Агапитова Вера Павловна, заслуженный учитель РСФСР
Вера Павловна Агапитова
В 1896 году Вера Павловна Агапитова начала свою преподавательскую деятельность в женском начальном училище. Трудно было. Вести приходилось несколько классов. До самой революции работала она сначала в Женской воскресной школе, потом в Женском 2-классном училище имени Жуковского. Жила в Куткином переулке (улица Гоголя), рядом с костелом.
Куткин переулок. Иодко В.В. 1909-1917 гг. Вид с севера, со стороны Дворянской улицы. В центре: католический костел Розария Божьей Матери (на правой стороне переулка), с оградой прясла в каменные столбы (1892, архит. И.О. Карабутов). Вокруг деревянная застройка. Рядом с костелом дом Агапитовых с вывеской сапожной мастерской над воротами.
Не одно поколение воспитала Вера Павловна. За время своей педагогической деятельности она обучила около 2000 детей. Ее воспитанниками являлись педагоги Е.А. Зверева, имеющая к 1943 году 33 года учительского стажа, А.К. Рябова — директор школы слепых и многие другие. После 1918 года Агапитова работала учительницей и заведующей в ряде школ. Но заведывание ее не привлекало. Ей хотелось живого и непосредственного общения с детьми, тянула к себе деятельность педагога и воспитателя. В 1931 году Вера Павловна начала работу в 1-й показательной школе. Она не испугалась трудностей работы в этой школе. С благодарностью она вспоминала А.М. Лазареву, бывшую тогда директором показательной школы, которая способствовала ее педагогическому росту, поддерживала в трудные минуты. Отсюда ездила Агапитова в Иваново, где дала показательный урок географии. Этот труд был потом напечатан.
«Как я провела урок На днях я проводила образцовый урок. Цель этого урока: через показ своего опыта помочь учительству овладеть техникой педагогического процесса. Я хочу поделиться опытом проведенного мною в 3-м классе урока по грамматике. По ходу программного материала я взяла тему «Родовые окончания прилагательных» и наметила подробный план для представления его учебной части школы на утверждение. Затем приступила к составлению конспекта, который предварительно обсуждался в методическом кабинете на коллективе. Для составления конспекта образцового урока необходимо знание методической литературы по данной теме и живое слово методистов. Все это вместе дает возможность вырабатывать свои приемы и виды работ, применительно уже к своему классу. Успешное проведение урока зависит от подготовки к нему учителя. Смотря по характеру темы, подготовка протекает различно. В данном случае в уроке грамматики (тема «Родовые окончания прилагательных») я подготовку сводила к следующему: спланировав эту тему на 4 урока, я учла с каким запасом орфографических знаний дети явятся на данный урок. Исходя из этого была построена связь с предыдущим, т. е. сформулированы были вопросы по повторению подтемы «Знакомство с прилагательным». Вводная часть должна была напомнить детям формулировку пройденных правил, которые бы они использовали в выводах по новому правилу. Следующий раздел урока — это основной раздел — сообщение учителем новых знаний. На эту часть урока было обращено особое внимание. Так как тема - согласование прилагательных с существительным в окончаниях, то существительные группируются по родам и каждому роду в прилагательном свойственно свое окончание. Подбором предметов к прилагательным (коллективная работа) было подчеркнуто употребление последних по смысловому значению (пример: подбирая к прилагательному «деревянный» — существительное «дом», дети пока говорили: «деревянная дом — не говорят»). В подобранных детьми примерах отмечалось в этих прилагательных различие окончаний. Вывод о том, что прилагательным присущи родовые окончания — дети делают сами, разбивая сначала известные уже им существительные по родам. Таким образом, изготовленные учителем заранее наглядные пособия, строгая продуманность в работе с ними, помогли детям сделать вывод из наблюдений. Надо сказать, что к этому выводу учитель подходил очень осторожно, давая возможность правильной формулировкой вопросов и требованием точных ответов всю сумму зрительных восприятий ассоциировать с имеющимися орфографическими знаниями. По ответам детей я чувствовала, что цель эта достигнута. Остальной отрезок урока я отвела для закрепления полученных знаний. Чтобы заинтересовать детей, материал для закрепления был дан знакомый (текст из сказок Пушкина), разбирать его по заданию учителя дети начали очень охотно. Неправильных ответов не было. С моей помощью дети формулировали правило, которое им и было дано для заучивания по стабильному учебнику. Каждый учитель определяет ценность своего урока тем, насколько он был понят и воспринят детьми. Я кончала урок с большим удовлетворением. Несколько фраз, брошенных детьми, тотчас после урока создали мне это настроение. В них дети ясно показали, что самая система построения урока дала возможность четко и легко сделать нужный вывод. Последующие 2 часа о прилагательных были проработаны без затруднений, так как основная часть этой темы (родовые окончания) была преподана детям с большой четкостью. Обсуждение урока присутствующими велось главным образом в направлении его оборудования. Со стороны методики указаний на недочеты не было. В этом отношении урок признан достойным большого внимания. Мои пожелания, как преподавателя образцовой школы: в целях более тесной увязки с массовым учительством, использования опыта мастеров педагогического дела, при Доме учителя устраивать детальное обсуждение уроков, проведенных у нас или в другой школе. Преподаватель образцовой средней школы № 1 В. Агапитова» («Знамя», 12 февраля 1937).
О работе Веры Павловны узнали в Москве. В 1937 году ее пригласили туда вести научно-методическую работу. Но опять-таки любовь к детям, к своему живому труду, к воспитательной работе взяла верх — она отказалась от приглашения. В своей воспитательной работе Агапитова стремилась привить детям любовь к Родине, к партии, уважение к труду, честность, смелость и отвагу. Многие ее ученики находились в рядах красной Армии во время ВОВ, показывая образцы геройства и храбрости. Ее воспитанник – дважды Орденоносец Владимир Пятницкий. Он с благодарностью вспоминал свою старую учительницу.
«Полвека на педагогическом поприще Вера Павловна Агапитова в течение полувека работает на педагогическом поприще. В настоящее время она преподает русский язык и литературу в 1-й средней школе. Для нее нет жизни вне школы, она глубоко любит ее, любит детей и работу с ними. За 49 лет Вера Павловна воспитала тысячи ребят, которые также любили и ценили свою учительницу. Очень многие ее бывшие ученики сами теперь имеют большой педагогический стаж, как тт. Рябова, Киселева, Зверева и другие. Сейчас Вера Павловна является классным руководителем 6 класса «а». В ее классе проводится большая воспитательная работа. В первой четверти все ученики аккуратно посещали школу. В свою работу т. Агапитова сумела вовлечь родительский актив. Класс Веры Павловны, соревнуясь с другим 6 классом «б», оказывает ему большую помощь, в результате которой учащиеся 6 кл. «б» повысили успеваемость и заметно улучшили дисциплину. Горисполком, заслушав на заседании доклад т. Агапитовой, вынес решение: премировать ее 500 рублями и рекомендовать ее опыт работы всем классным руководителям. Исполком обратился с просьбой к исполкому облсовета ходатайствовать перед Совнаркомом РСФСР о присвоении т. Агапитовой звания заслуженного учителя. Е. Зверева» («Призыв», 29 декабря 1942).
В декабре 1942 г., на одном из заседаний горисполкома слушался вопрос об опыте работы классного руководителя В.П. Агапитовой, учительницы русского языка и литературы школы № 1. Была одобрена ее работа по созданию сплоченного коллектива класса. У нее не было отсева учащихся. В классе была создана тимуровская команда. Одобрив работу В.П. Агапитовой, приняли решение распространять ее опыт; с этой целью предлагалось провести общее собрание всех классных руководителей на тему «Роль и задачи классного руководителя в условиях Отечественной войны». Учительница была премирована 500 рублями, а перед областной властью поставлен вопрос о присвоении ей звания заслуженного учителя.
«Среди учительства мы имеем примеры правильного понимания требований времени. По отзыву представителя облоно, производившего обследование средней школы города, особого внимания в положительном смысле заслуживает работа тт. Агапитовой, Воробьевой, Орловой, Шарашкина. Тов. Агапитова, неутомимая труженица в деле народного образования, на исходе полувековой работы с молодежью дает пример счастливого сочетания методического мастерства с умелым воспитательным воздействием. В чем секрет успеха в ее работе? Прежде всего, в интересе к делу, в сознании огромной своей ответственности, в любовном, чутком отношении к молодежи, в продумывании и критике своих уроков, в добросовестной к ним подготовке, в заботе о повышении своего идейно-политического уровня, в установлении живой связи с родителями учащихся» («Призыв», 11 февраля 1943).
«Еще задолго до учебного года, во время летнего отпуска, собирает Вера Павловна необходимый материал, продумывает темы, готовит пособия. Хорошо продуманные и тщательно подготовленные ее уроки всегда интересны, увлекают детей, развивают их творческую мысль. Учительница изучает каждого своего ученика, знает его слабости и достоинства. Ей глубоко чуждо формальное отношение к своему труду. Свободные часы и минуты она всегда проводит в школе, среди своих учеников. 48 лет, почти полвека, трудится Вера Павловна. Ей 67 лет, но она полна бодрости и энергии. Сейчас она занята деятельной подготовкой к новому учебному году» («Призыв», 12 авг. 1943).
В августе 1943 года Ивановский облисполком принял решение занести имя Веры Павловны Агапитовой на Доску Почета Ивановской области и просить Наркомпрос представить на рассмотрение Президиума Верховного Совета РСФСР вопрос о присвоении ей звания заслуженного учителя школы РСФСР. Ее заслуги в деле воспитания детей отмечены правительством. В августе 1943 г. Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил ей почетное звание заслуженного учителя РСФСР.
Средняя образовательная школа №1 Учебные заведения губернского города Владимира Учебные заведения города Владимира