В ноябре 1778 г. состоялось открытие Владимирского Наместничества. Владимирский генерал-губернатор граф Роман Илларионович Воронцов завел правило давать в своем доме театральные представления. Для этого в танцевальной зале устраивались сценические подмостки с занавесом, соответственно располагались места для зрителей. Их собиралось довольно много: губернская чиновничья знать, живущие в городе дворянские семьи. Спектакли стали событием в жизни города. Одной из первых была постановка аллегорической пьесы «Торжествующий град Владимир» в 1778 г. Автор пролога «Торжествующий град Владимир» - лейб-гвардии офицер и член Вольного Российского собрания при императорском Московском университете Михаил Иванович Прокудин-Горский (Пракудин - как тогда писали). Произведение Прокудина посвящено первому владимирскому генерал- губернатору графу Роману Илларионовичу Воронцову (1707-1783). Это тот самый Воронцов, который прославился необузданный лихоимством и получил в народе прозвище «Роман - большой карман». Но важно другое: с первых дней своего существования Владимирский театр был связан с Московским университетом. Прокудин-Горский являлся автором нескольких пьес: «Валерия, или Действие души великой и благородной» (1773), «Добродетель, увенчанная верностью» (1774), «Самохвал» (1773), пролог в одном акте «Торжествующий град Владимир» (1778). Пьесы Прокудина печатались в Московской университетской типографии. Как верный слуга своего класса, Прокудин прежде всего старался прославить покровительницу дворян - Екатерину II. В этом духе и выдержан его пролог «Торжествующий град Владимир», напечатанный в год его исполнения. Пролог явно написан для представления и не оставляет на этот счет никаких сомнений, на что указывают ремарки, начиная с первой. Она гласит: «Театр представляет в дали Владимир, которого видны развалины и ветхие стены. Пред городом площадь, на коей воздвигнут обелиск с вензеловым Ее императорского величества именем и их императорских высочеств. Из-за обелиска видны победоносные трофеи. На постаменте надпись: «Учреждение губерний в Российской империи». Восходящее с правой стороны солнце ударяет в монумент и оттуда дает свет городу». Ремарка дает подробное указание постановщику пьесы, которому остается воспроизвести в точности все, что написал автор. Так оно, конечно, и было, о чем свидетельствует описание исполнения подобных прологов в других городах. Действующие лица спектакля «Торжествующий град Владимир» олицетворяли собою города Владимирской губернии: сам Владимир, Муром, Суздаль и т.д. Все они восхваляли Владимир – центр губернии. Исполнителями ролей в спектакле были любители театра – дворяне и местные чиновники. Такой любительский театр был еще весьма далек от действительно городского театра, рассчитанного на обслуживание широких слоев горожан. Но он имел в провинции свои определенные традиции. Размещался, как правило, в домах знати, играли в нем преимущественно крепостные крестьяне или же сами дворяне. Домашние театральные представления, помимо определенного репертуара, нередко включали в свою программу постановку «живых картин», «шарад в лицах». Все это имело место в первых театральных представлениях, проходивших во Владимире в домах графа Р.И. Воронцова, губернатора Заборовского и других представителей знати.
Следы Владимирского театра можно отыскать, изучая материалы о жизни предводителей дворянства Ф.А. Апраксине, Ф.И. Новикове, Е.Ф. Кудрявцеве, А.М. Танееве, Е.М. Языкове, А.А. Кузмине-Короваеве, П.П. Курзакове, П.М. Извольском, В.М. Танееве, М.П. Волконском, П.К. Меркулове, А.Б. Голицыне и других, которые действовали до открытия театра Соловьёва (1847).
Крепостной театр Владимирского края, как, впрочем, и многих других мест, почти не подвергался изучению. Во владимирской губернии наиболее знаменитые и известные крепостные усадебные театры А.В. Суворова (находился в его поместье — селе Ундоле, Владимирского уезда) в Ундоле и графа А.Р. Воронцова в селе Андреевском, Покровского уезда, Владим. губернии. Между тем, помимо этих театров, во Владимирском крае существовали и другие.
В октябре месяце 1832 года управляющий «театральной конторой» Названова, дворовый человек его Алексей Лабутин обратился к владимирскому губернатору с просьбою разрешить ему открыть во Владимире театральные представления. Крепостной театр меленковского помещика Николая Никитича Названова выступал во Владимире в декабре 1832 г. и январе 1833 г. К концу 40-х годов ХIX века во Владимирских краях произошло то же, что и везде: крепостной театр прекратил свое существование и театрально-предпринимательское дело перешло от помещиков к профессионалам-антрепренерам. Ими у нас, как везде, стали не дворяне, а представители мелкой буржуазии, разночинцы и мещане.
В самом губернском центре до конца 40-х годов XIX века не было городского общедоступного театра, а одним из излюбленных видов развлечений широкой публики оставались выступления приезжих иностранных артистов-балаганщиков. Популярен был балаган Липгардта, находившийся на Пушкинском бульваре. Там выступали труппы акробатов и фокусников. Балаган был рассчитан на 100 человек, но желающих было значительно больше, и во время представления его окружала толпа народа. Кроме того, из Риги во Владимир приезжал Петерсон и устраивал балаган, сделанный из тонких досок и обтянутый холстиной.
Параллельно с крепостным в крае существовал и набирал силу публичный театр антрепренеров-профессионалов из разночинцев. Антрепренеры набирали труппы из лиц свободных состояний, арендовали залы в общественных и частных зданиях, ставили платные спектакли в расчете получить доход. Театр, таким образом, превращался из барской затеи в коммерческое дело. Первые документальные свидетельства о публичном театре во Владимире, относятся к 1805 г. В августе того года содержатель театра (так в то время именовался антрепренер) в г. Владимире коллежский регистратор Иван Андреевич Петров набирал в городе труппу на год. Актеры, поступая в театр, подписывали «условия» (контракты). Некоторые из этих условий и были найдены в архивном фонде. Они весьма любопытны. Первого августа подписала «условие» дочь коллежского асессора (следовательно, дворянина) Александра Ушакова. Она обязалась играть в течение года роли, «какие будут даны», без всяких отговорок, за 200 руб. годового жалования, приезжать в театр в день спектакля к 4 часам пополудни, «платье для театру» иметь свое, за два месяца до конца года поставить в известность антрепренера о своем нежелании, если такое возникнет, возобновить контракт на новый год. «Условие» заключало и некоторые санкции на случай нарушения дисциплины. «Буде же я не выучу роли к назначенному числу, - соглашалась актриса, - то позволяю я с себя вычесть из жалованья за полмесяца». Если же актриса не придет вовремя в театр и роль будет знать нетвердо, то антрепренер вправе удержать месячное жалованье. А вот подписал контракт купец из Нового Торжка Лука Асталонов. Этот, видимо, бывалый актер. Он знает толк в ролях и хотел бы играть «карахтерные» роли и только по недостатку актеров и «некарахтерные», при этом получать роли заблаговременно, «чтобы было можно их изготовить», сверх годового жалованья (300 руб.) иметь один бенефис непременно с новой пьесой. Вероятно, внешний вид Асталонова не внушал доверия, поэтому антрепренер счел нужным включить в контракт пункт, обязывающий актера при явке в театр иметь свои башмаки, чулки, исподнее платье. На тех же условиях в театр был принят московский мещанин Дмитрий Орлов. Среди материалов, собранных краеведом Богдановым, есть письмо управляющему усадьбой в Андреевском от графа Воронцова о том, что «по уничтожению здешнего Андреевского театра, все декорации и другие театральные аксессуары передать «содержателю театра во Владимире Петрову».
Когда в 1805 году в город приехала актерская труппа, губернатор Ив. Мих. Долгоруков приказал отдать под театр пустой дом. 5 сентября 1805 года было дано первое представление. А потом три раза в неделю владимирцы съезжались в театр. Сам князь не пропускал ни одного представления.
Первый домашний театр в гор. Владимире был организован губернатором князем Ив. Мих. Долгоруковым. Театр Губернской мужской гимназии. Когда губернаторский дом перешел в ведение гимназии (1806), губернатор князь Ив. Мих. Долгорукий просил директора оставить на некоторое время в гимназических сараях несколько вещей, для которых не находилось пока места в его новом помещении, между прочим в принадлежности его домашнего театра. Директор изъявил, конечно, свое полное согласие на это, но вместе с тем выпросил у князя разрешение пользоваться этими театральными принадлежностями для ученических спектаклей. Разрешение было дано, а в 1812 году, при выходе своем в отставку, князь Долгорукий подарил свой театр в пользу учащихся гимназии, также благодаря ходатайству Дмитревского. Никаких подробностей об ученических спектаклях до нас не сохранилось, а с 1814 года они совсем прекратились. Однажды в апреле этого года на сцене гимназического театра пленные французы, жившие во Владимире, разыграли трагедию «Магомет». Дело дошло до сведения попечителя Моск. учебн. округа Кутузова, а через него и до министра. Несмотря на оправдания Дмитревского, что это было дело губернатора, который устроил все почти без ведома директора, и что ученики гимназии на спектакле не присутствовали, попечитель округа потребовал, чтобы каждый раз, прежде чем ставить какую-либо пьесу, директор непременно извещал его об этом и ожидал особого разрешения. Благодаря этому стеснению, спектакли на сцене гимназического театра должны были прекратиться. Последнее упоминание о старых кулисах и других театральных принадлежностях мы встречаем в рапорте Дмитревского от 30 апр. 1826 г., в списке вещей негодных к употреблению; все они были за ветхостью исключены из описи, причем с нескольких более сохранившихся кулис снята была парусина; отдавши ее вымыть и выкрасить в синий цвет, директор распорядился сшить из нее несколько пар летних сюртуков и панталон, которые и были подарены семи бедным ученикам (рапорт 1 сент. 1827).
Театр Соловьёва
Любительские спектакли не могли удовлетворить владимирцев. Рост численности населения в городе, повышение культурных запросов общества требовали организации постоянных спектаклей силами профессиональной актерской труппы. Для этого, прежде всего, нужно было построить специальное театральное здание и позаботиться о том, чтобы каждый сезон здесь работала приезжая труппа (собственных артистов город вырастил не скоро).
В 1847 году антрепренер Соловьёв, подвизавшийся на этом поприще в центральных городах России (Ярославль, Кострома, Нижний Новгород и др.) построил во Владимире первое театральное здание.
См. Театр Соловьёва Владимирский областной театр драмы им. А.В. Луначарского Владимирский академический театр драмы.
Владимирский союз работников искусств (Рабис)
Начало » » » Народный дом В 1919 году возник Владимирский союз работников искусств (Рабис).
28 мая 1920 г. на расширенном совещании губкома РКП (б) обсужден доклад об идейном руководстве театрами.
1-го октября 1921 г. союз работников искусств слился с союзом работников просвещения и объединенно существовал до мая 1922 г. Согласно постановлению ВЦСПС, в мае 1922 г. произошло разъединение с союзом раб. просвещения. В губернском масштабе был организован Губотдел, в составе одного постоянного члена и 2-х приходящих. По уездам были организованы секции: в Муроме, Переславле, Коврове, Мстере и Вязниках. Всего членов союза на 1-е июля 1922 г. числилось 315 чел. Уполномоченных по уездам было 5 человек. Произведена перерегистрация членов. В августе были проведены уездные конференции, а в конце месяца – Губсъезд. Организована в губернском масштабе касса взаимопомощи. Установлено 2% отчисление — из них 1% кассе взаимопомощи и 1% в фонд безработных. Культурной работы за отсутствием средств не было. Финансовое положение в 1922 г. было очень тяжелое. В 1924 г. союз имел 391 член. Из них мужчин 283, женщин 108. По уездам они распределялись следующим образом: Владимир—225, Муром—70, Мстера—47, Переславль— 32, Вязники— 12 и Ковров—5. В губернской кассе взаимопомощи было 53 члена. Ссуда выдавалась в среднем по 5 руб. золотом. С открытием сберегательных касс число членов уменьшилось до 18 человек.
«При ГСПС организуется также кружок любителей драматического искусства, состоящий из лиц идейных и знающих дело. Кружок ставит своей задачей воспитание художественных вкусов публики, путем пересоздания репертуара и борьбы с халтурой. К той же цели стремится организовавшийся недавно во Владимире оперный коллектив, работающий в настоящее время над оперой «Евгений Онегин», которая в скором времени будет поставлена на сцене при ГСПС» («Призыв», 20 июня 1922).
18 апреля 1923 года открылся 4-й Губернский съезд союза работников искусств. «4-й Губернский съезд союза работников искусств считаю открытым» — объявляет председатель Губотдела союза т. Лапидус. Слова покрываются дружными звуками оркестра «Интернационал». После избрания Президиума съезда с приветствием от Губкома РКП(б) и Красного гарнизона г. Владимира, тов. Дмитриев горячо приветствует работников искусств и высказывает пожелание плодотворной работы. Также с приветствием выступает представитель ГСПС тов. Шуралева, а за ней — приветствует съезд работников искусств от ячейки РКСМ профкурсов ГСПС т. Курочкин. Дальше, по предложению т. Обменина, вносится предложение послать приветствие — 12-му Всерос. Съезду Росс. Коммун. партии (большевиков) и Владимиру Ильичу. Предложение принимается единогласно. Приветствия. 4-й Губсъезд работников искусств Владимирской гyбернии, собравшись впервые после разлияния с Рабпросом, горячо приветствует 12-й съезд Российск. Коммунист. партии (б) и желает успеха в его сложной и ответственной работе — руководителя мировой революции. Одновременно съезд Рабис шлет привет дорогому вождю Владимиру Ильичу и пожелания ему скорейшего выздоровления и возобновления деятельности, необходимой мировому пролетариату. Ц.К. союза работников искусств. 4-й Владимирский Губернский съезд союза работников искусств приветствует Ц.К. союза и горячо благодарит за тесную связь с Губотделом и через него с местами. В трудный для него момент, в момент восстановления сил нашего союза, съезд выражает надежду и уверенность, что Ц. К. будет также умело руководить и оказывать идейную помощь работе низовых организаций союза» («Призыв», 21 апреля 1923). «Культурная работа и культшефство протекает слабо за неимением средств. Хозорганы по договорам отпускают 1% в культфонд. Выписывается журнал «Вестник работников искусств» (20 экз.), газета «Труд». Финансовое положение Губотдела значительно улучшилось, покрыта задолженность ГСПС и ЦК союза. Правление союза состоит из 8-х человек. 9-го мая 1924 г. был созван 5-й Губсъезд союза работников искусств» («Призыв», 18 мая 1924).
Владимирский областной театр кукол
Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области «Владимирский областной театр кукол». Адрес: ул. Гагарина, д. 7
1 октября 1969 г. был создан Владимирский областной театр кукол. Открытие состоялось благодаря решению облисполкома от 14 августа того же, 1969 года. Открылся тогда новый театр как организация, а своего здания у него еще не было. См. Владимирский областной театр кукол.
Владимирский муниципальный театр «Разгуляй
Ул. Добросельская, д. 194а
Город Владимир всегда славился гостеприимством, туристическими маршрутами и культурными традициями. В 1993 году в администрации города возникла идея создать театр фольклора «Разгуляй». Творческое начинание было поддержано мэром Игорем Шамовым и заведующей отделом культуры городской администрации Зоей Литвиновой.
В 1993 году затухла жизнь в «Доме культуры завода керамических изделий». Сюда был приглашён народный театр фольклора «Колесо» областного центра народного творчества под руководством Сергея Тарасова. 18 мая 1993 года на базе самодеятельного театрального коллектива был создан театр фольклора «Разгуляй». Театр фольклора разместился в здании бывшего Дома культуры завода керамических изделий (ДК ВЗКИ). В 1995 году коллектив получил статус муниципального учреждения культуры. Основателем и художественным руководителем театра стал режиссер-постановщик, заслуженный работник культуры РФ Сергей Тарасов. С 1997 г. по 2000 г. главный режиссер театра - Лаптев Владимир Георгиевич.
Владимирская земля является сокровищницей и хранительницей русской культуры. Народное художественное наследие Владимиро-Суздальской Руси многогранно и уникально. Фольклорный театр «Разгуляй» бережно хранит духовно-нравственные устои своей земли. Творческое кредо театра проявляется в синтезе традиций и инноваций в сфере фольклорного и музыкально-хореографического творчества. За 15 лет своей деятельности театр «Разгуляй» создал уникальную жанровую палитру спектаклей - от русской сказки и празднично-обрядового действа, до современных зрелищно-игровых форм. В репертуаре театра обрядово-игровое действо «Иванова ночь» из цикла «Русь изначальная», зрелищно-игровое действо по мотивам ярмарочной культуры XIX в. «Русская ярмарка». Музыкальные спектакли «Вечерний звон», «Любо-дорого», «Песенный спас» раскрывают широту русского характера в песнях, играх, танцах. За время работы театра осуществлена постановка 7-ми музыкальных спектаклей по мотивам русских народных сказок: «Емелино счастье», «Морозко», «Конек-горбунок», «Царевна-лягушка», «Финист-Ясный Сокол», «Сказка о попе и работнике его балде», «Царевна-Несмеяна». В театре создана мастерская по разработке и пошиву уникальных сценических костюмов, изготовлению масок, украшений, ростовых кукол, декораций и реквизита на основе изучения русской истории и фольклора. Театр - непременный участник всероссийских и международных выставок и ярмарок, высокий профессиональный уровень театра отмечен почётными грамотами, дипломами, премиями в области культуры, искусства и литературы. «Разгуляй» является лауреатом международных фестивалей в Румынии, Словении, Польше, Эстонии, Греции, Украине. В 2007 г. артисты представляли свое творчество в г. Чуннин (Китай). Театр популярен не только у себя в городе и области, его хорошо знают в других регионах нашей страны. Художественный и артистический состав коллектива - выпускники музыкальной академии им. Гнесиных, Нижегородской консерватории, Владимирских музыкального училища и колледжа культуры.
Вспоминает Юрий Никитин: «С «Разгуляем» дружим давно и надёжно. В 2004 году художественный руководитель и режиссёр Сергей Тарасов любезно помог провести шикарную по художественному оформлению презентацию моей Родовой книги “Ёлнать”. Это было целое действо с русскими народными танцами и песнями, так любимыми моими многочисленными родственниками, приехавшими из Кинешмы и Москвы. Вёл вечер Владимир Лаврентьев, вечер продолжался около трёх часов: собравшимся было всё интересно. А затем уже 10 лет артисты этого театра украшают своими песнями и танцами праздник Победы на улице Победителей, который вместе с общественной организацией “Союз пенсионеров России”, администрациями города и района проводится на улице Совхозная. Ребята одинаково красиво могут выступить и на импровизированной сцене, и на траве у нашего дома. Их выступления всегда искренни, трогательны и профессиональны и всегда получают громогласные аплодисменты благодарных зрителей. Причём, я уверен, - на всех площадках и территориях».
Художественный руководитель театра - Сергей Тарасов, заслуженный работник культуры Российской Федерации; музыкальный руководитель театра - композитор, аранжировщик, лауреат международных конкурсов Гран-при в Париже - Дмитрий Захаров.
МБУК "Театр "Разгуляй" действует с 27 июня 2001 г.
Директор - Серова Наталья Андреевна (с 5 февраля 2007 г.), художественный руководитель - Тарасов Сергей Всеволодович (с 16 октября 2018 г.).
Адрес: город Владимир, Добросельская улица, 194а. Сайт театра: http://www.razgulyai33.ru/
Театр Т.О.О.Т. «ФАВОР»
В 2001 году Соловьёв Леонид Алексеевич открыл антрепризный театр «Вечерний». Анна Ивановна Левицкая - актриса театра драмы. После 2001 года стала ведущей актрисой театра «Вечерний». 18 сентября 2007 года актеры-единомышленники открыли театр «Фавор». Заслуженный артист России Асафов Михаил Васильевич единодушно был выбран главным режиссером и художественным руководителем коллектива, директором театра поставили Анну Ивановну Левицкую.
Театр «ФАВОР» открыл свой первый театральный сезон в 2008 г. Театр антрепризный. Спектакли ставятся специально под приглашенных актеров. «Фавор» с греческого переводится как благоволение. Коллектив театра рассчитывает на благоволение своего зрителя. Думающего и неравнодушного.
См. Владимирский Областной Дом работников искусств (ВОДРИ).
Театр Фавор. ул. Гоголя, д. 2 (здание ОДРИ)
Кафе "Театральное"
Мемориальная доска Юрию Тумаркину на здании ОДРИ Мемориальная доска, изготовленная из бронзы размером 55х119 см, группы компаний «ОЛАКС». Автором памятного знака стал владимирский скульптор Илья Шанин. По словам руководителя инициативной группы по установке мемориальной доски Юрию Тумаркину Юрия Борисова, проект удалось воплотить в жизнь благодаря активной поддержке городских и областных чиновников, друзей и соратников Юрия Александровича, а также неравнодушных владимирцев.
Театр-студия "Новая сцена"
В 1949 г. при Владимирском тракторном заводе был организован театральный кружок, который через пять лет продолжил свою работу на базе нового Дома Культуры “ВТЗ” (в настоящее время – МАУК Городской Дворец культуры).
В 1983 г., в городе Владимире, на базе Дома Культуры “ВТЗ”, Вячеслав Иванович Варенцов создал новый театральный коллектив, который состоял из молодежи и артистов-любителей, ранее участвовавших в постановках на других театральных сценах г. Владимира. В театральной студии В.И. Варенцов обучал самодеятельных артистов актерскому мастерству по программе театральных вузов.
В 1984 г. В.И. Варенцов, будучи основателем, художественным руководителем и главным режиссером, называет свой творческий коллектив Театром – студией «Диалог».
В 1988 г. в связи с этим долгожданным, историческим для театра-студии событием, В.И. Варенцов снова переименовывает свой театр дав ему название Театр-студия "Новая сцена".
Ул. Горького, д. 69. Малая сцена Городского Дворца культуры.
Образцовый "Театр Дружбы и Добра особенных детей"
«Театр Дружбы и Добра особенных детей» - это совместная программа Владимирской областной общественной организации Ассоциация Родителей Детей - Инвалидов «Свет», МУ «Молодежный центр» управления по делам молодежи администрации города и Городского Дворца Культуры. Театр начал работать с 1998 года и является уникальным театром России, в котором занимаются 40 детей и молодых людей с ограниченными умственными и физическими возможностями.
Первое музыкально-театрализованное представление «Муха-Цокотуха» прошло летом 1998 года в муниципальном лагере «Икар», где дети с ограниченными возможностями отдыхали вместе со здоровыми сверстниками. В репертуаре театра 10 постановок: «Муха-Цокотуха», «Цирк приехал!», «Сказка о мышонке», «Кот в сапогах», «Большие испытания маленького Буратино», «Веселые картинки деревенской жизни», «Веселая ярмарка», «Бременские музыканты», «Муха-Цокотуха 10 лет спустя» и музыкально-театрализованное представление, посвященное 10-летию театра. За время занятий в театре ребята с ограниченными возможностями представили различные танцевальные композиции: «Весенний хоровод» на мотивы русского народного фольклора, «Танцы народов мира», « Антошка», «Куклы», «Ча - ча - ча», «Медленный вальс», «Минует», «Тик - так, ходики», «На вечерке».
С этими постановками театр более 250 раз выступал в городах Владимирской области и России.
Образцовый «Театр Дружбы и Добра особенных детей» награжден: Грамотами и Дипломами администрации Владимирской области, администрации города Владимира, грантом третей степени в конкурсе творческих проектов «развитие художественного творчества молодежи целевой программы «Молодежь России» в 2001 году министерства образования РФ и Департамента по молодежной политике РФ. Театр стал победитель Федерального конкурса социальных проектов «Социальный Форум 2004», «Помоги тем, кому трудно», был участником I Международного интегрированного Фестиваля «Мир равных возможностей» в. Пермь в июне 2007 г.
В мае 2005 г. театру присвоено звание «Образцовый». В апреле 2008 г. Постановлением коллегии департамента по культуре администрации Владимирской области подтверждено звание ОБРАЗЦОВЫЙ «Театру Дружбы и Добра особенных детей».
Сайт: https://svet33.ru/index.php?id=21