Православие (калька с греч. ὀρθοδοξία - буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление») - направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя - Нового Рима. Православие исповедует Никео-Цареградский Символ веры и признаёт постановления семи Вселенских Соборов. Включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь, под которой понимается сообщество автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Согласно мнению профессора Императорской Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. Н. Глубоковского «православие есть «правое исповедание» - потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в «правильном мнении» по всему предметному богатству и со всеми особенностями». В русском языке почти не употребляются термины «ортодоксия» или «ортодоксальный» как синоним «православия», хотя такое словоупотребление иногда встречается в светской литературе, обычно вследствие ошибочного перевода слова «по созвучию» с европейских языков.
Самое раннее письменное использование слова «православие» на территории Руси фиксируется в «Слове о законе и благодати» (1037 - 1050 гг.) митрополита Илариона: Хвалить же похвалныими гласы Римьскаа страна Петра и Паула, имаже вѣроваша въ Исуса Христа, Сына Божиа; Асиа и Ефесъ, и Патмъ Иоанна Богословьца, Индиа Фому, Египетъ Марка. Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я́ православнѣи вѣрѣ. - Слово о законе и благодати митрополита Илариона (публикация ИРЛИ РАН)
В официальном языке церкви и государства на территории Руси термин «православный» стал употребляться в кон. XIV – нач. XV в., а наиболее активно термины «православный» и «православие» входят в употребление в XVI в.
Догматика
Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий: - Спасение через испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа). - Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого. - Исповедание Иисуса — Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим (2 й член Символа). - Боговоплощение (3 й член Символа). - Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 11, 12 й члены Символа). - Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9 й член Символа); Глава Церкви — Иисус Христос (Еф.5:23).
Кроме того, основываясь на Священном Предании, православие признаёт молитвенное предстательство канонизированных святых.
Канонические устройство и нормы
Основные канонические нормы и институты: - Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Необходимое условие законности иерархии — прямое канонически законное апостольское преемство чрез чреду рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии). Рукополагают только лиц мужского пола. Хотя каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления» (81-е и 6-е Правила святых Апостолов, а также 11-е Правило Двукратного Собора и др.), в истории православных стран были отдельные эпизоды, когда епископы стояли во главе государства (наиболее известен Президент Кипра Макарий III) или обладали значительными полномочиями гражданской власти (Константинопольские Патриархи в Оттоманской империи в роли милет-баши, то есть этнархаправославных подданных султана). - Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV в. Представители чёрного духовенства могут избираться на особое епископское служение в Церкви. - Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 40-дневный), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.
История формулирования вероучения
Современная православная Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого раскола как свою историю. Первоначально обозначение вероисповедания православным и подчёркивание его как «правого», не повреждённого ересями и уклонениями от принятого от апостолов, являлось вынужденной мерой.
Православное вероучение восходит к апостольским временам (I век). Формулировалось оросами (дословно — границами, вероучительными определениями) Вселенских, а также некоторых Поместных Соборов.
Православие начало оформляться в II—III веках н. э., возводя свою историю к апостольским временам. Противопоставлялось гностицизму (предлагавшему по-своему трактованный Новый Завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и арианству (отрицавшему единосущность Троицы).
Ведущую роль в работе первых четырёх Вселенских Соборов играли епископы Александрии и Рима. Все Соборы созывались Ромейскими (Византийскими) императорами и обычно проходили под их административным председательством.
УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
РПЦ насчитывает 128 епархий в России, Украине, Эстонии, Латвии, Литве, Беларуси, Молдове, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и Туркмении (эти страны считаются «канонической территорией» РПЦ), а также в диаспоре — Австрии, Аргентине, Бельгии, Франции, Нидерландах, Великобритании, Германии, Венгрии, США и Канаде. Приходы, представительства и иные канонические подразделения РПЦ имеются в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Италии, Швейцарии, Греции, на Кипре, в Израиле, Ливане, Сирии, Иране, Таиланде, Австралии, Египте, Тунисе, Марокко, ЮАР, Бразилии и Мексике. В состав РПЦ номинально входят Японская автономная православная церковь, которая управляется самостоятельным Митрополитом всея Японии, избираемым на Соборе этой Церкви, и Китайская автономная православная церковь, которая в настоящее время не имеет своей иерархии.
Высшая вероучительная, законодательная, исполнительная и судебная власть в РПЦ принадлежит Поместному собору, в состав которого входят все правящие (епархиальные) архиереи, а также представители от клира и мирян каждой епархии. Согласно Уставу РПЦ, действовавшему с 1988 по 2000 год, Поместный собор должен был созываться раз в пять лет. В августе 2000 года Архиерейский собор принял новый Устав РПЦ, в котором не оговаривается периодичность созыва Поместного собора, к исключительной компетенции которого отнесены лишь выборы нового Патриарха.
Реальная полнота церковной власти передана Архиерейскому собору, в состав которого входят постоянные члены Священного синода и правящие архиереи. Согласно Уставу, действующему с августа 2000 года, Архиерейский собор созывается Синодом не реже одного раза в четыре года (прежний Устав требовал его созыва не реже одного раза в два года). Перечень полномочий Архиерейского собора весьма широк. Даже во время работы Поместного собора, который теоретически может отменять решения архиерейского, вся полнота церковной власти принадлежит Архиерейскому совещанию, состоящему из архиереев — членов Собора. В случае, если за то или иное решение подается большинство голосов членов Поместного собора, но это решение не набирает большинства голосов членов Архиерейского совещания, оно считается принятым.
