Главная
Регистрация
Вход
Пятница
09.12.2016
01:00
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Руководители города Владимира

Руководители города Владимира

Владимирские князья.
С ХVI в. городом Владимиром управляют воеводы, назначаемые из Москвы.
Воевода г. Владимира - окольничий Иван Годунов.
Воевода г. Владимира - Михаил Вельяминов.
27 марта 1609 г. к Владимиру подошли войска нижегородского воеводы Алябьева, верного царю Василию Шуйскому. Владимирцы свергли и убили своего воеводу Михаила Вельяминова.
1609 г. воевода во Владимире - Василий (Граня) Бутурлин.

30 января 1699 года по указу Петра I земские старосты, таможенные и кабацкие головы были переименованы на голландский манер в земских бурмистров и таможенных и кабацких бурмистров.
30 января 1699 года был издан указ об учреждении земских изб в городах.
В 1708 г. Владимир причислен к новоучрежденной Московской губернии.
Города с выборными бурмистрами теперь уже не тяготеют к Московской Бурмистерской Палате. Они подчинены губернатору, всевластному сатрапу в пределах своей губернии.
24 апреля 1713 года было предписано выбрать в каждой губернии 8-12 «ландраторов» в совет при губернаторе.
9 июня 1719 года город Владимир стал центром Владимирской провинции Московской губернии.
Ландраты не просуществовали и пяти лет, были ликвидированы. Россию разделили на 50 провинций. См. Петровские преобразования.

Городовой Магистрат

В 1854 г. Бургомистры:
3-й гил. куп. сын Николай Тимофеевич Платонов; 3-й гил. куп. Федор Алексеевич Боровецкий.
Ратманы:
3-й гил. куп. сын Константин Иванович Галкин; 3-й гил. куп. сын Александр Евфимович Шавин; 3-й гил. куп. сын Иван Феопемптович Сергеев; 3-й гил. куп. сын Василий Васильевич Елагин.
Секретарь – колл. секр. Михаил Васильевич Алякринский.

Городская Дума

В 1854 г. Градский Голова – 1-й гил. куп. сын и Почетн. Гражд. Александр Андреевич Никитин.

