Епископ Суздальский и Нижегородский Дионисий Cуздальский
Cвятитель Дионисий Cуздальский
Святитель Дионисий в миру Давид (ок. 1300 г. - 15 октября 1385 г., Киев) родился около 1300 года на юге Руси, в Киевских пределах. Кто были его родители и где они жили - неизвестно.
Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха в Киево-Печерском монастыре. Затем удалился из монастыря и поселился один в пещере, ископанной им самим на берегу реки Волги, недалеко от Нижнего Новгорода. В 1330 г. на этом месте Дионисием была основана Печерская обитель с храмом во имя Вознесения Господня, где он был игуменом, а затем архимандритом. Эта обитель сделалась «училищем христианской веры и благочестия». В ней насчитывалось до 900 иноков.
Епископ Суздальский и Нижегородский: 1374 - 1383 гг.
В 1374 г. Дионисий за добродетельную жизнь и образованность был хиротонисан во епископа Суздальского и Нижегородского святителем Алексием, митрополитом Московским.
После смерти святителя Алексия преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Димитрию Донскому избрать на митрополичью кафедру епископа Дионисия. Но великий князь Дмитрий пожелал иметь митрополитом своего духовника белого священника Митяя, спешно постриженного с именем Михаил и возведенного в сан Новоспасского архимандрита.
Святитель Дионисий перед князем Дмитрием Донским (миниатюра Лицевого летописного свода)
По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Последний озлобился на Дионисия и угрожал, что по своем возвращении из Греции не оставит Дионисия даже священником. Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великим князем. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию. В 1382 г. Дионисий, бывши в Константинополе, возведен Цареградским Патриархом Нилом в сам архиепископа, с правом ношения фелони с крестами и стихаря с источниками,- отличия, по тогдашнему времени, принадлежавшие одним митрополитам.
Святитель Дионисий бывши в Константинополе в 1382 г., привез оттуда: а) две иконы Одигитрии Божией Матери, из коих одну поставил в Нижнем Новгороде в Спасской церкви, а другую в Суздальском соборе; б) части мощей святых; е) гвоздь от креста Господня, приобретенный им, как сказано в Летописи, дорогой ценой. В 1401 г. гвоздь этот взят из Суздаля в Москву.
В конце 1382 г. Дионисий возвратился из Греции с патриаршим поручением заботиться об истреблении ереси стригольников в Новгороде и Пскове.
При Алексие епископе, предшественнике св. Дионисия, в 1365 г. исключены были города принадлежавшие Суздальской епархии: Нижний Новгород и Городец, по воле св. Алексия Митрополита. Дионисий в 1382 г., опять возвратил их к своей епархии. По смерти же сего Святителя (1385), эти города снова были отобраны, а взамен их поступили к Суздальской епархии Калуга и Таруса.
Сей Святитель, как муж святой жизни и ревностный исполнитель церковных правил, известен по следующему обстоятельству: еще со времени св. Алексия Митрополита, открылась в Новгороде ересь Стригольников, названная так от имени Карпа Стригольника, человека простого, но ревностного фанатика, утверждавшего, чтосвященники Русские, как поставляемы за деньги, суть хищники сего важного сана, и что истинные христиане должны по сему от них удаляться. Многие люди, думая согласно с ним, не стали ходить в церковь, и народ, оскорбленный их не скромными дерзкими речами, утопил в Волхове трех главных виновников раскола – Карпа и диакона Никиту с товарищем. Сия непомерная строгость, как обыкновенно бывает, не уменьшала, а еще умножила число еретиков втайне. Архиепископ Новгородский Алексий писал о сем к Патриарху Нилу, который уполномочил Дионисия, случившегося тогда в Константинополе (1382), как известного ему с отличной стороны, искоренить зло средствами благоразумного убеждения. Возвратясь из Греции, Дионисий отправился в Новгород и Псков, где Стригольники имели своих учеников, доказал им что плата, определенная законом за поставление священника, не есть лихоимство и проч. и наконец примирил их с церковью, к утешению всех православных.
См. Суздальская Епархия.
Митрополит Киевский и всея России: 1383 - 1385 гг.
Убедившись в достоинствах Дионисия (после смены двух митрополитов), великий князь пожелал, видеть его на митрополичьей кафедре. В 1383 г. Дионисий вместе с племянником преподобного Сергия Феодором Симоновским вторично отправился в Царьград и был возведен в сан митрополита. Соборный акт 1389 года сообщает, что русские послы привезли готовое осуждение Пимена. Одновременно на Русь для расследования деятельности Пимена отправились патриаршие послы. Возвращаясь в Москву через Киев, Дионисий был задержан литовским князем Владимиром Ольгердовичем, который объявил, что так как московский князь по своей воле изгнал митрополита Киприана, то и князь киевский, подражая ему, задерживает Дионисия. Иоанн Мейендорф вполне обосновано предполагает, что Дионисий, оставшись пока в прежнем сане, должен был до соборного решения временно управлять митрополией. Только после этого, не нарушая на этот раз канонов, его можно было поставить митрополитом. Находясь в заключении, св. Дионисий проводил время в молитвах и сердечном сокрушении. Св. Дионисий скончался 26 июня 1385 года и погребен в Антониевой пещере Киевской лавры, где его тело пребывало нетленным. В последствии частые неприятельские нашествия, с 1638 до 1686 гг., истребили мощи св. Дионисия, вместе с мощами других угодников печерских.
Из своей второй поездки в Константинополь Дионисий привез реликвии Страстей Христовых, которые поместили в ковчег, ставшего значимой реликвией московских великих князей.