Главная
Регистрация
Вход
Среда
08.05.2024
05:00
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1587]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [202]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2395]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Москва

Митрополит Киевский Иона

Московский период
1325—1461 гг.

Митрополит Иона


Митрополит Иона

Родился в 1390-х гг. в селе Одноушево близ Солигалича в семье служилого землевладельца по имени Феодор. «Иона бысть родом от места города Галича, близ предел казанския земли, разстояния имея от солигаличския яко 6 верст на реке на Святице, родися от отца благочестива, именем Феодора, зовомаго Одноуша, идеже ныне погост по его имени Одноушево именуемое, его же той Одноуш дал в дом соборной церкви Пречистыя, иже на Москве».
В 12 лет принял монашеский постриг в монастыре в селе Унорож близ Галича. Через несколько лет перешёл в Симонов монастырь (Москва) где исполнял послушание пекаря.

С 1431 г. по 1448 г. - епископ Рязанский и Муромский.

Митрополит Киевский и всея Руси: 1448 - 1461 гг.
.
Был избран на Соборе 15 декабря 1448 года митрополитом Киевским и всея Руси.

Боясь, чтобы патриарх не отклонил этого кандидата, великий князь избрание его обставил с особой торжественностью, привлёк к участию в избрании всех епископов, представителей белого духовенства, монашества, бояр и земских людей. Но епископу Ионе не удалось пойти в Царьград за посвящением довольно долгое время. По-видимому, фигура митрополита Герасима, по непоследовательности Константинопольской патриархии (а отчасти и подкупности) требовала со стороны Москвы борьбы и устранения его с дороги своему кандидату. И бесспорно ещё великим препятствием был ряд неурядиц на московском великокняжеском столе. Юрий Дмитриевич Звенигородский продолжал враждовать с Василием Васильевичем и в 1433—1434 гг. дважды одолевал его и занимал великое княжение. Только со смертью Юрия в 1434 году князь Василий крепко сел на великом княжении. Теперь, в конце 1436 г. или начале 1436 г. Иона отправляется в Константинополь. Но излишняя медлительность была причиной того, что Иона не получил митрополии, так как ранее его прибытия (в половине 1436 г.) греки поставили на русскую митрополию своего Исидора.

Когда Исидор по принятии им унии был низложен, Иона был посвящен в митрополиты Киевские и всея Руси 15 декабря 1448 г. собором русских святителей в Москве. Посвящение его, по благословению Константинопольского патриарха Григория III Маммы, было впервые совершено русскими архиереями в Москве. Постоянно проживал в Москве и стал последним святителем, имевшим кафедру в Москве, но носившим титул митрополита Киевского. Ввёл новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов - Собором русских епископов с согласия московского князя.

С избранием Ионы митрополитом Москва отвергла предложение Литвы, привезённое Ивашенцем, о кандидатуре на пост митрополита Григория Болгарина, ученика митрополита Исидора. Таким образом было положено начало фактической автокефальной Русской церкви, которая отвергла Флорентийскую унию.
Митрополит Иона имел большое влияние на великого князя Василия II, активно участвовал в его деятельности по объединению разрозненных русских княжеств.

При митрополите Ионе был торжественно причислен к лику святых митрополит Алексий, мощи которого были обретены нетленными при перестройке Чудова монастыря, начатой в 1431 году.

Иона скончался 31 марта 1461 года.
Через после смерти Пахомием Сербом была написана ему церковная служба, в 1472 г. были открыты мощи святителя (хранятся в Успенском соборе Московского Кремля) и установлено его местное почитание.
В 1547 г. при митрополите Макарии он был прославлен для общецерковного почитания.

Память 31 марта, 27 мая (перенесение мощей), 15 июня и 5 октября (Собор Московских Святителей) по юлианскому календарю.

Собор Владимирских святых

Летописное известие 1446 г. о поездке рязанского епископа Ионы в Муром.

МОСКОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Феодосий (митрополит Московский)

Митрополит Феодосий (Бывальцев;? - 15 октября 1475) - митрополит Московский и всея Руси в 1461—1464 гг., церковный деятель и публицист.
Был архимандритом Чудова монастыря (упоминается в этом сане в 1453 г.).

23 июня 1454 г. хиротонисан во епископа Ростовского. Имел конфликт с митрополитом Ионой: в 1455 г. Феодосий разрешил в навечерие Богоявления, которое пришлось на воскресенье, мирянам есть мясо, а монахам рыбу, сыр и яйца. Епископа вызвали на церковный суд, угрожали лишением сана, но после покаяния за ним сохранили кафедру.