Обыватели Владимира имеют свою хозяйку в лице городской Думы, преобразованной из прежней Думы согласно новому городовому положению 16 июня 1870 г.
Дума состоит из гласных, которые выбираются каждые 4 года на городских избирательных собраниях. Дума собирается по мере надобности для обсуждения вопросов избрания и бюджетных.
Для распорядительных действий по ведению городского хозяйства Дума выбирает Управу, которая во Владимире состоит из председателя (городской голова) и 2 членов. Думе вверено попечение о нуждах и пользах города, т.е. забота не о губернаторских и уездных (о чем заботится государство и земские учреждения), но и собственно городских местных интересах, каковы: чистота, безопасность, оздоровление и продовольствие, противопожарные меры, снабжение жителей водой, обучение малолетних граждан, призрение бедных города, устройство военного постоя и проч. Но на это нужны средства: потому-то Дума берет с обывателей «с каждого по силам его»:
1) сбор с недвижимых имуществ; 2) с свидетельств на право торговли и с лавочн. Билетов; 3) с трактиров и т.п.; 4) с извозного промысла. Может изобретать и другие налоги.
Дума города Владимира открыла свои действия с 1870 г. Состав ее – 72 главных, 3 разряда, по 24 в каждом (49 купцов, 18 чиновников, 3 мещан и 2 священника); деятельность не очень широка вследствие бедности города.
Доход города простирался:
В 1857 г. – всего 15,9 тыс. руб., на душу 1,3. В 1869 г. – всего 26,8 тыс. руб., на душу 1,6. В 1875 г. – всего 40,0 тыс. руб., на душу 2,2. В 1877 г. – всего 42,3 тыс. руб., на душу 2,3 (Субботин А.П., 1877 г.).
Права и обязанности думы в кон. XIX – нач. XX вв. определялись двумя основными положениями: городовым положением от 12 июня 1870 года и положением 1892 года, которое часто называют контрреформой, потому что это положение несколько ограничило самостоятельность думы и права горожан при её избрании. По положению 1870 года выборы в думу проводились на трёх избирательных съездах: крупных, средних и мелких налогоплательщиков, которые избирали по равному количеству гласных думы. Таким образом, большое количество мелких налогоплательщиков имело столько же представителей в думе, сколько и крупные налогоплательщики, которых было значительно меньше. По положению 1892 года до выборов допускались уже только те жители города, которые имели недвижимость, оцениваемую особой оценочной комиссией (в губернских городах этот ценз составлял от 1000 до 1500 рублей, в зависимости от размера города). В число избирателей включались и владельцы торгово-промышленных заведений, имеющие гильдейские свидетельства. Мелкие и средние налогоплательщики лишились избирательных прав.
Городская дума выбиралась на четыре года. Она была распорядительным органом, а из своего состава выбирала исполнительный орган - городскую управу в составе городского головы и членов управы в количестве трёх человек. И думу, и управу возглавлял городской голова, который координировал работу этих учреждений. Управа имела свою канцелярию, разделявшуюся на ряд отделов, соответствующих функциям самоуправления. Здесь же создавались постоянные и временные комиссии.
На думу и управу возлагались все административно-хозяйственные функции управления городом. Это были вопросы благоустройства, т.е. транспорт, освещение, отопление, водопровод, устройство мостовых, тротуаров, мостов, а также вопросы школьного образования, медицинского обслуживания, благотворительности, торговли, городского кредита и т.д. Но большой самостоятельностью дума не обладала. По Положению 1870 года было учреждено губернское по городским делам присутствие из чиновников под председательством губернатора, которое ограничивало её самостоятельность. Городское самоуправление, его хозяйственная и административная деятельность находились под надзором и опекой и присутствия, и губернатора, и даже Министерства внутренних дел. Из 28 функций городской думы 17 подлежали утверждению Министерством внутренних дел, губернатором и по городским делам присутствием.
Тем не менее, дума и управа активно влияли на городскую жизнь, пытались упорядочивать многие её стороны. Дума принимала обязательные постановления, которыми регламентировалась текущая городская жизнь. Они регулярно печатались в газете "Владимирские губернские ведомости", своды этих документов выходили отдельными изданиями.
Обратимся к одному довольно скучному документу: смете расходов и доходов думы. Для примера возьмём всего один год - 1894-й. В доходной части городского бюджета значительную статью составляла сдача в аренду принадлежавших городу угодий. Так, за Юрьевской заставой 32 десятины земли сдавалось купцам Бабушкину, Мошатину, Петровскому, Ананьину, Муравкину - под кирпичные заводы. Кроме оброчной суммы город получал по 25 копеек с каждой тысячи выработанных кирпичей. Город сдавал сенокосные угодья, земли под сады и огороды в 26 местах. Больше всего земли арендовали Муравкины под огороды: в пожне Спиртовка, в устье Рпени, в урочище Прорва. Они же брали в аренду сбор навоза с городских площадей. Аренду платили торговцы в лавочках на базаре, бралась плата за хранение товаров в специально отводимых местах. Доход городу давали бани, расклейщики афиш, платьемоечные плоты на берегу Клязьмы, купальни. Сдавалось в аренду право охоты в принадлежавших городу лесах. Но, естественно, основную часть доходов город получал с недвижимости. Владельцы недвижимости платили по 7,5 % с каждого доходного рубля, что давало городской казне 22 335 рублей 38 копеек в год. Купцы 1-й и 2-й гильдий отдавали городу по 15% от казённой пошлины, а мелочные торговцы - по 10% от суммы казённой пошлины. Владельцы патентов на винную торговлю отдавали 25% от суммы казённой пошлины. Право содержания трактиров стоило владельцу приблизительно 275 рублей, а город имел от этого 10450 рублей. Сборами были обложены буфеты при дворянском и городском клубах, лавочки "без питий", буфеты при театре и в саду велосипедистов, 29 постоялых дворов, извозчики. Доход приносили заключаемые контракты, договора, закладные и т.д., а также телефонная сеть (хотя в городе в 1894 году было всего 38 абонентов, плативших по 12 рублей в год). 7366 рублей приносила плата за воду. Если сначала можно было бесплатно набирать воду в мелкую посуду, то в 1881 году дума отменила это положение. Одно ведро воды, набираемое из колонки, стоило 1/8 копейки. Тем же, кому вода была проведена в дом, надбавка составляла 20%. Разбор воды в вёдра и бочки у колонок производился по маркам, которые продавались в управе. Кроме этих основных доходных статей город имел некоторые случайные поступления: от отвода земли для разных балаганов, штрафы за бродячий скот, за несвоевременную уплату аренды, плату за обучение в приходских училищах и т.д. Значительный доход город имел за отвод земли для расквартирования войск и помещений для них (только за помещения военные платили 21015 рублей).
