Однажды Ходжа Насреддин поздно вечером возвращался домой. Проходя мимо кладбища, он услышал вдали конский топот. Решил, что это разбойники, и бросился бежать в сторону кладбища. Забежал на него, но споткнулся у свежевырытой могилы и упал в неё. А всадники были вовсе не разбойники, а вполне мирные дехкане. Они увидели, что человек бежит, и решили, что ему нужна помощь. Бросились вслед за ним. Подбегают к могиле, а там лежит Ходжа Насреддин и смотрит на них. Они его спрашивают: «Ходжа, почему ты здесь лежишь?» А Ходжа уже понял свою ошибку. Чтобы сохранить лицо, он напустил на себя важный вид и так ответил: «Это очень сложный философский вопрос. Единственное, что я могу сказать, — это то, что вы здесь из-за меня, а я — из-за вас!»...
О чём человек думает, как поступает, то есть как выглядит его модель Мира, таких людей он и привлекает в свою жизнь, такие ситуации и создаёт для себя. Если у человека есть агрессия к окружающему миру, то ему, как тирану, будут попадаться сплошные жертвы. И наоборот, если у человека агрессия направлена на самого себя, то он в жизни будет встречаться в основном с тиранами.
Не бывает чистых тиранов или жертв. Мы занимаем то одну позицию, то другую. Недаром говорят, что самый страшный тиран — это бывший раб. То же верно и по отношению к самому себе — когда поблизости нет подходящего тирана, мы начинаем проявлять агрессию к себе. Человеческое подсознание как бы говорит: «Не любишь ты себя, ругаешь себя последними словами, осуждаешь, возникают у тебя мысли о нежелании жить — вот и получи какую-нибудь болезнь, проблемную ситуацию. Обрати внимание на себя, научись любить весь окружающий мир и себя в этом мире!» И подсознание не скупится на выдумку, создаёт самые разнообразные болезни и события. А потом мы удивляемся: «Как же так, я ведь такой белый и пушистый, откуда болячки, откуда проблемы?!»
Каждый человек своими душевными вибрациями, эманациями притягивает в свой мир других людей. С их собственными мирами, которые соответствуют вибрациям этого человека. Тиран привлекает к себе жертву. Жертве, в свою очередь, необходим тиран — не всегда удобно тиранить самого себя, опять же будет потом на кого свалить ответственность за происходящее. Поэтому жертва с такой же силой стремится к тирану, с какой тиран ищет жертву. Миры притянулись друг к другу потому, что у них было обоюдное стремление. До тех пор, пока люди, общаясь, принимают друг друга смиренно, то есть с миром, у них складываются прекрасные отношения. Проблемы возникают тогда, когда мы начинаем оценивать других и себя с позиции «ХУЖЕ — ЛУЧШЕ». Как только возникает идея сравнить и осудить кого-либо исходя из этой позиции, это автоматически приводит к гордыне. Как мрачно шутят врачи: вскрытие показало, что гордыня бывает двух видов — тираническая и жертвенная.
Первый вид гордыни — тиранический. Гордец вознёс себя на пьедестал, он говорит всем своим видом: «Я — ПАМЯТНИК СЕБЕ! Люди добрые! Посмотрите, какой у меня красивый и важный Мир, как туго он накачан, какими яркими красками расписан, загляденье!» Такой человек, проявляя агрессию ко всему окружающему миру, возносит себя, забывает о том, что агрессия вернётся к нему. Уместно будет вспомнить о законе отражения: всё, что есть в человеке, — есть в окружающем мире. И люди вокруг нас озвучивают, экранизируют наши мысли своим поведением. Иными словами, человек получает то, что думает о себе и о других. Если он получает в результате своих пагубных мыслей и поступков какой-то негатив, это не значит, что люди вокруг или сам Господь Бог его наказали. БОГ вообще никого не наказывает.
Второй вид гордыни — жертвенный. Здесь присутствует тот же пьедестал, на который вознёс себя гордец. Только его пьедестал окружён рвом с грязью и помоями. Всем этим и поливает себя человек, стоящий на таком пьедестале. «Посмотрите на меня! — всем своим видом говорит он. — Я такой хороший! Я умею качественно выявлять свои недостатки, искоренять свои многочисленные грехи, заблуждения и ошибки, умею при этом правильно поститься и молиться!» Но для того чтобы качественно выявлять свои недостатки, их нужно создать. И создать себе такие ситуации, в которых все грехи и недостатки наиболее ярко проявятся.
Обратите внимание: здесь присутствует то же, что и в первом случае, ощущение внутреннего превосходства над другими, только вывернутое наизнанку. Агрессия у жертвы направлена на самого себя, он упивается своими страданиями, болезнями. Жертва как бы говорит: «Я такой хороший, а мир такой несправедливый. Никто не сможет оценить по достоинству мою самоотдачу и мои страдания».
Не бывает «чистых» тиранов, как не бывает и «чистых» жертв. Везде в природе присутствует маятник, и мы попеременно делаем себя то тиранами, то жертвами. Психологами выявлена ещё одна модель человеческих отношений, которая называется Треугольник Судьбы.
Что же представляет собой Треугольник Судьбы? В этой модели, кроме привычных уже Тирана и Жертвы, присутствует Избавитель. Люди, играющие роли Тирана, Жертвы или Избавителя, начинают меняться местами: Избавитель становится Тираном, бывший Тиран преследуется Избавителем, Жертва может начать защищать своего обидчика от разошедшегося Избавителя. Каждый участник Треугольника Судьбы побывает в любой роли.
Приведу типичный случай, когда расстроенный Сын (Жертва) приходит домой из школы. Учительница по математике (Тиран) поставила ему двойку. На пороге его встречает Мать. Узнав о двойке, она (Тиран) начинает ругать Сына (Жертву). Тот говорит, что оценка была поставлена несправедливо (Сын — Тиран, Учительница — Жертва). Пришедший с работы Отец (Тиран) собирается выпороть Сына (Жертву), но Мать (Избавитель) его останавливает и предлагает сходить в школу и разобраться с Учительницей (Жертвой). Можете не сомневаться, что учительница легко найдёт себе Избавителя, а потом, возможно, и Тирана в лице Директора. Треугольник не только вращается, но и порождает новые треугольники.
Как перестать быть тираном или жертвой? Тираном и жертвой одновременно?
Ответ прост по своей гениальности - только через ЛЮБОВЬ! Только накопив ЛЮБОВЬ к самому себе в необходимом количестве, можно научить ЛЮБВИ своих детей, друзей, всех окружающих вас людей. Один из способов начать любить себя — перестать себя осуждать. Ведь любое поведение — это выбор наилучшего варианта из имеющихся в настоящий момент. Здесь срабатывает закон наилучшего выбора.
В каждое мгновение своей жизни, в каждую секунду мы стоим перед выбором — что же нам делать дальше, на что решиться и что получится в результате наших действий. Как в сказке: пойдёшь прямо — коня найдёшь, пойдёшь налево — жену потеряешь и так далее.
Поэтому мы ежесекундно, когда сознательно, а когда и подсознательно анализируем наши возможные действия и возможные ответные реакции окружающего мира. По-разному происходит этот анализ. Он зависит от сложности стоящей перед нами задачи, от наличия или отсутствия времени для более взвешенной оценки ситуации. Поэтому мы с карандашом и листом бумаги (как Робинзон Крузо, попавший на свой остров) расписываем все плюсы и минусы сложившейся ситуации. Бывает так, что время для принятия решения сокращается до минимума, и тогда мы не успеваем оценить наши будущие шаги и их последствия. Мы подсознательно выбираем тот или иной шаг и сразу получаем обратную реакцию от Вселенной в виде действий окружающих нас людей. Иногда мы сразу понимаем это, а иногда, из-за масштабности происходящего, до нас доходит со значительной задержкой вся грандиозность содеянного нами. Ответную реакцию окружающего мира можно представить в двух вариантах:
1. Вариант ожидаемый. Мы чётко взвесили все наши возможные действия, необходимые для решения предстоящей задачи, определили возможные ответные реакции и получили предвиденный, ожидаемый результат. Мы мысленно благодарим себя и продолжаем своё путешествие по жизни.
Например: вы приходите в магазин, покупаете кусок колбасы, дома делаете себе бутерброд и съедаете его. Колбаса вам понравилась, вы довольны собой и посылаете мысленную благодарность производителю, обязуясь теперь покупать продукцию только этого завода.
2. Вариант неожиданный. Здесь возможны также два вида ответов окружающей среды на наши действия:
а) Неожиданно приятные последствия.
В данном случае мы приятно удивлены тем, что судьба сделала нам неожиданный подарок, мы радуемся, благодарим себя и Вселенную и идём дальше.
б) Неожиданно неприятные последствия.
Пример тот же — колбаса: вы её купили, принесли домой, попробовали и... отдали всю вашей собаке. Вы заплатили определённую сумму, рассчитывали на получение удовольствия от красивой нарезки, а в результате — разочарование! И вот здесь-то и начинается, ставший уже привычным, кошмар самобичевания, самоедства, самокопания. Мы снова и снова говорим себе: «Надо было лучше думать, лучше взвешивать свои поступки, постараться предвидеть все возможные последствия».
И так происходит достаточно долго, в зависимости от сложности проблемы, от степени нелюбви к себе. При этом мы забываем, что предвидеть всё многообразие возможных вариантов ответов от окружающего мира просто невозможно, что определённый опыт мы получили уже потом, после того как сделали решающий шаг.
А в итоге — абсолютно нет никакого смысла ругать и казнить себя. Не понравилась ситуация, которую сам себе и создал, — поблагодари участников событий за уроки, за полученный бесценный опыт и постарайся больше обращать внимание на чистоту помыслов.
Чистота помыслов — это когда я или вы принимаем решение сделать тот или иной выбор. Выбор должен быть благоприятным как для меня, так и для остальных. Хотя бы не во вред окружающим меня людям. Только стремление к чистоте помыслов кратчайшим путём ведёт человека к единению со своим божественным началом, то есть к гармонии и счастью.
Я считаю, что необходимо перестать осуждать, ругать себя. Нужно учиться извлекать уроки из любой ситуации. Влез, например, грибник в болото в поисках грибов. Провалился по колено в липкую грязь и начинает ругать себя последними словами: «Говорили же тебе, дураку, встречные мальчишки, что где-то здесь есть болото. А ты не расспросил подробно, отмахнулся гордо, мол, сам разберусь. Вот получишь теперь насморк, будешь знать!»
Всё, что мы делаем, — мы делаем правильно. Хотя я считаю неразумным деление поступков на правильные и неправильные. Мы поступаем по ПРАВИ — по правилам. А по этим правилам в результате наших мыслей, действий мы получаем то, что соответствует нашим представлениям о «чистоте» помыслов. Уместно привести высказывание кого-то из мудрых древних: каждый берёт то, что выбирает, соответственно то и получает.
Получает по ПРАВИ! Есть такие древнеславянские понятия — Явь, Навь, Славь и Правь.
ЯВЬ — это явленный мир, мир материальный. И не только материальный. Это ещё и мир идей, мыслей, намерений. Потому что они тоже явны на уровне наших образов.
НАВЬ — это неявленный мир. То, что не проявлено в этом мире.
СЛАВЬ — Любовь к Богу, прославление божественных сил, заложенных во всём, что создано Богом, в том числе и в человеке.
ПРАВЬ — мир богов. Правила, законы Вселенной, установленные нашими отцами и прадедами — богами. В том числе и закон чистоты помыслов.
Наши предки представляли всё это в виде креста.
Итак, по Правилам наши мысли материализуются в те или иные поступки, в зависимости от чистоты наших помыслов. Чем лучше соблюдается закон чистоты помыслов (Славь), тем благоприятнее созданные нами ситуации. Поэтому только от нас зависит, как мы живём. И абсолютно не имеет смысла себя ругать. Человек видит и слышит то, что способен увидеть и услышать. И получает то, что соответствует его выбору.