В период между Архиерейскими соборами Церковью управляет Патриарх и Священный синод, который считается совещательным органом при Патриархе. На практике Патриарх принимает важнейшие административные решения только с согласия Синода. В состав Священного синода входят, помимо Патриарха, семь постоянных членов (митрополиты Крутицкий и Коломенский, Санкт-Петербургский и Ладожский, Киевский и всея Украины, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдовы, а также управляющий делами Московской патриархии и председатель Отдела внешних церковных связей — ОВЦС МП) и шесть временных, вызываемых самим Синодом для участия в заседаниях на протяжении лишь одной синодальной сессии.
Заседания Синода разделены на две сессии — весеннюю и осеннюю, каждая из которых состоит из двух-трех заседаний, обычно продолжающихся два дня. Как правило, Священный синод заслушивает доклады о важнейших событиях церковной жизни, имевших место между его заседаниями (к числу таких событий относятся визиты Патриарха, визиты в РПЦ глав других поместных Церквей, участие официальных представителей РПЦ в крупных мероприятиях общероссийского или международного масштаба), а также учреждает новые епархии, назначает и перемещает архиереев, утверждает открытие новых монастырей и назначение их наместников и настоятельниц, открывает и реорганизует духовные учебные заведения, открывает новые канонические структуры РПЦ в дальнем зарубежье и назначает их клириков. В исключительных случаях Синод выступает с Посланиями, отражающими точку зрения церковного священноначалия на те или иные значимые общественные проблемы. Иерархия Православной церкви именуется «трехчинной», потому что она состоит из трех основных ступеней: диаконата, священства и архиерейства.
Мужскими монастырями в современной Русской Православной Церкви управляет наместник в сане архимандрита (реже в сане игумена или иеромонаха; наместник одного монастыря имеет сан епископа), который «представляет» в нем настоятеля — епархиального архиерея. Наиболее крупные и знаменитые монастыри, а также мужские монастыри столицы являются «ставропигиальными» — их настоятель сам Патриарх, представленный в монастыре наместником.
Женскими монастырями управляет настоятельница, имеющая почетный титул игумении (реже настоятельница является простой монахиней). В крупных мужских монастырях при наместнике действует совещательный орган — Духовный собор. Монастыри могут иметь свои подворья (представительства) в городах или селах, а также скиты и пустыни, расположенные на некотором расстоянии от основной обители. Например, ТроицеСергиева лавра имеет Гефсиманский и Вифанский скиты, подворья в Москве и Санкт-Петербурге.
При Священном синоде РПЦ действует ряд «отраслевых ведомств» — Синодальных отделов, важнейший из которых — ОВЦС МП. Сам ОВЦС МП так определяет круг своих задач: «Осуществление иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, монастырями, приходами и другими институциями нашей Церкви в дальнем зарубежье; принятие священноначалием решений, касающихся церковно-государственных и церковно-общественных отношений; осуществление связей РПЦ с поместными Православными церквами, инославными церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, государственными, политическими, общественными, культурными, научными, экономическими, финансовыми и иными подобными учреждениями и организациями, средствами массовой информации». Председатель ОВЦС МП считается самым влиятельным иерархом РПЦ.
В большинстве случаев будущие священнослужители получают «профессиональное» образование в духовных учебных заведениях, сетью которых руководит Учебный комитет Московской патриархии.
В настоящее время в РПЦ действуют 5 духовных академий (до 1917 г. было лишь 4), 26 духовных семинарий, 29 духовных училищ, 2 Православных университета и Богословский институт, женское духовное училище, 28 иконописных школ. Общее количество учащихся духовных школ достигает 6000 человек.
Синодальный Отдел по религиозному образованию и катехизации руководит сетью учебных заведений, предназначенных для мирян. В эту сеть входят воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов.
Святитель ИОВ - Первый Патриарх Московский. 23 января 1589 - июнь 1605 гг. ИГНАТИЙ - не включен в список законных патриархов. Был поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове. 30 июня 1605 - май 1606 гг. Священномученик ГЕРМОГЕН - 3 июня 1606 - 17 февраля 1612 г. ФИЛАРЕТ - 24 июня 1619 - 1 октября 1633 гг. ИОАСАФ I - 6 февраля 1634 - 28 ноября 1640 гг. ИОСИФ - 27 мая 1642 - 15 апреля 1652 гг. НИКОН - 25 июля 1652 - 12 декабря 1666 гг. ИОАСАФ II - 10 февраля 1667 - 17 февраля 1672 гг. ПИТИРИМ - 7 июля 1672 - 19 апреля 1673 гг. ИОАКИМ - 26 июля 1674 - 17 марта 1690 гг. АДРИАН - 24 августа 1690 - 16 октября 1700 гг.
После кончины Адриана преемник не избирался. Митрополит Ярославский СТЕФАН в 1700-1721 гг. являлся блюстителем Патриаршего престола.
В 1721 г. институт патриархата был ликвидирован Петром I. Действовал только Священный синод. Институт восстановлен на соборе Русской Церкви в 1917-1918 гг. Святитель ТИХОН - 5 ноября 1917 - 25 марта 1925 гг. После его кончины в 1925 г. власти воспрепятствовали созыву нового Собора для выборов Патриарха, разрешив провести их лишь в 1943 г. на Соборе епископов, состоявшем из 19 человек. СЕРГИЙ - 8 сентября 1943 -15 мая 1944 гг. АЛЕКСИЙ I - 2 февраля 1945 - 17 апреля 1970 гг. ПИМЕН - 2 июня 1971 - 3 мая 1990 гг. АЛЕКСИЙ II - 10 июня 1990 - 5 декабря 2008 гг. КИРИЛЛ - с 1 февраля 2009 г.
Крещение Руси. Христианский миф и прароссианство. Навна - Идеальная Соборная Душа русской нации. Демиург Яросвет. Эгрегор православия и инфрафизический страх.