Расходная часть городского бюджета выглядела так: оклад городского головы составлял 1200 рублей в год, каждого из 3-х членов управы - по 500 рублей, а содержание всей управы - 4464 рубля. Сюда входили расходы на рассыльных, отопление, освещение, канцелярские принадлежности, на выписку газет, на содержание городового техника, городского секретаря и прочее. На Думе лежала обязанность следить за исправностью зданий (казарм, театра, богадельни, лавочек, столовой при манеже), а также - Золотых ворот, на ремонт которых в 1893 году отпускались средства из городского бюджета. Все эти здания дума страховала. На средства города дума содержала полицию, пожарную часть, тюрьму, оплачивала издержки воинских постоев. 2196 рублей потребовало в 1893 году освещение города, которое осуществлялось 342-мя десятилинейными фонарями. Понадобилось до 1000 пудов керосина (по цене 1 рубль за пуд), наём десятника, двух рабочих, слесаря, стекольщика. Кроме того, потребовалось 300 рублей на ремонт столбов, на фитили, спички, ламповые стёкла, тряпки. 1100 рублей в год тратилось на содержание полицейского управления и 7004 рубля - на содержание полицейских городовых (7 городовых получали по 180 рублей и 20 младших городовых - по 150 рублей). Предусматривалась выплата за выслугу, на обмундирование, вооружение, выплата пенсий вдовам погибших пожарных, чиновников. Предусматривались расходы на оплату отопления и освещения квартир городовых, квартирное довольствие, если они не жили в собственных домах. 10 200 рублей город тратил на содержание пожарной части. Ежегодно некоторые, не очень значительные суммы тратились на мощение отдельных улиц, на содержание в порядке бульваров, ремонт скамеек, посадку деревьев, содержание садовника и т.д. На содержании города был врач, акушерки, ветврач, приёмный покой. Им оплачивалось помещение, отопление, освещение, содержание обслуги. Город содержал несколько учебных заведений: городское женское училище, 3 мужских, трёхклассное училище, а также городскую богадельню, ночлежный приют. Благотворительному обществу отпускались деньги на содержание ремесленно-грамотной школы, на содержание амбулатории при Красном Кресте. Расходная часть бюджета составила 108 511 рублей.
Одной из важных забот городских властей, нашедших отражение в постановлениях думы, являлась борьба за предотвращение пожаров в городе, нередких в то время. Раздел "По части пожарной" стоит на первом месте в обязательных постановлениях думы. В постановлении от 13 марта 1873года, например, говорилось, что каждый домохозяин обязан "иметь летом чан с водою, мочальные швабры и лестницу", а колодцы, где они имеются, "должны быть во всякое время исправны". Большое внимание уделялось соблюдению пожарной безопасности в домах: "Каждый домовладелец обязан озаботиться, чтобы дымовые трубы были очищаемы не менее одного раза в месяц, а в тех домах, где помещаются трактиры, харчевни, булочные, хлебные и т.п. заведения, не менее одного раза в неделю". Оговаривалось даже то, где ставить самовары: "Воспрещается ставить самовары в сенях или близ строений на открытом воздухе". "Курение табаку" запрещалось не только "в конюшнях, сеновалах и чердаках, но и на гостином дворе и в гостином ряду". Запрещалась торговля после 10 часов вечера "при огне". С 15 мая по 15 сентября в городе запрещалось топить деревянные бани. Строительство таких бань тоже регламентировалось и разрешалось строить их только в строго отведённых местах. С той же целью в городе не разрешалось строительство без каменных сводов кузниц и других заведений, где используется открытый огонь. Городская управа разделила город на участки, для каждого из них домовладельцы должны были нанимать сторожа. Дума содержала на свои средства пожарную часть; в городском бюджете были предусмотрены даже пенсии вдовам пожарных. Все эти меры приносили свои плоды. Современники отмечали, что по сравнению с предыдущими десятилетиями, в 1870-е годы пожары в городе были не столь часты, а пожарная команда Владимира стала одной из лучших среди таких команд в других губернских городах. Возгорания происходили от плохого содержания дымоходов, от самоваров, которые, пренебрегая правилами, ставили иногда в сенях или вблизи строений на открытом воздухе. Чаще всего эти пожары тушились своими силами.
Строгими правилами регламентировался порядок торговли. В том же обязательном постановлении говорится о торговле на рынке следующее: "Приезжающие на торг продавцы съестных припасов должны устанавливаться рядами, чтобы был свободный проход и проезд между ними. Запрещается занимать места опрокинутыми телегами и санями заблаговременно. Мясники должны наблюдать, чтобы полки и другие принадлежности содержались в чистоте и притом покрывать холщёвыми чистыми покрывалами. Строго воспрещается торговцам продавать припасы, как то: хлеб, булки и мясо выше установленной таксы и менее установленного веса". Как следует из постановления, принятого 11 декабря 1884 года, городская дума предпринимала шаги по защите горожан от перекупщиков: "В видах представления возможности каждому обывателю города Владимира приобретать необходимые жизненные припасы из первых рук, воспрещается покупка и перекупка таковых во время базаров до 10 часов утра на пространстве всего ведомства городского общественного управления. Время свободного торга обозначается поднятием флага". Основная торговля в городе происходила в гостином дворе и вблизи него, где находилось несколько десятков лавок и лавочек, торгующих продуктами питания, галантереей, тканями, мехами, посудой, обувью и пр.
В базарные дни (зимой по санному пути по пятницам, в остальное время по воскресеньям) на торговую площадь съезжалось до 1000 и более возов с продуктами из уездов. Крестьяне привозили хлеб, овощи, мясо, рыбу. Здесь же можно было купить у них коров, лошадей, дрова, телеги, посуду и т.д. По городу мелочные торговцы развозили и разносили овощи, угли, селёдку, мочёную грушу, яблоки и пр.
За соблюдением принятых постановлений наблюдала полиция, которой предоставлялось право взыскивать с виновных установленные штрафы; они шли на пополнение городской казны.
В части заботы о "народном здравии" принимались постановления, в которых была забота о чистоте в городе, в местах общественного питания. На домовладельцев возлагалась обязанность "содержать в чистоте улицы и дворы, для чего мести их чаще, а навоз убирать в определённое место". В зимнее время домовладельцев обязывали очищать как тротуары, так и прилегающие к ним канавки от снега, посыпать тротуары слоем песка или золы. "Для выливания помой иметь в каждом доме особую помойную яму с крышкой". Однако озабоченность городской власти в данном случае наталкивалась на вековые традиции отношения обывателей к соблюдению гигиены в своих жилищах и вокруг них, как "к тарабарской грамоте". Жилища даже состоятельных людей "редко проветриваются, отопление не удовлетворительно; вентиляция чаще в виде жестяных трубок, иногда форточек, а иногда и вовсе отсутствует, расположение комнат можно бы назвать смешным, если бы не было так печально; самые светлые и большие комнаты отводятся под декорации, для гостей, семейство же теснится в тёмных задних комнатах, загромождённых разною утварью и рухлядью, зачастую пыльных и грязных. Вокруг домов и на дворе также не соблюдается надлежащей чистоты; навозные ямы под боком, на дворе лужи, почва всасывает миазмы и нечистоты, запах из отхожих мест и т.п.". Внимательный наблюдатель отмечал, что "городское управление заботится только об устранении явного безобразия. Ассенизация ещё в первобытном состоянии; содержимое отхожих мест сваливается близко от города, ямы иногда не закрываются, а на окраинах города отхожие места блистают своим отсутствием; не будь садов и оврагов, город не избегнул бы заразы. Спасибо ещё ветру, разносящему миазмы! Очищать с улицы грязь, поливать и выметать улицы - представляется здесь странным, ненужной роскошью. В оврагах гниют кучи мусора и трупы животных; на дворах и на задах, за неимением помойных ям, льются помои, на окраинах помои выливаются прямо на улицу. Лёд весною не скалывается, а спокойно тает и скатывается в речные долины; но с другой стороны песчаная почва всасывает в себя различные неудобные жидкости". В расходной части бюджета городской думы значились как обязательные расходы на очистку от мусора, грязи, льда, а также помойных ям только во дворах общественных зданий. Забота о чистоте на улицах и площадях города полностью возлагалась на жителей. Отдельными статьями расходов было содержание бульваров, тротуаров, ремонт скамеек, содержание садовников для городских бульваров и Вокзальной рощи.
