Вся жизнь, со всеми событиями и случайностями, волнениями и влечениями всегда приводит нас к познанию чего-нибудь. Все душевные свойства человека, все элементы его Сознания, ощущения, представления, чувства, эмоции, понятия, идеи, суждения, умозаключения, эстетические, моральные, религиозные чувства и творчество - это всё орудия познания, которыми располагает наше «Я». Весь жизненный опыт есть познание.
НОВЫЕ ЗНАНИЯ - СТИМУЛ К РАЗВИТИЮ
«Трудноусвояемость оберегает Души от перегрузок»
Всё, что защищает личность от перегрузок, разрушений является положительным качеством страха. Положительная основа в отношении человека к новой информации содержит в себе «рефлекс трудной усвояемости», который возникает перед поступлением к человеку любых новых знаний. Что-то новое многие люди воспринимает с большой осторожностью. Их Душа боится, чтобы не произошло разрушения её тонкого устройства от энергии новых знаний.
«Каждому уровню развития должен соответствовать свой уровень знаний»
То, что способствует появлению деградации и мешает прогрессированию, относится к отрицательным качествам страха. Страх предохраняет интеллект человека от информационных перегрузок. Человек всегда очень с осторожностью относится ко всему новому, у многих идёт явное отторжение его. Особенно это развито у консервативных натур. Консерватизм или лень отторгают восприятие неизвестной информации, или она просто трудно усваивается и этим как бы отпугивает от себя изучающего её. Полностью отторгать новое - это вставать на позиции догм и регресса. Страх перед усвоением новых знаний играет защитную функцию для людей духовно не окрепших, так как бывает, что Душа накопила ещё очень малый духовный потенциал и внедрение в неё мощного потенциала новых знаний способно вызвать некоторые разрушения её тонкого устройства (разрушение его индивидуальности, неповторимости). «То, что хорошо для одного человека, то может быть плохо для другого». Трудное усвоение нового - это защитный механизм, который включает в себя принцип постепенности, личность малыми порциями усваивает новое и эта постепенность спасает его Эго от разрушений, от внедрения в него чуждого ему, так личность прогрессирует.
Совершенствование без нового невозможно!
При исследовании неизвестного границы познания индивида расширяются, а пределы непознанного отодвигаются дальше и дальше в будущее, в ту область, которую предстоит проходить Сознанию по мере развития. Чем больше человек познаёт, тем больший радиус познания нового, а значит неизвестного, открывается для неё. Он уже сам видит, что не знает одного, другого... десятого, и цепочка неизвестного уходит в бесконечность. Вскоре этот человек за отдельными ситуациями будет видеть уже Высших Учителей, пытающихся ему что-то передать или подсказать через них. Он способен уже даже видеть, что некоторые ситуации строятся специально таким образом, чтобы вызвать у него определённую реакцию. Постижение нового всегда будет лежать через великий труд и упорство, через преодоление личных слабостей и множество испытаний.
Многообразию мира чувств соответствует и многообразие методов духовного познания. Основные виды духовного познания по Даниилу Андрееву: метаисторический, трансфизический и вселенский.
МЕТАИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
Метаистория! Вот - слово им,
Слоям, мирам, пучинам инозначным!
В одних найдешь - тех, кто Христом водим,
В других - исчадий, страшных, как палач, нам,
И если ты прочел здесь «серафим»
Иль разобрал весть о Друккарге мрачном -
Сумей в словах учесть глубинный смысл,
Несоразмерный строю букв и числ...
Метаистория есть, говорит Сергей Булгаков, едва ли не единственный русский мыслитель, поставивший эту проблему ребром, метаистория есть «ноуменальная сторона того универсального процесса, который одной из своих сторон открывается для нас как история».
Термин «метаистория» по Даниилу Андрееву - это:
Во-первых – как лежащая пока вне поля зрения наука, вне её интересов и её методологии совокупность процессов, протекающих в тех слоях инобытия, которые, будучи погружены в другие потоки времени и в другие виды пространства, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история. Эти потусторонние процессы теснейшим образом связаны с историческим процессом, его собою в значительной степени определяют, но отнюдь с ним не совпадают и с наибольшей полнотой раскрываются на путях именно того специфического метода познания, который следует назвать метаисторическим.
Во-вторых значение слова «метаистория» - это учение о процессах инобытия - учение в религиозном смысле [12].
Для возникновения процесса метаисторического познания необходимо кроме врождённых свойств и деятельной помощи Высших сил и кое-что приобретённое нами самими (наличие запаса положительных исторических сведений). Накопление запаса исторических сведений - есть подготовка к процессу метаисторического познания. Метаисторическое познание состоит из трёх последовательных стадий.
1) Метаисторическое озарение - мгновенный внутренний акт, совершающийся без участия воли человека. Содержанием этого акта является молниеносное, но охватывающее огромные полосы исторического времени переживание нерасчленимой ни на какие понятия и невыразимой ни в каких словах сути больших исторических феноменов. Формой такого акта оказывается сверх меры насыщенная динамически-кипящими образами минута или час, когда личность ощущает себя как тот, кто после долгого пребывания в тихой и тёмной комнате был бы вдруг поставлен под открытое небо в разгар бури - вызывающей ужас своей грандиозностью и мощью, почти ослепляющей и в то же время переполняющей чувством захватывающего блаженства. Синтетически охватываются единовременно целые эпохи, целый метаисторический космос этих эпох с великими борющимися в нём началами. Переживание это оказывает потрясающее действие на весь душевный состав. Содержание его столь превосходит всё, что находилось раньше в круге сознания личности, что оно будет много лет питать собою душевный мир пережившего. Оно станет его драгоценнейшим внутренним достоянием. Результат озарения продолжает храниться в душевной глубине,- храниться не как воспоминание, а как нечто живое и живущее. Оттуда постепенно, годами, поднимаются в круг сознания отдельные образы, идеи, ценные концепции, но ещё больше остаётся их в глубине, и переживший знает, что никакая концепция никогда не сможет охватить и исчерпать этого приоткрывшегося ему космоса метаистории. Эти-то образы и идеи становятся объектом второй стадии процесса.
2) Метаисторическое созерцание. Вторая стадия не обладает тем моментальным характером, как первая: она представляет собой некоторую цепь состояний - цепь, пронизывающую недели и месяцы и проявляющуюся почти ежедневно. Это есть внутреннее созерцание, напряжённое вживание, сосредоточенное вглядывание - иногда радостное, иногда мучительное - в исторические образы, но не замкнутые в самих себе, а воспринимаемые в их слитности со второй, метаисторической реальностью, за ними стоящей. На второй стадии возможно направляющее действие личной воли - иногда в выборе того или иного объекта созерцания. Но чаще, и как раз в наиболее плодотворные часы, образы всплывают непроизвольно, излучая такую завораживающую силу и приоткрывая такой многопланный смысл, что часы созерцания превращаются в ослабленные подобия минут озарения.
3) Осмысление. На третьей стадии совершаются наибольшие ошибки, неправильные привнесения, слишком субъективные истолкования. Главная помеха заключается в неизбежно искажающем вмешательстве рассудка; вполне отделаться от этого, по-видимому, почти невозможно [12].
И помните, что познание неизбежно ведёт к преображению познающего!