9 мая 1461 г. после смерти митрополита Ионы занял Московскую кафедру (Иона сам выбрал Феодосия себе в преемники). Феодосий стал первым московским митрополитом, которого утвердил московский князь, а не Патриарх Константинопольский.
Однако положение Феодосия всё ещё было непрочным: его предшественника не признавали ни Западная Русь (где был свой митрополит), ни тверской епископ, ни ряд русских церковных деятелей.
С деятельностью Феодосия связана попытка повышения образовательного и нравственного уровня русского духовенства: «они были едва грамотны, полуграмотны или совсем безграмотны. Требовать от них можно было только одного - чтобы они не слишком соблазняли народ своей дурной жизнью». Данная деятельность обернулась неудачей, когда многие из священников были Феодосием отстранены от мест, а ряд лишён сана, то многие приходы остались без духовенства.
В 1464 г. Феодосий оставил кафедру «ради тяжкого своего недуга», но летописец сообщает «многыя бо церкви без попов, и начата его проклинати; он же слышав се разболеся того ради, и здрав бысть и сниде в келию к Михайлову Чюду в манастырь».
В Чудовом монастыре Феодосий прожил 11 лет, перед смертью удалился в Троице-Сергиеву лавру, где скончался 15 октября 1475 г. Погребён в Архангельской церкви Чудова монастыря.

Литературное наследие

Феодосий является автором следующих сочинений:
- Слово на Рождество Богородицы;
- похвальное слово апостолам Петру и Павлу;
- Сказание о чуде, бывшем при гробе святого Алексия;
- кондаки и икосы на Успение Богородицы;
- послания в Новгород и Псков в 1463—1464 гг. о неприкосновенности церковного имущества.

Филипп I (митрополит Московский)


Митрополит Московский Филипп I

Митрополит Филипп I († 18 апреля 1473 г.) - митрополит Московский и всея Руси.
Избран на первосвятительскую кафедру в 1464 г. До этого он был епископом Суздальским. В течение десяти лет святитель Филипп I возглавлял Московскую митрополию, с его именем связаны важные церковные мероприятия.
Канонизирован Русской православной церковью.
Память святителя празднуется 5 (18) апреля, в день его кончины.
Происхождение его неизвестно. Первое умоминание о нём относится к 1452 г., когда он был хиротонисан во епископа Суздальского.
В феврале 1459 г. был участником хиротонии Новгородского архиепископа Ионы. В 1461 году участвовал в возведении на Московскую митрополию архиепископа Ростовского Феодосия (Бывальцева).
В 1464 г. митрополит Феодосий (Бывальцев), вынужденный покинуть митрополичий престол, благословил на своё место преосвященного Филиппа. Иван III и Собор единодушно избрали его митрополитом Московским и всея Руси.
При святителе Филиппе I в Московском Кремле началось строительство нового Успенского собора - главной святыни Русской Церкви. Во время строительства в 1472 г. было совершено обретение мощей святителей Петра, Киприана, Фотия и Ионы и установлено празднование в память этого события.

Литературная деятельность

Автор ряда посланий: послания новгородцам о неотъемлемости церковных имуществ, послания в Вятку с призывом помочь Москве в казанских походах 1468—1469 гг., двух посланий в Новгород 1471 г. против признания западнорусского митрополита и послания о помиловании новгородцев, подчинявшихся великому князю после поражения на Шелони, послание во Псков.
По инициативе Филиппа крещёный еврей Феодор перевёл с еврейского языка книгу «мирских псалмов» (сборник «Махазор»).

Геронтий (митрополит Московский)

Митрополи́т Геронтий (? - 28 мая 1489 г., Москва) - митрополит Московский и всея Руси с 29 июня 1473 г. Канонизирован Русской церковью в лике святителей, память совершается 28 мая по юлианскому календарю.
Незадолго до 1445 г. стал настоятелем Симонова московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря.
С 1447 г. - архимандрит.