22 февраля 1879 года было принято постановление городской думы "О мерах к предупреждению болезней". В нём обращалось внимание на постоялые дворы, ночлежки, где скопление людей могло привести к распространению болезней: "Содержателям фабричных; ремесленных заведений, а равно ночлежных и постоялых дворов, воспрещается допускать ночевать в одной комнате более людей, чем в ней содержится кубически сажен воздуха. Содержателям трактирных заведений, харчевен, постоялых дворов и съестных лавочек строго воспрещается приготовлять пищу из несвеж; продуктов. Воспрещается продажа гнилых и тухлых припасов и несвежих плодов, как на базаре, так и в лавках". Во многих случаях эти благие намерения городской власти оставались только на бумаге. Подворья, которые располагались в основном на Московской улице, были "просторные и грязные, с мебелью, пережившею 30-летнюю давность, с кислым запахом, без вентиляций, а иногда с насекомыми (за ту же цену); вход из-под ворот, и всегда грязный; постоялые дворы помещаются или вместе с подворьем в нижнем этаже или особо; это прокопчённые избы с полатями и лавками, вмещающие 10—30 человек".
Под особый контроль дума пыталась взять трактиры. Постановления регламентировали количество комнат для посетителей, размеры кухни и подсобных помещений. "Воспрещается открытие заведений в окраинах Солдатской слободы, в подвальных этажах, имеющих углубление пола ниже аршина. В заведениях для трактирного промысла должно быть ежедневно приготовляемо не менее двух горячих блюд", - говорилось в постановлении думы от 11 августа 1893 года. А трактиров и "питейных" домов во Владимире было предостаточно. В конце XIX века их насчитывалось несколько десятков, не считая "ренсковых погребов", где спиртные напитки продавались "распивочно" и "на вынос", а также портерных, буфетов. Всего в 1870-е годы в городе насчитывалось 110 питейных заведений (одно на 164 жителя, тогда как в России в то же время одно питейное заведение приходилось на 1200 жителей). С питейных заведений город имел изрядный доход. Владельцы платили за право содержания трактиров, сборами были обложены буфеты при дворянском и городском клубах, при театре и в саду велосипедистов, постоялые дворы.
Забота о транспорте в городе заключалась в регламентировании извозного промысла: извозчики были основным средством передвижения на всём протяжении указанного времени. В постановлении думы от 13 апреля 1888 г. говорилось о том, что до этого промысла не допускались лица моложе 15 лет и дряхлые старики. Допущенными считались те, кто заплатил взнос: легковые извозчики — 4 рубля 50 копеек, ломовые - 1 рубль 20 копеек. Из этих денег 20 копеек шли на уплату за особую бляху, которую извозчики должны были прикреплять на свой экипаж, и иметь дубликат для предъявления нанимателю, если он потребует. Места стоянок, их чистота, своевременная уборка на стоянках тоже строго регламентировались. С извозчиков взыскивалось за многое. Они были обязаны "всегда быть трезвыми, вежливы и исправны в одежде, экипажи содержать в исправности и чистоте, иметь в упряжке лошадей здоровых и смирных, в исправной ременной сбруе. В дождливое время колёсные экипажи легковых извозчиков должны быть снабжены кожаным верхом и фартуками, прикреплёнными наглухо к пролёткам, а в зимнее время сани должны быть с полостью. Извозчики должны строго наблюдать за целостностью вещей, вверенных им нанимателями. За всякое нарушение вышеизложенных правил, особенно же за неисправность сбруи и экипажа, или за езду в пьяном виде и грубость с проезжающими городская управа всегда вправе отобрать у виновного его билет с лишением его права заниматься промыслом в текущем полугодии или в следующем". На извозчиков ложилась обязанность по требованию полиции или городской управы "оказывать возможное содействие отвозом больных, поднятых полициею на улицах, пьяных и умерших в полицейские части или в больницу". Справедливости ради надо отметить, что это была не бесплатная обязанность: регламент предусматривал плату извозчику от управы в зависимости от расстояния, на которое необходимо было перевезти пострадавшего.
Зависимость городской думы от губернских властей, их контроль, внимание к порядку в городе не всегда были злом, как можно видеть из одного предписания владимирского губернатора, которое было дано им 11 сентября 1899 года владимирскому полицмейстеру. Основываясь на доходивших до него мнениях разных лиц, и руководствуясь своими личными наблюдениями, он обратил внимание на непорядки, какие были в работе извозчиков. Губернатор чётко обозначил эти непорядки. Во-первых, несмотря на изданную городской думой таксу, извозчики позволяли себе торговаться с пассажирами; во-вторых, экипажи и сбруя у некоторых были очень ветхи, а прочие экипажи не отличались чистотой; в-третьих, в ночное время вместо себя они выпускали работать мальчиков, которые не могли обеспечить безопасность в силу своей слабости и неумения управляться с лошадьми; в-четвёртых, все извозчики группировались в центре города, на главных улицах, что было неудобно обывателям при найме извозчика. Предписание было строгим. Полицмейстеру предписывалось утром собрать всех извозчиков и лично проверить все экипажи на предмет соответствия их существующим положениям. На каждой стоянке вывесить таксу, а стоянки сделать в разных местах города, удобных для горожан. При нарушении правил строго привлекать виновных к ответственности. О принятии мер губернатор предлагал полицмейстеру доложить ему лично. И ещё одно замечание, которое сделал губернатор. Указывая на грубость, которую извозчики допускают по отношению к ездокам, он отметил, что перед ним они снимают шапки и кланяются. Губернатор просил полицмейстера "внушить всем, что их поклоны и снимание шапок при встрече совершенно излишни; вместо того они должны держать себя более прилично и вежливо с публикой, пользующейся их услугой".
Ответственность городской думы и управы за состояние народного образования и здравоохранения ограничивались участием города в их материальном обеспечении. На содержании думы был городской врач, фельдшер, приёмный покой, ветврач, городские акушерки. Для них подыскивались помещения, квартиры, оплачивалось отопление, освещение, обслуга. На содержании города была амбулатория при Красном Кресте. Город содержал несколько училищ; на городском бюджете находилась богадельня, ночлежный приют, отпускались деньги на содержание ремесленно-грамотной школы.

