Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
14:09
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Женская воскресная школа в губернском г. Владимире

Женская воскресная школа в гор. Владимире

О Софье Павловне Невзоровой известно больше как о революционерке, но Софья была еще и прекрасным педагогом. Она начала свою педагогическую деятельность в губернском городе Владимире, в земской женской гимназии. Учительскую профессию в семье Невзоровых уважали и любили. Ее отец, Павел Иванович Невзоров, был учителем. Софья родилась в Нижнем Новгороде в 1868 г., окончила в 1886 году Нижегородский Мариинский институт благородных девиц со званием домашней учительницы и с правом преподавать русский язык и словесность, немецкий язык и словесность, математику, естествознание, географию, историю и педагогику. По ходатайству директора народных училищ Нижегородской губернии она была принята на работу во Владимирскую земскую женскую гимназию. К преподавательской деятельности Софья приступила 1 марта 1890 года. В это время в гимназии было 9 классов, в которых обучались 300 учениц. Педагогический коллектив состоял из 30 преподавателей. Все они имели высшее образование, многие окончили Московский университет, имели опыт педагогической работы. Новичков принимали в свою среду не сразу: сначала приглядывались, оценивали их знания, манеру поведения, отношение к детям. Молодая учительница понравилась и преподавателям, и гимназисткам. Старшие оценили ее образованность, воспитанность. В первый же учебный год Софью Павловну ввели в состав педагогического совета, сделали классной наставницей второго класса. Русский язык, географию, историю она преподавала в первых четырех классах гимназии.
Гимназистки полюбили молодую учительницу за ее обширные знания, ровный характер, душевность, справедливость, ласковое с ними обращение. Отвечали на это хорошим поведением. Сохранились отчеты Софьи Павловны Невзоровой, классной дамы, об успехах учениц своего класса. Они всегда заканчивались так: «Поведение учениц класса было вполне хорошее». В ее классе занимались 30 учениц, трое из них были отличницами. Их имена были занесены на Золотую доску почета. Учительница гордилась ими, любила о них рассказывать. А жалела она больше других девочек и девушек - из необеспеченных семей.
Софье очень хотелось помочь тем, кто не мог посещать гимназию из-за невозможности платить за обучение. Она мечтала открыть во Владимире бесплатную воскресную школу. Поделилась этой мыслью со своими коллегами из женской и мужской гимназий. Они поддержали ее. В марте 1893 года было возбуждено ходатайство об открытии женской воскресной школы. В мае разрешение было получено.
19 сентября 1893 г. состоялось открытие женской Воскресной школы, которая расположилась в здании Предтеченской церковно-приходской школы.
В первый же день в нее записалось 38 учениц. На третье воскресенье их явилось уже 70. Это были девушки и женщины от 17 до 37 лет и девочки от 10 до 14. О воскресной школе писала газета «Владимирские губернские ведомости» 29 октября 1893 года.
Софье Павловне преподавать в школе не пришлось. Осенью 1893 года она уехала в Петербург и поступила на высшие женские (Бестужевские) курсы, где уже училась ее сестра Зинаида. Сестры стали членами Петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса.


Улица Княгиниская, д. 6
Здание притча Никитского (Предтеченского) храма.

19 сентября 1903 г. прошло ровно 10 лет со времени открытия в губернском городе Владимире женской воскресной школы. Десятилетний период в жизни воскресной школы, как такого частного учреждения, которое добровольным трудом работающих в нем преследует исключительно цели просвещения и гуманности, во всяком случае может представлять известный интерес и заслуживает того, чтобы на нем остановиться. Имея это ввиду, а также и то, чтобы сделать более популярным дело воскресного обучения беднейшего взрослого женского населения среди жителей города, совет воскресной школы и решил отметить скромным праздником десятилетие ее существования по примеру других таких же школ.
Сам праздник не мог состояться 19-го сентября, так как этого числа 1903 года было лишь открытие занятий в школе после летних каникул, когда еще, конечно, не определилось число всех учащихся в школе, не установился и комплект преподающих в ней, поэтому праздник десятилетия и был перенесен на конец года, на 7-е декабря… Но уже с начала 1903 учебного года на собрании преподающих стали обсуждать программу этого скромного праздника. Решено было приготовить к празднику историческую записку о десятилетнем существовании школы, составление которой было поручено законоучителю школы Н. Ушакову. Потом было определено в назначенный для праздника день отслужить благодарственный молебен, прочитать извлечение из составленной записки в присутствии приглашенных почетных лиц, а ученицам на память выдать по «Божественной книге» и раздать гостинцы. При обсуждении изложенного встретились с двумя затруднениями. Прежде всего не было достаточных средств на покупку книг и гостинцев для учениц, так как всех учащихся с октября месяца числилось в школе 140 человек; не было также и подходящего помещения. Но оба эти затруднения были разрешены для школы в самом благоприятном смысле. 4-го октября 1903 года Владимирская городская Дума по случаю десятилетия школы, на устройство праздника, на предмет покупки и раздачи книг и гостинцев отпустила 100 руб., а несколько позднее г. Начальник губернии разрешил школе для устройства праздника воспользоваться залом Благотворительного Общества. Ободренные таким любезным вниманием и со стороны г. Начальника губернии, и со стороны городского управления, члены совета воскресной школы и принялись со всей энергией за приготовление к устройству праздника. Когда более или менее выяснились все подробности имеющегося быть праздника, то за неделю до него были разосланы некоторым иногородним воскресным школам и лицам уведомления об этом, затем были приглашены и лица из местной интеллигенции, причастные к педагогическому делу.