Был участником Собора в Москве, направившего Дмитрию Шемяке грамоту с требованием примириться с Василием II и с угрозой отлучения от Церкви в случае неповиновения Собору.
В 1453 г. хиротонисан во епископа Коломенского.
29 июня 1473 г., по смерти митрополита Филиппа, был возведён в сан митрополита Московского и всея Руси.
Время его было ознаменовано интенсивным строительством храмов и иных зданий в ведомстве митрополичьей кафедры: был заново отстроен митрополичий дом; в 1484 г. был заложен каменный митрополичий собор Ризы Положения, который был освящён им в 1486 г.; было завершено строительство нынешнего здания Успенского собора.
Часто конфликтовал с Московским великим князем Иоанном Васильевичем по церковным вопросам, но поддерживал его военно-государственные предприятия. В октябре 1477 г. благословил карательный поход великого князя на Новгород.
В 1487 г. новгородский архиепископ Геннадий доносил великому князю и митрополиту об открытой им ереси жидовствующих, но никаких серьёзных мер принято тогда не было.
Скончался 28 мая 1489 г.; погребён в Успенском соборе Московского Кремля.
Написанные им несколько грамот и посланий не имели успеха, так как не отличались ни глубиною мысли, ни красноречием.

Зосима (митрополит Московский)

Митрополит Зосима Брадатый (?—1496 г.) - митрополит Московский и всея Руси (1490—1494 гг.). У церковных историков XIX века имел репутацию тайного приверженца ереси жидовствующих.

С 1485 г. - архимандрит Московского Симонова монастыря.
Возведён на Московскую кафедру 26 сентября 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До того, с 1485 г., был архимандритом Симонова монастыря в Москве.
Находился в близких отношениях с Иваном III, вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын, поп Алексей, Дионисий (см. жидовствующие), высказывался против казни еретиков, и потому был заподозрен в еретичестве.
Иосиф Волоцкий сообщает в «Просветителе» слухи, обвинявшие Зосиму в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих «слухов», записанных Иосифом Волоцким, врагом Зосимы, установилось мнение, что Зосима был еретиком и только притворялся православным в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси.
Список «богоотметных» книг, составленный Зосимой, а также написанное на основании соборного приговора «Смиренного Зосимы поучение всему православному христианству», прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима - всё это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве Зосимы.

В 1492 г. (соответствовавшем 7000 году «от сотворения мира») Зосима составил пасхалию на «осьмую тысящу лет». В предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» он впервые сформулировал основы концепции «Москва − Третий Рим», авторство которой длительное время ошибочно приписывается старцу Филофею.
В 1494 г. «своея ради немощи» или по свидетельству летописи вследствие того, что «непомерно держался пития и не радел о церкви Божией», Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевском монастыре, где в 1496 г., «причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину». Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества Зосимы.

Симон (митрополит Московский)

Митрополит Симон (? - 28 января 1512 г., Москва) - митрополит Московский и всея Руси (1495— 30 апреля 1511 гг.).
С 1490 г., был игуменом Троице-Сергиева монастыря.
Возведён на Московскую кафедру в 22 сентября 1495 г., после смещения митрополита Зосимы, по воле великого князя, собором русских епископов. Во время его первосвятительства под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения вопросов церковной жизни. Собор 1503 г. занимался вопросами дисциплинарного характера. Были рассмотрены вопросы о ставленнических пошлинах и «о вдовых попах». Вместе с другими иерархами выступил против планов великого князя Ивана III секуляризации церковных земель. На Соборе в ноябре 1504 г. была окончательно осуждена ересь жидовствующих. На Соборе в июле 1509 г. по распре с преп. Иосифом Волоколамским был осуждён, уволен от управления епархией и сослан в Андроников монастырь архиепископ Великоновгородский Серапион, имевший, видимо, лично неприязненные отношения с митрополитом. 30 апреля 1511 г. оставил митрополию.
Скончался 28 января 1512 г.; был погребён в Чудовом монастыре. Мощи его находятся в Московском Успенском соборе.
Остались два его учительных послания в Пермь, написанные 22 августа 1501 г., в которых он обращается к духовенству, ко всем православным христианам и новокрещённым.

Варлаам (митрополит Московский)

Сведения о митрополите Варлааме скудны, и о ранних годах его жизни ничего неизвестно. По всей видимости он был иноком Кириллова Белозерского монастыря. В июне 1506 г., после того как Вассиан (Санин), игумен московского Симонова Нового монастыря, был хиротонисан во архиепископа Ростовского, Варлаам в сане архимандрита стал настоятелем Симонова. В том же году участвовал в числе духовенства во главе с митрополитом Симоном в ходатайстве перед великим князем за Константина Острожского.
27 апреля 1507 г. великий князь Василий III дал Варлааму грамоты, которыми предоставлялись определенные льготы владениям Симонова монастыря в Московском, Владимирском, Коломенском и Переславском уездах и на Белоозере, однако привилегии были незначительны - монастырь от уплаты налогов не освобождался. Щедрым пожалованием была выданная великим князем 8 января 1510 г. проезжая грамота монастырю, давшая право безналогового провоза 20 видов товаров.
Во время настоятельства Варлаама монастырь не приобрёл новых владений.
В 1510 г. Варлаам вместе с Коломенским епископом Митрофаном сопровождал великого князя Василия III в походе на Псков.
В годы настоятельства Варлаама в монастыре активно переписывались святоотеческие творения, богослужебные книги. В обители жил вернувшийся (в 1509—1510 году) с Белоозера князь-инок Вассиан (Патрикеев).
Через 3 месяца после кончины митрополита Симона Варлаам по воле великого князя был избран предстоятелем Русской Церкви, 27 июля наречён митрополитом, хиротонисан Собором русских епископов 3 августа 1511 г. с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси. Интронизацию возглавляет архиепископ Ростовский Вассиан (Санин), брат преподобного Иосифа Волоцкого.
Ко времени предстоятельства митрополита Варлаама относится возобновление прямых контактов Московской митрополии с Константинопольским Патриархатом (в 1517 г.), прерванных в сер. XV в. (после поставления Собором русских епископов на Московский митрополичий престол святителя Ионы).
Был близок к нестяжателям. В 1515—1517 гг. по благословению митрополита Вассиан (Патрикеев) составлял новую редакцию Кормчей книги. Князя-инока с митрополитом связывают доверительные отношения.
«Несомненно, митрополит Варлаам знал о его (Вассиана) письменных трудах против преп. Иосифа», - отмечает архм. Макарий.
Впоследствии пытался защищать Максима Грека против обвинений его в ереси.
В декабре 1521 г. митрополит Валаам был вынужден оставить свой пост. Опальный владыка сначала удалился в Симонов монастырь, а затем по повелению Василия III был по существу сослан в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Часто причиной опалы московского митрополита называют отказ благословить незаконный развод великого князя с Соломонией Сабуровой и женитьбе его на Елене Глинской. Однако дело со вторым браком Василия III относится к 1526 г., и влиять на него опальный митрополит уже не мог. Имперский посол в России Герберштейн причиной смещения митрополита называет нарушение клятвы, данной Новгород-Северскому удельному князю Шемячичу, очевидно при посредничестве митрополита. По его словам, митрополит, возмущённый поступком государя, сам сложил с себя сан и был отправлен в оковах на Белоозеро. Архимандрит Макарий (Веретенников) считает, что возможной причиной опалы на предстоятеля Русской Церкви был отказ Василию III выдать «опасную» (охранную) грамоту. Очевидно, Варлаам отказался участвовать в заведомом обмане, чем и вызвал гнев великого князя.
После Варлаама на митрополию, тоже волей великого князя, был возведён игумен Волоколамского монастыря Даниил. Желаемую Василием «опасную» грамоту Дмитрию Шемячичу новый митрополит выдал, и обманутый князь в 1523 г. был схвачен.
Митрополиты Киевские:
Михаил Киевский, Леон, Иоанн I, Феопемпт, Кирилл I, Иларион Киевский, Ефрем, Георгий, Иоанн II, Иоанн III, Николай, Никифор I, Никита, Михаил II, Климент Смолятич, Константин I, Феодор, Константин II, Иоанн IV, Михаил III, Никифор II, Матфей, Кирилл I (II), Иосиф, Кирилл III.

Владимирский период:
Максим, Пётр.

Московский период:
Феогност, Алексий (1354—1378), Михаил (Митяй), Пимен, Дионисий (1383 – 1385), Киприан (1389-1407), Фотий, Герасим, Исидор Киевский, Иона
Митрополиты Московские:
Феодосий, Филипп I, Геронтий, Зосима, Симон, Варлаам, Даниил, Иосаф, Макарий, Афанасий, Филипп II (Колычёв), Кирилл, Антоний, Дионисий, Иов.
Патриархи Всея Руси:
Святитель ИОВ, ИГНАТИЙ, Священномученик ГЕРМОГЕН, ФИЛАРЕТ, ИОАСАФ I, ИОСИФ, НИКОН, ИОАСАФ II, ПИТИРИМ, ИОАКИМ, АДРИАН, Митрополит Ярославский СТЕФАН, Священный синод, Святитель ТИХОН, СЕРГИЙ, АЛЕКСИЙ I, ПИМЕН, АЛЕКСИЙ II, КИРИЛЛ.

ИСТОРИЯ Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Москва | Добавил: Николай (15.06.2015)
Просмотров: 3336 | Теги: православие, МОСКВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru