В 1847 году антрепренер Соловьёв, подвизавшийся на этом поприще в центральных городах России (Ярославль, Кострома, Нижний Новгород и др.) построил во Владимире первое театральное здание. Во «Владимирских губернских ведомостях» за 3 января 1948 года можно было прочитать довольно обширную статью, подписанную инициалами К.Т. (Константин Тихонравов). Вот её начало: «Прошедшею осенью устроен наконец во Владимире постоянный театр, - и театральные наслаждения сделались любимыми развлечениями высшего и среднего сословия...» Дальше довольно подробно наш бытописатель сообщает все необходимые сведения: устройство театра, вместимость, периодичность представлений, актёрский коллектив. Краевед Николай Доброхотов в статье «Театр во Владимире на Клязьме» писал: «Осенью 1848 года приехал с труппой актёров г. Соловьёв, открыл театр, и снова ожила владимирская публика». В монографии «Повседневная жизнь провинциального города Владимира в последней трети ХѴIII - первой половине XIX вв.», изданной Владимирским государственным университетом в 2009 г. под редакцией профессора, доктора исторических наук Иды Шулус, находим и вовсе диковинные утверждения. «Летом 1848 года во Владимире проездом остановился мало кому известный провинциальный актёр Лавров. Узнав о том, что жена губернатора пользуется репутацией «любительницы всего изящного», он отправился к ней с просьбой уговорить губернатора найти деньги на строительство деревянного балагана для театра, а заодно договориться с Вологодским губернатором о том, чтобы он направил во Владимир антрепренёра с актёрскою труппою. Так была приглашена из Вологды во Владимир труппа актёра Соловьёва для организации в городе театрального дела». Достоверность этой «истории» остаётся на совести автора. В 1895 г. в Харькове вышла небольшая книга с названием «Автобиография Ивана Ивановича Лаврова (Барсукова). Из неё следовало, что автор - тот самый человек, который был в одном лице зарайским купцом Барсуковым по рождению и актёром театра Лавровым под такой сценической фамилией. В этой книге Барсуков Лавров чёрным по белому пишет (с. 35): «Осенью 1847 года мы были приглашены г. Соловьёвым в город Владимир, где он выстроил новый театр и играли всю зиму». Что же представлял собой первый Владимирский театр? Здание было деревянное и снаружи некрасивое. «Скорость устройства его не дозволила войти в отчетливое исполнение архитектуры», - объяснял причину этого К. Тихонравов. По сути дела, это была огромная изба, срубленная за весну и лето умелыми владимирскими мужиками под наблюдением губернского архитектора. Однако внутренняя отделка театра могла «удовлетворить самому взыскательному требованию». Небольшой зрительный зал был отделан «без особенной пышности и великолепия», но зато просто и со вкусом. Восемнадцать лож были задрапированы малиновым бархатом. Партер имел всего восемь рядов по десять кресел в каждом ряду. Дальше шли так называемые места за креслами, что соответствует нынешнему амфитеатру. Над ложами был невысокий балкон - самая вместительная часть зрительного зала. Сюда в избытке набивалась наименее состоятельная публика. Места были довольно удобными, и с каждою из них хорошо просматривалась небольшая сцена. Проходящее на сцене представление и зрительный зал во время антрактов освещались сальными и стеариновыми свечами. Позже пришло керосиновое освещение. Пожар, ярый враг деревянных театров, щадил Владимир. Таким образом для небольшого губернского города это был довольно сносный по тому времени театр. Осенью 1847 г. козельский мещанин антрепренер Борис Соловьёв, уже давал в нем первые представления. Что представляла собой первая владимирская труппа антрепренера Соловьёва? Надо сказать, что и в этом отношении было довольно благополучно. Сам антрепренер, не обладая большим артистическим таланом, довольно редко выступал на сцене. Любимцем владимирской публики, не научившейся еще разбираться в тонкостях актерского искусства, был Турчанинов, может быть, потому, что он владел «даром возбуждать смех даже при незначительности роли». Турчанинов окончил Московскую театральную школу. В ролях простаков в первом владимирском сезоне выступал Сабуров. С особым успехом он играл Карлушу в водевиле П.А. Каратыгина «Булочная». Из московского театра перешел на владимирскую сцену образованный актер Степанов, занимавший амплуа первых любовников. Но, конечно, первое место в мужской половине труппы принадлежало Лаврову, а в женской - Соколовой. Это были опытные актеры, стремящиеся наиболее полно воплотить авторский замысел, слиться с воображаемым образом. Оба - сторонники реалистической, простой игры. Мы с удовольствием смотрим игру Лаврова и Соколовой и смело скажем, что они не уронили бы себя ни на одной провинциальной сцене...» - справедливо отмечал рецензент. Соколова особенно хороша была в ролях комических старух, а Ивану Ивановичу Лаврову должно принадлежать не только первое положение в антрепризе Соловьёва, но и в истории Владимирского театра. Один из редких актеров, получивший университетское образование, он к 1847 году имел уже двенадцатилетний сценический стаж. Каков же был репертуар первого театра во Владимире? Чем «угощал» Соловьёв местных любителей театрального искусства? Репертуар театра был достаточно традиционен: водевили, куплеты, шутки, бытовые сценки об уроках ревнивым, но глуповатым мужьям и коварным, но легкомысленным женам. Несмотря на довольно хорошую труппу, Владимирский театр при руководстве Соловьёва совершенно не выполнял общественно-воспитательной функции. Таланты артистов растрачивались на пустые водевили, трескучие мелодрамы. Два-три новых спектакля в неделю изнашивали силы актеров, не давали им возможность выучить роли, а поэтому некоторые из них во время спектакля «терлись» около суфлерской будки. В первый сезон шли на сцене водевили «Дядюшка-болтушка, или дверь в капитальной стене» Н. Акселя, «Жена, каких много, или муж, каких мало» Григорьева, «Мнимая Фаина Эльслер, или вот так афера» того же автора, «В людях - ангел, не жена, дома с мужем - сатана» и т.п. Труппа играла сезон 1848-49 гг., а затем выехала в Вологду, где имела большой успех. Сезоны 1849-50 и 1850-51 гг. Владимир обходился без профессиональной труппы. Спектакли второго сезона проходили по сообщениям газет тех лет «сносно». Репертуар составляли водевили: «Муж в камине, а жена в гостях», «Фортункин, или Муж с места, а другой на место», «Не ест, а толстеет - вот странное дело!» Построенному наспех деревянному балагану уже в октябре 1850 г. владимирский полицмейстер вынес приговор: «Все здание по ветхости своей близко к разрушению, а посему не только нельзя дозволять представлений а этом здании, но для предупреждения несчастных последствий, могущих случиться от разрушения оного, следует немедленно сломать».
Коллежский регистратор Азбукин держал в 1851 г. театр в Муроме. В селе Иванове, Шуйского уезда, летом 1852 года возник публичный театр.
Театр Лаврова
Владимирцы уже не представляли себе, как коротать долгие зимние вечера без театра. Владимирская городская Дума любезно разрешила третьей гильдии купцу Ивану Ивановичу Барсукову-Лаврову возвести близ Золотых ворот новое театральное здание. Лавров, по совету владимирского гражданского губернатора П.М. Донаурова, весной 1851 г. начал у Золотых ворот строительство нового деревянного театрального здания на свои и на средства купца Боровецкого Н.В. Закладка театра состоялась 27 апреля под наблюдением губернского архитектора Я.М. Никифорова. К осени здание театра было построено, вернее, закончено строительство «первой очереди», так как Лавров не успел и не сумел обшить его тесом. Этот театр был деревянный. Он имел в длину 16 сажен, в ширину - 7 сажен. Здание располагалось против Золотых ворот, параллельно с валом, к которому примыкало с одной стороной. Театр находился примерно на равном удалении от всех частей города. 21 сентября 1851 года у Золотых ворот был открыт новый театр и теперь владимирцы регулярно могли смотреть театральные представления. Уровень игры профессиональных актеров был гораздо выше, чем у любителей, а это развивало эстетические вкусы публики и подтягивало самих любителей. Зрительный зал, как не без гордости сообщали «Владимирские губернские ведомости» (12 января 1852) был построен «по системе Венского театра и имел форму вазы или опрокинутого колокола». Это обеспечивало хорошую акустику и оптику. Зал имел плоский потолок. Пол партера был слегка наклонен к сцене. Имелось два яруса висячих лож, отделенных друг от друга барьерами. Кроме партера и лож, имелись амфитеатр, балкон и галерея. Между зрительным залом и сценой находилась оркестровая яма глубиной в человеческий рост. Она вмещала до 20 музыкантов. Сама сцена была устроена по образцу Большого театра в Петербурге, с раздвигаемым полом - «провалами» и рамами для декораций. Неплохо обстояло дело и с составом труппы. Она была маленькая, но состояло из одаренных людей. Имелись и талантливые артисты, как, например, А.М. Красовский. «Подобный актер есть не необходимость не только для здешней труппы, но и для всякой», - писал о Красовском местный рецензент Сергей Нежданов («Владимирские губернские ведомости», 19 января 1852). «Г-н Красовский имеет дар смешить. Такой актер составляет совершеннейшую необходимость провинциальной труппы... Заботливо изменяет свою физиономию», удачно костюмируется, только часто прибавляет, для смеха, от себя некоторые выражения... Красовский занимает первое место во владимирской труппе», - соглашался с ним II. Александровский (там же, 1 декабря 1852). Красовский был также драматургом: его пьеса «Жених на ножевой линии», выдержанная в славянофильском духе, была в 1853 г. Поставлена московским Малым театром с участием великих артистов М.С. Щепкина и П.М. Садовского. Сам Иван Иванович Лавров обладал не столько талантом, сколько жизненным и сценическим опытом. Это был очень грамотный актер, получивший университетское образование. Он был поклонником П.С. Мочалова, с которым находился в дружеской переписке. Между зрителями и артистами труппы сразу установились дружеские отношения. «Владимирская публика до баловства снисходительна к игре актеров: апплодисмент следует за каждою пьесой. и редкий спектакль кончается без трех-четырех вызовов» - свидетельствует Н. Александровский. Особенно старался заслужить расположение зрителей молодой актер Копылов. Он добросовестно изучал роли, реагировал на замечания критики, старался быть естественным в игре. Из «полезностей» труппы критика отмечала Немчинову, которая хорошо играла кухарок, и Выходцева (у него, как, впрочем, и у некоторых других артистов, было неважное произношение). Второй Владимирский театр существовал в эпоху крепостничества. Это накладывало отпечаток на всю его деятельность, и прежде всего репертуар, который сильно зависел от социального состава зрительного зала. Театр был недоступен трудовому люду. Ложи абонировали помещики, дворяне, офицеры. Они имели свои эстетические пристрастия и требовали от содержателя соответствующего репертуара. Если афиша не удовлетворяла богатую публику, то она переставала ходить в театр, а антрепренер горел. Все это приходилось учитывать Лаврову и часто идти на компромисс со своей совестью и своими убеждениями. Однако, к чести его, следует скачать, что Владимирский театр почти не ставил ложно-патриотических пьес Кукольника, Полевого и им подобных драматургов. Чтобы не потерять зрителя и компенсировать затраты на строительство театра (5000 рублей серебром), Лавров выбрал меньшее зло — он обильно насытил репертуар водевилями, которые пользовались в то время широкой популярностью. Водевили были оригинальными и переводные, одно-, двух- и трехактные, с пением и музыкой, переодеванием и путаницей. Вот, например, афиша первых трех спектаклей. 21 сентября 1851 г. на открытии театра шли: 1. Андрей Степанович Бука, или Кто не плясал по женской дудке» - комедия-водевиль в 2-х действиях П.И. Григорьева. 2. «Артист, или певец, музыкант и фигурант» - шутка-водевиль в 1-м действии, переведен с французского А.И. Булгаковым. 23 сентября были показаны три пьесы: 1. «Что и деньги без ума, или овернские горцы в Париже» - водевиль в 1-м действии С.П. Соловьёва. 2. Любовное зелье, или цирюльник-стихотворец» - опера-водевиль в 1- м действии, перев. с французского Д.Т. Ленским. 3. «Зубная боль» - фарс-водевиль в 1-м действии. 26 сентября - вновь три водевиля в разных видах: 1. «Рецепт для исправления мужей» - комедия-водевиль в 2-х отделениях, взятая с французского Н.А. Коровкиным. 2. «Новички в любви» - комедия-водевиль Н.А. Коровкина. 3. Провинциальный театр, или Отелло из Лоскутной линии» - шутка-водевиль в 1-м действии П.Г. Григорьева (Григорьева 2-го). И так каждую неделю. Первый сезон нового театра прошел под знаком водевиля. Иван Иванович «выручал» свои затраты и завоевывал владимирскую публику. Кроме того, он хорошо знал силы своей труппы, с которой не рисковал ставить классическую трагедию или драму. Грешно было бы обвинять только Лаврова в бессодержательности репертуара, если императорская сцена недалеко ушла вперед в этом направлении. Ведь провинция копировала столицы. Несмотря на эти очевидные недостатки в ведении «дела», трудно умалить значение плодотворной деятельности И. И. Лаврова в истории Владимирского театра, которая продолжалась несколько сезонов. Источник: Иванов А. Театру Золотых ворот. «Призыв» 1968 г. 16 июня.
В 1850-е гг. театр переходил от одного антрепренера к другому, но ни один из них, надо признать, не оставил заметного следа в его истории. Куда более значительным периодом жизни театра стали годы 60-е XIX в. В 1863 г. во Владимире появился новый предводитель дворянства Огарев Михаил Ильич. Появился не один, с супругой - талантливой актрисой Петербурского Александринского театра Александрой Михайловной Читау, выйдя замуж за гвардейского офицера Михаила Ильича Огарева, вынуждена была покинуть сцену (полковые традиции не допускали браков между офицерами и актрисами). Супружескую чету поразил сходящий на нет уровень театрального дела во Владимире. Будучи людьми, не представляющими своей жизни без театра, они живо взялись за дело. Подбором репертуара, художественной направленностью руководила Александра Матвеевна. Ей удалось создать довольно сильный творческий коллектив. Труппа состояла из молодежи, большей частью воспитанников Петербургского театрального училища. «Это была действительно огромная, дружная артистическая семья», - пишет в своих воспоминаниях великий русский актер Александр Павлович Ленский, начавший свой творческий путь профессионального актера на сцене Владимирского театра.
Актер Александр Павлович Ленский. Рисунок Мыслиной Марии Владимировны. Нач. 1950-х гг.
Театр в то время представлял из себя «одноэтажный деревянный сарай, который может походить на что угодно: на хлебный амбар, конюшню, но менее всего на театр... Спектакли шли два-три раза в неделю, и пьесы срепетовывались очень хорошо, - вспоминает Ленский. - Надо сказать, что нигде я потом не встречал такого отношения к искусству и к труппе, как у Огаревых тут, во Владимире. Служба у Огаревых была превосходной школой... Многие пьесы шли прекрасно и с большим ансамблем. Публика поэтому охотно посещала театр». Во Владимире в неделю показывали две-три новых пьесы. Зрителя - дворянства и купечества - хватало лишь на один спектакль, а простые люди театр не могли посещать. В репертуаре появились пьесы А.Н. Островского. Художественный уровень спектаклей несравнимо вырос. В 1860-е годы была сделана некоторая реконструкция фасада театра.
Театр у Золотых ворот. Деревянное двухэтажное здание, обшитое тесом и окрашенное светлой краской (архитектор Я.М. Никифоров). С двух сторон - пониженные пристройки. Наличники, фигурные в верхнем ярусе, окрашены в темный цвет. Фронтон дома с надписью “Театръ” увенчан шпилем, кровля - фигурным гребнем-решеткой. Три входа с навесами. Справа - забор с высоким деревом за ним, далее видна часть круглой башни Золотых ворот. На переднем плане - вымощенная булыжником площадь, несколько пешеходов.
В 1864 г. состоялись гастроли на сцене Александринского театра в Петербурге, не оставшиеся незамеченными ни столичной публикой, ни прессой. В составе актерского коллектива оказался Александр Ленский, настоящая фамилия которого была Вервициотти - по матери, известной певице. Актер был внебрачным сыном князя Павла Гагарина. Псевдоним Ленский Александр взял себе в честь популярного автора водевилей Дмитрия Ленского («Лев Гурыч Синичкин» и др.). Вероятно, в одном из водевилей Александр Ленский и дебютировал во Владимире в 1865 году.
П.А. Стрепетова играла в театре Ермакова в Муроме в 1867 году и встретились с А.П. Ленским в театре Ермакова летом 1868 года при организации артели для гастролей по провинциальным театрам.
«Судя по воспоминаниям Ленского, его отец (князь Павел Иванович Гагарин) умирает в начале 60-х гг., до 1865 г., когда Александр уезжает во Владимир, где начинает самостоятельную актерскую деятельность. Кстати, в этом городе он жил в доме княгини Зинаиды Павловны Гагариной, законной дочери Павла Ивановича, о которой Ленский сохранил намять как об истинном своем ангеле-хранителе. С Зинаидой Павловной, по воспоминаниям ученика Федорова Петерсона, общался и Николай Федорович. Это была на редкость душевная, светлая женщина, внешне очень похожая на своего отца. Для нее все ее сводные братья и сестры были родными и близкими людьми, которым она всегда старалась помочь, чем могла» (Семенова Светлана. Московский Сократ. Жизнь, учение, судьба идей Николая Федорова. Журнал «Волга», 1989, № 9).
Во второй пол. 1860-х гг. супруги покинули Владимир. Театр осиротел. И следующие два десятилетия вел жизнь ничем не примечательную, мало отличимую от жизни подобных ему провинциальных театров. В 1877 г. «Городской театр уже 10 лет как не имеет постоянной труппы, в нем играют временные странствующие актеры, дают концерты заезжие виртуозы, изредка в частных домах устраиваются любительские спектакли. Публика, особенно верхнеярусная любит чувствительные представления, в роде: «Смерть Ляпунова» и т.п. Театр вмещает до 300 зрителей, состоит из 2-х ярусов: 1) 14 ложь и партер, 2) балкон и 3) галереи».
В 1890 году «третьего апреля в гор. Владимире был устроен спектакль в пользу недостаточных студентов-владимирцев Московского университета с участием артистов Московского Малого театра. Давалась драма А.С. Суворина «Татьяна Репина» с М.Н. Ермоловой, в главной роли. Вместе с Ермоловой в этом спектакле, - сообщает критик «Нового времени», - были заняты А.П. Ленский, О.А. Правдина и другие. Эпизодические роли исполняли местные любители драматического искусства...». В том же году во Владимире побывали И.Н. Федотова, О.О. Садовская, К.Н. Рыбаков, которого в своей комедии «Лес» упоминает А. Островский. В 1891 году во Владимире роль Отелло исполнил такой знаменитый провинциальный артист-гастролер, как Рощин-Инсаров. С 1892 г. в театре играл Красов Николай Дмитриевич (1867 – 1940). Нач. 1890-х гг. было ознаменовано шумным успехом частых гастролей на владимирских подмостках замечательных актеров Малого театра. Для владимирской публики играли М.Н. Ермолова, А.П. Ленский (уже знаменитый столичный актер), О.А. Правдин, Г.Н. Федотова и другие корифеи прославленного театра.
Последние годы XIX в. театр доживал в нищете, то и дело переходя из рук одного не очень удачливого антрепренера к другому, не более удачливому.
23 апреля 1902 г. – юбилейное торжество в честь Н.В. Гоголя и В.А. Жуковского в г. Владимире. Вечером того же дня для учащихся г. Владимира дан был в городском театре бесплатный спектакль с живыми картинами, посвященный памяти Н.В. Гоголя и В.А. Жуковского. Устройство этого спектакля взяли на себя, при благосклонном участии местного артистического кружка, Е.Б. Островская и Н.А. Скоропадский. Программа спектакля была такова: I. Женитьба. Комедия Н.В. Гоголя. 1-е действие. II. Ревизор. 1,2 и 3 действия. III. Живые картины: 1) Смерть Жанны д Арк, 2) Ночь перед Рождеством, 3) Наль и Дамаянти, 4) Ундина и 5) Апофеоз: Гоголь окруженный своими героями. 1902 г. «По устройству народных спектаклей Уездный Комитет вошел с антрепренером городского театра в соглашение, по которому он обязался, силами своей труппы, ставить по праздникам дневные спектакли для народа с платой от Комитета по 40-45 руб. за спектакль с тем, чтобы все расходы по постановке спектаклей относились на его счет, а плата за вход поступала в средства Комитета, причем цены местам были назначены весьма низкие: от 5 до 75 копеек. Репертуар был выработан Комитетом из числа пьес, разрешенных для народных театров. Поставлены были пьесы: „Ревизор", „Лес", „Не все коту масляница", „Чародейка", „Сама себя раба бьет, коли нечисто жнет", „Недоросль", „Каширская Старина" и др. Всего за проданные билеты на 9 спектаклях, данных в 1903 году, выручено 337 руб. 51 коп. из коих в казначейство для зачисления в специальные средства Комитета 60 р. 48 к. поступили в 1903 году, почему в графе 8 ведомости «форма № 2» и значится сумма лишь 277 руб. 03 коп. Антрепренеру выдано за 6 спектаклей по 40 руб. и за три по 50 руб., да 2 руб. уплачено за напечатание предварительных афиш о имеющих быть народных спектаклях, а всего израсходовано 392 руб. Таким образом Комитетом от постановки спектаклей понесено убытка в 1902 году 54 руб. 49 коп.» (Отчет о деятельности Владимирского Попечительства о Народной трезвости за 1902 год). «По устройству народных спектаклей Уездный Комитет Владимирского Попечительства о народной трезвости вошел с антрепренером городского театра в соглашение, на основании которого по праздникам ставились дневные спектакли для народа. За каждый спектакль Комитет уплачивал по 50 руб. с тем, чтобы все расходы по постановке спектаклей производились антрепренером, а плата за вход поступала в средства Комитета. Цены местам были назначены самые низкие: от 5 до 75 коп. Репертуар был выработан Комитетом из числа пьес, разрешенных для народных театров. Поставлены были пьесы: „Измаил", „Майорша", „Ямщики", „Ванька Ключник", „Гроза", „Царская Невеста", „Не в деньгах счастье", „Параша Сибирячка", „На бойком месте" и другие. Всего за проданные билеты на 9 спектаклей, данные в 1903 году, выручено 552 руб. 81 коп., из коих антрепренеру, согласно условия, уплачено, по 50 руб. за спектакль, 450 руб. и, согласно постановлению Комитета от 22 февраля, за вполне добросовестное исполнение принятых им на себя обязанностей выдано 50 руб., а всего 500 р. Таким образом от постановки спектаклей получилось прибыли 52 руб. 81 коп. В течение Великого поста, с 2 по 30 марта 1903 года, велись чтения в здании городского театра (по ветхости оно в настоящем году закрыто), каждый раз переполненного народом, преимущественно крестьянами и мастеровыми (мужчины, женщины и дети). Но к великому сожалению полное отсутствие в городе Владимире хоть сколько-нибудь удобных для аудитории помещений окончательно затормозило это благое начинание Комитета» (Отчет о деятельности Владимирского Попечительства о Народной трезвости за 1903 год). Владимирская Городская Дума в одном из заседаний своих постановила передать безвозмездно Уездному Комитету здание городского театра со всем находящимся в нем имуществом и уступить занятый этим зданием участок земли для устройства народного дома, с тем однако условием, чтобы в народном доме был зрительный зал для отдачи его в арендное пользование антрепренеру. Для осмотра здания театра была избрана особая Комиссия, которая нашла, что, по ветхости здания оставить его в таком виде нельзя, как нельзя и приспособить его для народного дома, а необходима полная сломка здания. Постройка народного дома исчислена в 50000 рублей. Уездный Комитет, не имея таких средств и считая условия, предлагаемые Городской Думой стеснительными от принятия этого дара пока воздержался. В 1903 году здание театра было признано непригодным к использованию.
Народный дом
23 июля 1904 года, произошла закладка здания Народного дома Владимирского Комитета Владимирского Попечительства о народной трезвости. Архитектор - Я.Г. Ревякин. Освящение и открытие Народного дома прошло 16 января 1905 г. на улице Царицынской (Улица Гагарина). См. Народный Дом В 1905 году при Народном доме образовался кружок любителей драматического искусства, любительский хор и открыты классы пения и музыки. Постановкой народных спектаклей и других развлечений заведовала особая комиссия, выбранная из числа членов-соревнователей; один из этих членов обучал пению и музыке бесплатно. Народных спектаклей на сцене Народного дома в течение 1905 года состоялось 18 платных, посетителей всего было 7106 человек, и 3 бесплатных для учащихся, посетителей было 1686. Кроме спектаклей был один музыкально-вокальный вечер, посетителей на нем было 318 человек. Из других развлечений были следующие: три раза демонстрировался синематограф и три раза приглашался военный оркестр по вечерам с 7-ми часов до 10-ти час. веч. Всего посетителей на этих развлечениях было 1114 человек. На спектаклях были поставлены следующие пьесы: «Майорша», драма 5 д. Шпажинского, комедия «Рвачи» Шпажинского, «Теплые ребята», комедия шутка в 3 действ. Разсохина, «От преступления к преступлению», в 3 действ. комед. шутка, «На пороге великих событий», комед. в 4 действ. соч. Павлова, «Жених из ножевой линии», ком. в 5-ти действ. Красовского, «Свои люди сочтемся», ком. в 4-х действиях Островского, «Не в деньгах счастье», ком. в 4-х действ. Чернышева, «Меблированные комнаты Королева», ком. в 3-х действ. Крюковского, «Прежде скончались, потом повенчались», ком. в 2-х действ. Максимова, «Жертва за жертву», драма в 3-х действиях Дьяченко, «Фофочка», ком. в 3-х действ. Шпажинского, «Ревизор» в 5-ти действ. соч. Гоголя, «Ночное», сцена в 1-м действ. Стаховича, «Скандал в благородном семействе», шутка в 3-х действ. Куликова. И кроме того было пять оперных спектаклей: «Демон», «Евгений Онегин» — по два раза и «Царская невеста». При небольших сборах на спектакли допускались и бесплатные посетители из учащихся и из приезжих крестьян. В 1907 г. здание Народного дома было реконструировано губернским архитектором П.Г. Бегеном. Первый этаж занимали зрительный зал и сцена. Верхний этаж - столовая и чайная, библиотека, где можно было почитать свежие газеты. В помещении было водяное отопление, а электричество давало оборудование, поставленное в подвале.
Народный дом общества трезвости
Владимирский областной театр кукол. Улица Гагарина, д. 7
Старое деревянное здание театра к 1907 году было снесено. На его месте 8-го июля 1907 г. происходила закладка здания Реального училища, которое строилось по проекту московского архитектора П.А. Виноградова. Комитет Попечительства о народной трезвости приобрел для Народного дома синематограф. При Народном доме существовал кружок любителей драматического и музыкально-вокального искусства. Во главе кружка стояла театральная комиссия, выбранная из членов комитета, которая заведовала постановкой спектаклей и других развлечений и сдачей помещения под гастрольные спектакли, но непременным условием антрепренеру было поставлено «не ставить на сцене родного дома фарсов репертуара театров - буфф, вообще в выборах пьес считаться с мнением Театральной Комиссии и ставить не менее одного раза в неделю общедоступные народные спектакли, по удешевленным ценам, установленным Комитетом. В 1907 г. кроме любительских спектаклей было немало гастрольных спектаклей как оперных, так и драматических; в течение сентября играла русско-малороссийская опереточно-драматическая труппа под дирекцией Б.Л. Бродерова. Репертуар труппы Б.А. Бродерова следующий: ОПЕРЫ: «Запорожец за Дунаем», «Майска — ничь», «Аскольдова Могила», «Катерына». Русские и Малороссийские пьесы: «Русская свадьба», «За волю и Правду», «Тарас Бульба», «Вий», «Ямщики», «Мазепа», «Ночное», «Невольник». ОПЕРЕТКИ: «Цыгане на Подоли», «Наталка Полтавка», «Свадьба Терпелыхи зъ Вознымъ», «Гейша», «Сорочинский ярморок», «Бувальщина», «Запорожский клад», «Царицины черевички», «По ревызии». Всего за сентябрь месяц труппой Б.А. Бродерова было дано двадцать шесть спектаклей, в том числе 3 спектакля народных по удешевленным ценам и 1 благотворительный. С 1 октября 1907 г. играла драматическая труппа Г.П. Ростова, снявшего театр Народного дома на весь зимний сезон, т. е. с 1 октября 1907 г. по первый день Великого Поста 1908 г. Репертуар драматической труппы Г.П. Ростова с 1 октября по 31 декабря включительно был следующий: „Идиот", „Седьмая Заповедь", „Хаос", „На жизненном пиру", „Трильби", „Стены", „На пороге великих событий", „Преступление и наказание", „Миллионы", „Гроза", „Вильгельм Тель", „Новый мир", „Недоросль", „Казнь", „Фарили", „Помолвка в галерной гавани", „Братья Карамазовы", „Плоды просвещения", „Оболтусы и ветрогоны", „Горе от ума", „Женитьба Бальзаминова", „Вор", „В еврейском квартале", „Конфликт", „Царь Феодор Иоаннович", „Василиса Мелентьевна", „Смерть Иоанна Грозного", „Грешница", „Власть Тьмы", „Петербургские Трущобы", „Коринфское чудо", «Эрос и Психея», „Фома Гордеев", „Муж из деликатности", „Шалости Ивана Мироныча", „Путешествие вокруг света в 80 дней", „Клуб холостяков", „Измена", „Нена Саиб", „Уриэль Акоста", „Дети Ванюшина", „Цыганка Занда", „Лес", „Убийство Коверлей", „Красотка с чудными глазами" и „Безработные". Всего за три месяца зимнего сезона, т.е. с 1 октября 1907 г. по 1 января 1908 г., труппой Ростова постановлено было 60 спектаклей; из числа их народных по общедоступным удешевленным ценам, установленным Комитетом, 16 спектаклей средним числом по 500 посетителей; два спектакля в пользу общества «Ясли» и два спектакля с чтением рефератов о самой пьесе и ее авторе („Горе от ума", «Недоросль"). Спектакли охотно посещались лицами всех сословии, живущих в г. Владимире, в особенности учащейся молодежью, приказчиками, служащими в различных учреждениях, вообще служили прекрасным времяпрепровождением в свободные от занятий часы, отвлекая от употребления крепких напитков. Труппа Г.П. Ростова выступала в театре Народного дома в 1907-1910 гг. (см. Библиотека и театр во Владимире в начале ХХ века). Осенью 1907 года устройство бесплатных и общедоступных по цене спектаклей и вечеров для детей прекратилось. Правление Общества «Детской Помощи», заботясь о предоставлении детям разумных развлечений, договорилось с антрепренером Ростовым и нашло возможным в виде опыта, за плату – 50 руб., купить один спектакль. При полном сборе – 113 руб.,- при ценах от 5 до 30 коп., была разыграна артистами труппы г. Ростова комедия Грибоедова «Недоросль». Второй же такой спектакль (комедия Островского «Женитьба Бальзаминова»), благодаря несколько повышенным ценам, к чему, к сожалению, пришлось прибегнуть ввиду запрошенных уже Ростовым не 50, а 70 руб. за спектакль, успеха не имел и дал дефицит, который пришлось покрыть доходом от первого спектакля; вследствие чего чистый сбор от двух спектаклей выразился в сумме только 1 р. 6 коп. Дальнейшее устройство спектаклей, покупая их у Ростова, пришлось прекратить, так-как антрепренер, несмотря на просьбы членов Общества, ни на самую цель устройства подобных развлечений, понизить цену не согласился. Глеб Павлович Ростов был известным в провинциальных театрах России артистом, режиссером, антрепренером. При нем спектакли давались четыре раза в неделю, для учащихся выпускались дешевые билеты, в дни каникул спектакли для них шли ежедневно. В репертуар; труппы были пьесы Гоголя, Грибоедова, Островского, Шекспира, Шиллера, Андреева, Горького, Чехова. «С 1-го января по 8-е февраля 1909 года давались спектакли драматической труппой антрепренера Распопова-Ростова. В часы свободные от спектаклей, антрепренером, в театре Народного Дома, демонстрировался кинематограф, при чем сеансы эти в те дни, когда не было спектаклей, начинались с 12 часов дня и оканчивались в 11—12 часов ночи, а в дни спектаклей заканчивались всегда за 1 ½ часа до начала спектаклей. Со второй недели Великого поста и по 1-е Мая, театр Народного Дома был сдан Комитетом предпринимателю Яхонтову для сеансов кинематографа, причем Комитетом в своем распоряжении было оставлено несколько дней для гастрольных спектаклей. Выговоренное время было использовано следующим порядком: состоялся концерт Шевелева, три гастроли Петипа, один благотворительный спектакль и две гастроли Пасхалова. Сеансы кинематографа, благодаря дешевизне цен, установленных Комитетом на места в зрительном зале (от 6 до 45 коп.), привлекали весьма большое число зрителей преимущественно из бедных жителей гор. Владимира и окрестных мест. За время с 8 Февраля по 6-е Сентября состоялись: благотворительный спектакль в пользу земской женской гимназии, поставлено было: «Сердце загадка» и «Благотворительница», 3 гастроли (2-6 января и 25-26 февраля) Петипа с его труппой, шли: „Израэль", „Следствие", „Пылкая страсть", „Петербургские когти" по по пьесам А. Дюма «Полусвет», Мольера «Тартюф», «Дон Жуан». Затем состоялись: концерт Шевелева и Мамонтовой и спектакли Пасхалова, которым были поставлены: „Гельотина", „Сироп Самсона", „Клещи", „Три господина из Гавра", „Клуб самоубийц", „Система доктора Гудрона". За летний сезон, начиная с 1-го Мая и по 26 Сентября, в театре Народного Дома состоялись концерты: „Валентины Куза", „Ядвиги Залесской и Садыкова", „Капеллы Агренева-Славянского", концерт Максимова, два концерта Агреневой-Славянской и сеанс Элеоноры Ленц и один любительский спектакль. В 1909 году на сцене Народного Дома были поставлены следующие пьесы: „Живой товар", Полусвет", „Тартюф", „Дон Жуан", „Укрощение строптивой", „Гувернер", „Дети Ванюшина", „Воровка", Варфоломеевская ночь", „Медея", „Загадка", „Мария Стюарт", „Забубенная Головушка", „Ревизор", „Лиса Патрикеевна", „Ревизор", „Заза", „Тайна", „Эсмеральда", „Свадьба Кречинского", „Дни нашей жизни", „Две сиротки", „Плоды просвещения", „Белая ворона". С 26 Сентября 1909 г. вновь начались драматические представления труппы Распопова-Ростова и демонстрирование кинематографа им же. В репертуар этой труппы вошли следующие пьесы: „Вторая молодость", „Маргарита Готье", „Сполохи", „Большой человек", „Рабы", „Иванов", „Ашантка", „Мещане", „Их четверо", „Северные богатыри", „Система доктора Гудрона", „гастроль Адельгейма", „Казнь", „Обрыв"; „Дети XX века", „После бала", „Зуб мудрости", „Последняя жертва", „Хрущевские помещики", „Красная мантия", „Анатэма", „Дни нашей жизни", „Блуждающие огни", „Откуда сыр бор загорелся", „Парижские нищие", „Горе от ума", „Шелковичные Черви", „Анфиса", „Гроза", „Флориа Тоска", „Осел Буридана", „Женитьба Белугина", „Ксения и Лжедимитрий", „Злоба дня", „Каширская старина", „Приват Доцент", „Трое из Гавра", „Гильотина", „Жак Нуар и Анри Заверни", „Разбойники", „Привидения", „Извозчик Геншель", „Маскарад", „Измаил", „Сарданапал", „Синяя птица", „Черт". За этот период времени по значительно уменьшенным ценам было поставлено 5 спектаклей и благотворительных 7» (Отчет о деятельности Владимирского Попечительства о Народной трезвости за 1909 год). 1911 год начался гастролями Мамонта Дальского, а в апреле того же года в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Гроза» выступили В.Н. Пашенная и В.A. Сажин. Владимирская публика полюбила спектакли как заезжих трупп, так и местных любительских кружков, тем более - яркие выступления столичных артистов. Перед спектаклями и в антрактах играл духовой оркестр 9-го гренадерского Сибирского полка. «Что касается театрального дела, то оно непосредственно самим Комитетом не велось, а театр Народного Дома для эксплуатации сдавался антрепренерам, при чем, при заключении условия с ними, Комитет ставил им непременным обязательством, чтобы не менее двух раз в месяц давались, так называемые, общедоступные спектакли с платой от 12 до 75 к. и к постановке рекомендовались по возможности пьесы наших русских классических писателей и только в виде особого исключения допускались пьесы иностранных писателей. В 1911 году таких спектаклей состоялось 16; в их репертуар вошли драматические произведения фон-Визина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Островского и Толстого. Кроме общедоступных спектаклей, в зимний сезон 1911 г. на сцене театра Народного Дома постоянными драматическими труппами, под управлением Ларизиной и Шумилова-Еливицкого было поставлено 99 спектаклей, в репертуар которых входили драмы, комедии и водевили как русских, так и иностранных писателей. В это же время состоялось 16 спектаклей малороссийской драматической труппы под управлением Сагатовского. С окончанием зимнего сезона и по окончании арендного договора с Ларизиной, Комитет за время весеннего сезона 1911 года, приглашал на гастрольные спектакли драматических артистов разных Московских театров, артистов оперной итальянской труппы Ганселец и артистов товарищества Петербургской оперной труппы, при чем первой труппой было дано восемь драматических спектаклей, а оперными труппами поставлено 8-мь опер. В это же время состоялось два концерта» (Отчет о деятельности Владимирского Попечительства о Народной трезвости за 1911 год). Театральное дело в январе и феврале 1913 г. велось самим Комитетом. С окончанием зимнего сезона, Комитет во время весеннего сезона 1913 года приглашал на гастрольные спектакли драматических артистов Императорского Московского Малого и других московских театров, причем ими было дано 9 спектаклей. Начиная с сентября и по конец 1913 года, театр был сдан антрепренеру. Всех драматических спектаклей в 1913 году состоялось 132, из них 8 спектаклей утренних по значительно удешевленной цене, от 10 до 75 коп. за место. Для постановки драматических спектаклей пьесы выбирались преимущественно русских писателей, а на утренники, т. е. на спектакли общедоступные, пьесы ставились почти исключительно классические. Кроме драматических спектаклей состоялось еще 5 оперных и 3 концерта приезжих гастролеров. Кроме общедоступных спектаклей, Комитетом был устроен один юбилейный спектакль, по случаю благополучного 300-летнего царствования Дома Романовых по самым уменьшенным ценам.
Реклама франко-русского театра, выступавшего во Владимире на Ярмарочной площади (на Никитской улице). Опубликована 3 июня 1915 года в газете «Старый Владимирец».
С началом первой мировой войны (с 1914) театр временно закрылся. Народный дом отвели беженцам, где 200 беженцев ежедневно получали в столовой питание из двух блюд: щей и каши и 1 фунта черного хлеба на человека (21 коп. в сутки), позже для них выстроили специальный барак за Юрьевской заставой (см. Прием беженцев и военнопленных во Владимирской губернии 1915-17 гг.). О том, в какое состояние пришло здание после этого, можно судить по газетным публикациям того времени. 20 ноября 1916 года газета «Старый владимирец» писали: «Пустующее здание Народного дома производит печальное впечатление, приняв во внимание огромную нужду в помещении для благотворительных организаций. В таком виде, в каком находится Народный дом, он едва ли удобен даже и для чтения лекций, т.к. грязь, и разрушения могут испугать самого неприхотливого посетителя». Исполнительный Комитет, решив организовать ряд собраний по текущим вопросам, а также приступить к устройству лекций, поручить комиссии инженеров по тщательном осмотре решить вопрос о пригодности для этой цели здания Народного Дома. Из акта об осмотре от 12 марта 1917 г., представленного Комиссией, явствует, что в настоящем своем виде здание Народного Дома совершенно непригодно для массовых собраний. Так, например отопление и электрическое освещение не действует вовсе, крыша протекает и т.д. В пожарном отношении здание тоже представляет опасность. Комиссия, решила пока временно приспособить для собраний нижний этаж, а во втором этаже пользоваться только боковыми залами без хор, поручила инженеру Федорову составить смету на все необходимые работы по ремонту здания Народного Дома не позднее 16 марта представить ее Исполнительному Комитету. Советом Владимирского Губернского Временного Исполнительного Комитета 25 марта постановлено народный дом передать для пользовании культурно-просветительной комиссии. «По поручению Губернского Временного Исполнительного Комитета Н.Н. Воронин, П.В. Попов и В.И. Сергеев, с помощью солдат местного гарнизона привели Народный Дом в такое состояние, что он в настоящее время может быть использован для лекций, митингов, съездов, собраний и т. д. Народный Дом находится в ведении культурно-просветительной Комиссии Губернского Временного Исполнительного Комитета, к которой и надлежит обращаться с заявлениями о желании устраивать собрания, лекции и т. д. Хозяйственная часть поручена Г.П. Бубнову, Н.Н. Воронину и П.В. Попову» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №23, 31-го марта 1917). 12 июня 1917 года Владимирский Совет солдатских депутатов постановил: «Народный дом, которым ведает губернский исполнительный комитет, реквизировать для культурно-просветительных нужд Совета». Так Совет перехватил Народный дом у местной структуры Временного правительства и превратил здание в центр пропагандистской и культурной работы новой власти.
3 сентября 1917 г. в здании открыли кинотеатр «Гигант». «В Народном доме открыт кинематограф, который посещается публикой довольно охотно. В первые дни революции в этом доме кипела идейная борьба, а теперь … «оперетта»! Как все стало походить на дореволюционное время. «Гражданин» снова обрядился в костюм «обывателя» (газ. «Владимирская жизнь», 1917). Однако просуществовал «Гигант» лишь несколько месяцев. И затем здание было передано под театральные постановки.