Управление

К МВД причислены почта и телеграф, административные учреждения, облегчающие взаимные сношения граждан.
Почта открыта для приема денег и посылок до 2 ч. (празд. до 12 ч.), заказных писем до 7 ч. веч., простых до 10 ч. веч., что очень удобно для обывателей. В разных пунктах города выставлены почтовые ящики (на Студеной горе, за Лыбедью, у духовной семинарии, у подъезда присутственных мест, на станции железной дороги, у духовной консистории), куда можно бросать письма до 8-8 ½ ч. вечера.
Телеграф соединяет Владимир с остальным миром и особенно важен для деловых лиц. За телеграмму в 20 слов (считая адрес) 1 руб. до Москвы и 2 руб. до СПБ. Депеши принимаются на русском, французском и немецком языках. Деятельность телеграфа не обширна. В 1876 г. отправлено частных телеграмм – 3886 (3856 рус. и 30 загран.), коммерческих 499 (491 рус., 8 загран.), газетных - 1, административных – 437, всего – 4823, т.е. по 13.3 в день, по одной на 3,8 жителей, тогда как по всей России одна на 20 жителей.

Доходы М.В.Д. – 169.4 тыс. руб., расходы: на губ. канцелярию 13.2 тыс. руб., губ. правление 32.7 тыс. руб., врачебн. часть 6.5 тыс. руб., межевая 8.9 тыс. руб., почта – 13 тыс. руб.

Управление госуд. имуществ - вед. мин. госуд. им. (напротив Никольской церкви), которое заведует казенными местными дачами (правильное хозяйство и охранение). Всего 16 чинов; управление это заменило прежнюю палату госуд. имуществ. Доходы министерства равняются 280 тыс. руб., расходы на управление 10,2 тыс. руб.

Для заведывания водными и шоссейными сообщениями в губернии Мин. Путей сообщения имеет во Владимире свой орган – II отделение V округа путей сообщения (в Спасской улице) с особенным управляющим (из инженеров). Доходы министерства от шоссейных, судоходных и др. сборов доходят до 17.1 тыс. руб.

Военная администрация вед. военного минист. заведует военной силой расположенной в пределах губернии: органы губерн. воин. начальник и при нем канцелярия. В городе постоянно содержится местный кадровый батальон (4 роты) численностью около 1000 человек.

Церковная администрация вед. св. Синода. Органы: епархиальный архиерей и его помощник викарный; под руководством архиерея действует духовная консистория, откуда исходят определения; увольнения, награды священно- и церковно-служителей, выдача метрических актов, хозяйственные вопросы и т.п. это учреждение коллегиальное, из 4 членов.

Школьная администрация вед. Министерства народного просвещения - управление низшими училищами вверено директору народных училищ и 3 инспекторам; функции их: испытание кандидатов на учительские должности, назначение и увольнение учителей, контроль над самим преподаванием и, насколько возможно, забота о внутреннем устройстве школ (городских, уездных, приходских и сельских училищ). Управление средними учебными заведениями вверено отдельным директорам; директор мужской гимназии (он же заведует женской гимназией) и директор учительской семинарии. Доходы по Владимиру 23.6 тыс. руб., расходы до 60 тыс. руб. (т.е. по 3 1/3 руб на 1 жит.).

Кроме полиции для безопасности, во Владимире есть еще жандармское управление, состоящее в ведении III отделения Собственной Его Величества канцелярии: органы ее – штаб-офицер с помощником и несколько нижних чинов.
/Субботин А.П., 1877 г./

Финансовая администрация

Финансовая администрация заведует сбором госуд. налогов и заботится о правильном расходовании государственных сумм согласно составленным в мин. финансов сметам. Государственные налоги бывают прямые, которые берутся с имущества, капитала, производства (подушная, оброчная, поземельная подать, пошлина за право торговли и промысел); и косвенные берутся с потребления (Питейный акциз прежде по 6 коп. с градуса или по 6 руб. с ведра стоградусного спирта, 2 руб. 28 коп. с ведра водки нормальной крепости в 38 гр., с 13 июля 1878 г. возвышен до 7 коп., табачный акциз, соляной и с сахарного производства). Расходование сумм на местные государственные надобности, а ровно и сбор прямых налогов производится посредством особого органа – казенной палаты. Казенная палата состоит из управляющего, 2 нач. отделений, делопроизводителя и 16 чиновников, содержание – 29.8 тыс. руб.
При Казенной палате состоит губ. казначейство, куда поступают все казенные суммы, собранные всеми государственными учреждениями, это – бюро для приема и выдачи сумм, которое, согласно правилам единства кассы, введенным с 1866 года, совместило в себе кассы отдельных губ. учреждений. Здесь производится прием податей, пошлин, денег от других ведомств, продажа герб. марок, выдача содержания для разных губер. учреждений, пенсий, пособий, размен денег и проч. Состав – губернский казначей и 13 чинов. В кладовой всегда хранится около 2 м. р.
Для поверки денежных счетов разных губ. учреждений во Владимире есть Контрольная палата вед. госуд. контроля (11 чинов), а для госуд. кредитных операций Отделение Госуд. Банка (7 чин.).
Прямые налоги по городу Владимиру: подушный с мещан (3342 души по 59 коп.) – 1966 ½ руб., с недвижимого имущества (3900 руб. и 73 % дополнит.) 6747 руб., с торговли и промыслов 22.786 руб.
Сборы косвенных налогов с вина и табака в губернии – в ведении губ. Акцизного управления с особым управляющим, надзор за производством и торговлей питий в городе Владимире и в части Влад. Уезда возлагается на управление 1-го округа (на конной площади); состав: надзиратель с 2 помощниками, наблюдающие чтобы не было беспатентной торговли в питейных лавках, и вычисляющие размер выкурки на водочных заводах для расчета акциза поведерно. Водочные заводы (их 4) получают спирт с винокуренных заводов губ., выделывают водку и отпускают ее в оптовые склады, которые уже и продают в места розничной и мелочной продажи «распивочно» и «навынос».

Судебное ведомство

В 1699 году в городах стали судить и собирать подати выборные бурмистры.
В теории самой замечательной чертой петровской провинциальной реформы было полное отделение суда от администрации. В Московской Руси каждый начальник приказа в центре, каждый воевода или приказный человек в области был не только администратором, но и судьей. Теперь, рядом с обширной и сложной сетью административно-финансовых учреждений был создан ряд независимых судебных учреждений. В Петербурге роль министерства Юстиции, и вместе роль высшей судебной инстанции играла юстиц-коллегия, в столицах и крупных городах были учреждены надворные суды, которые имели почти неограниченную компетенцию. Они судили за преступления по должности и по фискальским доносам в качестве первой инстанции, по остальным уголовным и гражданским делам они судили, как высшая инстанция. В надворных судах большей частью председательствовали губернаторы.
Ниже надворных судов были так называемые «нижние» суды. Они были коллегиальными в немногих больших городах: в Москве, Петербурге, Смоленске, Казани, Нижнем, Симбирске, Новгороде, Ярославле и Воронеже (Богосл. Обл. Реф., 203). В остальных городах были единоличные «городовые судьи». Нижние суды ведали уездное население, так как посадские судились в магистратах. Менее важные дела они решали окончательно, а в спорных и более важных окончательное решение постановлял надворный суд по доношению нижнего суда.
С 1722 г. старое Московское правило, по которому всякий администратор был в то же время и судьей, снова стало применяться в провинции.

17 ноября 1866 года был учрежден Владимирский окружной суд с участием присяжных по реформе императора Александра II 1864-го года. Присяжные присоединялись к судебным заседаниям для определения вины или невиновности подсудимых в уголовных делах. Необходимость участия присяжных тогда определялась не видом преступления, а строгостью возможного наказания. Суд присяжных во Владимире просуществовал до 1917 года. Вновь дела с участием присяжных заседателей стали рассматриваться в областном суде с 2003 года.

Во Владимире помещаются единственные в губернии общие судебные места, ведающие более важные правонарушения, или окружной суд с гражданским и уголовным отделениями по уголовным делам, т.е. злоумышления против личности и имущества (как частных лиц, так и общества), окружному суду, подсудны преступления, т.е. такие неправильные деяния, за которые полагается штраф более 300 руб., арест 3-х месяцев, заключение в тюрьме более 1 года, ссылка на поселение в места более или менее отдаленные и на каторжную работу в связи с ограничением или лишением прав состояния (Дела, ведущие за собой умаление прав, судятся с присяжными заседателями. Дела о государственных преступлениях окруж. судом не судятся.). Из гражданских дел (споры об имуществе) окружной суд ведает иски по личным обязательствам и договорам, иски о движимости, о вознаграждении за убытки, если цена иска более 500 руб., иски о праве собственности и о праве владения недвижимостью, иски связанные с интересом казенных управлений, наконец охранительное судопроизводство (ввод во владение, утверждение в правах наследства). Жалобы на решения здешнего окружного суда приносятся в Московскую Судебную палату.
Владимирский окружной суд - 2 разряда; состав: судебная власть – председатель, 2 товарища, 9 членов; обвинительная власть – 1 прокурор с 7 товарищами; канцелярия – 3 секретаря с 7 помощниками. Институт адвокатуры при суде немногочислен, тем более, что крупные дела во 1-х очень редки, во 2-х для них выписывают известных столичных говорунов. Здесь 3 присяжных поверенных, 3 адвоката, 9 казенных защитников (кандидаты на судебную должность). Во Владимире живет судебный следователь; у него в 1876 г. начато 131 следствие, окончено 139 (из них прекращено 40), под стражей 47 муж. и 4 жен. В 1876 г. Влад. окруж. Суд разобрал 931 уголовн. и 403 граждан. дела. Из уголовных дел 689 или 74% с присяжными.
При Окружном Суде состоит нотариальный архив, а при нем – старший нотариус; назначение его утверждать крепостные, т.е. по переходу недвижимых имуществ сделки, хранить крепостные, запретительные, разрешительные книги по делам о недвиж. имущ., а также книги младших нотариусов. Затем в городе существуют 4 нотариальные конторы, где все – кому угодно могут совершать всякие законные акты (договоры, покупки, продажи, наймы, аренды, доверенности и т.п.), отдавать на хранение документы, свидетельствовать подписи, копии, домашние договоры и проч.

Во Владимире есть свой, местный, выборный мировой суд; судей – двое: они разбирают дела по взысканиям не выше 500 руб., иски об убытках, не более 500 руб., о нарушении полицейских правил, об оскорблениях личности, о легкомысленном обращении с чужим имуществом, о краже без взлома, о мошенничествах и проч., вообще такие дела, за которые полагаются выговоры, штраф не более 300 руб., арест не более 3 месяцев, тюрьма не далее года; жалобы н а решения – в мировой съезд, который собирается в 1-х числах каждого месяца, жалобы на съезд в Сенат.

Есть суд сословный: именно в ремесленной управе разбираются иски по жалобам мастеров на рабочих и обратно.
/Субботин А.П., 1877 г./

Городские главы

Сомов Спиридон (1767, 1785—1788). см. Наказ от жителей города Владимира 1767 года
Федор Петровский (1788—1791)
Сомов Спиридон (1791—1793, 1800—1803).
Александр Андреевич Никитин (1854 - 1867 гг.)
Андрей Никитич Никитин (1867 –? гг.)
Петр Васильевич Козлов
Сергей Нилович Коптев
Андрей Алексеевич Шилов (?– 1905 гг.)
Сомов Николай Николаевич (1905—1917).

Сначала Городская Дума размещалась в помещении Торговых рядов (в гостином дворе, над проходом), в 1872 г. переехала в здание Губернской земской Управы (ул. Б. Московская, д. 24), а её помещение заняло 1-е мужское приходское училище. Постройка нового здания думы по проекту архитектора Я.Г. Ревякина была разрешена 4 августа 1905 г. Торжественная закладка пристройки была совершена 17 мая 1906 года. Стоимость постройки до 36 тыс. руб.
К уже существующему зданию Городской Управы (при ней гауптвахта, Сиротский Суд и Мещанская Управа) в 1907 г. было пристроено новое помещение городской думы. И сейчас еще с южной стороны видны стены более старой постройки.


Белое здание бывшей Городской Управы.




Здание бывшей городской Думы (слева) и Сбербанк (справа).

8 июля 1907 г. к 12 часам дня в дом, предназначенный для заседаний Думы, собрались гласные во главе с городским головой Н.Н. Сомовым и другие приглашенные на торжество почетные лица, а также все служащие по городскому общественному управлению. По прибытии управляющего губернией, вице-губернатора А.И. Келеповского был совершен молебен с участием полного хора архиерейских певчих.
По окончании молебна и окроплении водою всех помещений нового здания городской голова Н.Н. Сомов обратился к присутствующим... с речью: “Поздравляю гласных и служащих городского управления с новосельем. Дай Бог всем нам совместной, дружной работой послужить на пользу и процветание родного города...”
31 января 1917 года Николай Сомов был в четвертый раз избран городским головой Владимира.
Председатели Владимирского горисполкома:
Фомичёв Пётр Сергеевич (1939—1941)
Овчинников Сергей Петрович (1941—1942)
Сыроватченко Василий Васильевич (1942—1944)
Козлов Владимир Михайлович (1944—1945)
Крошкин Михаил Иванович (1945—1947)
Богард Иван Михайлович (1947—1949)
Перфильев Владимир Михайлович (1949—1950)
Мошаров Яков Васильевич (1950—1952)
Кузнецов Семён Васильевич (1952—1953)
Чернов Илья Иванович (1953—1957)
Дуничев Сергей Фёдорович (1957—1963)
Магазин Роберт Карлович (1963—1979)
Муравьёв Александр Иванович (1979—1983)
Звонарёв Михаил Иванович (1983—1987)
Кузин Владимир Александрович (1987—1990)
Шамов Игорь Васильевич (1990—1993)

Глава администрации города:
Шамов Игорь Васильевич (1993—2002)
Глава города:
Рыбаков Александр Петрович (2002—2011)

Глава города (председатель Совета народных депутатов):
Сахаров Сергей Владимирович (2011—2015)
Деева Ольга Александровна (с 28 сентября 2015).
Глава администрации города:
Шохин Андрей Станиславович (с 28 апреля (и.о. с 26 марта) 2011)
Официальный сайт органов местного самоуправления города Владимира

***

Владимирский уезд с 1778 г.
Административные районы города Владимира
Почетные граждане города Владимира

Сомов Николай Николаевич


Сомов Николай Николаевич

Родился во Владимире в купеческой семье 23 марта/4 апреля 1866 города.
Окончил Владимирское уездное училище.
В 25 лет стал помощником владимирского купеческого старосты. Был церковным старостой Скорбященской церкви при Владимирском тюремном замке (ныне СИЗО №1).
С 1893 г. - гласный городской думы, в 1895-1905 гг. - член городской управы.
Четырежды избирался городским головой г. Владимира. Впервые - в 1905 году.
Как городской голова особое внимание обращал на городское строительство и благоустройство, уделял большое внимание развитию народного образования и здравоохранения. Его заботами были построены новые линии городского водопровода и устроен фильтр для очистки водопроводной воды.
В 1906-1907 гг. при нем во Владимире было построено новое здание городской думы.




Здание бывшей городской Думы (слева) и Сбербанк (справа)

Постройка здания думы по проекту архитектора Я.Г. Ревякина была разрешена 4 авг. 1905 г. Торжественная закладка здания была совершена 17 мая 1906 года. Стоимость постройки до 36 тыс. руб.
13 июля 1907 г. в неофициальной части Владимирских губернских ведомостей была опубликована статья об освящении нового здания Городской Думы.
8 июля 1907 г. к 12 часам дня в дом, предназначенный для заседаний Думы, собрались гласные во главе с городским головой Н.Н. Сомовым и другие приглашенные на торжество почетные лица, а также все служащие по городскому общественному управлению. По прибытии управляющего губернией, вице-губернатора А.И. Келеповского был совершен молебен с участием полного хора архиерейских певчих.
По окончании молебна и окроплении водою всех помещений нового здания городской голова Н.Н. Сомов обратился к присутствующим... с речью: “Поздравляю гласных и служащих городского управления с новосельем. Дай Бог всем нам совместной, дружной работой послужить на пользу и процветание родного города...”
Кроме учреждений городского управления в здании были отведены помещения для сиротского суда, мещанского управления и общества взаимного страхования. Нижний этаж сдан под торговые заведения за плату 1600 руб. в год.


Здание реального училища
Город Владимир, ул. Никитская, д. 1

В тот же день, 8 июля 1907 г., состоялась торжественная закладка нового здания реального училища. Был отслужен молебен. Первый камень в фундамент положил городской голова Н.Н. Сомов.
Открытие здания Городской Думы и закладка здания реального училища закончились обедом, предложенным от городского управления в новом помещении Городской думы. Обед закончился в 6 часов вечера. После обеда присутствующим был предложен чай и кофе.
Здание реального училища было построено по проекту архитектора П.А. Виноградова на средства города и пожертвования. Для руководства строительным процессом была избрана комиссия, председателем которой стал Н.Н. Сомов. Идея поместить на фасаде реального училища бюст местного уроженца профессора А.Г. Столетова принадлежит строительной комиссии. В январе 1908 г. Н.Н. Сомов просил ректора Московского университета сообщить биографические сведения об ученом. Возможно, ректор же предложил для второго бюста кандидатуру Д.И. Менделеева. Лепные работы исполнил московский скульптор Александр Алексеевич Аладьин. Открылось Реальное училище в 1908 г.

1 января 1909 г. Н.Н. Сомов за заботы по народному образованию был удостоен звания «Почетный гражданин города Владимира».
Н.Н. Сомов активно занимался общественной деятельностью и благотворительностью. Он являлся почетным мировым судьей по Владимирскому уезду Владимирской губернии, товарищем (заместителем) председателя Общества оказания помощи нуждающимся ученикам Владимирского реального училища, членом Попечительского совета Владимирской женской гимназии Л.М. Давыдовой, попечителем Владимирского городского начального училища имени А.С. Пушкина, действительным членом Владимирской ученой архивной комиссии, товарищем (заместителем) председателя Владимирского отдела всероссийской Лиги по борьбе с туберкулезом, председателем Владимирского Общества детской помощи и развлечений, почетным членом и членом правления владимирского добровольного пожарного общества. Был также церковным старостой Скорбященской церкви при тюремном замке во Владимире.

Во время юбилейных торжеств по случаю 300-летия Дома Романовых вместе с другими представителями местной администрации встречал 16 мая 1913 г. во Владимире императора Николая II с семьей. От граждан Владимира преподнес Его Императорскому Величеству хлеб-соль на специальном изготовленном для этого случая подносном блюде.

31 января 1917 г. Н.Н. Сомова избрали четвертый раз подряд городским головой.
2 февраля в газете «Старый Владимирец» появилась критическая статья о нем. В статье говорилось: «… нельзя одновременно добросовестно нести две ответственные обязанности - городского головы и члена Государственной Думы. Что же получится дальше? – что может исходить от людей без идеалов, людей усталых и занятых прежде всего своими личными делами?» Сомов подал в отставку.
По поводу его ухода Яков Коробов писал в «Старом Владимирце»: «Единственным и самым важным фактором, послужившим его уходу, может быть только сознание своего бессилия перед вопросом о продовольствии населения. Если это так, то, безусловно, уход его можно рассматривать как проявление гражданского мужества, от которого за последнее время мы так отвыкли…».
Николай Сомов успел эмигрировать…
За время службы Н.Н. Сомов был награждён орденами св. Анны 3 степени, св. Станислава 2 степени, золотыми медалями на Андреевской, Аннинской, Станиславской лентах.

О том, как сложилась его жизнь после революции 1917 г. на сегодняшний день известно мало. В этой связи интерес представляют сведения, что он был с начала Первой мировой войны членом Главного комитета Всероссийского Союза городов. 8-9 августа 1914 г. на Всероссийском съезде городских голов был образован Всероссийский союз городов. Эта общественная организация занималась помощью больным и раненым воинам в деле эвакуации, размещения и лечения. С 1915 г. Союз включился в работу по оказанию помощи беженцам. В 1918 г. организации Союза на Европейской части России были ликвидированы. В ноябре 1920 г. Временный главный комитет Всероссийского союза городов возобновил свою деятельность в Константинополе, занимался помощью беженцам. Известно, что Н.Н. Сомов работал в нем.

В 1921 г. заведовал столовыми для беженцев в Константинополе. В апреле 1922 г. Временный главный комитет Всероссийского союза городов переехал в Прагу, в Константинополе осталось его представительство. Представительства комитета имелись и в других странах: Болгарии, Германии, Югославии и других.

Когда Н.Н. Сомов переехал во Францию, точно неизвестно. Жил во Франции до своей смерти в 1934 г. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Он был дважды женат. Оба брака бездетны (с первой женой был разведен, у второй жены было двое детей от первого брака). Вторая жена умерла еще до революции.

Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

ИСТОРИЯ Владимира

Владимирская губерния.
Владимирский уезд.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (01.11.2015)
Просмотров: 736 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика