывали технологическую документацию, полученную с Кировского завода». Его первым руководителем стал Комолов Леонид Иванович. Моторный цех куда его направили технологом еще строился. Совместно с техническими службами моторного цеха в 1944-45 гг. они организовали производство деталей керосинового двигателя трактора «Универсал» на Владимирской земле в условиях тотального военного дефицита всего, включая еду, жилье и тепло и пожалуй, только военнопленных было достаточно. В 1946 г. главный технолог Романов Борис Петрович поручил Комолову Леониду Ивановичу заняться вопросом внедрения скоростного резания инструментом из твердого сплава «Победит», и Игошин Виктор Михайлович становится Ведущим технологом по моторному производству. На первом этапе своей работы ему пришлось решать вопросы повышения производительности труда за счет внедрения многошпиндельной обработки отверстий на вертикально сверлильных станках, оснащения операций специальными приспособлениями, организации поточной обработки деталей. С середины 50-х годов пошли подготовки производства дизеля Д-24, затем Д-28. В моторном цехе появляются первые автоматические линии по обработке поршня, головки цилиндров, блока цилиндров. С 1958 года начинается подготовка производства дизеля с воздушным охлаждением Д-30.
В 1959 г. Игошин Виктор Михайлович сменяет Тарилова Владимира Степановича на посту заместителя главного технолога по реконструкции, и они совместно занимаются организацией производства дизелей с воздушным охлаждением в новом Моторосборочном корпусе. В 1961 году по состоянию здоровья главный технолог Зуев Александр Васильевич переводится на другую работу и Виктор Михайлович в течении 20 лет занимает пост главного технолога. Шестидесятые и семидесятые годы были временем бурного развития завода, строились новые цеха, непрерывно ставились на производство двигатели: Д-37М, Д-22, Д-21, Д-37Е, Д-144, трактора: Т-28М2, Т-28Х3,Т-28Х4, Т-25, Т-25А1, Т-25А с кабиной, росли объемы производства. Возникло новое направление – спецпроизводство. За 20 лет численность отдела выросла в 2,5 раза. С приходом на должность директора завода Анатолия Васильевича Гришина, меняется стиль руководства. Управление предприятием все в большей степени становится административно командным. В условиях, когда создание дополнительных производственных мощностей из-за отсутствия финансирования отстает от спускаемых министерством планов коллективный поиск технического решения проблемы руководство завода заменяет на поиск крайнего виноватого и его наказания. И все чаще этим виноватым оказывался Главный технолог, не обеспечивший должный запас производственных мощностей или требуемую производительность труда на узком месте. Против этого трудно что либо, возразить.
В августе 1981 г. не выдержало сердце Виктора Михайловича Игошина.
Гаврилов Борис Васильевич
Гаврилов Борис Васильевич - и.о. Главного технолога 30.08.81-14.04.82. Заместители главного технолога: по подготовке производства - Воронцов Валентин Федорович; по действующему производству - Бажанов Юрий Александрович; по реконструкции производства - Толчин Алексей Егорович; по прессовому производству - Товарнов Юрий Евгеньевич; по сварочному производству - Горовой Борис Ефимович; по специальному производству - Андрианов Валерий Александрович.
26 августа 1981 г. Министром тракторного и сельскохозяйственного машиностроения утвержден «План технического перевооружения объединения на 1981-1985 гг».
Введены в эксплуатацию: 2 очередь литейного цеха №2 и 1 очередь экспортно-сборочного цеха.
«ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН Накануне нового года горисполком присвоил звание «Почетный гражданин г. Владимира» Зинаиде Константиновне Коноплевой. После войны она была самым первым дипломированным врачом на ВТЗ. Долгое время работала заместителем главного врача заводской поликлиники. Неоднократно избиралась депутатом городского Совета, была членом горисполкома» («Тракторостроитель», 15 января 1982).
Всего за 1981 г. на ВТЗ выпущено: 35200 тракторов и 175573 двигателей.
18 февраля 1983 г. выпущен 3-х миллионный двигатель (1 мл. за последние 6 лет).
Строится механосборочный корпус для спецпродукции, в этом году планируется ввод в эксплуатацию первой очереди.
Идет строительство вставки между тракторосборочным и экспортно-сборочным корпусами.
В экспортно-сборочном корпусе ведется монтаж конвейера окраски тракторов.
Начальник тех. сектора экспортно-сборочного корпуса - Владимир Сергеевич Разгулов.
Тракторы Т-25, Т-25А производства Владимирского тракторного завода на площадке готовой продукции. 1983 г. Фото: Чернов Виктор Иванович
Двигатели Д-145Т (80 л.с.) и Д-181Т (150 л.с.) проходят Государственные испытания.
В моторном цехе №1 на автоматической линии картера двигателя внедрены сборные торцовые фрезы с неперетачиваемыми пластинами, разработка Одесского инструментального института.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №271 от 4 апреля 1983 г. о реконструкции Владимирского тракторного завода для подготовки к выпуску тракторов Т-30, Т-30А и двигателя Д-120 на ВТЗ была создана группа перспективного развития завода в составе: А.Е. Толчина (зам. главного технолога) руководителя группы, инженеров-технологов Хатунцева Е.Н., Шерышева А.П., Абанина А.Е., Соколова А.Е., Мозикова В.П.
Колонна ВТЗ на первомайской демонстрации 1983 г.
В мае 1983 г. создан отдел «Промышленной роботизации» по внедрению и эксплуатации оборудования с программным управлением и промышленных роботов. Руководитель отдела А. Бесшапошников.
Успешно завершены Госиспытания тракторов Т-30 и Т-30А с дизелем Д-120. Для выдачи документации на подготовку производства необходимо в конструкцию тракторов внести изменения, повышающие технический уровень: гидроусилитель руля, регулируемый по высоте и наклону руль, 2-х скоростной привод ВОМ, повысить грузоподъемность навесной системы.
Началась подготовка производства тракторов Т-30 и Т-30А с двигателем Д-120.
Всего за 1983 г. на ВТЗ выпущено: 35560 тракторов и 173550 двигателей.
1984 год
План на 1984 г. – 36400 тракторов.
Завершается строительство второй очереди экспортно-сборочного корпуса.
Ведется монтаж окрасочно-сушильного комплекса.
Завершаются работы по сдаче первой очереди МСК.
1984 год является пусковым для новой котельной. Ее проектная мощность – 200 Гкалорий.
Идет подготовка производства семейства тракторов Т-30.
На площадях первой очереди МСК идет установка оборудования.
Разбросанные по всему заводу службы и отделы въехали в новое административно-хозяйственное здание (строилось оно как лабораторный корпус, фактически стало заводоуправлением, а тракторостроители назвали его "Белый дом").
В белый дом въехали службы снабжения, дирекция, телефонная станция, ПДО, канцелярия, финотдел, 1-й и 2-й отдел, ПЭО.
10 февраля 1984 г. началось строительство блока цехов № 2 (ЦАЛ). Начальник технологического бюро ЦАЛ - Шерышев Алексей Павлович.
27 марта 1984 г. Машиностроительному техникуму 40 лет.
В мае 1984 г. – в моторных цехах 1 и 2 идет монтаж автоматических станков для обработки шеек к/валов югославской фирмы «Рибар».
В связи с задержкой ввода мощностей для производства трактора Т-30 ГСКБ прорабатывает вариант трактора Т-25 с двигателем Д-120.
В августе 1984 г. – 40 лет газете «Тракторостроитель».
Всего за 1984 г. на ВТЗ выпущено: 36400 тракторов и 175604 двигателей.