7-го декабря все ученицы к 11-ти часам собрались в свое школьное помещение – здание бывшей ремесленной управы (улица Спасская) и отсюда попарно в сопровождении законоучителя и двух учительниц отправились в здание Благотворительного Общества (улица Студеная Гора). Довольно необычное шествие по Большой улице приблизительно 80-ти пар девушек детей и подростков, а также взрослых останавливало на себя внимание встречавшихся жителей города. Впрочем, о празднике воскресной школы уже знали в городе, и теперь многие с любопытством рассматривали взрослых, пожилых женщин – учениц этой школы. К приходу гостей зала Благотворительного Общества, любезной заботливостью г-жи начальницы и заведующего Николая Алексеевича Кедрова, была уже устроена и приготовлена: убраны были зеленью портреты Их Высочеств, по длине зала был поставлен большой, длинный, покрытый штофной скатертью, стол и на нем разложены подарки для учениц: «Новый Завет съ Псалтирью» на русском языке в изящном коленкоровом переплете с золотым крестом на лицевой стороне и коробки с конфетами.
Пожелавшие почтить скромный праздник почетные лица стали собираться в конце 12-го часа. К этому времени прибыли о. ректор дух. Семинарии Архиман. Евгений, г. директор народных училищ А.П. Флеров, епархиальный наблюдатель В.Г. Добронравов, директор гимназии А.А. Стрельцов, инспек. семин. Соболев Иоанн Васильевич, смотр. дух. Учил. А.И. Троицкий, г. гор. Голова А. А. Шилов и член городской управы Сомов Николай Николаевич, Г.А. Смирнов, А.В. Смирнов, законоуч. Гимназии о. А.А. Васильев, инспектор народ. училищ Казанский Николай Александрович, делопроизводитель епарх. училищного совета М.В. Загорский, уездный наблюдатель о. Михаил Иванович Добротворский, члены местного отделения епарх. училищного совета, препод. Семинарии Н.В. Малицкий, некоторые из бывших учительниц и несколько посторонних лиц. Ровно в 12 часов пожаловал г. Владимирский губернатор Леонтьев Иван Михайлович. С прибытием Его Превосходительства скромное торжество началось молитвой Христу. Этот благодарственный молебен служил поступивший в 1902 году вторым законоучителем воскресной школы глубокий старец – священник о. Григорий Иванович Никольский. Все молебствие с обычным в этих случаях многолетием было пропето хором учениц – воскресниц, под управлением обучавшего их церковному пению регента из воспитанников семинарии. Когда после молебна разместились почетные гости, выступил о. председатель совета воскресной школы свящ. М.А. Сперанский и обратился к собравшимся с короткой речью о происходящем торжестве. Здесь же о. председатель передал, что Высокопреосвященнейший Архипастырь по известным всем присутствующим неотложным обстоятельствам сам быть на празднике не может, но шлет школе свое Архипастырское благословение и передает школе священный подарок икону Спасителя. С чувством благоговейного восторга было принято всеми работающими в школе и учащимися в ней это милостивое внимание Высокочтимого Архипастыря. Окончившего свою речь о. председателя сменил законоучитель школы Н. Ушаков, котоырй прочитал извлечение из составленной им исторической записки о школе, прослушанное присутствующими с заметным интересом и вниманием. Сведения записки были дополнены о. председателем кратким извлечением из отчета о школе о числе учениц, их разделении по вероисповеданию, возрасту, сословию, занятию и семейному положению за прошедшие 10 лет и за 1903 год. Непосредственно за этим ученицы – воскресницы, начиная с самых взрослых, стали подходить к столу и из рук о. ректора духовной семинарии получали священный подарок «Новый Завет с Псалтирью», а из рук г. начальника губернии по изящной коробочке конфет. Кроме г. начальника губернии и о. ректора приготовленные подарки раздавали г. директор народных училищ А.П. Флеров и городской голова А.А. Шилов.
Когда все взрослые ученицы стали на свои места, о. председатель прочитал полученные школой приветствия от иногородних школ и лиц, а именно:
1) Письмо из Харькова: «Общество учительницъ Харьковской частной женской воскресной школы поздравляетъ товарищей своихъ съ десятилетиемъ любимаго дела и горячо желаетъ ему дальнейшаго преуспевания. Учредительница Х. ч. ж. в. школы Алчевская».
2) Телеграмму из Москвы: «Первая Московская женская воскресная школа въ полномъ составе шлетъ свой приветъ Владимирской воскресной школе въ день десятилетняго ея существования, желаетъ ей полнаго процветания въ общемъ дорогомъ для насъ деле народнаго образования».
3) Телеграмму из Шуи: «Советъ Шуйской воскресной школы приветствуетъ съ десятилетнимъ существованиемъ, желаетъ дальнейшаго процветания. Священникъ Разумовский».
4) Телеграмму из Москвы: «Поздравляю учащихъ и ученицъ воскресной женской школы съ праздникомъ десятилетия, желаю успеха и широкаго развития живому и глубоко полезному делу. Губская». 5) Телеграмму из Покрова: «Шлю самыя сердечныя пожелания дальнейшаго процветания воскресной школы. Эрнъ».
После прочтения приветствий о. председатель снова обратился к присутствующим и от души благодарил всех, в особенности же г. начальника губернии, за то, что он почтил скромное торжество и своим присутствием. Так сказать, украсил скромный праздник. Тут же после слов о. председателя г. начальник губернии благодарил всех работающих в школе. «Честь и хвала всемъ работающимъ въ школе. Темъ безкорыстнымъ труженикамъ, которые, не смотря на свои повседневныя занятия, находятъ возможность уделять воскресный досугъ на просвещение беднейшаго женскаго населения нашего города». Слова г. Начальника губернии явились особенно дорогими для работающих в школе. Это публичное признание их дела, сочувствие к нему со стороны Его Превосходительства, как начальника. На попечении которого лежит благоустройство жителей всей губернии, заставляет забыть все невзгоды, перенесенные школой, с уверенностью и надеждой смотреть на будущее и с энергией продолжать любимое дело…
В заключение хором учениц – воскресниц был исполнен народный гимн и потом всеми ученицами, совместно со всеми присутствующими, было провозглашено, по предложению г. Начальника губернии, троекратное «Ура». Некоторые из почетных гостей изъявили желание посмотреть настоящее школьное помещение, где и был приготовлен чай со скромной закуской.
Здесь в дружеской, правда, очень непродолжительной беседе, почетные гости поближе узнали воскресную школу, ее помещение, работающих в ней, которым и пожелали впредь трудиться на пользу просвещения меньшей братии.
Думается, что происходившее торжество десятилетия послужит большим одобрением и нравственной поддержкой для всех работников школы в их бескорыстном и не легком труде преподавания. Думается, что и для учениц этот день останется одним из наиболее осмысленных и крайне интересных дней их серой и небогатой светлыми впечатлениями жизни.

Н. Ушаков.

Десятилетие Женской Воскресной школы в г. Владимире (1893-1903 гг)

Воскресные школы вызваны к жизни исключительно силой свободного желания интеллигентного общества быть полезным населению. Учащиеся и учащие идут в воскресные школы по собственной инициативе, добровольно, без всякого постороннего принуждения или влияния,- первые – с целью обучения грамоте и расширения своих скудных познаний, вторы е- из искреннего желания поделиться своими знаниями с «темным людом», послужить делу просвещения меньшей братии, исполнить заповедь Христову «блажен, иже сотворит и научит».
В ежедневных, так называемых, нормальных школах имеют возможность обучаться только дети; люди же, вышедшие из школьного возраста и по каким-либо обстоятельствам не получившие школьного обучения в свое время, по-прежнему остаются в темноте и невежестве. Да и все ли из детей могут окончить ученье в школе, если по счастливой случайности и попали в нее? Особенно это нужно сказать о девочках. Нередко девочек отдают в школу в самом раннем возрасте (8-10 лет) и берут их оттуда при первой же необходимости. При том мало ли найдется женщин, не лишенных в свое время школы и даже окончивших ее в детстве, но, вследствие тяжелых условий, снова обратившихся почти в безграмотных, в так называемых,- рецидивисток… Все таковые составляют обычный контингент посетительниц воскресной школы. А сколько из девочек – детей по различным причинам остается за порогом нормальной школы! Как часто расходы, требуемые в этих школах, иногда плата за право обучения, приобретение учебников и письменных принадлежностей являются непосильными для их родителей и заставляют последних отказаться от определения своих детей в училища. Та же бедность, которая не позволяет ученицам посещать ежедневные школы, вынуждает их, несмотря на юный возраст, становиться помощницами своих родителей в добывании средств к жизни. Многие, не говорим уже о взрослых, из девочек-подростков и детей в продолжение целой недели заняты постоянной работой и несут тяжелые обязанности по дому, или в услужении, «в людях». Для них неделя является непрерывной вереницей суровых, трудовых дней для приобретения куска насущного хлеба. Само собой понятно, что у всех таковых, лишенных возможности учиться по будням в нормальных школах, единственным удобным временем для ученья остаются свободные от работы воскресные и праздничные дни. Женская воскресная школа, следовательно, идет навстречу всем этим обделенным судьбой женщинам, всем этим детям и подросткам, которые или за недостатком средств, или за неимением времени, или за возрастом лишены возможности обучаться в ежедневных школах. Всей то подобной бедноте, всему этому люду тяжелого труда, постоянной борьбы с жизнью, воскресная школа и дает тот луч знания, тот проблеск света, несмотря на окружающую их нищету и бедность.
Пишет одна из учительниц в своем годичном отчете: «Ученица моей группы 14-ти летняя Дуня Тезикова выглядит совсем взрослой девушкой. Ей давно хотелось научиться читать и писать, но поступить в школу ее не пускала мать, как единственную помощницу в хозяйстве. Однако сильное желание попасть в школу одержало верх над послушанием, и девочка поступила к нам в праздник тайком от матери, сообщив ей об этом только спустя некоторое время, когда вернулся занимающийся извозом отец девочки, который и поддержал намерение дочери учиться хоть только по воскресеньям… Другая ученица 16-ти летняя Мелания к-ва приходила к нам в школу из деревни за 4 версты от города. В школу она стала ходить по собственному желанию и вопреки «общественному мнению» деревни. 16-ти летняя девушка считается уже невестой, а воскресные дни, по обычаю, проводит на гулянье по деревенской улице, вместе с подругами однолетками. И подруги Меланьи смеялись над ней: «люди наряжаются, а ты в училище идешь». Но что-то тянуло в школу эту деревенскую девушку-подростка, хотя она и не умела выразить этого словами: «Хотца поучиться, что-ж так-то? Хошь-бы книжку почитать, скушно так-то».

Женская Воскресная школа вызвана к жизни частной инициативой, создалась и основалась исключительно на добровольном труде работающих в ней. Мысль об открытии во Владимире женской Воскресной школы зародилась в 1891 году в небольшом кружке интеллигентной женской молодежи, сгруппировавшейся вокруг одной из учительниц земской женской гимназии. Желание поработать на массу женского населения, сознание обязанности интеллигентной женщины сделать все возможное для поднятия умственного состояния окружающей ее женской среды – служило руководственным началом этого кружка. Но вследствие различных неблагоприятных обстоятельств инициаторши встретились с большими затруднениями, наткнулись на непреодолимые препятствия и… охладели в своем порыве. Однако доброму делу не суждено было погибнуть. В начале 1892 г. во Владимир переселяется на жительство весьма известная энергичная деятельница в сфере народного просвещения и горячая поборница всяких начинаний в этом деле дочь генерал-майора Э.О. Кислинская. На первых порах своего прибытия в город эта выдающаяся и талантливая личность с увлечением берется за хлопоты об открытии Воскресной школы, «чтобы заняться въ ней столь привычнымъ и любимымъ ею деломъ». В своих воспоминаниях учредительницп школы писала: «По приезде въ новый городъ (Владимиръ), я тотчасъ же отправилась къ директору народныхъ училищъ съ темъ, чтобы просить у него помещения для будущей школы… После этого моего перваго визита къ начальству потянулась длиннейшая процедура прошений, записокъ, писемъ, переговоровъ, визитовъ къ разнымъ лицамъ и проч. Заинтересованная темъ, чтобы какъ можно скорее начать дело, уверенная, что препятствий никакихъ нетъ, такъ какъ все стоитъ на законной почве, я давала и срокъ на все эти предварительныя хлопоты – одинъ месяцъ и писала своимъ друзьямъ и говорила учительницамъ, что черезъ месяцъ школа откроется. Но месяцъ прошелъ, а школы все не было. Вторичный визитъ мой къ директору уже сильно поколебалъ мою оптимистическую уверенность, что осуществление школы – дело ближайшаго будущаго. Неожиданно на пути вырастали какие-то препятствия. Не были собраны сведения объ учительницахъ, не было получено ответа отъ хозяина дома, где помещалось училище, въ которомъ мы думали устроиться, не выяснились еще какие-то обстоятельства: все это перечисляли мне въ ответъ на мое недоумение, что такъ долго тянется дело. Прошелъ еще месяцъ, но вместо ожидаемаго разрешения пришелъ отказъ уезднаго училища дать у себя помещение Воскресной школе, прчиемъ мотивомъ этого отказа было следующее соображение: «если классы будутъ заняты по воскресеньямъ, къ понедельнику ихъ не успеютъ убрать и проветрить». Делать нечего: ищемъ другого помещения. Симпатичная начальница городского училища любезно заявляетъ намъ, что рада уступить Воскресной школе классы училища, рада будетъ даже помогать намъ въ преподавании. Я заявляю объ этомъ по начальству. И опять проходит месяцъ въ томительныхъ, безплодныхъ ожиданияхъ…Наконецъ, является давно жданный казенный пакетъ, котоырй опять ставитъ намъ препятствия…, а второй такой же пакетъ, полученный черезъ три месяца, уже лаконически объявляетъ о невозможности разрешения открыть нашу школу». После целого ряда таких бесплодных попыток открыть Воскресную школу при одном из городских училищ Э. О-ва обращается за разрешением на открытие Воскресной школы в Епархиальный Училищный Совет и просит отвести ей помещение в здании Предтеченской церковно-приходской школы (Улица Княгиниская).

К заседанию Училищного Совета 14 июня 1893 г. Э. О. представляет и объяснительную записку о ново-открываемой школе, о занятиях в ней с примерными планами, делением на группы и программами по Закону Божьему, русскому и церковно-славянскому чтению, письму и счислению. В записке прибавлялось, что для соблюдения порядка во время прихода учениц и при уходе их из школы устраивается дежурство учительниц. По наблюдении за здоровьем учащихся и для подачи медицинских советов приглашается изъявившая на то свое согласие женщина-врач. На изложенных в представленной записке условиях Епархиальный Училищный Совет дал свое согласие на открытие школы и предположил назначить заведующим школой священника, кандидата Богословия, Михаила Гиляревского законоучителем священника 10-го гренадерского Малороссийского полка Иоанна Бланкова и десять преподавательниц, которые все имели звание домашних учительниц. Высокочтимый Архипастырь утвердил это постановление Училищного Совета и преподал учредительнице свое благословение на открытие школы. Теперь уже от намерений и предположений приступили к самому осуществлению. К сведению местной публики и беднейшего населения города с начала сентября 1893 г. было расклеено объявление следующего содержания: «Съ разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосященнейшаго Сергия, Архиепископа Владимирскаго и Суздальскаго открывается въ городе Владимире 19-го сентября 1893 года женская воскресная безплатная школа для обучения Закону Божию, русскому и церковно-славянскому чтению, письму и счету. Школа устраивается главнымъ образомъ для взрослыхъ женщинъ и девушекъ, которыя желаютъ научиться грамоте и не имеютъ по буднямъ свободнаго времени, а аткже будутъ приниматься и дети не моложе 10-ти летъ. Поступать въ школу могутъ и совсемъ безграмотныя, полуграмотныя и хорошо грамотныя, которыя прошли курсъ начальной школы и желаютъ повторить пройденное. Занятия будутъ происходить каждое воскресенье отъ 12-ти до 4-хъ по-полудни. Приемъ ученицъ каждое воскресенье. Школа будетъ помещаться въ здании Предтеченскаго церковно-приходскаго училища, возле церкви Никиты мученика. Первое учебное воскресенье 19-го сентября. Просятъ желающихъ поступить въ школу собраться къ 12-ти часамъ, чтобы отстоять молебенъ предъ началомъ занятий. Обучение въ воскресной школе, а аткже учебныя пособия и принадлежности безплатно».

19 сентября 1893 г. состоялось открытие Воскресной школы; был отслужен молебен, и новый рассадник просвещения для беднейшего населения города Владимира вступил в жизнь, начал функционировать…
Владимирская женская воскресная школа с 19 сентября 1893 г. и до конца 1902 года помещалась в здании Предтеченской церковно-приходской школы.
В своем дневнике учредительница школы писала: «На первый раз пришло 37 учениц, что было не мало для нашего города для дела, не успевшего еще стать популярным. К концу года число учениц достигло 160-ти; второй и третий год дал приблизительно те же цифры; при чем среднее число учениц на воскресенье колебалось между 70 и 90. Помещение наше состояло из двух классных комнат, и в те дни, когда учениц было много, у нас не хватало не только столов и скамеек, не хватало и воздуха. Одновременное занятие 8-9 различных групп на свежего человека производило впечатление базарной площади: шум, крик, говор. Но мы привыкли к таким занятиям и каждая группа слышала только свою учительницу, как каждая учительница слышала только своих учениц. Не мало и других неудобств представляло наше школьное помещение: то мы угорали от дурно вытопленной печи, то принуждены были – и учительницы, и ученицы заниматься в шубах, дуть на пальцы и наблюдать пар от дыхания, когда почему-либо школа оказывалась не топленой и от всех восьми окон верхней комнаты дуло морозным воздухом. Но никогда эти школьные невзгоды не нарушали хорошего настроения присутствующих, ни на йоту не уменьшали того оживления и веселья, какие всегда царили у нас. Многие из учительниц не раз признавались, что необыкновенно хорошо чувствуют себя в школе, что самое грустное настроение разлетается от соприкосновения с этим живым, гудящим школьным ульем. Оживлению школы много способствовали дети, которых у нас за три года всегда было на половину всего числа учениц. Другую половину составляли подростки от 12-ти до 15-ти лет и взрослые от 16-ти до 30-ти, 40-ка лет и более. Занятия происходили по воскресеньям от 12-ти до 4-х и два раза в неделю от 6-ти до 8-ми. Ученицы не раз заявляли о своем желании ходить по вечерам и чаще, но недостаточность учительского персонала заставляла нас придерживаться этого порядка. Дневные уроки начинались Законом Божиим, общим для всей школы, впоследствии разделенной на две части. После молитвы ученицы расходились по своим группам и начинались обычные занятия: письмо, чтение, счет… За три года своего существования школа научила грамоте более сотни человек, и многие из них на третий год продолжают ходить к нам. Занятия с безграмотными носят самый интенсивный характер: все три часа, после Закона Божия, посвящаются исключительно на грамотность – письмо и чтение. Алфавит проходят в 10, 12 воскресений; если группа велика, дело несколько затягивается, но, во всяком случае, к концу полугодия все читают и пишут. Если преподавание не классное, то отдельные способные ученицы проходят алфавит в 5, 6 воскресений и к концу полугодия уже пишут короткие изложения и берут на дом книжку для чтения… Посещение школы ученицами неграмотных групп самое аккуратное; они редко, и только по действительно уважительным причинам, пропускают урок, часто просят на дом букварь, листки с вновь показанными буквами и упражняются сами».
Три года руководства Э.О. Кислинской принадлежат к лучшим годам жизни школы. За эти три года учебное дело в ней прочно установилось, окрепла ее организация, сам вид школы уже достаточно определился, выяснилось любовное отношение к ней беднейшего населения и обнаружились значительные, констатированные посторонними людьми результаты ее работы.
На бывшей всероссийской 1896 года в Нижнем-Новгороде выставке, по приглашения Х.Д. Алчевской, приняла участие и Владимирская школа. В организованный павильон воскресных школ Империи от Владимирской школы были представлены, кроме различных сведений о ее возникновении и жизни, образцы тетрадей с письменными работами учениц всех основных групп, взрослых и детей с подразделением по степени понимания на способные, среднеспособные и малоспособные. Всего было представлено до 30-ти образцов исполненного ученицами письма,- элементов, букв, отдельных слов, отдельных фраз и целых предложений списываний с книги, звуковых проверочных диктантов, упражнений на пройденные орфографические правила, кратких письменных ответов на предложенные учительницами вопросы, изложений прочитанных статеек и самостоятельных письменных упражнений на данные темы.
Так например, 39-ти летняя ученица Асфенова, умевшая при поступлении в школу только читать по слогам, описала «какъ провела она Пасху Христову». 14-ти летняя ученица Бахирева представила «изложение своей жизни при родителяхъ». 17-ти летняя Скачкова, поступившая затем с полученной в школе подготовкой «въ Красный Крестъ», представила «описание своего детства», к слову сказать, крайне тяжелого и грустного…
Вот какой отзыв дала экспертная комиссия по учебному делу на выставке о школе, на основании представленного материала: «Владимирская женская воскресная школа открыта три года тому назад Э.О. Кислинской, личностью выдающейся и талантливой; раньше ей была открыта и ведена в течение нескольких лет мужская школа в Тамбове. Учениц во Владимирской школе было в последнем году 140. Доставленные материалы говорят о в высшей степени серьезной постановке дела; преподающие чрезвычайно заботливо относятся ко всем сторонам школьной жизни; преподавание ведется по строго обдуманным и мотивированным планам; о прекрасных результатах его говорят представленные письменные работы учениц. При школе существуют вечерние и праздничные занятия, и те и другие посещаются большей частью учениц; ведет их большинство учительниц. Одним словом, доставленные на выставку материалы рисуют перед нами в высшей степени симпатичный тип школы, несомненно заслуживающий высшей награды». Вследствие такого отзыва школа получила диплом II-го разряда».
В отчете о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Владимирской Епархии за 1895-96 учебный год Владимирской школе посвящена целая глава, которая начинается такими словами: «Владимирская женская воскресная школа, открытая в 1893 году с благословения и разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, по организации ее, как относительно состава учащих, так и особенно по составу учащихся, а равно по задачам и целям ее действий и характеру обучения, заслуживает полного внимания… Отношение к ней беднейшего населения города самое сочувственное». По представлению Епархиального Училищного Совета, школа за три года дважды удостоилась получить благословение Святейшего Правительствующего Синода в лице ее распорядительницы Э.О. Кислинской и одной из наиболее ревностных учительниц сестры ее С.О. Кислинской. Той и другой за их выдающиеся труды в деле просвещения беднейшей части города Святейший Синод преподал свое благословение с выдачей установленных грамот.
В конце 1896 года учредительница отбыла из Владимира. За ее труды по воскресной школе, Братство святого благоверного великого князя Александра Невского избрало ее своим пожизненным членом, а Епархиальный Училищный Совет оставил ее в звании почетной попечительницы основанной ею школы. Уезжая из Владимира, Э.О. просила Епархиальный Училищный Совет оставить ее попечительницей школы и просьбу свою мотивировала желанием не разрывать связи со школой, быть ей полезной и в случае возвращения во Владимир снова взять на себя заведывание ею. Около того же времени выбыл, за переводом в Москву, и первый заведующий школой, священник М. Гиляревский, и назначен новый, переведенный к Никитской церкви, священник Иоанн Уваров.
Два года руководила школой Губская Александра Порфирьевна. А.П. Губская из лиц местной интеллигенции, принадлежащая к дворянскому сословию. Это одна из самых энергичных учительниц со дня открытия школы.
Только два главных вопроса были поставлены на разрешение преемницы Э.О., которые в свою очередь уже были намечены ею, но за отъездом остались не оконченными. Это вопрос о ежегодном определенном пособии школе и об учреждении при ней библиотеки.
В своем прошении Епархиальному Училищному Совету новая распорядительница писала: «Делая на покрытие школьных расходов сбор пожертвований со стороны тех же лиц, которые бесплатно несут на себе труд по обучению, а также и случайных пожертвований, мы с заведующим находим этот источник содержания школы крайне неудобным по отношению к лицам обучающим, как располагающим весьма ограниченными средствами, и мало надежным в отношении к частным жертвователям». К тому же времени чувствовалась и особая нужда в библиотеке. Многие из учениц, научившись за три года осмысленному чтению, уже не удовлетворялись теми скудными, и, по большей части, принаровленными к детскому возрасту учебниками, которые имелись в распоряжении школы. При том за все это время в школу поступали не только безграмотные, нуждающиеся в элементарном образовании в тесном смысле этого слова, но, как показывает отчет, в нее поступало около половины учениц уже грамотными, которые научились читать дома, или побывали в ежедневных школах и даже окончили в них курс. Для этого разряда учащихся уже мало было элементарного образования, даваемого школой, у них само собой являлись запросы на знания, выходящие за пределы программ начальной школы. Без библиотеки же, хотя и небольшой, школа лишена была возможности удовлетворить столь законную жажду своих учениц к образованию. Учредительница школы писала в своих сведениях: «Отсутствие у нас подходящих книг и библиотеки составляет больное место нашей школы. Между тем внеклассное чтение очень любимо ученицами: они спрашивают книг не только для себя, но и для родных. Иногда просят книг жены для мужей, говоря, что книга отвлечет их от кабака». Многие из учительниц не раз замечали, что ученицы покупают на базаре и приносят в школу всякие книги, иногда весьма сомнительного достоинства. Таким образом, нужда в библиотеке при школе сделалась крайне настоятельной. Часть книг и, главным образом, брошюр у распорядительницы уже имелась в виде пожертвований от Высочайше утвержденной С.-Петербургской Комиссии народных чтений и от Общества распространения полезных книг, а также от Х.Д. Алчевской, которая своим горячим сочувствием ко всем Воскресным школам известна по всей России и далеко за границей и которая, бывши по назначению от Министерства Народного Просвещения представительницей на Нижегородской выставке как министерских, так церковно-приходских воскресных школ, делала там доклад о школе.
Несколько позднее учительницы, пропускающие уроки, согласились вносить за каждый пропуск небольшие штрафы, из которых к концу года составлялась небольшая сумма. На эти деньги покупались народные издания, которые сначала прочитывались своими ученицами, а затем посылались в какую-нибудь бедную народную школу.
А.П. Губская обратилась к начальству с прошением о пособии школе и о разрешении устроить библиотеку из пожертвованных книг и из новых, которые намеревались приобрести по каталогу, изданному по распоряжению Министерства Народного Просвещения и Обер-Прокурора Свят. Синода для бесплатных народных читален, то Епархиальный Училищный Совет одобрил эту меру и назначил на нужды школы ежегодное пособие в размере 100 руб., определив на будущее вносить эту сумму в общую смету по содержанию церковно-приходских школ Епархии. Что придало уверенность работающим в школе и большую прочность ее существованию. Отпущенными средствами могли быть покрываемы расходы по снабжению учащихся пособиями, книгами, а также и другие скромные нужды школы.
Число учениц за 2 года колебалось между 130 и 120-ю, не считая еще 30-ти человек малолетних безграмотных, отделенных в особую «маленькую школку». На 4-й год решили не оставлять за порогом школы никого из малолетних и всем, кому прежде отказывали за неимением нужного возраста, теперь приняли и начали с ними заниматься от 2 ½ часов по полудни до 5-ти часов вечера, отдельно от учениц воскресной школы, так как всем вместе школьного помещения не хватало. Со всей же школой, кроме воскресных дней, нашли возможность вести занятия по вечерам три раза в неделю за 1-е полугодие и два раза за 2-е полугодие.
К этому времени относится введение в школе обучения рукоделия. Учительница Е.Ф. Ган подарила школе подержанную швейную машину, изъявив при этом желание заниматься с ученицами обучением их шитью и кройке. Почти все ученицы в возрасте от 13-ти лет изъявили свое согласие обучаться шитью и кройке, но за неимением у школы надлежащих средств для приобретения сразу многих необходимых принадлежностей для рукоделия, а также и потому, что одно учительнице не было физической возможности заниматься со всеми, выбрано было только 15 наиболее взрослых учениц, с которыми и начались занятия шитьем с кройкой.
Были сделаны попытки завести в школе и хоровое пение учениц, изъявивших желание обучиться ему. Для этой цели, с особого разрешения о. Ректора духовной семинарии, приходил в школу по праздникам на 40 минут регент семинарского хора из воспитанников, который и вел обучение пению под непосредственным наблюдением законоучителя, бывшего тогда помощником инспектора семинарии, и при дежурстве одной из учительниц. Тем же из учениц, которые не обучались пению, предлагалось чтение.

Далее пять лет руководила школой Е.Ф. фон-Ган, которая сменила Губскую, отбывшую в Москву. Утверждена 29 сентября 1893 года. Занятия при этой распорядительнице происходили два раза в неделю: по воскресеньям от 11 ½ до 4-х и по четвергам от 5 ½ до 8 часов вечера. Кроме бесед эта распорядительница с надлежащего разрешения завела в школе «чтения с волшебным фонарем». Она особенно умела также устраивать для учениц Рождественский праздник с елкой. Ученицы всей душой любили ее и привязывались к ней. Наименьшее число учениц (102) при этой распорядительнице было в 1899 году и лишь потому, что было отказано 20-ти малолетним девочкам, которые явились в школу сравнительно поздно – в половине октября,- когда уже установились группы и для них пришлось бы производить новые перегруппировки.
Передержки и дефициты по школе, доходившие обыкновенно до 12-17-ти руб. в год, эта распорядительница покрывала из своих средств.
К концу 5-ти летнего периода на долю школы выпадает целый ряд испытаний. Прежде всего, вследствие вышедшего нового положения о воскресных школах, Епархиальный Училищный Совет отказал школе в казенном пособии, которое раньше с 1897 года ежегодно выдавалось ей в размере 100 руб. По положению от 1-го апреля 1902 года все воскресные школы должны содержаться исключительно на благотворительные средства, жертвуемые городом, обществом, монастырями, церквями, попечительствами, братствами и отдельными лицами. Поэтому школе пришлось лишиться 100 руб. казенного пособия, тогда как у нее в этом году уже предвиделся небольшой перерасход. Пришлось отменить уроки рукоделия и нарушить обучение шитью с кройкой.
Бывшая в распоряжении школы подержанная швейная машина от частого употребления пришла в совершенную негодность, а купить новую не было средств. Дал почувствовать себя и недостаток преподавательниц за отъездом из Владимира наиболее энергичных из них г-ж Исаковых, и особенно частые замены учительниц, не серьезно преданных школе и делу воскресного обучения в ней. За отсутствием учительниц свободные группы обыкновенно присоединяли к тем, к которым они всего более подходили по степени своей подготовки и развития.
В 1902-м году осложнились и обострились недоразумения между распорядительницей школы и ее заведующим, последним был даже поставлен вопрос о закрытии школы. Со стороны заведующего ставилось то, что «здесь обучение ведется лицами с различным образовательным цензом», что «в одно из посещений не замечено было надлежащей классной дисциплины»,- при этом, конечно, забывалось, что воскресную школу со взрослыми учащимися нельзя приравнивать к школе ежедневной.
Заведующий, видимо, тяготился школой и доставлял ей разные неприятности. Так один раз он совсем запретил петь и разучивать некоторые стихотворения и светские песни, предназначенные для исполнения на елке. В одно из своих, вообще крайне редких, посещений заведующий отобрал «книгу взрослых» Алчевской, так что потребовалось целое разъяснение со стороны Епархиального Училищного Совета, что «книга взрослых» Х. Алчевской во всех трех своих выпусках одобрена для библиотек церковно-приходских школ и может быть допущена для пользования в воскресных школах. Видя не совсем доброжелательное отношение к школе заведующего, на помощь ей пришло местное Отделение Епархиального Училищного Совета. Когда было рассмотрено все дело и выяснены все недоразумения, то Владимирское Отделение Епархиального Училищного Совета ни в чем не нашло возможным согласиться относительно двукратного представления заведующего и оставило школу на прежних основаниях. А резолюция Высокопреосвященнейшего Архипастыря утвердила это постановление местного Отделения и снова, таким образом, упрочила существование школы. Несколько позднее со словом ободрения и сочувствия отнесся к школе Епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ губернии. В декабре 1902 г. он посетил школу, был на уроках и затем предложил перевести школу в другое помещение бывшей Ремесленной Управы (ул. Спасская) с назначением нового заведующего, или, по вышедшему Положению, Председателя Совета воскресной школы, каковым был избран и назначен Епархиальным Училищным Советом священник Георгиевской церкви, кандидат Богословия, М.А. Сперанский, от которого школа ранее неоднократно имела доказательства расположенности и отзывчивости к ее нуждам.


Георгиевская улица, д. 15. Дом Ремесленной Управы.

В декабре 1902 г. школа была переведена в помещение бывшей Ремесленной Управы, где она помещалась вместе с ежедневным Ризоположенским церковно-приходском училищем.
Под руководством нового заведующего снова наладилось дело, миновали дни уныния, хотя указанные выше неурядицы и сильно повлияли, особенно к 10-му году, на сокращение учащих и учащихся в школе: все же происходившие недоразумения отнимали охоту к серьезным занятиям у многих… Впрочем, убежденные члены школы, преданные делу воскресного обучения, будучи уверены в правоте своего дела, не опускали рук, не покидали своих занятий и своими честными трудами доказали, что они преследуют одну цель – служение меньшей братии своими знаниями и распространение света грамоты среди женской Владимирской бедноты.
Законоучитель и член совета воскресной школы Н. Ушаков.
8-го января 1908 г. в женской воскресной церковно-приходской школе г. Владимира был устроен для всей учащейся здесь бедноты особый вечер с 5 и до 9 часов. Сначала в одной из обширных комнат Жуковского приходского училища было чтение с туманными картинами из произведений А.С. Пушкина. Затем некоторые из самих учащихся выступили „в живых картинах: „старый и новый год", „гаданье", „жена ямщика" и др. и исполнили „в лицах" несколько стихотворений и басен; позднее пропели несколько хоровых русских песен вокруг устроенной и убранной елки. Каждая из учащихся в школе (всего было около 80 человек) получила в подарок бумажный пакет со сластями и платок. В устройстве вечера и елки особенно потрудились учительницы А.П. Борисова, Е.А. Робустова, Е.А. Соловьева; а в разучивании стихотворений и басен руководил и законоучитель школы Н.Н. Ушаков. Нужно-ли упоминать, как много было выражений трогательной благодарности за устройство вокально-литературного вечера и елки от всей учащейся здесь бедноты.
В 1909 году: «Начальница – Алевтина Ив. Алякринская. Учительницы: Вера Павловна Агапитова (будущий заслуженный учитель школы РСФСР), Елена Мих. Шапошникова и Ольга Васил. Федоровская. Законоучитель – свящ. Пав. Васил. Ильинский».
На заседании Совета женской воскресной школы г. Владимира для открывающейся в С.-Петербурге 11-го мая 1909 г. всероссийской выставки церковно-приходских школ решено представить следующие экспонаты: два фотографических снимка учащих и учащихся в школе, до 15 экземпляров письменных работ учащихся в последовательном порядке, дневник одной из учительниц в школе, один экземпляр описания школьного праздника на святках и историческую записку за десятилетие школы. По рукоделию представляются исполненные исключительно учащимися здесь пять экземпляров чертежей для выкроек (выкроечных листов), пять образчиков шитья разных вещей из белья и столько же образцов вязанья и вышивки.
Образование в губернском городе Владимире
8 января 1889 г. была открыта Церковно-приходская школа при Успенском монастыре
Владимирское Благотворительное Общество
Дом Трудолюбия.
Приют «Ясли» и приют «Семья».
Общество детской помощи и детских развлечений
Церковные школы Владимирской епархии с 1884 по 1904 гг.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (21.01.2016)
Просмотров: 2390 | Теги: учебные заведения, Владимир, владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru