Главная
Регистрация
Вход
Пятница
09.12.2016
20:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [24]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 23
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Город Владимир, улица Гоголя

Город Владимир
Улица Гоголя

Эта очень небольшая улочка находится в центре города, недалеко от Золотых ворот и рядом с Центральным универмагом.
До революции она называлась Куткиным переулком, по имени домовладелицы Куткиной, которой принадлежало здесь два больших деревянных дома.
В кон. XIX в. в переулке стояло шестнадцать домов, из них восемь одноэтажных деревянных, два каменных, остальные полукаменные. Переулок был тихим, зеленым. Правая его сторона начиналась и заканчивалась садом. Теперь садов нет.
«… при производстве земляных работ в Куткином переулке гор. Владимира, летом 1913 года, в деревянной глиняной колоде, представляющей собой по-видимому гроб (в колоде оказались остатки человеческих костей), была обнаружена маленькая чашечка, в виде вазы, украшенная орнаментом. Эта чашечка-ваза поступила в Музей Архивной Комиссии».

Левая сторона переулка вся была застроена домами. Многие из них снесены в конце 60-х - нач. 70-х гг. XX в. в связи со строительством нового здания драмтеатра у Золотых ворот. Перед зданием театра возникла площадь. Позади театра в 1971 г., к его открытию, посадили небольшую березовую рощу. Ею теперь и начинается улица Гоголя. Деревья стали большими и радуют глаз.


Березовая роща у Владимирского областного академического театра драмы


Куткин переулок от Дворянской ул. до Летнеперевозинской улицы (1899 г.).
Правая сторона: 2. Сад Бажановой, 4. дом Агапитовой, 6. Дом католической церкви и церковь католическая, 8. дом Куткиной, 10. дом Куткиной, 12. дом Иорданского, 14. Сад Никольской.

ОБЛАСТНОЙ ДОМ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ

Адрес: ул. Гоголя, д. 2 (здание ОДРИ)
См. Областной Дом работников искусств.


Театральная площадь и улица Дворянская. 1980 г.

Областной Дом работников искусств

В начале Куткина переулка в 1914 году на углу с улицей Дворянской был построен двухэтажный особняк издателя Исайи Самуиловича Коиля. Фасад дома выполнен в стиле необарокко. Наверху жил сам Коиль и его семья, а в подвалах располагались типография и переплетная мастерская. И не просто типография. Сегодня этот бизнес называют оперативной полиграфией, а в то время для него было одно русское слово - скоропечатня.
Именно в скоропечатне Коиля была в 1916 году выпущена книжка протоиерея Павла Ильинского «Об основании города Владимира на Клязьме великим князем Владимиром Святым», в которой приводились аргументы в пользу церковной версии основания Владимира - в 990 году. И эта версия в 90-е годы стала считаться почти официальной!
Дом Исайи Коиля в 90-е годы чуть не разделил участь многих снесенных домов в бывшем Куткином переулке (улицы Гоголя). Его считали не вписывающимся в ансамбль Театральной площади (хотя «ансамбль» весьма разностильный). К началу 1990 года, как напоминает сайт ОДРИ, особняк уже стоял без крыши, с оголившейся кирпичной кладкой. Усилиями культурной общественности здание отстояли и нашли ему вот такое назначение – Дом работников искусств, который и открылся в январе 1995 года.
Среди его задач недаром записано внедрение и пропаганда малых жанровых форм познавательного досуга. Для больших форм там просто места нет. В итоге ОДРИ по сути стал салоном для встреч творческих личностей разных направлений со своими коллегами, друзьями и почитателями. Маленький, зато уютный, зрительный зал на 80 человек не вместит массу, так что концерты, спектакли, выставки, презентации книг и фильмов, заседания различных клубов собирают понимающих ценителей того или иного жанра. Мероприятия проходят в ОДРИ почти каждый день, собирая то полный зал, то узкий кружок посвященных. Здесь представляют свое творчество авторы и исполнители, общаются члены творческих союзов, коллективы культурных учреждений проводят свои корпоративы. Среди целевой аудитории особо выделяется «техническая, педагогическая, управленческая интеллигенция».

Найти свое место в культурном пространстве Владимира среди более традиционных учреждений ОДРИ удалось при первом директоре Юрии Тумаркине, заслуженном работнике культуры. 20 лет посвятивший радиожурналистике, он возглавлял ОДРИ с самого начала до 2004 года, когда скоропостижно скончался. Тумаркин был одной из самых влиятельных фигур культурного бомонда Владимира. Задавая тон «малым формам» в ОДРИ, очень популярный в писательской среде, Тумаркин одновременно режиссировал большинство массовых праздников – от Дня города Владимира до 225-летия губернии и 85-летия комсомола.
К 10-летию со дня кончины первого директора активизировались обращения к главе областной исполнительной власти (ОДРИ подчиняется департаменту культуры и туризма) с призывом присвоить Дому работников искусств имя Юрия Тумаркина и разместить на здании мемориальную доску в его честь.


Мемориальная доска Юрию Тумаркину на здании ОДРИ
Мемориальная доска, изготовленная из бронзы размером 55х119 см, группы компаний «ОЛАКС». Автором памятного знака стал владимирский скульптор Илья Шанин. По словам руководителя инициативной группы по установке мемориальной доски Юрию Тумаркину Юрия Борисова, проект удалось воплотить в жизнь благодаря активной поддержке городских и областных чиновников, друзей и соратников Юрия Александровича, а также неравнодушных владимирцев.

К сожалению, ушла из жизни в 2010 году и второй директор ОДРИ Светлана Золотова– заслуженный работник культуры РФ, известная педагог-хореограф.
Со времен Юрия Тумаркина продолжается традиция разнообразия в творческом репертуаре ОДРИ. Одно время собрания утонченных интеллектуалов регулярно чередовались с буйной рок-тусовкой. Рок по-прежнему нередко звучит здесь, наряду с бардовской песней, джазом, «отчетниками» музыкальных школ, стихами и прозой.
Разнообразны и творческие объединения, базирующиеся в ОДРИ: литературные клубы «Стойло Пегаса» и «Владимирские посиделки» (уже по названиям видно, что они объединяют разные группы владимирских литераторов); песенный клуб «Алексея Фатьянова»; театр «Фавор», где заняты ведущие артисты областного драмтеатра; клуб старожилов «Я встретил Вас…» (краеведческой направленности); киноклуб «Синематограф» и другие. Клубы стремятся приглашать на мероприятия знаменитостей той или иной известности по своему направлению.
Высокие формы культуры на верхнем этаже ОДРИ годами уживаются с магазином и кафе, расположенными ниже. Кафе «Театральное» в последние годы стилизовано под культурный стиль всего учреждения.
Впрочем, получение духовной пищи можно непосредственно завершить или совместить с банкетом, не спускаясь в кафе – столы могут накрыть прямо при выходе из зрительного зала.


Кафе «Театральное»


Ул. Гоголя, д. 4. Детский сад. 1955-1962 гг.

Ул. Гоголя, д. 10. Дом учителей Орловых Н.В. и Е.Г. в 1955-1962 гг.


Ул. Гоголя, д. 10. ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ по Владимирской области.

ПРИХОД ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ СВЯЩЕННОГО РОЗАРИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Адрес: ул. Гоголя, д. 12в
Почти напротив березовой рощи, на правой стороне улицы, стоит католический костел. Его называют также польским.

В феврале 1891 году католики подали в губернскую строительную комиссию прошение о выделении участка земли под строительство часовни по католическим канонам. Строительная комиссия передала эту просьбу губернатору, и Судиенко Осип Михайлович ее одобрил. Дословно известно даже поручение губернатора Судиенко: «При сем препровождаю в Строительное отделение утвержденный Министерством план, разрешенный к сооружению на одной из боковых улиц города римско-католической каплицы, предлагая за постройкой сего здания иметь технический надзор».
Строительство было начато в 1892 г. и завершено в первые месяцы 1894 г. Архитекторы Афанасьев А.П. и Иван Анисимович Карабутов. В том же году часовня была освящена в честь Святого Розария.


Куткин переулок. Иодко В.В. 1909-1917 гг.
Вид с севера, со стороны Дворянской улицы. В центре: католический костел Розария Божьей Матери (на правой стороне переулка), с оградой прясла в каменные столбы (1892, архит. И.О. Карабутов). Вокруг деревянная застройка. Рядом с костелом дом Агапитовых с вывеской сапожной мастерской над воротами.

Католический костел. Открытка. 1909-1917 гг.

29 января 1904 года Могилевская католическая курия дала положительный ответ, поддержав просьбу владимирских католиков о преобразовании часовни Святого Розария Девы Марии в приходской храм. Архиепископу в Могилеве до революции подчинялись все католические приходы в России. Запрос о согласии ему направил владимирский губернатор Леонтьев Иван Михайлович. И вот согласие было получено за подписью архиепископского викария. Владимирский православный архиерей также не возражал.
11 февраля 1904 года приход римско-католической церкви во Владимире был официально учрежден губернатором.
26 февраля 1904 года Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел утвердил решение владимирского губернатора о создании самостоятельного прихода римско-католической церкви во Владимире.
По состоянию на 1910 год у владимирского костела было 1500 прихожан.

25 декабря 1930 года, прямо в день Рождества по Григорианскому календарю, было принято решение о «ликвидации римско-католической церкви во Владимире».
На сайте храма святого Розария Божией Матери цитируется стереотипная формулировка из протокола: «Принимая во внимание, что религиозная община в обсуждаемом вопросе отказывается от использования Церкви, что не поступило в течение необходимых для этого сроков срочных запросов со стороны других групп верующих об использовании оной,... церковь как дом молитвы – ликвидируется».
Было решено найти зданию костела другое применение. Католики обнаружили другой протокол тех дней, о том, что в здании предлагали разместить городскую библиотеку. Но не удалось найти документы, подтверждающие, что это было сделано.
Последним администратором католического прихода во Владимире был отец Антоний Дземешкевич, одновременно являвшийся настоятелем в Нижнем Новгороде. В том же, 1930 году, он оказался в Соловецкой тюрьме. Так и не выйдя из заключения, был расстрелян 3 ноября 1937 года.

Радио во Владимире

5 августа 1924 года газета «Призыв» сообщила о том, что получила радиотелефонный аппарат, и в скором времени будет установлена радиотелефонная связь. Большая часть сотрудников радостно ожидала это событие. Но скептики утверждали: радиостанция — это лишние хлопоты. Она громоздка, требует ухода. Штаты придётся расширять: ведь не полезет сам редактор на мачту! «Наплачешься с ней!» — таков был их вывод. А через несколько дней — восторженное сообщение газеты: «Приехал из Москвы радиотехник для установки радиостанции. Вскрыл ящики, в которых по частям была сложена радиостанция. И не прошло со дня приезда техника 24 часов, как станция была установлена. Мачты на крыше нет. Всего-навсего два аккумулятора под столом, а на столе усилитель да четыре катодные лампочки. Вот и всё, не считая антенны (вместо мачты!), которая наподобие карусели прижалась бочком к столу с аппаратами».
11 августа 1924 года во Владимире, в редакции газеты «Призыв» приехавший из Москвы техник провёл пробный прием радиопередачи. В тот день с помощью только что установленной радиостанции были приняты бюллетень погоды и официальные телеграммы из Москвы. Корреспондент газеты описывал свои впечатления так: «И был голос слышен так хорошо, что вполне можно было слушать без слухача…» (то есть без наушников). Со следующего дня редакция газеты «Призыв» полностью перешла на приём информации из Москвы через радиоприёмник.
Ежедневно в 3 часа 15 минут телеграммы с информационными сообщениями принимались по радио и тут же отдавались в набор для газеты.Но массового радиолюбителя эти передачи уже не устраивали. Основную часть времени эфир молчал. В конце того же 1924 года было создано Всероссийское общество «Радиопередача». Общество должно было решить, чем заполнить эфир. 22 ноября Общество организовало первый радиоконцерт. На следующий день прозвучала первая радиогазета, которая начиналась словами: «Говорит Москва!» Выступили А. Луначарский, Е. Ярославский, Г. Чичерин. Прозвучали сообщения о зарубежных и внутренних новостях, о новых книгах и фильмах, о спорте и т.д. Регулярными с тех пор стали и радиоконцерты. Во Владимире всё это воспринималось с большим восторгом: «Не бывая в Москве, мы уже прослушали часть лучших артистических сил оперы, драмы, музыки. В репертуаре радиоконцертов участвуют такие силы, как Нежданова, Качалов, Ипполитов-Иванов и др.», — писал один из владимирцев в газетной заметке. В радиогазете активное участие принимал В.В. Маяковский. 100-му номеру газеты он посвятил стихи, которые были напечатаны и в «Призыве»:
Была ль
Небывалей мечта! Сказать,
Так развесили б уши! Как можно в Москве
Читать. А из Архангельска
Слушать!..
Началась эпоха массового увлечения радиолюбительством. Но у многих мечта о самодельном радиоприёмнике оставалась неосуществимой: не было средств для покупки деталей, знаний для того, чтобы собрать аппарат. Радио слушали сообща. Газета «Призыв» того времени пестрит сообщениями об установке радиоприёмников в красных уголках, в клубах, в избах-читальнях. Вечерами там собирались радиослушатели. Обычное время передач с. 6 до 8 часов они не отходили от приёмников. Начиная с первых позывных: «Алло, алло, алло! Настраивайтесь, настраивайтесь!» все внимательно слушали, пока голос несколько раз не повторит: «До свидания, до свидания!».
А ещё через год, 8 ноября 1925 года, во Владимире состоялось первое собрание Общества друзей радио. Оно обратилось к радиолюбителям с такими словами: «Надо сделать так, чтобы в каждой волости, в каждом селе, в каждой деревне, в каждом рабочем клубе Владимирской губернии в 1926 году был радиоприёмник!.. Да здравствует Радио на службе у трудящихся!». Но прошло почти 10 лет, прежде чем появилась возможность устанавливать радиоприёмники и в домах владимирцев. «Тарелки» радиоприёмников в домах появились не сразу и далеко не у всех.
9 июля 1932 года во владимирской городской газете «Призыв» появилось объявление: «Радиоузел приступил к приёмке заявлений на проводку трансляции от всех граждан города». Это день можно считать началом массового распространения радио во Владимире.
Отчасти массовой установке радиоточек в квартирах и личных домах владимирцев не способствовала довольно высокая стоимость этого «удовольствия». Менее чем через месяц после первого объявления о проводке радиотрансляции в «Призыве» появились расценки: за ввод радиосвязи нужно было заплатить 17 рублей 50 копеек, репродуктор стоил 12 рублей 50 копеек, первый «абонентский» взнос - 1 рубль. Краевед Валентина Толкунова подсчитала, что всего требовался 31 рубль. А месячная зарплата рабочего тогда составляла 48 рублей 50 копеек. Так что всю сумму за радио заплатить сразу было сложно. Поэтому большинство владимирцев узнали, например, о начале войны 22 июня 1941 года из громкоговорителей на главных улицах города, на предприятиях, на вокзале.
В 1944 году, с образованием Владимирской области, начало вещание областное радио. Радиовещание велось первоначально из помещения городского радиоузла (ул. Гоголя, д.12). Колокольня церкви долгое время использовалась в качестве радиоретранслятора.

В кон. 70-х гг. в храме разместился выставочный зал.

Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в нач. 90-х гг. XX в.
С 1988 по 1993 гг. проходила большая внутренняя реставрация храма.
В 1992 г. зарегистрирована католическая община, и в том же году здание храма было возвращено Церкви.
24 июля 1993 г. произошло освящение костела. Первым священником католического прихода во Владимире после его возобновления служб стал итальянец отец Стефано Каприо.


Католическая церковь во имя Пресвятой Девы Марии святого Розария во Владимире

Рождество Христово



«Дом ксендза»/ «Дом священника», 1891 г. Архитекторы - Афанасьев А.П. и Карабутов И.А.

Адрес: ул. Гоголя, д. 12в
В 1996 г. был возвращён и прилегающий к храму «Дом ксендза».


Скульптура Девы Марии во дворе Католического прихода


Ул. Гоголя, д. 14

Ул. Гоголя, д. 16

Ул. Гоголя, д. 18

Ул. Гоголя, д. 20а

Ул. Гоголя, д. 20. Гостиничный комплекс "Мономах"

«Велосипед», ул. Гоголя, д. 20

Ул. Гоголя, д. 22

Ул. Ново-Гончарная, д. 2


Куткин переулок от Летнеперевозинской улицы до Дворянской улицы (1899 г.).
Левая сторона: 17. дом Мартыновых, 15. дом Щедриной, 13. дом Щедриной, 11. дом Федоровского, 9. дом Федоровского, 7. дом Мановой, 5. дом Красильникова, 3. дом Советкина, 1. Бок дома Бузиных.


Ул. Гоголя, д. 13

Ул. Гоголя, д. 9. Прокуратура г. Владимира. Владимирская природоохранная прокуратура

ДОМ Д.К. СОВЕТКИНА


Куткин переулок. Иодко В.В. 1909-1917 гг.
Вид с севера, со стороны Дворянской улицы. Слева часть дома Д.К. Советкина.


Дом Д.К. Советкина (не сохр.) в б. Куткином переулке (ул. Гоголя). Николаев Н. Кон. XIX в. (после 1894 г.).

Деревянный одноэтажный дом на каменном цокольном этаже. Фасад разделен лопатками на три прясла: в среднем три окна, в боковых по два. В центре мезонин с крытым застекленным балконом. По гребню кровли – вдоль и над мезонином – решетка. Наличники окон с резными вставками внизу и вверху и фигурными кронштейнами по бокам; нижние доски образуют фриз. Карниз широкий, с фигурными кронштейнами. Слева вход с навесом на резных консолях и ворота с каменными столбами, справа застекленная веранда и ограда в виде дощатых прясел с каменными столбами. К воротам примыкает дощатое строение и забор соседнего дома. Дом находился на левой (восточной) стороне Куткина переулка, ныне ул. Гоголя. Подарен Д.К. Советкину, директору Мальцовского ремесленного училища, меценатом Ю.С. Нечаевым-Мальцовым в 1894 г.

Имя великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя улица получила согласно решению горисполкома от 24 декабря 1927 г. (ГАВО, ф. 19, oп. 1, д. 108, л. 8.).

В настоящее время улица Гоголя относится к Ленинскому району.
Расположена от улицы Дворянской до улицы Летнеперевозинской.

Книга «Улицы Владимира», Юрий Дмитриев, Нина Дятлова, Роза Савинова
«Верхне-Волжское книжное издательство»

Советкин Дмитрий Константинович


Дмитрий Константинович Советкин

Дмитрий Константинович Советкин (1838—1912) - русский инженер-механик, изобретатель и педагог, основоположник русской системы профессионального обучения.

Родился 17 апреля (29 апреля по новому стилю) 1838 г. в Москве в семье крепостного портного.
Рано оставшись сиротой, начальное образование Дмитрий получил в Московском воспитательном доме, затем учился в 3-й Московской гимназии. За свои способности в обучении был принят в Московское ремесленное учебное заведение, которое в 1868 г. было преобразовано в высшее техническое учебное заведение - Императорское московское техническое училище (ИМТУ). В 1858 г., по окончании ремесленного училища, Советкин был оставлен там же репетитором. Затем, возглавив чертёжную мастерскую, получил звание учёного-мастера (1863), позже - инженера-механика и был назначен в 1869 году заведующим слесарной мастерской училища.
В 1881—1885 гг. Дмитрий Советкин - инспектор учебных мастерских ИМТУ. Совместно с группой преподавателей ИМТУ Д.К. Советкин стал автором первой научной системы начального профессионального трудового обучения в России. Получив высшие награды на Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге в 1870 г. и Политехнической выставке в Москве в 1872 г., она была введена в технических училищах России.

После того, как скончавшийся фабрикант И.С. Мальцов завещал своему племяннику - Ю.С. Нечаеву-Мальцову 500 тыс. руб. на учреждение во Владимире технической школы, Нечаев-Мальцов и Владимирское земство в 1885 г. пригласили на пост директора школы Дмитрия Константиновича Советкина.
Первоначальный проект училища предусматривал освещение здания керосиновыми лампами и свечами, но Советкин закупил за рубежом динамо-машину и использовал ее как источник тока в электростанции. Он разместил электростанцию в торце левого крыла здания училища, выходящего на Малую Мещанскую улицу, ныне улицу Федосеева. Получая вращение от английской паровой машины фирмы Танге через трансмиссию, динамо-машина, установленная на полу мастерской, вырабатывала ток и освещала мастерские училища с 1885 года. Так начала работать электростанция инженера Советкина.
В 1888 году, в конце учебного года директор училища Д.К. Советкин сообщил попечительскому совету: «Желательно бы иметь приборы и приспособления, употребляемые на заводах и фабриках для электрического освещения, дабы все это было возможно показывать ученикам…» Попечитель Ю.С. Нечаев-Мальцов, как обычно, быстро откликнулся на просьбу, пожертвовав училищу полное устройство электрического освещения фирмы «Сименс и Гальке» из Санкт-Петербурга. Были оплачены и расходы на приглашение монтера от фирмы.
В 1908 году благодаря стараниям единомышленника и соратника Советкина, сменившего его на посту директора в 1900 году, В.Н. Органова, паровая машина была заменена дизелем, а динамо-машина на более мощную - в результате освещение получили не только мастерские, но и все другие помещения училища.
Электростанция Советкина еще долго существовала как резервная, после того как училище было присоединено к центральной электросети, питающейся от построенной в декабре 1908 года городской электростанции инженера Русакова - по имени её создателя и владельца (Первый ток частная Владимирская электрическая станция на Ерофеевском спуске дала 5 декабря 1908 года.).
4 декабря 1912 года в Спасской церкви Владимира отпевали инженера-механика Дмитрия Константиновича Советкина, скончавшегося на 78-м году жизни от паралича сердца. По пути следования траурной процессии по улицам Большой, Спасской, Девической до Княгинина монастыря, в некрополе которого он был захоронен, коллеги-специалисты электростанции К.А. Русакова зажгли ранее обычного все уличные электрические фонари. Так своеобразно отдавали последние почести создателю первой электростанции г. Владимира.


Дмитрий Советкин был первым директором, а затем почётным опекуном Владимирского земского ремесленного училища им. И.С. Мальцова. Также он занимался изобретательством, в частности, сконструировал двухкорпусный плуг и трёхконный привод молотильной машины, отмеченные золотыми медалями на Всероссийской выставке сельских произведений в Москве в 1864 году.
За свою деятельность Д.К. Советкин был удостоен международных наград и дипломов, был почётным членом зарубежных научных организаций.

Умер 21 ноября (4 декабря) 1912 года во Владимире, был похоронен в некрополе Княгининого монастыря.

Память

В Москве (в МВТУ им. Баумана) и во Владимире (на здании бывшего Мальцовского училища, ныне Владимирского авиамеханического колледжа) Д. Советкину установлены памятные доски.


Памятная доска на здании бывшего Мальцовского училища.


Праздновании юбилея со дня кончины Н.В. Гоголя и В.А. Жуковского в г. Владимире

Вопрос о праздновании юбилея со дня кончины Н.В. Гоголя и В.А. Жуковского был поднят в общем собрании членов Владимирской Ученой Архивной Комиссии 6 декабря 1901 года. Тогда же была избрана особая подкомиссия, составившаяся из представителей всех местных правительственных и общественных учреждений, на которую были возложены полномочия выработки программы чествования и приведения этой программы в осуществление. В состав подкомиссии вошли: Владимирский вице-губернатор С.А. Хвостов, князь А.Б. Голицын, П.В. Кутанин, С.А. Петров, Селиванов Алексей Васильевич, С.А. Иверонов, князь Н.Н. Стокасимов, Н.А. Беретти, Н.С. Грабер, А.Г. Снопко, К.А. Ковалевский, В.А. Иванов, ректор семинарии архимандрит Евгений, А.А. Стрельцов, А.П. Флеров, В.Н. Органов, Е.Б. Островская, Н.А. Скоропадский, А.В. Смирнов, Н.В. Малицкий, В.Г. Добронравов, Н.Н. Чебышев, А.И. Троицкий, Н.С. Приклонский, В.А. Пузицкий, И.В. Малиновский и А.И. Преображенский.
К 24 марта программа торжества была выработана и утверждена общим собранием и после этого сообщена особыми повестками всем членам Владимирской Ученой Архивной Комиссии и более видным представителям Владимирского общества. Днем чествования памяти великих писателей было назначено 23 апреля 1902 года.
Накануне этого дня в обычное время была совершена во Владимирском Успенском соборе заупокойная литургия. По окончании ее членом Владимирской Ученой Комиссии протоиереем А.И. Виноградовым было произнесено следующее слово, посвященное памяти Н.В. Гоголя и В.А. Жуковского:
«По случаю исполнявшагося пятидесятилетия со дня кончины Николая Васильевича Гоголя и Василия Андреевича Жуковскаго, совершаемъ мы ныне въ семъ благознаменитомъ соборномъ храме молитвенное поминовение о сихъ великихъ писателяхъ. Оба эти писатели одарены были отъ Господа Бога богатыми талантами, и они не вознерадели о полученныхъ отъ Господа дарованияхъ, но приумножили ихъ и употребили на пользу общественную. Посему и воздается достойная честь приснопамятнымъ нашимъ роднымъ русскимъ писателямъ по всей Русской земле въ общественныхъ и воспитательныхъ учрежденияхъ.
При молитве въ храме Божиемъ уместно остановить внимание наше на некоторыхъ дарованияхъ Божиихъ, кои имели оба эти писателя. Дары сии – нежное, способное глубоко трогаться любовию къ Богу и ближнему сердце.
Въ Николае Васильевиче Гоголе видимъ мы искреннейшаго христианина, который въ светскихъ произведенияхъ своихъ высказываетъ глубокую любовь къ человечеству, а въ письмахъ его къ друзьямъ мы видимъ, что живая вера въ Бога, верность православно-христианскому учению подвигла его къ сей любви.
Нежность сердца и любвеобильность другаго писателя Василия Андреевича Жуковскаго и его христианское чувство видно во всехъ его сочиненияхъ. Но личность Василия Андреевича дорога русскому сердцу еще какъ – наставника въ Бозе почившаго Императора Александра Николаевича – Царя освободителя, Царя сострадавшаго и миллионамъ подданныхъ своихъ и собратьямъ нашимъ Славянамъ, томившимся подъ игомъ иноверныхъ. Все такия великия деяния не плодъ-ли воздействия и богобоязненнаго воспитателя?
Последние дни жизни Василия Андреевича Жуковскаго ясно и поучительно являютъ намъ, каковъ онъ былъ истинный христианинъ. Когда духовникъ прибылъ къ Василию Андреевичу для напутствования его святымъ тайнамъ. Василий Андреевичъ пожелалъ, чтобы вместе съ нимъ приобщились къ святыхъ таинъ и его дети, и когда это было исполнено, онъ обратился къ детямъ и сказалъ: «Дети, Господь теперь съ нами, Онъ въ насъ теперь, радуйтесь мои милые!»
Такие, возлюбленные братие, писатели и деятели, съ такимъ христианскимъ сердцемъ, украшали первую половину прошедшаго столетия. Творя ныне о нихъ поминовение, будемъ живо напечатлевать въ уме своемъ, что сии великие люди, при всей выстоте ума ихъ, не возгордились, не волновались всякимъ ветромъ учения, но смиряли разумъ свой въ послушание Христово и были верны до гроба матери нашей святой православной церкви. И вотъ душа наша невольно подвигается къ смиренной и усердной молитве за нихъ. Аминь».
По окончании литургии была отслужена во главе с ректором семинарии архимандритом Евгением торжественная панихида по почивших писателях.
На панихиде присутствовали: Владимирский вице-губернатор С.А. Хвостов, представители правительственных и общественных учреждений г. Владимира, члены Ученой Комиссии и учащиеся местных учебных заведений.
Вечером того же дня для учащихся г. Владимира дан был в городском театре бесплатный спектакль с живыми картинами, посвященный памяти Н.В. Гоголя и В.А. Жуковского. Устройство этого спектакля взяли на себя, при благосклонном участии местного артистического кружка, Е.Б. Островская и Н.А. Скоропадский. Программа спектакля была такова:
I. Женитьба. Комедия Н.В. Гоголя. 1-е действие.
II. Ревизор. 1,2 и 3 действия.
III. Живые картины: 1) Смерть Жанны д Арк, 2) Ночь перед Рождеством, 3) Наль и Дамаянти, 4) Ундина и 5) Апофеоз: Гоголь окруженный своими героями.

Несмотря на то, что 22 апреля не все еще учащиеся возвратились во Владимир с пасхального отпуска, Владимирский городской театр, любезно предоставленный в распоряжение Комиссии В.Ф. Бурлаковым, сверху до низу был наполнен учащейся молодежью обоего пола. Трудно представить себе то оживление, ту радость, которая светилась на детских лицах. От начала до конца спектакля театр не переставал оглашаться веселым смехом детских голосов, шумно приветствовавших артистическую игру исполнителей и бессмертные слова великого писателя. Во время живых картин, поставленных мастерски благодаря стараниям устроителей спектакля, оживление молодежи достигло высшего размера. Аплодисментам и благодарностям не было конца…
Всем присутствовавшим на спектакле были розданы бесплатно портреты Гоголя и Жуковского. На оборотной стороне портретов напечатана была программа спектакля.
23 апреля в два часа дня в зале дворянского собрания, великодушно предоставленном в расположении Комиссии ее членом Г. Губернским Предводителем Дворянства, князем А.Б. Голицыным, открылось торжественное заседание Владимирской Ученой Архивной Комиссии, посвященное памяти Н.В. Гоголя и В.А. Жуковского. Зал собрания имел празднично-торжественный вид. Перед портретом Государя Императора красовались два поясных бюста чествуемых писателей. Бюсты были увенчаны лавровыми венками и красиво декорированы зеленью тропических растений, привезенных из оранжереи губернаторского дома. Слева от бюстов возвышалась кафедра для лектором. По обеим сторонам ее были поставлены стулья для гг. членов Архивной Комиссии, а вдоль всей залы против портрета Государя и бюстов чествуемых писателей – для публики, пожелавшей присутствовать на торжественном заседании Комиссии. Вход в зал был бесплатный но по особым билетам, которые раздавались распорядителями торжества: председателем Комиссии С.А. Хвостовым, А.А. Стрельцовым, Н.В. Милицким, А.В. Смирновым и Н.Н. Чебышевым.
Заседание открылось с прибытием начальника губернии Н.М. Клингенберга. В начале хором архиерейских певчих под акомпанимент духовой музыки 9-го гренадерского Сибирского полка был пропет народный гимн «Боже Царя храни». По желанию публики гимн был повторен. Затем архиерейским хором, под управлением известного во Владимире и опытного регента Алексея Евграфовича Ставровского, был прекрасно исполнен гимн в честь Н.В. Гоголя «Слава художнику смеха могучаго» (музыка Четвертакова, слова Быстрова). Гимн вызвал долго не смолкавшие аплодисменты.
После гимна на кафедру взошел Н.С. Приклонский и произнес речь на тему «Значение произведений Н.В. Гоголя въ развитии русскаго общества». Вторую речь – об «отношении Н.В. Гоголя къ В.А. Жуковскому» - сказал А.И. Троицкий. Вслед затем председатель Общества взаимопомощи учащим и учащимся Владимирской губернии П.Н. Петровский произнес составленное им стихотворение: «Н.В. Гоголю». На просьбы публики повторить прочитанное – П.Н. Петровский произнес с кафедры второе стихотворение «Троица».
Речь А.И. Троицкого служила как бы переходом к чествованию В.А. Жуковского. Наступил короткий перерыв. Во время перерыва играл оркестр 9-го гренадерского Сибирского полка, который вообще исполнял разные музыкальные пьесы в антрактах между речами и вносил в торжество оживляющее разнообразие. А затем хором архиерейских певчих был пропет гимн В.А. Жуковскому: «Не только приветнымъ стремленьемъ къ блаженствамъ туманной дали …» (муз. Пахиопуло). Гимн Жуковскому так понравился присутствовавшим, что, по их желанию, был повторен.
Третья речь В.А. Пузицкого была посвящена вопросу о «жизни и поэзии В.А. Жуковскаго». После речи В.А. Пузицкого П.Н. Петровский прочитал стихотворение Полонского.
Стихотворением Полонского заседание окончилось. Председатель Архивной Комиссии С.А. Хвостов объявил собрание закрытым и благодарил всех лиц, которые своими трудами оказали содействие торжеству.
Все присутствовавшие на заседании Комиссии получили портреты Н.В. Гоголя и В.А. Жуковского, ан оборотной стороне которых была напечатана программа этого заседания.

Вечером 23 апреля Владимирский артистический кружок вторично дал спектакль, посвященный памяти великих писателей, по программе указанной выше,- но на этот раз платный. Денежный сбор, вырученный от спектакля, был уступлен Владимирским артистическим кружком в распоряжении Комиссии для покрытия расходом понесенных ею по устройству торжества.
Вечером 23 апреля во Владимирский городской театр собрались лица, желавшие день памяти великих писателей посвятить всецело воспоминаниям об их деятельности и эстетическому наслаждению их великими творениями. Высокохудожественная игра артистов как нельзя лучше содействовала этому. Особенно бурный восторг вызвала заключительная картина спектакля. Бюсты Гоголя и Жуковского, поставленные на сцене, декорированные зеленью и эффектно освещенные бенгальскими огнями, были окружены героями и героинями бессмертных авторов. Гений венчал бюсты лавровым венком. В антрактах между живыми картинами были прочитаны стихотворения В.А. Жуковского.
На долю устроителей спектакля выпали воодушевленные аплодисменты.
Так прошли во Владимире дни, посвященные памяти Н.В. Гоголя и В.А. Жуковского. Владимирская Губернская Ученая Архивная Комиссия и на сей раз, как назад тому три года во время юбилея А.С. Пушкина, сумела сплотить местное интеллигентное общество и совместно с ним почтить память тех, имена которых дороги для всякого образованного русского человека.
Расходы по устройству празднества в честь Гоголя и Жуковского были покрыты Владимирской Ученой Архивной Комиссией частью суммой, собранной от юбилейного спектакля, частью из наличных средств Комиссии.

См. Значение произведений Н.В. Гоголя в развитии русскаго общества.
Пушкинские дни в губ. гор. Владимире (26-29 мая 1899 г.).

ПАМЯТНИК ГОГОЛЮ



Бюст Гоголя перед зданием Реального училища

В 1910 году Владимирская городская управа заказала Аладьину бюст Н.В. Гоголя для установки перед реальным училищем. 24 июня 1910 года городской голова Н.Н. Сомов писал Аладьину, что присланный им проект памятника Н.В. Гоголю одобрен, и можно приступить к самой работе по изготовлению бюста. На задней стороне должна быть надпись: «Определено мне чудной властью… озирать всю громаднонесущуюся жизнь… сквозь видимый миру смех и незримые, невидимые ему слёзы». Даты – 1809 и 1909 годы – Сомов предлагал поместить не на лицевой стороне, как было у Аладьина, а на двух боковых сторонах, заключив их в венки.
11 июля Аладьин просил прислать ему 100 р. на расходы по отправке готового бюста и мастера для его постановки. Деньги он вскоре получил, а вместе с уведомлением об этом отправил фотографию бюста. После этого сомов встречался с сыном Аладьина, Николаем, смотрел модель и высказал критические замечания по поводу спины, которая «должна быть сделана не такой открытой, как на модели», поскольку бюст будет обозрим со всех сторон.
3 августа во Владимире рассматривали модель бюста, очевидно, уже исправленную, нашли её «исполненной хорошо» и просили приступить к отливке, а также выслать в Управу чертёж для постамента с указанием рядов кирпичной кладки.
14 августа Аладьин отправил в Управу чертёж для постамента, сопроводив его просьбой исполнить всё точно по проекту.
8 сентября Аладьин сообщил, что бюст и все орнаменты готовы, и он может выслать их когда угодно. При этом скульптор беспокоился, чтобы оштукатурили заранее постамент, а шаблоны (очевидно, для орнаментов и дат) изготовили точно. Вскоре постамент был оштукатурен, и Управа просила выслать сам бюст. Однако скульптор с отправкой задерживался: как выяснилось, разбилась «ножка» под бюстом, и пришлось делать новую. Незадолго до получения готовой скульптуры Управа озаботилась архитектурным решением места для бюста, поручив городскому архитектору Я.Г. Ревякину сделать выкопировку из утверждённого плана города и план местности в масштабе 25 саженей в дюйме, которые были представлены в Губернское правление. В начале октября бюст был прислан по почте во Владимир. 13 октября по получении бюста, Управа сообщила об этом Аладьину и просила прислать мастеров для установки. Мастера приехали в середине октября. 1 ноября Строительное отделение Губернского правления утвердило рисунок бюста и место для него. Однако бюст был поставлен только в следующем году весной.
24 марта 1911 года Управа писала Аладьину: «Вероятно, Вы в скором времени приступите к окончанию установки и отделки бюста Гоголя. Городская управа считает необходимым поставить Вас в известность, что бюст поставлен Вами не согласно присланным Вами фотографическим снимком с бюста – он имеет слишком большой наклон головы, что придаёт бюсту очень некрасивый вид. В виду этого Управа просит Вас приехать во Владимир для осмотра бюста совместно с городской управой, чтобы выяснить необходимы е исправления». Неизвестно, приезжал ли Аладьин сам или послал сына, но, надо думать, дефект был исправлен, поскольку в дальнейшей переписке об этом речь больше не идёт.
Далее Аладьин пытается получить с Управы обещанную плату – 300 р., из которых ему заплатили только треть. 10 мая 1911 года он пишет такое письмо: «Меня крайне удивляет и обижает Ваше отношение ко мне. Я сделал свою работу не Бог весть за какие миллионы, и вправе ожидать от Владимирского городского управления уплаты без затяжек». Это было уже третье обращение. Очевидно, деньги всё-таки заплатили, но отношения были, видимо, безвозвратно испорчены. Когда на пьедестале отпали буквы, управа неоднократно, но безуспешно, просила Аладьина приехать и исправить недостаток. Неизвестно, пришлось ли ей применить «понудительные меры» или нашёлся другой выход.
В 1912 году вокруг него поставили металлическую решётку.
В 1951 году памятник Гоголю неожиданно исчез, фельетон об этом неожиданном событии 9 августа 1951 года напечатала газета «Призыв», авторы статьи С. Юркевич и В. Холодов. Причиной стало то, что памятник не был зарегистрирован в Комитете по делам искусств.
24 ноября 1951 года бюст установили в Первомайском сквере, в 80-е гг. демонтировали.


Памятник Гоголю на Никитском бульваре

Памятник писателю Н.В. Гоголю стоит в самом центре Никитского бульвара. Имя его автора неизвестно. Данный бюст Гоголя не представляет ни художественной, ни исторической ценности и не состоит в реестрах общества охраны памятников. Бюст выполнен из так называемого временного материала. Сам Н.В. Гоголь во Владимире никогда не был.
См. Никитский бульвар.

ИСТОРИЯ города Владимира.


Улица Большая Московская. Левая сторона
Улица Большая Московская. Правая сторона
Улица Никитская.

Театры города Владимира
ДК, концертные залы города Владимира

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (03.05.2015)
Просмотров: 833 | Теги: улицы, Владимир, праздники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика